Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки 050100 Педагогическое образование - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины б дв 10. История российской исторической... 1 237.99kb.
Рабочая программа дисциплины в. 13 Этнология Направление подготовки... 1 127.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины всеобщая история права направление... 5 759.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История Древнего мира» Направление... 6 928.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история искусства стран востока»... 3 432.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины История южных и западных славян... 5 642.68kb.
Рабочая программа Наименование дисциплины: «Современная история» 3 472.36kb.
Рабочая программа учебной дисциплины в. Дв. 5 Дистанционные образовательные... 1 280.44kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... 1 352.5kb.
Рабочая программа дисциплины в10 Источниковедение Направление подготовки... 1 127.44kb.
Книга вторая часть первая 117 17732.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки - страница №1/4

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Нижегородский государственный педагогический университет»

Филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

________________Л.Е.Шапошников

"_____"__________________20___ г.



Рабочая программа дисциплины
История зарубежной литературы
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Русский язык и Литература
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Нижний Новгород

2011


  1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов:

1) знание закономерностей литературного процесса;

2) понимание художественного значения литературного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений;

3) готовности к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История зарубежной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «История зарубежной литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Теория литературы».

Изучение дисциплины «История зарубежной литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла. Дисциплина «История зарубежной литературы» логически связана с дисциплиной «История русской литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса, связи истории отечественной литературы с литературой других стран.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История зарубежной литературы».


  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  • готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2);

  • готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);

  • владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-4);

  • владеет приемами текстологического анализа (СК-5).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

  • содержание и художественные особенности литературных произведений;

  • этапы историко-литературного процесса;

  • переводы произведений на русский язык;


Уметь

  • анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;

  • пользоваться научной и справочной литературой;


Владеть

  • навыками анализа художественного текста.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «История зарубежной литературы»

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц _______ часов.






п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Античная литература

1

1-17

Лекции

20

Практические занятия

14

КСР

2

СРС

36

ФПА без оценки

1.1

Периодизация античной литературы. Роль античности для развития западноевропейской и отечественной литературы и культуры.

1

1

2







2




1.2

Мифология Древней Греции и Рима. Типы мифологических представлений.

1

2




2




2

Составление словаря.

1.3

Древнегреческий героический эпос. «Илиада», «Одиссея»: особенности композиции, стиля, мифологическая основа. Гомеровский вопрос.

1

3-4

2

2




4

Индивидуальное дом. зад.

1.4

Эллинский период. Античная драма. Развитие трагедии. Великие трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид.

1

5-6

2

2




4

Пров раб. на знание текста, составление конспекта.

1.5

Эллинский период. Античная драма. Развитие комедии. Творчество Аристофана.

1

7-8

2

2




4

Летучка на знание текста, контроль читательского дневника

1.6

Эллинский период. Античная лирика. Авторы, жанры.

1

9

2







2

Письменная контрольная работа..

1.7

Литература эпохи эллинизма. Новая комедия, буколическая поэзия, античный роман.

1

10-11

2

2




4

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.

1.8

Римская литература эпохи республики. Развитие литературы до эллинизации Рима.

1

12

2







2

Индивидуальное дом. зад.

1.9

Римская поэзия. Творчество Катулла.

1

13

2







2




1.10

«Золотой век» Римской поэзии. Творчество Вергилия, Горация, Овидия.

1

14-15

2

2




4

Пров. раб. на знание текста.

1.11

Римская литература эпохи империи. «Серебряный век» римской литературы. Римская трагедия. Творчество Сенеки.

1

16-17

2

2




2

Пров. раб. на знание текста, контроль читательского дневника.

1.12

Контрольное занятие

1

17







2







2

Литература Средних веков и Возрождения

2

1-17

Лекции

36

Практические занятия

16

КСР

2

СРС

54

ФПА с оценкой

2.1

Понятие «Литература Средневековья». Синтез языческих и христианских элементов, их эволюция. Средневековый гуманизм и его специфика. Роль жанров в средневековой литературе. Основные направления. Периодизация.

2

1

2







4




2.2

Библия как художественное произведение.

2

2

1







4

Коллоквиум

2.3

Религиозная литература, ее характерные черты: раннее выявление авторства, философская направленность, дидактизм, аллегоричность, роль символов. Основные жанры

2

2-3










4

Конспект главы «Религиозная литература» (уч-к «Литература и искусство западноевропейского Средневековья» \ Под ред. проф. О.Л.Мощанской. М. 2000.)

2.4

Народный героический эпос раннего и зрелого Средневековья. Понятия «эпическое состояние мира», «эпический герой». Сходство и различия эпических произведений, созданных в разные периоды Средневековья и принадлежащих разным народам: «Беовульф», Ирландский эпос, Скандинавская эпическая поэзия, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»

2

2-3

3

2




2

Контроль читательского дневника

2.5

Куртуазная литература. Особенности рыцарской лирики. Роль народных традиций. Проблематика и поэтика рыцарского романа. Значение рыцарской литературы, ее идеалов и поэтики для последующего литературного развития

2

4-5

4







4

Тестирование

2.6

Городская литература, ее специфика, жанры, герои.

2

5










4

Конспект главы «Городская литература»

2.7

Литература эпохи Возрождения. Философская основа, ренессансный гуманизм, этические и эстетические принципы. Жанровая система, ее особенности и эволюция

2

6-7

4







4




2.8

Ренессанс в Италии. Литература Треченто. Данте. Традиции и новаторство. Раннее творчество, «Божественная комедия», ее проблематика и поэтика

2

8-9

4

2




2

Индивидуальное дом.зад.

2.9

Литература Треченто, Лирика Петрарки. Достижения в жанре сонета. Боккаччо – новеллист («Декамерон»)

2

10

1







3




2.10

Литература Кватроченто и Чинквеченто. Особенности гуманистической и художественной мысли этих периодов. Ариосто, Торкватто Тассо и другие авторы

2

10

1







3




2.11

Ренессанс во Франции. Поэзия Фр. Вийона. Фр. Рабле. Проблематика и поэтика романов о Гаргантюа и Пантагрюэле. Роль гротеска в художественной системе Рабле. Поэзия Плеяды, ее значение. Лирика Ронсара

2

11-12

4

2




4




2.12

Ренессанс в Германии и Нидерландах. Немецкий гуманизм и его особенности. Роль сатиры. «Письма темных людей». Эразм Роттердамский «Похвальное слово глупости». Народные книги

2

13

2







2

Пров.раб. на знание текста

2.13

Ренессанс в Англии. Его предпосылки. Народная баллада. Ленгленд «Видение о Петре Пахаре». Чосер «Кентерберийские рассказы»

2

14

2







2

Тестирование

2.14

Шекспир. Его предшественники в области поэзии, прозы и драматургии. Общая характеристика творчества. Шекспировский вопрос. Сонеты. Эволюция комического. Концепция личности в исторических хрониках Шекспира. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Шекспир. Концепция ренессансной личности в трагедии Шекспира «Гамлет».

2

15-16

4

4




4

Индивидуальное дом.зад.

2.15

Шекспир. Шекспир. «Отелло», «Король Лир».

2

17




2







Индивидуальное дом.зад.

2.16

Сценические интерпретации пьес Шекспира.

2

17




2







Индивидуальное дом.зад.

2.17

Ренессанс в Испании. Специфика развития идей гуманизма в Испании. Испанская комедия: Лопе де Вега, Тирсо де Молина. Творчество Мигеля Сервантеса.

2

18










4

Контроль читательского дневника

2.18

Ренессанс в Испании. Творчество Мигеля Сервантеса. Роман «Дон Кихот».

2

18




2




4

Индивидуальное дом.зад.

2.19

Контрольное занятие

2

18







2







3

Литература XVII-XVIII веков

3

1-17

Лекции

36

Практические занятия

16

КСР

2

СРС

54

ФПА с оценкой

3.1

ХVII век как особая эпоха в культуре Западной Европы. Ренессансный реализм. Драматургия Лопе де Веги.

3

1

2







4




3.2

Классицизм как литературное направление, предпосылки его возникновения. Эстетика классицизма, трактат Н.Буало «Поэтическое искусство».

3

2

2







3

Выполнение конспекта.

3.3

Театр французского классицизма. Категория героического в эстетике П.Корнеля. Проблематика и поэтика его трагедий (Сид. Гораций).

3

3

2

1




3

Проверка читательского дневника.

3.4

Творчество Ж.Расина как начало нового этапа в развитии национальной классицистической трагедии. «Слабый» герой в творчестве Расина (Андромаха. Федра). Психологизм Расина и его значение для развития французской литературы.

3

4

2

1




2

Проверочная работа на знание текста.


3.5

Ж.Б.Мольер как реформатор французской комедии. Специфика «высокой комедии». «Тартюф» как образец высокой комедии.

3

5

2

2




4

Индивидуальное домашнее задание.


3.6

Проблема художественного метода в драматургии Мольера. Сочетание элементов классицизма, реализма и барокко (Дон Жуан. Мизантроп. Скупой. Мещанин во дворянстве).

3

6

2







3

Тестирование.


3.7

Западноевропейское барокко, его эстетика и разновидности. Своеобразие барокко в Испании, жанр плутовского романа..

3

7

2







3

Выполнение конспекта.

3.8

П.Кальдерон и его философско-религиозная драма «Жизнь есть сон». Барочная структура и образность драмы.

3

8

2

2




2

Проверочная работа на знание текста.

3.9

Западноевропейская культура ХVIII века и основные направления в ней. Особенности просветительской идеологии и просветительского реализма.

3

9

2







3

Проверка читательского дневника.

следующая страница >>



Любовь побеждает все, кроме бедности и зубной боли. Мэй Уэст
ещё >>