«Путешествие в Великий Новгород» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
International dog show cacib -fci сас- ркф «господин великий новгород... 1 39.65kb.
Г. Великий Новгород 1 61.87kb.
Конкурс «Путешествие во времени» 1 123.4kb.
Справочник органов местного самоуправления великий Новгород 8 709.23kb.
Программа «Краеведение» 1 262.3kb.
Методические рекомендации к медиаресурсу 1 63.23kb.
Круглый стол 1 17.32kb.
Гарантированная квота мест в гостиницах города. Новый год 8 935.01kb.
Великий новгород 9 1311.24kb.
Город Ярославль 1 14.64kb.
«Страна городов: Древний Киев. Великий Новгород» 1 58.86kb.
Народы и государства на территории России накануне монголо-татарского... 1 127.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Путешествие в Великий Новгород» - страница №1/1

МОУ Марфинская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Путешествие в Великий Новгород»

Урок в 6 классе

Разработала и провела:

учитель истории

Юртанова Ирина Николаевна

Марфино


Цели урока:

  1. Образовательные:

  • дать понятие о Новгороде, как крупном торговом и политическом центре Киевской Руси;

  • раскрыть устройство Новгородской феодальной республики.

  1. Методические:

  • раскрыть смысл понятий: «вече», «посадник»;

  • продолжить закрепление навыков работы с картой, текстом учебника (чтение учебника «по цепочке»).

  1. Воспитательные

  • продолжить работу по формированию у учащихся представления о Киевской Руси, как о мощном государстве, колыбели великого русского народа, источнике русской культуры.

Основные знания:

  • первое упоминание Новгорода в летописи в 852 году;

  • место расположения Новгорода; храм Святой Софии в Новгороде (середина XI века);

  • бревенчатые мостовые;

  • вече, боярин, князь, посадник, тысяцкий.

Оборудование урока:

  • учебник «История Отечества» Д. А- Преображенский, Б. А. Рыбаков 6-7 класс;

  • карта «Киевская Русь в 9-11 вв.»;

  • иллюстрации в книгах «Новгородские берестяные грамоты» А. В. Арциховский;

  • план Новгорода; меловая схема.

План урока:

  1. Организационный момент,

  2. Объяснение нового материала:

  • Расположение Новгорода.

  • Новгород - крупный торговый центр.

  • Новгородское вече.

  1. Закрепление (рефлексия по схеме).

Вопросы для повторения:

  1. Покажите на карте границы государства Киевская Русь.

  2. Покажите два крупнейших города на Руси.

  3. Какой из них был столицей государства Киевская Русь?

  4. Покажите путь «из варяг в греки».

  5. Какой крупный город расположен на этом пути?

В процессе феодальной раздробленности происходит обособление русских княжеств:

  • Вспомните, что такое феодальная раздробленность.

  • Когда начинается процесс распада государств в Европе?

  • Когда начинается процесс распада Киевской Руси?

  • Какие самостоятельные княжества образовались?

  • Покажите на карте.

Период феодальной раздробленности является закономерным этапом в развития государства. Это период Экономического и культурного подъёма Русских земель, длившийся до монголо-татарского нашествия. (чтение учебника, стр. 52-53)

  • Каково географическое положение Новгорода и условия для экономического развития?

  • С чем это связано?

Первое упоминание Новгорода в летописании относится к 859 году (запись в тетради на поля).

Начинаем выполнять план Новгорода — учитель на доске (цветные мелки), учащиеся в тетрадях.

Новгород расположен по обоим берегам Волхова. На левом берегу возвышается красавец кремль.


  • Что называется кремлём?

Это обычно укреплённый центр города, крепость, с которой и начался город.

С этого маленького укрепления, которое назвали Новым городом и пошёл Великий Новгород, который превратился в крупный политический и торговый центр.



  • Рисуем дальше (Новгородский Софийский собор).

  • Показать иллюстрацию с изображением Софийского собора.

  • Что вам напоминают купола софийского собора в Новгороде?

Новгородский софийский собор построен в 11в. (1052 г.) - запись в тетради на поля. Улицы Новгорода (концы) были покрыты деревянными мостовыми.

  • Показать изображение мостовых и план раскопа, из книги Арциховского «Новгородские берестяные грамоты».

Мы уже говорили об этих мостовых/, когда? В связи с чес? Что такое «культурный слой»?

Найдите, что говориться в учебнике о результатах раскопок в Новгороде (чтение учебника, стр. 53)

Показать фрагменты бересты, прориси грамот, фрагменты керамики с Новгородского раскопа.

Возвращаемся к рисунку.


  • Новгород был крупным торговым центром.

  • На каком торговом пути он стоял? (отметить на рисунке)

  • Какими товарами торговал Новгород?

Рисуем торг.

Найдите в учебнике, что говориться о роле князя и боярства? (чтение учебника стр. 53)



  • Чем власть Новгородского князя отличалась от власти киевского?

  • Что такое вече?

(вече - народное собрание - взрослое мужское население) (запись в тетради на полях)

Вече собиралось и на Софийской стороне (Ярославово дворище) и на торговой по звуку вечевого колокола (рисуем).



  • Какие вопросы моли решаться на вече?

  • Кто играл главную роль в политической жизни Новгорода?

  • Кто такой посадник?

(Посадник - управитель из числа бояр (торговля, наука, суд)

(запись в тетрадь на поля)

Иногда собиралось сразу два веча. Они могли принять разные решения, и тогда спор решали кулачным боем на осту через Волхов.

В Новгороде часто вспыхивали народные восстания.



  • Найдите в учебнике (чтение учебника стр. 54).

  • Что послужило причиной восстаний в Новгороде в 1207 году?

В результате работы построен следующий план Новгорода:



Закрепление (строим схему)

Итак: мы узнали, что:




- Повторение по схеме.



  • Таким образом, форму правления в Новгородской земле можно назвать феодальной (боярской) республикой. Почему?

  • Вспомните, что значит термин республика? Когда мы с ним познакомились?

  • Объясните термин «феодальный строй».

Таким образом, в Новгородской земле сформировалась отличная от других княжеств форма правления, которую можно назвать феодальной республикой, так как высшей формой государственной власти является народное собрание, но главную роль в нем играли феодалы (боярство).

Д/з §7; вопросы на стр. 55; схемы в тетради, уметь объяснять.




Диоген бил отца, если сын сквернословил. Роберт Бартон (XVI в.)
ещё >>