Рабочая программа дисциплины дисциплина история и теория изобразительного искусства - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дисциплина спо (Парикмахерское искусство) «История изобразительного... 1 22.79kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина Теория и история культуры 3 535.71kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру 1 162.06kb.
Программа дисциплины «История изобразительного искусства» 2 399.18kb.
Рабочая программа дисциплины Методика преподавания изобразительного... 1 215.45kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина ен. Ф 5 «Теория функций комплексных... 1 244.91kb.
Программа курса «История Искусства» 6 1294.71kb.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений... 1 75.5kb.
Программа по истории изобразительного искусства срок реализации 7... 11 1087.09kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История международных отношений... 1 192.7kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 1 343.33kb.
Глоссарий по культурологии 5 780.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины дисциплина история и теория изобразительного искусства - страница №1/3



Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ
Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологии
Директор Гуманитарного
института

/______________/ В.А. Сапожников

/____________/ М.В. Румянцев

«_____» _____________2008 г.

«_____» _____________2008 г.


РаБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Специальность 020208.65 Биохимия
Кафедра искусствоведения

Красноярск

2008
РАБОЧАЯ программа дисциплины

«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 020208.65 Биохимия

Программу составила:

ст. преподаватель кафедры искусствоведения А.В. Кистова __________
Заведующий кафедрой Жуковский В.И. _______________________

«______» _________________ 2008 г.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры искусствоведения

«______» _________________ 2008 г. протокол № _____________


Заведующий кафедрой Жуковский В.И.____________________
Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ _______________

___________________________________________________________


«______» _________________ 20___ г. протокол № _______________
Председатель НМСИ _______________________________________________
1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины
Учебная дисциплина «История и теория изобразительного искусства» предназначена для учащихся для специальности 020208.65 «Биохимия», реализуемой в Сибирском федеральном университете, и нацелена на получение выпускником СФУ универсальных знаний, умений и навыков в области истории искусства.

Предмет изучения данной дисциплины – наиболее значимые явления мирового изобразительного искусства и архитектуры как носители культурных ценностей и репрезентанты национального мировоззрения в многостороннем общекультурном контексте: основные исторические события и явления, духовно-интеллектуальная атмосфера, философско-мировоззренческие установки, социально-политическая ситуация и т.д.

Изучение основных явлений мирового искусства способствует развитию мировоззрения и повышению общей научной культуры учащегося и является основой для успешного формирования профессиональных интересов и знаний.

Цель преподавания дисциплины – посредством освоения наиболее значимых явлений мирового искусства в качестве носителей культурных ценностей и репрезентантов национального мировоззрения сформировать знания, умения и навыки, позволяющие студенту, приобщиться к культурным и цивилизационным ценностям современного российского и мирового общества и успешно формировать профессиональные интересы.

Учебный курс «История и теория изобразительного искусства» состоит из трех разделов: 1) Основные понятия истории и теории искусства, 2) Западноевропейское искусство, 3) Отечественное искусство.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачи изучения дисциплины формулируются на основе требований ФГОС ВПО.

В результате изучения учебной дисциплины «История и теория изобразительного искусства» студент должен:

- знать о западноевропейском и русском искусстве как об уникальных составляющих мировой художественной культуры и носителях национального мировоззрения, истории развития и основных характерных чертах различных периодов западноевропейского и русского искусства, своеобразии художественных языков различных видов искусства и основных художественных стилей мирового искусства; содержание основных понятий истории и теории изобразительного искусства;

- уметь использовать знание истории и теории изобразительного искусства в профессиональной и социальной деятельности, профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении; давать основные характеристики западноевропейского и русского искусства на примере произведений различных видов и жанров и выявлять наиболее яркие достижения.

- владеть способностью к межкультурному и межконфессиональному диалогу, терпимостью, свободомыслием, современным научным мировоззрением на проблемы соотношения художественной культуры и цивилизации на индивидуальном и социальном уровне; опытом художественной коммуникации; способами формирования и моделирования наглядного образа как средствами развития собственных интеллектуальных способностей – визуального мышления.
1.3 Межпредметная связь
Дисциплина «История и теория изобразительного искусства» имеет междисциплинарный характер и направлена на формирование универсальных знаний, умений и навыков студента СФУ, поэтому она тесным образом связана со следующим блоком дисциплин:
1.Язык и история музыки;

2.Культурология;

3. Философия.


2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

часов


Семестр

1

2


Общая трудоемкость дисциплины

130

34

96

Аудиторные занятия:

70

34

36

лекции

70

34

36

Самостоятельная работа:

60

0

60

изучение теоретического курса (ТО)

24

0

24

Творческая письменная работа (ТПР)

36

0

36

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

зачет



3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


п/п


Раздел дисциплины

Лекции

(часы)


ПЗ или СЗ

(часы)


Самостоятельная работа

(часы)


1

Основные понятия истории и теории искусства

4

0

0

2

Западноевропейское искусство

30

0

0

3

Отечественное искусство

36

0

60



3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Раздел 1. Основные понятия истории и теории искусства – 4 часа лекций.
Тема 1. Основные понятия истории и теории искусства – 4 часа лекций.

Содержание:

Содержание и специфика основных понятий: культура, художественная культура, искусство, изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства. Особенности и основные проблемы художественной коммуникации. Стороны художественной коммуникации: зритель, произведение-вещь. Художественный образ как пространство художественной коммуникации. Стержневые качества произведения искусства в сфере художественной культуры, свойства произведения искусства как идеала культуры.

Понятия «вид искусства» и «жанр искусства», основные возможности классификации искусства, изобразительного искусства. Изобразительное искусство как род. Архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративно-прикладное искусство как виды изобразительного искусства. Основные свойства произведений-вещей архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Основные жанры архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.



Раздел 2. Западноевропейское искусство – 30 часов лекций.
Тема 2. Искусство Древней Греции – 4 часа лекций.

Содержание:

Основные типы древнегреческого архитектурного ордера: дорическая ордерная система, ионическая ордерная система, коринфская ордерная система. Типы древнегреческих архитектурных сооружений: храмы, палестры, театры. Типы храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, псевдопериптер, моноптер, фолос. Храмовый комплекс Афинского Акрополя. Специфика основных периодов древнегреческого искусства в скульптуре: архаика (курос, кора), классика (Мирон, Поликлет, Скопас), эллинизм (основные направления в скульптуре эллинизма).
Тема 3. Искусство Древнего Рима – 4 часа лекций.

Содержание:

Особенности Древнеримской архитектурной конструкции: использование греческого ордера, арочная конструкция. Основные типы римских сооружений: форум, триумфальная арка, амфитеатр, базилика, храм. Пантеон как репрезентант храмовой римской архитектуры. Колизей – пердставитель общественной архитектуры Рима. Особенности скульптурных традиций Древнего Рима: староримская и эллинизирующая. Основные этапы развития древнеримского скульптурного портрета.
Тема 4. Искусство Средних веков в Византии и Западной Европе – 4 часа лекций.

Содержание:

Своеобразие византийской храмовой архитектуры. Формирование крестово-купольной конструкции храма: базиликальные храмы, центрические храмы, купольная базилика (София Константинопольская). Храм святой Софии в Константинополе как репрезентант византийской культовой архитектуры. Византийская система росписей: мозаики, фрески. Возникновение, развитие теории иконы. Основные черты иконописного канона.

Основные периоды средневекового искусства в Западной Европе, их специфика. Своеобразие романского стиля в архитектуре и скульптуре. Специфика готического стиля в архитектуре, скульптуре и монументально-декоративном искусстве. Собор Нотр Дам де Пари как репрезентант западноевропейского средневекового искусства.


Тема 5. Искусство Возрождения – 4 часа лекций.

Содержание:

Специфика сложения искусства Возрождения в Италии: встреча нескольких стилистических потоков. Особенности искусства периоду Дученто: творчество Джотто. Своеобразие живописи Треченто: Творчество С. Мартини. Особенности художественной культуры Раннего Возрождения. Формирование школ итальянской живописи: флорентийская, венецианская, феррарская, умбрийская, римская.

Своеобразие искусства чинквеченто в живописи, архитектуре и скульптуре Италии. Творчество С. Боттичелли, Л. Да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело, Тициана.

Своеобразие искусства Возрождения в Нидерландах и Германии. Специфика нидерландской живописи: этап Раннего Возрождения, Высокого Возрождения, Позднего Возрождения. Творчество Я. Ван Эйка, И. Босха, П. Брейгеля. Особенности немецкой живописи эпохи Возрождения. Творчество А. Дюрера.
Тема 6. Искусство XVII века – 4 часа лекций.

Содержание:

Особенности изобразительного искусства и архитектуры 17 столетия. Формирование стилей классицизм и барокко, их характерные черты. Сложение национальных европейских школ в Италии, Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Творчество М. Караваджо, Л. Бернини, Н. Пуссена, Д. Веласкеса, П.П. Рубенса, Рембрандта.
Тема 7. Искусство XVIII века – 2 часа лекций.

Содержание:

Общая характеристика архитектуры и скульптуры 18 века. Специфика архитектуры и скульптуры стиля «неоклассицизм». Особенности барочной архитектуры и скульптуры 18 века. Своеобразие архитектуры и скульптуры стиля «рококо». Содержательные и стилевые характеристики шедевров 18 столетия: церковь св. Карла Борромея в Вене Ф. фон Эрлаха, скульптурная композиция «Амур и Психея» А. Кановы.

Своеобразие изобразительного искусства 18 столетия. Возникновение и развитие стиля «рококо», направлений «сентиментализм», «предромантизм», их характерные черты. Специфика национальных школ живописи: Франция, Италия, Англия, Испания. Особенности творчества А.Ватто, Ф. Буше, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Давида, Ж.Б. Тьеполо, А. Каналлетто, Ф. Гварди, Т. Гейнсборо, Дж. Рейнольдса, У. Блейка, Л. Мелендеса, Ф. Гойи.


Тема 8. Искусство XIX века – 4 часа лекций.

Содержание:

Общие характерные особенности западноевропейского искусства первой половины 19 века. Специфика развития западноевропейского неоклассицизма в 19 веке. Появление стиля романтизм, его характерные черты в скульптуре и живописи. Стиль «реализм» в европейской живописи, его основные особенности.

Общая характеристика западноевропейского искусства второй половины 19 века. Своеобразие творчества Э. Мане и его значение для развития импрессионизма. Специфика живописи импрессионизма в творчестве К. Моне, О. Ренуара. Основные черты направления «неоимпрессионизм» в творчестве Ж. Сёра и П. Синьяка. Характерные особенности живописи постимпрессионизма. Творчество П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога.


Тема 9. Искусство XX века – 4 часа лекций.

Содержание:

Основные особенности художественной среды 20 века. Многообразие художественных явлений. Специфика архитектуры 20 столетия: функционализм и конструктивизм. Особенности основных направлений изобразительного искусства 20 века: блок «реализм», блок «традиционализм», блок «эпатизм», блок «сюрреализм», блок «геометризм», блок «абстракционизм».

Основные направления и тенденции храмовой и светской архитектуры 20 века. Специфика архитектуры первой половины 20 века и своеобразие архитектуры второй половины 20 века. Современные тенденции в зарубежной архитектуре. Основные особенности архитектурного конструктивизма и архитектурного функционализма.



Раздел 3. Отечественное искусство – 36 часов лекций.
Тема 10. Искусство Киевской Руси – 4 часа лекций.

Содержание:

Особенности крестово-купольной системы храмового строительства на Руси. Киевская архитектура времени Владимира I: церковь Богородицы Десятинной. Специфика храмовой архитектуры времени Ярослава Мудрого: собор св. Софии в Киеве, собор св. Софии в Новгороде. Византийская система внешнего и внутреннего убранства храмов на Руси. Мозаики и фрески Софии Киевской. Фрески Софии Новгородской.
Тема 11. Искусство Новгорода – 2 часа лекций.

Содержание:

Особенности храмового зодчества Новгорода. Храмовое зодчество республиканского периода. Специфика новгородского типа храма 12 века: церковь Спаса Преображения на Нередице. Своеобразие новгородского типа храма 14 века: церковь Федора Стратилата на ручью, церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Особенности фресковых росписей новгородских храмов. Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Тема 12. Искусство Владимиро-Суздальского княжества – 2 часа лекций.

Содержание:

Особенности храмового строительства во Владимиро-Суздальском княжестве. Культовая архитектура периода Андрея Боголюбского: сложение собственного типа храма (церковь Покрова Богородицы на Нерли). Специфика Владимиро-Суздальских храмов времени Всеволода III: Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во Владимире. Владимиро-Суздальская архитектура периода «Всеволодовичей»: Георгиевский собор в Юрьево-Польском. Особенности монументальной скульптуры Владимиро-Суздальских храмов.
Тема 13. Искусство Московского государства XV – XVII веков – 4 часа лекций.

Содержание:

Специфика храмового зодчества раннемосковского периода: Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Своеобразие московской архитектуры конца 15 века, возникновение ансамбля Соборной площади Московского Кремля: Успенский собор, Благовещенский собор, Архангельский собор, церковь-колокольня Иоанна Лествичника. Архитектурное своеобразие русского храмового зодчества 16 века. Появление столпообразных храмов с шатровым завершием: церковь Вознесения в селе Коломенском, церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково. Собор Покрова на Рву – репрезентант уникального московского типа храма.

Проблемы русского зодчества первой четверти 17 века. Особенности храмовой архитектуры второй четверти 17 века: церковь Троицы и Грузинской Божией Матери в Никитниках в Москве, церковь Рождества Богородицы в Путинках. Реформа храмового строительства в третьей четверти 17 века при патриархе Никоне: церковь Николы в Хамовниках. Появление в русской архитектурной традиции направления «нарышкинский стиль» или «московское барокко»: церковь Покрова в Филях. Специфика древнерусской иконописи 17 века. Творчество Симона Ушакова: «Насаждение древа государства Российского», «Троица», «Спас Нерукотворный». Появления живописной мастерской. Специфика парсуны. Взаимодействие иконных и парсунных традиций в русском изобразительном искусстве 17 века.


Тема 14. Особенности древнерусской иконописи – 4 часа лекций.

Содержание:

Особенности иконописного канона и специфика бытования икон на Руси. Своеобразие основных иконописных школ: киевская, новгородская, владимирская, московская. Творчество Феофана Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде), Андрея Рублева («Троица», звенигородский чин), Дионисия («Владимир, Борис и Глеб с житием»). Развитие иконописного канона в древнерусском искусстве. Появления высокого русского иконостаса, его структура.
Тема 15. Искусство XVIII века – 6 часов лекций.

Содержание:

Специфика русской художественной культуры 18 века. Влияние реформ Петра I на развитие изобразительного искусства и архитектуры России. Архитектура Санкт0Петербурга: «петровское барокко», барокко середины 18 века, ранний классицизм, строгий классицизм. Развитие русской живописи 18 века. Своеобразие русского портретного жанра: Творчество Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского. Особенности российской скульптуры 18 века.
Тема 16. Искусство XIX века – 6 часов лекций.

Содержание:

Своеобразие художественной культуры в 19 веке. Развитие русской живописи: специфика взаимодействия романтизма и классицизма, реализм, сентиментализм, творчество передвижников. Особенности развития русской архитектуры в 19 веке. Стиль ампир, эклектика. Появление модерна и символизма в русском изобразительном искусстве. Специфика русского изобразительного искусства рубежа 19 – 20 веков.
Тема 17. Русское искусство XX века – 8 часов лекций.

Содержание:

Своеобразие русской художественной культуры революционного периода. Развитие видов массового агитационного искусства. Формирование направления «соцреализм» в советском изобразительном искусстве, его основные черты и этапы развития. Специфика постсоветского изобразительного искусства.

3.3 Практические (семинарские) занятия
Учебным планом не предусмотрены.
3.4 Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрены.

3.5 Самостоятельная работа

Учебным планом изучения дисциплины «История и теория изобразительного искусства» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) самостоятельное изучение теоретического материала – 24 часа; 2) творческая письменная работа – 36 часов.

Самостоятельное изучение теоретического материала включает не только освоение материала, предложенного преподавателем, читающим лекцию, но и освоение дополнительного материала, позволяющего самостоятельно наращивать объем знаний и навыков. Студенты осваивают литературу из списка основной и дополнительной литературы, представленного в соответствующем разделе данной программы.

Самостоятельное изучение теоретического материала проверяется в форме тестирования по итогам лекционного курса (зачет).

Кроме того, в самостоятельную работу студента входит более глубокое освоение обязательных для изучения произведений искусства, список которых дается в настоящей учебной программе, и знание особенностей которых проверяется при итоговом тестировании (зачет).
Самостоятельное изучение теоретического материала:

основные виды и формы контроля – 24 часа




№, Название раздела

Объем самостоятельной работы в часах

Виды самостоятельной работы

Контроль за самостоятельным изучением теоретического материала

1. Основные понятия истории и теории искусства

4 часа

1. Проработка конспекта лекций по теме 1.

2. Проработка учебной литературы и Интернет-ресурсов по теме 1.

3. Подготовка к тесту по разделу № 1.


1. Выборочная проверка конспектов.

2. Тест по теме радела № 1 – 20 вопросов.



2. Западноевропейское искусство

14 часов

1. Проработка конспектов лекций № 2-9.

2. Проработка учебной литературы и Интернет-ресурсов по темам лекций 2-9.

3. Описание с выходом на анализ основных произведений, указанных в качестве обязательных для изучения по данному разделу.

4. Подготовка к тесту по темам раздела 2.



1. Выборочная проверка конспектов.

2. Тест по темам раздела 2 – 20 вопросов.



3. Отечественное искусство

24 часа

1. Проработка конспектов лекций по темам 10-17.

2. Проработка учебной литературы и Интернет-ресурсов по темам 10-17.

3. Описание с выходом на анализ основных произведений, указанных в качестве обязательных для изучения по данному разделу.

4. Подготовка к тесту по темам раздела 3.



1. Выборочная проверка конспектов.

2. Тест по темам раздела 3 – 20 вопросов.




Творческая письменная работа – 36 часов


следующая страница >>



Слабый человек сомневается перед тем, как принять решение; сильный — после. Карл Краус
ещё >>