Программы дисциплины в. Дв «Альгология и микология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Темы рефератов по курсу "Альгология и микология" 1 33.24kb.
Программы учебной дисциплины «Кинокритика». Цели и задачи дисциплины 1 25.26kb.
Программы дисциплины «Введение в литературоведение» ( Б5), 032700. 1 39.88kb.
Рабочей программы дисциплины Римское право Место дисциплины в структуре ооп 1 12.87kb.
А. И. Клишин Подготовлено на кафедре 1 262.49kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 34.35kb.
Рабочей программы дисциплины «этнопсихология» Место дисциплины в... 1 17.35kb.
Дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического... 1 37.78kb.
Рабочей программы дисциплины од. А. 06. 2 «гис-технологии в экологических... 1 20.5kb.
Дисциплины базовой (вариативной) части профессионального цикла Аннотация... 1 20.37kb.
Программы дисциплины «Специальная педагогика» 1 28.28kb.
Вопросы для подготовки к зачету 1 52.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программы дисциплины в. Дв «Альгология и микология» - страница №1/1

Аннотация программы дисциплины Б2.В.ДВ «Альгология и микология»
Цель освоения дисциплины: познакомить студентов с многообразием фототрофных и гетеротрофных талломных организмов, развить у студентов биологическое мышление, научить их самостоятельно пополнять теоретический багаж новыми научными знаниями в области альгологии и микологии.

Задачи дисциплины: – В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

– основные термины и понятия, особенности строения клеток и талломов водорослей, грибов и грибоподобных организмов;

– особенности размножения, циклы развития;

– характеристику основных таксономических групп, их представителей;

– роль водорослей, грибов и грибоподобных организмов как продуцентов, редуцентов; сапротрофов, паразитов, симбионтов; как источников биологически активных веществ;

владеть навыками:

– использования альгологических и микологических знаний в научно-педагогической и природоохранной деятельности;

– использования основных методов альгологии и микологии в практической работе и экспериментальных исследованиях.

Дисциплина входит в вариативную часть естественнонаучного цикла (дисциплины по выбору студента) Б2.В.ДВ, изучается в 1 семестре.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися ранее при освоении дисциплин «Зоология» и школьного курса биологии.

Место учебной дисциплины в совокупности дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов.

Дисциплина значительно дополняет знания, умения и навыки, полученные при изучении школьного курса биологии, значительно дополняет знания, полученные при изучении дисциплины «Зоология». Кроме того, она продолжает формирование научного мировоззрения современного человека, и подготавливают будущего специалиста к решению конкретных проблем, связанных с современными проблемами человечества.

Формирует общекультурные и профессиональные компетенции:

ОК-1 - владеть культурой мышления, способностью к обучению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 - умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).

Всего ЗЕТ – 2, часов – 108, в том числе лекции – 18 часов, практические – 36 часов, самостоятельная работа – 54 часа.

Вид промежуточной аттестации – зачет.

Наименование разделов дисциплины:

1. Введение.

2. Сине-зеленые водоросли (цианобактерии).

3. Отдел Эвгленовые водоросли

4. Окружающая среда и поведение в ней человека. Экологическая этика

5. Отдел Динофитовые водоросли

6. Экологическая политика государства

7. Отдел Криптофитовые водоросли

8. Отдел Золотистые водоросли

9. Отдел Диатомовые водоросли

10. Отдел Желто-зеленые водоросли

11. Отдел Бурые водоросли

12. Отдел Красные водоросли

13. Отдел Зеленые водоросли

14. Отдел Харовые водоросли

15. Микология

16. Отдел Оомикота

17. Отдел Миксомикота, или Слизевики

18. Отдел Плазмодиофоромикота

19. Отдел Хитридиомикота

20. Отдел Зигомикота

21. Отдел Аскомикота, или сумчатые грибы

22. Отдел Базидиомикота

23. Анаморфные, или несовершенные грибы (Формальный отдел Дейтеромикота)

24. Лишайники
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

– основные термины и понятия, особенности строения клеток и талломов водорослей, грибов и грибоподобных организмов;

– особенности размножения, циклы развития;

– характеристику основных таксономических групп, их представителей;

– роль водорослей, грибов и грибоподобных организмов как продуцентов, редуцентов; сапротрофов, паразитов, симбионтов; как источников биологически активных веществ;

Владеть навыками:

– использования альгологических и микологических знаний в научно-педагогической и природоохранной деятельности;

– использования основных методов альгологии и микологии в практической работе и экспериментальных исследованиях.
4. Содержание дисциплины




п/п

Наименование

раздела, темы дисциплины

Содержание


I.

Введение

Структура и задачи курса. Методы исследования. Основные разделы курса (альгология, микология), их краткая характеристика. Общие представления о строении вегетативного тела (таллома). Типы питания. Размножение.

Современная классификация живых организмов. Систематические единицы.



II.

Альгология

Водоросли, их общая характеристика. Организация таллома. Различные ступени его морфологической дифференциации.

Строение клетки. Размножение водорослей. Жизненные циклы. Экологические группы водорослей. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве.



2.1

Сине-зеленые водоросли (цианобактерии)

Строение клетки. Пигменты. Запасные вещества. Гетероцисты. Акинеты. Формы размножения. Способы питания. Распространение. Роль в природе и в хозяйственной деятельности человека. Классификация. Классы и основные порядки. Представители.

2.2

Отдел Эвгленовые водоросли

Эвгленовые водоросли – организмы, стоящие на границе растительного и животного мира. Строение. Пигменты. Запасные вещества. Размножение. Распространение. Значение. Порядки. Представители.

2.3

Отдел Динофитовые водоросли

Типы структуры таллома. Строение клетки. Пигменты. Продукты ассимиляции. Размножение. Распространение. Значение. Класс Динофициевые. Представители.

2.4

Отдел Криптофитовые водоросли

Отличительные признаки. Строение клетки. Пигменты. Запасные вещества. Размножение. Распространение. Значение. Класс Криптофициевые. Представители.

2.5

Отдел Золотистые водоросли

Строение клетки. Пигменты. Типы структуры тела. Запасные вещества. Размножение. Распространение. Значение. Деление на классы. Представители.

2.6

Отдел Диатомовые водоросли

Отличительные признаки. Клеточный покров. Панцирь: химический состав, структура, форма. Протопласт. Пигменты. Продукты ассимиляции. Бесшовные и шовные формы. Образование колоний. Размножение. Циклы развития. Распространение. Значение. Метод диатомового анализа. Классификация.

Класс Центрофициевые. Представители.

Класс Пеннатофициевые. Порядки. Представители.


2.7

Отдел Желто-зеленые водоросли

Характерные признаки. Типы структуры тела. Строение клетки. Жгутиковый аппарат. Пигменты. Продукты ассимиляции. Размножение. Распространение. Значение. Систематика. Представители.

2.8

Отдел Бурые водоросли

Морфологическое и анатомическое строение таллома, его эволюция. Строение клетки. Пигменты. Продукты ассимиляции. Размножение. Циклы развития. Распространение. Значение. Классификация.

Класс Фэозооспоровые. Отличительные признаки. Деление на порядки. Строение и циклы развития эктокарпуса, кутлерии, диктиоты, ламинарии.

Класс Циклоспоровые. Отличительные признаки. Порядок Фукальные. Строение и жизненный цикл фукуса.


2.9

Отдел Красные водоросли

Отличительные признаки. Строение клетки. Пигменты. Запасные вещества. Морфологические структуры таллома. Размножение. Жизненные циклы. Смена ядерных фаз и форм развития. Происхождение. Теория хроматической адаптации Энгельмана. Значение. Деление на классы.

Класс Бангиофициевые. Отличительные признаки. Представители.

Класс Флоридеофициевые. Характерные признаки. Деление на порядки. Представители.


2.10

Отдел Зеленые водоросли

Общая характеристика. Таллом, типы морфологической дифференциации таллома, эволюция. Клеточные покровы. Пигменты. Запасные вещества. Размножение. Жизненные циклы. Распространение. Значение.

Класс Вольвоксовые. Отличительные признаки. Деление на порядки. Представители.

Класс Протококковые. Общая характеристика. Одноклеточные и колониальные формы. Представители.

Класс Улотриксовые. Отличительные признаки. Строение таллома. Типы жизненных циклов. Деление на порядки. Представители.

Класс Сифоновые. Отличительные признаки. Строение таллома. Типы жизненных циклов морских и пресноводных представителей. Деление на порядки. Представители.

Класс Конъюгатофициевые. Особенности полового процесса. Строение таллома. Размножение. Распространение. Деление на порядки. Характеристика представителей.



2.11

Отдел Харовые водоросли

Главнейшие отличительные признаки. Строение таллома, клетки. Размножение. Распространение. Значение.

Класс Харофициевые. Представители.



III, 3.1

Микология

Общая характеристика грибов.

Характеристика вегетативного тела. Мицелий, его типы. Функционально-морфологические образования мицелия: столоны, ризоиды, анастомозы, пряжки, аппрессории, гаустории, мицелиальные тяжи, склероции и др. Плектенхима. Строение клетки. Запасные вещества. Питание грибов.

Экологические группы грибов.

Размножение.



3.2

Отдел Оомикота

Отличительные признаки.

Класс Оомицеты. Характерные черты. Переход из водной среды к сухопутному образу жизни, от сапротрофизма к паразитизму Классификация. Порядки. Циклы развития сапролегниевых и пероноспоровых грибоподобных организмов.



3.3

Отдел Миксомикота, или Слизевики

Общая характеристика. Значение в природе.

Класс Миксомицеты. Строение вегетативного тела. Питание. Отношение к условиям внешней среды. Жизненный цикл. Деление на порядки. Представители.



3.4

Отдел Плазмодиофоромикота

Отличительные признаки. Класс Плазмодиофоромицеты. Возбудитель килы крестоцветных. Жизненный цикл. Меры борьбы.

3.5

Клеточные слизевики

Краткая характеристика.

3.6

Отдел Хитридиомикота

Характерные признаки. Класс Хитридиомицеты. Строение вегетативного тела. Размножение. Деление на порядки. Строение и цикл развития представителей. Рак картофеля: симптомы, жизненный цикл возбудителя болезни.

3.7

Отдел Зигомикота

Отличительные признаки. Класс Зигомицеты. Особенности жизненного цикла в связи с наземным образом жизни. Эволюция бесполого спороношения. Порядки. Строение и жизненные циклы представителей.

3.8

Отдел Аскомикота, или сумчатые грибы

Общая характеристика. Мицелий. Конидиальные спороношения. Половой процесс и развитие сумок. Типы сумок. Плодовые тела. Строение аскостром.

Класс Архиаскомицеты. Общая характеристика. Порядок Тафринальные. Представители.

Класс Гемиаскомицеты, или Голосумчатые. Общая характеристика. Порядок Эндомицетальные. Порядок Сахаромицетальные.

Класс Эуаскомицеты, Настоящие сумчатые, или Плодосумчатые. Половой процесс и различные формы его редукции. Чередование трех ядерных фаз в цикле развития. Классификация.



Плектомицеты (Клейстомицеты). Порядки. Представители.

Пиреномицеты. Порядок Эризифальные, Сордариальные, Ксиляриальные, Гипокреальные, Клавицепитальные, Лабульбениальные. Представители.

Дискомицеты. Порядки Гелоциальные, Ритизмальные, Пецицальные, Туберальные. Представители.

Класс Локулоаскомицеты. Особенности строения аскостром. Типы аскостром. Строение сумок. Порядки: Мириангиальные, Дотидеальные, Плеоспоральные. Основные представители.



3.9

Отдел Базидиомикота

Общая характеристика. Мицелий первичный и вторичный. Образование базидий. Типы базидий. Критерии классификации.

Класс Базидиомицеты. Общая характеристика.

Подкласс Гомобазидиомицеты. Общая характеристика.

Гименомицеты. Строение и эволюция плодовых тел. Гимений, гименофор. Эволюция гименофора. Порядки Кантарелляльные и Полипоральные. Представители. Агарикоидные гименомицеты. Порядки Болетальные и Агарикальные. Представители.

Гастеромицеты. Строение и эволюция плодовых тел. Деление на порядки. Порядки: Ликопердальные, Склеродерматальные, Нидуляриальные, Фалляльные. Представители.

Подкласс Гетеробазидиомицеты. Общая характеристика. Порядки: Дакриомицетальные, Тремелляльные, Аурикуляриальные. Представители.

Класс Урединиомицеты. Характерные особенности. Порядок Урединальные (Ржавчинные). Жизненные циклы. Представители.

Класс Устилягиномицеты. Характерные особенности. Порядок Устилягинальные (Головневые). Жизненные циклы. Представители.

Порядок Экзобазидиальные. Общая характеристика. Представители.


3.10

Анаморфные, или несовершенные грибы (Формальный отдел Дейтеромикота)

Положение в системе грибов. Отличительные признаки. Жизненные циклы. Гетерокариоз. Парасексуальный процесс. Гетерогенность группы. Происхождение. Направления эволюции. Деление на классы.

Класс Гифомицеты. Порядок Гифомицетальные. Представители. Значение.

Класс Целомицеты. Порядки: Меланкониальные, Сферопсидальные. Главнейшие представители, их значение.


3.11

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Компоненты тела лишайника. Фотобионты. Микобионты. Характер взаимоотношений компонентов.

Таллом, его морфология и анатомия. Размножение лишайников. Экология лишайников.




5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

п/п

Основная литература


1.

Ботаника: Курс альгологии и микологии: Учебник / Под ред. Ю.Т. Дьякова. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 559 с.


2.

Белякова Г.А. Ботаника: в 4 т: Т1. Водоросли и грибы: учебник для студ.высш.учеб.заведений. – Издат.уентр “Академия”. – 2006. – 420 с.


3.

Белякова Г.А. Ботаника: в 4 т: Т2. Водоросли и грибы: учебник для студ.высш.учеб.заведений. – Издат.уентр “Академия”. – 2006. – 320 с.


4.

Гарибова Л.В., Лекомцева С.Н. Основы микологии: Морфология и систематика грибов и грибоподобных огранизмов.- М.:, 2005. – 220 с.


5.

Горбунова Н.П. Альгология / Н.П. Горбунова. М: Высшая школа, 1991.

6.

Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию / Ю.Т. Дьяков. М.: Изд-во МГУ, 2000.

3.

Курс низших растений: Учебник для студентов ун-тов / Под ред. М. В. Горленко. М.: Высшая школа, 1981.

4.

Черепанова Н.П. Систематика грибов: Учеб. Пособие / Н.П. Черепанова. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.




Дополнительная литература

5.

Водоросли. Справочник. / С.П. Вассер, Н.В. Кондратьева, Н.П. Масюк и др. Киев: Наукова думка, 1989.

6.

Горбунова Н.П. Малый практикум по низшим растениям. / Н.П. Горбунова, К.С. Клюшникова, Н.А. Комарницкий и др. М.: Высшая школа, 1986.

7.

Жизнь растений. В 6 т. / Под ред. М.В. Горленко. М.: Просвещение, 1976. Т.2. Грибы.

8.

Жизнь растений: В 6 т. / Под ред. М.М. Голлербаха. М.: Просвещение, 1977. - Т.З. Водоросли.

9.

Комарницкий Н.А. Ботаника: Систематика растений. Н.А. / Комарницкий, Л.В. Кудряшов, А.А. Уранов. М.: Просвещение, 1975.

10.

Лемеза Н.А. Малый практикум по низшим растениям. / Н.А. Лемеза, А.С. Шуканов. Минск: Унiверсiтэцкае, 1994.

11.

Мир растений. Т.2. Грибы / Под ред. акад. А.Л. Тахтаджяна. М.: Просвещение, 1991.

12.

Мюллер Э. Микология. / Э. Мюллер, В. Лёффлер. М.: Мир, 1995.

13.

Рейвн П. Современная ботаника. / П. Рейвн, Р.Эверт, С. Айкхорн. М.: Мир, 1990. Т. 1.

14.

Стрельская О.Я. Низшие растения. Систематика. / Под. ред. акад. Я.А. Дорожкина. Минск: Вышэйшая школа, 1985.

15.

Саут Р. Основы альгологии. / Р. Саут, А. Уиттик. М.: Мир, 1990.


6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Предусматриваются следующие формы работы студентов: прослушивание лекционного курса; чтение и конспектирование рекомендованной литературы; проведение лабораторных занятий с более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины. Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде компьютерной презентации содержания лекции, отражающей основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации по теме лекции. Итоговая оценка знаний производится по результатам тестирования, оценки выступлений с докладом на занятиях и выполненного учебного исследования. Контроль над выполнением студентами каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служить основанием для промежуточной и итоговой аттестации.



Автор: Багдасарян Александр Сергеевич, к.б.н., доц. каф. экологии и природопользования
Программа одобрена на заседании УМС

от «____» 2011 года



протокол №_______






Избегай женщин с быстрыми губами. Маорийское изречение
ещё >>