Программы дисциплины «Введение в литературоведение» ( Б5), 032700. 62 Цели и задачи изучения дисциплины - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература рубежа 19 начала 20 века. Цели освоения дисциплины 1 158.16kb.
Литература рубежа 19 начала 20 века, 032700. 62 1 158.26kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 1 260.65kb.
1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины является 1 30.52kb.
Программы дисциплины «История отечественной журналистики» Цели и... 1 60.23kb.
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Введение в теорию межкультурной коммуникации... 1 120.44kb.
Программы учебной дисциплины «Кинокритика». Цели и задачи дисциплины 1 25.26kb.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта... 1 106.88kb.
Абстрактная алгебра Цели и задачи освоения дисциплины. Целями изучения... 1 14.62kb.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта... 1 89.03kb.
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель... 1 222.32kb.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список... 1 13.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программы дисциплины «Введение в литературоведение» ( Б5), 032700. 62 Цели и задачи - страница №1/1

Аннотация программы дисциплины

«Введение в литературоведение» (Б2.Б5), 032700.62

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Основная цель дисциплины: сформировать у обучающихся систему представлений о структуре и семантике художественного произведения (в первую очередь литературного), о способе функционирования его в историческом развитии художественной культуры.

Задачи дисциплины:

- определить место теории литературы в структуре культуры, науки, гуманитарных дисциплин, наук об искусстве;

- охарактеризовать основные понятия и концепции теории литературы в различных исторически сложившихся школах;

- раскрыть познавательные возможности дисциплины;

- дать представление о возможностях применения теории литературы в сфере профессиональной деятельности;

- привить навыки анализа текста.



2. Место дисциплины в структуре ООП  

Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу (Б.2.Б5) Дисциплина «Введение в литературоведение» является базовой в подготовке профессионального филолога по основной образовательной программе. Данная дисциплина изучается студентами в l и 2 семестрах и является обязательной. Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа (4 зачетных единицы). Лекции – 34 ч., практич. – 34 ч., самост. раб. – 49 ч. Формы промежуточной аттестации: 3 контрольные работы, зачет, экзамен.



3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать: общие закономерности построения художественного произведения и исторического развития литературы, как в теоретическом аспекте, так и в практических применениях своего общекультурного развития и в профессиональной деятельности, связанной с подготовкой и анализом различного рода текстов;

уметь: применять полученные знания в практической деятельности, как в прямом виде (для анализа художественного произведения в рамках профессиональной деятельности), так и в опосредованном (использование теоретических концепций по аналогии);

владеть: набором теоретических понятий и пониманием логики их связанности, навыками самостоятельного анализа художественного произведения.

4. Наименование разделов дисциплины

1. Литературоведение как наука. Литературоведение и его разделы. Вспомогательные литературоведческие дисциплины. Основные этапы развития литературоведческой мысли.

2. Литературное произведение как единое целое. Форма и содержание. Тема и идея литературного произведения. Понятие об образе, типе и характере. Пространственно-временная организация произведения.

3. Сюжет и фабула. Композиция литературного произведения. Конфликт. Понятия «сюжет» и «фабула». Элементы сюжета. Понятие о внутренней и внешней композиции. Внесюжетные элементы.

4. Литературные роды, виды, жанры. Соотношение понятий «литературный род», «вид» и «жанр»; терминологическая разноголосица. Система признаков родового членения. Особенности эпических произведений. Особенности лирических произведений. Особенности драматический произведений. Лиро-эпос.

5. Стиховедение и его разделы. Особенности стихотворной речи. Стиховедение и его разделы: фоника, метрика, строфика. Проблема специфики стихотворной речи. Категории: ритм (ритмичность), рифма (рифмованность), членение. Понятие о стихосложении. Причины появления различных систем стихосложения.

6. Системы мирового стихосложения. Квантитативная (количественная) и квалитативная (качественная) группы. Метрическая (античная) система стихосложения. Мора . Понятие стопы.. Понятие размера. Силлабическая система стихосложения. Тоническая система стихосложения. Устный народный стих как форма тонического стиха, его разновидности. Модификации литературной тоники: Проблема свободного стиха (верлибра). Силлабо-тоническая система стихосложения. Разновидности стоп. Вспомогательные ритмические элементы. Технология определение метра.

7. Звуковая организация поэтической речи. Рифма и ее разновидности. Звуковая организация поэтической речи и разговорной. Использование звуковых повторов как действенного средства для достижения художественной экспрессии. Рифма как наиболее ярко выраженный и ритмообразующий звуковой повтор. Художественные функции, происхождение и историческая эволюция русской рифмы. Виды рифм.

8. Строфика. Твердые формы стиха. Понятие строфы. Схема рифмовки как важнейший признак строфы. Типология строф. Твердые формы стиха. Их отличие от строфы.

9. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Основы стилистики. Понятие тропа. Метафора. Метонимия. Перифраз. Ирония.

10. Стилистические фигуры художественной речи. Своеобразие синтаксиса поэтической речи по сравнению с синтаксисом обычной речевой практики. Фигуры поэтической речи. Разновидности фигур.

11.Художественный метод и стиль. Понятие о литературном направлении, течении, школе. Понятие о литературном методе. Стиль как индивидуальная неповторимость творческого почерка. Литературное направление. Борьба и смена литературных направлений как содержание литературного процесса. Теоретический манифест как обязательная форма самоопределения литературного направления. Литературные направления. Литературные группировки и школы.

12. Реализм как литературное направление. Основные черты и характеристики реализма.

«Социально-критический» и «психологический» реализм XIX-XX веков. «Социально-


утверждающий» реализм. «Универсальный» реализм (терминология по И.Ф. Волкову). Их характерные черты и программные произведения.




Актерская игра все равно что катание на роликах: если знаешь, как это делается, это нисколько тебя не электризует и не возбуждает. Джордж Сандерс
ещё >>