Проведение химической разведки по определению боевых отравляющих веществ войсковым прибором химической разведки (впхр) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сухопутные войска (СВ) 1 26.28kb.
Методические указания к лабораторной работе 7 1 103.87kb.
Тема «Сухопутные войска» Бланк для учащихся 1 51.01kb.
Предлагаем Вам алгоритм составления уравнения химической реакции. 1 26.69kb.
8 Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Тепловые эффекты... 1 198.24kb.
Возможности конкурентной разведки 1 112kb.
Геология: геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных... 1 25.77kb.
Пожарная тактика и её задачи. Разведка пожара. Действие спасателя... 1 205.35kb.
Павел Анатольевич Судоплатов Разные дни тайной войны и дипломатии. 22 4181.67kb.
История возникновения геофизической специальности и кафедры геофизических... 3 455.04kb.
Агент А/201. Наш человек в гестапо (2011) satrip Скачать 1 13.1kb.
Глубина распространения облаков зараженного воздуха с поражающими... 1 57.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проведение химической разведки по определению боевых отравляющих веществ войсковым - страница №1/1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ПОСТОВ РАДИАЦИОННОГО, ХИМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ (ПОСТОВ РХН)




ТЕМА «Проведение химической разведки по определению боевых отравляющих веществ войсковым прибором химической разведки (ВПХР)».
ВРЕМЯ: 45 МИНУТ

МЕСТО: УЧЕБНЫЙ КЛАСС

РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ – НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ИТМ, РХБ И МЗ МАЙОР КУГДАРОВ С.Р.


Учебные и воспитательные цели:


  1. Изучить со слушателями организацию работы по РХБ разведке в зоне поражения;

  2. Изучить назначение, устройство ВПХР, общие приемы работы с прибором по определению ОВ.

  3. Привить у слушателей навыки применения прибора.

Время: 45 минут.

Расчет учебного времени:


Содержание занятия

Время





Вступительная часть

Учебные вопросы:

1. Организация работы по химической разведке в очаге поражения.

2. ВПХР, устройство, общие приемы работы с прибором по определению ОВ.

3. Практическая часть занятия. Отработка приемов работы с ВПХР.

Заключительная часть.



2
15
10
15

3



Нормативно-правовая база и литература в области РХБ защиты:


  1. Федеральный закон от 12. 02. 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

  2. Федеральный закон от 21.12 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ);

  3. Учебник сержанта химических войск, М. 1988;

  4. Инструкция по эксплуатации ВПХР.


Организационно-методические указания:


  1. В ходе изложения учебного вопроса довести до слушателей всю полноту ответственности организации работы по РХБ разведке в интересах формирований и подразделений, привлеченных в проведении АСДНР в очаге поражения, а также по защите населения;

  2. В конце занятия ответить на заданные вопросы слушателей. Подвести краткий итог изложения лекции, обратив внимание на необходимость данных знаний при повседневной работе по вопросам ГОЧС.

1. Вводная часть (2 мин.).

Организационный момент:

1. Проверить наличие и готовность слушателей к занятию.

2. Объявить тему занятия и учебные вопросы.

3.Определить основные цели.
2. Первый учебный вопрос (15 мин.). Организация работы по химической разведке в очаге поражения.

В современном мире вероятность применения боевых отравляющих веществ террористическими организациями, группами, различными сектами возрастает с каждым годом (секта «Аум Синреке» применение зарина в Токийском метро).

Боевые отравляющие вещества (БОВ) относятся к химическому оружию.

Химическое оружие (ХО) впервые было применено немцами против англо-французских войск в первой мировой войне (22 апреля 1915 г.). Во второй мировой войне ХО не применялось. После второй мировой войны ХО совершенствовалось. На вооружение стран НАТО поступили отравляющие вещества (ОВ), способные наносить массовые поражение на больших площадях в короткие сроки и оказывать сильное морально-психологическое воздействие на население.

Химическое оружие– это отравляющие вещества и средства их применения. ОВ называются токсичные химические соединения, предназначенные для нанесения массовых поражений при применении, ОВ – составляют основу химического оружия и состоят на вооружении армий ряда стран. По характеру воздействия на организм человека ОВ подразделяются:


  1. Нервно-паралитическое;

  2. Кожно-нарывное;

  3. Общеядовитое;

  4. Удушающие;

  5. Психохимические;

  6. Раздражающие.

По быстроте наступления поражающего действия ОВ подразделяются на:

  1. Смертельные;

  2. Временно выводящие из строя;

  3. Кратковременно выводящие из строя.

При применении смертельные ОВ вызывают тяжелые (смертельные) поражения живых организмов. В эту группу входят ОВ нервно-паралитические, кожно-нарывного, общеядовитого и удушающего действия, ботулинический токсин (вещество ХР). Временно выводящие из строя ОВ (психохимические и стафилококковый токсин ПЖ) на срок от нескольких часов до нескольких суток. Поражающее действие кратковременно выводящих из строя ОВ (раздражающего действия) проявляется на протяжении времени контакта с ними и сохраняется в течение нескольких часов после выхода из зараженной атмосферы.

В момент применения ОВ могут находиться в парообразном, аэрозольном и капельно-жидком состоянии. В парообразное и мелкодисперсное аэрозольное состояние (дым, туман) переводятся ОВ, применяемые для заражения приземного слоя воздуха. Облака пара и аэрозоля, образованное в момент применения химических боеприпасов, называется первичным облаком зараженного воздуха (ЗВ). Облака пара, образующееся за счет испарения ОВ, выпавших на почву, называется вторичным. ОВ в виде пара и мелкодисперсного аэрозоля, переносимые ветром, поражают живые организмы не только в районе применения, но и значительном расстоянии. Глубина распространения ЗВ на пересеченной и лесистой местности в 1,5-3 раза меньше, чем на открытой. Лощины, овраги, лесные и кустарниковые массивы могут явиться местами застоя ОВ и изменения направления его распространения.

Для заражения местности, техники, одежды, снаряжения и кожных покровов людей ОВ применяются в виде грубодисперсных аэрозолей и капель. Зараженная местность, техника и другие объекты являются источником поражения людей.

ОВ могут проникать в организм через органы дыхания (ингаляционно), через раневые поверхности, слизистые оболочки и кожные покровы (кожно-резорбтивно). При употреблении зараженной пищи и воды проникновение ОВ осуществляется через желудочно-кишечный тракт. Большинство ОВ обладают куммулятивностью, т.е. способностью к накоплению токсичного эффекта.



ОВ нервно-паралитического действия поражают нервную систему. Характерной особенностью поражения является сужение зрачков глаз (миоз).

ОВ зарин и ви-икс.



Зарин – бесцветная или желтоватая летучая жидкость, без запаха, зимой не замерзает. Применяется для поражения живой силы путем заражения приземного слоя воздуха. Основное состояние пар. Глубина поражения до 20 км. Стойкость зарина летом – до нескольких часов, зимой – до 2 суток. Способ защиты противогаз, ОЗК, герметизированные объекты техника и убежища.

Средства защиты снимаются только после проведения спец. обработки одежды, снаряжения и после проведения контроля зараженности воздуха.

Ви-икс – малолетучая бесцветная жидкость, не имеющая запаха и не замерзающая зимой. Основное состояние грубодисперсный аэрозоль, глубина поражения до 20 км. Ви-икс применяется с помощью химических фугасов. Зараженные капли ви-икс, представляют опасность летом до 1-3 суток, зимой – 30-60 суток. Способ защиты противогаз, ОЗК, герметизированные объекты техника и убежища.

Зоман – по своим свойствам занимает промежуточное положение между зарином и ви-икс.

ОВ кожно-нарывного действия – иприт. Для поражения людей используются технический (Н) и очищенный иприт (НД). Иприт представляет собой слегка желтоватую или темно-бурую жидкость с запахом чеснока или горчицы. Легко впитывается в лакокрасочные материалы, резинотехнические и пористые материалы, что приводит к их глубинному заражению. Боевое состояние иприта капельно-жидкое или аэрозольное. Иприт может быть применен с помощью бомб и выливных приборов, а также фугасами.

Поражение населения достигается путем заражения приземного слоя воздуха парами и аэрозолями иприта. Глубина заражения от 1 до 20 км для открытых участков местности. Иприт заражает местность летом до 2 сут., зимой 2-3 недели. Способ защиты противогаз, ОЗК, герметизированные объекты техника, перекрытые щели и убежища.

ОВ удушающего действия – фосген. Фосген – бесцветный газ, тяжелее воздуха в 3,5 раза, с характерным запахом прелого сена или гнилых фруктов. Боевое состояние – пар. Стойкость на месте 30-50 мин, возможен застой паров в оврагах от 2 до 3 ч. Глубина заражения от 2 до 3 км. Фосген поражает организм при вдыхании его паров. Отек легких длится несколько суток и обычно заканчивается смертельным исходом.

Защита от фосгена – противогаз, убежище, техника оснащенная ФВУ.
Химические фугасы предназначены для поражения людей, заражения участков местности, дорог и инженерных сооружений. Фугас снаряжается ипритом, радиус заражения 5-6 м. Фугасы устанавливаются в сочетании с инженерными сооружениями.

Бактериологическое (биологическое) оружие (БО)

Бактериологическое (биологическое) оружие – это спец. боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные бактериальными (биологическими) средствами.

В качестве бактериальных (биологических) средств могут быть использованы:

для поражения людей: возбудители бактериальных заболеваний (чума, тулеремия, бруцеллез, сибирская язва, холера); возбудители вирусных заболеваний (натуральная оспа, желтая лихорадка и.т.д.).

для поражения животных: возбудители ящура, чумы КРС, чумы свиней, сибирской язвы и др.

для уничтожения растений: возбудители ржавчины хлебных злаков и др.

Для доставки бактериальных (биологических) средств используются авиабомбы, снаряды, мины, ракеты, генераторы аэрозолей. Кроме того, бактериальные (биологические) рецептуры могут быть применены диверсионным путем. Возможно применение бактериальных (биологических) средств с помощью зараженных болезнетворными микробами насекомых, клещей, грызунов и др.

Основным способом применения бактериальных (биологических) средств считается заражения приземного слоя воздуха.

Применение бактериологического (биологического) оружия может быть обнаружено по следующим видимым признакам:

- образование аэрозольного облака после взрыва бомбы или срабатывании генераторов;

- обнаружение остатков специальных контейнеров, боеприпасов и других видов вооружения;

- наличие большого количества насекомых, клещей, грызунов, неизвестных для данной местности, и.т.п.

Возбудители болезней могут попадать в организм человека различными путями: при вдыхании зараженного воздуха, при употреблении зараженной воды и пищи, при попадании микробов в кровь через открытые раны, при укусе зараженных насекомых, при контакте с больными людьми, животными, зараженными предметам.

Непосредственная защита в период бактериологического (биологического) нападения обеспечивается использованием СИЗ и коллективной защиты, а также применением средств экстренной профилактики, имеющихся в индивидуальных аптечках.



Химическое обеспечение.

В целях своевременного выявления, обнаружения применения БОВ, проведения химической разведки в целях обеспечения защиты личного состава, привлекаемого для проведения АСДНР в зоне поражения, а также населения, в подразделениях СНЛК ГО РС(Я) созданы посты РХБ наблюдения.

Таким образом, от уровня подготовленности личного состава постов РХН подразделений СНЛК ГО РС(Я) зависит жизнь и здоровье не только личного состава формирований привлекаемых для ликвидации ЧС, но и в целом всего населения республики, прежде всего при чрезвычайных ситуациях с применением БОВ.
3. Второй учебный вопрос (15 мин.). ВПХР, устройство, общие приемы работы с прибором по определению ОВ.

Для определения БОВ применяется ВПХР.

ВПХР предназначен для определения в воздухе, на местности, объектах зарина, зомана, иприта, фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорициана, а также паров VX и BZ в воздухе.

Прибор состоит из корпуса и размещенных в нем – насоса, бумажных кассет с индикаторными трубками, противодымных фильтров, насадки к насосу, защитных колпачков, электрофонаря, корпуса грелки и патронов к ней.

Кроме того, имеется лопатка, инструкция –памятка по определению зарина, зомана, V-газов и инструкции по эксплуатации прибора.

Для переноски прибора имеется плечевой ремень с тесьмой. Вес прибора 2,3 кг.

Насос – поршневой, применяется для прокачивания исследуемого воздуха через индикаторные трубки.

Принцип работы прибора заключается в следующем. При просасывании ручным поршневым насосом зараженного воздуха через индикаторные трубки в них происходит изменение окраски наполнителя под действием ОВ. По изменению окраски наполнителя и ее интенсивности или времени перехода окраски судят о наличии ОВ и его примерной концентрации.

При 50 качаниях насоса в минуту через индикаторную трубку проходит 1,8 – 2 литра воздуха.

Насос состоит из: головки, цилиндра, штока, рукоятки штока.

В головке насоса размещены нож для надреза концов индикаторных трубок, гнездо для установки индикаторной трубки. На торце головки имеется 2 отверстия для обламывания концов трубок.

В рукоятке штока размещены ампуловскрыватель. Ампулавскрыватель предназначен для разбивания ампул, имеющихся в индикаторных трубках (маркировка).



Кассета – служит для размещения 10 индикаторных трубок с одинаковой маркировкой. На лицевой части кассеты наклеена этикетка с изображением окраски, возникающей на наполнителе индикаторных трубок при наличии в воздухе ОВ.

Насадка – предназначена для работ с прибором в дыму, при определении ОВ на почве, технике одежде и других предметах при определении ОВ.

Индикаторные трубки (ИТ) – предназначены для определения ОВ и представляют собой запаянные стеклянные трубки, внутри которых помещены наполнитель и 1 или 2 стеклянные ампулы с реактивами. Каждая ИТ имеет условную маркировку, показывающую, для обнаружения какого ОВ она предназначена. Маркировка нанесена на верхней части трубки.

Характеристика индикаторных трубок:

1. Маркировка индикаторной трубки – красное кольцо и красная точка – определяет - зарин, зоман, VX. Окраска наполнителя до воздействия ОВ – белая, от воздействия ОВ – красная.

2. Маркировка индикаторной трубки – три зеленых кольца – определяет:

- фосген, дифосген. Окраска наполнителя до воздействия ОВ – белая, от воздействия ОВ – зеленая или сине-зеленая (верхний слой наполнителя).

-синильная кислота, хлорициан. Окраска наполнителя до воздействия ОВ – белая, от воздействия ОВ – красно-фиолетовая (нижний слой наполнителя).

3. Маркировка индикаторной трубки – одно желтое, определяет - иприт. Окраска наполнителя до воздействия ОВ – желтая, от воздействия ОВ – красная на желтом фоне.

4. Маркировка индикаторной трубки – одно коричневое, определяет - BZ, аэрозоли психохимических веществ. Окраска наполнителя до воздействия ОВ – бесцветная, от воздействия ОВ – сине-зеленая.

Грелка служит для подогрева ИТ при определении ОВ пи пониженной температуре окружающего воздуха. Грелка состоит из корпуса и патронов. Патрон состоит из гильзы, ампулы с раствором, на дно гильзы насыпан порошок магния.

При использовании грелкой необходимо соблюдать требования безопасности по защите открытых участков тела, глаз и лица и учитывать следующие особенности: индикаторные трубки с красным кольцом и точкой и с желтым кольцом подогреваются после прососа воздуха в течение 1 мин; индикаторная трубка с тремя зелеными кольцами подогревается в грелке в случае сомнительных показаний в течение 1 мин.



Приемы работы с прибором.

Вскрывать концы индикаторных трубок необходимо следующим образом:

- взять насос в левую руку, а ИТ в правую;

- сделать надрез конца ИТ с помощью ножа;- вставить надрезный конец трубки в одно из отверстий для обламывания и обломать его, нажав на трубку;

- таким же образом вскрыть с другого конца.

Разбивать ампулы ИТ нужно следующим образом:

- вставить вскрытую ИТ в отверстие ампуловскрывателя насоса с такой же маркировкой, как и на ИТ, при этом насос держат головкой кверху, а штырь должен войти в ИТ;

- слега поворачивая ИТ, надавливать на штырь ампуловскрывателя до тех пор пока полностью не будет разбита ампула;

- вынуть ИТ и, взявшись за маркированный конец, резко встряхнуть ее.

Определение ОВ в воздухе.

Наличие ОВ в воздухе определяют по внешним признакам и по показаниям ИТ.

Наиболее характерными признаками применения ОВ являются:

- появление характерного облака газа, тумана или дыма в местах разрыва бомб, снарядов, мин и других боеприпасов;

- наличие маслянистых капель, пятен, брызг, лужиц, подтеков на местности или в воронках от разрывов снарядов, мин и бомб;

- увядание растительности или изменение ее окраски;

- раздражение органов дыхания, глаз или носоглтоки;

- понижение остроты зрения или потеря его;

- посторонний запах, не свойственный данной местности.

При подозрении на наличие в воздухе ОВ необходимо одеть противогаз и исследовать воздух с помощью ИТ, имеющихся в приборе.



Определение ОВ в воздухе производится в следующей последовательности:

  1. Наличие паров ОВ в опасных концентрациях;

  2. Наличие паров ОВ в малоопасных концентрациях;

  3. Наличие ОВ типа фосген, дифосген, синильная кислота, хлорциан;

  4. Наличие ОВ типа иприт.

Исходя из этого, обследовать воздух ИТ в такой последовательности:

- трубками с красным кольцом и точкой;

- трубкой с тремя зелеными кольцами;

- трубкой с желтым кольцом.



Определение ОВ в опасных концентрациях:

- вынуть из кассеты 2 ИТ, надпилить их концы м вскрыть трубки по надпилам;

- ампуловскрывателем разбить верхние ампулы обеих трубок, взять трубки за концы с маркировкой и энергично, наотмашь встряхнуть обе трубки одновременно 2-3 раза;

- одну трубку (опытную) вставить немаркированным концом в насос и прокачивать воздух (5-6 раз), через вторую (контрольную) воздух не прокачивать;

- тем же ампуловскрывателем сначала разбить нижнюю ампулу в опытной трубке и встряхнуть наотмашь 1-2 раза так, чтобы полностью смочить верхний слой наполнителя. Сразу после этого разбить нижнюю ампулу в контрольной трубке и также встряхнуть ее;

- наблюдать за переходом окраски в контрольной трубке от красной до желтой. К моменту образования желтой окраски в контрольной трубке сохранение красного цвета верхнего слоя наполнителя опытной трубки указывает на наличие ОВ в опасных концентрациях; изменение цвета до желтого – на отсутствие ОВ в опасных концентрациях.



Определение ОВ в малоопасных концентрациях:

Порядок работы тот же, но нижние ампулы разбивать не сразу, а через 2-3 мин. после прокачивания воздуха.

К моменту образования желтой окраски в контрольной трубке сохранение красного цвета верхнего слоя наполнителя опытной трубки указывает на наличие ОВ в концентрациях, опасных при нахождении свыше 10 минут без противогазов; изменение цвета до желтого или розово-оранжевого указывает на отсутсвие ОВ в малоопасных концентрациях.

Основанием для снятия противогаза на 5-6 часов является отсутствие показаний трубки при 50-60 качаниях насосом.

В холодную (-5С и ниже) погоду использовать грелку для подогрева ИТ не выше +40С.

Порядок работы с трубкой с тремя зелеными кольцами (на фосген, дифосген, хлорциан, синильную кислоту) следующий:

- вскрыть трубку, разбить ампулу, сделать 10-15 качаний насосом;

- сравнить окраску наполнителя трубки, с окраской, изображенной на кассетной этикетке.

Обследовать воздух с помощью трубки с желтым кольцом (определение паров иприта) следующим образом:

- вскрыть трубку, вставить насос, прокачать воздух (60 качаний насосом);

- вынуть из насоса, выдержать 1 мин. и после этого сравнить окраску наполнителя с окраской, изображенной на кассетной этикетке.

3. Третий вопрос (15 мин.) Практическая часть занятия. Отработка приемов работы с ВПХР.

Отработка приемов работы с ВПХР со слушателями.



4. Заключительная часть занятия (3 мин.).

1. На самостоятельную работу слушателей дать, следующие вопросы:

- Определение ОВ в дыму;

- Определение ОВ на местности, объектах, предметах;

- Определение ОВ в воздухе при низких температурах;

- Техническое обслуживание прибора при эксплуатации;



- Хранение прибора.

2. Отвечаю на вопросы возникшие у слушателей в ходе рассмотрения учебных вопросов.




Противную сторону надо выслушать, как бы она ни была противна. М. Евгеньев в редакции Дм. П
ещё >>