Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки 030300 психология - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «психология труда, инженерная психология» 1 116.82kb.
Рабочая программа дисциплины этнопсихология направление подготовки... 2 623.03kb.
Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология... 3 752.02kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Дифференциальная психология»... 3 420.98kb.
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 4 822.51kb.
Рабочая программа дисциплины экспериментальная психология направление... 4 741.68kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 46.45kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 606.6kb.
Рабочая программа дисциплины гендерная психология направление подготовки... 4 553.4kb.
Рабочая программа дисциплины общая психология: психология познавательных... 9 1883.79kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 03 «Психология и педагогика... 1 24.08kb.
Новикова М. А., Федоров И. В. Планы практических занятий по курсу... 1 311.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология и эргономика - страница №1/2

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА

Направление подготовки


030300 - ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки



___________________________

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная, очно-заочная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № _____ от 20___г.)

Одобрено кафедрой общей психологии

(протокол № ____ от 20__ г.)

Зав.кафедрой __________________________

Москва


2012

Составитель рабочей программы: «Психология труда, инженерная психология и эргономика»: старший преподаватель кафедры общей психологии Бочарова Татьяна Александровна, программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300 Психология.

Программа «Психология труда, инженерная психология и эргономика» включает в себя:

  1. Цели и задачи освоения дисциплины.

  2. Место дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика» в структуре ООП бакалавриата.

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

  4. Структура и содержание дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

  5. Образовательные технологии (тематика лекций, семинаров, практических занятий, контрольных работ).

  6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

  8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).



1. Цели освоения дисциплины
Целью учебных занятий по данному курсу - «Психология труда, инженерная психология и эргономика» - является знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда.

Основными задачами курса являются:

      • ознакомление студентов с теоретическими основами психологии труда и инженерной психологии;

      • формирование у них общего представления об основных методах психологии труда и инженерной психологии;

      • раскрытие перед будущими специалистами ценностно-смысловых аспектов трудовой деятельности.


2. Место дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика» в структуре ООП бакалавриата
Место данного курса учебных занятий - «Психология труда, инженерная психология и эргономика» - в образовательной программе, определяется той базой, на основе которой изучается данная дисциплина (в этом случае, это в основном, «Общая психология», «История психологии», «Психология развития и возрастная психология» и «Социальная психология»).

Весь курс разбит на 3 взаимосвязанные части:

  • Введение и основная проблематика психологии труда, инженерной психологии и эргономики;

  • Психологические особенности профессиональной деятельности;

  • Психология профессионального и личностного самоопределения.

Изучение «Психологии труда» станет основой для дальнейшего изучения таких видов психологических дисциплин как «Психология управления» и «Психология личности».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

По окончании курса студент должен:

    • знать: основные психологические признаки труда и профессии, основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы или сообщества, историю возникновения и развития психологических представлений о труде, основные этапы становления субъекта труда и формирования профессионала (ПК-3)

    • уметь: анализировать трудовую деятельность, составлять различные профессиограммы, иметь начальные навыки ориентировки и выбора методов психологического изучения труда, иметь начальные навыки рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности (особенно в ценностно-смысловом ее аспекте) (ПК-4)

    • владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психологических процессов, различных видов деятельности индивида и группы (ПК-2)

    • иметь представление: о стандартных программах направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном развитии индивида, о профессиональных рисках в различных видах деятельности, об основных проблемах развития и саморазвития профессионала, о перспективах развития психологии труда и инженерной психологии (ПК-1)

    • обладать способностью: профессионально воздействовать на уровень развития профессиональной и личностной сферы индивида, с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять стандартные базовые процедуры с целью оказания помощи индивиду или группе в организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-23)


4. Структура и содержание дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

6










22










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

6










10










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

6




3




10







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

6




3




10







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







3

6

15







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

3

19










9

10










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










9

10













ИТОГО

3

144

24




9

24

87







Экзамен



Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4.5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



5

28

3










25










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

5

16

3










13










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

5

19

3




3




13







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

5

19

3




3




13







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

5

24







2

4

18







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

5

19










4

15










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

5

19










4

15













ИТОГО

5

144

12




8

12

112







Экзамен


Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



5

28

3










25










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

5

16

3










13










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

5

19

3




3




13







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

5

19

3




3




13







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

5

24







2

4

18







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

5

19










4

15










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

5

19










4

15













ИТОГО

5

144

12




8

12

112







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

1










15










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.


3

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










1

18













ИТОГО

3

144

4




6

4

130

+




АКР, экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



4

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

4

16

2










14










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

4

19

2




2




15







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

4

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

4

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

4

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

4

19










1

18













ИТОГО

4

144

6




6

4

128

+




АКР, экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе ВПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

1










15










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

3

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










1

18













ИТОГО

3

144

4




6

4

130

+




АКР, экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

1










15










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

3

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










1

18













ИТОГО

3

144

4




6

4

130

+




АКР, экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 3 года 8 месяцев на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

1










15










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

3

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










1

18













ИТОГО

3

144

4




6

4

130

+




АКР, экзамен


5. Образовательные технологии:

Лекционные часы даны для ознакомления студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда. Практические занятия направлены на обучение студентов применению методов профотбора, определению личностных особенностей испытуемых (таких как, тип темперамента, характеристики функции внимания, определение индивидуального стиля деятельности). Семинарское занятие позволяет проверить усвоение студентами пройденного материала, сделать работу над ошибками и подискутировать на тему профессионального самоопределения.

Освоение данного курса - «Психология труда, инженерная психология и эргономика» - поможет студенту в дальнейшем изучать таких виды психологических дисциплин как «Психология управления» и «Психология личности».
Тематика и планы семинарских (интерактивных) и/или практических занятий
Семинары (интерактивные дискуссии, обсуждение конкретных случаев, тренинги)
Тема1: Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры».

Вопросы:


  1. Профессиональное самоопределение в периоды мирного и военного времени.

  2. Понятия профориентация и профконсультация.

  3. Разница в понятиях профессионального и личностного самоопределения.

  4. Карьера и профессиональный выбор, соотнесение понятий.

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: "Феникс", 1996.

  2. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.

  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.

  4. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 1999.


Тема2: Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Проверка домашнего задания у студентов по использованию методик: исследования личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга), тест Д. Кейрси, метод портретных выборов (Сонди), составление профессиограммы.

Вопросы:


  1. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности.

  2. Кризисы профессионального развития.

  3. Характеристика темперамента (понятие, типы, методы исследования).

  4. Характеристика функции внимания (понятие, виды, методы исследования).

  5. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

Список литературы:

    1. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – С-П., 2003.

    2. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин, Минск, 1997 г.

    3. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, С-П, 2001 г.

    4. Энциклопедия психологических тестов, М., 1999 г.

    5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997.

    6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.


Тема3: Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

Вопросы:


  1. Морально-этический образ профессионала.

  2. Права и обязанности профессионального психолога, документы регламентирующие профессиональную деятельность специалиста.

  3. Использование компьютера и информационных технологий в деятельности психолога.

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.

  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996.

  3. Пряжников Н.С. S № $, или Личность в эпоху продажности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000.

  4. Аралова М.А. Справочник психолога Доу, М., 2007




следующая страница >>



1. Самой важной цитатой окажется та, источник которой ты не можешь найти. 2. Источник этой цитаты будет указан в самой критичной рецензии на твою работу. «Закон Даггана»
ещё >>