Рабочая программа по дисциплине «социология» для студентов юридического факультета по специальности 030501. 65 «Юриспруденция» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по дисциплине «Криминалистика» для студентов юридического... 9 1587.47kb.
Рабочая программа по дисциплине «Криминалистика» для студентов юридического... 9 1585.24kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»... 6 1340.86kb.
Рабочая программа по дисциплине Административный процесс для студентов... 3 457.12kb.
Рабочая программа международное воздушное право (специальный курс) 1 117.77kb.
Рабочая программа по дисциплине арбитражное процессуально право для... 3 620.08kb.
Рабочая программа дисциплины право Международных организаций цикл... 1 339.26kb.
Программа дисциплины «Адвокатура» для специальности 030501. 3 419.51kb.
Рабочая программа учебной дисциплины международное уголовное право... 1 83.56kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история отечественного государства... 7 1266.96kb.
Рабочая программа по дисциплине «Экономическая теория» для студентов... 1 572.22kb.
Социология: история и современность 45 7931.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по дисциплине «социология» для студентов юридического факультета - страница №1/1



КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«СОЦИОЛОГИЯ»

для студентов юридического факультета

по специальности 030501.65 «Юриспруденция»

Кисловодск

2010

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

____________ М.Ш. Гочияева

«_____» _____________2010 г.



Составитель: к.ф.н., доцент Больбат А.А.

Рабочая программа по дисциплине «Социология» для студентов юридического факультета по специальности 030501.65 «Юриспруденция» – Кисловодск: Издательство КГТИ, 2010. 21 с.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № ______ от «____» ____________ 2010 г.

Заведующий кафедрой философии и социологии_________________



1. Цели и задачи дисциплины - расширить область распространения гуманитарных, исследовательских, адаптивных, коммуникативных умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, общения в профессиональной среде и эффективной связи с другими. Акцент будет сделан на развитие способности распознавания конкретного социального контекста, включающего социальное неравенство, межэтнические отношения, семейно-брачные отношения, поведение личности и группы в пределах социальной нормы и за ее пределами. При изучении дисциплины будет придаваться значение обучению студентов применению социологических исследовательских приемов и методов, реализовываться практическая деятельность по организации, проведению, интерпретации результатов прикладных социологических исследований в экономике. Эта работа будет организована в малых группах, что позволит достичь целей по приобретению опыта и формирования навыков делового взаимодействия. Студенты будут учиться тому, как использовать различные модели/теории социологии в практике и развивать свои навыки анализа и объяснения.

Изучение дисциплины позволит студенту приобрести необходимые способности применения знаний, умений, навыков и личностных качеств для реализации гражданской позиции, выполнения профессионального долга в соответствии с общественными ожиданиями, успешного взаимодействия в значимых группах. Изучение социологии позволит студенту решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: анализ научной литературы и официальных статистических обзоров; подготовка рефератов по современным научным проблемам; участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области экономики; участие в проведении статистического анализа и подготовка доклада по выполненному исследованию.


Основные разделы дисциплины

  • основные этапы развития и современные направления социологической теории;

  • представление о процессе и методах социологического исследования;

  • основные этапы культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

  • культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

  • особенности социальных взаимодействий в поликультурных обществах, механизмы возникновения и разрешения этнических конфликтов;

  • социологическое понимание личности, понятия социализации и социального контроля; формы девиантного поведения и факторы, влияющие на рост отклонений в социуме;

  • семейно-брачные отношения в истории общества и проблемы современной семьи;

  • субъект и предмет общественного мнения, механизмы его формирования;

  • социальные изменения и социальные процессы в современном мире, формирование новой социальной реальности, глобализация и ее факторы;


2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения программы учебной дисциплины «Философия» выпускник должен:



а) знать:

- предмет социологии;

- мировоззренческие и методологические основы экономического мышления;

- роль социологии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;



б) уметь:

- ориентироваться в системе социологического знания как целостного представления об основах общества и перспективах развития планетарного социума;

- понимать характерные особенности современного этапа развития социологии;

- применять социологические методы познания в экономической деятельности;



в) владеть:

- навыками социологического анализа;

- навыками использования различных социологических методов для анализа тенденций развития современного общества, экономического анализа;
3. Формы и методы проведения учебных занятий.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические (семинарские) занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Практические занятия (семинары) завершают изучение наиболее важных разделов (тем) учебной дисциплины и позволяют преподавателям контролировать подготовленность студентов, закрепление ими изученного материала, степень развития умений и навыков подготовки сообщений по этической проблематике, уровень устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Практическое занятие (семинар) предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушивается доклад студента. Обсуждение совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Поощряются альтернативные мнения. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения намеченных вопросов, выставляет текущие оценки в рабочий журнал и объявляет их студентам. Студент имеет право ознакомиться со своими оценками.

В процессе подготовки к практическому занятию студенты могут воспользоваться консультациями. Практические занятия могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с докладами.

Основной вид деятельности студента – самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории, библиотеки) выбирают сами студенты.

Самостоятельную работу следует начинать с изучения учебной программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе занятий, затем – приступать к изучению отдельных тем в предусмотренном программой порядке.

Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий каждой темы. Полезно подобрать выдержки из первоисточников – работ выдающихся философов, можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно и задать их преподавателю.



Изучение дисциплины заканчивается аттестацией, проводимой по всему содержанию курса. К ней допускаются студенты, систематически работавшие в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на практические занятия. Подготовка осуществляется по вопросам, рекомендованным кафедрой.


4. Распределение часов по темам и видам

(очное отделение)









Всего часов

Аудитор.

Самост.

Лекцион.




Практич.

1

Введение в социологию

4

2

2

2




2

Зарубежная и российская социологическая мысль в XIX в.

6

4

2

2

2

3

Парадигмы в социологии

6

2

4

2




4

Общество как социальная реальность

4

2

2

2




5

Основы прикладной социологии

6

2

4




2

6

Социальная стратификация в обществе

6

4

2

2

2

7

Этносоциальные процессы в современном мире

8

4

4

2

2

8

Социология личности и девиантное поведение.

6

4

2

2

2

9

Социология общественного мнения

8

4

4

2

2

10

Социология семьи.

6

2

4




2

11

Социальные изменения в современном мире.

6

4

2

2

2

12

Прикладные исследования

4

2

2




2

Всего часов:

72

36

36

18

18


(заочное отделение)








Всего часов

Аудитор.

Самост

Лекцион.




Практич.

1

Введение в социологию

4




4







2

Зарубежная и российская социологическая мысль в XIX в.

5

1

4

1





3

Парадигмы в социологии

6




6






4

Общество как социальная реальность

7

1

6

1




5

Основы прикладной социологии

7

1

6




1

6

Социальная стратификация в обществе

5

1

4

1





7

Этносоциальные процессы в современном мире

7

1

6




1

8

Социология личности и девиантное поведение.

4




4







9

Социология общественного мнения

7

1

6




1

10

Социология семьи.

6




6







11

Социальные изменения в современном мире.

7

1

6

1




12

Прикладные исследования

7

1

6




1

Всего часов:

72

8

64

4

4



5. Содержание дисциплины.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

по специальности 030501.65 «Юриспруденция»
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей.

Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль

и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.
ТЕМА 1. Введение в социологию

Определение социологии. Объект и предмет социологии. Уровни социологического знания. Функции социологии. Методы, используемые ею. Структура социологии. Социология в системе социально-гуманитарных наук.

Функции социологии.
ТЕМА 2. Зарубежная и российская социологическая мысль в XIX в.
Предыстория и социально-философские предпосылки развития социологии как науки; классические социологические теории; современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Социологический проект О.Конта. Многообразие направлений социологической мысли XIX–XX вв. (позитивизм и антипозитивизм, органи-

цизм Г. Спенсера, исторический материализм К. Маркса, психоло-

гизм Г. Тарда, социологизм Э. Дюркгейма, формальная социология

Г. Зиммеля, понимающая социология М. Вебера и другие направ-

ления). Характерные особенности социологии XIX – начала XX в.

Становление эмпирической социологии в XX в. (У. Томас,

Ф. Знанецкий, Э. Мэйо).

Функционализм, конфликтологическая социология, символический интеракционизм,

теория социального обмена, феноменология. Социологическая нау-

ка в начале XXI в.

Особенности формирования социологических взглядов в России

XIX в. Географическое направление (Л. И. Мечников), субъективная

школа (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров), марксизм (Г. В. Плеханов,

В. И. Ленин), плюралистическая концепция М. М. Ковалевского, нео-

кантианство, бихевиоризм (П. А. Сорокин). Социологические идеи

российских юристов XIX – начала XX в. Российская социология в со-

ветское время. Современное состояние российской социологии.


ТЕМА 3. Парадигмы в социологии

Основные принципы структурного функционализма (Т.Парсонс. Р.Мертон). Теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф). Феноменологическое направление в социологии (А.Щюц, Бергер и Лукман).

Символические интеракционисты (Дж.Мид, И.Гоффман).

Этнометодология (Г.Гарфинкель).

Синтез макро и микросоциологияеских теорий (Э.Гидденс и П.Бурдье).
ТЕМА 4. Общество как социальная реальность.

Основные черты общества. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; Исторические типы обществ.


ТЕМА 5. Основы прикладной социологии

Методы социологического исследования. Виды исследований. Количественные исследования. Качественные исследования. Программа исследования. Структура программы исследования. Методологический раздел программы. Процедурный раздел программы

Анкетирование. Структура опросного листа. Классификация вопросо. Интервью. Документ. Классификация документов. Качественный и количественный у анализ документов. Виды качественного анализа.

Количественный анализ. Наблюдение. Социальный эксперимент.


ТЕМА 6. Социальная стратификация в обществе

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальная структура. Исторические типы социальной стратификации.

Виды мобильности.

Стратификация российского общества.


ТЕМА 7. Этносоциальные процессы в современном мире.

Этнос. Нация. Национальность. Примордиализм. Конструктивизм.

Национализм. Межэтнический конфликт.
ТЕМА 8. Социология личности и девиантное поведение.

Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Личность как социальный тип. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Сознание и поведение личности и групп; социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Ролевой конфликт. Социализация. Агенты социализации. Ресоциализация. Социальные нормы.

Формы девиантного поведения. Аномия.
ТЕМА 9. Социология общественного мнения.

Общественное мнение как институт гражданского общества. Проблемная ситуация.

Функции общественного мнения: экспрессивная, контролирующее-директивная и консультативная.

Направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Исследования общественного мнения.


ТЕМА 10. Социология семьи.

Семья. Брак. Альтернативный брак. Классификация семей. Функции семьи: репродуктивная (воспроизводящая), воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная, регулятивная, фелицитологическая.


ТЕМА 11. Социальные изменения в современном мире.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Социальные изменения. Социальное развитие.

Культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Формирование мировой системы. Мировая система и процессы глобализации. Факторы глобализации. Проявления глобализации. Антиглобальные движения. Теории урбанизации. Социальные аспекты развития рынка. Место России в мировом сообществе.


6.Содержание практических и семинарских занятий.
Тема 1. Введение в социологию.

  1. Объект и предмет социологии.

  2. Структура и функции социологии.

  3. Методы социологического анализа.

  4. Социология как мультипарадигмальная наука.


Темы для докладов и рефератов:

Место социологии в системе гуманитарных и общественных наук.

Социология и маркетинг – сходное и отличное.

Методологическое разнообразие социологического знания.


Основные понятия: социология, общество, социальное, парадигма.
Тема 2. Зарубежная и российская социологическая мысль в XIX в.

  1. Социологический проект О.Конта.

  2. Марксистская теория общественного развития (К.Маркс, «легальный» и революционный марксизм в России.)

  3. Основные направления в западной и российской социологии XIX в. (психологизм, субъективизм, социал-дарвинизм и т.д.)

  4. Дюркгейм о предмете и методе социологии.

  5. Понимающая социология М. Вебера.


Темы для рефератов:

История отечественной социально-филосовской мысли

Цивилизационная теория Н.Я. Данилевского

Социология М.М.Ковалевского

«Легальный» и революционный марксизм в России

История социологии в Казани

Эволюционная теория Г.Спенсера

Теория «толпы» в работах Г.Тарда и Г.Лебона

Теория «социального действия» Вебера

Э.Дюркгейм основоположник структурного функционализма.


Тема 3. Парадигмы в социологии

1. Структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон)

2. Теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф).


  1. Феноменологическая социология (А.Щюц, Бергер и Лукман)

  2. Этнометодология (Г.Гарфинкель)

  3. Символический интеракционизм (И. Гофман)

  4. Теоретический синтез (Э. Гидденс, П.Бурдье)


Темы докладов и рефератов:

Чикагская школа эмпирических исследования

Р.Мэртон о функиях и дисфункциях социальной системы.

Категория социального порядка в функциональной социологии

Роль социального конфликта в развитии общества

Темы докладов и рефератов:

Эволюция теоретической социологии XX века.

Драматургический подход И.Гофмана

Основные идеи работы П.Бурдье «Различение»

Эксперименты Г.Гарфинкеля
Тема 4. Общество как социальная реальность.


  1. Сущность общества.

  2. Общество как система (К.Маркс, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон)

  3. Типология обществ. Теории эволюционного развития общества.

  4. Общества модерна и постмодерна.


Темы докладов и рефератов:

Специфика социальных процессов современного российского общества.

Общество постмодерна в культуре.

Общество как социальная система.

В чем отличие общества и толпы?
Тема 5. Основы прикладной социологии

1.Социологическое исследование и его виды.

2.Количественные и качественные исследования.

3.Роль и структура программы социологического исследования.

4.Анкетный опрос: возможности и сфера применения.

5.Основные принципы составления опросного листа.

6.Интервью: сущность и виды.

7.Документы как источник социальной информации. Классификация документов.

8.Традиционный и формализованный методы анализа документов.

9.Специфика социологического наблюдении и его виды.


Темы докладов и рефератов:

История качественных исследований в социологии.

Биографический метод и его особенности.

Метод контент-анализа и сфера его применения.

Хоторнский эксперимент (Э. Мэйо).

Проблема измерения в социологии.


Тема 6. Социальная стратификация в обществе

  1. Понятия «социальная структура» и «социальная стратификация»

  2. Исторические типы социальной стратификации.

  3. Теории социальной стратификации (К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс)

  4. Социальная мобильность и ее виды. «Открытое» и «закрытое» общество.


Темы докладов и рефератов:

Концепции социальной стратификации К.Маркса и М.Вебера: сходство и различия.

Функционалистская концепция социальной стратификации (Т.Парсонс, К.Дэвис, У.Мур и др.).

Пространственное выражение социального расслоения.

Новые элементы социальной структуры современного российского общества.

Становление среднего класса в России.


Тема 7. Этносоциальные процессы в современном мире.

  1. Исследовательские традиции в изучении этничности. Примордиализм и конструктивизм: различия подходов.

  2. Специфика категориального аппарата этносоциологии. Типы этнических общностей.

  3. Национализм, как общественное явление.

  4. Межэтнический конфликт: сущность, механизмы развития и трансформации.


Темы докладов и рефератов:

Этногенез: биологическое или социальное.

Теория этногенеза Л. Гумилева.

Языковая политика как средство решения национальных проблем в полиэтничном государстве. Проблема двуязычия и многоязычия.

Механизмы конструирования наций

Государственно-правовые аспекты развития многонационального государства. Титульные нации и национальные меньшинства.

Межэтнические отношения в Республике Татарстан.
Тема 8. Социология личности и девиантное поведения.


  1. Социологические теории личности. Социальные статусы и социальная роль. Ролевые конфликты.

  2. Социализация личности.

  3. Формы девиантного поведения.

  4. Традиционные и современные теории девиации.


Темы докладов и рефератов:

Девиантное и делинквентное поведение.

Формальный и неформальный контроль.

Биологическая теория девиантного поведения (Ч. Ломброзо, В. Шелдон).

Этюд Э. Дюркгейма «Самоубийство».

Современное российское общество и проблемы девиантного поведения.

Субкультура и контркультура.

Проблемы идентификации в постсоветской России.


Тема 9. Социология общественного мнения.

  1. Сущность и функции общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения.

  2. Механизмы формирования и функционирования общественного мнения.

  3. Способы, методы и приемы изучения общественного мнения.


Темы докладов и рефератов:

Роль телевидения в формировании общественного мнения.

Лидеры мнения.

Эксперименты в области изучения общественного мнения.


Тема 10. Социология семьи.

  1. Понятия «семья» и «брак»

  2. Формы семейно-брачных отношений в истории общества.

  3. Функции семьи.

  4. Тенденции развития семьи. Новые формы семейно-брачных отношений.

  5. Проблемы стабильности семьи.


Темы докладов и рефератов

Социальный приют как альтернатива семье.

Что такое семья?

Альтернативные формы семьи.

Межнациональный брак: проблемы стабильности.

Проблемы студенческой семьи.

Формы разрешения семейных конфликтов.
Тема 11. Социальные изменения в современном мире.


  1. Сущность и виды социальных изменений. Факторы социальных изменений.

  2. Теории социальных изменений в социологии.

  3. Субъекты социальных изменений.


Темы докладов и рефератов:

Роль конфликта в социальных изменениях.

Сущность и последствия революционных изменений.

Теории общественных движений

Глобальные проблемы современности

Глобализация и глокализация.



Примеры заданий по контрольному тестированию.


  1. ____________- область научного знания, связанная с изучением социального взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).




  1. Предметом изучения социологии являются

А.Закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Б. Социальные факты

В. Общие и специальные социологические теории
Г. Обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.


  1. Английский философ Т. Гоббс в своем самом знаменитом сочинении _______ сравнивал государство, с одной стороны, с машиной и человеческим организмом, с другой – со страшным библейским морским чудовищем.




  1. По Аристотелю, –_________первично по отношению к семье и отдельным селениям, так как вообще целое предшествует частям и доминирует над ними.




  1. Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном ____________, т. е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими.




  1. Представители немецкой исторической школы права, разрабатывавшие теорию неизменного “народного духа”, который определяет характерные черты институтов данного общества.

А. Анри Сен-Симон

Б. Карл Савиньи

В. Шарль Фурье

Г. Георг-Фридрих Пухта


  1. Функция социологии, которая подразумевает использование социологического знания в различных областях социальной практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и социальной среды _______________________________.




  1. Христианский философ и теолог ______________(354–430) в трактате “О Граде Божием” обосновывал идею о том, что человечество разделено на два царства, два вида общества: “град земной” (государство), основанный на грехе и насилии, и “град Божий”, в котором царствуют божественная правда и добро.




  1. Теории, истоки которых лежат еще в античности, опирались на представление о различии между _____________состоянием (status naturalis) и ____________состоянием (status civilis) человека.



  1. Возникновение социологии явилось результатом соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов, которые пересеклись в определенном месте. Местом возникновения социологии является

А. Древний Восток

Б. Индия

В. Западная Европа

Г.Китай

Д. Россия


  1. Европейские мыслители XVII–XVIII вв., считавшие, что общество (отождествляемое с государством)- это искусственное изобретение человеческого разума, результат соглашения между людьми и воли законодателей.

А. Жан Боден

Б. Томас Гоббс

В. Ричард Камберленд

Г. Джон Локк

12. Один из главных предшественников социологии, французский философ, историк и писатель Шарль Монтескье (1689–1755) утверждал, что существуют четыре основных “естественных закона” человека, т. е. человека, находящегося в “природном состоянии”:

1) стремление жить в мире с другими;

2) стремление добывать себе пищу;

3) просьба, обращенная одним человеком к другому;



4)__________________.


  1. Под обществом древнегреческий философ ____________понимает любое объединение людей, чем-нибудь соединенных между собой. В качестве элементарного социального объединения он рассматривает семью, домохозяйство. Это объединение основано на природных отношениях: муж – жена и господин – раб.




  1. Христианский мыслитель____________ (1225/1226–1274) - главный теологический авторитет католической церкви, доказывающий в своем труде “О правлении государей”, что человек – существо социальное по природе, а общество – естественное образование. Создание же государства представляет собой произведение не только природы, но и искусства; впрочем, в этом искусстве, как и во всяком другом, следует подражать природе.




  1. __________века в Европе отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора.




  1. _______________ функция социология подразумевает, что социология - представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.




  1. Главная задача социологии – понимание_________________.




  1. Французский философ ____________в своих сочинениях “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1755), “Об общественном договоре” (1762) и др., исходил из представления о том, что люди в естественном состоянии равны между собой, а общество, тождественное государству, является результатом договора.



  1. Гегель (1770–1831) различал три вида социальных образований, рассматриваемых как этапы развития человеческой свободы:

  1. ______________;

  2. гражданское общество;

  3. государство.




  1. К методам сбора и анализа данных, которые служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных в социологии относят:

1. эксперимент;

2. наблюдение;

3. ____________;

4. ____________.



  1. _______________ (1760–1825) - “утопист”, положивший начало формированию одновременно двух форм мировоззрения: социалистической и социологической, – и обе они объединялись у него идеей общества. Последнее он понимал в духе социального реализма, как особого рода могучий механизм или организм, нуждающийся, однако, в серьезном ремонте (или лечении) на основе новой науки об обществе.




  1. _________________- универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости, тенденции.




  1. Римский философ и писатель _____________(ок. 5 г. до н. э.– 65 г. н. э.), доказывающий в своем сочинении “О благодеяниях”, что общество опирается на природные основания и взаимопомощь людей.


8. Вопросы к зачету по дисциплине «Социология».
1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.

2. Уровни социологического знания.

3. Функции социологии.

4. Социология в системе социально-гуманитарных наук.

5. Становление социологии и основные направления социологи-

ческой мысли XIX в.

6. Социологическая мысль на рубеже XIX–XX вв.

7. Этапы развития социологии в XX в.

8. Социологическая мысль на рубеже XX–XXI вв.

9. Основные направления российской социологии в конце XIX–

начале XX в.

10. Российская социология в XX – начале XXI в.

11. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы.

12. Программа социологического исследования: характеристика

разделов.

13. Опрос – метод сбора социологической информации. Анкети-

рование, структура анкеты.

14. Интервью – метод сбора социологической информации. Ви-

ды интервью.

15. Социологическое наблюдение.

16. Изучение документов – метод сбора социологической ин-

формации. Виды документальных источников.

17. Личность в социологии. Структура личности.

18. Типологии личности в социологии.

19. Социальный статус и социальная роль как социальные ха-

рактеристики личности.

20. Социализация и индивидуализация личности.

21. Основные социологические теории личности (зеркальное «Я»,

ролевая).

22. Социальные общности: понятие, виды.

23. Малые группы: понятие, признаки, виды.

24. Классификация малых групп. Лидер в малой группе.

25. Социальные институты: понятие, признаки, функции.

26. Общество: понятие, основные признаки, типология.

27. Социальная стратификация общества: понятие, критерии.

28. Исторические типы стратификации.

29. Социальная мобильность в обществе, ее виды.

30. Основные факторы социальной мобильности в современной

России.

31. Особенности социальной структуры современного россий-



ского общества.

32. Социальные институты брака и семьи, их роль в обществе.

33. Типология семьи.

34. Основные тенденции развития семьи в современной России.

35. Культура: понятие, функции.

36. Основные элементы культуры.

37. Многообразие культур в обществе.

38. Общественное мнение: понятие, структура, функции.

39. Манипулирование общественным мнением: цели, способы.

40. Социальный конфликт: понятие, структура, виды.

41. Теория социального конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа

42. Динамика социального конфликта. Методы разрешения

конфликтов.

43. Социальные нормы: понятие, виды.

44. Девиация как социальное явление. Источники ее возникновения.

45. Позитивная и негативная девиация.

46. Социальный контроль: понятие, виды.

9. Список литературы.
Основная литература:

1.История теоретической социологии. XX век. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - ("концепции", "фундаментальный учебник"). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010.

2.История теоретической социологии. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - ("концепции", "фундаментальный учебник"). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010.

3.История теоретической социологии. Предыстория социологии: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - (`концепции`, `фундаментальный учебник`). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010.

4.История теоретической социологии. Социология XIX века. От появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - (`концепции`, `фундаментальный учебник`). - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010.

5.История теоретической социологии. Социология второй половины XX - начала XXI века: Учебное пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - (`концепции`, `фундаментальный учебник`).- М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010.

6. Добреньков В.И.Социология: учебник/В.И. Добреньков, А.И. Кравченко-М.: Инфра-М, 2005-624с. (Серия «Классический университетский учебник»).-ISBN 16-001842-5.


7.Исаев Б.А.Социология: учебное пособие для ВУЗов/Б.А. Исаев.-СПБ.: Питер 2010-224с.-(Серия «Краткий курс»).-ISBN 798-5-91180-056-7.
8. Павленок П.Д.Социология: учебное пособие/П.Д. Павленок, Л.Н. Савинов, Г.Т. Журавлев.-3-е изд.-М.: Дашков и К°, 2010-736с.-ISBN 978-5-394-00603-6.
9. Социология. Общий курс: учебник/В.И. Кондауров, А.С. Страданченков, Н.В. Багдасарова и др.; отв. и ред. А.С. Страданченков, А.В. Филиппов.-М.: Инфра-М, 2006-332с.-(серия «Высшее образов»).-ISBN 516-002573-1.

10. Социология: Учебник/Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003-407с.


Дополнительная литература:

  1. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. — Том I, 1998. — № 2

  2. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005

  3. Ионин Л.Г. Социология как non-fiction. О развитии этнометодологии // Социологический журнал. 2006. № 1-2. С. 74-90. (http://ecsocman.edu.ru/db/msg/301157.html)

  4. Кудрявцева М.О. Драматургия попрошайничества: социологическое описание повседневной практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. 4. № 3. С. 73-91. (http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/9_kudr.htm)

  5. Парк Р. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социологическое обозрение. Том 5. № 1. 2006

6. Роберт Парк. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение, Том 2. № 3. 2002 (http://www.urban-club.ru/?p=50)

Т. 1. № 2. С. 59-69. (http://www.ecsocman.edu.ru/jssa/msg/180346.html)

7. Тягунова Т.В. «Воспринимаемая нормальность» учебных ситуаций // Социологический журнал. 2006. № 1-2. С. 129-146. (http://socionet.ru/publication.xml?h=repec:rus:hsesoc:301433&type=paper)

8. Фурс В.Н. Критическая теория позднего модерна Энтони Гидденса // Социологический журнал, 2001, №1 (http://www.nir.ru/Socio/scipubl/sj/sj1-01furs.html)

9. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Социология. Хрстоматия для вузов. – М.: Академический проект, 2002. – С. 90-106.


  1. Аржоманд С.А. О ключевых проблемах современной социологии //Социологические исследования. - 2000. - №2. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/arjomand_okluchprobl/)

  2. Бауман З. Мыслить социологически / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. — Москва: Аспект-пресс, 1996. С. 7-25

  3. Громов И.А. ,А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов. Западная социология. Учебное пособие для ВУЗов. - СПб: ООО «Изд-во ДНК», Санкт- Петербург,2003.

  4. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии // Социологические исследования. – 1996. – №10. (http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/308199.html)

  5. Качанов Ю. Л. Что такое социологическая теория // Социологические исследования. - 2002. - № 12. (www.isras.ru/…/Socis/2002-12/Kachanov.pdf)

  6. Култыгин В. П. Специфика социологического знания // Социологические исследования. - 2000. - № 8.

  7. Романовский Н.В. Социология и социологи перед лицом глобальных катаклизмов // Социологические исследования. – 2003, №4. (http://www.management.edu.ru/socis/msg/220880.html)

  8. Социология. Учебное пособие. Под ред. С. А. Ерофеева и Л. Р. Низамовой. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. - Гл. 1. - С. 5 — 30.

  9. Тощенко Ж. Т. О понятийном аппарате социологии // Социологические исследования. - 2002. - № 8. (http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/212606.html)


10. Мультимедийные средства обучения.
Используемые интернет-ресурсы:

http://ecsocman.edu.ru/db/msg/301157.html

http://www.nir.ru/Socio/scipubl/sj/sj1-01furs.html

http://socionet.ru/publication.xml?h=repec:rus:hsesoc:301433&type=paper

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php

Интернет-тестирование:



www.fepo.ru

www.ast.ru

Сдано в набор 01.09.10

Формат 60х84 1/16. Бумага тип № 2. Усл.п.л.1,4

Издательство Кисловодского гуманитарно-технического института



357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, пр. Победы 37а






Не стремись быть всегда правым по отношению к тому, кого любишь. Жан Итье
ещё >>