Рабочая программа по дисциплине «Биология с экологией» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерный перечень контрольных вопросов по дисциплине «Биология с... 1 92.47kb.
Рабочая программа дисциплина «экология микроорганизмов» 1 307.8kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... 1 195.09kb.
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» 4 412.73kb.
Лиходиевской Марины Владимировны Санкт-Петербург 2013 пояснительная... 1 279.73kb.
Программа по курсу Биология. Многообразие живых организмов. 1 415.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Психология и педагогика... 3 445.3kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология... 3 997.35kb.
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность... 1 256.29kb.
Программа по дисциплине Красноярск сфу 2008 (07) ббк 28. 573я73 ф 20 1 276.37kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование... 1 285.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по дисциплине «Биология с экологией» - страница №1/3

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России)

УТВЕРЖДАЮ

Декан медико-биологического факультета

____________ С.И. Карась

«17 » января 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Биология с экологией»

Для специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика»

Форма обучения очная

Кафедра: «Биологии и генетики»

Курс 1, 2

Семестр (ы) 1, 2, 3, 4

По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 442 часа

По учебному плану 453 часа

Томск 2011 г.
Составители:

доцент кафедры биологии и генетики, канд. биол. наук Н.А. Королёва,

доцент кафедры биологии и генетики, канд. мед. наук Д.П. Кудрявцев
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры биологии и генетики

Протокол № 7 от «29 » августа 2011 года

Заведующий кафедрой, д-р биол. наук, профессор

Н.Н. Ильинских __________________ «29 » августа 2011 г.



Согласовано:

1. Библиотечно-информационный центр научно-медицинской библиотеки,

заведующий Г.Н. Вишнякова _________________ «16 » января 2012 г.
2. Председатель методической комиссии по специальности

060114 (041000) «медицинская кибернетика» ________________ С.И. Карась

Протокол № 11 от «17» января 2012 года


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика», утвержденным «10» марта 2000 г. и примерной программой, рекомендуемой Управлением учебных заведений Минздравмедпрома Российской Федерации (1995 г.).

Дисциплина медицинская кибернетика относится к циклу ОПД наук.

В рабочей программе сохранены основные принципы построения ГОС ВПО: системность, научность, преемственность, гуманистичность, прогностичность, практическая значимость, позволяющие обеспечить возможность усвоения студентами теоретических основ дисциплины и формирования практических умений и навыков.




  1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика».

2. Учебный план СибГМУ по направлению специальности 060114 (041000) «медицинская кибернетика», утвержденный «25» мая 2010 г.

3. Учебный план на текущий учебный год.

4. Примерная программа учебной дисциплины, утвержденная УМО по медицинской кибернетике.


  1. НОРМАТИВНАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. По государственному образовательному стандарту 442 часа

2. По учебному плану 453 часа.


Трудоемкость

Количество часов

1 семестр
(20недель)

2семестр
(18недель)

3 семестр
(19недель)

4 семестр
(18 недель)

Всего

Общая

140

127


114


72

453

Обязательная аудиторная,

в том числе:

Лекции

Практические занятия


100
40


60

90
36


54

76
38


38

36
18


18

302
132


170

Самостоятельная работа

40


37

38

36

151


Курсовая работа

-

-

-

-

-

Дипломная работа

-

-

-


-

-

ИТОГО

140

127

114

72

453

Цели и задачи изучения дисциплины:

Биология занимает одно из ведущих мест среди предметов, которые изучают студенты медико-биологического факультета. Это обусловлено тем, что биология является фундаментальной наукой и имеет большое значение в подготовке врача-лаборанта.

1. Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания дисциплины: Приобретение студентами общетеоретических знаний в области биологии, необходимых для формирования еcтеcтвенно-научного мировоззрения и практической деятельности врача-лаборанта.

1.2. Основная задача курса биологии с экологией: дать студентам широкое общебиологическое образование, которое позволило бы им успешно изучать другие теоретические и клинические дисциплины.

2. Задачи преподавания дисциплины:

2.1. Изучить многоуровневую организацию биологических систем, закономерности эволюции органического мира, функционирования биологических систем.

2.2. Выделить человека, как центральный объект изучения медицинской биологии.

2.3. Показать его биосоциальную природу, подчиненность общебиологическим законам развития, единство человека со средой обитания.

2.4. Изучить современные экосистемы, действие в них антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания. Для современного врача-лаборанта большое значение имеет биологическое образование.

Исходя из Государственного образовательного Стандарта по специальности «медицинская кибернетика», учитывая требования учебного плана, студенты должны овладеть следующими практическими навыками:

- Определение митотической активности в разных типах тканей.

- Идентификация различных периодов онтогенеза человека, отдельных стадий в каждом периоде.

- Решение генетических задач, расчет степени риска проявления

признака (заболевания) в поколении.

- Использование вариационно-статистического метода для определения «нормы реакции», среднего значения признака и отклонения от среднего значения.

- Идентификация паразита на разных стадиях развития.

- Решение ситуационных задач по паразитологии.



Студент должен знать:

- свойства биологических систем, сложную многоуровневую организацию живой природы, основные особенности организации клеточного уровня: строение клетки, организацию наследственного материала и его реализацию в клетке, воспроизведение клеток;

- биологические особенности воспроизведения организмов, в том числе и человека, закономерности наследования признаков, виды изменчивости, норму реакции. Мутагенез и его значение в развитии патологии;

- современные методы, используемые в изучении генетики человека, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, принципы медико-генетического консультирования;

- генетические основы врожденных нарушений организма человека и животных;

- основные этапы онтогенеза человека и животных: особенности сперматогенеза и овогенеза, оплодотворения, закономерности эмбриогенеза, периоды постнатального онтогенеза человека и животных;

- систематику беспозвоночных и позвоночных животных;

- особенности строения беспозвоночных и позвоночных животных;

- циклы развития паразитов животных и человека;

- основные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов человека и животных;

- влияние на организм человека биотических факторов (паразитических организмов), адаптации человека к среде обитания;

- морфологические особенности паразитов человека, их жизненные циклы, географическую распространенность, способы заражения человека.

- систематику беспозвоночных и позвоночных животных. Особенности их морфологии и процессов жизнедеятельности.

Студент должен уметь:

- Использовать полученные базовые теоретические знания на всех последующих этапах обучения и в будущей практической деятельности.

- Определять тип и характер наследования признаков; прогнозировать вероятность проявления в потомстве человека нормальных и патологических признаков.

- Использовать понятие нормы реакции в практике врача.

- Анализировать кариотип человека и на его основе прогнозировать проявления болезней, связанных с нарушением числа и структуры хромосом.

- Применять знания основных закономерностей эмбриогенеза и его нарушения на последующих этапах обучения.

- Использовать знания по паразитологии для идентификации паразитов человека, диагностики и профилактики паразитарных болезней.

- Дифференцировать представителей различных типов и классов позвоночных животных.



Студент должен иметь представление:

Об уровнях и свойствах биологических систем, об эволюции животных, их происхождении, индивидуальном развитии, организации генетического материала, закономерностях наследственности и изменчивости. Иметь представление о животных, как участниках большинства природных экосистем, их роли в деятельности антропобиоэкосистем.

Основной целью изучения дисциплины студентами является детальное изучение вопросов, связанных с гистогенезом, оплодотворением, процессами дробления и раннего развития, а также с нейруляцией и закладкой провизорных органов у позвоночных животных. Кроме того, в данном курсе рассматриваются вопросы, связанные с ранним развитием млекопитающих, с взаимоотношениями между плодом и материнским организмом у человека. Основной целью изучения дисциплины студентами является рассмотрение и усвоение исторических аспектов становления эволюционного учения, этапов дивергентной эволюции и вопросов филогенетического развития животного мира. Именно в наши дни появилась возможность начать разговор о синтезе эмбриологии и генетики в изучении механизмов эволюции живого. Несомненно, что эволюционные изменения всегда начинаются с изменений генетических, которые, изменяя ход развития, реализуются в фенотипе. Только после этого, а именно на уровне фенотипов, может вступить в действие естественный отбор.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи, связанные с:

1. изучением раннего развития различных классов животных, формированием ряда жизненно-важных систем организма, а именно, нервной системы, органов чувств, мочеполовой, выделительной и кровеносной систем.

2. получением представления о филогенетическом аспекте раннего развития различных классов животных.

3. рассмотрением механизмов различных генетических изменений, которые могут служить материалом для морфологической и молекулярной эволюции.

4. изучением филогенетических связей в животном мире, этапами становления самой жизни на Земле и эволюцией некоторых внутренних систем животных.

3. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения биологии:

Обучение биологии с основами экологии студентов медицинских вузов осуществляется на основе преемственности понятий, полученных в курсе биологии общеобразовательных учебных заведений, а также знаний химии, физики, математики, информатики, гистологии, анатомии.



Требования к студентам, которыми должен он обладать, приступая к изучению биологии.

№ п/п

Разделы курса биологии



Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения биологии

1

2

3

1.1



Характеристика представителей Типа Простейших. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Физика. Характеристика и классификация биологических систем. Понятие о биологических системах высшего порядка.

1.2

Биология клетки.

Физика. Понятие о микроскопии (интерференционный, поляризационный). Недостатки приборов оптических (хроматическая, сферическая аберрация). Разрешающая способность микроскопов. Иммерсионная система. Измерение размеров малых объектов. Микроскопия, микрофотография. Метод фазового контраста, метод темного поля.

Высшая математика с информатикой и медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.



1.3

Размножение.

Общая биология. Митоз. Морфология хромосом на разных стадиях митоза, спирализация хромосом. Мейоз. Половые клетки, их строение. Прогенез. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение.

Характеристика эмбрионального развития животных и человека.



1.4

Наследственность и изменчивость.

Общая биология. Строение хромосом. Строение метафазных хромосом. Кариотипы человека. Тонкое строение хромосом. Аутосомные и половые хромосомы. Половой хроматин в лейкоцитах, эпителиальных и нервных клетках. Влияние факторов внешней среды на цитогенетические процессы.

Физика. Ионизирующее излучение, физико-химические основы биологического действия ионизирующего излучения. Защита от излучения.



1.5

Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний.

Зоология. Курс средней школы.

1.6

Распространение паразитических форм в животном мире.


Зоология. Курс средней школы.

1.7

Организация, морфология и происхождение основных типов животных.

Зоология. Курс средней школы.

4. Формы организации обучения и виды контроля.

Программа обучения по дисциплине «Биология с экологией» для студентов медико-биологического факультета по специальности «медицинская кибернетика» включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение четырёх семестров и включает в себя 66 лекций (132 часа в 1, 2, 3 и 4 семестрах) и 170 часов аудиторных практических занятий (1, 2, 3 и 4 семестры), самостоятельная работа студентов – 151 час. В процессе обучения используется текущий, тематический и итоговый контроль знаний и умений, только в этом случае можно добиться объективных результатов усвоения программы дисциплины и правильно оценить достижения конечных результатов.

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя пять итоговых занятий в 1 семестре и три итоговых занятия во 2 семестре. Каждое итоговое состоит из оценки выработанных студентами во время практических занятий навыков, тестового контроля теоретических знаний и устного опроса по пройденным темам. Итоговый контроль осуществляется в форме зачёта (1семестр) и экзамена (2 семестр).

2. Методика формирования результирующей оценки. Рейтинг по дисциплине формируется на кафедре в соответствии с внутрикафедральным положением о рейтинге. Нами предложена вторая модель, основанная на использовании среднего балла в качестве характеристики текущей работы студента в семестре.

Методика подсчета среднего балла за семестр.

· знания и работа студента на практических и итоговых занятиях оцениваются по классической 5-бальной системе;

· в конце семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;

· Рдс = баллы за текущую успеваемость + бонусы – штрафы;

· Рд = (Рдс1 + Рдс2 + Рэ) / 3;

o Рд – рейтинг по дисциплине;

o Рдс1 – рейтинг по дисциплине за 1 семестр;

o Рдс2 – рейтинг по дисциплине за 2 семестр;

o Рэ – балл за ответ на экзамене.

1. В конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-бальную систему;

2. Минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена - 61.

3. Помимо среднего балла учитываются показатели, дающие штрафы и бонусы.

4. Максимальное количество баллов, которое может получить студент по дисциплине в семестре - 100.

5. При неудовлетворительном ответе на экзамене Рд=Рэ (0–40 баллов);

6. При повторной сдаче экзамена Рэ = 61–75 баллов.

На заключительном этапе предлагается проведение трехэтапного экзамена.

1 этап - предэкзаменационное тестирование, обеспечивающее объективность и независимость оценки знаний студентов.

2 этап – проверка и оценка практических навыков, определение макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач по генетике.

3 этап – устный ответ на три вопроса билета.

Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе»

Таблица. Вариант оценки зачетного тестирования.

% выполнения задания тестирования

Балл 100-балльной по системе

91-100

91-100

81-90

81-90

71-80

71-80

61-70

61-70

0 - 60

0

Итоговая оценка, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную в соответствии с таблицей.

Таблица. Итоговая оценка по дисциплине в семестре.



Оценка по 5-балльной системе

Оценка по 100-балльной системе

5.0 превосходно

96-100

5.0 отлично

91-95

4.0 хорошо

81-90

4.0 хорошо с недочетами

76-80

3.0 удовлетворительно

61-75

2.0 неудовлетворительно

41-60

Неудовлетворительно 2.0 (необходимо повторное изучение)

0-40



2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:

1. Предмет биологии. Общая характеристика жизни. Клетка – элементарная биологическая система. Биологические науки, их задачи, объекты изучения. Методы биологии. Человек и животные как объект биологии. Значение биологии как базисной дисциплины в подготовке врача-лаборанта. Клеточный уровень организации. Клеточная теория как доказательство единства всего живого. Структурно-функциональная организация про- и эукариотических клеток. Простейшие. Особенности их строения и жизнедеятельности: питание, выделение, размножение, раздражимость. Систематика представителей типа Простейших.

2 часа.

2. Понятие паразитизма. Классификация паразитизма и паразитов. Классификация, циклы развития паразитов. Общая и медицинская протозоология. Возбудители протозойных заболеваний человека. Циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие. Особенности строения и жизнедеятельности представителей Саркодовых. Дизентерийная амёба. Морфологические формы существования дизентерийной амёбы: малая вегетативная, большая вегетативная, тканевая, циста. Цикл развития. Особенности жизнедеятельности. Патогенное действие. Амёбиаз. Пути заражения, этиология, симптоматика, диагностика, профилактика. Непатогенные амёбы. Ротовая, кишечная амёбы. Особенности их строения и процессов жизнедеятельности.



2 часа

3. Особенности строения и жизнедеятельности представителей Жгутиконосцев. Характеристика морфологических форм Жгутиконосцев. Лейшмании. Возбудители кожного и висцерального лейшманиозов. Цикл развития. Размножение. Кожный и висцеральный лейшманиозы. Путь заражения, этиология, симптоматика, диагностика, профилактика. Москиты – переносчики лейшманиозов. Понятие о природном очаге и природноочаговых заболеваниях. Трансмиссии. Понятие об инокулятивном и контаминативном заражении. Лямблии, формы существования, особенности цикла развития и жизнедеятельности. Лямблиоз. Путь заражения, этиология, симптоматика, диагностика, профилактика.

2 часа

4. Особенности строения и жизнедеятельности Трипаносом. Особенности цикла развития возбудителя африканской сонной болезни. Особенности цикла развития возбудителя американского трипаносомоза (болезни Чагаса). Африканская сонная болезнь, путь заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика. Переносчик – муха Це-це. Американский трипаносомоз (болезнь Чагаса), пути заражения, этиология, симптоматика, диагностика, профилактика. Переносчик – триатомовый клоп. Трихомонады. Урогенитальная, кишечная, ротовая. Трихомониаз, пути заражения, этиология, симптоматика, диагностика, профилактика.



2 часа

5. Особенности строения и жизнедеятельности малярийного плазмодия. Особенности цикла развития возбудителя трёхдневной малярии. Малярия, путь заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика. Переносчик – комар р. Анофелес. Особенности течения четырёхдневной, тропической малярии. Токсоплазма. Особенности жизнедеятельности, цикл развития. Характеристика вегетативных форм. Токсоплазмоз. Пути заражения, этиология, симптоматика, диагностика, профилактика. Острый и хронический токсоплазмоз. Балантидий – представитель типа Ciliaphora. Особенности строения, цикла развития и жизнедеятельности. Вегетативная форма и циста. Балантидиаз. Путь заражения, этиология, симптоматика, диагностика, профилактика.

2 часа

6. Характеристика представителей Плоских червей. Особенности строения, цикла развития и жизнедеятельности. Кожно-мускульный мешок. Отсутствие полости тела. Ганглионарная нервная система. Ортогон. Протонефридиальная выделительная система. Пищеварительная система. Гермафродитизм. Система органов размножения. Систематика Плоских червей. Турбеллярии, трематоды, цестоды. Общая схема цикла развития Трематод.



2 часа

7. Особенности строения и жизнедеятельности печёночного и лёгочного сосальщиков. Особенности циклов развития печёночного и лёгочного сосальщиков. Окончательные и промежуточные хозяева. Фасциолёз, парагонимоз, пути заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика. Особенности природных очагов фасциолёза и парагонимоза.

2 часа

8. Особенности строения и жизнедеятельности кошачьего, ланцетовидного и кровяных сосальщиков. Особенности циклов развития кошачьего, ланцетовидного и кровяных сосальщиков. Окончательные и промежуточные хозяева. Описторхоз, дикроцелиоз, шистозоматозы, пути заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика. Особенности природных очагов описторхоза, дикроцелиоза, шистозоматозов.



2 часа

9. Особенности строения и жизнедеятельности Ленточных червей (цестод). Особенности внешнего и внутреннего строения, циклов развития. Вооружённый и невооружённый цепни. Особенности строения и жизнедеятельности. Окончательный и промежуточный хозяева. Тениаринхоз, тениоз, цистицеркоз, пути заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика.

2 часа

10. Карликовый цепень, лентец широкий. Систематика. Характеристика внешнего и внутреннего строения, особенности процессов жизнедеятельности и циклов развития. Окончательные и промежуточные хозяева. Гименолепидоз, дифиллоботриоз. Аутоинвазия, аутореинвазия. Пути заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика.



2 часа

11.Эхинококк, альвеококк. Систематика. Характеристика внешнего и внутреннего строения, особенности процессов жизнедеятельности и циклов развития. Окончательные и промежуточные хозяева. Эхинококкоз, альвеококкоз. Пути заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика.

2 часа

12. Характеристика представителей Первичнополостных животных, Собственнокруглых червей (Нематод). Особенности строения, цикла развития и жизнедеятельности Нематод. Кожно-мускульный мешок. Первичная полость тела. Ганглионарная нервная система. Особенности строения видоизменённой протонефридиальной выделительной системы. Пищеварительная система. Передняя, средняя, задняя кишки. Раздельнополость. Половой диморфизм. Система органов размножения. Систематика Собственнокруглых червей. Общая схема цикла развития Нематод. Аскарида человеческая. Особенности строения, цикла развития и жизнедеятельности. Аскаридоз. Пути заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика.



2 часа

13. Острица, власоглав человеческий, кривоголовка. Особенности строения, циклов развития и жизнедеятельности. Систематика. Понятие о геогельминтах. Энтеробиоз, трихоцефалёз, анкилостомидоз. Пути заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика.

2 часа

14. Особенности строения и жизнедеятельности угрицы кишечной, трихинеллы , филярий. Особенности внешнего и внутреннего строения, циклов развития. Понятие о биогельминтах. Окончательный и промежуточный хозяева. Стронгилоидоз, трихинеллёз, вухерериоз, онхоцеркоз, лоаоз. Природноочаговость заболеваний. Переносчики филяриатозов. Пути заражения, этиология, патогенез, симптоматика, диагностика, профилактика.



2 часа

15. Особенности строения и жизнедеятельности Кольчатых червей. Вторичная полость тела (целом). Метанефридиальная выделительная система, особенности строения метанефридиев. Строение кровеносной системы. Гермафродитизм, особенности полового размножения, копуляция. Дождевой червь, пиявка медицинская. Способность к регенерации. Аутотомия, архитомия. Медицинское значение кольчатых червей.

2 часа

16. Общая характеристика класса Паукообразных. Систематика Паукообразных. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов размножения и развития. Основные отряды Паукообразных: клещи, скорпионы, пауки, телифоны, ложноскорпионы, сольпуги. Клещи, особенности строения и процессов жизнедеятельности. Иксодовые клещи. Аргазовые клещи. Строение, цикл развития, эпидемиологическое значение. Особенности циркуляции вируса клещевого энцефалита в природном очаге. Трансовариальная и трансстадиальная передача вируса клещевого энцефалита. Гамазовые клещи.



2 часа

17. Общая характеристика класса Насекомых. Систематика Насекомых. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов размножения и развития. Основные отряды Насекомых. Клопы, особенности строения и процессов жизнедеятельности. Постельный клоп, триатомовые клопы, их эпидемиологическое значение. Механизм передачи американского трипаносомоза. Вши, блохи. Строение, цикл развития, эпидемиологическое значение. Головная, платяная, лобковая вши. Механизм передачи чумы, сыпного и возвратного вшивых тифов.

2 часа

18. Характеристика представителей отряда Двукрылых. Семейство Комары. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов размножения и цикла развития. Строение ротового аппарата, отличительные особенности представителей различных родов комаров, самок и самцов. Комары родов Анофелес, Кулекс, Аёдес. Эпидемиологическое значение комаров.



2 часа

19. Общая характеристика семейства Мухи. Систематика Мух. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов размножения и развития. Комнатная муха, синяя и зелёная мясные мухи, муха Це-це, осенняя жигалка, вольфартова муха. Миазы. Классификация миазов. Случайные, факультативные, облигатные. Доброкачественные и злокачественные миазы.

2 часа

20. Оводы, слепни, мошки, мокрецы, москиты. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и цикл развития. Медицинское и эпидемиологическое значение.



2 часа

21. Способы и формы размножения. Клеточный цикл. Митотический цикл. Митоз. Биологическая сущность и значение митоза. Характеристика фаз митоза. Патология митоза. Воспроизведение на молекулярном и клеточном уровнях.

2 часа

22. Половое размножение и его эволюционное значение. Мейоз. Биологическая сущность, значение и характеристика редукционного и эквационного делений мейоза. Кроссинговер. Гаметогенез. Биологические аспекты репродукции человека. 2 часа.



2 часа

23. Осеменение, оплодотворение и эмбриональное развитие. Внешнее и внутреннее осеменение и оплодотворение. Приспособления у животных для внутреннего осеменения. Искусственное осеменение и оплодотворение. Зигота. Характеристика этапов эмбрионального развития на примере Ланцетника. Дробление. Бластуляция. Гаструляция. Образование мезодермы. Гистогенез и органогенез. Нейруляция.

2 часа

24. Основы общей генетики. Законы Менделя. Доминантные и рецессивные аллели. Генотип, фенотип. Гомозигота и гетерозигота. Закон «единообразия гибридов первого поколения». Закон «расщепления». Закон «чистоты» гамет. Закон «независимого наследования признаков». Генетическое и цитологическое обоснование законов. Закономерности наследования признаков при моно-, ди- и полигибридном скрещивании.



2 часа

25. Виды взаимодействия аллелей. Полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование. Взаимодействие генов. Комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия.

2 часа

26. Сцепленное наследование. Закон Томаса Моргана при полном и неполном сцеплении генов. Кроссинговер. Генетика пола. Виды определения пола: прогамное, сингамное, эпигамное. Сцепленное с полом наследование.



2 часа

27. Генетика человека. Наследственные болезни человека. Заболевания человека, сцепленные с половыми хромосомами. Моно-, ди-, полисомии по половым хромосомам. Нулисомия.

2 часа

28. Общая характеристика Хордовых животных. Систематика Хордовых. Подтип Бесчерепные. Класс ланцетники. Особенности внешнего и внутреннего строения, размножения и развития. Ареал обитания. Эволюционное значение Ланцетников.



2 часа

29. Общая характеристика Позвоночных животных. Систематика Позвоночных животных. Анамнии и амниоты. Особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Круглоротых. Миноги, миксины. Характеристика отрядов, представители: речная, морская, ручьевая миноги, миксина обыкновенная. Ареал обитания.

2 часа

30. Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы. Организация, биология и эволюция Рыб. Характеристика представителей класса Хрящевых рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения акулы. Размножение и развитие представителей Хрящевых рыб. Скаты. Химеры. Ареал обитания.



2 часа

31. Характеристика представителей класса Костных рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие Костных рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Ареал обитания. Проходные, полупроходные рыбы.

2 часа

32. Надкласс Четвероногие. Анамнии. Организация, биология и эволюция наземных животных. Развитие провизорных органов. Амнион, аллантоис, серозная оболочка.



2 часа

33. Характеристика внешнего и внутреннего строения амфибий. Особенности процессов жизнедеятельности и происхождение Амфибий. Систематика. Представители хвостатых, бесхвостых и безногих. Медицинское значение.

2 часа

34. Амниоты. Характеристика представителей класса Рептилий. Систематика. Особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие Рептилий. Медицинское значение. Представители клювоголовых (гаттерия), чешуйчатых, черепах, крокодилов. Ареал обитания.



2 часа

35. Характеристика представителей класса Птиц. Систематика. Особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие Птиц. Основные отряды птиц. Ареал обитания. Медицинское значение. Орнитозы. 2 часа

36. Общая характеристика представителей класса Млекопитающих. Происхождение Млекопитающих . Особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие. Систематика.

2 часа


37. Общая характеристика представителей Первозверей, Сумчатых млекопитающих. Ехидна. Утконос. Кенгуру. Особенности строения и процессов жизнедеятельности.

2 часа


38. Общая характеристика представителей Плацентарных млекопитающих. Особенности строения и процессов жизнедеятельности на примере кролика. 2 часа

39. Морфология половых клеток

2 часа

40. Овогенез



2 часа

41. Сперматогенез

2 часа

42. Оплодотворение



2 часа

43. Дробление, бластуляция

2 часа

44. Гаструляция на примере низших хордовых и земноводных



2 часа

45. Гаструляция на примере амниот

2 часа

46. Нейруляция на примере земноводных



2 часа

47. Особенности раннего развития амниот

2 часа

48. Особенности раннего развития млекопитающих



2 часа

49. Особенности раннего развития человека

2 часа

50. Развитие нервной системы у человека



2 часа

51. Развитие нервной системы у человека

2 часа

52. Образование органов чувств у человека



2 часа

53. Развитие пищеварительной системы

2 часа

54. Развитие мочеполовой системы у человека



2 часа

55. Развитие кровеносной системы у человека

2 часа

56. Формирование покровов тела



2 часа

57. Развитие выделительной системы

2 часа

58. Эволюция раннего развития



2 часа

59. Происхождение многоклеточных животных

2 часа

60. Этапы филогенеза хордовых животных



2 часа

61. Общая характеристика земноводных как переходная форма к наземным позвоночным.

2 часа

62. Эволюция пищеварительной системы у многоклеточных животных



2 часа

63. Эволюция выделительной системы у многоклеточных животных

2 часа

64. Эволюция кровеносной системы



2 часа

65. Эволюция костной системы у беспозвоночных и позвоночных животных

2 часа

66. Эволюция нервной системы у беспозвоночных и позвоночных животных



2 часа


следующая страница >>



Сумма множества талантиков дает в результате один гигантский талантик. Станислав Ежи Лец
ещё >>