Рабочая программа дисциплины инструментализация истории в медиа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный... 3 342.53kb.
Программа дисциплины Медиакультура для направления 031400. 62 «Культурология» 1 185.26kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 502.24kb.
Рабочая программа по истории 11 класса на 2012-2013 учебный год учителя... 1 40.42kb.
Программа дисциплины «Теория и история медиа» 1 188.84kb.
Программа дисциплины «История и теория медиа» 2 420.75kb.
Рабочая программа по истории 1 165.95kb.
Рабочая программа по истории 6 класс 2 387.43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины спецсеминар по истории стран... 3 454.47kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 030501. 65 «Юриспруденция» 8 1100.81kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 1 343.33kb.
Архетипические Комплексы, Несущие Восемь Функций Сознания Герой /... 1 30.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины инструментализация истории в медиа - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ ВПО ИНСТИТУТ «МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

УТЕРЖДАЮ:

____________________Дубина ВС.

«____» _________________ 201___ г.



Рабочая программа дисциплины
ИНСТРУМЕНТАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИИ В МЕДИА
Программа профессиональной переподготовки
«Историческое знание в современном обществе»

Москва 2012




1. Цели освоения дисциплины

Основной задачей курса является ознакомить студентов с основными методами работы с медиа продукцией и современными репрезентации исторических событий в кино и на телевидении.

В задачи курса входит также научить студентов критически подходить к сложившимся традиционным точкам зрения, понимать пределы в аналитической работе историка на примере медиапродукции. В результате изучения курса студент должен получить необходимый набор основных медийных практик, позволяющий участвовать в исторических исследованиях на профессиональном уровне. Особое внимание при этом уделяется способности к методологической рефлексии в отношении медийных эффектов.
2. Место дисциплины в структуре программы профессиональной подготовки
Курс относится к вариативной части базового блока профессиональных дисциплин программы «Историческое знание в современном обществе». Для успешного усвоения материала этого курса, слушатели должны предварительно изучить базовые курсы «современная историография» и «междисциплинарные подходы к изучению истории». Так же курс тематически связан с дисциплиной вариативной части «Практики коммеморации: пути создания личного и коллективного образа прошлого».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:


  1. Основные приемы работы с медиа, а также их общественно-политический контекст и влияние на общественное мнение.

  2. Особенности национальных школ, влияющих на подход к исследованию, понимание в этом ключе связь подходов к истории и ее медийной репрезентации

  3. Особые навыки оперирования с различными медийными и историческими теориями

уметь:

1. Квалифицированно провести анализ медийной продукции



  1. уметь находить и анализировать информацию из различных источников

  2. самостоятельно проводить исследования при помощи изученных методов

  3. систематизировать информацию и проводить критический анализ научных статей по важнейшим общественным проблемам современной истории.

владеть:

1. понятийным аппаратом современных медиа;

2. основными методами и приемами анализа.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа.




№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Проблемы репрезентации истории (прошлого) в (визуальных) медиа.

2




4

4

4

Дискуссия на семинарах

2

Функции «исторического» в популярной культуре.

2




8

8

5

Дискуссия на семинарах

3

Репрезентации прошлого в историческом фильме.

2




4

2

2

Библиография к эссе

4

Монтаж истории и монтаж фильма: хроника против искусства.

2




5

7

5

Практическая работа по разбору визуального материала

5
















36

Письменный экзамен

6




2




-

-

50

Итоговое Эссе

7










-

-










ИТОГО







21

21

102





Содержание курса.
Тема 1. Проблемы репрезентации истории (прошлого) в (визуальных) медиа.

История как нарратив о прошлом (художественные жанры, документалистика) и история как то, что создается обществом здесь и сейчас (новости, аналитика). Какие факторы определяют репрезентации прошлого в медиа? Аспект 1: «отражение» vs. «конструирование». Нормативные теории медиа vs. Теории пропаганды.


Семинар. Потребление истории в современном обществе.
Вопросы для обсуждения:

1. Какие аргументы выдвигает Д. Мильтон в пользу защиты принципа свободы печати? Каковы, с его точки зрения, проблемы цензуры и цензоров?

2. Почему, с точки зрения Дж. Ваттимо, значение истории в ситуации постмодернизма возрастает?

3. Как Джером де Гру определяет основные проблемы бытования истории в ситуации популярной культуры? Каким образом продается и «потребляется» история? Какие новые формы репрезентации прошлого рождаются в этих процессах?


Дополнительная Литература:

1. Мильтон Джон. Ареопагитика.

2. Ваттимо Джанни. Прозрачное общество. М.: Логос, 2003. С. 7-18 (Постмодерн: прозрачное общество?)

3. Jerome de Groot. Consuming History: Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture. L., N.Y.: Routledge, 2009. P. 1-13 (Introduction. History & Popular Culture).


Тема 2. Функции «исторического» в популярной культуре.

Формы «потребления» истории (Дж. Де Гру): прошлое как «приз», товар и соблазн. Особое значение исторических нарративов в «прозрачном обществе» (Дж. Ваттимо). Репрезентация прошлого в медиа, свобода слова и практики пропаганды. Сериал как форма воплощения исторического нарратива в медиа. «Идеальный» нарратив о прошлом на телевидении. Формульные повествования в историческом нарративе на ТВ. «Ностальгическое» прошлое и «повседневность» в ТВ нарративах о прошлом.



Семинар 1. Транслирование истории в массы.
Вопросы для обсуждения:

  1. Телевизионный сериал как «исторический нарратив» и как основная форма нарративизации в популярной культуре.

  2. Формы идеального нарратива у Ф. Анкерсмита: возможно ли их воплощение на телевидении, если «да», то в каких формах?

  3. Визуализация исторического нарратива и формульные структуры популярной культуры: социокультурное значение репрезентаций прошлого.

  4. Сериал как форма популярной истории: каковы должны быть рекомендации эксперта?


Дополнительная Литература:


  1. Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М.: Идея-Пресс, 2003, С. 52- 89 (Глава II. Идеальный нарратив).

  2. Jerome de Groot. Consuming History: Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture. L., N.Y.: Routledge, 2009. P. 184 - 207 (Historical television: classic serial, costume drama and comedy).

  3. Уайт Х. Метаистория. Екатеринбург: Изд-во уральского университета, 2002. С. 22- 62 (Введение: Поэтика истории)

  4. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33 – 64 http://www.metodolog.ru/00438/00438.html

  5. Райт У. Индивиды и ценности: классический сюжет // Will Wright. Sixguns & Society: A Structural Study of the Western. University of California Press, 1975. Р. 130-153. / Пер. А. Смирнов.


Сериалы:

Rome (2005-2007). Великобритания, США.

Deadwood (2004-2006). США

И любые другие исторические сериалы.


Семинар 2. Исторический нарратив и проблемы его визуализации на телевидении.
Вопросы для обсуждения:

1. Европейский исторический фильм: ностальгия, ресемантизация истории, присвоение прошлого.

2. Понятие «харизматичного» прошлого в работах Ф. Анкерсмита.

3. Социокультурные функции исторического фильма: американский vs. европейский опыт.

4. Case study: исторические фильмы Ридли Скотта: компромисс между британской традицией исторического фильма и требованиями американской студийной системой медиапроизводства.
Дополнительная литература:


  1. Самутина Н.В. Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 47 с.

  2. Jerome de Groot. Consuming History: Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture. L., N.Y.: Routledge, 2009. P. 208-216 (13 Historical film)


Фильмы Ридли Скотта:

Робин Гуд (2010)

Гладиатор (2000)

Дуэлянты (1977)


Тема 3. Репрезентации прошлого в историческом фильме.

Heritage cinema и жанр пеплума в Европе. Заимствование и развитие жанра эпического фильма в Голливуде.


Семинар. Исторический фильм: классика и российская интерпретация.
Вопросы для обсуждения:

1. Типология отношений хроникального и авторского начала (на материале современного монтажного кино, но с привлечением С.Эйзенштейна и Андре Базена )

2. Экскурс в теорию: концепции документальных фильмов Дмитрия Сидорова "Взгляды. Феноменология" и Сергея Лозницы "Блокада" и "Представление".

3. Хроники ленинградской блокады: проблема замещения факта его реконструкцией.

4. Репрезентации истории. Лукино Висконти: история как миф. Алена Рене: история как время, безвременье, как остановка времени; память как выход из безвременья, сколь угодно проблематичный). Андрей Тарковский. Алексей Герман.
Фильмы:

Лукино Висконти. Фильмы «Чувство», «Леопард», «Людвиг»

Ален Рене. «В прошлом году в Мариенбаде»

Андрей Тарковский. «Зеркало».

Дмитрий Сидоров. «Взгляды. Феноменология»

Сергей Лозница. Фильмы «Блокада», «Представление».


Дополнительная Литература :

Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М., 1972. Статья «По поводу фильма «Почему мы сражаемся?» (о документальном цикле снятом под руководством Фрэнка Капры).


Тема 4. Монтаж истории и монтаж фильма: хроника против искусства.

Концептуальное введение в проблему: показ телевизионной программы с участием А.М. Шемякина. Приглашение знаменитого кинодокументалиста Шемякина для дискусии со студентами.


Семинар 1. Документальное и историческое игровое кино.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы содержательные и формальные отличия документального исторического фильма от художественного?

  2. Как авторы предлагаемых работ представляют себе идеальный документальный исторический фильм?

  3. Каковы особенности документального кино в цифровую эпоху?


Дополнительная Литература:


  1. Ellis John. Documentary: Witness and Self-Revelation. Routledge, 2011. P. 22-34 (Chapter 3. New Attitudes to Documentary).

  2. Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М., 1972. Статья «По поводу фильма «Почему мы сражаемся?» (о документальном цикле снятом под руководством Фрэнка Капры).


Семинар 2. Документальное кино и фотография: проблемы конструирования истории.
Вопросы для обсуждения:

  1. В чем ключевые отличия культуры новых медиа от культуры массмедиа?

  2. Как определяет Л. Манович основные принципы создания, функционирования и воздействия культурного объекта в ситуации новых медиа?

  3. Какой комплекс явлений и проблем объединяется понятием Digital History?

  4. Каким образом Digital History изменяет наши представления о содержании и сохранении знаний о прошлом, а также способах конструирования истории?

Дополнительная литература:



  1. Cohen D. J., Rosenzweig R. Digital History. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2006. P. 1- 13 (Introduction. Promises and Perils of Digital History).

  2. Manovich L. The Language of New Media. The MIT Press, 2001. P. 18 – 61 (1. What is new media?)



5. Образовательные технологии

В учебном процессе во время проведения лекций используются заранее подготовленные презентации, которые транслируются посредством проектора. Студентам предоставляется раздаточный материал, дублирующий содержание представленных на экране презентаций.

На семинарских занятиях проводится разбор фильмов, просматриваются кадры из них, анализируются исследовательские практики. На семинарских занятиях предусмотрено приглашение ведущих российских или зарубежных коллег для организации обсуждений исследовательских практик.
Самостоятельная работа студентов состоит из следующих основных видов: а) работа в библиотеке с литературой, рекомендованной для прочтения к семинарским занятиям, б) выполнение индивидуальных и коллективных заданий к семинарским занятиям, в) составление библиографии к эссе, г) составление плана эссе, д) чтение источников к эссе, е) написание и оформление эссе. ж) просмотр фильмов и их критический разбор.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценка успеваемости проводится по письменным работам – эссе по заранее согласованной теме и финальной работе в форме расширенного эссе. Промежуточным контролем успеваемости является библиография, составленная студентом по выбранной теме. Оформленная по ГОСТу библиография рассматривается как допуск к сдаче эссе на проверку. Оценка за письменный экзамен составляет 30% итоговой оценки за курс. 70% итоговой оценки составляет итоговая работа в форме эссе. Оценивание эссе проходит по следующим критериям:





Содержание

Структура и язык

Оценка

Показывает незаурядные способности критического мышления, анализа фактов и проблем.

Демонстрирует креативные способности автора,знание и широкий охват современной литературы.

Отличается новизной и полностью соответствует заявленной теме.


Ставит исключительно ясные и уместные цели, объединяет детали в системное целое. Демонстрирует исключительно ясную логику, хорошее творческое мышление, содержит убедительную аргументацию.

Написана хорошим языком, демонстрирует высокие коммуникативные навыки.



70% и более

Отлично



Показывает способность к критическому мышлению и новизне понимания предмета. Демонстрирует знание и широкий охват современной литературы. Соответствует заявленной теме.

Ставит уместные цели. Отличается последовательностью изложения и умением объединять детали в целое. Имеет аргументированное заключение с некоторой

новизной взгляда. Написана хорошим языком.



60 –69%

Хорошо


Показывает удовлетворительное пониманию уместных проблем и контекстов, адекватный выбор литературы и некоторый уровень новизны. Соответствует заявлен ной теме.

Ставит ясные и достижимые цели. Демонстрирует попытку последовательного изложения и объединения деталей в целое. Содержит не вполне успешную попытку написать аргументированное заключение. Имеет небольшие стилистические погрешности.

50 –59%

Удовлетворительно




Показывает неадекватное понимание фактов и проблем. Демонстрирует незнание современной литературы и ее соответствие теме. Не соответствует заявленной теме.

Включает ограниченные цели. Демонстрирует связи между отдельными деталями, но не объединяет их в единое целое. Не имеет уместного заключения. Написана плохим языком.

40 –49%

Неудовлтеворительно.







Вопросы к письменному экзамену:

  1. Каковы представления о форме и значении истории во второй половине ХХ – начале ХХI века в концепциях историографов и философов постмодернистов?

  2. Формы истории (репрезентаций прошлого) в ситуации популярной культуры.

  3. Формы исторического нарратива в телевизионных сериалах.

  4. Репрезентации прошлого и истории сообщества в формульных повествованиях (вестерн).

  5. Функции heritage cinema в современном кинематографе Европы.

  6. Политические подтексты студийного исторического фильма (концепции идеологии, пропаганды, гражданского общества и т.п.)

  7. Функции документального исторического фильма.

  8. Особенности документального фильма в ситуации цифровой культуры.

  9. Проект Digital History: функции историка и формы исторического знания в цифровую эпоху.


Примерные темы эссе:


  • Исторический нарратив в кино и на телевидении (Х. Уайт, Ф. Анкерсмит)

  • Единый учебник российской истории: дискуссии в сети и на телевидении.

  • «Ностальгия» как форма конструирования истории в сериалах.

  • Репрезентации прошлого в фильмах Ридли Скотта.

  • Восстановленная справедливость: документальный театр как суд над историей.

  • Американские исторические сериалы: история, историческая политика и ретроактивный социальный контроль.

  • Инструментализация истории в правоконсервативном дискурсе современной России.

  • Историческое знание в медиа-пространстве и постмодернистская ирония.

  • Репрезентация советской истории в рунете.

  • Документальное кино как конструирование истории.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Обязательная литература
1. Hughes-Warrington, Marnie (ed.) The history on film reader. London: Routledge. 2009.

2. Rosenstone, Robert A. History on film, film on history. 1. ed., [6.Nachdr.]. Harlow: Longman/Pearson. 2010



Дополнительная литература

  1. Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М.: Идея-Пресс, 2003, С. 52- 89 (Глава II. Идеальный нарратив).

  2. Базен А. Что такое кино? Сборник статей. М., 1972. Статья «По поводу фильма «Почему мы сражаемся?» (о документальном цикле, снятом под руководством Фрэнка Капры).

  3. Ваттимо Джанни. Прозрачное общество. М.: Логос, 2003. С. 7-18 (Постмодерн: прозрачное общество?)

  4. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33 – 64 http://www.metodolog.ru/00438/00438.html

  5. Райт У. Индивиды и ценности: классический сюжет // Will Wright. Sixguns & Society: A Structural Study of the Western. University of California Press, 1975. Р. 130-153. / Пер. А. Смирнов.

  6. Самутина Н.В. Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 47 с.

  7. Уайт Х. Метаистория. Екатеринбург: Изд-во уральского университета, 2002. С. 22- 62 (Введение: Поэтика истории)

  8. Cohen D. J., Rosenzweig R. Digital History. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2006. P. 1- 13 (Introduction. Promises and Perils of Digital History).

  9. Ellis John. Documentary: Witness and Self-Revelation. Routledge, 2011. P. 22-34 (Chapter 3. New Attitudes to Documentary). costume drama and comedy).

  10. Jerome de Groot. Consuming History: Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture. L., N.Y.: Routledge, 2009. P. 184 - 207 (Historical television: classic serial,

  11. Manovich L. The Language of New Media. The MIT Press, 2001. P. 18 – 61 (1. What is new media?)



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Проектор, экран, компьютер с программным обеспечением Power Point и доступом в интернет и программой для просмотра фильмов.



Авторы:
Автор: Е.Г. Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии,

Рецензент(ы): А.Л. Зорин, доктор филологических наук, руководитель программы «Историческое знание в современном обществе» Московской высшей школы социальных и экономических наук, профессор Оксфордского университета.


Программа одобрена на заседании кафедры истории Московской высшей школы социальных и экономических наук Протокол № ___ от 2012 г.






Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке. Пьер Боннар
ещё >>