Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки: по направлению 032700. 62 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины в 02 История лингвистических учений... 1 135.24kb.
Рабочая программа дисциплины б история мировой (зарубежной) 1 226.21kb.
Рабочая программа дисциплины литература стран изучаемого языка направление... 1 289.31kb.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте... 6 572.64kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 5 547.26kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... 1 57.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности... 1 277.02kb.
Рабочая программа дисциплины «Введение в теорию перевода» по направлению... 1 188.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа дисциплины д 2 литература скандинавии и финляндии 1 180.78kb.
Реферат по дисциплине «Литературе Японии» 1 117.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки: по направлению - страница №1/3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»


Утверждаю

Проректор по УР _______ Л. И. Рублева

«___» _______ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Литература Японии

Направление подготовки:

по направлению 032700.62 «Филология»,

профиль подготовки: «Русский язык и литература».

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения очная

Южно-Сахалинск

2012 г

Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700.62 «Филология» и профилю подготовки «Русский язык и литература».


1. Цели и задачи изучения дисциплины

«Литература Японии» заключается в формировании у студентов общего представления о японской литературе с момента ее возникновения и до рубежа XX – XXI веков. В процессе курса осуществляется сравнение отдельных этапов развития литературы Японии с литературами стран Западной Европы, России и Америке. У студентов закладывается представление о базовых терминах и понятиях японской литературы, об основных направлениях литературного процесса в новое время. Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по направлению 032700.62 «Филология», профиль подготовки: «Русский язык и литература».

В основные задачи курса по выбору входят:


  1. представление японской литературы в целостной системе восточной, западноевропейской и американской культуры;

  2. демонстрация на конкретном художественном материале особенностей развития японской словесности;

  3. закрепление и развитие навыков анализа литературного произведения и работы с ним.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП. Дисциплина «Литература Японии» изучается в 4 семестре.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в процессе вузовского изучения литературоведческих дисциплин. Дисциплина «Литература Японии» базируется на знаниях, полученных обучающимся в процессе освоения курсов «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История зарубежной литературы: Античность», «История зарубежной литературы: Средние века и Ренессанс», «история зарубежной литературы XVII – XVIII веков».
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

– владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать закономерности развития русской литературы и культуры XIX века; свободно ориентироваться в системе литературных жанров романтизма и реализма; основные литературные направления и школы данного периода;

уметь обобщать и самостоятельно углублять теоретические знания, необходимые для объективной оценки современных направлений и концепций в области литературоведения; самостоятельно оценивать и анализировать художественные тексты данного периода; вникать в художественную структуру произведения на двух его уровнях (смысловом и формальном), анализируя содержание и функции разных его компонентов (сюжет, конфликт, система художественных образов) выбирать необходимые для анализа методы, методики и приёмы изучения и описания произведений; аргументированно доказывать выбранную позицию по дискуссионным вопросам;

владеть (быть в состоянии продемонстрировать) основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области литературоведения; иметь навыки сбора и систематизации библиографии по теме учебно-исследовательской работы, научно-исследовательского труда для написания квалификационных работ по филологии.


4. Структура и содержание дисциплины «Литература Японии»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы – 108 часов. Лекции – 18 ч., практические занятия – 38 ч., самостоятельная работа – 52 ч.



п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

ПЗ

ЛЗ

КСР

СРС

Т-тест, УО - устный опрос (доклад, реферат, сообщение).

1

Японская словесность в системе мировой литературы. Хронология японской литературы, ее основные этапы: период классического влияния литератур Китая и Кореи, самобытный период, период заимствований из литературы Западной Европы и Америки, период современного развития.

4

1

2







2

УО

2

Первые памятники японской литературы. Литература эпохи Нара. Мифологическая основа «Записей о деяниях древности» (712) Оно Ясумаро. Пантеон японских богов. Структура книги и ее своеобразие. Квазиисторическое содержание «Анналов Японии» (720). Сравнительная характеристика «Записей о деяниях древности» и «Анналов Японии».

4

2

2

2




2

УО

3

Понятия канси и вака. Жанры вака на страницах «Собрания мириад листьев» (VII-VIII): тёка (нагаута), танка (мидзикаута), сэдока, буссокусэкика. Сравнительный анализ «Манъёсю» и с «Кайфусо». Народная, придворная и провинциальная поэзия в «Собрании мириад листьев».

4

2




2




2

УО

4

Поэзия Какиномото-но Хитомаро, Отомо Якамоти и др. Художественно-изобразительные средства танка: макура-котоба, дзё, ута-макура, энго, хонкадори и др.


4

3

2







2

УО

5

Первые памятники буддистской письменности: «Славословие «Лотосовой сутре», «Славословие Ста камням». Понятие васан. Разновидности васан: сантанка, кёгэ и када.


4

4

2







2

УО

6

Эпоха Хэйан и ее историко-эстетические критерии. Поэзия канси. Канси Сугавара Митидзанэ (812-880). Сборники буддийских сэцува.


4

4




2




2

УО, Т

7

Кёкай. «Нихон рёики» (VIII-IX) как образец буддистской этики. Композиция книги и принципы построения историй. Понятия греха и добродетели, причинно-следственные связи в жизни героев «Нихон рёики».

4

5

2







2

УО

8

Ясутанэ, Ёсисигэ-но (Дзякусин) (931-?). Культ будды Амиды (Амитабхи) и образ Края Вечной Радости (Пречистой Земли) в книгах «Записки из павильона у пруда» (982) и «Одзё гокуракки» (984). Смерть праведника как двигатель сюжета историй «Одзё гокурраки». Чудесные истории жизни и смерти из рассказов «О монахе Муку», «О женщине из земли Кага».

4

6

2










УО

9

Жанр моногатари и его письменные образцы. Сказочное начало «Повести о старике Такэтори». Сюжетные аналоги «Повести» в мировой литературе. Жанр цукури моногатари и фольклорные элементы «Повести о прекрасной Отикубо» и «Повести о дупле».


4

6




2




2

УО, Т

10

Синтез поэзии и прозы в ута-моногатари. Письменные образцы ута-моногатари: «Исэ моногатари», «Ямато моногатари» и «Хэйтю моногатари». Приемы хасигаки (котобагаки) и их использование в названных лирических повестях.


4

7

2







2

УО

11

Поэзия Хэйана. Работа над поэтической антологией «Кокин вакасю». Первые позиции танка в иерархии жанров. Роккасэн средневековой японской поэзии. Стихотворения Аривара-но Нарихира.


4

8




2




2

УО, Т

12

Деятельность Ки-но Цураюки в работе над «Кокин вакасю». Хронология записей и стихотворные тексты в книге «Дневник путешествия из Тоса». Жанр дневника как разновидность женской литературы. Средневековые женские дневники и популярные в них темы: «Дневник эфемерной жизни» матери Митицуна, «Записки у изголовья» Сэй-Сёнагон и др.


4

8

2







2

УО

13

Творческое наследие Мурасаки Сикибу: «Дневник Мурасаки Сикибу» и «Повесть о принце Гэндзи». Эпическое начало «Повести о принце Гэндзи», реалии придворной жизни и их описание в книге. Место «Повести о принце Гэндзи» в системе японской литературы.


4

9

2







2

УО

14

Сайгё (1118-1190). Жанр танка в поэзии Сайгё. Символ временного приюта в книге «Горная хижина». Композиция книги: сезонная лирика и разные песни. Новаторство поэта в японской литературе средневековья.


4

10




2




2

Т, зачет

15

Исторические варианты книг «Повести, собранные в Удзи». Традиции сэцува в «Повестях». Мистические истории и их жанровые характеристики в книге.

Дневниково-мемуарные повествования в литературе развитого Средневековья: «Стихотворное собрание Укё-но дайбу монашествующей императрицы Кэнрэй-монъин», «Дневник полнолуния», «Дневники Асукаи Масаари».




4

10

2







2

УО

16

Новый в развитии средневековой японской поэзии. Создание «Син кокин вакасю». Жанры рэнга и дарума ута в поэтической антологии. Рэнга и принципы ее создания. Прославленные мастера рэнга.

Поэзия дзэнских монастырей. Философия дзэн и ее отражение в различных сферах жизнедеятельности средневековых и современных японцев. Коан и парадоксы в нем. Экспромты в стихах Мусо Сосэки (1275-1351). Поэтические медитации Бэцугэна Энси (1294-1364). Кэйсё Сюрин (1440-1518) и его поэтические зарисовки.




4

11

2







2

УО

17

Эссеистическая литература: «Записки из кельи» Камо-но Тёмэй и «Записки от скуки» Кэнко-хоси. Философско-религиозная направленность книг.

Анонимные рассказы отоги-дзоси (XIV-XVI). Классификация отоги-дзоси Итико Тэйдзи. Социальные характеристики языка отоги-дзоси. Отоги-дзоси как предтеча городского рассказа.




4

12




2




2

УО, Т

18

Драма в средневековой Японии. Театр ногаку и его разделение на Но и кёгэн. Театральная деятельность Канъами Киёцугу (1333-1384) и Дзэами Мотокиё (1363-1443). Эстетические принципы театра Но: мономанэ (подражание) и югэн (сокровенное содержание). Строение пьесы-ёкёку Но (дзё, ха, кю) и классический репертуар театра («Такасаго», Киёцунэ», «Мацукадзэ», «Гробница Комати», «Ямамба»). Виды масок, условность движений в театре. Место Кёгэн в театре Но. Традиционные представление кёгэн. Кёгэн как вариант западноевропейского фарса. Сравнительная характеристика театра Но с западноевропейскими аналогами.


4

12

2







2

УО

19

Сайкаку, Ихара (1642-1693). Жанровое деление повестей в прозе Сайкаку: косёко-моно (повести о любви) и укиё-дзёси (повести о бренном мире). Любовная проблематика в прозе Сайкаку: «Пять женщин, предавшихся любви» (1686), «История любовных похождений одинокой женщины» (1686), «Превратности любви» (1688). Дидактическое начало сборника «Двадцать непочтительных детей Японии» (1686).


4

13

2







2

УО

20

Басё, Мацуо (1644-1694). Жанр хайку в поэзии Басё. Новаторство поэта в области сложения хайку. Жанр хайбуна и его аналогия в западноевропейской поэзии. Прием хонкадори и функции котобагаки в хайбуне. Художественное своеобразие «Записок из Призрачной обители». «Фуэкирюко» («постоянство и изменчивость») как основополагающий принцип художественного мировоззрения Басё. История возникновения псевдонима Басё. Дневниковый жанр в творчестве Басё: традиции и новаторство.





14




2




2

УО, Т

21

Ансэй, Огита. «Рассказы ночной стражи» (1660) и их связь с фольклором. Мистическое начало рассказов и их сюжетные характеристики.

Сёсан, Судзуки. «Повести о карме» (1661) как буддистские притчи. Незатейливость сюжетов и простота пересказа «Повестей о карме».

Рёи, Асаи. Новеллы писателя из сборника «Кукла-талисман» (1666): «Алый пояс», «В ущелье чертей», «Куртизанка Миягино». Связь новелл Рёи со сборником «Новых рассказов у горящего светильника» Цуй Ю. Новаторство Рёи в новеллистическом жанре.





14

2







2

УО

22

Тикамацу, Мондзаэмон (1653-1724). Деятельность Тикамацу в театре Кабуки и дзёрури. «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки» (1703). «Ночная песня погонщика из Ёсаку» (1708). Реальные события и их трактовка в драме «Масляной ад» (1721). Художественное своеобразие драм Чикамацу. «Куклы» (2002) Китано Такеши и мотивы пьес Тикамацу в фильме. Современный характер трех любовных драм Китано Такеши.





15

2







2

УО

23

Тэйсё, Цуга. Литература ёмихон в творчестве писателя: сборники «Грозь цветов» (1749) и «Пышный луг» (1766). Новеллы писателя в сравнении со сказочными историями Пу Сунлина.

Уэда, Акинари (1734-1809). Сюжет новеллы «Круча Сираминэ» и его обработка в духе театрп Но. Финальные кадры «Табу» (2000) Китано Такеши в контексте рассказа Уэды «Ночь в камышах». Гомосексуальная трактовка рассказа героями «Табу».







16




2




2

УО, Т

24

Санъютэй, Энтё (1839-1900). Творческий путь рассказчика. Стенографическая запись «Пионового фонаря» (1884) и приключенческий сюжет повести. Картины нравов и быта средневековой Японии в «Пионовом фонаре». Инсценировка повести театром Кабуки.

Сосэки, Нацумэ (1867-1916). Роман «Ваш покорный слуга кот» (1905-1906) как сатира на японскую интеллигенцию. Психологические романы писателя и трагедия японской интеллигенции в них: трилогия «Сансиро» (1908), «Затем» (1909), «Врата» (1910), «Сердце» (1914), неоконченный роман «Свет и тьма» (1916).







16

2







2

УО

25

Токутоми, Рока (1868-1927). Пейзажные зарисовки из сборника «Природа и человек» (1900). Судьбы японского крестьянства и назначение человека на земле в сборнике «Бормотание земляного червячка» (1913). Статьи Токутоми о Л.Н. Толстом. Путешествие писателя в Ясную Поляну.

Доппо, Куникида (1871-1908). Романтическое творчество Доппо: книга стихов «Песни одиночки» (1897) и лирический очерк «Равнина Мусаси» (1901). Социальная критика действительности в антивоенных рассказах «Фаталист» (1902) и «Экстренный выпуск» (1904). Гуманистический протест против социального зла в рассказах «Жалкая смерть» (1905) и «Бамбуковая калитка» (1908).







17




2




2

УО, Т

26

Тосон, Симадзаки (1872-1943). Романтическая поэзия Тосона в сборниках «Молодая поросль» (1897) и «Лодочка» (1898). Реализм романа «Нарушенный завет» (1906) и описание в нем положения касты отверженных «эта» (парии). Сюжет «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского и его параллели в «Нарушенном завете». Семейные традиции и их постепенный распад в романе «Семья» (1910). Пессимизм романа и его связь с событиями из жизни писателя. Автобиографическое начало книги «Новая жизнь» (1918) и поиск новых форм самовыражения в нем. Историческая канва и картина общественной жизни в романах «Перед рассветом» (1929-35) и «Ворота на Восток» (1943).





18

2







2

УО

27

Итиё, Хигути (1872-1896). Биографический путь и трагическая судьба Итиё. Поэтическое наследие Итиё. Традиции классической японской литературы («Повесть о Гэндзи», «Исэ-моногатари» и др.) в творчестве писательницы. Язык повести «Сверстники» (1986) и приемы хонкадори в ней. Интимное начало дневника «Под сенью весенних листьев» (1881). Жанр рассказа в творчестве Итиё: «В последний день года» (1884), «Тринадцатая ночь» (1885), «мутный поток» (1885). Язык повести «Сверстники» (1986) и приемы хонкадори в ней.





18

2







2

УО

28

Японская литература ХХ века. Общий обзор. Начало XXI века.







2

























38

18

0

52





5. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных технологий для работы на профильных ресурсах в сети Интернет. Предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 20 % аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа по индивидуальным темам. Основной задачей этой работы является привитие студентам некоторых навыков научных исследований, предполагается максимальная самостоятельность в разработке темы, в работе с научной и методической литературой. В конечном итоге вырабатывается умение анализировать полученные данные, делать выводы, оформлять реферат, доклад или сообщение.



Формы промежуточной аттестации: для проверки знаний проводятся тесты, контрольные работы, заслушивание докладов, рефератов, сообщений.


следующая страница >>



Детская ложь и искренность взрослых — два недостатка, которые не прощаются. Здислав Калэндкевич
ещё >>