Рабочая программа по географии для 7 класса соответствует обязательному минимуму содержания по данному предмету - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка к курсу физики 7-9 классов 3 641kb.
Рабочая программа по истории мбоу «Аксубаевский лицей» 1 341.37kb.
Рабочая программа по истории мбоу «Аксубаевский лицей» 2 423.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины химия для направления подготовки... 1 154.38kb.
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на... 3 668.43kb.
Программа дисциплины "Информационные технологии в экономике" составлена... 1 108.33kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной... 1 308.47kb.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской... 1 258.9kb.
Рабочая программа по географии «Хозяйство и географические районы»... 1 328.15kb.
Программа курса Концепции современного естествознания 1 227.2kb.
Учебно-методический комплекс «Организационное консультирование» 1 294.88kb.
Ядерный национализм 1 114.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по географии для 7 класса соответствует обязательному минимуму - страница №1/1

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа (VII вида) № 609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Принято на педагогическом совете

от «____»_______________2012 г.

Утверждено

Директор школы________________

О.П.Семёнова

«____»_____________2012 г.



Рабочая программа

по географии

7 класс

на 2012-2013 учебный год

Учитель: Симонова К.Л.

Согласовано

на методическом объединении

учителей политехнического цикла

ГБС(К)ОУ школы № 609

Леонова О.А.___________

«____»____________2012 года

2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса физической географии для 7 класса  «Материки и страны» составлена на основе



  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 г. Москва)

  • авторской программы основного общего образования по географии Н.Н.Петровой ( Москва, Мнемозина,2009 год).

Рабочая программа по географии для 7 класса соответствует обязательному минимуму содержания по данному предмету.

Место учебного предмета в учебном плане школы

Согласно учебному плану ГБСКОУ школы № 609 на изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, итого за год 70 часов.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.



Основная цель курса- комплексное изучение природы и народов материков стран, включая их культурные особенности и хозяйственную деятельность.

Изучение географии в 7 классе направлено на решение задач:

1.Создать у обучающихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

2. Раскрыть закономерности землеведческого характера;

3. Воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.



Особенности данной программы по географии:

В процессе обучения проводится коррекционная работа с учащимися, основной целью которой является обеспечение максимальных условий для более доступного усвоения базовых знаний и умений.

Проблемы в усвоении новых знаний у учащихся с задержкой психического развития объясняются недостаточной сформированностью основных мыслительных операций, а также замедлением скорости приёма и переработки сенсорной и речевой информации. Поэтому возникает необходимость сообщения нового материала методом «малых шагов»- с большой детализацией, развёрнутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов. Поэтому в курсе географии 7 класса «Материки и страны» большое внимание уделено характеристике объектов (материков и стран) по плану.

Изменения в программе:

Распределение часов оставлено практически без изменений. На 1 час уменьшено количество часов по разделу « Источники географической информации»-6ч-1ч; на 2 часа по разделу «Современный облик планеты Земля» 24ч-2ч. Увеличено время на изучение раздела «Северная Америка и Евразия: сравним два материка» 20ч+1ч. 2 часа оставлено на резерв времени.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

1. Программа для общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы / авт.-сост. Н.Н.Петрова. Москва, «Мнемозина», 2009.

2. Учебник: Н.Н.Петрова, Н.А.Максимова «География. Материки и страны» 7 класс. Москва, «Мнемозина» 2010.

3. Атлас по географии (с комплектом контурных карт),7 класс, Москва, АстПРЕСС, 2012 год

4. Тематическое и календарно-тематическое планирование к учебнику.

Интернет-ресурсы:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия.7 класс.

2. http://www.worlds.ru – Каталог стран мира

3. http://www.kulichki.com/trevel- Виртуальные путешествия

4. http://www.fbit.ru/free/flags- каталог государственных флагов

5. http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm

6. http://geo1september.ru/

7. http://www.rgo.ru/

8. http://www. gks .ru/

9. http://www.cia.gov/librari/publications/the-world-factbook/index.htlm/

10. http://www.mineral.ru/

11. http://www.sci.aha.ru/

12. http://www.vokrugsveta.ru/- журнал Вокруг света

13. http://www.nauka.ru/

14. http:// www.geo.web.ru -Все о геологии.

15. http:// www. Catalogmineralov.ru- Каталог минералов.

16. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия

17. http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия



Содержание рабочей программы.

7 класс

Тема

Кол-во часов

Содержание

Источники географической информации.

5

Развитие знаний человечества о материках и океанах. Методы изучения материков, регионов и стран. История возникновения карт, их значение и свойства.

Геологическая история Земли.

7

Геохронологическая таблица. Основные типы земной коры. Движение и границы литосферных плит. Карта строения земной коры. Размещение крупных форм рельефа на материках и в океане.

Климат

5

Солнце- источник света и тепла на Земле. Суммарная солнечная радиация. Суточная и годовая амплитуда температуры. Тепловые пояса. Общая циркуляция атмосферы. Климатические пояса Земли.

Природные зоны

4

Зональность- важнейшая закономерность в распространении природных зон на Земле. Смене природных зон в зависимости от сочетания тепла и влаги. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках. Взаимосвязь природных компонентов и хозяйственной деятельности в природных зонах. Экологические проблемы.

Человечество на Земле

6

Расы и народы. Разнообразие народов и культур. Хозяйственная деятельность человека. Природные ресурсы- важнейшее условие для развития хозяйства. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы.

Австралия – самый маленький материк Земли

4

Географическое положение, удалённость от других материков Земли. Рельеф и полезные ископаемые. Минеральные ресурсы. Климат. Преобладание жарких и сухих воздушных масс в течение года. Климатические пояса и области. Реки и озёра. Природные зоны. Проблемы обводнения территорий. Заповедники и национальные парки. Австралийский Союз. Австралийские аборигены.

Африка – самый жаркий материк Земли

7

Географическое положение. Положение относительно экватора и тропиков. Рельеф и полезные ископаемые. Равнинный характер рельефа. Минеральные ресурсы. Климат. Африка- самый жаркий материк Земли. Климатические пояса и области. Реки и озёра. Природные зоны. Хозяйственная деятельность человека в различных природных зонах. Заповедники и национальные парки. Египет- дар Нила. Южно-Африканская республика. Демократическая республика Конго.

Южная Америка – самый влажный материк Земли

6

Географическое положение. Америка- одна часть света, но два материка. Рельеф и полезные ископаемые. Равнинный Восток и горный Запад. Горная система Анд. Современная вулканическая деятельность и землетрясения. Минеральные ресурсы. Климат. Климатические пояса и области. Реки, озёра, водопады. Природные зоны. Высотная поясность в Андах. Бразилия.

Антарктида – самый холодный материк Земли

3

Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Южный полюс. Природные условия и ресурсы. Покровное оледенение. Полярный день и ночь. Современные исследования в Антарктиде, их научное и практическое значение.

Северная Америка и Евразия: сравним два материка

20

Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Минеральные ресурсы. Климат. Общие черты климата материков. Широтный и меридиональный перенос воздушных масс как следствие конфигурации материков, а также особенностей их географического положения и рельефа. Реки и озёра. Природные зоны. Население. Особенности заселения материков. Политическая карта Европы, зарубежной Азии и Северной Америки. Соединённые штаты Америки. Япония- страна-архипелаг. Индия- самое многонациональное государство мира. Сингапур- «страна- город». Саудовская Аравия- страна песков и нефти. Страны Западной Европы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения курса географии 7 класса «Материки и страны»

ученик должен

Название темы

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

Источники географичес-кой информации

Предмет изучения географии, части света, карты материков; основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых; свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

Читать и анализировать географические карты; показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий; называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

Чтения карт различного содержания; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.


Геологичес-кая история Земли

Строение литосферы и земной коры, теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту, приводить примеры связи рельефа и строения земной коры; наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

Понимания закономерностей формирования современного облика планеты Земля.

Климат

Особенности распространения солнечного тепла и света на поверхности Земли; распределение поясов атмосферного давления; основные типы воздушных масс; климатообразующие факторы, типы климатических поясов.


Определять по климатическим картам средние и абсолютные температуры, количество осадков, направление господствующих ветров; составлять описание климата,  используя климати-ческую карту и карту климатических поясов.

проведения наблюдения за процессами и явлениями, их изменениями.


Природные зоны


Гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

.


Анализировать карту природных зон; называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами; объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу.

Проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями.

Человечест-во на Земле

Виды хозяйственной деятельности человека в океанах; примеры антропогенных изменений в природе океанов, меры по охране вод; крупные порты; районы повышенной плотности населения, крупные народы, ареалы их распространения; крупные регионы материков, различающиеся особенностями хозяйственной деятельности населения; крупные заповедники и национальные парки; меры по охране природы континентов.

Показывать океаны и их части на карте; объяснять роль океана в жизни Земли; называть крупные страны, их столицы;  называть свойства географической оболочки; определять по картам особенности размещения и состав населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей; показывать крупнейшие народы Земли.

Понимания географической специфики регионов и стран мира.

Материки и страны

Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы; особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка; особенности климата материка; основные речные системы, озера материка; особенности природных зон материка;численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту; состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.


Определять географическое положение материка, крайние точки, оценивать влияние географического положения на особенности природы материка; называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте; объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

Понимания географической специфики материков и стран, находящихся на материке.

Северная Америка и Евразия: сравним два материка


Приемы определения географического положения Северной Америки Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы; особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения; особенности климата Северной Америки и Евразии; основные речные системы, озера материков; особенности природных зон материков; численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту; состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения; язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.


Определять географическое положение Северной Америки и Евразии, крайние точки; оценивать влияние географического положения на особенности природы материков; называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте; объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.


Понимания географической специфики материков Северная Америка Евразия и стран, находящихся на материках.

Тематическое планирование

по курсу физической географии материков

Учебник: Н.Н. Петрова и Н.А. Максимова

«География. Материки и страны»



7 класс.

Москва, «Мнемозина», 2010





Наименование разделов

Всего часов

Их них

Лабораторные и практические работы (кол-во часов)

Контрольные и ДКР (кол-во часов)

Экскурсии

Проекты, исследования

1

Источники географической информации

5

Пр. раб.- 2

Работа на к/к- 3



-







2

Современный облик планеты Земля

22

Пр. раб.- 4

Работа на к/к- 7



4







3

Материки и страны

20

Пр. раб.- 4

Работа на к/к- 19



1







4

Северная Америка и Евразия: сравним два материка

23

Пр. раб.- 5

Работа на к/к- 12



2







Итого




70

Пр. раб.- 15 часов

Работа на к/к -41 час



7 часов








Поурочное планирование

по курсу физической географии материков



7 класс

№ урока




Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Работа на контурных картах







Раздел 1. Источники географической информации.

5







1.




Введение в курс географии 7 класса. Путешествие по карте.

1




Обозначение на к/к элементов градусной сети, материков и океанов.

2.




Составление географических описаний.

1




Нанесение на к/к маршрутов путешественников.

3.




Карта – основной язык географии.

1

Пр.р. №1 Характеристика карт




4.




Определение положения географических объектов в пространстве и времени.

1

Пр.р. 2 «Определение положения географических объектов в пространстве и времени

Нанесение на к/к географических объектов.

5.




Статистические и геоинформационные источники.

1













Раздел 2. Современный облик планеты Земля


22













Тема : Геологическая история Земли.


7







6.




Географическое время. Геохронологическая таблица.

1







7.




Литосфера. Строение земной коры.

1




Обозначение на к/к границ материковой и океанической земной коры.

8.




Теория литосферных плит.

1




Обозначение на к/к литосферных плит.

9.




Формирование рельефа Земли.

1







10.




Размещение крупных форм рельефа Земли.

1




Нанесение на к/к форм рельефа.

11.




Полезные ископаемые.

1

Пр.р. 3. «Объяснение причинно-следственных связей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.




12.




Обобщающий урок по теме «Геологическая история Земли». Тестирование.

1




Нанесение на к/к крупных форм рельефа, геологических структур и месторождений полезных ископаемых.







Тема : «Климат»


5







13.




Солнце – источник света и тепла на Земле.

1




Выделение на к/к территории, где Солнце бывает в зените.

14.




Общая циркуляция атмосферы. Воздушные массы.

1







15.




Особенности распределения осадков.

1




Выделение на к/к областей с min и max количеством осадков.

16.




Климатические пояса.

1




Нанесение на к/к климатических поясов.

17.




Обобщающий урок по теме «Климат». Тестирование.

1

Пр.р. 4. Составление графика годового хода t и диаграммы осадков.










Тема : «Природные зоны».


4







18.




Природные зоны жаркого пояса.

1







19.




Природные зоны умеренного пояса.

1







20.




Природные зоны холодного пояса.


1







21.




Обобщающий урок по теме «Природные зоны».


1

Пр.р. 5 Составление описаний природных зон жаркого,

умеренного, холодного поясов.












Тема : «Человечество на Земле».

6







22.




Расы и народы.


1







23.




Разнообразие народов и культур.

1







24.




Развитие хозяйственной деятельности человека.

1

Пр.р. 6 Определение влияния природных условий и ресурсов на расселение, традиционные занятия и быт населения.




25.




Природные ресурса – важнейшее условие для развития хозяйства.

1







26.




Ресурсы Мирового океана.

1







27.




Обобщающий урок по теме «Человечество на Земле».

1













Раздел 3.

Материки и страны.


20













Тема: «Австралия – самый маленький материк Земли».

4







28.




Географическое положение, рельеф, полезные ископаемые.

1




Нанесение на к/к крайних точек, форм рельефа Австралии


29.




Климат. Внутренние воды.

1




Нанесение на к/к рек и озер


30.




Природные зоны.

1

Пр.р. 7 Описание взаимосвязей природных компонентов в природных зонах Австралии


Обозначение границ природных зон.


31.




Австралийский союз.

1




Нанесение на к/к столицы и крупнейших городов Австралии








Тема : «Африка – самый жаркий материк Земли».


7







32.




Географическое положение.

1




Нанесение на к/к крайних точек, островов и полуостровов, морей, омывающих Африку.

33.




Рельеф и полезные ископаемые.

1




Нанесение на к/к форм рельефа и полезные ископаемые Африки

34.




Климат. Внутренние воды.

1




Нанесение на к/к рек и озер.

35.




Природные зоны.

1

Пр.р. 8 Описание взаимосвязей природных компонентов в природных зонах Африки

Обозначение границ природных зон.


36.




Арабская республика Египет.

1




Нанесение на к/к главных объектов Египта.

37.




Южно-Африканская Республика.

1




Нанесение на к/к главных объектов ЮАР.

38.




Демократическая Республика Конго.

1

Пр.р. 9 Характеристика страны по плану

Нанесение на к/к главных объектов Конго.







Тема : «Южная Америка – самый влажный материк Земли».

6







39.




Географическое положение.

1




Нанесение на к/к крайних точек, островов полуостровов, морей, омывающих Южную Америку.

40.




Рельеф и полезные ископаемые.

1




Нанесение на к/к форм рельефа и полезные ископаемые Южной Америки

41.




Климат.

1




Нанесение на к/к границ климатических поясов.

42.




Воды суши.

1




Нанесение на к/к рек и озер

43.




Природные зоны.

1

Пр.р. 10 Описание взаимосвязей природных компонентов в природных зонах Южной Америки.

Обозначение границ природных зон.


44.




Бразилия.


1




Нанесение на к/к главных объектов Бразилии.







Тема: «Антарктида – самый холодный материк Земли».

3







45.




Географическое положение, и открытие Антарктиды.

1




Нанесение на к/к географических объектов Антарктиды

46.




Природные условия и ресурсы.

1







47.




Обобщающий урок по теме «Материки и страны».

1




Нанесение географических объектов на к/к по заданным координатам.







Раздел 4. Северная Америка и Евразия: сравним два материка.

23







48.




Географическое положение Северной Америки и Евразии.

1




Нанесение на к/к географических объектов.

49.




Сравнение географического положения Северной Америки и Евразии по картам.

1

Пр.р. 11 Сравнение географического положения Северной Америки и Евразии по картам.




50.




Формирование рельефа материков. Полезные ископаемые.

1




Нанесение на к/к основных форм рельефа и полезные ископаемые

51.




Сопоставление карт рельефа материков.

1

Пр.р. 12 Сопоставление карт рельефа материков.




52.




Разнообразие климата материков.


1




Нанесение на к/к границ климатических поясов.

53.




Сравнительная характеристика климата материков.

1

Пр.р. 13 Сравнительная характеристика климата материков





54.




Общая характеристика речных систем и озер.

1




Нанесение на к/к рек и озер

55.




Сравнительная характеристика рек и озер Евразии и Сев. Америки.

1

Пр.р. 14 Сравнительная характеристика рек и озер




56.




Природные зоны материков: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга.

1




Нанесение на к/к природных зон

57.




Природные зоны материков: смешанные леса, степи, пустыни.

1




Нанесение на к/к природных зон.


58.




Сравнение природных зон материков.

1

Пр.р. 15 Сравнение природных зон материков




59




Природно-исторические особенности Заселения Евразии и Северной Америки

1







60.




Население Евразии и Северной Америки. Политическая карта.

1




Нанесение на к/к крупнейших государств С.А. и Евразии

61.




Соединенные Штаты Америки.

1




Нанесение на к/к крупных городов США

62.




Япония – страна-архипелаг в Евразии.

1




Нанесение на к/к крупных городов Японии

63.




Индия – самое многонациональное государство.

1




Нанесение на к/к крупных городов Индии

64.




Сингапур – «Страна-город»

1







65.




Саудовская Аравия – страна песков и нефти.

1




Нанесение на к/к основных природных ресурсов Саудовской Аравии

66.




Страны Западной Европы: географическое положение, природные ресурсы.

1




Нанесение на к/к крупнейших городов Западной Европы.

67.




Особенности населения и хозяйства стран Западной Европы.

1







68




Германия, Франция, Великобритания-наиболее экономически развитые страны региона.

1







69.




Обобщающий урок по разделу «Северная Америка и Евразия: сравним два материка».

1







70.




Обобщающий урок по разделам «Материки и страны» и «Северная Америка и Евразия – сравним два материка».

1













Итого 70 часов








Педагогические технологии на уроках географии

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

Поскольку я работаю над методической темой «Возможности использования приемов технологии развития критического мышления на уроках географии в коррекционной школе для детей с задержкой психического развития», основной педагогической технологией, которую я применяю на своих уроках, является



Технология развития критического мышления.

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны жизни.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Деятельность учащихся на стадии вызова: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приёмы и методы: составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (синквейны, эссе).

С использованием ТРКМ мною разработаны уроки в 6-х,7-х, 8-х классах, тема «Литосфера и рельеф Земли» (12 часов) в 6-ом классе. Элементы ТРКМ применяются практически на каждом уроке.

В своей работе я использую также следующие педагогические технологии:

Технология формирования приемов учебной работы.

Технология изложена в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате учебника географии и в методических пособиях.



Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов).

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок. Автором системы обучения с использованием опорных сигналов является В.Ф. Шаталов. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.



Технология формирования учебной деятельности школьников.

Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, электронном носителе), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.



Технология дифференцированного обучения

При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.



Технология учебно-игровой деятельности.

Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.

Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.

Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.



Новые компьютерные технологии.

В своей практике я использую современные компьютерные технологии. С появлением мультимедийных дисков появилась дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках географии. Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Целесообразно применять компьютер в следующих случаях: диагностического тестирования качества усвоения материала; в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения; в режиме самообучения; в режиме иллюстрации изучаемого материала.

Также на своих уроках географии я применяю презентации, которые готовлю сама.

Следующие педагогические технологии очень важны для обучения детей, но их использование в сопряжено с определёнными трудностями, которые связаны с психологическими особенностями детей, которые обучаются в коррекционной школе.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

Эта технология требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Применение этой технологии в коррекционной школе бывает затруднено из-за маленького словарного запаса детей, неумения отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке.

Модульная технология

также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).



Применение этой технологии в коррекционной школе также требует очень большой подготовительной работы, поскольку дети лучше работают под непосредственным руководством учителя, а необходимость самостоятельного выполнения заданий их пугает.

Технология проектной деятельности школьников.

Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Важный момент – это пробуждение у учащихся интереса к идее и теме проекта. Чтобы идея, положенная в основу была интересна и актуальна, она должна находиться в зоне ближайшего развития.




Грамматик может быть весьма плохим автором; хороший автор — плохим грамматиком. Пьер Буаст
ещё >>