Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории по литературе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учителя русского языка и литературы первой категории 3 479.79kb.
Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы... 1 137.08kb.
Рабочая программа педагога Поповой Татьяны Владимировны Учителя I... 1 288.44kb.
Рабочая программа по литературе за курс 5 класса учителя русского... 1 164.88kb.
Анализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ... 1 453.93kb.
Рабочая программа учебного курса по литературе в 8классе учителя... 6 914.07kb.
Рабочая программа по литературе, 9 класс учителя первой квалификационной... 1 374.57kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 70.15kb.
Гарифулиной Фирузой Атхаровной учителем русского языка и литературы... 5 523.33kb.
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной... 1 169.81kb.
Долгиной Натальи Юрьевны Ульяновск 2012 План- конспект 1 114.01kb.
Инструкция. Выберите ответ «да» или «нет». Задани да нет 1 84.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка и литературы первой - страница №1/2


«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

На заседании ШМО

Заместитель директора

Директор СОШ №28

Протокол № от

По УВР СОШ № 28

Посёлка Кратово

«-----»-----------------2012г.

Смелтер Н.А..

Лайко Г.В.

Председатель ШМО

«-----»------------2012г.

Приказ № --------------

Борисова И.В.




«-----»----------------------2012г.

Рабочая программа педагога

Лачковой Л. Н.

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

по литературе

5 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

« 29 » августа 2012г.

2012-2013 учебный год.

Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

  • обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

  • формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

  • Примерная государственная программа основного общего образования по литературе (базовый уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год;

Авторская программа по литературе под ред. В.Я.Коровиной. – М: Просвещение, 2006.

  • Тематическое и поурочное планирование;

  • График контрольных мероприятий.


Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

По базисному учебному плану образовательного учреждения – 68 часов, 2 часа в неделю,из них на развитие речи – 9часов, на контрольные мероприятия – 3 часа, на внеклассное чтение – 9 часов.

Формы организации образовательного процесса:


  • коллективная (урок, олимпиада);

  • групповая (групповое занятие, учебное исследование);

  • индивидуальная (консультации, собеседование).



Технологии обучения.

  • Технология уровневой дифференциации.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Игровые технологии.

Виды и формы контроля.

Проводится контроль подготовки учащихся: вводный, текущий, тематический, промежуточный и итоговый - словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, рассказов и пр.), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя.



Информация об используемом учебнике:

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.



Содержание рабочей программы

Введение

Писатели о роли книг в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги ( обложка, титул, форзац, сноски, оглавление), создатели книг. Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор( колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Сказатели. Собиратели сказок.



«Царевна – лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты – волшебницы. « Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» ( М. Горький). Иван – царевич- победитель житейских невзгод. Животные – помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

« Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа. Особенности сюжета.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола ( начальное представление). Сказочные формулы. Сравнение.



Древнерусская литература

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).



«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных

« Повестей…»и их подвиги во имя мира на родной земле.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальное представление).
Литература 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.



«Случились вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).


Литература 19 века

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). (Обзор).



Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом»( на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевны и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

- владеть теоретическими понятиями: сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация ( начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учений, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близь Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы « Мороз, Красный нос»).

Поэтический образ русской женщины.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).



Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие представления). Сюжет (начальное представление).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений).



Поэты 19 века о Родине и родной природе

А.А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, А.Н. Майков,

И.З. Суриков, А.В. Кольцов. Выразительное чтение наизусть стихотворений.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


Литература 20 века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).



Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Стихотворения «Я покинул родимый дом…»и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).


Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса – сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы – сказки.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса – сказка.



Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведения героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).


Стихотворные произведения о войне.

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.



К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений в Великой отечественной войне.

И. Бунин, А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов, Дон – Аминадо.

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


Саша Чёрный. «Кавказский пленник», « Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).


Зарубежная литература

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).


Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Происки Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Мастерство писателя.


Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Из них на развитие речи

Из них на контрольные мероприятия

Из них на вн. чт.

Введение. Книга в жизни человека.

1

-

-

-

Устное народное творчество

1

1

-

-

Русские народные сказки

5

1

-

1

Из древнерусской литературы

1

-

-

-

Из литературы XVIII века.

1

-

-

-

Из литературы XIX века.

29

4

2

2

Из литературы XX века.

21

3

1

2

Из зарубежной литературы.

8

1

-

4

Подведение итогов

1

-

-

-

ИТОГО:

68

9

3

9

следующая страница >>



Первое правило политика: никогда не верь ничему, пока не поступит официальное опровержение. Джонатан Линн и Энтони Джей
ещё >>