Психогенетика 29. 04 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Психогенетика» 1 136.03kb.
Психогенетика 4 381.91kb.
Наименование дисциплины: Психогенетика 1 45.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психогенетика Для специальностей... 6 889.89kb.
Электронная картотека Л. В. Куликова 32 2081.22kb.
Рефератов ко всему курсу "Психогенетика" 1 20.07kb.
Пояснительная записка предмет «Психогенетика» 1 102.25kb.
Речь, когниции, психогенетика 1 22.43kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «дифференциальная психология» 1 183.61kb.
Мнк. Корреляционный и регрессионный анализ. Временные ряды. 1 192.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Психогенетика 29. 04 - страница №1/1

ПСИХОГЕНЕТИКА
29.04

Психогенетика – это наука, изучающая влияние наследственности и среды на формирование индивидуальных особенностей. Влияние биологического и социального на развитие человека.

Артур Дженсен – считал, что интеллект ребенка развивается в определенных пределах, которые обусловлены его наследственной конституцией и генотипом.

Взгляды:

Лысенко Т.Д. (благодаря ему Психогенетику запретили) – считал, что главный фактор – это среда.

Ребенок – чистая доска.

Условно в психике выделяют 2 стороны:



  1. Содержательная – это все, что характеризует человека, как личность, т.е. его мировоззрение, нравственные и эстетические ценности. Эти признаки передаются из поколения в поколение в порядке социальной преемственности по программе социального наследования.

  2. Динамические характеристики – это параметры психологических и биологических характеристик (особенностей) человека, которые характеризуют человека как индивид обусловленный генотипом, т.е. с одной стороны это социо, который характеризует его как человека + индивидуальные особенности = индивидуальность.


Психогенетика призвана объяснять происхождение индивидуальных особенностей.
Кривая забывания Эбингауза

В первые часы – высокая забываемость.


РОСТ

Коэффициент вариативности


Возраст


кризис

3-х лет


- рост

- вес

-интеллект
Мы изучаем индивидуально-психологические особенности человека, для профориентации, повышения обучаемости.
Основные направления генетики человека.



  1. Антропологическая генетика – которая изучает наследственность человека с точки зрения этнической, и исторической антропологии. Выявляется характер наследования обычных морфологических признаков (форма ушей, носа, цвет волос, глаз).

  2. Медицинская генетика – изучает наследование аномалий людей, причины их возникновения, методы лечения и профилактики.

Основоположники генетики Френсис Гальтон (1860-1863гг.) («Наследственный талант» (гений)) и Грегор Мендель «Законы генетики», в которой он изучил наследование одаренности.

Семейство Бернулли – математики.

Психогенетика – популяционная наука, т.е. работает не с индивидом, а с популяцией.
Основные трудности в изучении наследственности


  1. Большое количество хромосом 46 шт. – 23 пары.

22 пары – аутосомы, т.е. отвечают за передачу по наследству признаков тела.

23 пара - половые хромосомы, отвечают за передачу по наследству пола.



Женские – 2 хромосомы (ХХ) (гаметы).

Мужские – 2 хромосомы (ХУ) и .

девочка


мальчик
1. Большое количество хромосом.

2. Длительный период полового созревания. При смене поколений, сложно отслеживать изменения.

3. Сложно сделать одинаковыми условия жизни отдельных лиц.

Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.

Дизиготные близнецы – 2 яйцеклетки + 2 сперматозоида.

4. Моральные и этические нормы не позволяют проводить экспериментальные скрещивания между людьми
Популяция и признаки популяции
Признак – это любое свойство организма психическая особенность или физиологическая характеристика, которую можно описать.

Популяция – сообщество особей одного вида, занимающих определенную территорию
ДЕМ – более узкое понятие популяции


  • Принадлежность к особи к одному виду;

  • Пространственно-временное единство;

  • Сходство экологических потребностей.

  • Способность свободно скрещиваться между собой.

Для человеческой популяции нарушается 4-ый признак, т.к. для человеческой популяции характерна ассортотивность (выбор по признакам).



Изолированность популяции (изолянты) – в трудных местах (в горах) для них характерны родственные браки, в которых происходит смешивание генов.

Если внешних браков не более 15%, то уже к 4-ому поколению все родственники в этой популяции.


Виды признаков:

  1. Дискретные признаки (качественные признаки)признаки, которые не имеют промежуточных форм (группы крови: либо I, либо II и т.д.)

  2. Конституциональные признаки(количественные признаки)рост. Их больше, чем качественных признаков.

  3. Группа признаков с пороговым эффектом – по своему внешнему выражению они напоминают дискретные признаки, а по характеру наследования они ближе к количественным признакам.

Например: заболевание сахарным диабетом – предрасположенность.

Генетические основы наследственности

Законы Менделя
13.05.

В древности считали, что наследственность передается с кровью («чистокровные»). На самом деле - с половыми «продуктами».

В некоторых случаях дети были очень похожи на кого-либо из родителей, а иногда они занимали промежуточное положение, т.е. имели признаки обоих родителей.

На это обратил внимание Грегор Мендель. Он считал, что:



Наследственность – это дискретные единицы, которые передаются через половые клетки (гаметы). Причем у каждой взрослой особи они представлены парами, а в гаметах он присутствуют по одному элементу.

1900г. – «законы Менделя» были открыты вновь и ученый Йогансен назвал эти наследственные единицы – генами. Он же ввел понятие «генотип» и «фенотип».

Мендель – был монахом, садовником.

1900г. – были обнаружены хромосомы – окрашенные тельца, которые подчинялись тому, что открыл Мендель.

Мендель работал с горохом, скрещивал растения с белыми и красными цветами.



I поколение – все красные цветы.

II поколение – 3/1 (распределение три к одному). 3 - красные, 1 – белые.

Он предположил, что существуют доминантные и рецессивные признаки.



АА – доминантный признак (красные цветы)

аа - рецессивный признак (белые цветы).

F1 – первое поколение АА х аа



F2 – второе поколение Аа х Аа


3 – красных

1 – белый

ВВ – другой доминантный признак.

bb - другой рецессивный признак.
F1 ААВВ х ааbb

F2 – Aa Bb + Aa BB
\
AB – 9

aB – 3

Ab – 3

A, - 1

9 : 3 : 3 : 1

Таким образом, благодаря различным сочетаниями генов назначается и уникальное многообразие генотипов и фенотипов.


Хромосомная теория наследственности
С открытием материального субстрата наследственности были описаны 2 типа деления клеток:

1 тип деления клетокмитоз – этот тип деления характерен для соматических клеток (аутосомы), в результате которых образуются клетки, идентичные материнской.

Материнская клеткаимеет диплоидный (двойной) набор хромосом.

В результате митоза образуются две клетки с двойным набором хромосом.


2 тип деления или митоз состоит из двух типов делений. Этот тип выделения характерен для половых клеток:

Типы деления:

  1. Репродуктивное деление – в результате которого, набор хромосом уменьшается вдвое и в дочерних клетках образуется одиночны (гаплоидный) набор хромосом.

  2. Напоминающий митоз – в результате которого образуются клетки идентичные материнской.

  3. Природа также запрограммировала процесс, который позволяет обмениваться участками хромосом или рекомбинируются.

Единицы наследственности называют генами, которые линейно расположены в хромосоме. Они называются сцепленными.

Кроссинговер – процесс обмена участками хромосом.
Процесс обмена участками хромосом

Место, которое занимает один ген называется – локус.

Т.к. хромосомы образуют пары, то понятие локус относится к одному участку материнских хромосом.


Молекулярные основы наследственности
Установлено, что в состав хромосом входит белок и ДНК.

Белок – информацию не переносит.

ДНК – переносит информацию

ДНК состоит из нуклеотидов и представляет собой двойную спиральную нить.
В состав нуклеотидов входят 3 компонента:

1. Остаток фосфорной кислоты.

2. Углевод (сахар дезоксирибоза)

3. Азотистое основание.

Выделяют 4 азотистых основания, которые соединены между собой по принципу комплиментарности («ключ-замок»):

Аденин - Тимин

Гуанин – Цитозин
Аденин Гуанин



Тимин Цитозин

В период деления клетки ДНК расходится и образуется или формируется идентичная цепочка. ДНК является материальным носителем наследственности.



Ген – это небольшой участок хромосом, содержащий информацию, на основе которой происходит синтез белка.

Ген – это единица наследственности.

Белок состоит из аминокислот и к каждой аминокислоте соответствует триплетный кд, который состоит из азотистых оснований.

Белок состоит из 20-ти аминокислот.

АГЦ


Различное состояние одного гена (доминантный/рецессивный) – называется аллель.

Иногда понятие ген и аллель отождествляются, но ген – это более широкое понятие.



Генотип – это совокупность наследственных задатков.

Это понятие аналогично понятию - генетическая конституция.

Понятие «генотип» относится к индивиду.

Генотип получают в момент зачатия и несут его до смерти в неизменном состоянии. Активность генов может меняться, но состав их постоянен.

Геном – это видовое понятие, которое представляет собой совокупность генов зрелой половой клетки.

Генофонд – это понятие относится к популяции и характеризует состав генов данной популяцию

Фенотип – это совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа и среды.

Признаки, для которых характерна непрерывная количественная изменчивость, как правило, обусловлены совместным действием многих генов и факторов среды. Наследуемость таких признаков называется полигенной, т.е. она определяется многими генами.


Типы взаимодействия генов
1 тип – аддитивное (суммирующее) действие генов – в результате суммирования у ребенка может появиться признак, которого не было у родителей.

2 тип – доминирование.

3 тип – неполное доминирование (ходоминирование)ходоминантность

Она определяется при определении цветности после скрещивания красных и белых цветков гороха, когда появляется промежуточный цвет – розовый.



4 тип – эпистаз (эпистатическое) взаимодействие генов – подавление одного гена другим геном.
Группы генов делятся на несколько групп:

  1. Главные гены – оказывают главное влияние на тот или иной признак.

  2. Гены с более слабым эффектом, но которые могут оказывать влияние на главные гены и изменять характер их действия.

  3. Гены модификаторы – гены, которые влияют на свой признак и одновременно влияют на эффект действия других генов.

Таким образом количественные признаки определены многими генами, все они взаимодействуют между собой и возникают количественные непрерывные изменения.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ и её значение в эволюции
Чарльз Дарвин – основатель эволюционной теории выделял определенную и неопределенную изменчивость.
Изменчивость – это свойство живых организмов, благодаря екоторому в процессе эволюции возникают разнообразные формы живых организмов.

С современной позиции определенная изменчивость называется модификационной или фенотипической, а неопределенная изменчивость – наследственной или генотипической.




  1. Модификационная изменчивость – связана с влиянием среды. Она изменяется (колеблется) в пределах, которые называются нормой реакции (способ реагирования организма на воздействие среды, характерны для данного генотипа).

Генотипы по-разному чувствительны к окружающей среде.

Компонентом модификационной изменчивости является генотип – средовая ковариация (это явление неслучайного и неравномерного распределения генотипов по разным средам).



Виды:

  1. Пассивная генотип – средовая ковариация – когда генотип оказывается в какой-то определенной среде без усилий со своей стороны. (Ребенок пассивно находится в этой среде, т.е. возникает пассивная ковариация + культурное наследование).

  2. Реактивная генотип – средовая ковариация – реакция среды на генотип ребенка.

  3. Активная генотип – средовая ковариация – проявляется в подростковом (более старшем) возрасте, когда подросток выбирает для себя среду, которая соответствует его генотипу.




  1. Наследственная изменчивость - фенотипическаянеопределенная» по Дарвину) – делится на комбинативную изменчивость и мутационную изменчивость.

  1. Комбинативная изменчивость

Источники:

  1. Независимое расхождение хромосом в мейозе.

  2. Кроссиноговер – благодаря которому образуются новые структуры хромосом.

  3. Случайное сочетание гамет при оплодотворении.

Благодаря всем этим факторам сибсы (сиблинги – сестры и братья) часто бывают непохожи друг на друга.

  1. Мутационная изменчивость

    1. Спонтанные мутации – образуются в природе без вмешательства из вне.

    2. Индуцированные мутациимогут быть вызваны искусственным путем (под влиянием ультрафиолетового облучения) мутагены.


Классификация мутаций
Что в основе деления?

  1. Влияние мутаций на жизнеспособность организма.

    1. Летальные мутации (несовместимые с жизнь).

    2. Полулетальные мутации - трудно выживает.

    3. Сублетальные мутации – с отклонениями.

    4. Нейтральные мутации – рецессивное состояние, не приспособление человека к окружающей среде.

  2. Место возникновения мутации:

    1. Генные мутации

    2. Хромосомные мутации

    3. Геномные мутации




  1. Генные мутации – это мутации одного гена или части гена, когда выпадает одно или несколько азотистых оснований (различный цвет волос, дальтонизм).

  2. Хромосомные мутации – связаны с изменением структуры хромосом.


Разновидности:

Делеция – укорочение хромосомы в следствие потреи участка хромосом (синдром «кошачьего крика» - плач ребенка + тяжелейшее повреждение ЦНС).

Дупликация – повторение какого-либо участка хромосом.

Синдактилия – сросшиеся пальцы.

Инверсия - поворот участка хромосомы на 180 градусов - причина стерильности и бесплодия.

Транслокация – перемещение участка одной хромосомы на другую хромосому мили перемещение участка в этой же хромосоме.

Нерасхождение хромосом в мейозе – при репродуцивном делении (Например: болезнь Дауна).


  1. Геномные мутации – происходят при изменении числа хромосом. Они возникают при митозе и при мейозе.

Полиплодия – т.е. увеличение числа хромосом кратное гаплоидному набору.

Гетероплодия – изменение числа хромосом некратное гаплоидному набору. Может идти двумя путями:

    1. уменьшение числа хромосом.

    2. увеличение числа хромосом.

Моносомия – уменьшение на 1 хромосому.

Трисомия – увеличение на 1 хромосому.

Полисомия – увеличение на несколько хромосом.

Мутагены – это различные факторы, влияющие на возникновение мутаций.

МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ
Методы психогенетики основываются на 2-х предположениях:

  1. Генетические различия между людьми проявляются в фенотипических различиях, которые можно измерить.

  2. генетические различия можно обнаружить сравнивая между собой людей, имеющих разную степень генетического родства.


Коэффициенты,

которые оценивают меру сходства

у родственников


  1. Коэффициент конкортдантности - используется, когда оценивают качественные или дискретные признаки.

  2. Коэффициент корреляции – используется для оценки сходства родственников по количеству признаков.

  3. Коэффициент родства – оценивает вероятность того, что у данных родственников имеется общее количество генов. Например: у монозиготных близнецов 100% общих генов и процент родства =1.

У дизиготных близнецов, сиблингов, родителей и детей – половина общих генов и коэффициент родства = 1/2.

Бабушки/дедушки и внуки, полусиблинги, тети/дяди и племянники – коэффициент родства = 25% общих генов - ¼.



    1. Близнецовый метод


Близнецовый метод - является самым распространенным методом в психогенетике.

Большинство млекопитающих рождает более 2-х детенышей, а высшие - 1,2 детёнышей.

При созревании одной яйцеклетки, она оплодотворяется сперматозоидом.

Оплодотворенная яйцеклетка называется – зигота. Она многократно дробится и образует многоклеточный шар. Он состоит из 3-х зародышевых листков.



  1. Экзодерма

  2. Мезодерма

  3. Эндодерма.

На какой-то стадии дробления по неизвестным причинам зигота распадается и развивается два самостоятельных организма. Это монозиготные (однояйцовые) близнецы.

Если оплодотворены сперматозоидом 2 яйцеклетки образуются дизиготные близнецы.

При рождении ребенка отделяется детское место, т.е. плодные оболочки.
3 плодные оболочки:

1. Амнион – состоит из клеток зародыша.

2. Хорион – частично состоит из клеток зародыша и частично из клеток матери.

3. Плацента – состоит из клеток матери и через контакт плаценты и хориона питательные вещества поступают к зародышу.
Метод определения зиготности Сименса

(метод полисимптомного сходства)


  1. Анализ ДНК.

  2. ЭЭГ.

  3. Дерматоглифика – рисунки на коже.

  4. Группа крови.

  5. Опросники (путают ли Вас (близнецов) родители (знакомые)?)


Ограничение близнецового метода:
Среда может усиливать сходство близнецов, может наоборот уменьшать свойства.
Разновидности близнецового метода


  1. Классический близнецовый метод (метод контрастных пар).

  2. Метод контрольных близнецов (экспериментальная группа + контрольная группа + нагрузки (задания) => оценка особенностей).

  3. Сравнение близнецов с не близнецами. Оценка близнецовых семей.

  4. Метод разлученных близнецов.

  5. Метод частично разлученных близнецов.

  6. Лонгитюдные близнецовые наблюдения.


Метод приемных детей
Основан на том, что у родителей и детей нет общих генов, а есть общая среда, а с биологическим родителем общие гены и общая внутриутробная среда.
Генеалогический метод

(метод анализа родословных)
Френсис Гальтон – впервые применил и описал.

Пробанд – лицо, носитель признака.

Семейные исследования - когда исследуются представители разных поколений (внуки – родители – бабушки/дедушки).
Моделирование на животных

В этом методе оценивается: во-первых: влияние наследственности и среды, во-вторых – способности к научению.

t – время нахождения приманки



  • - приманка

а - умные животные

b – глупые животные

I – обычная среда

II – сенсорно-обедненная среда

III – сенсорно-обогащенная среда



b a b a a b

В обычной среде умные животные тратят меньше времени на поиск приманки, чем глупые.

В сенсорно-обедненной среде умные животные значительно ухудшают свой результат, а глупые – незначительно ухудшают свои показатели.

В сенсорно-обедненной среде умные незначительно улучшают свои показатели, а глупые – значительно улучшают.
Популяционный метод
- обследуется большая группа людей, проживающая на определенной территории, и ведут учёт встречаемости анализируемых признаков.

Например: альбиносы (без пигментов) встречаются 1 на 20 000 человек.


Метод генного нокаута
– т.е. удаление какого-то гена точному выявлению результатов мешает плейотронное (множественное) влияние генов.
Метод цитогенетический
– применяют при анализе причин умственной отсталости у детей.

Идеограмма хромосом – (???)


Метод тестов
– применяется для анализа интеллекта людей.
Влияние материнского эффекта
Он является более существенным, чем отцовское влияние.

Цитоплазматический эффект яйцеклетки:

  1. Она больше сперматозоида.

  2. В ней содержатся митохондрии и питательные вещества, которые передаются потом зародышу.

  3. Внутриутробные влияния, т.к. 280 дней плод находится внутриутробно.

  4. Постнатальные влияния – влияния после рождения.



Влияние наследственности и среды

в формировании умственных способностей

человека

Умственные способности человека тесно связаны с созреванием головного мозга.

Установлено, что у монозиготных близнецов совпадают ЭЭГ и скорость созревания мозговых структур.

Академическая успешность в большой степени зависит от наследственных факторов. На умственные способности влияет еще биохимическая среда организма.



Например: «синдром Морфана» - характеристика: в кровь человека выбрасывается огромное количество адреналина.

Люди отличаются: кипучей энергией, высокий рост, худощавые, большие руки, ступни. (Авраам Линкольн, Шарль де голь, Ганс Христиан Андерсен, Корней Чуковский).

Люди, страдающие подагрой, имеют более высокие умственные способности.

Влияние гена миопии – ген миопии первичен.


Наследственность и умственная отсталость

Примерно 75% умственной отсталости обусловлено генетическими факторами, и только 25% - влияние средовых факторов.


Причины антенатальной патологии


  1. Экзогенные факторы - причины патологии плода.

    1. Физические факторы - факторы внешней среды:

      1. Ионизирующее облучение.

      2. Механические воздействия – давление матки при маловодии и ее опухание.

      3. Травмы.

    2. Химические факторы – влияние химических веществ:

      1. Фенолы;

      2. Пестициды;

      3. Никотин;

      4. Алкоголь;

      5. Наркотики;

- влияние лекарственных препаратов:

i). Стрептомицин – поражает печень и слух.

ii). Сульфаниламиды – поражает щитовидную железу, а у мальчиков – половую сферу.

iii). Аспирин – поражает сердечно-сосудистую систему.

iv). Влияние никотина – никотин проходит через плацентарный барьер и попадает в кровь плода и откладывается в печени, в мозге, в половых железах;

суживает сосуды матки и плаценты, поэтому нарушается маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к преждевременным родам, выкидышам и смерти новорожденного.

У курящих женщин дети имеют меньший рост и вес.

У курящих мужчин в 3 раза меньше активность сперматозоидов (бесплодие в 3 раза ближе).



1973г. Джонс и Смит описали «Алкогольный синдром плода»

Внешние признаки и особенности:



              1. Задержка роста тела.

              2. Повреждение ЦНС.

              3. Нарушение двигательной функции.

              4. Плохая память и мышление.

              5. Снижение умственных способностей.

              6. Трудности в решении проблем.

              7. Микроэнцефалия – маленькая голова.

              8. Маленький нос.

              9. Низкая переносица.

              10. Тонкая верхняя губа.

              11. Неотчетливый губной желобок.


Влияние питания беременной женщины

на развитие ее ребенка

c). Биологические факторы – вирусы, простейшие бактерии и т.д.


Инфекция матери

Влияние на состояние плода и новорожденного

Краснуха

Слепота, глухота, пороки развития сердца, умственная отсталость, энцефалит, поражение селезенки и печени.

Свинка

Гибель плода, нарушение строения сердца.

Герпес

Генерализированный герпес, гибель плода.

Сифилис

Аборты и мертворождение – у матери.

Полиомиелит

Аборты (выкидыши) мертворождение, различные уродства, нарушение опорно-двигательного аппарата.

Дизентерия

Различные уродства, преждевременные роды, мёртворождение.

13-тисретиноевая кислота (тератоген)

Уродства у ребенка.

Стрептококк

Вызывает выкидыши, аборты, детскую смертность, нарушение мозгового кровоснабжения.


2. Эндогенные факторы

  1. Изменение наследственных структур половых клеток родителей.

  2. Мутации в зиготе.

  3. Эндокринные заболевания беременной женщины.

  4. Возраст родителей – 35 лет и выше.

  5. Иммунологическая несовместимость матери и плода.

  6. Отклонения в поведении и психике человека:

    1. Маниакально-депрессивный психоз.

    2. Шизофрения.

    3. Эпилепсия.

    4. «Синдром Шерешевского-Тернера» – это девочки, у которых вместо двух хромосом только одна Х-хромосома (икс-ноль):

      1. недоразвитые первичные и вторичные половые признаки

      2. инфантильное поведение

      3. невысокий рост

      4. рыбий рот

      5. пигментация кожи

      6. «лицо сфинкса»

      7. низкий рост волос на затылке.

    5. Трисомия (х) – (одна на 800 человек) у девочек лишняя Х-хромосома:

      1. учатся в обычной школе

      2. умственно недоразвиты

      3. отклонения в психике

      4. нарушение абстрактно-логического мышления

      5. агрессия

      6. рост - выше среднего.

    6. «Синдром Кляйнфельтера» (хху) – у мужчин одна лишняя Х-хромосома:

      1. высокий рост

      2. евнухоидное телосложение (по женскому типу):

        1. узкие плечи

        2. плохой рост бороды

        3. отсутствие залысин на лбу

        4. они угрюмы

        5. очень внушаемы

        6. требуют коррекции поведения

    7. Мужчины, которые имеют лишнюю У-хромосому (хуу):

      1. очень высокие

      2. сниженный интеллект

      3. очень раздражительны

      4. склонность к агрессии делает их асоциальными личностями.

    8. Увеличенная У-хромосома у мужчин:

      1. асоциальные типы.







Все должно измениться, чтобы все осталось по-старому. Джузеппе Томази ди Лампедуза
ещё >>