Психиатрии для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего медицинского образования Абакан 2012 пояснительная записка вступительн - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных испытаний по специальности «Клиническая фармакология»... 1 59.36kb.
Пояснительная записка Вступительные испытания по предмету «Памятники... 1 202.14kb.
Полный пофамильный перечень лиц, успешно прошедших вступительные... 14 1563.82kb.
Полный пофамильный перечень лиц, успешно прошедших вступительные... 8 817.26kb.
Программа аттестационных испытаний (собеседования) для лиц, поступающих... 1 34.25kb.
Приемные требования для поступающих на специальность «фортепиано» 1 47.24kb.
Программа вступительного испытания по Основам государственного и... 1 80.09kb.
Программа вступительного испытания по химии для подготовки абитуриентов... 1 247.66kb.
Аналитическая записка 1 266.3kb.
Полный пофамильный перечень лиц, успешно прошедших вступительные... 47 8645.5kb.
Полный пофамильный перечень лиц, успешно прошедших вступительные... 13 2302.55kb.
Вопросы к экзамену по психиатрии I общие вопросы и общая психопатология 1 72.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Психиатрии для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего медицинского образования - страница №1/1

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Программа

вступительных испытаний ПО



Психиатрии

для лиц, поступающих в интернатуру на базе высшего медицинского образования

Абакан 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вступительные испытания ориентированы на поступающих из числа выпускников ВПО медицинских специальностей. Вступительные экзамены проводятся в соответствии с разработанной программой по Ппсихиатрии. Материалы вступительных испытаний отражают содержание теоретических знаний абитуриента в соответствии с требованиями ГОС ВПО и охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы. Проходят вступительные испытания в форме тестирования. Для выполнения тестового задания отводится 50 минут (без перерыва), максимальное количество выполненных заданий соответствует 50 баллам. В качестве нижней границы сдачи экзамена принимается 70 % (начиная с 69% и ниже – отрицательный результат). Вступительные испытания проводятся на базе ХГУ (МПСИ) в соответствии с графиком вступительных испытаний по специальностям интернатуры.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Основные этапы развития- и основные направления в психиатрии

Отношение к психическим больным в различные исторические эпохи Ф.Пинель и движение за ограничение мер стеснения психически больных (по restraint). Основоположники клинического направления в психиатрии (Ж.Эскироль, В.Гризингер). Формирование нозологического направления в психиатрии (А. Бейль, Э. Крепелин, С.С. Корсаков). Биологические (нейрофизиологические, патоморфологические, генетические, эндокринологические, антропологические) исследования при психических заболеваниях. Психологическое направление в психиатрии. Психологическое направление в психиатрии. З.Фрейд и основные положения психоаналитической концепции.


Организация психиатрической помощи

Основные положения Закона «О психиатрической помощи и гарантиях при ее оказании»

Психиатрический диспансер. Принципы устройства, организация надзора и ухода. Показания к госпитализации психически больных, порядок помещения больного в стационар. Условия и порядок недобровольной госпитализации. Социально-опасное суицидальное поведение у душевно больных. Первая и неотложная помощь больному с психическими нарушениями. Особенности транспортировки психически больного, находящегося в состоянии психомоторного возбуждения. Правила удержания больного. Современные методы купирования возбуждения.

Амбулаторная психиатрическая помощь. Диспансерное наблюдение при различных психических заболеваниях, его задачи. Условия постановки больного на учет. Проблема патронажа. Преемственность стационарной и амбулаторной помощи. Структура психоневрологического диспансера, организация работы кабинета участкового психиатра в сельских районах. Задачи участкового психиатра. Значение поддерживающей терапии при различных психических заболеваниях. Методы реадаптации и реабилитации психически больных, лечебно-трудовые мастерские. Организация работы дневного стационара. Роль врача общей практики в раннем выявлении психически больных и оказании им медицинской помощи.

Вопросы трудовой, судебной и военной экспертизы. Временная и стойкая нетрудоспособность при психических заболеваниях. Условия установления инвалидности, организация работы специализированной МСЭК, порядок направления и освидетельствования. Клинические критерии определения степени снижения работоспособности (групп инвалидности). Трудоустройство психически больных использование остаточной трудоспособности, обучение новой специальности. Опека, показания для наложения опеки. Ответственность душевно больных за совершение противоправных действий. Критерии вменяемости и невменяемости. Организация судебной экспертизы. Проведение военной психиатрической экспертизы, основные положения приказа Министра обороны России о годности к несению военной службы.
Психогигиена и психопрофилактика

Понятие здоровья и нормы в психиатрии. Основные этапы формирования нормальной психики человека. Факторы риска возникновения психических заболеваний. Критические возрастные периоды (парапубертатный, препубертатный, пубертатный, климактерический), геронтопсихиатрия. Роды как фактор риска возникновения психических заболеваний. Профессиональные группы риска.

Понятие первичной, вторичной и третичной психопрофилактики. Основные организационные формы психогигиены и психопрофилактики. Роль медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических заболеваний, расстройств и декомпенсаций психического здоровья. Принципы проведения санитарно-просветительной работы. Ответственность врача общей практики за поддержание психического здоровья и душевного равновесия больных в процессе лечения соматичских заболеваний, проблема ятрогений.
Общие положения семиотики психических расстройств

Понятие симптома и синдрома в психиатрии, их информационная значимость для уяснения содержания психических расстройств, сущности болезненного процесса. Роль синдрома в планировании лечебных мероприятий и установления прогноза. Уровни психических расстройств (невротический, психотический). Понятие продуктивной и негативной (дефицитной) симптоматики. Органические и функциональные психические расстройства.


Методы исследования, применяемые в психиатрии

Клинический и клинико-катамнестический метод: правила сбора анамнеза, субъективные и объективные сведения, порядок описания психического состояния на момент обследования сбор катамнестических сведений анализ полученного материала.

Параклинические методы в психиатрии: электроэнцефалография, компьютерная томография и ядерно-магнитный резонанс, рентгенография черепа, М-эхо, роэнцефалография, исследование ликвора, психологические методики исследования мышления, интеллекта, личности. Диагностические возможности каждого метода, основные правила проведения, наиболее значимые показатели. Значение данных смежных специальностей: невропатолог, окулист и другие. Эпидемиологические исследования в психиатрии.
Расстройства ощущений и восприятия.

Ощущения и их расстройства: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия. Сенестопатии и их связь с ипохондрическими идеями.

Понятие восприятия и представления. Нарушения восприятий: агнозия, иллюзии, галлюцинации, расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства).

Иллюзии и их психопатологическое значение, условия возникновения у здоровых людей и при психических заболеваниях. Парэйдолические иллюзии.

Классификация галлюцинаций: по ведущему анализатору (слуховые, зрительные, тактильные и др). по условиям возникновения (гипногогические, гипнопомпические, рефлекторные, психогенные и прочие), по степени сложности (элементарные простые, сложные, сценоподобные). Варианты вербальных галлюцинаций (комментирующие, императивные). Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации (В.Х. Кандинский). Объективные признаки галлюцинаций.

Расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства): микроскопия, макроскопия, метаморфопсия, ксантоскопия, эритропсия, нарушение схемы тела. Понятие дереализации и деперсонализации.

Диагностическое значение каждого из симптомов. Особенности нарушения восприятия при различных психических заболеваниях. Сравнительно-возрастной анализ различных форм расстройства восприятия. Социально-опасное поведение при расстройствах восприятия.
Мышление и его расстройства

Ассоциации. Понятия, суждения, умозаключения как основные элементы мышления. Формирование наглядно-действенного, конкретно-образного и абстактно-логического мышления в процессе развития человека. Речь как важнейшее выражение процессов мышления. Дефекты развития речи, письма, чтения у детей в различные периоды. Систематика синдромов речевых расстройств (заикание и логоклония, дизартрия, дислалия, олигофазия, афазия, логорея, и др), их влияние на развитие индивидуума. Развитие воображения и патология фантазий у детей.

Расстройства ассоциативного процесса. Ускорение и замедление мышления патологическая обстоятельность (вязкость), речевые стереотипии (персеверации и вербигерации), резонерство и метафизическая (философическая) интоксикация, разорванность и бессвязность (инкогеррентность). Аутистическое, символическое и паралогическое мышление, феномен соскальзывания.

Расстройства суждений и умозаключений: бред навязчивости, сверхценные идеи, бредоподобные фантазии, примитивные суждения.

Определение и основные варианты бреда: по фабуле (варианты бреда преследования, величия, депрессивный бред), первичный и вторичный бред, систематизированный бред, чувственный бред толкования (интерпретативный), бред малого размаха (бытовых отношений) и мегаломанический. Симптомы, свидетельствующие об остроте и длительности существования бреда.

Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, апафренный. Синдром психических автоматизмов Кандинского-Клерамбо. Понятие идеаторных, сенсорных и моторных (кинестетических) автоматизмов. Симптом открытости, ментизм и шперрунг как примеры идеаторных автоматизмов. Динамика бредовых синдромов, особенности синдрома Кандинского-Клерамбо на различных этапах его формирования. Синдром Котара. Бред инсценировки, метаморфозы (синдром Капгра).

Навязчивые состояния: навязчивые мысли (обсессии), страхи (форбии), действия (компульсии), ритуалы, контрастные навязчивости. Ипохондрический синдром. Синдром дисморфомании (диморфофобии).

Диагностическое значение патологии мышления. Особенности нарушения мышления при различных психических заболеваниях. Сравнительно-возрастные особенности расстройств ассоциативного процесса, бреда, сверхценных идей и навязчивостей. Социально-опасное поведение лиц с нарушениями мышления.


Расстройства внимания, памяти и интеллекта

Внимание, определение понятия. Связь внимания и сознания. Активное и пассивное внимание. Объем внимания. Истощаемость внимания. Способность переключения внимания, отвлекаемость, прикованность (фиксация) внимания.

Память как отражение прошлого опыта, ее связь с другими психическими функциями. Кратковременная и долговременная память. Закон Рибо-Джексона. Нарушения запоминания и воспроизведения. Гипермнезия, гипомнезия (антероградная, ретроградная, фиксационная, прогрессирующая), парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии). Корсаковский синдром.

Понятие интеллекта. Связь расстройств интеллекта с нарушениями памяти абстрактного мышления, воли. Методы исследования интеллекта, способностей к анализу и синтезу. Интеллектуальный индекс (IQ), методики его определения. Олигофрения как недоразвитие интеллекта. Степени олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность). Динамика олигофрений. Социальное положение и возможности адаптации лиц с доразвитием интеллекта. Слабоумие (деменция) как обратное развитие (снижение) интеллекта. Клинические варианты деменции: органическая (тотальня и лакунарная), эпилептическая (концентрическая). Понятие «шизофренического слабоумия» его отличие от деменции при органических заболеваниях.

Диагностическое значение нарушений внимания, памяти и интеллекта, особенности при различных психических заболеваниях и в различные возрастные периоды.
Аффективные и волевые расстройства

Эмоции и мотивации. Этапы формирования эмоций. Виды эмоций. Понятие сильных положительных и отрицательных эмоций как признаков психической продукции, оскудение эмоций как негативная симптоматика (дефект). Физиологический и патологический аффекты. Гипертимия, эйфория, гипотимия, дисфория (эксплозивность), страх, тревога и растерянность, аффект недоумения, эмоциональная лабильность и эмоциональная ригидность, слабодушие, апатия, эмоциональная неадекватность, амбивалентность и амбитендентность.

Понятие воли и влечений, их связь и взаимное влияние. Расторможенность влечений, недостаточность оскудение влечений, извращение влечений. Основные симптомы и синдромы нарушения влечений. Расстройства воли (гипербулия, гипобулия, парабулии).

Депрессивный синдром. Понятие витальной (предсердной) тоски. Расстройства мышления, воли, влечений, движений при депрессии. Соматические (негативные нарушения при депрессии понятие маскированной (ларвированной, соматизированной) депрессии. Динамика депрессий, суточные колебания настроения. Различные клинические формы депрессий (тоскливая, тревожная, ажитированная). Суицидальные тенденции правила ухода и надзора.

Маниакальный синдром. Апатико-абулический синдром.

Диагностическое значение аффективно-волевых расстройств, особенности при различных психических заболеваниях и в различные возрастные периоды. Социально-опасное поведение при нарушениях аффективно-волевой сферы.


Двигательные расстройства

Закономерности формирования моторики и психомоторики в онтогенезе.

Кататонический синдром и его важнейшие проявления: ступор, симптом «капюшона» и симптом «воздушной подушки», мышечная скованность, активный и пассивный негативизм, каталепсия (восковая гибкость), мутизм, двигательные и речевые стереотипы, импульсивные действия, пассивная (автоматическая) подчиняемость, эхо- симптомы, манерность, вычурность, парамимии. Понятие люцидной и онейроидной кататонии. Отличие кататонического ступора от депрессивного и психогенного. Уход за больным в состоянии ступора зондовое кормление методика растормаживания.

Психомоторное возбуждение (маниакальное, геберфреническое, галлюцинаторно-бредовое, эпилептимоформное, истерическое, ажитировнная депрессия) его отлдичие от кататонического. Связь психомоторного возбуждения с синдромами расстроенного сознания. Купирование психомоторного возбуждения, допустимые меры стеснения.

Диагностическое значение синдромов двигательных расстройств, особенности их проявления при различных заболеваниях и в различные возрастные периоды. Социально-опасное поведение при двигательных расстройствах.
Синдромы расстроенного сознания и пароксизмальные явления

Критерии К.Яспера для определения расстроенного сознания: отрешенность, дезориентировка, расстройства мышления, амнезия. Синдромы выключения (снижения уровня сознания): обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома. Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачнение сознания (психотическое, амбулаторные автоматизмы, трансы и фуги). Критерии дифференциальной диагностики.

Пароксизмальные явления: припадки (grand mal, абсанс и другие варианты petit mal, диэнцефальные, парциальные, истерические припадки), особые состояния сознания (психосенсорные припадки, явления déjà vu и jamais vu, приступы дереализации и деперсонализации). Отличия истерических пароксизмов от эпилептических. Понятие эпилептического статуса.

Диагностическое значение расстройств сознания, их особенности при различных заболеваниях и в различные возрастные периоды. Социально-опасное поведение у лиц с расстройствами сознания.


Нарушения физиологических функций и соматические расстройства как проявления психических заболеваний

Нарушения питания (нервная анорексия, булимия, нервная рвота, поедание несъедобного – пикацизм), их связь с состояниями дисфорфомании, депрессии, расстройствами личности и интеллекта. Врачебная тактика и способы лечения.

Бессонница как ранний симптом острых психозов, как проявление депрессии, мании и неврозов. Современные средства лечения бессонницы. Современные средства лечения бессонницы. Гиперсомния.

Сексуальная дисфункция как проявление депрессии и неврозов. Лекарственные средства, вызывающие нарушение сексуальной функции.

Истерические (конверсионные, диссоциативные) расстройства соматических функций: боли, анестезия, парезы и параличи, афония астазия-абазия, нарушение глотания, одышка, рвота. Отличие истерической симптоматики от стимуляции.

Астенический синдром его связь с самыми различными соматическими и неврологическими заболеваниями, неврозами и органическими поражениями головного мозга.


Биологическая терапия

Шоковые методы: инсулино-коматозная и электро-судорожная терпия (ЭСТ). Пиротерапия, депривация сна, физиотерапевтические методы, рефлексотерапия. Окаазния, основные представления о порядке проведения, терапевтическая эффективность при различных психических расстройствах, осложнения противопоказания.

Психофармакотерапия. Переворот в организации психиатрической помощи и скачок в развитии клинической психиатрии в связи с появлением психофармакопрепаратов. Классификация психотронных средств. Нейролептики (антипсихотики), группы препаратов по химическому строению и преобладающим эффектам. Нейролептики как средства купирования психомоторного возбуждения. Нейролептический синдром (лекарссвенный паркинсонизм) и средства его купирования. Антидепрессанты (трициклические, четырехциклические, ингибиторы МАО и др.). Транквилизаторы (анксиолитики) бензодиазепиновой группы и другие. Психостимуляторы. Ноотропы. Нормотические средства (соли лития и др). Способ выбора конкретного лечебного препарата, показания, противопоказания, осложнения при применении каждой из групп психофармакологических средств. Соматотропные эффекты различных психотропных препаратов. Использование психотропных средств в качестве основных препаратов. Использование психотропных средств в качестве основных и дополнительных при лечении соматических заболеваний. Границы терапевтической эффективности при психофармакотерапии, купирующая и поддерживающая терапия, проблема терапевтических ремиссий, ситуация «вращающихся дверей».
Психотерапия

Сущность и правила проведения основных вариантов психотерапии: рациональной, суггестивной (в том числе гипноза), условно-рефлекторной (бихевиориальной), аутотренинга, биообратной связи (bjofeedback), психоанализа. Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых методов психотерапии. Связь метода психотерапии с личностными особенностями пациента. Принципы выбора методики. Показания, ошибки при проведении психотерапии, границы терапевтической эффективности.


Классификация психических расстройств

Принципы классификации. Этиология психических заболеваний. понятие причины и провоцирующего (триггерного) фактора, дизонтогенез и преморбидные особенности личности. Понятие эндогенных, экзогенных (в том числе соматогенных) и психогенных психических расстройств. Понятие болезни (процесса), рпатологического развития и конечного состояния (дефекта). Нозологический и синдромальный принцип в проведении классификации. Основные варианты течения психических заболеваний (непрерывное, прогредиентное, рекуррентное, фазовое, приступоподобное, волнообразное). Исторически сложившиеся принципы классификации психических заболеваний в России и Международная классификация болезней (МКБ-Х).


Органические, экзогенные и соматогенные заболевания

Общие проявления заболеваний данной группы, понятие психоорганического синдрома, его основные варианты. Значение методов специального обследования для установления диагноза.

Дегенеративные эндогенные заболевания мозга: болезни Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона, сенильная деменция. Распространенность, особенности проявления деменции, течение прогноз, болезни, с которыми приходится проводить дифференциальный диагноз. Уход за дементными больными пожилого возраста.

Экзогенные, экзогенно-органические и соматогенные заболевания. Понятие «экзогенного типа реакций» (К.Бонгеффер), астения, расстройства сознания, памяти, интеллекта как типичные проявления экзогенных заболеваний.

Психические нарушения при черепно-мозговых травмах. Распространенность. Классификация: открытые (проникающие, непроникающие), закрытые (коммоции, контузии), постадийная смена симптоматики (начальный острый периоды, период реконвалесценции. Период отдаленных последствий). Клинические проявления в различные периоды: начальный и острый (расстройства сознания, амнезии, астения, вегетативные и вестибулярные расстройства, транзиторные психозы с эпилептиформным возбуждением, делирий, острый галлюциноз, корсаковский синдром, локальная неврологическая симптоматика), период отдаленных последствий (церебрастения, энцефалопатия с изменением личности, судорожным синдромом или слабоумием). Лечение, реабилитация, экспертиза. Профилактика возникновения психических расстройств при травмах головы. Проблема компенсации церебральных функций.

Психические нарушения инфекционного генеза. Сифилис мозга и прогрессивный паралич. Распространенность. Доманифестный период. Начальные проявления и клиника развернутой стадии заболевания. Различие деменции при прогрессивном параличе и сифилисе мозга. Типичная неврологическая симптоматика. Серологическая диагностика, показатели ликвора. Прогноз. Лечение, профилактика. Экспертиза. Особенности психических нарушений при различных энцефалитах. Психические нарушения при СПИДе.

Психические расстройства при интоксикациях:атропиновый делирий: психозы, вызванные применением стероидных гормонов, противотуберкулезных препаратов; депрессии, вызванные приемом резерпина и фенотиазиновых нейролептиков. Психические нарушения при промышленных отравлениях. Важнейшие промышленные яды (свинец, тетраэтил-свинец, этиленгликоль, ртуть, мышьяк, окись углерода, метиловый спирт), клинические проявления острой и хронической интоксикации, раннее распознавание

Психические нарушения при поражении ионизирующими излучениями. Симптомы острой лучевой болезни: состояние возбуждения с переходом в угнетение психической деятельности. Ранние проявления хронического воздействия ионизирующих излучений: астения, адинамия, нарушения памяти, навязчивые страхи, галлюцинации. Лечение, профилактика.

Психические расстройства сосудистого генеза. Общая характеристика, распространенность, нозологические формы: атеросклероз, гипертоническая болезнь гипотония и прочие. Клиническая картина: неврозоподобные и психоподобные расстройства, различные варианты деменции. Острые сосудистые психозы. Дифференциальная диагностика с другими органическими и эндогенными психическими заболеваниями.

Психические нарушения при внутричерепных опухолях. Общемозговые и локальные (очаговые) симптомы при опухолях головного мозга. Особенности психических нарушений пир различной локализации опухолей (лобные, теменные, височные и затылочные доли, гипофиз, мозолистое тело). Эпилептиформный синдром и признаки внутричерепной гипертензии как частные инициальные проявления опухолей. Значение психических нарушений для топической диагностики. Значение методов специального обследования. Дифференциальная диагностика.


Эпилепсия

Определение. Распространенность. Этиология и патогенез, предрасполагающие факторы. Клинические проявления: пароксизмы (припадки, расстройства сознания, расстройства настроения, психосенсорные расстройства), острые и хронические психозы, изменения личности (торпидность, взрывчатость, педантизм, эгоцентризм, вязкость мышления, эмоциональная ригидность). Особенности течения эпилепсии у детей и подростков. Дифференциальная диагностика с симптоматическими припадками (алкогольная абстиненция, внутричерепные опухоли, острые инфекции, интоксикации и травмы). Электрофизиологические и патопсихологические методы в диагностике. Принципы и методы в диагностике. Принципы и методы лечения: непрерывность, комплексность, индивидуальность, длительность. Основные группы противосудорожных средств: барбитураты, дифении (фенитоин), карбамазепин, бензодиазепины, сукцинимиды, вальпроаты и др. Терапевтический спектр, осложнения при противосудорожной терапии. Диета, дегидратация. Хирургическое лечение. Купирование эпилептических психозов, дисфорий, сумеречных состояний. Меры профилактики, медико-генетическое консультирование. Трудоустройство, реабилитация. Трудовая, военная и судебная экспертизы.

Эпилептический статус. Заболевания, при которых он наиболее часто возникает. Степень опасности для жизни, методы купирования.
Алкоголизм и алкогольные психозы

Острая интоксикация алкоголем. Степени алкогольного опьянения. Диагностика алкогольного опьянения. Лечение острой алкогольной интоксикации. Патологическое опьянение, диагностика и судебно-психиатрическая оценка.

Алкоголизм (алкогольная болезнь, алкогольная токсикомания, этилизм).

Определение, критерии отделения от бытового пьянства. Эпидемиология. Критические проявления алкоголизма: стадии течения. Алкогольный абстинентный (похмельный синдром). Изменения личности при алкоголизме. Особенности алкоголизма у женщин, подростков. Неврологические и соматические расстройства, обусловленные алкоголизмом. Ремиссии и рецедивы. Дипсомания и симптоматически алкоголизм. Лечение алкоголизма: купирование абстинентного синдрома, дезинтоксикация, условно-рефлекторная терапия, сенсибилизирующие средства. Роль психотерапии в преодолении психической зависимости от алкоголя, добровольность и анонимность как важные условия успешности терапии. Профилактика алкоголизма. Методы реабилитации, клубы анонимных алкоголиков. Функции наркологических диспансеров.

Алкогольные (металкогольные) психозы. Условия возникновения, распространенность. Белая горячка (алкогольный делирий): предвестники делирия, начальные симптомы, клиника развернутой фазы, неврологические и соматические расстройства, течение, выход из психоза. Острый и хронический алкогольный галлюциноз. Алкогольный параноид (бред преследования и ревности). Корсаковский психоз. Алкогольный псевдопаралич. Алкогольная эпилепсия. Острая алкогольная энцефалопатия Гайе-Вернике. Лечение и профилактика алкогольных психозов, тактика в случае социально-опасного поведения, методы купирования возбуждения.
Наркомании и токсикомании

Определение понятия наркоманий как заболеваний, связанных с немедицинским применением веществ или лекарственных средств, отнесенных законом к наркотикам. Общая характеристика. Эпидемиология. Признаки наркомании: психическая и физическая зависимости от наркотика, повышение и изменение толерантности. Употребление препаратов опийной группы: признаки острой и хронической интоксикации опиатами клиника абстинентного синдрома. Налорфин как средство экспресс диагностики опийной абстиненции. Употребление препаратов конопли, клиника острой и хронической гашишной интоксикации. Кокаиномания, психические нарушения при однократном приеме кокаина и при хронической интоксикации. Барбитураты отнесенные к наркотикам, психические и соматические нарушения при хронической интоксикации. ЛСД и галлюциногены. Сравнительно-возрастные особенности наркоманий. Терапия наркоманий. Роль общественных и медицинских организаций в профилактике наркоманий и реабилитации больных.

Токсикомании. Общая характеристика и распространенность. Основные группы веществ и лекарственных средств, вызывающих зависимость: транквилизаторы, психостимуляторы, летучие растворители. М-холинолитические препараты центрального действия, никотин. Сравнительно-возрастные особенности токсикоманий. Лечение и профилактика токсикоманий. Борьба с курением. Лечение никотиновой абстиненции.
Шизофрения и другие бредовые психозы

Определение. История формирования представления о шизофрении (Э.Креплин, Е.Брейлер, К.Шнайдер) и современное состояние вопроса. Эпидемиология. Предрасполагающие факторы и признаки дизонтогенеза. Продуктивные и негативные смптомы шизофрении. Понятия схизиса (шизиса), аутизма, прогредиентости. Понятие о шизофреническом дефекте. Основные клинические формы шизофрении: параноидная, простая, кататоническая, гебефреническая. Течение шизофрении: начало заболевания: (острое, подострое, постепенное), типы течения (непрерывный, приступообразный-шубоообразный, рекуррентный-периодический), признаки благоприятного и неблагоприятного прогноза при шизофрении. Проблема вялотекущей (малопрогредиентной) шизофрении: сенестопатически-ипохандрическая, неврозоподобная, психопатоподобная. Понятие циркулярной шизофрении, общие черты и различия с маниакально-депрессивным психозом. Особенности шизофрении в детском и позднем возрасте.

Современные представления об этиопатогенезе шизофрении. Данные – биохимических, иммунологических, генетических (близнецовый и генеалогический метод), патоморфологических патопсихологических исследований. Современные достижения в лечении шизофрении, основные методы и правила их выбора. Ближайшие и отдаленные последствия терапии, качество ремиссий при различных вариантах течения заболевания. Основные принципы реабилитации при шизофрении. Социально-опасное поведение больных. Трудовая, военная и судебно-медицинская экспертиза.

Дифференциальная диагностика шизофрении с другими бредовыми психозами: инволюционный параноид, реактивный параноид. Проблема паранойи.


Активные психозы

Маниакально-депрессивный психоз. Определение. Эпидемиология. Клинические проявления в период депрессивной и маниакальной фазы. Фаза интермиссии. Течение маниакально-депрессивного психоза (сезонность, суточная динамика, продолжительность фаз), варианты течения (биополярное, монополярное, циклотомия, тип continua). Атипичные и смешанные фазы. Соматические расстройства и маскированная депрессия. Прогноз. Сравнительно-возрастные особенности. Лечение в период эффективных фаз и профилактика в период интермиссии (соли лития и карбамазепин). Опасность суицида ,уход и надзор за больными. Данные биохимических и генетических исследований. Трудоспособность больных реабилитация. Экспертиза.

Инволюционная меланхолия (депрессия). Дифференциальная диагностика различных аффективных психозов (рекуррентная шизофрения, органические заболевания мозга, реактивная депрессия). Лекарственные средства, вызывающие депрессию.
Психогенные заболевания

Общие признаки (триада К.Ясперса). Этиология и патогенез. Понятие стресса и дистресса, психические травмы межличностного и внутреннего конфликта. Роль преморбидных особенностей личности. Психоаналитическая концепция «защитных механизмов» и ее роль в объяснении реакции человека на психотравмирующую ситуацию. Исходы, понятия об аномальных развитиях личности.

Реактивные психозы, определение. Острые реакции: аффективно-шоковые (ступор или возбуждение) и истерические психозы (псевдодеменция, ганзеровский синдром. Пуэрилизм, истерические сумерки – трансы, амнезии). Затяжные психозы: реактивная депрессия (клинические проявления, течение, соматические проявления, отличие от маниакально-деперссивного психоза), реактивные параноиды («железно-дорожный» и военный параноид, индуцированный бред, бред тугоухих, влияние иноязычного окружения, паранойяльное развитие личности). Прогноз. Понятие «постреактивное развитие личности». Лечение, профилактика, вопросы экспертизы.

Неврозы. Критерии диагностики. Этиология, роль личности и внутриличностного конфликта в возникновении неврозов. Проблема «бессознательного» и неврозы. Невротические реакции невротические состояния. Неврастения, обессивно-фобический невроз и истерия. Явления депрессии и ипохондрии, их связь с основными проявлениями неврозов, понятие невротической депрессии и депрессивного невроза. Прогноз при неврозах, понятие о невротическом развитии личности. Патоморфоз неврозов. Сравнительно-возрастные особенности, критические возрастные периоды. Моносимптомные неврозы детского возраста. Психологические методы исследования. Лечение: фармакологическое и психотерапевтическое. Роль семьи, профессиональной деятельности и социального окружения в восстановлении здоровья. Вопросы реабилитации. Экспертиза.

Дифференциальная диагностика при психических расстройствах невротического уровня (ипохондрия, навязчивости, дисморфофобия, деперсонализация, истерические расстройства). Неврозоподобные реакции при соматических заболеваниях. Расстройства невротического уровня в дебюте эндогенных и органических психозов.
Психопатии

Определение (критерии П.Б.Ганнушкина), непроцессуальный характер расстройств. Эпидемиология. Систематика психопатий: ядерные и краевые (О.В. Кербиков), возбудимые (эксплозивные, паранояльные, экспансивные шизоиды), тормозные (астенические, психастеники, сензитивные шизоиды, дистимические), эмоциоанльно-неустойчивые (истерические, циклотимические), неустойчивые (асоциальные). Понятие компенсации и декомпенсации. Динамика психопатий и особенности формирования психопатических личностей и сравнительно-возрастном плане. Роль наследственности, условий воспитания. Интеркуррентных заболеваний в формировании патологии личности. Акцентуации характера (Э.Кречмер, К.Леонгард, А.Е. Личко). Психологические методы изучения особенностей личности. Коррекция нарушений поведения. Роль групповых методов психотерапии. Лечение в период декомпенсации. Реабилитация и реадаптация. Экспертиза.


Олигофрении

Определение. Общая характеристика: психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуальной недостаточности и отсутствием прогредиентности. Эпидемиология. Систематика: по этиологическому принципу (хромосомные аберрации, наследственные энзимопатии, системные поражения соединительной ткани. Интоксикационные, инфекционные, гормональные и имунные эмбрио-и фетопатии, вредности перинатального и постнатального периода), по степени выраженности (идиотия, имбецильность, дебильность). Психологические методы оценки интеллекта. Медицинская и психологическая помощь детям с задержкой психического развития. Социальная адаптация. Трудовая, военная и судебная экспертиза.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ

Основная

  1. Жариков Н.М. Психиатрия. – М.: Медицина, 2000.

  2. Самохвалов В.П. Психиатрия. – Р.н/Д.: Феникс, 2002.

  3. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2002.

  4. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г., Яцков Л.П. основы психиатрии с тестовым контролем: Для студентов и врачей-интернов. – М.-Владивосток: Дальнаука, 1996.

  5. Менделевич В.Д. и др. Психиатрия и наркология. – М.: Академия, 2005

  6. Тестовые задания для контроля знаний студентов по психиатрии и наркологии. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2003.

  7. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика.- М., Медпресс-информ, 2004.


Дополнительная


  1. Клиническая психиатрия/Гл. ред. Т.Б. Дмитриева.-М., 1999

  2. Психотерапия/Под ред. Б.Д. Карвасарского.-СПб, 2000

  3. Пуховский Н.Н. Терапия ментальных расстройств или Другая психиатрия.-М., 2003

  4. Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение: Пер. с нем. – М.: Медицина, 2003.

  5. Соловьева С.Л. Депрессия в терапевтической клинике - СПб, ИнформМед, 2008.- 204 с.

  6. Корнев М.А., Кульбах О.С. Основы строения центральной нервной системы: Учебное пособие. – М.: Фолиант, 2002.

  7. Филимонов. Физиологические основы психофизиологии. – М.: МЕДпресс-информ, 2003.





Коль скоро богатство — это власть, всякая власть, тем или иным способом, прибирает к рукам богатство. Эдмунд Берк
ещё >>