Рабочая программа по биологии для 6 9 классов педагога Климовой Светланы Витальевны, вкк 2012 2013 уч год - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа педагога Сибгатовой Р. Р 3 385.45kb.
Рабочая программа по биологии Класс 5 «А» 2012-2013 учебный год 2 336.51kb.
Рабочая программа по биологии Класс 9 «Б» 2012-2013 учебный год 3 582.86kb.
Рабочая программа по биологии 7 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... 1 225.18kb.
Рабочая программа по физической культуре для 5- 9 классов Разработана... 5 826.63kb.
Рабочая программа по физической культуре для 10-11 классов Разработана... 4 385.2kb.
Рабочая программа дополнительного образования на 20012 -2013 учебный... 1 80.24kb.
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013-14 учебный год... 2 517.93kb.
Рабочая программа по истории России 7 класс на 2012-2013 уч год. 1 192.25kb.
Рабочая программа по биологии. 5 -12 классы. Учитель: Лукашевичус О. 3 384.59kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория... 1 145.27kb.
Государственный экзамен по физике 1 140.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа по биологии для 6 9 классов педагога Климовой Светланы Витальевны - страница №1/10





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Руководитель МКОУ

_________/Климова С.В./ МКОУ Бутурлиновская СОШ №7 Бутурлиновская СОШ №7

Протокол №__от _________/Васильченко В.Д./ _________/Штельцер И.Е. «

« »_________2012 г «___»_______________2012 г. Приказ №__________от

«__ »_____________2012 г

Рабочая программа

по биологии

для 6 – 9 классов

педагога

Климовой Светланы Витальевны, ВКК
2012 - 2013 уч.год.
Пояснительная записка.

Программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программ:


  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. 6 класс.Растения. Бактерии. Грибы. (35 часов, 1 раз в неделю))//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с. 34 - 49.

  2. Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н. 7 класс. Животные (70 часов, 2 раза в неделю)//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с. 49-63.

  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс. Человек и его здоровье (70 часов, 2 раза в неделю).//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с. 64-72.

  4. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. 9 класс. Основы общей биологии (70 часов, 2 часа в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с. 73-83.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го, 8-го и 9-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Цель программ 6-9 классов – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у нихэкологической культуры.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.



Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Программы по биологии для 6-9 классов построены на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры.



Важнейшие особенности данных программ:

  • Увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;

  • Усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней; добавлены к тому же материалы по изучению биоразнообразия Воронежской области;

  • Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;

  • Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения учащихся.

В 9 классе программа курса «Биология» предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки в их систематизированном, но рядоположенном изложении.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 7-9 классах, а также для подготовки к ЕГЭ в старших класса используются новые учебные пособия:



  1. Лернер Г.И. Биология. Тема «Животные» (7-8 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

  2. Лернер Г.И. Биология. Тема «Человек» (8-9 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. –192с

  3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

В пособиях предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьным курсам биологии - «Животные», «Человек», общая биология и экология. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалов вступительных экзаменов в вузы. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием как линейных, так и концентрических программ (линия Пономаревой И.Н. – является концентрической), обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии.


6 класс.

Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».
(35 часов. 1 час в неделю)

Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.

Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы



  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  Обоснование выбора: Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МКОУ БСОШ № 7 и является логическим продолжением изучения предмета «Природоведение» в 5 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, а так же является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла.

Программа предполагает изучение содержания курса ботаники.Предусматривается выполнение большого количества лабораторных и практических работ, часть из которых может быть вынесена за рамки урока или предложена учащимся для самостоятельного выполнения.


Учебно- тематическое планирование

по биологии класс: 6

учитель: Климова С.В.

количество часов:всего 35 часов; в неделю 1 час.



Планирование составлено на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2004 г. стр. 57-108), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю)

Учебник: И.Н. Пономарева,, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" /М., изд. дом "Вентана-Граф",2010г./ допущен Министерством образования Российской Федерации.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата




«Введение»

2




1.1

Растения –царство живой природы.Общие сведения об их многообразии, значении и охране.

1




2.2

Мир растений вокруг нас. Осенние явления в их жизни (экскурсия).

1




Тема 1 «Химический состав и клеточное строение растений» 3

3.1

Строение растительной клетки. Л.р №1 «Рассмотрение клеток кожицы лука».

1




4.2

Жизнедеятельность клетки.

1




5.3

Ткани растений и их виды.

1




Тема 2 «Цветковые растения» 16

6.1

Органы цветкового растения. Л.р. №2 «Знакомство с цветковым растением».

1




7.2.

Корень

1




8.3

Побег и почки

1




9.4

Лист

1




10.5.

Стебель

1




11.6

Вегететивные органы и их значение в жизни цветкового растения (урок обобщения и систематизации)

1




12.7

Вегетативное размножение растенийИспользование вегетативного размножения

Л.р. 3 «Черенкование комнатных растений»



1




13.8

Цветок и соцветие

1




14.9.

Опыление

1




15.10.

Оплодотворение и образование плодов и семян

1




16.11.

Семена и плоды

1




17.12.

Распространение плодов и семян. Прорастание семян.

1




18.13.

Генеративные органы и их значение в жизни цветкового растения (урок обобщение и систематизации)

1




19.14.

Понятие о систематике. Деление цветковых на классы и семейства.

1




20.15

Отдел Покрытосеменные

Общие признака и значение.



1




21.16

Семейства покрытосеменных (цветковых)Л.Р.№4 Определение растений семейств покрытосеменных)

1







Тема 3 «Многообразие и историческое развитие растительного мира»

6




22.1

Водоросли. Общая характеристика

Многообразие водорослей Л.р.5 «Определение одноклеточных водорослей»



1




23.2

Мохообразные . Л.р. 6 «Изучение внешнего вида мохообразных растений»

1




24.3

Папоротникообразные

Л.р.7»Изучение внешнего вида папоротникообразных растений»



1




25.4

Отдел Голосеменные

Л.р.8 «Изучение внешнего вида хвойных растений»



1




26.5

Основные этапы развития растительного мира

Эволюция высших растений



1




27.6.

Человек и растения: культурные растения и их происхождение

1







Тема 4 «Бактерии.Грибы.Лишайники»

4




28.1

Бактерии – древнейшая группа организмов

1




29.2

Общая характеристика царства грибов

Л.р.9 «Изучение строения плесневых грибов»



1




30.3

Многообразие и значение грибов

1




31.4

Лишайники

1







Тема 5 «Растительные сообщества»

2




32.1

Жизнь растений в растительномсообществе в весенний период (экскурсия)

1




33.2

Фитоценозы. Взаимное влияние фитоценозов и человека друг на друга.

1







Заключение.

1




34.1

Прощай, ботаника?.Задание на лето

1







1 ч. резервное время










Итого

35







Всего 34 ч в связи со спецификой годового календарного плана. Планируется провести 34ч







Содержание курса:

« Введение» -2 часа

Мир растений. Признаки и органы растений. Растение — живой организм — биосистема. Условия жизни растений. Среды жизни растений.

Тема 1. "Химический состав и клеточное строение растений» - 3 часа

Мир растений. Признаки и органы растений. Растение — живой организм — биосистема. Условия жизни растений. Среды жизни растений.

Увеличительные приборы. Строение растительной клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Разнообразие тканей у растенй.

Тема 2. " Цветковые растения" - 16 часов

Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян. Значение семян. Внешнее строение корня, виды корней.Внутреннее строение корня. Значение корней, их разнообразие.Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение. Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей. Цветок. Соцветия. Плоды. Значение для растения.



Тема 3. " Многообразие и историческое развитие растительного мира " - 6часа

Понятие об эволюции. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений.Понятие по систематике растений. Водоросли: особенности строения и жизнедеятельности, их значение. Мохообразные. Папоротникообразные. Голосеменные.



Тема 4. "Бактерии.Грибы. Лишайники.“ - 4 часа

Строение и физиологические особенности бактерий. Роль в природе и жизни человека.

Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Лишайники.

Тема 5. «Растительные сообщества».-2 часа

Растительные сообщества. Приспособленность организмов. Взаимосвязь живой и неживой природы. Роль человека в природе.


Требования к уровню подготовки.
В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

  • наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;

  • объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Воронежской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Воронежской области;

  • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;

  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • давать характеристику растениям различных систематических групп;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;

  • оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

  • формулировать выводы на основе собранного материала;

  • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Воронежской области;

  • применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;

  • использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Воронежской области.


Перечень учебно–методического обеспечения:

  1. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008;

  2. Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.;

  3. Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;

  4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  5. 1С «Образование» 3.0Образовательный комплекс

  6. Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.www.km.ru/education- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://school-collection.edu.ru/ Коллекция ЕК ЦОР.

www.fipi.ru  Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации

7.Авторские презентации

8. Коллекция микропрепаратов.

Технические средства обучения:

ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, цифровой микроскоп, световые микроскопы.



Список литература:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;

  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);

  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

следующая страница >>



Люди растут, и долги вместе с ними. Веслав Брудзиньский
ещё >>