Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050 100. 1 356.05kb.
Рабочая программа Наименование дисциплины: «Современная история» 3 472.36kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 314.05kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 192.94kb.
Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика»... 2 512.68kb.
Рабочая программа по дисциплине «Архитектура эвм» для направления... 1 197.1kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 197.04kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 5 347.67kb.
Программа дисциплины «История российского конституционализма» для... 3 668.24kb.
Рабочая программа для студентов направления 030900 «Юриспруденция»... 2 487.71kb.
Вопросы по анализу музыкальных произведений 1 86.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 - страница №1/3



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.П. Рябкова
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62

Педагогическое образование, профиль Музыка,

очная форма обучения.

Тюменский государственный университет

2011


Рябкова В.П. Анализ музыкальных произведений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Музыка, очная форма обучения. Тюмень, 2011, 22 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Анализ музыкальных произведений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой музыкального образования В.В. Емельянов, к.п.н., доцент.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Рябкова В.П., 2011 г.


  1. Пояснительная записка


1.1. Цель ООП ВПО – обеспечение качественной подготовки студентов, готовых к практической деятельности в системе образования, развитие у них на этой основе личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки.

Цель курса – сформировать у будущих учителей музыки умение правильно оценивать достоинства музыкального произведения и определять возможности его использования в музыкально-образовательной работе с детьми.

В рамках данного курса студентам предстоит изучить типовые структуры тональной музыки, сформировавшиеся в процессе эволюции музыкального искусства. Современные подходы к преподаванию анализа музыкальных произведений связаны не только с изучением структурной стороны музыкальной формы, но и с исследованием процессов формообразования, являющихся результатом взаимодействия всей совокупности средств музыкальной выразительности. Все виды самостоятельной и аудиторной работы способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций, успешно реализуемых в области музыкальной педагогики. Предусмотрено изучение основных содержательных аспектов курса на примере музыкальных произведений отечественной и зарубежной классики, а также многонационального фольклора народов России.



Задачи курса:

  1. изучение теоретических аспектов содержания дисциплины, необходимых для самостоятельного анализа музыкальных произведений в единстве его художественного содержания и формы.

  2. формирование навыков практического анализа музыкальных произведений на основе исследования процессов формообразования.

  3. формирование у студентов представлений о сути художественных процессов, происходящих в музыкальном произведении.

  4. формирование ценностного отношения к содержательным аспектам дисциплины, являющегося основой общекультурной компетенции будущего специалиста.

  5. формирование представлений о роли дисциплины в контексте профессионального образования с точки зрения ценностных ориентиров профессии педагога-музыканта.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Анализ музыкальных произведений» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.2). Изучение дисциплины «Анализ музыкальных произведений» начинается с шестого семестра бакалавриата. Базовыми для его освоения являются: модуль «Теория музыки» дисциплины «История, теория, методика и технологии музыкального образования»; модули «Введение в основы теоретического музыкознания», «Гармония», «Полифония» дисциплины «Гармония и полифония»; дисциплины по выбору «Сольфеджио» и «Основы практического освоения теории музыки».

Освоение дисциплины «Анализ музыкальных произведений» является основой для последующего изучения дисциплины вариативной части «Исполнительская подготовка» («Музыкальный инструмент», «Сольное пение», «Хоровое дирижирование»). Такие дисциплины как «Хоровой класс», используют достаточный объем знаний из курса анализа музыкальных произведений. «Анализ музыкальных произведений» составляет основу педагогической практики студентов, Изучение дисциплины «Анализ музыкальных произведений» потребует установления междисциплинарных связей с такими дисциплинами, как «История зарубежной музыки», «История русской музыки», «Элементарное музицирование в учебном процессе». Знания, умения и навыки, приобретенные в результате освоения дисциплины, будут способствовать развитию у студента музыкального мышления, интереса к аналитической деятельности, как ценностного аспекта профессионального музыкального образования, осознание которого позволит будущему выпускнику стать высококвалифицированным специалистом.
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:



общекультурными (ОК)

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен логически верно выстроить устную и письменную речь (ОК-6);

специальными (СК)

  • готов анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей (СК-2).

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать типовые формы и жанры тональной музыки; ценностные основы музыкально-теоретической деятельности в контексте музыкально-педагогического образования;

  • уметь анализировать музыкальные произведения с точки зрения процессов формообразования, оценивая их художественно-эстетическую ценность; использовать интегративные связи; организовать самостоятельную работу под руководством педагога, в рамках отведенного количества времени;

  • владеть навыками исследовательской работы музыковедческого характера, креативно используя оперативный аппарат мышления.


2. Структура и трудоёмкость дисциплины.
Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

7

Аудиторные занятия (всего)

70

34

36

В том числе:










Практические занятия (ПЗ)

70

34

36

Самостоятельная работа (всего)

74

38

36

Вид промежуточной аттестации




зачет

экзамен

Общая трудоемкость час

144

72

72

зач. ед.

4

2

2



3. Тематический план
6 семестр

Таблица 2а.

№ п/п

Тема

Недели семестра

Практические занятия

Сам. работа, час.

Итого часов по теме

Из них в интеракт. форме

Итого кол-во баллов


Модуль 1. Музыкальные жанры. Средства музыкальной выразительности. Тематизм.

1.

Введение.

1

2

2

4

2

0-10

2.

Музыкальные жанры.

2

2

2

4

2

0-10

3.

Средства музыкальной выразительности.

3

2

2

4

2

0-10

4.

Тематизм. Музыкальный синтаксис. Масштабно-тематические структуры.

4-6

6

6

12

6

0-10




Всего:

6

12

12

24

12

0-40

М о д у л ь 2. Музыкальный тематизм, его развитие.

5.

Принципы тематического развития.

7-8

4

5

9

4

0-10

6.

Функции частей музыкальной формы. Типы изложения музыкального материала.

9-10

4

5

9

4

0-10

7.

Период, его разновидности.

11-12

4

5

9

4

0-10




Всего:

6

12

15

27

12

0-30

М о д у л ь 3. Простые формы.

8.

Простая двухчастная форма.

13-14

4

5

9

4

0-15

9.

Простая трехчастная форма.

15-17

6

6

12

6

0-15




Всего:

5

10

11

21

10

0-30




Итого (часов, баллов)

17

34

38

72

34

0-100




Итого в интерактивной форме













34





7 семестр

Таблица 2б.

№ п/п

Тема

Недели семестра

Практические занятия

Сам. работа, час.

Итого часов по теме

Из них в интеракт. форме

Итого кол-во баллов


М о д у л ь 1. Сложные формы. Куплетная форма.

1.

Сложная двухчастная форма.

1-2

4

4

8

4

0-10

2.

Сложная трехчастная форма.

3-4

4

4

8

4

0-10

3.

Куплетная форма, ее разновидности.

5-6

4

4

8

4

0-10




Всего:

6

12

12

24

12

0-30

М о д у л ь 2. Анализ произведений крупной формы.

4.

Тема с вариациями.

7-8

4

4

8

4

0-13

5.

Рондо. Рондовидные формы.

9-10

4

4

8

4

0-13

6.

Сонатная форма. Рондо-соната.

11-12

4

4

8

4

0-14




Всего

6

12

12

24

12

0-40

М о д у л ь 3. Циклические формы.

7.

Сюита.

13-14

4

4

8

4

0-10

8.

Сонатно-симфонический цикл.

15-16

4

4

8

4

0-10

9.

Анализ музыки, взаимодействующей с поэзией, театром и другими видами искусства.

17-18

4


4


8


4

0-10




Всего

6

12

12

24

12

0-30




Итого (часов, баллов) II семестр

18

36

36

72

36

0-100




Итого в интерактивной форме













36






Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
6 семестр

Таблица 3а.

№ темы

Устный опрос

Письменная работа

Творческие задания

Итого баллов

Изучение литературы

Анализ нотных примеров

Подбор примеров

Контрольная работа

Сочинение музыкальных построений

1.

0-5




0-5







0-10

2.

0-5




0-5







0-10

3.

0-3

0-4

0-3







0-10

4.

0-3

0-3

0-2




0-2

0-10

Всего

0-16

0-7

0-15




0-2

0-40

5.

0-3

0-3

0-2




0-2

0-10

6.

0-3

0-4

0-3







0-10

7.

0-3

0-3

0-2




0-2

0-10

Всего

0-9

0-10

0-7




0-4

0-30

8.

0-5

0-5







0-5

0-15

9.

0-4

0-4




0-4

0-3

0-15

Всего

0-9

0-9




0-4

0-8

0-30

Итого

0-34

0-26

0-22

0-4

0-14

0-100


7 семестр

Таблица 3б.

№ темы

Устный опрос

Письменные задания

Творческие задания

Итого количество баллов

Изучение литературы.

Анализ нотных примеров

Подбор примеров

Сочинение музыкальных построений

1.

0-3

0-4

0-3




0-10

2.

0-3

0-4

0-3




0-10

3.

0-3

0-3

0-2

0-2

0-10

Всего

0-9

0-11

0-8

0-2

0-30

4.

0-3

0-4

0-3

0-3

0-13

5.

0-4

0-5

0-4




0-13

6.

0-4

0-5

0-5




0-14

Всего

0-11

0-14

0-12

0-3

0-40

7.

0-3

0-4

0-3




0-10

8.

0-3

0-4

0-3




0-10

9.

0-3

0-4

0-3




0-10

Всего

0-9

0-12

0-9




0-30

Итого

0-29

0-37

0-29

0-5

0-100


Планирование самостоятельной работы студентов
6 семестр

Таблица 4а.



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов



Обязательные

Дополнительные

Модуль 1. Музыкальные жанры. Средства музыкальной выразительности. Тематизм.

1.

Введение.

Изучение литературы. Подбор примеров.

Изучение дополнительной литературы.

1

2

0-10

2.

Музыкальные жанры.

Изучение литературы. Подбор примеров.

Изучение дополнительной литературы.

1

2

0-10

3.

Средства музыкальной выразительности

Изучение литературы. Анализ нотных примеров. Подбор примеров.

Изучение дополнительной литературы.

1

2

0-10

4.

Тематизм. Музыкальный синтаксис. Масштабно-тематические структуры.

Изучение литературы. Подбор примеров. Сочинение музыкальных построений.

Анализ нотных примеров.

3

6

0-10




Всего по модулю 1:

6

12

0-40

М о д у л ь 2. Музыкальный тематизм, его развитие.

5.

Принципы тематического развития.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров. Подбор примеров.

Сочинение музыкальных построений.


2

5

0-10

6.

Функции частей музыкальной формы. Типы изложения музыкального материала.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров. Подбор примеров.

Анализ нотных примеров.

2

5

0-10

7.

Период, его разновидности.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров. Подбор примеров. Сочинение музыкальных построений.

Сочинение музыкальных построений.

2

5

0-10




Всего по модулю 2:

6

15

0-30

М о д у л ь 3. Простые формы.

8.

Простая двухчастная форма.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров.

Сочинение музыкальных построений.

2

5

0-15

9.

Простая трехчастная форма.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров.

Сочинение музыкальных построений.

3

6

0-15




Всего по модулю 3:

5

11

0-30

ИТОГО:

17

38

100


7 семестр

Таблица 4б.



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

Дополнительные

М о д у л ь 1. Сложные формы. Куплетная форма.

1.

Сложная двухчастная форма.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров.

Подбор примеров.


2

4

0-10

2.

Сложная трехчастная форма.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров.

Подбор примеров.


2

4

0-10

3.

Куплетная форма, ее разновидности.


Изучение литературы. Анализ нотных примеров. Подбор примеров.

Сочинение музыкальных построений.

2

4

0-10




Всего по модулю 1

6

12

0-30

М о д у л ь 2. Анализ произведений крупной формы.

4.

Тема с вариациями.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров. Подбор примеров.

Сочинение музыкальных построений.

2

4

0-13

5.

Рондо. Рондовидные формы.


Изучение литературы. Анализ нотных примеров.

Подбор примеров.

2

4

0-13

6.

Сонатная форма. Рондо-соната.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров.

Подбор примеров.

2

4

0-14




Всего по модулю 2:







6

12

0-40

М о д у л ь 3. Циклические формы.

7.

Сюита.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров.

Подбор примеров.

2

4

0-10

8.

Сонатно-симфонический цикл.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров.

Подбор примеров.


2

4

0-10

9.

Анализ музыки, взаимодействующей с поэзией, театром и другими видами искусства.

Изучение литературы. Анализ нотных примеров.

Подбор примеров.


2

4

0-10




Всего по модулю 3:

6

12

0-30

ИТОГО:

18

36

100


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

6 семестр

Таблица 5а.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

История зарубежной музыки

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

История русской музыки

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Элементарное музицирование в учебном процессе




+

+

+




+

+




+

4

Хоровое сольфеджио

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Основной музыкальный инструмент

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Сольное пение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Хоровое дрижирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Хоровой класс

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Просветительская деятельность педагога музыканта

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Педагогическая практика

+

+

+

+

+

+

+

+

+


7 семестр

Таблица 5б.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

История зарубежной музыки

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

История русской музыки

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Элементарное музицирование в учебном процессе

+

+

+

+

+










+

4

Хоровое сольфеджио

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Основной музыкальный инструмент

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Сольное пение

+

+

+

+

+










+

7

Хоровое дрижирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Хоровой класс

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Просветительская деятельность педагога музыканта

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Педагогическая практика

+

+

+

+

+

+

+

+

+


5. Содержание дисциплины

VI семестр

Модуль 1. Музыкальные жанры. Средства музыкальной выразительности. Тематизм.


следующая страница >>



Демократия не значит: «Я так же хорош, как и вы»; демократия значит: «Вы так же хороши, как и я». Теодор Паркер
ещё >>