Рабочая программа по истории 8 класс (история нового времени XIX в.) Учитель Феоктистова Валентина Евгеньевна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории Нового времени 8 класс на 2012-2013... 1 167.83kb.
Рабочая программа по истории, 7 класс (специальный коррекционный... 2 391.28kb.
Рабочая программа по курсу «всеобщая история. История нового времени... 1 239.14kb.
Планирование курса «История России. XIX век.» 6 775.78kb.
Рабочая программа по истории Нового времени (8 класс) 1 248.68kb.
Рабочая программа по истории России XIX век 8 класс учитель Пермякова В. 1 244.81kb.
Феоктистова Елена Николаевна учитель истории и обществознания высшей... 4 354.51kb.
Рабочая программа по предмету «История» 11 класс Разработчик: Малючков О. 4 485.56kb.
Рабочая программа предусматривает на изучение Всеобщей истории 28... 1 219.54kb.
Рабочая учебная программа «История России» и«История Нового времени»... 3 788.51kb.
Рабочая программа по предмету «История» 10 класс Разработчик: Сошникова О. 2 439.23kb.
Р. Усманов. Джордж Гордон Байрон (1788-1824) 4 692.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по истории 8 класс (история нового времени XIX в.) Учитель Феоктистова - страница №1/1

ГБОУ СОШ с углубленным изучением

физики и математики №2007
Рабочая программа

по истории

8 класс

(история нового времени XIX в.)
Учитель Феоктистова Валентина Евгеньевна,

учитель второй квалификационной категории



2013-2014 учебный год

Москва


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории 5-9 классы (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010.

При составлении программы также использованы:

1. История нового времени. 8 класс (Ревякин А.В.) // Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.

Программа предназначена для изучения курса истории нового времени на базовом уровне в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта по курсу «История нового времени» А.В. Ревякина издательства «Просвещение».

Учебно-методический комплект адаптирован для преподавания по программе базового уровня для общеобразовательных школ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.



Календарно-тематическое планирование

№ урока

Пункты учебника

Содержание учебного материала

1.




Вводный урок (1 ч).







Тема 1. Государства Европы и США в 1800-1830 –е гг. XIX в. (5 ч)

2.

1

Франция под властью Наполеона

3.

2

Наполеоновская Франция и Европа

4.

3

Создание Венской системы международных отношений

5.

4

Реакция и освободительные движения

6.

5-6

Заря свободы под Новым и Старым Светом. Европейская реакция в борьбе с революциями.







Тема 2. Политическое развитие Европы и США в первой половине XIX в. (4 ч)

7.

7

Либеральные реформы

8.

8

Зарождение демократического движения

9.

9

Консервативная Европа

10.

10

Искусство и политика







Тема 3. Социально-экономическое развитие европейских стран и США в первой половине XIX века (3 ч)

11.

11

Экономика и политика

12.

12-13

Подъем крупной индустрии. Рождение индустриального общества

13.

14

Социальные учения и социальные движения







Тема 4. Внутренняя и внешняя политика государств Европы и США в середине XIX века. (7 ч)

14.

15

Революции 1848-1849 гг.

15.

16

Крушение Венской системы

16.

17

Объединение Италии и Германии

17-18.

18-19

Консервативные реформы

19.

20

Колониальная политика европейских государств и США

20.

21

Завершение эпохи национальных войн







Тема 5. Культура Европы и США в XIX в. (2 ч)

21.

22

Наука и общество

22.

23

Общество и искусство







Тема 6. Внутренняя и внешняя политика государств Европы, США, стран Востока в конце XIX века (5 ч)

23.

24

Становление либеральной демократии

24.

25

Конфликтное общество

25.

26

Противостояние в Европе

26.

27

Борьба за колониальный раздел мира

27.

28

Разбуженное общество Востока

28.




Итоговое повторение (1 ч)



Содержание обучения

Введение (1 ч).

Мир к началу XIX века. Подъем мировой торговли. Европейская колонизация стран Азии, Африки и Америки. Накопление капиталов. Формирование рыночной системы хозяйства. Ускорение развития промышленности и сельского хозяйства. Фермерство. Мануфактура. Ростки крупной машинной индустрии в Великобритании. Духовное раскрепощение человеческой личности. Подъем светской литературы и искусства. Возникновение экспериментальной науки. Новые общественные ценности: труд, преуспевание, общее благо, гражданский долг, свобода и права человека. Единые централизованные суверенные государства. Баланс сил в Европе. Соперничество европейских государств в борьбе за колонии. Революции конца XVIII в. и крушение «старого порядка» в Европе.

Основное содержание истории XIX в. Развертывание промышленной революции и становление индустриального общества. Глубокие перемены в повседневной жизни людей. Законодательное признание свободы и равноправия граждан. Возникновение массовых общественных движений и политических партий. Успехи науки, искусства, образования. Колониальный раздел мира. Приобщение восточных обществ к ценностям европейской цивилизации.

Тема 1. Государства Европы и США в 1800-1830 –е гг. XIX в. (5 ч)

Значение переворота 18-19 брюмера 1799 г., оценка личности и деяний Бонапарта. Консульство. Опора бонапартистской диктатуры в обществе. Внутренняя политика и законодательство Бонапарта. Кодекс Наполеона. Установлении империи. Экономическая политика. Оздоровление финансов. Начало промышленного переворота. Новые богачи. Предпосылки гибели империи. Внешняя политика Франции. Наполеоновские войны, их захватнический характер со стороны Франции. Патриотический, освободительный характер войн антифранцузской коалиции. Территориальные захваты Наполеона. «Великая империя». Система зависимых от Франции государств. Рейнский союз. Упразднение Священной Римской империи и возникновение Австрийской империи. Декрет о континентальной блокаде. Тильзитский договор Франции с Россией. Европа под властью Наполеона. Реформы по «французскому образцу». Подъем освободительного движения. Реформы в Пруссии и Испании. Поход Наполеона в Россию. Гибель империи. Значение Наполеоновских войн.

Мирный договор союзников с Францией. Реставрация Бурбонов во Франции. Венский конгресс и его задачи. Разногласия среди участников конгресса. Легитимизм. Урегулирование территориальных споров. Создание Германского союза. Судьба реформ. Священный союз. Значение Венского конгресса. Создание Венской системы международных отношений. Союз великих держав и «европейский концерт». Усиление реакции в Европе. Белый террор во Франции. Карлсбадские постановления в Германии. Отпор реакции со стороны народов Европы. Либеральные и национальные революции. Либеральное движение. Основные требования либералов: свобода и равноправие, равноправие и фактическое неравенство, конституционное ограничение власти монархов, избирательные права граждан. Отношение либералов к национальным движениям.

Колониальное общество Латинской Америки. Предпосылки подъема освободительного движения. Франсиско Миранда и Симон Боливар. Освободительная война и образование независимых государств. Либеральные революции в Испании, Португалии и Италии. Положение Греции под властью Османской империи. Восстание и начало освободительной войны в Греции.

Борьба Священного союза против революций. США и освободительная война в Латинской Америке. Доктрина Монро. Солидарность передовой общественности Европы с освободительной борьбой греков. Выступление европейских государств в поддержку Греции. Русско-турецкая война 1828-1829 гг.

Образование независимого греческого государства. Июльская революция во Франции. Низложение Бурбонов. Избрание королем Луи Филиппа Орлеанского. Восстание за независимость Бельгии. Польское освободительное восстание. Поражение Священного Союза. Значение освободительных войн и либеральных революций.



Основные понятия и термины: диктатура, инфляция, коалиция, кодекс, конкордат, консул, консульство, континентальная блокада, империя, новые богачи, нотабли, плебисцит, префект, сенат, узурпатор, эмиссия; Венская система, интервенция, карбонарии, креолы, легитимизм, либералы, метисы, мулаты, национальность, нация, оппозиция, реакция, Священный союз, ультрароялисты, хартия, ценз.
Тема 2. Политическое развитие Европы и США в первой половине XIX в. (4 ч)

Реформы как альтернатива революциям. Движение за реформы в Великобритании. Уильям Коббет. Избирательная (парламентская) реформа 1832 г. Движение сторонников свободы торговли. Ричард Кобден. Отмена хлебных законов. Создание Таможенного союза в Германии. Значение либеральных реформ.

Разочарование общественности ограниченностью либеральных реформ. Раскол в либеральном движении. Возникновение демократического движения. Требования демократов: введение всеобщего избирательного права (для мужчин) и представительного правления. Демократы и республиканское движение. Демократизация избирательного права в США. Противоречия американской демократии. Соперничество двух партий на выборах.

Влияние примера американской демократии на Европу. Республиканские восстания во Франции. Формы демократической самоорганизации граждан. Чартистское движение в Великобритании. Народная хартия. Подъем и упадок чартистского движения. Причины поражения чартизма.

Союз реакции и либералов в борьбе с демократическим движением. Консервативная политика. Защита консерваторами традиционных основ общества и государства, а также умеренный реформизм. Британские консерваторы. Доктринеры во Франции. Франсуа Гизо. Правительственная «система» Июльской монархии во Франции. Правление нотаблей.

Консервативная политика в абсолютистских странах Европы. Эра Меттерниха в Австрии. Политический гнет. Национально-культурное возрождение. Эпоха реформ в Венгрии. Славянское возрождение. Национальные противоречия в Австрийской империи. Политика австрийского правительства в национальном вопросе. Экономическое отставание Австрии. Движение за национальное возрождение Италии. «Молодая Италия». Либеральные реформы и гражданская война в Испании.

Влияние политики на художественную жизнь Европы. Борьба художественных стилей. Ампир. Художники Луи Давид и Франсиско Гойя. Композитор Людвиг ванн Бетховен. Поэт и писатель В. Гёте, Академическое искусство. Художник Энгр. Романтическое искусство. Воззрения романтиков. Романтизм в художественной прозе, поэзии, музыке и живописи. Композитор Р. Вагнер. Художники Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье.

Основные понятия и термины: академизм, ампир, банкетная кампания, будители, возрождение (национально-культурное), демократы, доктринеры, консерваторы, либералы, нотабли, оппозиция, орлеанисты, парламентаризм, петиция, протекционизм, радикалы, романтизм, реакция, свобода торговли, Таможенный союз, хартия, чартизм.
Тема 3. Социально-экономическое развитие европейских стран и США в первой половине XIX века (3 ч)

Предпосылки промышленной революции. Крупная индустрия и сельское хозяйство. Аграрная революция как предпосылка промышленной революции в Великобритании. Медленные перемены в сельском хозяйстве континентальных стран Европы. Латифундии в Латинской Америке. Фермерское хозяйство в США. Политика поощрения промышленности. Свобода торговли и протекционизм. Переход большинства государств Европы к политике свободной торговли. Развертывание технического переворота в промышленности. Изобретатели Ричард Роберте, Филипп Жирар, Жозеф Мари Жаккар, Ричард Тревитик. Индустриализация металлургии. Технология Генриха Бессемера и Пьера Мартена. Промышленное производство машин. Возникновение парового судоходства. Роберт Фултон. Железнодорожная революция. Механизация сельского хозяйства.

«Инвестиционный голод». Развитие фондового рынка, промышленного и коммерческого кредита. Новые формы оптовой и розничной торговли. Рождение индустриального общества. Последствия промышленной революции. Социальный вопрос. Причины обнищания рабочих. Демографический взрыв. Рост эмиграции. Урбанизация.

Споры о путях решения социального вопроса. Выступления в поддержку социальных реформ. Идея социальной революции. Деятельность социалистов. Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Луи Блан. Сторонники строя общности, или коммунисты. Роберт Оуэн, Этьен Кабе, Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Возникновение марксизма. Зарождение рабочего движения. Профессиональные союзы. Участие рабочих в политической борьбе.



Основные понятия и термины: банкротство, демография, иммиграция, инвестиции, коммунизм, либералы, миграция, плантация, пролетарии, протекционизм, социализм, социальная революция, социальные реформы, социальный вопрос, тариф, тред-юнионы, урбанизация, эволюция, эмиграция, эксплуатация, юнкеры.
Тема 4. Внутренняя и внешняя политика государств Европы и США в середине XIX века. (7 ч)

Предпосылки революций 1848-1849 гг. Начало революций, их задачи. Вторая республика во Франции. Внешняя политика Французской республики. Национальные мастерские. Июньское восстание в Париже. Либеральные преобразования в германских государствах. Борьба за объединение Германии. Освободительная война в Венгрии. Наступление контрреволюции в Германии. Поражение итальянских демократов. Итоги революций.

Реакция и реформы. Реальная политика. Принцип национальностей Наполеона III. Восточный кризис. Крушение Венской системы международных отношений. Крымская война. Парижский мир. Образование Румынии.

Борьба за объединение Италии и Германии. Война за независимость Италии. Камилло Кавур и Джузеппе Гарибальди. Образование Итальянского королевства. Войны за объединение Германии. Отто фон Бисмарк. Образование Северо-Германского союза.

«Революционеры на троне». Демократия по Бисмарку. Либеральные реформы в Италии. Преобразование Австрийской империи в Австро-Венгрию. Вторая империя во Франции. Либеральные и демократические реформы в правление Наполеона III. Вторая парламентская реформа в Великобритании. Бенджамин Дизраэли и Уильям Гладстон. Революция и реформы в Испании. Вопрос о рабовладении в США. Аболиционистское движение. Авраам Линкольн. Гражданская война в США – вторая американская революция. Реконструкция Юга.

Великобритания – крупнейшая колониальная держава. Колониальное соперничество на Дальнем Востоке. «Опиумные войны». Расширение колониальной империи Франции. Открытие Суэцкого канала. Колониальная война Франции в Мексике.

Успехи и неудачи внешней политики Наполеона III. Восстание в Польше и его международный резонанс. Сближение России и Пруссии. Франко-германские противоречия. Франко-прусская война. Создание Германской империи. Дипломатический успех России. Франкфуртский мир.

Основные понятия и термины: австрославизм, «весна народов», демократы, диктатура, император, интервенция, либералы, национальность, нация, национальные мастерские, реакция, республика, социальный вопрос; аболиционисты, автономия, авторитарное государство, гомстед, демократы, иммиграция, колониализм, колонизация, оппозиция, плантация, плебисцит, «революция сверху», реконструкция, рескрипт, рисорджименто, тред-юнионы, юнкеры.
Тема 5. Культура Европы и США в XIX в. (2 ч)

Зрелость науки. Открытия в области естественных наук и математики. Специализация и профессионализация наук. Успехи в области образования. Развитие книжной и газетно-журнальной печати. Практическая польза науки. Новая техническая революция. Высокий общественный престиж науки. Позитивизм. Подъем гуманитарных наук. Возникновение профессиональной исторической науки.

Формирование нового образа жизни. Сближение культуры высших и низших классов. Государственные праздники и спорт как школа гражданского воспитания. Стилевое многообразие искусства XIX в. Развитие рынка произведений искусства. Массовые виды искусства. Фотография. Фонограф. Кинематограф. Эклектика в архитектуре. Наука и художественная культура. Расцвет жанра романа. Гюстав Флобер и Эмиль Золя. Барбизонская школа живописи. Реалистическая живопись Гюстава Курбе. Импрессионисты. Живописцы Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Эдгар Дега. Скульптор Огюст Роден. Постимпрессионисты.

Опорные понятия и термины: академизм, гражданское воспитание, импрессионизм, натурализм, образ жизни, реализм, позитивизм, постимпрессионизм, техническая революция, урбанизация, эклектика.
Тема 6. Внутренняя и внешняя политика государств Европы, США, стран Востока в конце XIX века (5 ч)

Становление либеральной демократии в странах Европы и Северной Америки. Расширение избирательных прав. Борьба за женское равноправие. Массовые политические партии. Особенности политического устройства отдельных стран Европы и Америки.

«Великая депрессия» конца XIX в. Экономический кризис и рабочее движение. Новые профессиональные союзы рабочих. Подъем социалистического движения и создание Второго интернационала. Течения в социалистическом движении. «Исключительные законы» против социалистов в Германии и Австро-Венгрии. Осуществление социальных реформ. Усиление националистического движения. Третья республика во Франции. Парижская коммуна. Монархисты и республиканцы. Демократы и националисты.

Новое соотношение сил в Европе. Союз трёх императоров. Восточный кризис и русско-турецкая война 1877-1878 гг. Берлинский конгресс. Русско-австрийское соперничество. Тройственный союз. Болгарский кризис. Русско-французский союз. Восстановление баланса сил. Вооруженный мир.

Усиление колониальной экспансии. Цели колониальной политики. Переселенческие и туземные колонии. Колониальные интересы Великобритании. Русско-британские противоречия. Франко-британское соперничество. Колониальный раздел Африки. Обострение германо-британских противоречий. Попытки колониального раздела Китая. Внешняя экспансия США. Последствия колониализма для Азии и Африки. Промышленная революция и страны Востока. Разбуженное общество. Танзимат в Османской империи. Освободительное движение в Индии. Начало обновления индийского общества. Восстание тайпинов в Китае. Политика самоусиления. Реставрация Мэйдзи в Японии. Реформы по европейскому образцу.

Опорные понятия и термины: авторитарное государство, амнистия, анархизм, анархия, банкротство, буры, демократы, депрессия, канонерка, колониализм, колонизация, монополия, олигополия, оппозиция, парламентаризм, протекционизм, радикалы, социализм, статус-кво, тред-юнионы, феминизм.
Итоговое повторение (1 ч)
В странах Европы и Северной Америки окончательно разрушен «старый порядок». Глубокие перемены в материальных и экономических условиях жизни. Развитие крупной машинной индустрии. Железные дороги. Паровое судоходство. Утверждение рыночных отношений. Активное развитие капиталистического предпринимательства. Новые массовые формы политической и профессиональной самоорганизации граждан. Развитие учреждений либеральной демократии. Яркие достижения в области науки, культуры, образования. Колониальный раздел мира между европейскими странами, США и Японией. Приобщение народов колониальных стран к ценностям европейской культуры и цивилизации. Предпосылки преодоления их отсталости и освобождения от колониальной зависимости в будущем. Контуры единой мировой цивилизации.
Цели обучения

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.


К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);


- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;


- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:


- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3.Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).



Учебно-методическое обеспечение

Программа предназначена для изучения курса «История нового времени» в его традиционном варианте в объеме 28 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта:



2. Ревякин А.В. История нового времени. 1800-1900. 8 класс – М.: Просвещение, 2009.

3. Лебедева Е.И., Ревякина Е.Ю. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1900. 8 класс. - М.: Просвещение, 2011.

3.Дополнительная литература.

1. История нового времени. XIX век. (Энциклопедия для детей. «Руссика»). – М., 2005.

2. Мережковский Д.С. Наполеон.

3. Цвейг С. Жозеф Фуше. Мария-Антуанетта.

4.Стендаль. Красное и чёрное. Ванина Ванини.

5.Бальзак О. де. Отец Горио. Утраченные иллюзии. Евгения Гранде.

6.Войнич Э.Л. Овод.

7.Гюго В. Отверженные.

8.Рид Т. М. Всадник без головы.

9.Флобер Г. Воспитание чувств.

10.Диккенс Ч. Лавка древностей. Приключения Оливера Твиста. Домби и сын.

11.Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.

12.Креспель Ж.П. Повседневная жизнь импрессионистов: 1863-1883.

13.Ролан Р. Жизнь Бетховена.

14.Фейхтвангер Л. Франсиско Гойя, или Тяжкий путь познания.











Поздравляя радующегося о полученном ранге, разумный человек поздравляет его не столько с рангом, сколько с тем, что получивший ранг толико оному радуется. Козьма Прутков
ещё >>