Рабочая программа по дисциплине «Издательское дело» для студентов по направлению 030600. 62 «Журналистика» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по дисциплине «Современные теории массовой коммуникации»... 1 79.87kb.
Рабочая программа по дисциплине «Религиоведение» для студентов по... 1 347.72kb.
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для студентов по... 1 329.54kb.
Рабочая программа по дисциплине «Политология» для студентов по направлению... 4 728.53kb.
Рабочая программа по дисциплине «Компьютерная текстология» для студентов... 1 182.21kb.
Рабочая программа по дисциплине «Профессиональная этика журналиста»... 1 135.07kb.
Рабочая программа по дисциплине «Мировая культура и искусство» для... 1 234.74kb.
Рабочая программа По дисциплине «Современное отечественное и зарубежное... 1 296.77kb.
Программа вступительных испытаний по основам издательского дела по... 1 243.19kb.
Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный... 3 342.53kb.
Программа дисциплины «Политология» для направления 030600. 62 «Журналистика» 1 262.1kb.
Конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области 1 93.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по дисциплине «Издательское дело» для студентов по направлению - страница №1/1



Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

__________________С.А. Ветров

«__» _________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Издательское дело»

для студентов по

направлению 030600.62 - «Журналистика»

Курс IV


Семестр VIII

Зачет V


Экзамен -

Аудиторные занятия всего 48 ч

Из них:

Лекции 24 ч



Практические (семинарски) занятия 24 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 92 ч

Всего часов трудоемкости по дисциплине 140 ч

Омск 2010

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО направления 030600.62 - «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики).

Составители рабочей программы:

Преподаватель кафедры СО ________________ В.С. Чижма

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой

«___» _______ 200__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.


Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «Издательское дело» состоит в том, чтобы дать студенту представление о масштабах современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития, объемах издательской продукции, выпускаемых как в мире в целом, так и в отдельных странах, а также о видах и типах этой продукции. Дисциплина рассматривает книгоиздательское дело в системе книжного дела, характеризует структуру мировой книгоиздательской системы, распределение издательств по крупнейшим книгоиздающим странам различных континентов и регионов.

Задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов представления о структурах современных издательств и о месте редактора в издательском процессе;

- обучение основным формам и методам оценки издательского потенциала отдельных стран и регионов с использованием статистических материалов и информации, публикуемой в периодической печати и других источниках;

- дать необходимую сумму знаний об основных элементах маркетинга и менеджмента как механизмов современного издательского предпринимательства;

- обучение формированию прогнозных данных на основе анализа динамики развития издательского дела в России и в мировых масштабах.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения курса «Издательское дело» студент должен знать:

- о месте и роли книгоиздания в современном книжном деле;

- о масштабах и структуре выпуска книг и брошюр в мире и в отдельных странах и регионах;

- о мировой издательской системе;

- о состоянии и тенденциях развития выпуска и распространения книг и брошюр с использованием новых информационных технологий;

- о современных информационных системах в издательском деле.

В результате студент должен овладеть навыками:

- краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития книгоиздания с учетом появления новых средств информации и массовой коммуникации, в том числе сетевых;

- использования элементов маркетинга, менеджмента и других механизмов рыночного хозяйствования в целях получения эффективных результатов издательской предпринимательской деятельности.

С учетом получения перечисленных знаний студент должен уметь:

- профессионально грамотно сформулировать основные положения издательской политики данной организации с учетом ее профиля и складывающейся конъюнктуры рынка;

- разработать планы маркетинговой кампании в пределах выделенного бюджета;

- пользоваться современными информационными системами типа «Books in print».

Итоговый контроль по данной дисциплине – зачет.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО»

Номер темы


Наименование темы


Количество

часов

(лекции)



Количество

часов


(семинары)

1
2

3

4



5

6

7



8

Книгоиздание в системе современного книжного дела

Масштабы современного мирового книгоиздания

Правовые основы издательского дела

Современная издательская система России

Издательство и государство

Редактор в современном издательстве

Современное состояние издательского дела за рубежом

Перспективы развития издательского дела. Электронная книга



2
2

2

2



4

4

4



4


2
2

2

2



4

4

4



4


Итого

24

24

Лекции курса

Тема 1. Книгоиздание в системе современного книжного дела

Предмет курса «Современное отечественное и зарубежное издательское дело». Цели его изучения, в том числе усвоение теоретических знаний и выработка практических навыков и умений. Место изучаемой дисциплины в системе других дисциплин, формирующих профессиональные качества современного редактора-издателя, работающего в условиях научно-технической революции и рыночной экономики.

Структура курса и методика его изучения. Организация самостоятельной работы студентов. Учебно-методические пособия и литературные источники, обеспечивающие изучение дисциплины. Формы и методы контроля за работой студентов, изучающих данную дисциплину. Организация практических занятий и семинаров, включая посещение, издательств, предприятий книжной торговли, библиотек, книжных ярмарок.
Тема 2. Масштабы современного мирового книгоиздания

Современное книжное дело, его основные составные части: издательское дело, полиграфия, книжная торговля, библиография и библиотечное дело.

Книгоиздание - ведущая, основная составная часть книжного дела. Органическое сочетание в издательском деле творческих задач, связанных с формированием направления деятельности, замыслом издания или серии изданий, подбором и работой с автором, созданием издательского оригинала и др., с одной стороны, и предпринимательской активности как основы стратегии книжного маркетинга, с другой.

Усиление внимания издателей к вопросам экономики в условиях работы в рыночной ситуации. Издательский предпринимательский риск.

Взаимоотношения книгоиздания с другими субъектами книжного дела. Перенос значительного числа допечатных процессов из полиграфии в издательство. Усиление коммерческих начал в работе издательств по реализации выпускаемой продукции через различные каналы распространения. Повышение роли библиотек, в том числе школьных, как организованного рынка реализации издательской продукции.

Библиография как информационная составляющая анализа и прогнозирования развития творческой и производственной деятельности издательств.


Тема 3. Правовые основы издательского дела

Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

Характеристика основных законодательных актов в области издательского дела. Подзаконные акты, регулирующие правовые основы работы издательств в современных условиях. Постановление Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211 и «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР».

Дальнейшее развитие правового регулирования издательской деятельности в России в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 8 июня 1993 г. № 542 «О внесении изменений в постановление Совета Министров РСФСР от 17.04.91 г. № 211 «О регулировании издательской деятельности в РСФСР».

Характеристика других законов, принятых в развитие основополагающих законодательных актов: Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах», «Об обязательном экземпляре документов», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные документы, направленные на развитие и поддержку книгоиздания. Объективная необходимость принятия специального Закона РФ «Об издательском деле в Российской Федерации» с целью обеспечения надежной правовой основы дальнейшего развития издательской системы страны, формирования института издательского права.


Тема 4. Современная издательская система России

Роль и значение закона РФ «О средствах массовой информации» для развития издательской системы России. Динамика роста издательских образований с 1991 г. Разнообразие масштабов деятельности вновь образованных структур, форм собственности, направлений творческого развития, характера коммерческой деятельности.

Количественные и качественные показатели издательской системы России, размещение издательств по территории страны, сравнительные данные по группам издательств. Переход от государственной системы к преимущественно негосударственной издательской системе.

Основные факторы формирования современной издательской системы в России: демократизация общественной жизни (свобода слова и печати), переход к рыночным методам хозяйствования, использование новых информационных технологий.

Характеристика крупнейших негосударственных издательств современной России.
Тема 5. Издательство и государство

Две противоположные тенденции во взаимоотношениях издателя с государством: с одной стороны, стремление издателя избавиться от зависимости от государства, с другой - нужда в государственной поддержке, в содействии в решении многих юридических, экономических и организационных вопросов. Среди них - законодательная деятельность в области авторского и издательского права, обеспечения свободы печати и беспрепятственного передвижения изданий.

Флорентийское соглашение о беспошлинном ввозе книг и товаров для их изготовления. Совпадение интересов государства и издательства в случаях развития экспортной деятельности, пропаганды за рубежом достижений страны, распространения знаний о ее исторических особенностях и пр. Миссия государства по стимулированию чтения, изучения национального языка, по содействию развитию отдаленных территорий.

Замена государственного управления издательским делом деятельностью общественных организаций - ассоциаций, союзов, обществ и пр. Краткие сведения об организационной структуре и принципах работы Международной ассоциации издателей, национальных, региональных и профессиональных ассоциаций издателей, книготорговцев, полиграфистов, книголюбов.


Тема 6. Редактор в современном издательстве

Объективная закономерность возрастания роли редактора в условиях рыночной экономики. Редактор как основная фигура, формирующая творческую доминанту издательства, определяющая главные направления тематического планирования, перспективы развития редакционно-издательского процесса.

Редактор и автор. Основы творческих взаимоотношений. Редактор как генератор идей будущего издания, а нередко - и автор, реализующий собственный замысел.

Редактор в системе маркетинга. Знание рынка и использование его как основа творческой и организационной деятельности редактора.

Редактор - менеджер, руководитель и диспетчер всего процесса создания книги - от зарождения замысла будущего издания до момента встречи с читателем. «Истинный редактор - талант уникальный, совмещающий в себе особую склонность к деятельности одновременно руководителя и ассистента, референта и психотерапевта. Своеобразный «спарринг-партнер», мозг, представляющий собой как бы фантастический компьютер, на котором просчитывается прочность наших замыслов и выдаются четкие, далеко идущие прогнозы» (М. Захаров).

Редактор и компьютер. Перспективы использования современных информационных технологий в издательском деле.


Тема 7. Современное состояние издательского дела за рубежом

Общие показатели мирового книгопроизводства в 1950 -2000 гг. Характеристика издательской деятельности отдельных книгоиздающих стран. Рейтинг европейских, североамериканских и азиатских стран по основным показателям книжного выпуска.

Мировая издательская система. Постоянный рост количества издательств в мире - закономерность конца XX в.

Особенности издательских систем в крупных книгоиздающих странах. Процессы концентрации производства в книжном деле. Развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на увеличение выпуска продукции по отдельным предметным рубрикам.

Характеристика издательской продукции зарубежных издательств. Специфические проблемы развития книгоиздательской деятельности в развивающихся странах, особенно в странах Африки. Роль ЮНЕСКО в ликвидации неграмотности и создании издательской инфраструктуры в странах Африки, Азии, Латинской Америки.
Тема 8. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

Статистические данные о развитии мирового книгоиздания и сопоставление их с прогнозами 60-х годов (Маклюэн и др.). Книга в современном мире и ее соотношение с другими формами информационного обслуживания. Союз электроники и книги как основа научно-технического прогресса в книжном деле. Расширение возможностей использования компьютерной техники для ускорения, улучшения и повышения эффективности выпуска и распространения книжных изданий.

Развитие новых форм книжных изданий с использованием электронных аналогов (комбинированные издания: книга - компакт-кассета, книга - видеофильм, книга - компакт-диск и пр.). Широкое применение CD-ROM для перевода объемных справочных изданий на новые формы носителей. Создание параллельных версий справочных изданий в форме книги компакт-дисков (например, «Букс ин принт», энциклопедия «Британика», база данных реферативного журнала «Кэмикл Эбстрактс» и пр.). Другие формы электронных изданий.

Перспективы длительного существования и успешного применения человеком книги в ее традиционных формах. Оценка прогнозов о будущем книги.
Семинарские занятия курса
Тема 1. Книгоиздание в системе современного книжного дела

План


  1. Современное книжное дело, его основные составные части.

  2. Взаимоотношения книгоиздания с другими субъектами книжного дела.


Тема 2. Масштабы современного мирового книгоиздания

План

1. Рост темпов книгопроизводства во второй половине XX века.

2. Представление о массиве книжной продукции, находящемся в постоянной продаже.
Тема 3. Правовые основы издательского дела

План

1. Нормативно-правовая база издательского дела в современной России

2. Дальнейшее развитие правового регулирования издательской деятельности в России
Тема 4. Современная издательская система России

План

1. Количественные и качественные показатели издательской системы России

2. Характеристика крупнейших негосударственных издательств современной России

Тема 5. Издательство и государство

План

1. Тенденции во взаимоотношениях издателя с государством

2. Миссия государства по стимулированию чтения, изучения национального языка, по содействию развитию отдаленных территорий.
Тема 6. Редактор в современном издательстве

План

1. Редактор как основная фигура, формирующая творческую доминанту издательства

2. Редактор в системе маркетинга.
Тема 7. Современное состояние издательского дела за рубежом

План

1. Особенности издательских систем в крупных книгоиздающих странах.

2. Характеристика издательской продукции зарубежных издательств.
Тема 8. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

План

1. Книга в современном мире и ее соотношение с другими формами информационного обслуживания



2. Развитие новых форм книжных изданий с использованием электронных аналогов
Самостоятельная работа


Номер семестра

Номер недели

Раздел учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы студента

Всего часов

1

2

3

4

5

8

1, 2

Тема 1. Книгоиздание в системе современного книжного дела

1. Библиография как информационная составляющая анализа и прогнозирования развития творческой и производственной деятельности издательств.

10

8

3, 4

Тема 2. Масштабы современного мирового книгоиздания


1. Изучение основных количественных показателей мирового книгоиздания

10

8

5, 6

Тема 3. Правовые основы издательского дела


1. Изучение постановлений Правительства Российской Федерации и другие нормативные документы, направленные на развитие и поддержку книгоиздания.

10

8

7, 8

Тема 4. Современная издательская система России

1. Количественные и качественные показатели издательской системы России, размещение издательств по территории страны, сравнительные данные по группам издательств.

10

8

10,

Тема 5. Издательство и государство

1. Принципы работы Международной ассоциации издателей, национальных, региональных и профессиональных ассоциаций издателей, книготорговцев, полиграфистов, книголюбов

17

8

11, 12

Тема 6. Редактор в современном издательстве


1. Редактор как генератор идей будущего издания.

17

8

13, 14

Тема 7. Современное состояние издательского дела за рубежом


1. Анализ издательской деятельности отдельных книгоиздающих стран.

10

8

15, 16, 17, 18

Тема 8. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга

1. Расширение возможностей использования компьютерной техники для ускорения, улучшения и повышения эффективности выпуска и распространения книжных изданий.

8

Библиографический список



Основная литература



№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров

в библиотеке


Автор(ы)

Место издания, издательство, год

Используется при изучении разделов

(из п. 4.3)



Семестр

1

Теория журналистики: моделирование и применение Электронный ресурс Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru.

С. Г. Корконосенко

М. : Логос, 2010.

1-8

8

2

Основы журналистики Электронный ресурс Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru.

В.В. Бакшин

М. : Флинта, 2009.

1-8

8

3

Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике. Электронный ресурс. Точка доступа http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&..

Ф.И. Шарков

М. : "Дашков и К", 2011.

1-8

8

4

Менеджмент 5 экз.

Л.Е. Басовский

М. : ИНФРА-М, 2011.

1-8

8


Дополнительная литература



№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров

в библиотеке


Автор(ы)

Место издания, издательство, год

Используется при изучении разделов

(из п. 4.3)



Семестр

1

Журналистика 3 экз.

В.В. Ворошилов

М. : КноРус, 2010.

1-8

7

2

PR: методы работы со средствами массовой информации 5 экз.

Б.Р. Мандель

М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2010.

1-8

7

3

Менеджмент 8 экз.

М.П. Переверзев

М. : ИНФРА-М, 2011.

1-8

7



Средства обеспечения дисциплины

Лекционные аудитории должны быть оснащены персональным компьютером, мультимедиапроектором и экраном, стеклоэмалевой доской для записей мелом.









Ничто нельзя назвать новостью, пока это не появится в «Таймс». Ралф Дикин, издатель газеты
ещё >>