Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки... 1 138.76kb.
Рабочая программа дисциплины Политическая социология Направление... 1 258.68kb.
Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Направление... 1 141.05kb.
Рабочая программа дисциплины Социология семьи Направление подготовки... 1 129.43kb.
Рабочая программа дисциплины Социология труда Направление подготовки... 1 157.42kb.
Рабочая программа дисциплины Социология гендера Направление подготовки... 1 201.92kb.
Рабочая программа дисциплины Социология науки Направление подготовки... 1 175.54kb.
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.05kb.
Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... 1 106.6kb.
Рабочая программа дисциплины Социология религии Направление подготовки... 3 526.12kb.
Рабочая программа дисциплины Социология образования Направление подготовки... 1 121.99kb.
Рабочая программа дисциплины «Социология» 1 327.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины Качественные методы Направление подготовки 040100 Социология - страница №1/2



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Качественные методы

Направление подготовки

040100 Социология

Профиль подготовки

Общий

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Качественные методы» являются:



  • Освоение теоретических оснований, принципов, особенностей качественных методов исследований.

  • Овладение современными качественными методами в контексте социального конструктивизма, герменевтики, феноменологии современной социологической теории.

  • Развитие навыков применения современного теоретического, методологического и методического инструментария для исследования социальной реальности.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Качественные методы» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в 6 семестре на третьем году обучения. Он представляет собой дисциплину по выбору студента вариативной части профессионального цикла Б.3. Предметное содержание модуля тесно взаимосвязано с учебными курсами «Методология и методы социологического исследования», «Современные социологические теории». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями:

- уметь логически верно, аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь, свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства, (ОК-6);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, знает научные картины мира и современные социологические парадигмы, умеет осуществлять операционализацию понятий и измерение социальных явлений в социокультурном контексте, осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; реализует нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-9).

Изучение этого модуля завершает цикл профессиональных дисциплин по методам социологического исследования.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Качественные методы».

В ходе изучения данного модуля у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

- знать фундаментальные социологические теории, основы профильно-прикладных знаний, методологию социологического исследования, специальные знания, связанные с областью будущей профессиональной деятельностью (ПК-2);

- способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ПК-5);

- владеть методами сбора первичной социологической информации, методами обработки эмпирической информации, методами обобщения и анализа данных, методами презентации результатов социологического исследования, методами защиты и хранения информации, социальными технологиями (ПК-9).

В результате освоения модуля обучающийся должен:



Знать: предмет и задачи качественных исследований; основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по качественным исследованиям.

Уметь: сформулировать предмет исследования и самостоятельно провести анализ материала, собранного качественными методами; использовать междисциплинарный подход к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

Владеть: конкретными методиками сбора и анализа эмпирического материала; навыками презентации результатов качественных исследований.
4. Структура и содержание дисциплины «Качественные методы»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них 36 аудиторных, зачет.



п/п




Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек-ция

Семинар

СРС

1

Теоретико-методологические основания качественного подхода в социологическом исследовании

7

1

2

2

4

Проблемный коллоквиум по теме «Позитивизм и герменевтика в социологии»

2

Типы исследовательских практик: этнографические и психосемантические. Анализ текстов

7

2-3

2

2

4

3

Анализ документов.

7

4-5

2

2

4

Эссе «Образ восприятия топоса среды»

4

Анализ образа. Визуальная социология

7

6-7

0

4

4

5

Анализ дискурса

7

8-9

2

2

4

6

Анализ «человеческих документов»: нарратив, биография, автоэтнография, «устная история» (oral history), «история жизни» (life story), «история отдельного случая» («individual case history»), дневник

7

10-11

0

4

4

Семинар-конференция «Значимое событие в моей жизни»

7

Анализ случая (case study)

7

12-13

2

2

4

Кейс-стади

8

Организация и этика качественного исследования

7

14-15

2

2

4

Проект качественного исследования


9

Комплексная обработка данных качественного исследования, построение теории, презентация данных

7

16-17

0

4

4




Зачет

7

18
















Итого







12

24

36





5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, рефлексивное эссе и проблемный коллоквиум и составление кейса. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется как в интерактивной форме, так и на основе технологии «Портфолио» в форме проекта социологического исследования, что позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:



  1. Проблемный коллоквиум.

  2. Эссе.

  3. Семинар-конференция.

  4. Кейс-стади.

  5. Проект качественного исследования.

  6. Устный зачет.


Примеры оценочных средств


  1. Проблемный коллоквиум по теме «Позитивизм и герменевтика в социологии»

Вопросы на коллоквиум:



  1. Предмет и цель герменевтической стратегии социологического познания.

  2. Основные принципы познания социальной герменевтики.

  3. «Понимающая» традиция в социологии: В. Дильтей, М.Вебер, Г.Зиммель, А. Щюц.

  4. «Интеракционистская» традиция в социологии: Дж. Мид, Г. Блумер, И.Гофман.

  5. «Конструктивистская» традиция в социологии: П.Бергер и Т.Лукман, Г.Гарфинкель.

  6. «Терапевтическая» традиция в социологии: Я.Морено (психодрама), Ф.Пёрлз (гештальт-подход).

  7. Функции социологической теории и когнитивные модели познания: описание, объяснение, интерпретация, понимание.

  8. Феноменологическая критика  классического обществознания и задачи феноменологической социологии.

  9. Методологические проблемы позитивистских моделей как основание «методологического дрейфа» в сторону герменевтики.

  10. Предметные области социальной феноменологии: личный опыт, жизненный мир, механизмы понимания, интерсубъективность.

  11. Правила феноменологического познания: визуальность, конструирование смыслового контекста, триангуляция, релевантность.

  12. Что такое интеракция и каким образом с помощью этого процесса символический интеракционизм объ­ясняет поведение людей?

  13. Что такое «определение ситуации» в концепциях Дж. Мида, Г. Блумера, У.Томаса и Ф. Знанецкого?

  14. В чем заключается особенность драматургического подхода И. Гофмана к анализу социального взаимо­действия людей?

  15. Концепции жизненного мира, интерсубъективности и релевантности А.Шюца.

  16. Каким образом феноменологическая социология объясняет упорядочивание мира человеком? Концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана.

  17. Какие требования выдвигает А.Шюц к конструирова­нию научных понятий и теорий?

  18. Какова основная цель этнометодологического анализа?

  19. Каковы основные методы, с помощью которых человек конституирует реальность мира повседневности?

  20. Каков фокус исследовательского интереса в качественном исследовании?

  21. Что означает «понять» социальное явление? Концепции понимания М. Вебера и А. Щюца.

  22. Почему мы может понять Другого? Что является условиями понимания?

  23. Какова логическая структура получения знания в качественном исследовании?




  1. Эссе «Образ восприятия топоса среды»

Целью написания эссе является формирование навыков творческого профессионального видения проблемы, гипотетического анализа соответствующего фрагмента социальной реальности, а также экспликации полученных результатов. Основными принципами работы над эссе являются:

- опора на априорное интеллектуальное постижение;

- опора на социологическое воображение;

- опора на методологическую рефлексию (формулировка проблемы, цели, задач, этапов) работы;

- использование профессионального тезауруса;

- опора на конкретику (наличные или смоделированные ситуации, факты, явления и т.п.), использование примеров в качестве аргументов и иллюстраций;



- самостоятельный подбор литературы и ее вспомогательный характер.

Пример структуры эссе на тему «Особенности и факторы восприятия своего места проживания различными группами населения: чем и почему различается отношение к среде обитания различных групп горожан?»

  1. Проблемная ситуация и формулировка проблемы. Неодинаковой представляется идентификация с местом проживания у приезжих студентов: во-первых они приехали из разных мест и это может оказывать влияние на отношение к городу – восприятие и оценку городской среды; во-вторых на отношение к городу. Безусловно, влияют планы на будущее – связано ли оно с данным городом, а если – да, то, как именно. Социальный статус студенчества характеризуется высокой степенью маргинальности. А это, безусловно, сказывается на их отношение к городу и на характер поведения в нем. Возникает вопрос: от чего, от каких факторов, от каких обстоятельств зависит идентификация с местом проживания и какие ее варианты возможны. В самом общем виде отношение к месту проживания обусловлено тем, чего человек хочет от жизни, от места проживания, какие у него ожидания или требования к среде обитания. Но в самом общем виде – человек много чего хочет: работы, развлечений, друзей, семьи. Другое дело – что и насколько конкретная среда обитания может ему дать, какие возможности и средства предоставить. Города сильно притягивают людей. Значит, городская среда предоставляет возможности удовлетворения личных потребностей. Базовыми, фундаментальными социальными потребностями личности в социологии считаются потребности в саморазвитии и самореализации. Они являются глубинными основанием мотивации, конкретных целей и желаний. Степень привлекательности среды обитания обусловлена для людей тем, насколько она дает возможности для удовлетворения личных потребностей. Проблему интенционального основания и личностных критериев оценки урбанистского качества, урбанистского «начала» городской среды можно сформулировать в виде вопроса: чем обусловлена привлекательность проживания в конкретной городской среде?

  2. Объект исследования: студенты г. Томска как особая группа восприятия городской среды.

  3. Предмет исследования: интенциональные основания восприятия и оценки городской среды (отношение к городской среде) студенчеством г. Томска. В процессе эмпирического изучения отношения к городу (в социологических опросах) в высказываниях респондентов различаются два аспекта: 1) прагматический – отношение к месту жительства с позиции пользы, витальных параметров среды; 2) аксиологический – отношение к образу жизни с позиции структуры личности, её потребностей, интересов, ценностей. Предметом нашего интереса является отношение к городу его жителей. Мы задаём вопросы: что значит город для различных категорий горожан, какие события сформировали это отношение, что характеризует те или иные типы личности горожанина.

  4. Цель работы: обнаружить и описать значимые аспекты восприятия городской среды различными интенциональными группами студенчества. Восприятие есть по сути процесс символического конструирования среды. Восприятие есть процесс конструирования реальности посредством придания значимости и смысла её отдельным фрагментам. Образы восприятия – это одновременно – опыт проживания в определённой среде и социокультурный проект желаемого состояния в будущем.

  5. Задачи работы:

– На основе анализа литературы определить понятия «городская среда», её структура и атрибутивные характеристики; восприятие и отношение к городу, феноменологические особенности восприятия городской среды; городской образ жизни и его атрибутивные характеристики.

– Обнаружить и описать основания оценки городской среды среди различных групп студентов методом полуформализированного интервью.



– На основе полученных данных составить шкалы для изучения восприятия городской среды.

6. Гипотезы. Общая (теоретическая) гипотеза: восприятие и оценка городской среды носит интенциональный характер и обусловлены следующими обстоятельствами:

    • Характером предыдущей среды обитания, оказавшей влияние на формирование структуры личности;

    • Характером (специфическими особенностями) актуальной среды обитания;

    • Специфическими особенностями самой городской среды, обуславливающими и специфику её восприятия.

    • Типологическими характеристиками личности: мотивационным профилем, индивидуально-психологическими характеристиками, прожективными установками на будущее и др.

    • Мировоззренческими и стилевыми особенностями субкультурного сообщества – субъекта восприятия, в составе которого протекает жизнедеятельность человека.


Частные (в рамках эмпирического исследования) гипотезы:

      • Привлекательность городской среды обусловлена теми возможностями, которые она предоставляет для личностного роста, для самореализации.

      • Эти возможности обусловлены атрибутивными характеристиками городского образа жизни, которые не одинаково представлены и важны для разных людей. Одни люди выделяют для себя, придают значение одним характеристикам, другие люди – другим характеристикам.




  1. Семинар-конференция «Значимое событие в моей жизни».

Студенты рассказывают события своей жизни. Затем каждый рассказ анализируется биографическим и нарративным методами.


  1. Кейс-стади

Варианты кейсов.

    • Разведывательные кейс стади

В разведывательных кейс стади выход в поле и сбор данных могут быть предприняты задолго до формулировки исследовательского вопроса и гипотез. Такого рода исследования рассматриваются в качестве прелюдии к обширному социальному исследованию.

    • Описательные кейс стади

Они должны с особой глубиной описывать изучаемые события, хотя отбор случаев и единиц для анализа происходит также, как и в других типах кейс стади. Целью исследований такого типа является формирование гипотез, направленных на дальнейшее изучение взаимосвязей типа причина-следствие.

    • Объяснительные кейс стади

Объяснительные кейсы направлены на выявление причинно-следственных связей. Результаты исследования могут быть объяснены с трех различных типов теорий:

  • теорий, направленных на приращение знания;

  • теорий, направленных на решение проблем;

  • теорий социального взаимодействия.




  1. Проект качественного исследования

Примерная тематика проектов исследований городской жизни.

Город как поселенческая общность

  1. Городская среда как система локальных зон жизнедеятельности: из каких качественно разнородных мест состоит городская среда?

  2. Особенности и факторы восприятия своего места проживания различными группами населения: чем и почему различается отношение к среде обитания различных групп горожан?

  3. Образы города и его отдельных мест различных статусных и мировоззренческих групп.

  4. Основания и методы зонирования городской территории.

  5. Проблемы микрорайона: основания локализации, факторы восприятия и оценивания, специфика локальных проблем.

  6. Факторы и модели территориальной динамики городского населения.

  7. Проблемы городской инфраструктуры.

  8. Социально-демографические проблемы отдельных социально-демографических групп: молодёжи, пожилых, одиноких, предпринимателей, инвалидов, социальных меньшинств (этнических, сексуальных, религиозных и др.) и др.

  9. Семиотика морфологии города. Город как «текст».

  10. Ландшафтное восприятие городской среды как ценностно-смысловое зонирование: как воспринимаются различные места города разными группами горожан, какое существует к ним отношение и чего хотят от ландшафта представители различных групп?

  11. Ландшафт как композиция мест, пронизанных смыслом живущих в них людей, как единство пространства, вещей и смыслов.

  12. Топофилия и топофобия мест.

  13. Детерминанты природо-экологического сознания и поведения: какие обстоятельства объективного и субъективного характера влияют на представления горожан и экспертов об оптимальном соотношении природо – и антропо-охранных пропорций использования территории.

  14. Вандализм в городской среде.

  15. Проблема социальной ответственности за территорию проживания: города, микрорайона, жилого дома, квартиры как локуса жизни родных и близких.

  16. Факторы экологической ситуации в городах.

  17. Экологические движения как форма гражданских инициатив.

  18. Культурно-исторические единицы городского пространства (культурно-исторические районы города)

  19. Роль и значение памятников в жизни горожан.

  20. Понятие и значение центра города.

  21. Городские окраины: новостройки, пригород, «нахаловки».

  22. Транзитные зоны города: вокзал, аэропорт, рынок, магистральные транспортные пути.

  23. Городские парки и скверы.

  24. Микрорайоны города: факторы гомогенности и факторы специфичности.

Город как феномен и поведенческая среда

  1. Основания и варианты позитивного и негативного отношения к городу.

  2. Социо-культурные и социо-экономические факторы отношения к городу.

  3. Отношение к городскому ландшафту: топофилия и топофобия мест.

  4. Основания и факторы предпочтений в выборе городского ландшафта.

  5. Модели ландшафтного поведения.

  6. Стереотипы и ориентации в восприятии города: специфика установок различных групп горожан на городскую среду в территориальном и пространственном аспектах.

  7. Особенности и факторы восприятия своего места проживания различными группами населения: чем и почему различается отношение к среде обитания различных групп горожан?

  8. Образы города и его отдельных мест различных статусных и мировоззренческих групп.

  9. Социокультурные функции образа города: коммуникативная, мировоззренческая, социлизационная, функция личностной самореализации, прагматическая, магическая.

  10. Ментальные образы городов: западный, восточный, национальные образы городов и др.

  11. Архетипы города.

  12. Специфика схем восприятия городской среды различными статусными и мировоззренческими группами.

  13. Типология субъектов восприятия городской среды.

  14. Инвариантные принципы восприятия городской среды.

  15. Методические вопросы выявления и сопоставления схем восприятия городской среды.

  16. Механизмы формирования образов города: сенсорные, когнитивные, интенциональные.

  17. Факторы интерпретации городской среды: значения и смысла территории, специфики семантических образов мест, различия в оценках городских районов различными интенциональными группами.

  18. Специфика ракурсов восприятия города: «взгляд из дома», «взгляд по пути на работу», «взгляд по пути домой», «взгляд с окраины», «взгляд из центра» и т.п.

  19. Городская среда как система локальных зон жизнедеятельности: из каких качественно разнородных мест состоит городская среда?

  20. Специфика городского образа жизни: (по сравнению с негородским).

  21. Эмпирические индикаторы атрибутивных характеристик городского образа жизни.

  22. Оценка городского образа жизни: основания и критерии.

  23. Ценностно-смысловая интерпретация городской среды.

  24. Специфика и факторы отношения к социальным нормам в городской среде различного типа: больших и малых городах; моно- и полиструктурной городской среде; ментальность как фактор отношения к нормативности (столичная и провинциальная, национальная, геополитическая).

  25. Проблема оснований и личностных критериев оценки урбанистского качества, урбанистского «начала» городской среды: чем обусловлена привлекательность проживания в конкретной городской среде?

  26. Основания и механизмы инновационности городской среды.

  27. Характер территориальной идентификации как фактор поведения.

  28. Стратегии средовой идентичности: устойчивые схемы толкования и определения ситуации, которые являются стратегиями средового поведения интенциональных групп и взаимодействия с различными аспектами жизненного мира и среды обитания.

  29. Вандализм в городской среде.

  30. Проблема социальной ответственности за территорию проживания: города, микрорайона, жилого дома, квартиры как локуса жизни родных и близких.

  31. Проблемы дегуманизации городской среды.

  32. Проблема соотношения «центр» – «периферия» в социокультурном пространстве города.

  33. Проблемы социокультурного проектирования городской среды и городского образа жизни.

  34. Статусная структура, мотивационный профиль и феноменологический портрет жителей субурбий.

  35. Тенденции и основания джентрификации.

  36. Статусная структура, мотивационный профиль и феноменологический портрет «городских кочевников».

  37. Факторы и модели внутригородской территориальной динамики городского населения.

  38. Сообщества в городах: типология, факторы образования, динамика.

  39. Феномен соседства в городе.

  40. Факторы и модели миграционной динамики городского населения.

  41. Феномен псевдоурбанизации.

  42. Основания псевдоурбанизации в России.

  43. Черты псевдоурбанизированного пространства.

  44. Образ жизни в псевдоурбанизированном пространстве.

  45. Специфика и факторы отношения к социальным нормам в городской среде различного типа: больших и малых городах; моно- и полиструктурной городской среде; ментальность как фактор отношения к нормативности (столичная и провинциальная, национальная, геополитическая).

  46. Городские сообщества и субкультуры: как живут и чего хотят отдельные группы горожан?

  47. Феномен соседства в городе.

  48. Горожанин как маргинал.

  49. Виды и специфика городских маргинальных групп: кто и почему находится на «окраине» городской жизни?

  50. Маргинальная среда как локус девиантного поведения.

  51. Маргинальная среда как пространство возникновения и функционирования (локализации) неформальных и альтернативных движений.

  52. Культурная маргинальность как среда нормотворчества через интерференцию образов жизни и интеграцию городских сообществ.

  53. “Средовая маргинальность” как феномен городской жизни.

  54. Политическая (властная) маргинальность в городском пространстве.

  55. Локусы политического вакуума в городской жизни как результат процесса перераспределения власти и контроля.

  56. Организованная преступность и терроризм как формы контроля над городской жизнью и территорией.

Город как пространственно-территориальная форма экономической деятельности.

  1. Тенденции урбанизации.

  2. Социально-экономическая типология городов.

  3. Проблема экономической базы городов.

  4. Проблема урбоэкономического баланса жизни города.

  5. Прогностические модели социо-экономического развития городов.

  6. Механизмы «урбанизации капитала» (Д. Харвей). Городская среда как механизм производства прибавочной стоимости.

  7. Культурная экономика городов.

  8. Проблемы маркетинга городской жизни.

  9. Проблемы социальной справедливости в городах.

  10. Проблемы социальной структуры занятости.

  11. Проблемы профессиональной и трудовой мобильности.

  12. Миграционно-демографические проблемы.

  13. Социально-экономическая структура территории города: основания, модели и методы зонирования городской территории.

  14. Город и окружающая территория: социально-экономические проблемы взаимодействия, величина и характер зоны влияния города.

  15. Город и мировая экономика. «Глобальный город» (С. Сассен).

  16. Город в потоках информации. «Информационный город» (М. Кастельс).

  17. Российская специфика производства прибавочной стоимости в городах.

  18. Социальные проблемы рациональной организации экономической жизни.

Повседневная жизнь города.

  1. Бытовые модели поведения: поведение в очереди, на остановке, в общественных местах, в местах отдыха и развлечений и т.п.

  2. Рестораны и кафе как публичное пространство города.

  3. Факторы формирования и структурных трансформаций городского досуга.

  4. Структура досуга различных групп горожан.

  5. Факторы предпочтения различных форм досуга.

  6. Смысл досуга интенциональных групп.

  7. Материальное измерение мира повседневного: жилище, одежда, транспорт, пища и места её приёма, домашнее и подсобное хозяйство, места рекреации и др.

  8. Дом как «эйкос» - территория личностной экзистенции. Смысл дома.

  9. Соотношение между типом жилья и типом отношений: как устройство жилого помещения моделирует структуру отношений?

  10. Влияния предметной среды жилища на личность. Дискурс домашней обстановки.

  11. Факторы выбора типа жилья.

  12. Социокультурное проектирование жилищной сферы как аспект проектирования жизнедеятельности.

  13. Феномен загородного дома: коттедж, дача, усадьба.

  14. Культурно-исторические единицы городского пространства как целостные пространственно-поведенческие комплексы.

  15. Локусы публичной жизни: Роль и значение памятников в жизни горожан. Понятие и значение центра города. Жизнь улиц и площадей. Жизнь кафе и ресторанов. Городские парки и скверы. Городские окраины: новостройки, пригород, «нахаловки». Транзитные зоны города: вокзал, аэропорт, рынок, магистральные транспортные пути. Кладбище как локус городской жизни.

  16. Праздник как феномен городской жизни.

  17. Дискурсы повседневности. Городской сленг. Городской «фольклор». Городские граффити. Дискурс вещей.

  18. Концептуальные подходы к анализу повседневности интеракционизм, понимающая социология, феноменология, конструктивизм, этнометодология, социометрия, психоанализ.

  19. Повседневность как жизненный мир. Жизненный и системный миры.

  20. Механизмы конструирования жизненного мира: хабитуализация, седиментация, типизация и институционализация опыта жизнедеятельности.

  21. Повседневность и событийность. Событие как смысловая конструкция.

  22. Обыденное понимание как способ интерпретации повседневных явлений. Механизмы и схемы обыденной типизации повседневности.

  23. Категориальные средства описания повседневности: образ жизни, уклад, уровень, качество и стиль жизни.

  24. Сущность и исторические формы городской ментальности.

  25. Ментальность провинциальных городов.

  26. Проблема соотношения «столичности» и «провинциальности» городской жизни.

Коммуникативное пространство города.

  1. Понятие и структура коммуникативного пространства города.

  2. Способы и механизмы коммуникации в городе.

  3. Коммуникативные механизмы инновационности в городской среде.

  4. Свобода как характеристика городского пространства («воздух города делает свободным»).

  5. Город и диалог: специфика диалога в городской среде; механизмы диалога городских субкультур и сообществ; диалог между городами; диалог города с миром и историей, исторический город.

  6. «Чужак» как феномен городской жизни.

  7. Факторы интерпретации городской среды: значения и смысла территории, специфики семантических образов мест, различия в оценках городских районов различными интенциональными группами.

  8. Виды и факторы социокультурной динамики: функционально-ролевая, статусно-престижная, культурно-коммуникативная (символическая),

  9. Факторы символической динамики мест.

  10. Ментальность провинциальных городов.

  11. Сообщества в городах: типология, факторы образования, динамика.

  12. Проблемы коммуникации сообществ в городах.

  13. Механизмы интеграции городских сообществ.

  14. Городские субкультуры как жизненные миры горожан.

  15. Факторы доминирования отдельных субкультур в жизни городов.

  16. «Субкультурная пассионарность» городов различного типа.

  17. Дискурсы городской жизни: дискурсивные практики городских сообществ; городской сленг, городской «фольклор», городские граффити.

  18. Группы гомогенной мотивационной интенции горожан и их локусы городской среды.

  19. Публичное пространство города как локус самопрезентации и коммуникации городских сообществ.

  20. Общение в городе: специфика, типы и механизмы, характер мотивации, степень интенсивности, статусная и культурно – мировоззренческая локализация ( кто, где общается?).

  21. Одиночество в городе: факторы, специфика протекания, статусные и мировоззренческие характеристики одиноких горожан.

Социокультурное проектирование и конструирование городской среды.

  1. Социокультурная экспертиза управленческих решений: проблемы уместности, востребованности, актуальности и др. управленческих решений.

  2. Проблемы согласования традиций и инноваций.

  3. Проблемы городского самоуправления.

  4. Сообщества гражданских инициатив как субъекты управления городской жизнью: экологические, жилищные, территориальные и др.

  5. Проблемы взаимоотношений населения с институциональными субъектами городской жизни: административными, политическими, экономическими, правоохранительными и др.

  6. Приоритеты и адресность социальной политики.

  7. Современные подходы к организации предоставления социальных услуг населению и логика их выбора.

  8. Проблемы благотворительности и волонтёрства в городских условиях.

  9. Город как синергетическая система. Синергетические механизмы управления и саморазвития города.

  10. Влияние социокультурной атмосферы в обществе на форму и принципы градостроительного проектирования.

  11. Влияние архитектурно – топографической организации городской среды на сознание и поведение горожанина: влияние различных зон города на внутренний мир горожан;

  12. Социальная экспертиза градостроительных решений.

  13. Проблемы социокультурного проектирования городской среды и городского образа жизни.

  14. Взаимовлияние предметно-территориальных (архитектурных) и социокультурных (ценностно-смысловых) аспектов жизнедеятельности человека (мира вещей с миром идей).

  15. Влияние архитектурно – топографической организации городской среды на сознание и поведение горожанина: влияние различных зон города на внутренний мир горожан; «метафизическое самочувствие» человека в символическом пространстве города.

  16. Архитектоника городской среды как предметная форма историко – культурных архетипов населения.

  17. «Метафизическое самочувствие» человека в символическом пространстве города.

  18. Проблемы управления жилищной сферой.

  19. Социокультурное проектирование жилищной сферы.

  20. Концепции решения жилищной проблемы: прошлое, настоящее, будущее.

  21. Жилищная политика: концепции и факторы их формирования.

  22. Соотношения между производственной и непроизводственной сферами.

  23. Адресность инфраструктурного обеспечения.

  24. Нормативы и параметры инфраструктуры.

  25. Проблемы качества инфраструктурного обслуживания населения (бытового, информационного, транспортного, рекреационного, досугового и др.).

  26. Урбанизм как социокультурный феномен: социокультурные основания возникновения и изменения городов.

  27. Российский город.

  28. Урбомиграция: темпы и амплитуда; факторы: социоструктурные, мотивационные, социокультурные.

  29. Структура урбомиграционных потоков: статусные и культурно – мировоззренческие характеристики.

  30. Город как синергетическая система. Синергетические механизмы саморазвития города.

  31. Проблемы координации муниципального и федерального аспектов городской жизни.

  32. Соотношения глобального и локального в городской жизни.

  33. Феномен псевдоурбанизации.

  34. Тенденции, статусная и мотивационная структура субурбанизации.

  35. Тенденции, статусная и мотивационная структура джентрификации.

  36. «Глобальный город».

  37. «Информационный город».




  1. следующая страница >>



Счастье можно найти лишь на проторенных дорогах. Франсуа Рене де Шатобриан
ещё >>