Противодействие коррупции: проблемы и перспективы законодательного обеспечения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Противодействие коррупции через образование 10 1360.19kb.
«Гражданское общество это «гражданская оборона» против коррупции 1 261.69kb.
Отчет о реализации областной целевой программы «Противодействие коррупции... 1 103.7kb.
Закон «О противодействии коррупции» 1 154.88kb.
Материалы предоставлены интернет проектом 1 53.2kb.
Противодействие коррупции: правовые системы в истории 1 1 118.89kb.
Об информации мэрии о выполнении долгосрочной целевой Программы «Противодействие... 1 9.13kb.
Аналитический вестник №18 (461) 6 1057.05kb.
Основные проблемы и перспективы 3 591.58kb.
Общество, власть, бизнес: развитие без коррупции 5 1438.41kb.
Борьба с коррупцией, которая на протяжении многих лет пустила глубокие... 1 48.59kb.
История журавлей или то, что подкинул шайтан во время чтения суры... 3 625.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Противодействие коррупции: проблемы и перспективы законодательного обеспечения - страница №1/4





Аналитический вестник № 10 (453)




Научно-методический семинар Аналитического управления Аппарата Совета Федерации на тему «Противодействие коррупции: проблемы и перспективы законодательного обеспечения».
Настоящий выпуск вестника подготовлен по итогам состоявшегося 15 марта 2012 года Научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации на тему «Противодействие коррупции: проблемы и перспективы законодательного обеспечения».

В работе семинара приняли участие представители Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Российской Федерации, Всероссийского научно-исследовательского института МВД Российской Федерации, Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Департамента конституционного законодательства Министерства юстиции Российской Федерации, Научно-исследовательского центра ФСБ России и других ведомств, аппаратов комитетов Совета Федерации, Правового управления Аппарата Совета Федерации, Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.

В ходе обсуждения состоялся плодотворный обмен мнениями по вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции.

СОДЕРЖАНИЕ

А.Н. Савенков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, доктор юридических наук, профессор

Деятельность Совета Федерации по противодействию коррупции 4

Е.А. Мохов, начальник отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, доктор юридических наук, профессор

Т.В. Боргоякова, советник отдела финансового анализа Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Перспективные направления развития антикоррупционного законодательства 15

М.Р. Юсупов, директор Дирекции по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности МТПП, председатель Московского антикоррупционного комитета МТПП, кандидат юридических наук
Институты гражданского общества и предпринимательства в России как субъекты и фактор реализации и совершенствования антикоррупционного законодательства 30

Л.В. Гевелинг, заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ, доктор политических наук, профессор
Зарубежный опыт борьбы с коррупцией: Федеративная Республика Нигерия 39

В.В. Алешин, заместитель начальника Правового управления - начальник отдела законодательства по вопросам безопасности, уголовного права и судебной системы Правового управления Аппарата Совета Федерации, доктор юридических наук

Д.Н. Петровский, советник отдела законодательства по вопросам безопасности, уголовного права и судебной системы Правового управления Аппарата Совета Федерации, кандидат юридических наук

И.В. Чернышова, ведущий консультант отдела законодательства по вопросам безопасности, уголовного права и судебной системы Правового управления Аппарата Совета Федерации

О некоторых правовых мерах по противодействию коррупции в современный период 54
Н.И. Лукьянова, главный советник отдела государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации
Вопросы нормативно-правового обеспечения антикоррупционных механизмов на государственной гражданской службе 69

Деятельность Совета Федерации

по противодействию коррупции

А.Н. Савенков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, доктор юридических наук, профессор

Прошло почти четыре года с момента объявления Президентом России Д.А. Медведевым широкомасштабной борьбы с коррупцией. За это время сделано немало: разработаны, приняты и вступили в силу базовый Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционные нормы Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; специальные изменения внесены в федеральное законодательство по вопросам государственной и муниципальной службы, парламентской деятельности и многим другим; в стране сформирован и выполняется Национальный план противодействия коррупции.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года, подписанной от имени Российской Федерации в городе Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 года, к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, приня­той в Страсбурге 27 января 1999 года, тогда же подписанной от имени Российской Федерации (обе ратифицированы Российской Федерацией в 2006 году). 1 февраля 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок». Названная Конвенция принята 21 ноября 1997 года по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития и вступила в силу 15 февраля 1999 года. Проводится серьезная иная практическая и законотворческая работа. Таким образом, сегодня в Российской Федерации в целом сформирована нормативно-правовая база по противодействию коррупции.

Совет Федерации никогда не стоял в стороне от решения проблем, связанных с борьбой с этим негативным социальным явлением. В последние три года активно работала Комиссия Совета законодателей по законодательному обеспечению противодействия коррупции, которую возглавлял заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьев. Она эффективно работала в решении практических вопросов. Комиссией изданы пять томов законодательного, справочного, информационного, весьма полезного для сотрудников правоохранительных органов и органов государственной власти материала по противодействию коррупции. Проведено немало мероприятий с выездами в субъекты Российской Федерации. Кроме того, проделана серьезная аналитическая работа по изучению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в этой сфере.

Комиссией разработан весь пакет документов, необходимых для эффективной работы Аппарата Совета Федерации по проведению антикоррупционной экспертизы поступающих законопроектов, а также для деятельности кадровых подразделений. Еще до принятия новой редакции статьи 10 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которая обязала всех российских парламентариев декларировать свои доходы и доходы членов семей, такая работа в Совете Федерации проводилась на добровольной основе.

Поэтому новеллы, предложенные Президентом Российской Федерации в последнее время, в том числе по трехгодичному периоду изучения возможных доходов чиновников, в Совете Федерации никаких проблем создать не должны, поскольку в личном деле каждого члена Совета Федерации уже имеются все необходимые сведения.

Для реализации предложений Президента России подготовлены соответствующие постановления Совета Федерации. Создана комиссия, которая будет заниматься вопросами проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации, а также соблюдения ими ограничений и запретов, установленных федеральными законами. Комиссия состоит из сенаторов - по одному представителю от каждого комитета. Ее состав будет меняться ежегодно, как это предусмотрено решением верхней палаты.

Более подробный отчет о работе комиссии за период 2009-2011 годы представлен на официальном сайте Совета Федерации в открытом доступе. Много комиссией сделано и в плане информационного обеспечения противодействия коррупции. В прессе неоднократно размещались статьи и интервью, немало других информационных материалов.

С избранием на должность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко были проведены организационно-штатные изменения в структуре комитетов и комиссий палаты. Сегодня вопросы противодействия коррупции относятся к полномочиям Комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, в рамках которого создан подкомитет по противодействию коррупции.

Если обратиться к истории борьбы с коррупцией, то мы увидим, что, например, в Великобритании первые законодательные акты, направленные на борьбу с мздоимством, появились еще в XVI веке. В истории нашей страны нечто подобное тоже имело место. Но в правовой системе Советского Союза такого понятия, как «коррупция», не имелось и не использовалось. Поэтому не проводилось и каких-либо серьезных научных исследований по этой теме. Это не значит, что не было поводов или оснований этим заниматься. Их было более чем достаточно. Об этом нам известно из материалов конкретных уголовных дел того времени, например, так называемое узбекское дело. Тем не менее серьезного анализа коррупции, имплементации норм международного права в наше законодательство в тот период не осуществлялось. Поэтому то, что сделано в Российской Федерации за последние двадцать лет в плане создания правовой основы борьбы с коррупцией, - это существенное движение вперед.

В настоящее время в работе по противодействию коррупции задействованы не только федеральные органы власти. В регионах, где творчески подходят к решению этой проблемы, есть свои положительные результаты.

Хрестоматийным является пример деятельности прокурора Тульской области по известному уголовному делу, в рамках которого представитель компания «ГРИНН», бывший губернатор Тульской области и сотрудник его администрации обвиняются в даче и получении взятки в размере 40 млн. рублей.

Еще до завершения уголовного дела прокурор Тульской области обратился в суд о привлечении юридического лица к ответственности. Это было сделано в рамках реализации в российском административном законодательстве норм международной Конвенции. Суд привлек к административной ответственности указанное выше юридическое лицо и наложил штраф на компанию в размере 60 млн. рублей. Этот штраф компания выплатила в полном объеме. Судом может быть принято решение о перечислении в доход государства и 40 млн. рублей, которые были изъяты в ходе предварительного следствия. Этот пример может заставить задуматься многих из тех, кто рассматривает коррупцию, как эффективное средство создания конкурентных преимуществ в бизнесе.

В последние годы у нас в стране борьба с коррупцией стала популярной медийной темой. Ее обсуждают все, даже те, кто к этой проблеме не имеет отношения или мало в ней разбирается. С одной стороны, хорошо, что такой теме уделяется много внимания, но делать это надо все-таки профессионально.

Хотелось бы, чтобы в этом принимали участие, прежде всего, те наши государственные органы и федеральные структуры, которые работают на этом направлении: законодатели, Минюст, МВД, прокуратура, Следственный комитет, судейское сообщество, ученые. Важно, чтобы они давали выверенные и профессионально подготовленные предложения и рекомендации по совершенствованию борьбы с этим опасным явлением, принимали качественно исполненные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере противодействия коррупции.

В первую очередь нам надо определиться с понятиями «коррупция», «коррупционные преступления», «коррупционные правонарушения». Хотя в законе о противодействии коррупции уже дано определение этому явлению. Но те четыре вида, те четыре состава преступления, которые там названы, не исчерпывают все «коррупционное поле».

Наряду с теоретической проработкой нам нужно определиться и с масштабами этого явления. Сложилась устойчивая практика причислять к коррупционным экономические преступления. Отсюда ее масштабы многократно разнятся даже в комментариях высших должностных лиц. Так, по оценке межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций1, со ссылкой на Банк России и Росфинмониторинг, из 84 млрд. долларов или около 2,5 трлн. рублей чистого оттока капитала в 2011 году с признаками взяточничества и отмывания средств за рубеж выведено около 1 трлн. рублей. МВД России называет сумму около 5 трлн. рублей или почти 10% ВВП, которую мы потеряли в результате вывода капитала из страны, отмывания денег, обналичивания средств и т.п. В МВД также подсчитано, что со времени объявления борьбы с коррупцией в 2008 году средняя сумма взятки в России выросла до 300 тыс. рублей. Уже по итогам января 2012 года Центробанк и Минэкономразвития не могут прийти к общему мнению – 11 или 17 млрд. долларов вывезено из страны. В марте 2012 года Банк России согласился с суммой 13,5 млрд. долларов, вывезенной из страны в январе, и 9 млрд. долларов – в феврале. Минэкономразвития настаивает на своих данных, в том числе на 11 млрд. долларов - по итогам февраля 2012 года.

Вместе с тем в 2011 году отмечается снижение выявленных правоохранительной системой преступлений коррупционной направленности. Так, в 2011 году было расследовано 58 384 таких преступления, что на 1,5% меньше, чем в 2010 году.

В суд в 2011 году было направлено 49 622 уголовных дела. Установленный размер причиненного материального ущерба преступлениями, совершенными отмеченной категорией лиц, составил 45 253 216 рублей.

Всего в 2011 году было зарегистрировано 12 349 фактов взяточничества. Следует отметить продолжающуюся с 2010 года тенденцию снижения числа выявленных фактов взяточничества. Так, в сравнении с 2010 годом снижение зарегистрированных фактов коммерческого подкупа составило – 11%, получения взятки – 10,3%, дачи взятки – 6,1%.

Однако снижение числа выявленных преступлений коррупционной направленности обусловлено не уменьшением уровня коррупции в стране, а недостаточно результативной работой правоохранительных органов, в условиях крайне высокой латентности коррупции.

В 2011 году выявлено 18 547 лиц, совершивших преступления коррупционной направленности. В их числе 2220 работников правоохранительных органов и судов (12%), 2818 представителей органов исполнительной власти (15,2%), 78 представителей законодательных органов власти (0,4%), 1295 работников коммерческих и иных организаций (6,7%).

Согласно Конституции Российской Федерации никто не может быть признан виновным, иначе как по приговору суда. На фоне этих выявленных огромных сумм и установленных размеров правонарушений абсолютным диссонансом выглядят бесстрастные цифры судебной статистики: более 60% осужденных за получение взятки в 2011 году были пойманы на суммах до 10 тыс. рублей. В 23% уголовных дел с обвинительными приговорами сумма взятки составляла от 10 до 50 тыс. рублей. И только 30 человек в стране осуждены за получение взятки в размере более 1 млн. рублей (2%).

Совершенно очевидно, что в общественном сознании картина выглядит совсем иначе. То, что мы видим по результатам работы правоохранительных органов и судебной системы Российской Федерации, и то, что на самом деле беспокоит общество, то, что заставляет и Президента Российской Федерации Д.М. Медведева, и Председателя Правительства России В.В. Путина ставить вопрос о том, что коррупция стала национальной угрозой, - это явления разного порядка.

Можно много говорить о том, сколько задержали коррупционеров, каковы объемы полученных ими взяток, каковы суммы «откатов». Однако полагаю, что все-таки главное в борьбе с коррупцией, венец этой трудной работы - это обвинительный приговор суда взяточнику. Если есть судебное решение по уголовному делу, то имеются и положительные результаты в борьбе с коррупцией.

За последние годы сделано, как уже указывалось выше, очень много, тем не менее необходимо отметить, что из развитых, цивилизованных, правовых, демократических стран Россия - видимо, единственное государство, которое пока не имеет кодекса парламентской этики. Ранее были попытки разработать и принять на вооружение такого рода правовой документ, но пока они не увенчались успехом. В настоящее время подкомитет по противодействию коррупции в Совете Федерации над этим вопросом работает.

Нам нужно также очень серьезно поработать с уголовным законодательством. В этом году на заседании президиума Ассоциации юристов России его председатель П.В. Крашенинников заявил о необходимости создания новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации. Целиком его поддерживаю. По моему мнению, Уголовный кодекс России должен быть переработан как можно быстрее, потому что в ныне действующем кодексе прописано много правоотношений, защита которых на сегодняшний день не требуется. По некоторым статьям уголовного закона в течение последних десятилетий не было возбуждено ни одного уголовного дела.

И наоборот, если брать вопросы коррупционной направленности, то, мне кажется, их нужно расписывать гораздо более подробно. Такие законодательные предложения в Совете Федерации имеются. Их только нужно оперативно реализовать.

Еще на одном вопросе хотелось бы заострить внимание. Сегодня практически во всех министерствах и ведомствах Российской Федерации выделены наиболее коррупционно уязвимые должности, составлены их перечни. Однако никто не слышал о заявлениях наших государственных служащих, занимающих взяткоопасные должности, о предпринятых попытках их подкупа. Здесь мы вновь упираемся в извечную российскую проблему. В наше время по-прежнему актуальна мысль, высказанная в XIX веке русским писателем и талантливым администратором М.Е. Салтыковым-Щедриным: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

На сегодняшний день российское законодательство в сфере противодействия коррупции отнюдь не самое худшее. В то время, когда, например, в Англии только рассматривается вопрос о декларации доходов парламентариями Палаты Общин и Палаты Лордов, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы сведения о доходах уже представлялись на протяжении нескольких лет в добровольном порядке, даже не имея на то требований законодательства.

Безусловно, движением вперед в противодействии коррупции явилось решение об утверждении Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы. Теперь нам надо сделать все для его успешной реализации.

Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо ужесточить контроль за расходованием государственных средств. На заседании коллегии в Следственном комитете Российской Федерации его руководитель А.И. Бастрыкин поставил вопрос о создании специальной финансовой полиции, поскольку следователи сталкиваются с серьезными проблемами в процессе выявление, документирования финансовых правонарушений и представления материалов для производства предварительного следствия. Не оспаривая этой идеи, хотел бы акцентировать внимание на том, что сегодня расходы бюджета уже контролируются КРУ Минфина России, Росфинмониторингом, Росфиннадзором, Счетной палатой. Определенными функциями по предотвращению хищений бюджетных средств обладают органы прокуратуры, внутренних дел и федеральной службы безопасности. Необходимо организовать их эффективную и слаженную работу в этом направлении, кардинально изменить методы контрольной работы, и тогда, полагаю, перечисленные правоохранительные и контрольные органы вполне способны обеспечить надлежащий финансовый контроль.

Сегодня, когда деньги переводятся одним нажатием на клавишу клавиатуры компьютера, уже нельзя просто со счетами или с калькулятором пытаться бороться с незаконными транзакциями. Для этого необходимо использовать мощное техническое оснащение.

Коррупция - это проблема не только государства, но и всего российского общества. Нам нужно усовершенствовать организационные формы реагирования на заявления граждан, чтобы каждый мог иметь возможность беспрепятственно заявить о факте коррупции, и этот факт должен получить надлежащую оценку компетентных органов и тщательно расследоваться.

В заключение хотел бы напомнить слова В.В. Путина: «Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом»2, поскольку слишком серьезен и опасен для государства вызов, брошенный коррупцией не только престижу и имиджу страны, но и нашей национальной безопасности.


Перспективные направления развития антикоррупционного законодательства
Е.А. Мохов, начальник отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, доктор юридических наук, профессор
Т.В. Боргоякова, советник отдела финансового анализа Аналитического управления Аппарата Совета Федерации
1. Коррупция – реальная угроза национальной безопасности
Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, негативно влияющих на состояние национальной безопасности государства3.

Основная опасность коррупции заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества.

Несмотря на противодействие со стороны российского государства, принятие различных профилактических, предупредительных и карательных мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы жизнедеятельности. Это негативно сказывается, прежде всего, на политической устойчивости и экономической безопасности страны.

Особую озабоченность вызывает то, что с помощью коррупции организованной преступностью осуществляется теневая коммерческая деятельность по производству и реализации запрещенных товаров и услуг, приносящих сверхприбыли (торговля наркотиками, оружием, людьми, проституция, «отмывание» денег и другие).

Вред от коррупции проявляется в нескольких направлениях:

принятие решений, выгодных конкретных людям или организациям, но невыгодных, в целом, для России;

отток денежных средств за рубеж;

неконтролируемое повышения спроса в потребительских секторах экономики, как следствие – рост цен и инфляция;

усиление социального расслоения среди населения;

дискредитация государственной власти в глазах российских граждан.

Следует отметить, что коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом. Это доказывает необходимость рассмотрения данного явления как системы, которая является серьезным вызовом современному российскому государству и обществу.

В этой связи анализ коррупции как угрозы национальной безопасности и в том числе экономической безопасности России, а также выработка механизмов противостояния этому феномену, становятся жизненно важным для российского государства.



В настоящее время развернута большая практическая деятельность по противодействию коррупции.

В 2011 году наибольшее количество преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено в сферах государственного управления (11 тыс.), здравоохранения (6,7 тыс.) и образования (6,6 тыс.)4. В суды направлены обвинительные материалы коррупционной направленности в отношении 255 выборных глав муниципальных образований, 253 работников муниципальных учреждений и предприятий. В отношении работников здравоохранения и социального обеспечения возбуждено 1990 уголовных дел, около 2 тыс. уголовных дел – в сфере образования и науки, 302 дела – в отношении работников ЖКХ. Зарегистрировано почти полторы тысячи преступлений, связанных с коммерческим подкупом, на сумму более 150 млн. рублей, однако осуждено всего 250 человек.

Уголовные дела возбуждены в отношении 4 действующих и бывших заместителей губернаторов, 4 депутатов региональных законодательных собраний, 16 министров и их заместителей, а также 13 заместителей руководителей структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важным шагом в реализации антикоррупционной политики стало создание по инициативе Президента Российской Федерации в январе 2012 года межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций. Она сформирована с участием представителей ФНС, ФСБ, МВД, ФСКН, Генпрокуратуры России, Росфинмониторинга, Центрального банка и Следственного комитета Российской Федерации. Среди главных задач этого нового антикоррупционного органа – отслеживание путей и схем вывода денег, прежде всего, из сферы энергетики и ЖКХ, а также активизация контроля за сделками, проводимыми через банки.


2. Причины и формы коррупции, отношение населения к мерам противодействия коррупции
Во многих случаях коррупция проистекает из сущности сложившегося в России бизнеса, из коррупционных отношений власти и предпринимательства. Порождают коррупцию и несовершенные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения предпринимателей на внутренних и внешних рынках, а также сложившаяся социальная среда, в которой сосуществуют власть и бизнес.

Среди других причин:

низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

несовершенство законодательных и правовых актов, позволяющее различные трактовки их положений;



незнание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно осуществлять бюрократические процедуры, завышать надлежащие выплаты.

По мнению ряда экспертов, в основе пусковых механизмов возникновения и развития коррупции лежат экономические отношения и экономика в целом, а ее фундаментом являются экономические преступления. Коррупцию питают свободные, неучтенные, в том числе приобретенные незаконным путем деньги, которые появляются, как правило, в результате совершения экономических преступлений.

Сегодня можно говорить о том, что экономические основы коррупции, организованной преступности и терроризма представляют своего рода самостоятельный сектор экономики.

Различают такие формы коррупции, как низовая (мелкая, повседневная) и вершинная (крупная, элитарная).

Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса. Речь идет о политической коррупции. Она может выступать и в форме низовой коррупции (взятка за регистрацию предприятия), и в форме вершинной (использование административного ресурса для получения нужного результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия к государственным органам власти.

Следует отметить, что при осуществлении коррупционной деятельности используются разнообразные механизмы: политические и социальные (давление, уступки, игры на человеческих слабостях и честолюбии), экономические (подкуп, взятка, материальная выгода), механизмы шантажа и угроз, а также шпионажа и иной противоправной деятельности, которые в совокупности представляют собой сложнейшую систему.

Характерной особенностью современного состояния не только России, но и всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и методов преступности, в том числе и коррупции, рост числа преступлений с применением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейших информационных и иных технологий и средств.

Эксперты отмечают, что, несмотря на все принимаемые меры, в России уровень коррупции в последние три года вырос. Так считают более 47% россиян, почти 30% из них заявили, что уровень коррупции повысился значительно5.

Тенденцию к росту коррупции подтверждают результаты социологического опроса, проведенного по поручению Общественной палаты Российской Федерации6. Хуже всего респондентами оценена ситуация в сфере ЖКХ. Лидерами же по числу жалоб на коррупцию стали правоохранительные органы – полиция, прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные органы лидируют среди сообщений, собранных Общественной палатой за все годы своей деятельности.Также критически гражданами оцениваются меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным Института социологии РАН (за июль 2011 года), 86% россиян считают, что принятые антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян. В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан.

3. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с коррупцией и пути их решения

Начиная с 2008 года, руководство нашей страны принимает целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных федеральных законов.

Особую значимость имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон определяет, что противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Эта деятельность включает в себя меры:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

по минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.

Тем не менее эксперты отмечают ряд проблем в антикоррупционном законодательстве7. Среди них:

множественность, обилие и разнородность нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией;

малозначительность нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих механизм борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

отсутствие системности и внутренней связи между различными нормативными правовыми актами и правовыми нормами, имеющими единый предмет правового регулирования;

рост числа предписывающих и разрешительных правовых норм;

малозначительность законодательных актов, регулирующих борьбу с коррупцией, приоритет правового регулирования этой борьбы подзаконными, ведомственными нормативными правовыми актами;

второстепенность и производность государственно-правовой роли правоохранительных органов, органов полиции и милиции в борьбе с коррупцией;

отсутствие нормативных правовых актов и норм права, непосредственно устанавливающих обязанности и полномочия этих органов в этой сфере;

существенные множественные противоречия действующих нормативных правовых актов, регулирующих механизм противодействия коррупции.

В Национальной стратегии противодействия коррупции8 определены механизмы ее реализации, которые, безусловно, способствуют решению многих проблем в законодательном обеспечении реализации антикоррупционных мер.

1. Стратегией предопределено оперативное приведение:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

2. Признано необходимым обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

3. Подтверждено, что средства массовой информации должны быть независимыми. Им следует оказывать содействие в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции. Установлено, что в целях формирования антикоррупционной правовой культуры в обществе и вовлечения в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества необходимо широкое и объективное информирование общества именно через СМИ, в том числе о ходе, результатах и проблемах реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции, включая информирование о фактах пресечения коррупционных преступлений и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.

4. Органам государства предписано активнее вовлекать в работу по противодействию коррупции политические партии, общественные объединения и другие институты гражданского общества. Это в свою очередь предусматривает9:

создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

организацию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;

усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

передачу части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.


следующая страница >>



Для нас важнее говорить, чем быть услышанными. Генри Торо
ещё >>