«Прошлое и настоящее Архангельского храма» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее 1 133.98kb.
Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее 1 130.82kb.
Усадьба Белкино Прошлое, настоящее и будущее. Прошлое 1 293.06kb.
Не исчезай, родной посёлок 1 65.88kb.
Владыка Тихон заинтересовался Борисовым Ремонт Свято-Троицкого храма... 1 8.98kb.
Останкино прошлое и настоящее 1 124kb.
Традиционное прикладное искусство глазами молодых: итоги VIII всероссийской... 1 65.53kb.
Прошлое, настоящее, будущее в аспекте номинации и предикации 1 288.42kb.
Прошлое и настоящее центрального парка г. Нью-йорка каракулова Е. 1 47.13kb.
Теоретизирование и исследования в массовой коммуникации: прошлое... 1 93.75kb.
Исследовательская работа Самовар Его прошлое и настоящее Работу 1 268.5kb.
История Русской Православной Церкви Христианство на Руси до святого... 1 131.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Прошлое и настоящее Архангельского храма» - страница №1/1

Управление образования и молодежной политики муниципального

образования – Скопинский муниципальный район


Районный конкурс по школьному краеведению

«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»


Секция «Летопись родного края»

Тема:


«Прошлое и настоящее Архангельского храма»

(из истории села Делехово)

Категория: исследовательская работа
Автор: Фетисова Анастасия Михайловна, 9а класс,

МОУ «Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»

Скопинского района Рязанской области,
Руководитель: Чуриловская Надежда Алексеевна,

учитель русского языка и литературы.

Место работы: МОУ «Павелецкая средняя

общеобразовательная школа №1»

Скопинского района, Рязанской области

Домашний адрес: 391837, Рязанская область,

Скопинский район, с.Делехово,

р.п. Павелец, 2010г.

Оглавление

1. Вступление 2

2. Из истории храма села Делехово 3

3. О святом Архистратиге Михаиле 5

4. Михайлов День 6

5. Празднование Михайлова Дня 7

6. Заключение 8

7. Список литературы

8. Список информаторов

9. Приложения:

1) фотографии храма

2) фотография с иконы Михаила Архангела

3) рецепт курника

4) стихотворение Александра Ратыни «К Архистратигу Михаилу»

5) записи бесед и информаторами

6) тезисы исследовательской работы



Вступление
Великий чудный Михаил!

Как сладко имя твое мне!

Ты мне помощник в здешнем мире,

Ты мне отрада на земле.
К числу наиболее старинных поселений на территории Скопинского района, существующих и в настоящее время, можно отнести села Секирино, Чулково, Князево. Я считаю, что село Делехово, которое находится в 30 километрах от города Скопина, тоже можно причислить к ним.

Сама я родом из Делехово, а сейчас живу в рабочем поселке Павелец, находящемся в трех километрах от родного села.

Старожилы уверяют, что Делехово исстари так называлось. В своей книге «Липяги» Сергей Крутилин (уроженец с.Делехово) сообщает читателю о том, что о селе было упомянуто в «Повести о Батыевом приходе на русские земли» (так рассказывал его дед). Однако страницы этой почему-то не сохранилось. Но как бы там ни было, сельчане знают одно: село древнее и оно извечно стояло на этом самом месте.

Из архивных документов г. Рязани известно, что Делехово первоначально входило в состав Кремлевского прихода, от которого оно отошло не ранее 1685 года. В это время в нем располагалась новопостроенная церковь.

Я горжусь тем, что в с.Делехово есть и свои памятники архитектуры: школа (112 лет) и храм (не более 325 лет). В своей работе установила сведения об истории Архангельского храма, о святом Архистратиге Михаиле, о престольном празднике Михайлов День, о том, как праздновали его в старину и как отмечают в настоящее время.

Из истории храма с.Делехово

Согласно сохранившимся архивам, находящимся в городе Рязани, впервые новопостроенный храм с.Делехово был открыт не ранее 1685 года, когда первым его священником был Иов Прокопьев, управлявший приходом с 1685 по 1700 год. Из священных служителей означенной церкви известны:

Филипп Иродионов рукоположен 21 декабря 1700 года;

Василий управлял в 1734 по 1745 годы;

Авксентий Васильев рукоположен 23 декабря 1745 года;

Тарасий Филиппов рукоположен в июле 1745;

Симеон Иоаннов рукоположен в 1799;

Николай Георгиевич Павлов управлял с 22 октября 1832 – 1849;

Афанасий Иоаннович Оливков управлял с 8 марта 1849 по 1868;

Федор Иоаннович Павлов управлял с 1868 года.

Богослужение (его регулярность) в храме прервалось в начале 30-х годов 20 века в связи с временным содержанием священника Дмитрия Орлова в стенах ведомства Внутренних Дел.

Оказывается, что Дмитрий Петрович стал главным организатором строительства двухэтажной школы, находящейся недалеко от церкви. Здание было построено в 1898 году, в котором впоследствии работал заведующим и первым учителем. Он преподавал «Божье слово» не только в селе, но и на Павельце-1. За свою деятельность получал 300 рублей. В самой школе учительствовал до 1917 года. Орлов умер в 1939 году и похоронен на сельском кладбище, за его могилой следят сельские жители.

Окончательно храм был закрыт 21.06.1939 г. решением Рязанского облисполкома. 15 февраля 1998 года, на праздник Сретения Господня, впервые после 60-летнего перерыва, состоялось первое Богослужение в храме, который освятил Симон, в то время архиепископ Рязанский и Касимовский. Этот день считается днем открытия храма.

Храм освящался в нашем селе 5 раз. Первое освящение состоялось в конце 17 века. Второе произошло в 1712 году, когда в связи с обветшанием деревянной церкви была поставлена новая с прежним храмонаименованием. Третье освящение было в 1839 году, когда по указу Святейшего Синода храм был расширен и получил крестообразный вид. Четвертое освящение (можно предположить) совершено в 1878 году после капитального обновления храма. В клировых ведомостях за 1914 год о церкви указано, что в 1896 году 4 ноября была освящена трапезная часть, перестроенная к тому времени на средства прихожан. Каменная церковь с такой же колокольней в одной связи была покрыта железом. Пятое освящение – в 1998 году в связи с открытием храма и возрождением приходской жизни.

Храм освящен во славу Божью и носит наименование в честь Архангела Михаила, которому посвящен центральный престол. Боковые престолы: правый – во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца и левый – во имя пророка Илии.

В настоящее время настоятелем Архангельского храма с.Делехово является архимандрит Варлаам (в миру Лункин Василий Михайлович, родители которого уроженцы с.Делехово).



О Святом Архистратиге Михаиле

Каждое село имеет своего Ангела – хранителя. У наших сельчан таким покровителем является Архангел Михаил. Он главнейший Ангел, Вождь и Воевода. Церковь знает о девяти чинах небесной иерархии: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. В ангельском воинстве есть своя иерархия, а возглавляет ее Архистратиг Михаил.

Имя Архистратига – Михаил – означает: «кто как Бог». Подтверждают это имя дела Архангела, который первым выступил против Денницы (сатаны), когда тот восстал против Вседержителя. Архистратиг низверг Денницу с неба, и с тех пор Архангел Михаил не перестает бороться за дело спасения рода человеческого, за Церковь и ее чад.

На иконах Михаил Архангел изображен в виде воина. Голубой цвет – свидетельство чистоты, помыслов и нетленности души ( здесь для нас наука – беречь сердечную чистоту). Белый цвет означает непоколебимую верность Архистратига Царю Небесному; меч Архангела напоминает нам о необходимости молитвы – пламенной, чистой; крест, который увенчивает копье, означает, что борьба с князем тьмы и победа над ним осуществляется во имя Креста Господнего, с терпением и смирением.

Верховный Вождь и Воевода Архистратиг

Небесных Сил и человеческого рода

Заступник твердый Михаил.

Тебе молюсь я в сокрушении,

Бесплотных Сил Архистратиг.

Меня храни ты от паденья

Везде, во всех путях моих.

Блюди меня ты от порока

Крылом хранительным твоим,

И, как луч вечного востока,

Здесь будь светильником моим.

Протоирей Николай Гурьянов



Михайлов День

21 ноября отмечается один из главных и любимых праздников жителей села Делехово – Престольный праздник, посвященный Архангелу Михаилу, так как храм в нашем селе носит наименование в честь Архистратига Михаила, которому освящен центральный престол в храме.

В народе этот праздник называется Михайлов День. Центр торжества – праздничное Богослужение во главе с Божественной Литургией. В этот день церковь возвеличивает весь собор Небесных Сил во главе с Архистратигом (в переводе с греческого – главным вождем) Михаилом, а также воссоздает, особенно отмечает преимущественно духовно-воинское служение Архистратига Михаила на защиту верных от разного зла. Этот праздник установлен в X столетии римским епископом Сильвестром.

Предположительно, с 1685 года наш храм и носит название Архангельский. Такое же наименование носят храмы в с.Кремлево и в с. Немерово Скопинского района.



Празднование Михайлова Дня

Праздник Михайлов День был любим на селе, к нему уже убрались на поле, огороде, заготовили на зиму овощи. Наступила пора небольшой передышки от летних работ.

Хозяйки убирали избу: все мыли, чистили, готовясь к престольному празднику. За несколько дней в каждом доме пекли курники, их делали до 7 – 8 штук. Курник – это добрый обычай праздника, народная традиция этого дня.

Курник пекли из ржаной муки, начинку делали из молодых кур, позже стали запекать и другую птицу. Курники приобретали круглую форму, их сажали деревянными лопатами в русскую печь, предварительно натопив ее дровами. Печи были большими, поэтому сразу умещалось 6-8 штук. Блины и каравайцы тоже пекли в печи. В эти дни, перед праздником, запах печного хлеба, блинов чувствовался и на улице.

Селяне готовились к этому дню почти так же, как к Пасхе. Отличие было лишь в том, что перед престольным праздником не было поста и пекли к Михайлову Дню не куличи, а курники.

Долгожданным и приятным моментом праздника было следующее: хозяин дома «ломал» курник, и считалось, что самого дорогого гостя глава семейства должен угостить гуской птицы из курника. Но не только это лакомство было обязательно на праздничном столе, к этому дню варили холодец.

На первый день праздника, то есть 21 ноября, шли в храм на праздничную литургию, надевали самые лучшие наряды, а после обедни в гостях или у себя дома садились за праздничный стол. Отмечали три дня, ходили по гостям, принимали сами гостей и каждый раз «ломали» курник (пекли-то их много, хватило бы и на неделю).

В этот день играли много свадеб, количество их доходило до 25-28. Примерно 100 лет назад в с. Делехово насчитывалось более 2000 человек. Свадьбы в основном были на Престольный праздник и на Красную Горку. Гуляло все село: кто на свадьбе, кто за праздничным столом. Всюду слышалась развеселая гармонь, песни, пляски. Вокруг смех, радость, красивая нарядная молодежь. Люди старшего поколения пели старинные протяжные песни.

Позже село стало редеть, и престольный праздник утратил свои традиции празднования: стал уже не таким шумным и веселым.

А после того, как в Делехово открыли храм, больше чувствуется старины в прведении праздника. К этому дню за сотни верст съезжаются родные, близкие к жителям села, чтобы всем вместе посидеть за праздничным столом, вспомнить давние традиции, «разломать» курник, с миром и торжеством повести беседу. Можно услышать и гармошку, и смех, и шутки.

Время иное, и оно внесло некоторые изменения, но традиции этого дня сохранились пока до наших дней.

Заключение

Я надеюсь, что смогла вас убедить в том, что мое родное село старинное.

Конец 19 – начало 20 столетия в русских селах, в том числе и наших, знаменательны строительством церквей. В этот период изменяется сам принцип организации подобных дел. Если раньше храмы в селах возводились, в основном, за счет государственной казны или пожертвований помещиков и купцов, то теперь за счет общественных сборов. Строили также всем крестьянским миром, приглашая мастеров лишь для выполнения самых ответственных работ, в частности художественных. Примечательно, что многие крестьяне отдавали деньги и участвовали в строительстве храмов прежде, чем обустраивали собственные жилища.

И поныне в с.Делехово живут прекрасные и добрые люди. Они совершили благородное дело, отремонтировав храм, который был в запущенном и плачевном состоянии. Инициатором этого дела стала Посадская Раиса Михайловна (бывший директор Делеховской школы, уроженка села Делехово). Сейчас он преобразился до неузнаваемости. Внутри очень красиво, много икон, тепло и уютно. Люди приходят сюда с радостью и покаянием. Но огорчает то, что снаружи ремонт так и не доделали до конца. На церкви отсутствует самый главный купол со звонницей. Я надеюсь, что найдутся смельчаки, которые заберутся на такую высоту и сделают купол.

Мне очень хочется, чтобы нашему Архангельскому храму придали статус национального памятника архитектуры, чтобы сохранить его для наших потомков, как носителя Веры, Добра, Надежды, Любви, Милосердия.

Список литературы




  1. С. Крутилин «Липяги», издательство «Советская Россия», Москва, 1964

  2. Скопин: Историко-краеведческие очерки о городе Скопине и населенных пунктах Скопинского района. Сост. ТОО «Книга»: В.А.Соболев, В.Н.Егоров, А.Ф.Крылов – Скопин, 1996

  3. Небесный Архистратиг. Чудеса и явления святого Архангела Михаила. – М.: «Русский Хронографъ», 2008

Список информаторов




  1. Лункин Василий Михайлович

Дата рождения – 19 ноября 1939 года

Домашний адрес: 391837, Рязанская область, Скопинский район, с.Делехово, улица Центральная, дом 18



  1. Левина Валентина Сергеевна

Дата рождения – 1 августа 1936 год

Домашний адрес: 391837, Рязанская область, Скопинский район, с.Делехово, улица Заречная, дом 1

Рецепт курника


  1. Вода

  2. Ржаная мука

  3. Накваска (кислое тесто)

  4. Птица сырая

  5. Соль по вкусу

  6. Листья свежей капусты

Тесто ставят на ночь, заквашивают накваской, хорошо вымешивают. Утром тесто подмешивают (добавляют немного муки), дают ему «подойти», потом лишь разделывают тесто. Перед разделкой теста птицу солят и перчат по вкусу. Форма выстилается листьями свежей капусты (дно и стенки), потом в не кладут тесто по дну и стенкам, затем в полученную «чашу» из теста помещают птицу и сверху накрывают слоем теста. Дают ему немного «подойти», накрывают сверху фольгой и ставят в нагретую духовку на 3-4 часа.



К Архистратигу Михаилу
Очарованный странник –

Я спешу к вам на праздник,

Уж какую неделю

Одному лишь я помыслу внемлю.


Все я думаю о Михаиле –

Небесных воинств Архистратиже.


Не устану о Михаиле думать –

Он меня от злых чар раскует:

- Повели, Михаиле, свежему ветру

Сохрани мя от вражья навета.


- Моли Бога о нас, Михаиле –

Небесных воинств Архистратиже.


Я печальный монах и ленивый плотник –

Ты святой предводителе сил бесплотных –

Без тебя, Михаиле, - страшно подумать –

Кто мой сонный народ расколдует.


От лихой беды, от вражьих набегов,

От жестокой орды и алого снега,

Ты приди на наш свет черно-белый,

Да прямым путь народа соделай.


Порази ты злых в самое темя –

Отгони от нас вражие племя,

Да возьми меч огненно-алый

И сожги ты грех мой немалый.


Помоги мне душою согреться,

Да любовью зажги мое сердце,

Закали в том огне мою волю,

И позволь же вернуться на волю…


…Разочарованный странник (1) –

Я пришел к вам на праздник,

Но темны ваши лица,

А Вам бы радоваться и веселиться –


О великом Архистратиге Михаиле

Поют Ангелов сонмы во славе и силе –

Он туда стопы ваши направит,

Где Звезда со Звездой говорит во славе,


Ты моли бога о нас, Михаиле –

Небесных воинств Архистратиже.


1996

Александр Ратыня



    1. то есть освободившийся от чар.

Запись беседы с информатором

1. Рязанская область, Скопинский район, село Делехово

2. Фамилия, имя, отчество информатора: Лункин Василий Михайлович

3. Дата рождения информатора: 19 ноября 1939 года

4. Место рождения информатора: г. Москва

5. Место работы информатора: Архангельский храм

6. Ф.И.О. проводящего опрос: Фетисова Анастасия Михайловна

7. Образовательное учреждение: МОУ «Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»

8. Класс: 8а

9. Дата проведения беседы: 10 октября 2009 год

10. Место проведения беседы: Рязанская область, Скопинский район, село Делехово

11. Текст беседы:
«15 февраля 1998 года, на праздник Сретения Господня, впервые после 60-летнего перерыва, состоялось первое Богослужение в храме, который освятил Симон, в то время архиепископ Рязанский и Касимовский. Этот день считается днем открытия храма.
Каждое село имеет своего Ангела – хранителя. У наших сельчан таким покровителем является Архангел Михаил. Он главнейший Ангел, Вождь и Воевода. Церковь знает о девяти чинах небесной иерархии: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. В ангельском воинстве есть своя иерархия, а возглавляет ее Архистратиг Михаил.
Имя Архистратига – Михаил – означает: «кто как Бог». Подтверждают это имя дела Архангела, который первым выступил против Денницы (сатаны), когда тот восстал против Вседержителя. Архистратиг низверг Денницу с неба, и с тех пор Архангел Михаил не перестает бороться за дело спасения рода человеческого, за Церковь и ее чад.
На иконах Михаил Архангел изображен в виде воина. Голубой цвет – свидетельство чистоты, помыслов и нетленности души ( здесь для нас наука – беречь сердечную чистоту). Белый цвет означает непоколебимую верность Архистратига Царю Небесному; меч Архангела напоминает нам о необходимости молитвы – пламенной, чистой; крест, который увенчивает копье, означает, что борьба с князем тьмы и победа над ним осуществляется во имя Креста Господнего, с терпением и смирением».
Подпись информатора _______________В.М.Лункин

Запись беседы с информатором

1. Рязанская область, Скопинский район, село Делехово

2. Фамилия, имя, отчество информатора: Левина Валентина Сергеевна

3. Дата рождения информатора: 1 августа 1936 года

4. Место рождения информатора: с.Делехово

5. Место работы информатора: пенсионерка

6. Ф.И.О. проводящего опрос: Фетисова Анастасия Михайловна

7. Образовательное учреждение: МОУ «Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»

8. Класс: 8а

9. Дата проведения беседы: 2 октября 2009 год

10. Место проведения беседы: Рязанская область, Скопинский район, село Делехово

11. Текст беседы:
« Праздник Михайлов День был любим на селе, к нему уже убрались на поле, огороде, заготовили на зиму овощи. Наступила пора небольшой передышки от летних работ.

Хозяйки убирали избу: все мыли, чистили, готовясь к престольному празднику. За несколько дней в каждом доме пекли курники, их делали до 7 – 8 штук. Курник – это добрый обычай праздника, народная традиция этого дня.

Курник пекли из ржаной муки, начинку делали из молодых кур, позже стали запекать и другую птицу. Курники приобретали круглую форму, их сажали деревянными лопатами в русскую печь, предварительно натопив ее дровами. Печи были большими, поэтому сразу умещалось 6-8 штук. Блины и каравайцы тоже пекли в печи. В эти дни, перед праздником, запах печного хлеба, блинов чувствовался и на улице.

Селяне готовились к этому дню почти так же, как к Пасхе. Отличие было лишь в том, что перед престольным праздником не было поста и пекли к Михайлову Дню не куличи, а курники.

Долгожданным и приятным моментом праздника было следующее: хозяин дома «ломал» курник, и считалось, что самого дорогого гостя глава семейства должен угостить гуской птицы из курника. Но не только это лакомство было обязательно на праздничном столе, к этому дню варили холодец.

В этот день играли много свадеб, количество их доходило до 25-28. Примерно 100 лет назад в с. Делехово насчитывалось более 2000 человек. Свадьбы в основном были на Престольный праздник и на Красную Горку. Гуляло все село: кто на свадьбе, кто за праздничным столом. Всюду слышалась развеселая гармонь, песни, пляски. Вокруг смех, радость, красивая нарядная молодежь. Люди старшего поколения пели старинные протяжные песни».


Подпись информатора _______________В.С.Левина

«Прошлое и настоящее Архангельского храма»
Фетисова Анастасия Михайловна, ученица 9а класса

МОУ «Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»,

391837, Рязанская область, Скопинский район, р/п Павелец,

ул. Комсомольская, дом 4


Научный руководитель: Чуриловская Надежда Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»

К числу наиболее старинных поселений на территории Скопинского района, существующих и в настоящее время, можно отнести села Секирино, Чулково, Князево. Я считаю, что село Делехово, которое находится в 30 километрах от города Скопина, тоже можно причислить к ним.

Сама я родом из Делехово, а сейчас живу в рабочем поселке Павелец, находящемся в трех километрах от родного села.

Старожилы уверяют, что Делехово исстари так называлось. В своей книге «Липяги» Сергей Крутилин (уроженец с.Делехово) сообщает читателю о том, что о селе было упомянуто в «Повести о Батыевом приходе на русские земли» (так рассказывал его дед). Однако страницы этой почему-то не сохранилось. Но как бы там ни было, сельчане знают одно: село древнее и оно извечно стояло на этом самом месте.

Из архивных документов г. Рязани известно, что Делехово первоначально входило в состав Кремлевского прихода, от которого оно отошло не ранее 1685 года.

Я горжусь тем, что в с.Делехово есть и свои памятники архитектуры: школа (112 лет) и храм (не более 325 лет). В своей работе установила сведения об истории Архангельского храма, о святом Архистратиге Михаиле, о престольном празднике Михайлов День, о том, как праздновали его в старину и как отмечают в настоящее время.

Конец 19 – начало 20 столетия в русских селах, в том числе и наших, знаменательны строительством церквей. В этот период изменяется сам принцип организации подобных дел. Если раньше храмы в селах возводились, в основном, за счет государственной казны или пожертвований помещиков и купцов, то теперь за счет общественных сборов. Строили также всем крестьянским миром, приглашая мастеров лишь для выполнения самых ответственных работ, в частности художественных. Примечательно, что многие крестьяне отдавали деньги и участвовали в строительстве храмов прежде, чем обустраивали собственные жилища.

И поныне в с.Делехово живут прекрасные и добрые люди. Они совершили благородное дело, отремонтировав храм, который был в запущенном и плачевном состоянии. Инициатором этого дела стала Посадская Раиса Михайловна (бывший директор Делеховской школы, уроженка села Делехово). Сейчас он преобразился до неузнаваемости. Внутри очень красиво, много икон, тепло и уютно. Люди приходят сюда с радостью и покаянием. Но огорчает то, что снаружи ремонт так и не доделали до конца. На церкви отсутствует самый главный купол со звонницей. Я надеюсь, что найдутся смельчаки, которые заберутся на такую высоту и сделают купол.

Мне очень хочется, чтобы нашему Архангельскому храму придали статус национального памятника архитектуры, чтобы сохранить его для наших потомков, как носителя Веры, Добра, Надежды, Любви, Милосердия.

Рецензия

Автор: Фетисова Анастасия Михайловна, ученица 9а класса МОУ «Павелецкой средней общеобразовательной школы №1» р.п.Павелец

Тема: «Прошлое и настоящее Архангельского храма»

Научный руководитель: Чуриловская Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павелецкой СОШ №1»
Тема представленной работы подразумевает собой большую и кропотливую деятельность с архивными документами, информаторами, церковной, научно-популярной, художественной литературой.

Автор вводит нас в мир православной культуры, истории села и района, в мир традиций, обычаев, бытия.

Грамотно оперируя архивными данными, историческими сведениями, достоверными рассказами, консультацией церковнослужителя Архангельского храма архимандрита Варлаама, Насте удается раскрыть обозначенную тему.

Доступный, яркий эмоциональный язык изложения делает работу легкой для восприятия, порождает желание окунуться в мир православной веры, познать ее.

Заключительная часть работы свидетельствует о том, что подрастающее поколение стремится, как познать, так и сберечь культурное наследие народа.

В приложении автор знакомит нас с традиционным рецептом праздничного угощения, который можно использовать и современным хозяйкам.



Предложения по использованию работы: публиковать с разрешения автора и руководителя; рекомендовать как дополнительную информацию по изучению истории родного края. Автор может быть допущен к участию в очном туре.




Никогда не повторяй сплетен — в том виде, в каком ты их услышал.
ещё >>