Программа вступительного экзамена по философии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии 1 229.11kb.
Т. А. Кибардина Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру... 1 45.5kb.
Программа для вступительного экзамена в докторантуру по специальности 1 101.13kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру 1 301.25kb.
Программа по курсу философии для вступительного экзамена в аспирантуру... 1 63.73kb.
Билет ы вступительного экзамена по философии Билет №1 1 32.71kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру 1 296.3kb.
Программа вступительного экзамена по дисциплине «Русский язык» для... 1 82.7kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих... 1 97.95kb.
Примерные вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по философии 1 15.62kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «Социология» 1 199.49kb.
Концептуальные истоки идеи глобализации 1 256.63kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа вступительного экзамена по философии - страница №1/1



ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ФИЛОСОФИИ
Философия и жизненный мир человека

Философия как способ самопознания человека. Образы философии в истории культуры. Философия как любомудрие. Философия как образ жизни. Философия как знание. Философия как понимание.


Раздел I. Философия в исторической динамике культуры

Философия как социокультурный феномен

Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Многомерность и полифоничность философии.

Специфика проблемного поля классической философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Современная философия как динамичная совокупность идей, концепций, учений.

Специфика философского мышления. Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии.

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал философии .

Философские категории и универсалии культуры. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия.



Исторические типы классической философии

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии.



Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Проблемное поле и категориальный аппарат древнекитайской философии. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников). Космополитизм как феномен римской философии. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских учениях позднего эллинизма (неопифагореизм, неоплатонизм, стоицизм).

Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Cоотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Схоластика и ее систематизация в философии Фомы Аквинского. Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.

Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения (от Данте Алигьери к Эразму Роттердамскому). Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский). Органицистская модель природы в натурфилософии Ренессанса (Парацельс, Дж. Бруно). Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной (Н. Коперник, И. Кеплер). Идеалы свободы, равенства и братства в социально-политической мысли Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции.

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Принципы гипотетико-дедуктивной методологии Г. Галилея. Основные гносеологические программы в философии XVI – XVII вв. (эмпиризм, рационализм).

Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Философия и идеология: проблема границ. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Основные достижения материалистической философии XVIII в. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей (К. Лессинг, И. Гердер).

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта. Диалектическая философия Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Становление и основные стратегии развития постклассической философии

Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Классическая традиция в европейской философии, ее типологическое единство и основные познавательные установки. Многообразие современной философской мысли и основные направления ее развития.

Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А.Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф.Ницше. Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (К.Маркс, Ф.Энгельс). Основные черты марксистской философии. Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии.

Классический позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль). Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.). Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.).

Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.). Неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.).

Основные стратегии развития неклассической западной философии в ХХ веке.

Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Эволюция западного марксизма от Д. Лукача до Л. Альтюссера. Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Перспективы политической философии в постмарксизме (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф). Феномен советского марксизма-ленинизма. Феминистская критика западной культуры (С. де Бовуар, К. Миллетт и др.).

Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления. Феноменология Э. Гуссерля. Влияние феноменологии на экзистенциализм. Экзистенциальная феноменология М. Мерло-Понти.

Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.- П. Сартр, А. Камю).



Аналитическая стратегия развития философии. Аналитическая философия как интеллектуальное «движение»: специфика понимания смысла и назначения философии. Периодизация аналитической философии. Логико-аналитический этап (Г. Фреге, Б.Рассел, А. Тарский и др.). Лингвистическая философия (Л.Витгенштейн, Дж.Остин, Дж. Сёрл и др.).

Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI вв.

Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр). Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постструктурализме (К. Леви-Строс, К. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.) Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф.Лиотар, Ж. Деррида и др.).



Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.

Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Просветительская деятельность Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С.Полоцкий, К. Лыщинский и др.). Философская и общественно-политическая проблематика в литературном творчестве Я.Купалы, Я.Коласа, М. Богдановича и др. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ века (А.Гарун, И. Абдиралович-Канчевский др.). Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода. Философия, культура и общественно-политическая жизнь Беларуси в современных условиях.

Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Становление философской мысли на Руси, ее истоки. Историософия П.Я. Чаадаева. «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов. Социальная философия и идеология русского революционного демократизма (В.Г.Белинский, Н.Г, Чернышевский и др.).

Религиозно-нравственная проблематика в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства В.С. Соловьева. Философия и «новое религиозное сознание» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Л. Флоренский, С.Л. Франк и др.). Философия русского космизма (В.И. Вернадский, М.А. Умов, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров и др.).

Марксистско-ленинская философия и ее судьбы в культуре СССР и постсоветских стран. Процессы демократизации на постсоветском пространстве и возрождение национальных традиций философствования.


Раздел II. Философия бытия

Метафизика и онтология

Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции. Метафизика как систематическая философия в классической традиции. Специфика метафизического знания в постклассической философии.

Онтология как философское учение о бытии. Категориальный аппарат онтологии в его классической и постклассической интерпретациях. Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Системная организация бытия. Категории «система», «структура», «элемент». Основные структурные уровни организации материального бытия.

Бытие и время. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма.

Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о диалектике. Диалектика и синергетика.

Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.

Философия природы

Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы. Биогеохимическая концепция биосферы В.И. Вернадского. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего.

Раздел III. Философская антропология

Проблема человека в философии и науке

Учение о человеке в структуре философского знания. Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. Сознание и разум как сущностные характеристики человека в рационалистических версиях философии. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. Социологизаторская стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений.

Сущность антропологического поворота в философии и постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка и обоснование синтетической концепции человека в «философской антропологии» (М.Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).

Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза: креационистская, эволюционная, игровая, др..

Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Социобиология, этология и экология человека о соотношении биологического и социального в развитии человека.

Социокультурные модусы человеческого бытия. Деятельность как сущностная характеристика человека. Праксиология как философское учение о деятельности. Понятие и структура деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.

Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI столетия.



Сознание человека как предмет философского анализа

Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Дилемма субстанциализма и функционализма в философских учениях о сознании. Экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая стратегии исследования сознания в постклассической философии.

Многомерность и системная природа сознания. Проблема генезиса сознания. Эволюционная парадигма в философии сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. Культурогенез сознания.

Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы. Проблема формирования идеального образа в современной философии и когнитивной психологии. Перспективы создания искусственного интеллекта.

Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и реальность. Сознание и мышление. Культурные традиции и категориальные структуры мышления. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры сознания. Многообразие состояний сознания.

Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание, поведение, деятельность. Сознание и социально-историческая практика. Индивидуальное и общественное сознание.

Структура сознания. Сознание и бессознательное. Знания, эмоции, память, воля, воображение как компоненты сознания. Чувственно- эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный уровни сознания. Сознание и самосознание.
Раздел IV. Теория познания и философия науки

Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Становление философского образа познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Классическая теория познания как учение о «человеческом разуме». Принцип субъективности – основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии.

Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации субъект-объектного отношения в основных программах классической гносеологии. Наивно-реалистическая программа. Программа идеалистического эмпиризма. Программа трансцендентальной гносеологии. Социокультурная программа. Познание как деятельность. Практика и познание. Отказ от принципа субъект - объектной оппозиции в постклассической теории познания.

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум.

Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Гносеологический статус сомнения.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании.

Наука, её когнитивный и социокультурный статус

Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Наука в её историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Факт как форма научного знания. Научная теория, её структура и функции. Проблема и гипотеза как формы научного поиска и роста знания. Метатеоретические основания науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.

Понятие метода и методологии. Основные уровни методологического знания. Методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические приёмы и процедуры научного исследования.

Наука в системе социальных ценностей. Возможности и границы науки. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Гуманитарные параметры современной науки.
Раздел V. Социальная философия

Природа социальной реальности и основные стратегии её исследования в философии

Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук.

Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Марксистская концепция социума в прошлом и настоящем. Концепция социального действия М.Вебера. Модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса.

Понятие социальной реальности. Общество как система. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.



Основные проблемы политической философии

Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политическая организация общества. Государство как важнейший компонент политической организации общества. Исторические типы и формы государства. Государство и гражданское общество. Политика и право. Концепция правового государства. Политика, право и нравственность в современном обществе. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского государства и перспективы демократии.



Философские проблемы социальной динамики

Общество как развивающаяся система. Детерминанты и механизмы социального развития. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Концепция ненасилия и социальные реформы в современных технологиях социодинамики.

Понятие субъекта исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Концепции элит в современной социальной философии.

Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико-технологический и др.. Понятие исторической реальности. Становление, предмет и структура философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).

Техника и её роль в истории цивилизации. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и её историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Человек в системе социально-экономических отношений. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
Философия культуры

Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая и др.)

Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно - исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире. Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека.

Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности.

Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.
Заключение.

Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия

Философия и междисциплинарные стратегии развития знаний в современной культуре. Идея диалога естественных и гуманитарных наук. Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления. Типы рациональности в культуре XXI века.

Коммуникативная парадигма в современной философии. Этика коммуникации и социальные инициативы в трансформирующихся обществах. Феминистский поворот в культуре и философии.

Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в ракурсе экологической философии. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.


Литература

Философия: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Ю.А.Харина.-Минск,2007.

Философия: Учебное пособие/В.К.Лукашевич и др.; Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-Мн.: БГЭУ, 2001.

Философия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/В.С.Степин и др./Под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2007.

Философия: Учебно-методический комплекс/А.И.Зеленков, В.В.Анохина, А.П.Ждановский и др.; Под ред. А.И. Зеленкова.-Мн.: БГУ, 2003.

Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.- 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2004.









Родители — это кость, на которой дети точат свои зубы. Питер Устинов
ещё >>