Публично-частное партнерство как новая идеология развития мирового сообщества И. Запатрина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Освоение пространств и ресурсов Мирового океана одно из главных направлений... 1 336.17kb.
I. Общие положения Освоение пространств и ресурсов Мирового океана... 1 345.6kb.
Государственно-частное партнерство как инструмент реализации региональной... 1 38.18kb.
Узурпировавших власть у мирового научного сообщества о механической... 6 1813.13kb.
План: Введение. Этапы развития Мирового хозяйсва. Мировое хозяйство. 1 173.71kb.
Ликвидация последствий мирового экономического кризиса: проблемы... 1 97.91kb.
Программа дисциплины «Теории глобализации» Для направления 521200... 1 95.57kb.
Программа дисциплины Теории глобализации Для направления 040201. 1 79.54kb.
Программа пилотного семинара «государственно-частное партнёрство... 1 157.52kb.
Грицко Евгений Васильевич – начальник юридического отдела Федерального... 1 112.21kb.
Право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному... 1 104.09kb.
Частное техническое задание на выполнение составной части окр 1 83.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Публично-частное партнерство как новая идеология развития мирового сообщества И. - страница №1/1

Публично-частное партнерство как новая идеология развития мирового сообщества
И.Запатрина,

Председатель Правления

Украинского центра содействия развитию

публично-частного партнерства,

доктор экономических наук
Публично-частное партнерство пока еще является новым для Украины институциональным инструментом, позволяющим повысить эффективность и обеспечить максимальное использование потенциала развития общества путем объединения активов государства/органа местного самоуправления (ОМС) с инвестиционными, управленческими и другими ресурсами частного партнера. Основной мотивацией для государства/ОМС в реализации проектов в форме публично-частного партнерства является ограниченность бюджетных средств в условиях высокой необходимости привлечения финансовых ресурсов для модернизации инфраструктуры, а также ограниченный опыт государства/ОМС в управлении объектами инфраструктуры в рыночных условиях.

Вместе с тем на сегодня и в Украине, и во многих других странах мира публично частное партнерство (ПЧП), или как его часто называют «государственно-частное партнерство», воспринимается несколько упрощенно и сводится к регламентации контрактных взаимоотношений между государственным сектором, органами местного самоуправления и частным сектором в реализации общественно значимых проектов. Подобный подход к публично-частному партнерству безусловно важен и интересен для таких стран как Украина, которая делает первые шаги в овладении подобными инструментами. Вместе с тем, широкий интерес к вопросам публично-частного партнерства во всем мире, расширение сети координирующих центров в этой сфере, желание участников рынка ПЧП объединиться и совместно решать чрезвычайно сложные, требующие системного подхода вопросы по инициированию и реализации подобных проектов, говорит о том, что проблематику публично-частного партнерства следует рассматривать более широко, а именно, как развитие партнерских отношений между государством, органами местного самоуправления, частным бизнесом, наукой и гражданским обществом.

В условиях глобализации, усложнения задач, стоящих перед мировым сообществом, прежде всего, в сфере обеспечения устойчивого развития экономики, стабилизации финансов, охраны окружающей среды, преодоления инфраструктурных ограничений без такого ПАРТНЕРСТВА в широком смысле этого слова обойтись уже невозможно. Реалии таковы, что сегодня ни государство не сможет выполнять свои функции без того потенциала и возможностей, которыми обладает частный сектор, ни частный сектор не в состоянии будет развиваться, разрабатывать и имплементировать новые технологии и инновационные подходы без понимания и уважения к нему со стороны государства, а также ответственности государства. Сегодня мы все «в одной лодке», поэтому решение сложных, многогранных, тесно взаимосвязанных между собой задач современности можно обеспечить лишь при тесном взаимодействии общества, государства и бизнеса, которое должно базироваться на таких принципах, как приоритетность общественных интересов, забота о будущих поколениях, понимание и уважение друг к другу, содействие в развитии и разрешении сложнейших задач, которые ставит жизнь перед всеми субъектами этого процесса. И только на этой основе можно говорить о реализации проектов в форме публично-частного партнерства, просчитывать выгоды и риски сторон, планировать мероприятия по реализации таких проектов.

Учитывая сказанное, именно на такой основе хотелось бы объединить усилия присутствующих по созданию Международной ассоциации центров публично-приватного партнерства, посвятив ее деятельность развитию ПАРТНЕРСТВА в широком смысле этого слова, предусматривая взаимодействие не только в сфере унификации и гармонизации подходов к формированию и реализации проектов ПЧП, моделей и системы правового обеспечения этого процесса, но и взаимодействию по сближению мировоззрения всех субъектов этого процесса независимо от экономической и правовой систем в соответствующих странах, а также повышению образовательного уровня и гармонизация понимания обществом происходящих в мире процессов. В этой связи, на мой взгляд, важнейшими задачами Международной Ассоциации должны стать:

- обмен опытом, как позитивным, так и негативным; приращение знаний, усиление кадрового потенциала, общего уровня образованности;

- гармонизация методологии и законодательства, а также унификация подходов к реализации проектов в форме публично-частного партнерства;

- повышение социальной ответственности и корпоративной культуры потенциальных субъектов партнерства (государства, органов местного самоуправления, бизнеса);

- создание благоприятной среды для реализации общественно-значимых проектов с участием частного бизнеса, построение партнерских отношений, преодоление подозрительного и негативного отношения к частному бизнесу со стороны общества и государства, которое еще присутствует во многих странах мира.

Думаю, что достижение такой цели и решение сформулированных выше задач на сегодня не подъемно ни для одного странового центра, присутствующего на сегодняшней конференции. Возможно, в какой-то мере это будет доступно для страновых ассоциаций центров ПЧП, которые существуют далеко не во всех странах мира. Но объединив усилия различных центров ПЧП мира мы это сможем сделать. Исходя из этого, идея создания Международной Ассоциации центров ПЧП наших коллег из Казахстана является актуальной, своевременной и очень полезной для всех без исключения субъектов этого процесса.

Что мы ожидаем от создания такой Ассоциации, учитывая уровень развития публично-частного партнерства в Украине?

Прежде всего, возможности проведения широких дискуссий и обмена мнениями по вопросам, которые до сегодняшнего времени являются новыми и не до конца понятными в нашей стране; ознакомление с новыми идеями и подходами к созданию и развитию ПАРТНЕРСТВА; анализа и систематизации лучших практик разработки и имплементации проектов в форме ПЧП. Для этого было бы интересно запланировать серию круглых столов, семинаров и конференций в разных странах мира, которые бы дали возможность не только в теории, но и на практике увидеть реализацию проектов ПЧП.

Важнейшим направлением деятельности Ассоциации, на наш взгляд, должно стать формирование базы данных по тематике ПЧП. Необходимо собрать и систематизировать информацию о страновых центрах ПЧП, формах и характере их деятельности; примеры успешных и неудачных проектов с анализом причин того или иного развития событий; о компаниях, имеющих опыт реализации проектов ПЧП; об ученых и аналитиках, осуществивших исследования в этой сфере; о наиболее значительных публикациях по тематике публично-частного партнерства. Думаю, эта информация будет чрезвычайно полезна всем центрам, которые войдут в Ассоциацию в их практической деятельности и организации исследований в этой сфере, в том числе и совместных с координацией их тематики в рамках Ассоциации.

Важным для укрепления репутации Ассоциации и формирования уважительного отношения к публично-частному партнерству является предложение инициаторов создания Ассоциации проводить ежегодные рейтинги проектов ПЧП, центров, частных операторов, научных работ, разработав для этого специальные методики и критерии.

Обязательно нужно разработать и информационно поддерживать интеллектуально насыщенный сайт, который позволит всем нам «держать руку на пульсе»: оперативно отслеживать события, происходящие в разных странах мира, знакомиться с новациями в сферах приложения ПЧП, обмениваться мнениями, совместно планировать мероприятия и встречи и даже, возможно, осуществлять дистанционные тренинги.

На наш взгляд, важным аспектом деятельности Ассоциации могло бы стать издание научно-популярного журнала по тематике ПЧП, а также Библиотеки Ассоциации, которая могла бы быть сформирована из аналитических, научно-популярных, методических, специализированных (в сфере экономики, финансов и права публично-частного партнерства) изданий, подготовленных членами Ассоциации по отдельности или совместно. Такой подход позволил бы значительно усилить квалификационный уровень всех наших центров, а также сформировать общее понимание и обеспечить унифицированные подходы к реализации проектов, основанных на партнерстве. Позднее эта библиотека могла бы быть использована и для организации обучения, как на базовой систематической основе, так и для проведения тренингов.

Важным вопросом, который нам всем предстоит сегодня решить, является то, на каких принципах будет строиться членство в Международной Ассоциации центров ПЧП и кто может входить в такую Ассоциацию.

На наш взгляд, чем шире будет такое членство (государственные центры, центры при органах местного самоуправления, негосударственные центры, научные и консультационные организации, физические лица - специалисты в сфере ГЧП, международные организации), тем насыщенней, глубже и интересней будет ее работа. Единственное, что нужно учитывать, подбор членов Ассоциации должен осуществляться таким образом, чтоб избежать формализма и скуки в ее деятельности. Поэтому основными критериями для вхождения в Ассоциацию должны быть квалификация и опыт, безупречная репутация, общее понимание целей и задач деятельности, активное участие в работе Ассоциации и увлеченность.

Существует еще такой вопрос, как финансовые взносы членов Ассоциации.

Как в этом случае обеспечить равенство и солидарное участие в финансировании Ассоциации всех ее членов?

Должно ли это быть только финансовое участие или в качестве взноса могут выступать нематериальные ценности (имущественные права на интеллектуальную собственность, вклад в организацию мероприятий в странах-членах и т.п.)?

Учитывая разные возможности и потенциал возможных членов Международной Ассоциации центров ПЧП к решению этих вопросов нужно подойти очень взвешенно и, возможно, не ставить жестких условий по этому поводу при ее создании, а вернуться к этому вопросу через год-два, проанализировав результаты работы Ассоциации с момента ее создания. Но в любом случае, учитывая характер и цели Ассоциации, считаем необходимым учитывать любой полезный для ее деятельности вклад ее членов, в том числе и интеллектуальную собственность, что полностью соответствуют идеям партнерства и взаимопонимания.

Важным вопросом является формирование структуры управления Ассоциацией.

Какие органы для этого должны быть созданы?

Кто будет входить в их состав и каковы критерии отбора в органы управления?

Какие из органов управления должны работать на общественных началах, а какие на постоянной основе?

Предполагается ли ротация руководящих органов Ассоциации?

И если да, то по какому принципу (принадлежность к странам, категориям и т.п.)?

На чем будет основываться процесс принятия решений (консенсус, большинство голосов)?

Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны для обеспечения эффективной деятельности Ассоциации. Они должны появиться по результатам дискуссий на Конференции и уже исходя из общего видения их решения должны быть подготовлены учредительные документы Ассоциации, для чего, на наш взгляд, необходимо создать специальную рабочую группу.

В заключение хотелось бы остановиться на ситуации с координацией проектов публично-частного партнерства в Украине и роли в этих процессах Украинского центра содействия развитию публично-частного партнерства.

Интерес к развитию публично-частного партнерства в Украине в последнее время вполне закономерен. Технически отсталая и изношенная инфраструктура (автомобильные и железные дороги, морские и аэропорты, системы централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, инфраструктура обращения с бытовыми отходами) требует значительных финансовых вложений, привлечения новых технологий, опыта логистики и управления этими проектами. Центральная власть и органы местного самоуправления не имеют для реализации таких задач ни опыта, ни денег. Особенно ситуация обострилась в условиях финансово-экономического кризиса, что усилило внимание государства к проектам, основанным на партнерстве с бизнесом.

Сегодня в Украине активно развивается нормативно-правовое обеспечение в этой сфере: в Министерстве экономики идет работа над рамочным законом по ПЧП, Правительством принята Концепция развития государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве, в Верховном Совете находится проект закон об особенностях аренды и концессии объектов централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, ряд других проектов, касающихся этой сферы правового регулирования.

В тоже время, в Украине реализация инфраструктурных проектов в форме публично-частного партнерства – редкое явление. Низкая инвестиционная привлекательность и политическая нестабильность отталкивает серьезных инвесторов. Среди сдерживающих факторов вхождения на рынок инфраструктурных проектов частных инвесторов не только отсутствие опыта и знаний в сфере использования механизмов публично-частного партнерства, но и несовершенство правового регулирования в этой сфере, осторожное и даже подозрительное отношение общества и органов местного самоуправления к частным инвесторам, отсутствие критериев оценки эффективности реализации подобных проектов, завышенные ожидания по отношению к такому партнерству, неопределенность позиции государства в сфере бюджетной поддержки проектов, реализующихся в форме ПЧП.

Для преодоления этих сдерживающих факторов необходимо сосредоточиться на решении таких задач.



      1. Развитие институциональной среды, нормативно-правового и методологического обеспечения в сфере ПЧП.

      2. Инвентаризация собственности, внедрение повсеместного учета жилищно-коммунальных услуг.

      3. Совершенствование методологии ПЧП, реализация пилотных проектов в этой сфере.

      4. Диалог с потребителями, распространение лучших практик ПЧП.

      5. Стимулирование частных инвесторов к реализации инфраструктурных проектов путем совершенствования бюджетной поддержки и налогового законодательства.

Системное движение в направлении решения перечисленных выше задач требует координации и привлечения квалифицированных специалистов. Поскольку в Украине на государственном уровне такого координирующего центра создано не было, за это взялась Национальная академия наук. 27 апреля 2010 г. вице-президент НАН Украины, академик НАН Украины В.Геец создал Украинский центр содействия развитию публично-частному партнерству.

Цель создания Центра - содействие развитию публично-частного партнерства для реализации социально значимых инфраструктурных проектов; активизация использования научно-технического потенциала и инновационных технологий для решения задач модернизации систем жизнеобеспечения; содействие повышению инвестиционной привлекательности украинской экономики и ее регионов.

Миссия - поддержка реализации инфраструктурных проектов общенационального и регионального значения с использованием механизмов публично-частного партнерства, научно-методологическое и организационное содействие центральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и субъектам предпринимательства в этой сфере.

Центр создан на базе новой для Украины и широко используемой в мире модели реализации социально ориентированных проектов, инициируемых авторитетными, известными, пользующимися безупречным авторитетом в обществе личностями, которые задают тон в становлении новых пионерных направлений в развитии общества, путем создания институции (по украинскому законодательству – Учреждения) с четко определенной целью и задачами. Учреждение «Украинский центр содействия развитию публично-частного партнерства» является непредпринимательской неправительственной организацией.

Среди задач Центра:

- развитие методологического обеспечения реализации проектов на базе публично-частного партнерства, определение приоритетных направлений и оптимальных форм участия частного сектора в реализации социально-значимых инфраструктурных проектов, оценка показателей их эффективности;

- предоставление услуг по разработке и сопровождению инвестиционных и инновационных проектов, реализующихся в форме публично-частного партнерства, управление проектами, защита интересов субъектов партнерства;

- участие в формировании общественного мнения по вопросам места и роли государства, органов местного самоуправления и частного сектора в реализации социально-значимых проектов, а также ответственности сторон в этой сфере;

- информационно-аналитическое и техническое обеспечение формирования рынка проектов публично-частного партнерства, содействие использованию на этом рынке современных информационных, инновационных технологий и достижений науки;

- обобщение и распространение в Украине опыта реализации проектов публично-частного партнерства в мире, формирование ответственного отношения бизнеса к соблюдению стратегических интересов государства и общества;

- проведение научно-исследовательских, технологических, поисковых и проектно-поисковых робот, связанных с доведением научных знаний до стадии их практического использования при реализации проектов публично-частного партнерства;

- осуществление методического и организационного обеспечения, а также координация научной, научно-технической и научно-педагогической деятельности в сфере публично-частного партнерства;

- разработка проектов законов и других нормативно-правовых актов, программ и проектов в сфере публично-частного партнерства, инноваций и инвестиций;

- осуществление научной экспертизы проектов законов и других нормативно-правовых актов, программ и проектов на предмет эффективности предусмотренных в них механизмов публично-частного партнерства;

- научное обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере публично-частного партнерства, изучение и обобщение практики реализации актов законодательства;

- участие в подготовке научных и профессиональных кадров, повышение их квалификации в сфере публично-частного партнерства;

- предоставление научно-методической, информационной и финансовой поддержки субъектам отношений в сфере публично-частного партнерства;

- организация проведения конференций, круглых столов, семинаров, учебных мероприятий по вопросам, возникающим в процессе реализации проектов публично-частного партнерства;

- представительство в международных организациях по вопросам публично-частного партнерства, инвестиционной и инновационной деятельности.

Почему мы считаем целесообразным координацию деятельности и продвижение развития публично-частного партнерства в Украине негосударственным Центром?

Прежде всего, поскольку процесс становления публично-частного партнерства технологически, методологически и организационно очень сложный и занимает длительное время, такая форма Центра и ориентация его на Национальную академию наук позволит обеспечить преемственность и высокий научный уровень в реализации задач по развитию публично-частного партнерства. Вследствие этого можно будет избежать политизации процессов в этой сфере, что тоже чрезвычайно важно, учитывая ситуацию в Украине. Ну, и кроме того, в нашей стране публичная власть представлена государственными органами власти и органами самоуправления, которые независимо друг от друга принимают целый ряд решений, а по некоторым вопросам имеют различные интересы. В частности, объекты коммунальной инфраструктуры (такие, например, как, централизованные системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) находятся в коммунальной собственности, тарифы на услуги, предоставляемые такими предприятиями, также устанавливают органы местного самоуправления, они же целиком и полностью распоряжаются судьбой этих предприятий. В такой ситуации координирующий центр, созданный при одном из государственных органов управления, имел бы конфликт интересов с государством, балансируя в поиске компромиссных решений между государством, органами местного самоуправления и частным инвестором. Форма, выбранная для нашего центра, позволит избежать такого конфликта интересов. Широкое сотрудничество с научными институциями и их высокая репутация в украинском обществе обеспечит доверительное и уважительное отношение к его деятельности со стороны всех субъектов публично-частного партнерства. А взвешенно выбранная система управления Центром, обеспечение высоких требований к квалификации и репутации членов Правления, наблюдательного Совета и Стратегического Совета, прозрачность и публичность его деятельности позволит обеспечить стабильность и предсказуемость при реализации проектов ПЧП, оградит их от коррупции и злоупотреблений.

Планируя основные направления приложений усилий Центра в становлении и развитии публично-частного партнерства в Украине на первом этапе мы решили остановиться на таких направлениях.



  1. Развитие научно-методологического обеспечения реализации проектов публично-частного партнерства, базируясь на лучшем мировом опыте, совершенствование нормативно-правовой базы, проведение экономической и правовой экспертизы на различных стадиях реализации проектов ПЧП.

  2. Организация обучения, тренингов, проведение широкого общественного диалога по тематике публично-частного партнерства.

  3. Формирование и сопровождение реализации проектов в форме публично-частного партнерства органами местного самоуправления.

  4. Формирование пула инвестиционных проектов для привлечения к их финансированию средств международных финансовых организаций на наиболее благоприятных для предприятий условиях.

Что мы ждем от публично-приватного партнерства и в чем нам чрезвычайно важна помощь Международной Ассоциации центров ПЧП?

Прежде всего, внедрение в Украине передового опыта, новых технологий, создание и развитие новых рыночных институций.

Привлечение финансовых средств (частных инвесторов и заемных) для реализации масштабных проектов по модернизации инфраструктуры.

Преодоление фрагментации предприятий, обслуживающих инфраструктурные объекты на рынках естественных монополий и повышение за счет этого эффективности их деятельности.

Уход от популизма властей, как местных, так и центральной власти, по отношению к системам жизнеобеспечения. Формирование «лоббистов реформ» среди крупного частного бизнеса.

Повышение общего уровня профессионализма в управлении инфраструктурными объектами и образованности населения.



Обеспечение быстрой и адекватной реакции государства на потребности общества, а также на технологические, социальные и экологические вызовы.










Наказание, когда оно наконец настигает виновного, кажется обычно несправедливостью. Господь Бог действует инкогнито. Кароль Ижиковский
ещё >>