Рабочая программа по дисциплине Макроэкономика Направление подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 4 1077.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 2 544.79kb.
Рабочая программа по дисциплине Экономика труда Направление подготовки 1 181.22kb.
Рабочая программа по дисциплине Международные инвестиции Направление... 1 172.91kb.
Рабочая программа по дисциплине Международный рынок технологий Направление... 1 136.11kb.
Рабочая программа по дисциплине География внешнеэкономических связей... 1 163.96kb.
Рабочая программа по дисциплине Микроэкономика Направление подготовки... 1 196.99kb.
Рабочая программа по дисциплине: «Защита информации» (блок ен) 1 149.87kb.
Рабочая программа дисциплины этнопсихология направление подготовки... 2 623.03kb.
Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки... 3 380.7kb.
Рабочая программа ! Научный английский язык направление подготовки... 5 697.82kb.
Методические материалы для студентов направления подготовки 080100. 1 92.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по дисциплине Макроэкономика Направление подготовки - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Политической экономии и мирового глобального хозяйства



УТВЕРЖДАЮ

заведующий кафедрой ПЭ и МГХ

____________ Мамонтов В.Д.

«___»________20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Макроэкономика

Направление подготовки:

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Формы обучения (очная, заочная)

Тамбов 2011

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО доцентом кафедры полит.экономии и МГХ Т.М.Кожевниковой и обсуждена на заседании кафедры полит.экономии и МГХ Академии экономики и у правления.

Протокол № ___ от «___» _________20__ г.

Зав. кафедрой __________________ В.Д.Мамонтов




1. Цели освоения дисциплины

Курс призван сформировать определенный уровень знаний и навыков в области макроэкономики, соответствующих стандартам не только отечественного, но зарубежного высшего экономического образования. Кроме того, базовый курс макроэкономики строится так, чтобы на его основе можно было эффективно строить последующие курсы, как в области макроэкономики, так и других дисциплин.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Макроэкономика» относится к блоку профессиональных дисциплин, и поэтому ответственна за формирование мировоззрения и мышления будущих бакалавров. Дисциплина «Макроэкономика» непосредственно взаимодействует с такими гуманитарными дисциплинами как история, социология, философия и создает основу для восприятия таких профессиональных предметов как менеджмент,


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать основные макроэкономические концепции:

общественный продукт и его измерение

макроэкономическое равновесие

экономическая динамика и макроэкономическая

социальное неравенство

Уметь использовать принципы макроэкономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов;

- показывать влияние государственного регулирования на рыночное равновесие;

-рассчитывать показатели общественного продукта;

- прогнозировать и анализировать показатели макроэкономической политики государства;

- прогнозировать основные последствия макроэкономической политики для принятия решений в хозяйственной деятельности фирм и домохозяйств;

- обосновывать возможные направления взаимодействия параметров состояния экономической среды и обеспечение устойчивого развития;



Владеть

-категориальным аппаратом макроэкономической теории и специальной терминологией;

- методами и инструментами макроэкономического анализа;

- навыками поиска необходимой экономической информации в базах данных (включая Internet), в периодической научной и публицистической литературе, ее оценки и обработки;

- методами прогнозно-аналитической работы с использованием макроэкономических моделей
4. Структура дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.

Форма промежуточной аттестации экзамен

Семестр _2_




п/п



Наименование

тем и разделов



Всего

часов


Аудиторные

занятия (час)



Сам.

работа



Формы текущего контроля успеваемости

лекции

практ.

занят.


лабор.

занят.


1

Предмет и методологические принципы макроэкономики

8

2

2




4

устный опрос

2

Макроэкономические показатели, система национальных счетов. Основные макроэкономические тождества

18

4

4




10

решение задач

3

Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS как инструмент макроэкономического анализа


24

6

6




12

решение задач, выполнение тестов

4

Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция

20

4

4




12

решение задач, кейсов

5

Основные принципы макроэкономического равновесия на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов

20

4

4




12

решение задач, выполнение тестов

6

Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика)

16

4

4




8

решение задач, кейсов

7

Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Равновесие на денежном рынке

12

2

2




8

решение задач, кейсов, написание эссе

8

Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель Хикса-Хансена

(модель IS-LM)



24

6

6




12

решение задач, выполнение тестов

9

Экономический рост

14

2

2




10

решение задач, кейсов

10

Выбор моделей макроэкономической политики

12

2

2




8

решение задач, кейсов




ИТОГО

180

36

36




108





5. Содержание дисциплины (модуля)

Лекция №1. Предмет и методологические принципы макроэкономики

Общие проблемы экономической системы: потребности, ресурсы, факторы производства, затраты, результаты, производство, обмен, распределение и потребление. Выбор и организация в экономике. Принцип альтернативных затрат. Кривая производственных возможностей.

Предмет макроэкономики. Место в системе экономических наук: политической экономии, истории экономической мысли, микроэкономики. Задачи макроэкономики.

Основные методы изучения макроэкономических проблем. Взаимосвязь между фактами, принципами и экономической политикой. Цели макроэкономической политики. Агрегированные показатели (функциональный анализ). Макроэкономические модели. Эндогенные и экзогенные переменные. Реальные и номинальные величины. Запасы и потоки.

Модель круговых потоков, как основа макроэкономического анализа. Потоки "доходы - расходы" и "ресурсы - продукция". "Утечки" и "инъекции". Условие макроэкономического равновесия.

Лекция №2. Макроэкономические показатели, система национальных счетов. Основные макроэкономические тождества

Понятие СНС. Цели СНС. Потребители данных СНС. Национальное счетоводство на основе учета запасов. Национальное богатство и национальный капитал. Национальное счетоводство на основе учета потоков.

Определение ВНП и ВВП, способы их измерения. Проблема "двойного счета" и метод добавленной стоимости (производственный метод). Измерение ВНП по доходам и расходам. Соотношение между показателями ВНП, ЧНП, НД, личного дохода, располагаемого личного дохода.

Измерение уровня цен. Номинальный и реальный ВНП. Инфлирование и дефлирование ВНП. Индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера. Динамика ВНП и располагаемого личного дохода. Распределение личного и располагаемого личного дохода. Потребление и сбережения.

Важнейшие макроэкономические тождества: основное макроэкономическое тождество (тождество дохода), тождество сбережений и инвестиций, тождество госбюджета.

Лекция №3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS как инструмент макроэкономического анализа

Совокупный спрос и его структура. Ценовые детерминанты совокупного спроса: эффект процентной ставки, эффект реальных кассовых остатков, эффект импортных закупок. Неценовые детерминанты совокупного спроса: изменения в потребительских расходах, изменение в инвестиционных расходах, изменения в государственных расходах, изменения в расходах на чистый объем экспорта. Использование уравнения количественной теории денег для объяснения формы кривой совокупного спроса.

Совокупное предложение. Три сегмента кривой совокупного предложения. Жесткость и гибкость номинальных и реальных величин в краткосрочном и долгосрочном временном периоде. Неценовые детерминанты совокупного предложения: изменение цен на ресурсы, изменение производительности труда, изменение правовых норм.

Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства (национального). Причины нарушения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Шоки спроса и шоки предложения (эффект храповика). Инфляционный и дефляционный (рецессионный) разрывы. Стабилизационная политика государства. Факторы, обеспечивающие равновесие товарного рынка в России.



Лекция №4. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы,

безработица, инфляция

Экономический цикл и его фазы. Причины цикличности. Теория диспропорциональности (неравномерности). Психологическая теория кризисов. Большие циклы (длинные волны) Кондратьева. Понятие потенциального ВНП и полной занятости ресурсов.

Занятость и безработица. Рабочая сила и ее состав. Уровень безработицы и его измерение. Показатель трудоустройства. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Причины естественной безработицы. Социальные последствия безработицы. Динамика безработицы и ВНП. Закон Оукена. Рынок труда в России. Причины и механизм инфляции. Классификация инфляции по темпам роста, по предсказуемости, по объекту. Понятие инфляционной спирали. Эффект Фишера. Правило величины «70». Проблемы борьбы с инфляцией и ее социально-экономические последствия. Дефляция.

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Концепция рациональных ожиданий и модификация кривой Филлипса. Стагфляция. Краткосрочная и долгосрочная кривая Филлипса. «Индекс нищеты». Возможности использования концепции рациональных ожиданий для прогнозирования поведения экономических субъектов в России.



Лекция №5. Основные принципы макроэкономического равновесия на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов

Классическая экономическая теория о достижении полной занятости на основе механизма саморегулирования. Закон Сея. Гибкость номинальных величин. Взаимосвязь рынков в классической модели.

Основные методологические принципы кейнсианского анализа. Причины жесткости номинальных величин. Эффективный спрос. Элементы совокупных расходов. Потребление и его функция. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность к сбережению. Сбережение и его функции. Инвестиционные расходы и их основные виды. Функция автономных инвестиций. Стимулирование инвестиций. Предельная склонность к инвестированию. Нарушение равновесия и внеплановые инвестиции в запасы. Механизм достижения равновесного объема выпуска. Государственные расходы. Функция чистого экспорта. Предельная склонность к импортированию.

Два метода определения равновесного объема производства в кейнсианской модели: сопоставление доходов и расходов (совокупных расходов и объема производства в целом) и метод «изъятий-инъекций». Равновесный объем производства и модель мультипликатора. Мультипликатор автономных расходов. Модель мультипликатора с учетом функции чистого экспорта.

Парадокс бережливости. Взаимосвязь кейнсианской модели «доходы-расходы» и модели AD-AS. (Возможности использования кейнсианской модели для определения равновесия на товарном рынке в России).

Лекция №6. Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика)

Мультипликатор государственных расходов в открытой и закрытой экономике. Налоговая функция. Автономные налоги. Предельная налоговая ставка. Мультипликатор налогов. Мультипликативный эффект от изменения налогов и государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы. Прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, система участия в прибылях. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

Достижение стабилизационного эффекта при наличии бюджетного излишка. Способы финансирования дефицита госбюджета. Кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов. Увеличение налоговых поступлений в бюджет. Эффект чистого экспорта. Инфляционный эффект. Фискальная политика, ориентированная на предложение. Кривая Лаффера.

Особенности экономического положения в России и проблема выбора экономических инструментов бюджетно-налоговой политики.

Лекция №7. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Равновесие на денежном рынке

Деньги и их функции. Эволюция денежных систем. Денежные агрегаты: М1,М2, М3, L.

Спрос на деньги. Количественная теория денег и уравнение обмена Фишера. Кембриджское уравнение. Реальный спрос на деньги. Правило монетаристов. Кейнсианская теория спроса (теория предпочтения ликвидности). Трансакционный и спекулятивный спрос на деньги. Функция спроса на деньги. Эффект Фишера. Портфельный доход.

Предложение денег и банковская система. Функции Центробанка и его роль в регулировании денежного обращения. Резервная форма организации банковской системы, стопроцентное и частичное резервное покрытие. Механизм кредитной мультипликации. Факторы, определяющие предложение денег. Денежный мультипликатор.

Равновесие на денежном рынке. Операции Центробанка на открытом рынке. Последствия изменения предложения денег. Цели и средства кредитно-денежной политики.

Причины нарушения равновесия на денежном рынке и его последствия. Состояние денежного рынка в России.



Лекция №8. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель Хикса-Хансена (модель IS-LM)

Условия построения модели IS-LM. Эндогенные и экзогенные переменные. Аналитические возможности модели и ее основные уравнения.

Равновесие на товарном рынке. Кривая IS. Алгебраический и графический вывод кривой IS. Инвестиции, сбережения и ставка процента в кривой IS. Наклон и факторы сдвига кривой IS.

Равновесие на денежном рынке и кривая LM. Алгебраический и графический вывод кривой LM. Спрос на деньги, предложение денег и ставка процента в кривой LM. Наклон и факторы сдвига кривой LM.

Двойное равновесие модели IS-LM. Равновесная ставка процента и равновесный уровень дохода.

Воздействие бюджетно-налоговой политики на равновесный уровень дохода и ставку процента. Эффект вытеснения частных инвестиций. Мультипликатор фискальной политики в модели IS-LM.

Кредитно-денежная политика. Механизм монетарной политики и его влияние на равновесный уровень дохода и ставку процента. Мультипликатор в модели IS-LM.

Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики при решении задач экономической стабилизации и стимулирования инвестиций в России.



Лекция №9. Экономический рост

Понятие и факторы экономического роста. Показатели экономического роста. Типы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.

Марксистская теория воспроизводства. Органическое строение капитала. Два подразделения общественного производства. Условия реализации совокупного общественного продукта. Простое и расширенное воспроизводство. Вклад В.И. Ленина в теорию К.Маркса. Закон опережающего развития первого подразделения общественного производства.

Кейнсианские модели экономического роста. Модель Е.Домара. Экзогенные и эндогенные переменные. Равновесный темп прироста реального дохода и факторы, его определяющие. Модель Р.Ф. Харрода.

«Гарантированный», «естественный» и фактический темпы роста. Неоклассические модели экономического роста. Функция Кобба-Дугласа. Модель Солоу. Включение фактора технического прогресса. Устойчивый уровень фондовооруженности и сбалансированный рост. «Золотое правило» Э.Фелпса для определения нормы сбережения.

Факторы экономического роста российской экономики и проблемы их использования.



Лекция №10. Выбор моделей макроэкономической политики

Различие подходов к фискальной и монетарной политике классической и кейнсианской школ. Особенности теории рациональных ожиданий (ТРО). Значение информированности субъектов экономики. Экономика предложения.

Политика стабилизации и ее цели. Специфика стабилизации в российской экономике. Инструменты стабилизации фискальной, кредитно-денежной политики и политики стимулирования предположения. Активная и пассивная стабилизационная политика.

Неопределенность при проведении стабилизационной политики. Экономические нарушения и их причины. Войны, социальные проблемы, сдвиги в потреблении, инвестициях, изменение предложения, субъективный фактор при разработке политики. Лаги и их воздействие на время реализации политики стабилизации. Ожидания. «Критика Лукаса». Политика твердого курса и «свободы действия».

Множественность целей макроэкономического регулирования и трудности оптимизации стабилизационной политики.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Виды самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Экономика образования»:



  1. Формирование и усвоение содержания конспектов лекций на базе рекомендованной литературы, а так же web-ресурсов.

  2. Написание рефератов (каждый студент должен написать один реферат по предложенным темам в каждом модуле).

  3. Решение проблемных ситуаций (кейс-стади).

  4. Подготовка к семинарским занятиям для ответов на теоретические вопросы и решения практических задач с использованием проблемно-ориентированного подхода.

  5. Подготовка к написанию тестов по модулям.


Теоретические вопросы и задачи для подготовки к семинарским занятиям

Тема1. Предмет и методологические принципы макроэкономики

  1. Предмет макроэкономики. Отличие макроэкономики от микроэкономики. Основные макроэкономические проблемы.

  2. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели, их показатели и виды.

  3. Модель кругооборота продукта, расходов и доходов. Основные макроэкономические потоки. Основное макроэкономическое тождество. Инъекции и изъятия. Совокупные инвестиции и совокупные сбережения.

  4. Особенности макроэкономических показателей. Потоки и запасы. Номинальные и реальные переменные.


Тема2. Макроэкономические показатели, система национальных счетов. Основные макроэкономические тождества

Задача №1.

Даны следующие макроэкономические показатели:




Доходы собственников

26

Государственные закупки товаров и услуг

52

Прибыль корпораций

60

Дивиденды

38

Арендная плата

19

Расходы на товары длительного пользования

34

Стоимость потребленного капитала

15

Экспорт

65

Косвенные налоги

23

Заработная плата

165

Сальдо государственного бюджета

-3

Личные сбережения

76

Нераспределенная прибыль корпораций

13

Расходы на текущее потребление

61

Взносы на социальное страхование

64

Проценты по государственным облигациям

9

Чистый экспорт

42

Расходы на услуги

85

Личный доход

290

Чистый доход иностранных факторов

12

Определить: ВВП, ВНП, ЧНП, НД, РЛД, чистые инвестиции, индивидуальные налоги, налог на прибыль корпораций, процентные платежи, трансфертные платежи, импорт.



Задача № 2.

Известно, что дефлятор ВВП в 1997 году был равен 135%, а в 1998 году 155% по отношению к базовому году. При этом объем производства по годам составил $6050 и $6750 млрд руб. в ценах каждого года, соответственно. Считая, что темп инфляции в следующем году не изменится, Вы решили предоставить другу займ, предполагая получить со своих денег 5% годовых.

а) Какова будет реальная доходность Вашего капитала, если темп инфляции по итогам года составил 17%?

б) Определите темп изменения выпуска.



Задача № 3.

Экономика страны характеризуется следующими показателями (в млрд. долл): предельная склонность к потреблению 0,8; автономное потребление 150; автономные налоги 50; автономные инвестиции 300; государственные закупки 400; экспорт 700; автономный импорт 50; предельная налоговая ставка 0,2; предельная склонность к инвестированию 0,1; предельная склонность к импорту 0,24.

а) Определите равновесный уровень выпуска.

а) Рассчитайте потребление, инвестиции, величину частных сбережений, мультипликаторы автономных расходов и налогов, сальдо государственного бюджета и торгового баланса.

б) На сколько нужно изменить величину инвестиций, чтобы государственный бюджет стал сбалансированным.

в) Определите вид разрыва выпуска, если потенциальный ВВП равен 3000. Какую фискальную политику должно проводить правительство, чтобы ликвидировать разрыв и на сколько оно должно изменить величину государственных закупок?


Тема №3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS как инструмент макроэкономического анализа

  1. Задача максимизации прибыли фирмы и формирование спроса на труд.

  2. Агрегированная производственная функция. Спрос фирмы на инвестиции.

  3. Поведение домохозяйств. Функция располагаемого дохода домохозяйств. Определение трудового дохода домохозяйств.

  4. Виды активов домохозяйств и функция спроса на деньги.

  5. Основные предпосылки модели экономики с гибкими ценами. Линеаризация системы уравнений, описывающих общее равновесие в экономике.

  6. Равновесие рынка труда в экономике с гибкими ценами. Факторы изменения равновесных реальной заработной платы, занятости и уровня выпуска.

  7. Совокупный спрос и совокупное предложение в экономике с гибкими ценами.

  8. Формирование равновесной ставки процента. Равновесие товарного рынка. Равновесие денежного рынка. Совокупный спрос.

  9. Воздействие фискальной и монетарной политик в условиях гибких цен. Принцип неоклассической дихотомии и нейтральности денег.

  10. Роль номинальных несовершенств в экономике. Кейнсианский подход к моделированию экономики.

  11. Модель с жесткой номинальной заработной платой и гибкими ценами товаров. Основные предпосылки модели. Линеаризация системы уравнений, описывающих общее равновесие в экономике.

  12. Равновесие рынка труда и совокупное предложение в модели с жесткой номинальной заработной платой и гибкими ценами товаров.

  13. Равновесие товарного и денежного рынка в кейнсианской модели с жесткой номинальной заработной платой и гибкими ценами товаров. Факторы изменение совокупного спроса.

  14. Общее равновесие в экономике с жесткой номинальной заработной платой и гибкими ценами товаров системы. Факторы изменения равновесных ставки процента и уровня выпуска.

  15. Воздействия фискальной и монетарной политик в экономике с жесткой номинальной заработной платой и гибкими ценами товаров. Реальные эффекты денежной политики.

  16. Частные случаи для чувствительности потребления, инвестиций и спроса на деньги к ставке процента.

  17. Проблема выбора между инфляцией и безработицей в краткосрочном и долгосрочном периоде.

  18. Оригинальная и модифицированная кривые Филипса.

  19. Гипотеза естественного уровня безработицы.

  20. Факторы сдвигов краткосрочной и долгосрочной кривых Филипса.

  21. Гипотезы адаптивных и рациональных ожиданий.

  22. Рациональные ожидания и реальные эффекты монетарной политики. Критика Лукаса.

  23. Общая характеристика колебаний выпуска. Стилизованные факты колебаний деловой активности.

  24. Стохастическое объяснение экономических колебаний: механизм “импульс-распространение”.

  25. Кейнсианские модели деловых циклов. Шоки спроса и предложения. Реальные жесткости.


Тема №4. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы,

безработица, инфляция

  1. Понятия сеньоража, чистого сеньоража, инфляционного налога. Кривая инфляционного налога Лаффера.

  2. Стационарные состояния при финансировании бюджетного дефицита за счет сеньоража. Устойчивость стационарных состояний при адаптивных и рациональных ожиданиях.

  3. Издержки и выгоды инфляции. Реальные эффекты инфляции, источники эффектов. Отличие режимов низкой, высокой и гиперинфляции.

  4. Основные предпосылки модели гиперинфляции Кейгана. Устойчивость инфляционной динамики при адаптивных и рациональных ожиданиях. Логика «неприятной монетарной арифметики» Саржента-Уоллеса.

  5. Основные предпосылки и результаты модели Кидлэнда-Прескотта. Проблема динамически несостоятельная несостоятельности низкоинфляционной политики и способы ее решения.

  6. Основные предпосылки и результаты модели репутации.

  7. Цели и инструменты монетарной политики. Применение правил монетарной политики. Правило Тейлора для ставки процента.

  8. Теория эффективной заработной платы: предпосылки, обоснования основных положений теории.

  9. «Условие Солоу» для эффективной заработной платы, его экономической смысл, графическая интерпретация.

  10. Модель Шапиро-Стиглица: предпосылки, решение модели.

  11. Полезность работы добросовестного и недобросовестного работника. «Условие не отлынивания», его взаимосвязь с «условием Солоу».

  12. Простой контракт страхования.

  13. «Контракт с правом на управление»

  14. «Контракт с правом на управление» с профсоюзом-монополистом

  15. Эффективный контракт.

  16. Неоднородность членов профсоюза. Модель Инсайдеров – аутсайдеров.

  17. Модель естественного уровня безработицы. Факторы, влияющие на его динамику.

  18. Функция соответствия и отношения «вакансия – безработица» в модели поиска и подбора.

  19. Кривая Бевериджа: вывод кривой, экономический смысл, факторы, влияющие на кривую.

  20. Модель Писсаридиса: основные уравнения, решение модели, графическая интерпретация.

  21. Рынок труда в модели Писсаридиса.


Тема №5. Основные принципы макроэкономического равновесия на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов

  1. Кейнсианские модели деловых циклов. Шоки спроса и предложения. Реальные жесткости.

  2. Базовые положения теория реального делового цикла. Производительность факторов и эффекты межвременного замещения потребления (правило Рамсея-Кейнса) и предложения труда (эффект Лукаса-Рэппинга).


Лекция №6. Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика)

  1. Функции фискальной политики. Соотношение и роль различных групп государственных расходов.

  2. Динамическое бюджетное ограничение правительства в номинальных и реальных величинах: представьте экономическую интерпретацию компонентов бюджетного ограничения и покажите переход от номинальных терминов к реальным.

  3. Условие отсутствия игр Понзи (NPG) и межвременное бюджетное ограничение государства. Принцип устойчивой фискальной политики (SFP).

  4. Динамическое бюджетное ограничение правительства в долях к ВВП. Зависимость устойчивости государственного долга от соотношения между ставкой процента и темпом роста ВВП.

  5. Позитивный подход к макроэкономической политике. Факторы, объясняющие склонность фискальной политики к дефициту с точки зрения новой политической экономии.


Лекция №7. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Равновесие на денежном рынке

Задача № 1.

В малой открытой экономике с плавающим валютным курсом функция спроса на деньги: M/P=Y/2 – 10 r, уравнение кривой IS: Y = k(A – 5 r) , где А = 290 + 20/, mpc = 0.8, mpI = 0.15, mpm = 0.04, t = 0.2. Мировая ставка процента rf = 10%. Предложение денег равно 400, уровень цен равен 1.

Определите:

а) равновесные значения уровня выпуска и реального валютного курса

б) величину номинального валютного курса, если уровень цен за рубежом равен 1.5

в) Центральный банк увеличил денежную массу до 500. Как изменится равновесное значение уровня выпуска в экономике и реального валютного курса.



Задача № 2.

По некоторым причинам снизилась мировая ставка процента. Проанализируйте воздействие, которое окажет эта мера на экономику данной страны:

а) при отсутствии мобильности капитала и фиксированном валютном курсе;

б) при отсутствии мобильности капитала и плавающем валютном курсе;

в) при совершенной мобильности капитала и фиксированном валютном курсе;

г) при совершенной мобильности капитала и плавающем валютном курсе.



Задача № 3.

В стране производительность труда растет быстрее, чем в других странах. Проанализируйте, какие последствия это будет иметь в закрытой экономике в краткосрочном и долгосрочном периоде и в открытой экономике в краткосрочном периоде при разных режимах валютного курса и совершенной мобильности капитала.



Задача № 4.

В целях борьбы с рецессией правительство снизило ставку подоходного налога. Проанализируйте, какие последствия будет иметь эта политика в закрытой экономике в краткосрочном периоде и в открытой экономике при разной степени мобильности капитала.


Лекция №8. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель Хикса-Хансена (модель IS-LM)

Задача №1.

В экономике потребление описывается функцией , инвестиции - , реальный спрос на деньги - , потенциальный выпуск = . В этой экономике правительство всегда стремится иметь сбалансированный бюджет (Т=G).

а) Предположив, что М=4320, G=150, используя модель IS-LM-FE, найдите равновесный объем выпуска, реальную ставку процента, уровень цен, равновесный уровень потребления и инвестиций.

б) Предположив, что денежное предложение выросло до 4752, проанализируйте изменения, произошедшие в экономике. Являют ли деньги нейтральными в данной экономике?

в) Допустим, денежное предложение вернулось на прежний уровень, но государственные закупки, финансируемые за счет налогов, выросли до 190. Используя модель IS-LM-FE, найдите равновесный объем выпуска, реальную ставку процента, уровень цен, равновесный уровень потребления и инвестиций.

г) Является ли фискальная политика нейтральной в этой экономики? Объясните ответ.



Задача 2.

Кривая Филлипса имеет вид , где u* – естественный уровень безработицы, - показатель шока предложения. Пусть естественный уровень безработицы равен 6%. Ожидания формируются адаптивным образом: .

а) Изобразите на графике краткосрочную кривую Филлипса при условии, что ожидаемый уровень инфляции составляет 10%. Что произойдет, если этот уровень вырастет до 12%.

б) Используя закон Оукена (где Y*=5, ), выведите уравнение для кривой совокупного предложения.

в) Пусть реформа рынка труда привела к снижению уровня естественной безработицы до 4%. Как это повлияет на значение фактической инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периоде? Дайте графическую интерпретацию с точки зрения кривой Филлипса и AD-AS?

Задача №3.

Закрытая экономика с фиксированной номинальной заработной платой, соответствует условиям следующей модели:

Производственная функция Y =, объем капитала в текущем периоде K=2500, предложение труда LS = 20W/P, предельная склонность к потреблению равна 4/5, инвестиции заданы функцией iD = 250 - 5R (ставка процента задана в процентных пунктах), функция спроса на деньги (M/P)D = Y/4 – R, предложение денег MS = 200 , налоги (аккордные) t = 200, гос. расходы на закупку товаров и услуг g = 200, номинальная заработная плата фиксирована на уровне $ 5.

а) Выведите уравнение кривой совокупного предложения, найдите ее наклон dY/dP.

б) Найдите уровень цен и процентной ставки, объем выпуска и труда, реальную заработной плату. Определите уровень вынужденной безработицы.

в) Покажите результаты увеличения государственных расходов на 50 ед. при финансировании за счет выпуска государственных облигаций.

г) Покажите результаты увеличения реального денежного предложения на 50 ед., осуществленного путем операции на открытом рынке.
Лекция №9. Экономический рост


  1. Фундаментальные вопросы теории экономического роста.

  2. Модель Солоу: предпосылки, вид производственной функции, основное уравнение динамики.

  3. Факторы экономического роста в модели Солоу. Разложение Солоу.

  4. Свойства экономики на траектории сбалансированного роста и переходная динамика.

  5. Золотое правило накопления.

  6. Модель Солоу и стилизованные факты Калдора.

  7. Выводы из модели Солоу.

  8. Модель Солоу и аргумент Мальтуса.

  9. Модель Солоу и накопление человеческого капитала.

  10. Метафоры роста Поля Ромера.

  11. Технология А-К. Постоянная отдача по накапливаемым факторам.

Задача №1.

Рассмотрим модель Солоу, дополненную человеческим капиталом (т.е. модель Мэнкью-Ромера-Вейла). Норма сбережений в человеческий капитал составляет , в физический , население растет с темпом , темп технического прогресса составляет , амортизация физического и человеческого капитала . Производственная функция имеет вид , где - физический капитал, - человеческий капитал, - труд, - параметр производительности.

а) Запишите уравнения динамики для и .

б) Постройте фазовую плоскость для и для . Определите устойчивость равновесия.

в) Покажите на фазовой плоскости, какая возможна динамика системы в случае перманентного увеличения темпов роста населения.

г) На отдельных графиках покажите динамику , , , , , , , , вызванную шоком, описанным в предыдущем пункте.



Задача №2.

Экономика изначально находится на траектории сбалансированного роста; при этом предполагается, что запас капитала всегда ниже запаса, соответствующего золотому правилу. Покажите, что будет происходить на диаграмме Солоу, а так же схематично покажите динамику капиталовооруженности эффективного труда, выпуска в расчете на единицу эффективного труда, потребления в расчете на единицу эффективного труда, логарифма потребления на душу населения, логарифма выпуска, темпов экономического роста, рыночной ставки процента и реальной зарплаты в расчете на единицу эффективного труда в случае увеличения темпов технического прогресса.



Задача №3.

Предположим, что выполняется количественная теория денег, , где – логарифм денежной массы, – логарифм скорости обращения денег (константа), – логарифм уровня цен, – логарифм выпуска. Инфляция ускоряется, если фактический выпуск выше потенциального , и замедляется, если ниже: , где – положительный параметр, а – инфляция, . Денежная масса растет с постоянным темпом, .

а) Прокомментируйте модель. Может ли подобная модель использоваться для построения прогнозов краткосрочной динамики? Долгосрочной? Если да, то как бы Вы рекомендовали дополнить модель, что бы получить более аккуратный прогноз?

б) Запишите уравнение динамики логарифма уровня цен

в) Определите параметры долгосрочного равновесия

г) Проверьте устойчивость долгосрочного равновесия

д) Покажите динамику , и , вызванную дискретным увеличением денежной массы
Лекция №10. Выбор моделей макроэкономической политики

Задача №1.

Из текущей периодики взять значения валютных контрактов и на разные сроки и рассчитать премии за риск, проверить выполнения треугольного арбитража.


Задача №2.

Обсудить утверждение. «Низкая производительность в секторе услуг сдерживает

укрепление рубля относительно иностранных валют».
Задача №3.

Обсудить утверждение. «Результат «эффекта переноса» связан с существованием сектора услуг, товары которого нельзя импортировать».


Задача №4.

Обсудить утверждение. «Центральный банк может свободно проводить любую

выбранную политику (денежную или валютную), если сможет установить контроль за движением капитала. Результат не зависит от сроков проведения политики или смешанной политики».
Задача №5.

Как влияет неожиданное увеличение темпа денежного предложения на реальный валютный курс.


Задача №6.

Прокомментируйте, как изменчивость валютного курса влияет на покупку предприятия в другой стране.


Задача №7.

Пусть страна инвестирует в рост производительности труда в стране. Как это может повлиять на инфляцию в стране.


7. Образовательные технологии

Теоретический материал по данному курсу предоставляется в форме интерактивных лекций. Практический курс предполагает решение тестов, задач, разбор конкретных ситуаций, участие студентов в практических конференциях.


8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы рефератов:

1. Макроэкономическая нестабильность: цикличность равновесия рыночной экономики. Теория экономических циклов. 

2. Безработица как специфическая форма проявления макроэкономической нестабильности. Концепция естественного уровня безработицы. 


3. Инфляция и антиинфляционная политика государства в рыночной экономике. 
4. Роль Центрального банка в двухзвенной банковской системе. Инструменты кредитно-денежной политики ЦБ. 

5. Современная кредитная система, ее структура и механизм функционирования. 


6. Коммерческие банки и их роль в рыночной экономике. Баланс коммерческого банка. 
7. Понятие финансового рынка, его структура и институты. Место рынка ценных бумаг в системе финансового рынка. 

8. Важнейшие финансовые инструменты (активы). Классификация ценных бумаг. Рыночные и нерыночные ценные бумаги. 

9. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. 

10. Налоги: история, принципы и формы налогообложения. (Мировые тенденции). 


13. Инфляция и государственная бюджетная политика. 

11. Фискальная политика: механизм реализации в рыночной экономике. 

12. Социальная политика государства: необходимость и пределы государственного вмешательства. 
13. Мировое хозяйство и международное движение факторов производства. 
14. Современный международный финансовый рынок

15. Эволюция международной валютной системы. 

16. Перспективы мелкого и среднего бизнеса в России. Проблемы государственной поддержки предпринимательства. 

17. Реформы в России и мировой опыт.



18. Экономическая политика 2009: между кризисом и модернизацией

19. Бюджетный эффект имущественной политики государства 2000-2010гг.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

Введение в макроэкономику. Под ред. Т.Ю.Матвеевой. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008

История экономических учений. Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2003.

Макроэкономика. Под ред. О.Бланшар. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010.
б) дополнительная литература:

Богачева Г.Н., Денисов Б.А. Реальный и фиктивный капитал: опыт политэкономического исследования: Монография/ГУУ, М., 1999.

Валовой Д. Политэкономия – М.; ЗАО Бизнес-школа, «Интел-синтез», 1999.

Всемирная история экономической мысли. Тома 1-6. МГУ им. М.В. Ломоносова. Редколл. В.Н. Черковец и др. М.: Мысль, 1987-1997.

Денисов Б.А. и др. Тезисы по поводу новой экономики. М.: ГУУ, 2004

Денисов Б.А., Богачева Г.Н.. Десять очерков по политической экономии. М.: ГУУ, 2004.

Калмычкова Е.Н., Чаплыгина И.Г. Экономическое мышление: философские предпосылки. М.: ИНФРА-М, 2005

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. –М.,1978.

Краснов В.Н.. Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства. М.: ГУУ, 2005

Курс экономической теории: Учебное пособие под общ. ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Кисилёвой /МГИМО, М., 1993.

Лист Ф.. Национальная система политической экономии. М.: Европа, 2005.

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 3 т.-М.: Политиздат, 1988.

Маршалл А. Принципы политической экономии: Т.1-3 –М., Издательская группа «Прогресс»,1993.

Общая экономическая теория (политэкономия) Учеб./ Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой, - М.: Промомедиа, 1995.

Отношения собственности: теоретические основы и механизм совершенствования. Под ред. Д.С. Львова и А.Г. Поршнева. М.: ГУУ, 2002

Пигу А. Экономическая теория благосостояния: в 2т. – М.: Прогресс, 1985.

Политическая экономия. Альманах, тома 1,2. М: АКС, 2007.

Политическая экономия как экономическая философия. Учебное пособие. Рук. Авт. колл. Б.А. Денисов, Отв. ред. С.А. Толкачев. М.: ГУУ, 2009.

Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч.: Т.1-М.,1955.

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.,1986.

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1955.

Современная теория глобализации: экономические очерки. Под ред. Б.А. Денисова. М.: ГУУ, 2002

Теория капитала и экономического роста. Учебное пособие. Под ред. С.С. Дзарасова. М.: Изд-во Московского университета, 2004

Толкачев С.А. Международная экономика: теория и российская практика. М.: Юркнига, 2006

Толкачев С.А., Потапова Е.Н. Промышленная политика и государственное регулирование экономики. М.: ГУУ, 2006

Толкачев С.А. Микроэкономика. Сборник кейсов. М.: ГУУ, 2008.

Толкачев С.А. Теория и практика конкуренции. Сборник кейсов. М.: ГУУ, 2008.

Толкачев С.А. Методические указания к выполнению реферата по учебной дисциплине «Политическая экономия и история экономических учений (Экономическая теория)». М.: ГУУ, 2008

Управление социально-экономическим развитием России. Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Поршнева. М.: Экономика, 2002

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Государственные органы власти РФ

www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли

www.cbr.ru - Центральный Банк – Банк России

Аналитические центры

www.opec.ru

www.dcenter.ru

www.ress.ru

www.forecast.ru



www.kapital-rus.ru

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Аудиторный фонд, компьютерные классы, используется оборудование для проведения интерактивных лекций




Младенец: громкий шум на одном конце и никакого чувства ответственности на другом. Приписывается Роналду Арбатн
ещё >>