Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дипломная работа 2 504.45kb.
Задачи: Образовательная – формирование навыков поиска информации... 1 99.82kb.
Курсовая работа по теме: восприятие младшими школьниками пейзажной... 1 438.65kb.
Психокоррекционная работа по развитию самовосприятия детей дошкольного... 1 127.96kb.
Художественный стиль речи 1 84.32kb.
1 ученик: Ровно в 8 45 утром каждый раз Очень много школьников Входит... 1 44.77kb.
Педагога психолога 1 45.7kb.
Коррекционно развивающая работа педагога психолога в начальной школе 1 339.37kb.
Тема занятия: «Мой дом твой дом» Развивающая цель 1 64.69kb.
Исследовательская работа по теме «Заимствование англицизмов в русском... 1 252.36kb.
Игра в развитии и воспитании детей имеет важнейшую роль 1 235.28kb.
Резюме проекта нир, выполненного в рамках фцп «Научные и научно-педагогические... 1 32.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками - страница №1/1

f:\рисунок (6).jpg


  • Определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием;




  • Выбора средств и форм психологического сопровождения школьников (воспитанников) в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;



    1. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками (воспитанниками)

Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося (воспитанника).

Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников (воспитанников), прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей преимущественно средствами преподавания психологических знаний.

Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то есть на школьника (воспитанника) с различными психологическими проблемами, и направлена на их решение.


    1. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов

Психологическое консультирование ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Консультирование школьников может иметь разное содержание:

  • Оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием;

  • Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

  • Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.


В консультировании педагогов можно выделить три направления:


  1. Консультирование учителей-дефектологов, педагогов-предметников и классных руководителей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

  2. Психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения;

  3. Социально-посредническая работа психолого-социальной службы в ситуациях разрешения различных межличностных межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родитель и др.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее:



  • Организовать эффективный процесс предметного обучения школьников (воспитанников) с содержательной и методической точек зрения;

  • Построить взаимоотношения со школьниками (воспитанниками) т коллегами;

  • Осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Консультирование и просвещение родителей проводится с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения, то есть создания ситуации сотрудничества и формирования ответственного отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка.




    1. Психологическая профилактика – специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех возрастных этапах.



  1. Ответственность сотрудников психолого-социальной службы



    1. Сотрудники психолого-социальной службы несут ответственность за:

  • Точность психологического диагноза;

  • Адекватность диагностических и коррекционных методов;

  • Ход и результаты работы с учащимися (воспитанниками);




  • Обоснованность выдаваемых рекомендаций.




    1. Сотрудники службы несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации службы.




  1. Обязанности и права сотрудников психолого-социальной службы




    1. Сотрудники психолого-социальной службы обязаны:

  • Руководствоваться Уставом Центра, планом Центра, кодексом психолога, настоящим Положением;

  • Участвовать в работе методических семинаров, педсоветах Центра, а также в работе проводимых вышестоящими организациями конференциях, семинарах, постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией Центра;

  • Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;

  • В решении вопросов исходить из интересов ребенка;

  • Работать в контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся (воспитанников);

  • Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы.




    1. Сотрудники психолого-социальной службы имеют право:

  • Знакомиться с необходимой для работы педагогической и медицинской документацией;

  • Самостоятельно определять приоритетные виды деятельности исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся (воспитанников) (Постановление Правительства РФ № 288 от 12.03.97г., Приказ № 553 от 14.05.2003 ДО г. Москвы, Устав ЦППРиК «Логотон» 28.12.2007);

  • Посещать уроки, внеклассные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью ученика (воспитанника);

  • Оказывать экстренную психологическую помощь во время учебно-воспитательного процесса, исходя из психофизических особенностей учащихся (воспитанников);

  • Проводить в школе (дошкольном отделении) групповые и индивидуальные психологические исследования по заданию администрации Центра и вышестоящих организаций; выступать с обобщением опыта своей работы;

  • Обращаться в случае необходимости через администрацию Центра с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику (воспитаннику);

  • Ставить перед администрацией Центра вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса.


Психолого-социально-педагогического сопровождения образовательного процесса
Цель: Психологическое сопровождение детей в образовательном процессе ЦППРиК «Логотон»: создание условий для полноценного развития познавательной сферы и личности детей с нарушениями слуха и речи, создание условий для дальнейшей позитивной социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями слуха и речи.
Задачи: Выявление особенностей психолого-педагогического статуса детей с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в общении и обучении;

  • Создание системы психолого-педагогической поддержки детей в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к требованиям детского учреждения, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности;

  • Оказание психологической помощи детям с нарушениями слуха и речи (в рамках профессиональных возможностей психолога), имеющих проблемы в обучении и развитии;

  • Создание условий для комплексного решения медико-психолого-педагогических проблем развития детей с нарушениями слуха и речи;

  • Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей;

  • Сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей;

  • Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием детей;

  • Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных детей и детских коллективов;

Психолого-социально-педагогического сопровождения проходит в течение всего периода пребывания ребенка с нарушением слуха и речи в учреждении.



Направления деятельности социально-психологической службы определены поставленными задачами.

НАПРАВЛЕНИЕ «ДЕТИ»





  1. Расширить и осуществить разностороннюю диагностическую программу по изучению особенностей детей с нарушением слуха и речи. Ввести компьютерную диагностику.

  2. Осуществить компьютерную психологическую диагностику познавательной деятельности детей с нарушением слуха и речи. На основе диагностики составить рекомендации для учащихся, родителей и педагогов по развитию детей.

  3. Создать компьютерный банк данных детей «группы риска».

  4. Организовать презентацию кружков по интересам, спортивных секций, работающих в школе. Оформить стенд кружков, секций. Привлекать детей к занятиям по интересам в соответствии с психологической диагностикой.

  5. Организовать досуг детей с отклонениями в поведении, привлекать их к работе кружков, секций.

  6. Проводить индивидуальные и групповые развивающие занятия для детей с отклонениями в развитии.

  7. Для вновь сформированных классов разработать и проводить в начале учебного года мини-тренинги по формированию коллектива.

  8. Внедрить профориентационную диагностику, проводить по результатам диагностики консультации для родителей, учащихся, педагогов.

  9. Проводить исследования социальных условий детей группы риска. Согласно результатам диагностики оказывать социально-психологическую помощь детям и семье.

  10. Разработать программы по сопровождению детей с нарушением слуха и речи.


НАПРАВЛЕНИЕ «УЧИТЕЛЬ»




  1. Разработать тематику занятий психолого-педагогического семинара, в ходе которого особое внимание уделять освещению психологических аспектов работы с детьми с отклонениями в поведении и развитии.

  2. Организовать постоянные встречи социально-психологической службы (раз в четверть) с целью взаимодействия с классными руководителями, учителями-предметниками и администрацией школы.

  3. Организовать тренинги для педагогов: «Снятие рабочего стресса».

  4. Продолжить активное участие социально-психологической службы в работе педсоветов, методических объединений педагогов.

  5. Организовать консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации детей с нарушением слуха и речи.

  6. Организовать консультирование классных руководителей и учителей - предметников по результатам диагностических исследований учащихся с отклонениями в поведении.

  7. В течение учебного года принимать участие в психолого-педагогических консилиумах.

НАПРАВЛЕНИЕ «РОДИТЕЛИ»





  1. Организовать мониторинг запросов родителей на конкретное содержание и качество образования их детей.

  2. Организовать работу консультирования для родителей. Разработать тематику консультаций.

  3. Активизировать работу странички психолога на сайте Центра.

  4. Создать подборку просветительских социально-психологических материалов по работе с родителями для классных руководителей.

  5. Продолжить работу родительского клуба.

  6. Расширить диагностику семьи, семейных взаимоотношений, ввести компьютерную диагностику.

  7. Организовать консультации для родителей по результатам диагностики.

  8. Привлекать родителей к работе с детьми группы «риска», к проведению рейдов по изучению семейно-бытовых условий этих детей, к работе совета профилактики, к проведению экскурсий, праздников, вечеров отдыха.

В течение учебного года психологическая служба проводит диагностику и коррекционно-развивающие занятия, как индивидуальные ,так и групповые.



Индивидуальные занятия:

Цель – развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, психологических новообразований младшего школьного возраста. Всестороннее развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся.

Литература – Н.П. Локалова «Психологическое развитие младших школьников»

Групповые занятия:

Цель – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Создать в классе атмосферу сплоченности и доверия, сформировать толерантное отношение ко всем членам класса, помочь осознать то, что различия между людьми способствуют расширению новых представлений о себе и других.

Литература – О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»;

К. Фопель «Групповая сплоченность»

Методики, используемые педагогами-психологами в работе

Амтхауэр «Обследование детей начальной школы» -



  • Запас знаний учащихся;

  • способность выделять существенные признаки предметов и явлений;

  • Умозаключение по аналогии. Умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

  • Умение обобщать.

Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина «Готовность слабослышащих детей к обучению в школе»

Е. Екжанова «Изучение готовности детей к обучению в школе»

методика Пьерона – Рузера – исследование внимания (устойчивость, переключения, распределения);

«Корректурные пробы» - исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, врабатываемости в задание, проявления признаков утомления и пресыщения.

«Перепутанные линии» - исследование устойчивости внимания.

А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» - исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, объема воспроизведения.

«Картинки» - оценка зрительной памяти.

Л.С Выготский, Б.В. Зейгарник «Предметная классификация» - исследование обобщения, анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, исследование особенностей памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций ребенка на достижения и неудачи.

«Исключение предметов» (4-й лишний) – изучение процессов анализа и синтеза в мышлении.

«Дом. Дерево. Человек» - исследование личности учащихся.



«Кинетический рисунок семьи» - изучение внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка»

Дж. Морено «Социометрия» - изучение эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.




Умереть — значит присоединиться к большинству. Перефразированный Петроний
ещё >>