Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории 6 класс 2 387.43kb.
Урок по истории Средних веков 6 класс Тема: Наследие Средних веков... 1 89.67kb.
Рабочая программа по истории 1 165.95kb.
Рабочая программа по истории в 6 классе 3 532.28kb.
Урок истории в 12 летней школе» ( Всемирная история 7 класс) 1 78.11kb.
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса 1 217.59kb.
Приказ № от «29» августа 2011 г. Рабочая программа учебного курса 1 256.94kb.
Рабочая программа по истории древнего мира 1 6 класс Рабочая программа... 16 2187.44kb.
Программа по истории для 6-го класса по учебникам: Агибалова Е. 1 324.12kb.
Итоговый тест по истории Средних веков Какие временные рамки получили... 1 32.85kb.
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса 2 671.87kb.
Чужеземец 6 1368.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) - страница №1/3

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы по истории, издательство «Просвещение», 2010 г. программы под редакцией Н. И. Шевченко «История Средних веков», издательство «Просвещение», 2011 г., требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Рабочая программа направлена на достижение следующей цели:

- освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История средних веков» следующие:

- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

- овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V – XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;

- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми;

- развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю с учетом истории России. Исходя из годового календарного учебного графика и расписания на текущий учебный год, общее количество часов 69 (включая административную контрольную работу), на историю средних веков отводится 29 ч.

К важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся:



  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

  • Способность решать творческие задачи;

  • Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий;

  • Умения изучать и систематизировать информацию из различных источников.

УМК по истории Древнего мира составляют:

- учебник «История Средних веков» Агибалова Е. В.– М. «Просвещение»;

- Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь по истории Средних веков;

- Тесты по истории средних веков

- электронные ресурсы: Всеобщая история – 6 класс (диск).

Подчеркнутый материал стандарта подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников (повышенный уровень).

В темах, обозначенных знаком *, содержится олимпийская тематика.

Темы уроков, обозначенный буквой К, содержат кодификатор.



История Средних веков 29 ч.

раздел

часы

стандарт

Требования к уровню подготовки

Знать

уметь

Введение. Живое Средневековье

1




Хронологические рамки Средневековья, понятие «Средние века»

Показывать на исторической карте местоположение государств

Материально-техническое обеспечение: Лента времени. Историческая карта Средневековья.



Тема урока

Элементы содержания

Пара-граф

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

дата

план

факт

1

Введение. Живое Средневековье

Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые изучают историю средних веков

введение

Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени. Изучать историческую карту мира Средневековья

3.09






раздел

часы

стандарт

Требования к уровню подготовки

знать

уметь

Становление средневековой Европы

5

Великое переселение народов. Христианизация Европы. Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Экономическое развитие Западной Европы. Духовный мир европейского средневекового человека

Имена правителей, участников движений, значение понятий: феодальные отношения, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность.

Показывать на исторической карте местоположение государств, описывать знания и образ жизни людей, составлять описание памятников

Материально-техническое обеспечение: Диск «Всеобщая история», историческая карта



Тема урока

Элементы содержания

Пара-граф

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

дата

план

факт

2

Древние германцы и Римская империя

Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германской общины. Германские традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Разложение родового строя и усиление расслоения в обществе. Выделение знати. Римская империя. Римский историк Тацит о германском образе жизни. Великое переселение народов. От набегов к военным походам и завоеваний римских территорий германцами. Нашествие кочевников. Гунны и германцы. Аттила – воинственный вождь гуннов. Войны как часть стиля жизни племени. . Изменение роли вождя и дружины. Верования германцев. Ослабление римской империи и последующий ее раздел под натиском варваров. Трагическое вандальское нашествие на Вечный город. Падение Западной Римской империи. Исторический рубеж древности и Средневековья. Роль вторжений германских племен в границы ослабевшей Западной Римской империи. Территория расселения германских союзов племен на бывшей территории Западной Римской империи.

1

Показывать на карте территорию расселения германцев, кельтов и славян вдоль границ Римской империи. Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племен к IV – V вв. Называть последовательно причины падения Западной Римской империи

5.09




3

*Королевство франков и христианская церковь

в VI – VIII вв.



Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига – вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освященной Богом.

Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений – монастырей. Белое и черное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги – «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и ее значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских – Папская область.


2

Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделят ее этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры.

10.09




4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского королевства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал «варварских» народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. Феодальные междоусобицы и их последствия. Система вассалитета – феодальная лестница. «Вассал моего вассала – не мой вассал». Феодальное право укрепляло право феодальной собственности.

3

Объяснят причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла Великого и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела.

12.09




5

Западная Европа в IX – XI вв.

Франция в IX – XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет – новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля – его домен.

Германия в IX – XI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон I. Еще одно восстановление древней Римской империи – Священная Римская империя. Италия и Германия.



Англия в IX – XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи – первая династия князей Древней Руси. Борьба англосаксов с норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.

4

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.

17.09




6

Культура Западной Европы в раннее средневековье

Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых ученых. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, системы измерений, меры веса и др. Служители церкви – хранители знаний и письменности. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения. Монах Алкуин и его роль в распространении грамотности в Франкской империи. «Дворцовая академия». Карл Великий – созидатель и архитектор. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в Средние века – язык образованности и культуры. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия – книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житейская литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонский эпос «Боевульф», скандинавский – «Старшая Эдда», германский – «Песнь о Нибелунгах», французский – «Песнь о Роланде».

5

Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европейского образования. Доказывать, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека.

19.09






раздел

часы

стандарт

Требования к уровню подготовки

знать

уметь

Византийская империя и славяне в VI – XI вв. Византия при Юстиниане

3

Византийская империя

Имена правителей, общественных религиозных деятелей, участников движений

Показывать на исторической карте местоположение государств, описывать знания и образ жизни людей.

Материально-техническое обеспечение: Историческая карта «Византийская империя», диск «Всеобщая история»



Тема урока

Элементы содержания

Пара-граф

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

дата

план

факт

7

Борьба империи с внешними врагами

К


Образование Восточной Римской империи – Византии – Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и их торговых путей. Византия – единое монархическое государство. Император – правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.

6

Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами.

24.09




8

Культура Византии

Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ в Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма – храм Святой Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм – дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь – «Библия неграмотных». Византия – центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние

7

Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.

26.09




9

Образование славянских государств

К


Направления движения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завещание. Период существования болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава – государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители: Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси – государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

8

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Вычислять, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы.

1.10






раздел

часы

стандарт

Требования к уровню подготовки

знать

уметь

Арабы в VI – XI вв.

1

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания.

Имена правителей, общественных религиозных деятелей, участников движений

Показывать на исторической карте местоположение государств, описывать знания и образ жизни людей.

следующая страница >>



Начинающий врач выписывает по двадцать лекарств для каждой болезни; опытный врач — одно лекарство на двадцать болезней. Уильям Ослер
ещё >>