Рабочая программа по курсу «история» Класс 8 2010 год - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по курсу «история» Класс 7 2010 год 3 353.64kb.
Рабочая программа по истории Нового времени 8 класс на 2012-2013... 1 167.83kb.
Рабочая программа по курсу «всеобщая история. История нового времени... 1 239.14kb.
Рабочая программа по новейшей истории 9 класс учитель Пермякова В. 1 235.1kb.
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Рабочая программа по курсу «история» (5 класс) 4 432.9kb.
Программа по курсу «Окружающий мир (Введение в историю)» 3 класс... 1 290.72kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс... 4 534.94kb.
Рабочая программа по истории России 7 класс на 2012-2013 уч год. 1 192.25kb.
Рабочая программа по л итературному чтению Ступень обучения (класс) 1 186.96kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс... 4 732.42kb.
Сборник научно-методических работ к 80-летию со дня рождения Эльвиры... 12 2785.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по курсу «история» Класс 8 2010 год - страница №1/1

МКУ «Новопетропавловская средняя

общеобразовательная школа»

Программа одобрена на заседании педагогического совета школы, от «___» __________________200__ г.

Утверждаю:

Директор ОУ

_________________Жиделева И.Л.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ»

Класс 8

2010 год

Рабочая программа по учебному предмету « История» для 6 класса (Муниципальное казенное образовательное учреждение « Новопетропавловская средняя общеобразовательная школа»)


Составитель: Макерова Марина Александровна, учитель истории и обществознания первой категории, МКОУ «Новопетропавловская средняя общеобразовательная школа».


Рецензент: Чуйкова Надежда Васильевна, руководитель КМО учителей гуманитарного цикла. Учитель русского языка и литературы.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кустового методического объединения учителей гуманитарного цикла Новопетропавловского ТШО протокол № _______ от _____________2010 г.

Согласовано.

Зам по УВР __________________ Н.К.Согласова

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по истории для 8 класса составлена с учетом временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, УМК по истории (автор А.А.Данилов, А.Я. Юдовская).

Программа распределяет учебные часы по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:



Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа содержит:



  • пояснительную записку;

  • требования к уровню усвоения истории в 6 классе;

  • учебно-тематический план;

  • содержание тем учебного курса;

  • контроль уровня обученности;

  • перечень литературы.

  • приложение

  • Общая характеристика учебного предмета

В Новопетропавловской школе Далматовского района изучение истории начинается с 5 класса, то есть курс класса относится к третьему году обучения.

Данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по истории для 8 класса авторов А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.Я.Юдовская в соответствие с учетом временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, с учетом особенностей образовательного процесса в Новопетропавловской школе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Основные содержательные линии рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

.

Особенности структуры и содержания программы


Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.

Межпредметные связи в рамках образовательной системы школы
Обществознание, 8-й класс: наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 8-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 8-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 8-й класс: общие закономерности развития и функционирования человеческого организма, позволяющие устанавливать взаимосвязи проявлений биологического и социально-психологического в поведении человека.
Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Из них 30 часов Новая история,38 часов – история Отечества. Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д. Предпочитаемые формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, работа в парах.
При изучении курса проводится 3 вида контроля:


  • текущий – контроль в процессе изучения темы;

  • рубежный – контроль в конце каждой четверти;

  • итоговый – контроль в конце учебного года.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

• определять и объяснять понятия;

• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

• анализировать исторические явления, процессы, факты;

• обобщать и систематизировать полученную информацию;

• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;



Требования к уровню подготовки учащихся в 8-м классе

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.).

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

  • Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.

  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.

  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Учебно-тематический план по истории России 8 класс(38 часов)


№ п/п

Тема

Кол-во

часов


Контроль




Тема № 1 Россия в первой четверти 19 века. (8 часов)







1

Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв.

1

С 6

2

Внутренняя политика Александра I

1

1

3

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

1

2

4

Отечественная война 1812 года

1

4

5

Отечественная война 1812 года

1

4

6

Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

1

5

7

Политика правительства Александра I в 1815-1825 гг.

1

6

8

Движение декабристов

1

8-9




Тема № 2 Россия во второй четверти 19 века.9 (6 часов)







9

Николаевская Россия

1

10

10

Экономическое развитие России в первой половине XIX века

1

11

11

Внешняя политика Николая I

1

12

12

Кавказская война

1

12

13

Крымская война (1853 – 1856)

1

14

14

Общественное движение 1830-1850-х гг.

1

13




Тема № 3 Культура, наука и быт в первой половине 19 века. ( 4 часа)







15

Наука и образование первой половины XIX века

1

15

16

«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века

1

17

17

Перемены в быту основных сословий населения

1

18

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века»

1

1-18




Тема № 4 Россия в годы правления Александра II (1855-1881). ( 11 часов)







19

Накануне отмены крепостного права

1

19

20

Отмена крепостного права

1

20

21

Отмена крепостного права

1

20

22

Реформы 60-70-х гг.

1

21-22

23

Социально-экономическое развитие пореформенной России

1

23

24

Либеральное и консервативное общественное движение в 60-70-е гг.

1

24

25

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг.

1

25

26

Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг.

1

26

27

Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг.

1

23

28

Внешняя политика Александра II

1

27

29

Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

1

28




Тема № 5 Россия в годы правления Александра III. ( 4 часа)







30

Внутренняя политика Александра III

1

29-30

31

Социально-экономическое развитие России в 1880-1890-е гг.

1

31

32

Появление новых течений в общественно-политической жизни в 1880-1890-х гг.

1

34

33

Внешняя политика Александра III

1

35




Тема № 6 Достижения культуры и науки во второй половине 19 века. (5 часов)







34

Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века

1

36

35

Достижения художественной культуры России во второй половине XIX века

1

37-38

36

Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX века

1

39

37

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX века»

1

1-39

38

Итоговое повторение по теме: «Россия в XIX веке»

1

1-39



Учебно-тематический план по всеобщей истории 8 класс(30 часов)


№ п/п

Тема

Кол-во

часов


Контроль




Тема № 1 Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.( 24 часа)








1

Вводное занятие «Цивилизации Запада и Востока к началу XIX века»







2

Индустриальная революция: достижения и проблемы

1




3

Индустриальное общество

1




4

Наука в XIX веке

1




5

Искусство XIX века

1




6

Искусство XIX века

1




7

Идеологическая мысль XIX века

1




8

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление индустриального общества»

1




9

Консульство и образование наполеоновской империи

1




10

Падение империи Наполеона

1




11

Англия в первой половине XIX века

1




12

Франция в первой половине XIX века

1




13

Франция в 1848-1870 гг.

1




14

Германия в первой половине XIX века

1




15

Италия в первой половине XIX века

1




16

Франко-прусская война. Парижская коммуна

1




17

Повторительно-обобщающий урок по теме: «строительство новой Европы».

1




18

Германия во второй половине XIX века

1




19

Великобритания конца XIX века.

1




20

Третья республика во Франции

1




21

Италия во второй половине XIX века

1




22

Формирование австро-венгерского государства.

1




23

Гражданская война в США.

1




24

США: империализм и вступление в мировую политику.

1







Тема № 2 Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв. (6 часов)








25

Латинская Америка в XIX веке.

1




26

Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай.

1




27

Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка.

1




28

Международные отношения в конце XIX – начале XX веков.

1




29

Повторительно-обобщающий урок по теме: Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв.

1




30

Итоговое занятие.








Основное содержание.

Тема № 1 Россия в первой четверти 19 века. ( 8 часов). Территория империи. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Социальная структура общества. Особенности Российской политической системы. Уровень социально-экономического развития страны и его соотношение с уровнем развития западноевропейских стран. Проблемы модернизации страны.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг. личность и политические взгляды царя. Проекты реформ Негласного комитета. Попытки решения крестьянского вопроса. Реформа органов государственного управления. Законодательные проекты М.М.Сперанского.

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Тильзитский мир и его последствия. Русско-Шведская война, присоединение Финляндии к России. Включение восточно-грузинских земель в состав России. Войны с Ираном и Турцией.

Отечественная война 1812 года. Причины войны. Планы сторон и соотношение сил накануне войны. М.И.Кутузов. бородинская битва и ее значение. Вступление Наполеона в Москву, пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра. Народный характер войны. Изгнание армии Наполеона из России.

Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Заграничный поход русской армии. Смерть М.И.Кутузова. победа над Наполеоном. Россия в Венском конгрессе. Превращение России в мировую державу.

Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг. Влияние Отечественной войны на внутриполитическую ситуацию в стране. Замыслы либеральных реформ. Н.Н.Новосильцев. польская конституция. Консервативные начала в государственной деятельности А.А.Аракчеева.

Социально-экономическое развитие России после войны 1812 г. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны. Кризис крепостнической системы и отставание России от промышленно-развитых стран. Отмена крепостного права в Прибалтике.

Общественные движения первой четверти 19 века. Причины возникновения тайных обществ. «Конституция! Н.М.Муравьева. восстание на Сенатской площади. Влияние выступления декабристов на русское общество.



Тема № 2 Россия во второй четверти 19 века. (6 часов) Внутренняя политика Николая I. Противоречивость внутренней политики Николая I, ее основные направления. Ужесточение контроля над обществом. «Свод законов»Российской империи М.М.Сперанского. Разработка крестьянской реформы. Причины ограничения реформаторских начинаний. Национальные отношения в Российской империи. Польский вопрос. Отмена конституции Польши.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. Начало промышленного переворота. Новые явления в промышленности и сельском хозяйстве. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие и возникновение городов.

Внешняя политика Николая I. Основные направления внешней политики России. Война с Ираном. Туркманчайский мир. Утверждение России в Закавказье. Обострение восточного вопроса.

Кавказская война: основные этапы, итоги и последствия.

Крымская война. Причины и основные этапы. Оборона Севастополя. П.С.Нахимов, В.А.Корнилов. Парижский мир. Итоги войны.

Течения общественной мысли. Славянофилы и Западники, сторонники общинного социализма. Петрашевцы.


Тема № 3 Культура, наука и быт в первой половине 19 века. (4 часа)

Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература, золотой век русской поэзии. Становление русской национальной музыкальной школы. Театр. Живопись. Архитектура. Взаимное обогащение культур народов Российской империи.



Тема № 4 Россия в годы правления Александра II (1855-1881). ( 11 часов)

Россия накануне преобразований. Личность императора Александра II. Социально – экономическое развитие России к началу 60-х г. Настроения в обществе. Проекты отмены крепостного права – борьба либеральных и консервативных сил.

Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Личное освобождение крестьян. Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на Манифест. Современники об отмене крепостного права. Историки о значении реформы 1861 года.

Реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Введение суда присяжных. Военная реформа. Введение всеобщей воинской повинности. Изменения в системе образования. Смягчение цензурных правил. Значение реформ. Начало формирования в России основ правового государства и гражданского общества. Выступления либералов с предложениями о введении Конституции. Развитие капиталистических методов хозяйствования в городе и деревне. Развитие промышленности и транспорта. Своеобразие российской модели общественного развития. Отношение консерваторов к реформам и к власти.

Радикальные общественные движения. Революционно-демократическая идеология. Социализм Н.Г.Чернышевского. русская революционно-демократическая эмиграция. А.И.Герцен. Н.П.Огарев. Народничество – основные направления, идеология. Революционно-демократические организации. Хождение в народ. Зарождение рабочего движения.

Кризис внутренней политики. Причины кризиса реформаторского курса. Покушения на императора. Конституционный проект М.Т.лорис-Меликова. Цареубийство и его последствия.

Внешняя политика Александра II. Основные направления. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война. Итоги.

Тема № 5 Россия в годы правления Александра III. ( 4 часа)

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Консервативный характер внутренней политики. Поддержка помещичьих хозяйств. Учреждение Крестьянского и Дворянского банков. Подавление революционного движения. Усиление правительственного надзора за деятельностью земского и городского самоуправления.

Социально-экономическое развитие. Ускоренное промышленное развитие страны. Завершение промышленного переворота. Государственная поддержка тяжелой и военной промышленности. Экономический подъем 90-х гг. Деятельность С.Ю.Витте. внешнеторговые связи России.

Общественно-политическая жизнь. Национальный вопрос и пути его решения при Александре III. Влияние внутриполитического курса на общественную жизнь. Зарождение нового либерализма. Кризис революционного народничества. Распространение марксизма. Социал-демократические кружки 90-х гг. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления российской дипломатии. Европейская политика. Среднеазиатская политика. Дальневосточная политика.

Тема № 6 Достижения культуры и науки во второй половине 19 века. (5 часов)

Достижения российской науки и образования. Рост потребности в образованных кадрах в условиях начала индустриальной модернизации страны. Система образования. Просветительские общества, народные библиотеки, рост уровня грамотности населения. Научная жизнь России. Научные общества и учреждения. Научные школы. Открытия и изобретения мирового масштаба. История и другие общественные науки. С.М.Соловьев. В.О. Ключевский. Русские путешественники, географы, картографы. П.П.Семенов-Тян-_Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н.Миклухо-Маклай.

Достижения художественной культуры. Русская литература второй половины 19 в. Отражение изменений в социально-экономической и политической жизни страны в русской литературе. Реализм. Влияние русской литературы на общественную жизнь страны. Ф.М.Достоевский. Н.А.Некрасов. А.Н.Островский. М.Е.Салтыков-Щедрин. Л.Н.Толстой. И.С.Тургенев. А.П.Чехов. мировое значение русской литературы. Русская реалистическая живопись. Товарищество передвижных художественных выставок. Меценаты. П.М.Третьяков. Музеи. Архитектурные стили. Скульптура. Музыкальная жизнь страны. Петербургская и Московская консерватории. Развитие национальных традиций в музыке. П.И.Чайковский. драматическое искусство.

Быт и образ жизни россиян. Влияние промышленного переворота на изменения в быту горожан и сельских жителей. человек



Тема № 1 Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.( 25 часов)

Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.

Тема № 2 Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв. ( 6 часов)

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.



Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:



  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

  • демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе;

  • путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

  • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся



  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;

  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

  • пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.

Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся



  • читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

  • не соотносит историческую информацию с картой;

  • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;

  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;

  • отказался работать с контурной картой.


Контроль уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:



  • Устный опрос;

  • Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • различные виды работ с исторической картой, рассказ по анимированной карте;

  • анализ простейших исторических источников;

  • тесты (однотипные, комплексные, разноуровневые);

  • характеристика исторического деятеля (персоналии) по плану;

  • работа со шкалой времени;

  • творческие задания-задачи, кроссворды, чайнворды;

  • Тексты с лакунами (пропусками);

  • «Оживление» картины, рассказ по картине;

  • историческое сочинение, эссе и т.п.

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

По итогам изучения курсов истории России и Новой истории предусмотрены контрольные работы в виде комплексных разноуровневых тестов.
Литература

Нормативные документы

  1. Конституция РФ

  2. Закон «Об образовании»

  3. Конвенция о правах ребенка

  4. Декларация прав ребенка.

  5. Конвенция о правах ребенка.

  6. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

  8. Решение коллегии МОРФ от 28.12.94 № 24/ «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».

  9. Письмо МОРФ от 06.02.95 № 151/«О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации».

  10. Письмо МОРФ от 07.04.95 № 385/11 «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса».

  11. Письмо МОРФ от 15.01.2003 г. № 13-51 08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»

  12. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов. – М., 1995-2003 гг.

  13. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М.:

Минобразование России, 2002. – 26 с.

14. Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по истории.

15. Примерные программы по истории на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования

Учебно-методическая литература
Основная литература для учителя:


  1. А. А. ДАНИЛОВ, Л. Г. КОСУЛИНА. Поурочные разработки к учебнику «ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век» .8 класс, Книга для учителя

  2. А. В. Ревякин: программа курса «Новая история, 1800—1900», 8 класс;

  3. Задания для самостоятельной работы по истории СССР Лернер И.Я. М. 1988

  4. М. Л. Несмелова: планирование курса «Новая история 1800—1900», 8 класс.

  5. Хрестоматия по истории СССР 1861 - 1917 (для студентов ПИ) под ред. Тюкавкина В.Г. М. 1990

  6. Хрестоматия по истории СССР 1861 - 1917. Пособие для учителей. Дмитриев С.С. Эймонтова Р.Г. М. 1990

  7. Хрестоматия по истории СССР 1900 - конец 1930-х Мартуненков С.И. Кораблев Ю.И. М. 1988

Дополнительная литература для учителя:

1. А.Б. Драхлер. Всеобщая история (Вопросы к олимпиаде). - М., «Владос-Пресс», 2002

2. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник \ Ред.-сост. Блохин В.Ф. – Смоленск, 1999.

3. В.П. Бутромеев. Всемирная история в лицах. Новое время.- М.: Олма-Пресс, 2000.-319 стр.



4. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Первый период.- М.:Высшая школа, 1986.-351 стр.

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

  3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

  4. Декабристы: биографический справочник. М., 1988.

  5. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

  6. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 – 1861. М., 1984.

  7. История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

  8. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

  9. История первобытного общества. Эпоха родовой общины. М., 1986.

  10. История России. М., 1995. Т.1.

  11. Ключевский В.О. Соч. в 9 т. М., 1989. Т.5.

  12. Кюстин А. де. Николаевская Россия. М., 1990.

  13. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале ХIХ в. М., 1989.

  14. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины ХIХ столетия. М., 1990.

  15. Мультимедийный «Атлас по истории Древнего мира», Компания «Марис Мультимедиа» и «Новый Диск» , 2003

  16. Новая история. Первый период: Учеб.пособие. - М.: Высш. шк. 1983.

  17. Поткина И.В., Сепунская Н.Б. Россия и модернизация // История СССР. 1990. № 4.

  18. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.

  19. Рахматуллин М.А. Император Николай I и семьи декабристов // Отечественная история. 1995. № 6.

  20. Реформы второй половины ХVIII – ХХ в.: подготовка, проведение, результаты. М., 1989.

  21. Российские самодержцы. М., 1992.

  22. Сперанский М.М. Проекты и записки. М., 1958.

  23. Токарев А.С. Ранние формы религии. М., 1990.

  24. Томсинов В.А. Светило русской бюрократии (М.М.Сперанский).- М., 1997.

  25. Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. 1990. № 1.

  26. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

  27. Шилюк Н.Ф. История древнего мира: древний Восток: Курс лекций. Ч.1. – Екатеринбург, 1997.



Основная литература для ученика:

  1. 400 знаменитых имен и пособий по всеобщей и отечественной истории (для школьника). М.: Дрофа, 2000.

  2. Зуев М.Н. История. Краткий справочник школьника, 5-11 кл. М.: Дрофа, 1997.

  3. Энциклопедический словарь юного историка. (Отечественная история). / Сост. В.Б.Перхавко. - М.: Педагогика 1999.

  4. Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.-4-е изд., и перераб. / Глав. ред. М. Аксенова. -М.: Аванта+, 2004.- 688 с.: ил.

  5. Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации / : Глав. ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002.-704 с.: ил

  6. Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира / Ред. Коллегия: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю. Антонова и др.-М.: «Мир энциклопедия», 2005.-640 с.: ил.

Дополнительная литература для ученика:

  1. А.З.Манфред. Наполеон Бонапарт .-Мысль, 1989.-733 стр.

  2. Дом Романовых М. 1990

  3. Ишимова А.О История России в рассказах для детей С.-Пб 1992

  4. Князьков С. Время Петра Великого М. 1999

  5. Кулагин А.И. Правители России С. 1994

  6. Кулюгин А.И. Правители России С. 1994

  7. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. Книга для учащихся. М. 1989

  8. Пламенное слово. Проза и поэзия Древней Руси М. 1978

  9. Под. ред. Ю.Лимонова Россия XIХ века глазами иностранцев М. 1989

  10. Под. ред. Ю.Лимонова Россия XV - XVI веков глазами иностранцев М. 1989

  11. Под. ред. Ю.Лимонова Россия XVIII века глазами иностранцев М. 1989

  12. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года Петрозаводск. 1995

  13. Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982

.

Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу


Номер изменений

Дата

Страницы

с изменениями



Основания для внесения изменений

Содержание

откорректированных



разделов (тем)

Подпись


































































































































































































Экономия состоит не в сбережении, а в отборе. Эдмунд Берк
ещё >>