Программы внеурочной деятельности младших школьников программа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа занятий «Радуга», направленная на социализацию младших... 1 315.93kb.
2012 год Содержание Пояснительная записка содержание программы «Школа... 4 596.48kb.
Лексические параллели в русском и английском языках. Материал для... 1 75.67kb.
Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному... 1 95.72kb.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности... 4 687.46kb.
Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности 1 107.94kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому... 1 173.19kb.
Программа внеурочной деятельности Филиппова Елена Владимировна учитель... 2 588.63kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников Составители... 3 817.3kb.
Программа «Организация внеурочной деятельности школьников в моу сош №3» 1 189.87kb.
Сценарий конкурса праздника III научно-исследовательской конференции... 1 62.46kb.
Прогнозирование в спорте методы прогнозирования 1 142.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программы внеурочной деятельности младших школьников программа - страница №1/3

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОГРАММА «ВОЛГАРЯТА»
ФГОС начального общего образования задает следующий портрет выпускника начальной школы (набор обязательных личностных характеристик):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и понимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации своей деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для достижения этого идеал нами была сконструирована программа внеурочной деятельности учащихся с 1 по 4 классы по гражданско-патриотическому воспитанию «Волгарята» (на основе краеведческого материала).

Великий русский ученый, гражданин и патриот Д.С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Каждый народ имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Всякое прошлое подготавливает собой настоящее, является неизбежной ступенькой к нему. Во всяком настоящем сохраняются черты прошлого. Вот почему знакомство с прошлым помогает подрастающему поколению понять настоящее и осознать свое предназначение для будущего.

Сегодня образовательный процесс стал слишком унифицированным: дети мало знают об истории своего города (района), о биологических и экономических ресурсах. Многие не знают даже названия районов собственного города, не говоря уж о городах и районах родного края. Нельзя сделать человека патриотом, не воспитав у него любовь к родному дому, посёлку, городу. Страшно, когда дети растут «Иванами, не помнящими родства».



Сконструированная нами программа внеурочной деятельности младших школьников «Волгарята» призвана решить эту проблему.

За четыре года предполагается в комплексе реализовать следующие направления воспитания младших школьников, формируя у них определенные ценности.

Таблица 1.

Направления воспитания, реализуемые в программе «Волгарята»,

представленные системой ценностей и задачами воспитания


Направления воспитания

Ценности

Задачи воспитания

Судьба России – моя судьба.

  • Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине.

  • Служение Отечеству.

  • Долг перед Отечеством, старшими поколениями и семьей.

  • Сформировать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.

  • Вызвать устойчивый интерес к общественным явлениям, происходящим в стране, в Волгоградской области, в Городищенском районе, в родном поселке Городище.

  • Сформировать понимание необходимости активной роли человека в обществе и, в частности, в социальной и культурной жизни родного поселка Городище.

  • Воспитать уважительное отношение к родному русскому языку как к государственному языку.

  • Сформировать представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о национальных героях.

  • Сформировать представления о героях малой Родины (Волгоградской области и Городищенского района).

  • Вызвать интерес и желание участвовать в организации и проведении государственных праздников и важнейших социально-культурных событий в жизни России и Волгоградской области, Городищенского района и родного поселка Городище.




Я – гражданин.

  • Правовое государство.

  • Гражданское общество.

  • Закон и правопорядок.

  • Сформировать представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны. В частности, об исполнительной и законодательной власти на территории Волгоградской области и Городищенского района, в родном поселке Городище.

  • Сформировать представления о правах и об обязанностях гражданина России и о возможностях реализации прав на конкретных примерах общественной жизни Волгоградской области и Городищенского района, в родном поселке Городище.

  • Воспитать умение отвечать за свои поступки, подчиняться правилам поведения в школе, на улице, в населённом пункте и на природе.

  • Сформировать осознанное отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, в школе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Я и моя семья.

  • Нравственный выбор (смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь).

  • Почитание родителей.

  • Забота о старших и младших.

  • Сформировать представления о базовых национальных российских ценностях (патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд и творчество, достижения науки и культуры, природа).

  • Сформировать устойчивое понимание и умения различения хороших и плохих поступков.

  • Сформировать осознанное отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

  • Воспитать почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

  • Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в детском коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Слава людям труда.

  • Трудолюбие и творчество.

  • Познание и истина.

  • Созидание, целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

  • Бережливость.

  • Уважения к людям труда (в любых его формах).

  • Сформировать представления о ведущей роли образования, труда и творчества в жизни человека и общества на конкретных примерах из жизни Волгоградской области и Городищенского района, родного поселка Городище.

  • Воспитать уважение к труду и творчеству старших и сверстников (в любых формах проявления).

  • Сформировать устойчивые навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации социальных и трудовых проектов.

  • Воспитать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам и личным вещам.

  • Сформировать устойчивое отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Мой родной край - Волгоградская области и Городищенский район.

  • Жизнь во всех ее проявлениях.

  • Красота родной земли.

  • Гармонизация окружающей среды.

  • Сформировать устойчивый интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной и ответственной роли человека в окружающей среде на конкретных примерах из жизни Волгоградской области и Городищенского района, родного поселка Городище.

  • Воспитать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

  • Сформировать опыт природоохранительной деятельности и бережного отношения к растениям и животным Городищенского района и родного поселка Городище.


При реализации программы внеурочной деятельности младших школьников «Волгарята» определяющими являются следующие принципы.

Принцип мотивированности. Ребенок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый или товарищ, сопереживать происходящему.

Принцип деятельности. Ребенок активен по своей натуре, и поэтому осознанное усвоение информации и освоение нравственных ценностей возможно только при его активном соучастии в определенной деятельности (конкурсы, праздники, выполнение проектов).

Принцип проблемности. Информационное содержание внеурочной деятельности должно будить любознательность младших школьников; вызывать желание самостоятельно дойти до истины; научить их не только ставить вопросы, но и давать ответы на непростые вопросы социально-культурной жизни родного поселка, района и Волгоградской области.

Принцип свободы участия представляет младшему школьнику свободу выбора формы участия в совместной внеурочной деятельности детского коллектива с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Предполагает воспитание ответственности за выполнение порученного дела и соизмерение своих сегодняшних возможностей своим желаниям.

Принцип успешности. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеурочной деятельности и по достоинству оценить ее. Каждому школьнику должна быть представлена возможность достижение значимого личного результата и его общественного признания.

Принцип единства предполагает включение всех субъектов образовательного процесса в школе в организацию внеурочной деятельности младших школьников (родители учащихся; педагоги, учебно-вспомогательный и технический персонал школы; учащиеся младших классов и шефы-старшеклассники).

Информационными источниками внеурочной деятельности младших школьников по программе «Волгарята» являются:

  • произведения отечественной литературы, искусства и кино (в том числе произведения местных авторов);

  • социально-культурная информация из периодической печати, радио- и телепередач, отражающих актуальные вопросы общественной жизни страны, Волгоградской области и Городищенского района, родного поселка Городище;

  • народные традиции и праздники, характерные для Волгоградской области и Городищенского района, родного поселка Городище;

  • факты из истории жизни семьи младшего школьника, семейные праздники и традиции;

  • содержание общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • содержание общеобразовательных дисциплин и других источников информации и научного знания.

Для реализации программы предлагаются следующие формы организации деятельности учащихся:

  • по количеству детей, участвующих в совместной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – экскурсия, беседа, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, отчетный концерт, работа над проектом и т.д.;

  • по образовательной цели – вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие.

Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 8-12 человек.

Режим занятий – 1 раз в неделю.

1 КЛАСС
Задачи программы по отношению к учащимся первого класса:

  • обогатить знания об истории Волгоградской области, Городищенского района и посёлка Городище;

  • сформировать элементарные умения по защите социальной и живой окружающей среды Городищенского района и поселка Городище;

  • сформировать позитивное отношение к семье и людям труда.

Ожидаемые результаты освоения программы:

  1. Личностный:

  • формирование чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  1. Метапредметный:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи социально-культурной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  1. Предметный:

1 уровень – знание истории своей семьи, история возникновения р.\п. Городище и основные даты; знание элементарных правил поведения в природе и в мире людей; умение находить социально-культурную информацию и представлять ее в заданном виде.

2 уровеньопыт подготовки информационных сообщений по социально-культурной тематике (агитбригада, индивидуальное выступление и т.п.).

3 уровень – опыт совместного участия в конкурсных мероприятиях по социально-культурной тематике

Подведение итогов по результатам освоения программы проводится в форме конкурсов, презентации проектов, отчётных концертов:

  • конкурс устного рассказа и рисунка «Моя семья»;

  • защита проекта «Наша школа в будущем»;

  • защита проекта «Красная книга Городищенского района»;

  • защита проекта «Мой посёлок вчера, сегодня, завтра».

Программа считается освоенной, если ребёнок в течение года принял участие не менее чем в половине обязательных конкурсных мероприятиях.

В конце учебного года каждый ребенок получает свидетельство (сертификат):

  1. об успешном освоении программы «Знаток родного края» (при условии участия обучающегося в 2-3 различных конкурсах);

  2. об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий).

Данное свидетельство помещается в портфолио обучающегося.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Я и моя семья (8 часов)



Тема

Содержание материала

1

Введение. Кто я, какие мы?

Игра «Паутинка». Знакомство воспитанников и педагога, рассказ о себе.

2

Кто-кто в моем доме живет?

Тест « Моя семья». Выставка-презентация семейных фотоальбомов.

3

Зачем человеку семья?

Беседа о семье. Рассказ о знаменитых семьях поселка Городище.

4

Если бы я был(а) мамой или папой...

Составление рассказа «Какая семья будет у меня, когда я вырасту». Шуточная викторина «Кто в доме самый главный?»

5

Я на бабушку похожа. Я на дедушку похож.

Беседа о бабушках и дедушках. Изготовление сувенира для бабушки и дедушки.

6

Домашний музей.

Выставка семейных реликвий. Рассказ о семейных традициях.

7

Рисуем милой мамочки портрет и мужественного папы

Работа над портретами мамы и папы. Составление рассказа о маме и папе. Чтение стихотворений о маме и папе, счастливой семье.

8

Конкурс устного рассказа и рисунка «Моя семья».

Выставка-презентация рисунков «Моя семья».


2. История родной школы (8 часов)



Тема

Содержание материала

1

День рождения моей школы.

Дата рождения школы. Кто был первым директором? Кто работает в школе со дня её основания. Школьные династии (педагогов и учащихся).

2

Экскурсия в школьный музей.

Знакомство с экспозицией музея. Подготовка странички «Это – мы!».

3

История школьной фотографии.

Работа с фотографиями выпускников школы. Поиск своих родителей на фото и близких родственников.

4

Выпускники нашей школы.

Лучшие выпускники школы. Достижения выпускников после окончания школы.

5

Традиции моей школы.

Беседа «Что такое традиция?». Знакомство с традициями, переходящими из класса в класс.

6

Экскурсия в школьную библиотеку.

Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке.



7

Работа над проектом «Наша школа в будущем»

Работа в группах над проектом.

8

Защита проекта «Наша школа в будущем»

Защита проекта перед родителями и учащимися других классов.


3. История родного поселка Городище (9 часов)



Тема

Содержание материала

1

Первые сведения из истории родного края.

История поселка, происхождение названия, геральдика, население. Хозяйство, памятные места, известные люди.

2

Экскурсия в краеведческий музей поселка Городище.

Знакомство с экспозицией музея. Конкурс рисунков «Мое Городище».

3

Тайна улицы моей.

Знакомство с названиями улиц моего посёлка. Викторина «Вот моя улица…».

4

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой.

Работа с фотографиями из семейного альбома. Составление рассказа «История одной фотографии».

5

Просмотр документального фильма «Сталинградская битва».

Просмотр документального фильма «Сталинградская битва». Знакомство с хроникально-документальным материалом. Свидетельства очевидцев и участников событий.

6

Экскурсия в музей- панораму «Сталинградская битва»

Знакомство с экспозицией музея. Конкурс рисунков «Я живу на земле Сталинградской».


7

«Вспомним их поименно».

Героизм защитников посёлка Городище. Подвиг снайпера М. Пассара.

8

Акция «Поздравь ветерана»

Изготовление поздравительных открыток.

9

Экскурсия на мемориал «Солдатское поле».

Знакомство с экспозицией памятника. Уборка мусора.


4. Природа моего края (8 часов)



Тема

Содержание материала

1

Краски природы моего посёлка.

Смена времен года, состояние животного и растительного мира в разное время года.



2

Разноцветные плоды растений в моём саду и огороде (даче)

Овощи, ягоды, фрукты, созревающие на территории Волгоградской области и Городищенского района. Урожай моего сада и огорода.

3

Кто в лесу живет? Что в лесу растёт?

Звери, обитающие на территории Волгоградской области и Городищенского района. Растения, произрастающие на территории Волгоградской области и Городищенского района. Охрана животных и растений.

4

Где и как зимуют насекомые?

Мир насекомых Волгоградской области. Ядовитые насекомые. Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями.

5

Ловись, рыбка, большая и маленькая.

Рыбы, обитающие в реках Волгоградской области. Экологическое состояние прудов и родников посёлка Городище.

6

Мой домашний питомец.

Уход за домашними животными. Выставка фотографий домашних питомцев.

7

Правила поведения в природе

10 заповедей эколога. Подготовка проекта «Красная книга Городищенского района».

8

Проект «Красная книга Городищенского района».

Защита проекта.

следующая страница >>



Прежде искали доказательства существования Бога, ныне приходится искать доказательства существования человека. Казимеж Брандыс
ещё >>