Пушкин а с. Пейзаж в лирике а с. пушкина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина «Становление пера» 1 101.95kb.
Пушкин а с. Тема дружбы в лирике а с. пушкина 1 144.06kb.
Пушкин а с. Назначение поэта в лирике пушкина 1 42.5kb.
Пушкин а с. Изображение природы в лирике а с. пушкина 1 80.87kb.
Пушкин а с. О высоком назначении поэта и поэзии в лирике пушкина 1 52.05kb.
Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. C. Пушкина 1 25.93kb.
«Любовь, как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина» 1 103.19kb.
Оборудование: 1) Портреты: А. П. Керн (карандашный рисунок Пушкина) 1 94.11kb.
«центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина» 1 173.23kb.
Тема «дружества» в лирике А. С. Пушкина 1 26.07kb.
Урока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина». Класс: Любви все возрасты... 1 114.44kb.
Йехэзкэйл 7 1591.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пушкин а с. Пейзаж в лирике а с. пушкина - страница №1/1

Пушкин а. с. - Пейзаж в лирике а. с. пушкина

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведениях поэта.

В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных жанрах и направлениях. В это время лирика Пушкина еще во многом подражательна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в "Воспоминаниях в Царском Селе" Пушкин рисует ос-сианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения "Деревня" Пушкин, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.

Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж, позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:

Взыграйте, ветры, взройте воды,/Разрушьте гибельный оплот.

Где ты, гроза-символ свободы?/Промчись поверх невольных вод.

В стихотворении "Узник" тоже есть романтический пейзаж: Мы вольные птицы; пора, брат, пора!/Туда, где за тучей белеет гора,/Туда, где синеют морские края,/Туда, где гуляет лишь ветер... да я!

Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орел, ветер. Темница символизирует земное существование человека, томящегося по романтическому идеалу.

Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным: Ты ждал, ты звал... я был окован,/Вотще рвалась душа моя,/Могучей страстью очарован,/У берегов остался я.

Поэтому Пушкин прощается с романтическим пейзажем и со всем романтизмом в послании "К морю".

В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя следуют за южным пейзажем. В любовной жизни "На холмах Грузии..." описание "ночной мглы", с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина может изображаться только в сочетании с южной экзотической природой. В стихотворении "Ненастный день потух..." унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при воспоминании о котором лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.

После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается поворот к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний - на ночной и утренний; осенний - на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.

В стихотворении "Румяный критик мой..." некрасивый, сниженный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина, его отказ от романтизма и утверждение реализма в творчестве.

В "Осени", наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою "странную" любовь к осени: Мне нравится она,/Как, вероятно, вам чахоточная дева/Порою нравится. На смерть осуждена,/Бедняжка клонится без ропота, без гнева/Играет на лице еще багровый цвет,/Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкин воспринимает осень как смерть, но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: И забываю мир - и в сладкой тишине/Я сладко усыплен моим воображеньем,/И пробуждается поэзия во мне...

Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни:

Под голубыми небесами/Великолепными коврами...

Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный:

Мчатся тучи, вьются тучи, /Невидимкою луна/Освещает снег летучий.

В стихотворении "Бесы" пейзаж символичен: дорога - это жизненный путь человека, буря - жизненная буря, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.

Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как "Анчар" и "Пророк". Анчар - это символ зла в мире, а пустыня в "Пророке" символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.

В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем - "Брожу ли я..." и "Вновь я посетил...".

В стихотворении "Брожу ли я..." мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.

Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна, у ней нет души, она безлика, а каждый человек - это неповторимая индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы:

И пусть у гробового входа/Младая будет жизнь играть,/И равнодушная природа/Красою вечною сиять.

Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении "Вновь я посетил...". Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить эту мысль.

В стихотворении "Я памятник себе воздвиг..." Пушкин говорит о другом способе жить вечно:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире/Мой прах переживет и тленья убежит - /И славен буду я, доколь в подлунном мире/Жить будет хоть один пиит.



Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типов пейзажа: идиллического, оссианического... В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романтическим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении особой философской позиции.

Источник: http://slovo.ws/




Если бы человек создал человека, ему было бы стыдно за свою работу. Марк Твен
ещё >>