Программа вступительных экзаменов для института физической культуры и спорта ВлГУ: "Физическая культура (практика)", "Физическая кул - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по дисциплине: Акмеология физической культуры... 1 103.85kb.
Iv. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение) 10 1818.67kb.
Рабочая программа дисциплины Физическая культура б физическая культура... 1 348.17kb.
Профиль подготовки Физическая культура вопросы для собеседования... 1 48.43kb.
Физическая культура народов бывшего СССР с древнейших времен до начала... 1 159.81kb.
Основы физической культуры Физическая культура 15 3590.88kb.
Учебно-методическое пособие Специальность 050141 «Физическая культура» 1 201.97kb.
Государственный образовательный стандарт Специальность 022500 Физическая... 5 1094.9kb.
Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура (футбол) 1 222.71kb.
Рабочая учебная программа по психологии физической культуры и спорта... 1 172.59kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) д история физической культуры... 1 79.36kb.
Программа по русскому языку: 1 Программа по русскому языку 1 класс 26 4804.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа вступительных экзаменов для института физической культуры и спорта ВлГУ - страница №1/1


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Институт физической культуры и спорта

Программа вступительных экзаменов



Физическая культура (практика)

Физическая культура (теория)

Владимир – 2012


УДК 7А

Программа вступительных экзаменов для института физической культуры и спорта ВлГУ: "Физическая культура (практика)", "Физическая культура (теория)". Информационно-методические материалы для специальности 050100.62 Педагогическое образование по профилю: «Физическая культура». Квалификация: «Бакалавр физической культуры».

Программа вступительных экзаменов: "Физическая культура (практика)", "Физическая культура (теория)". – Владимир: ВлГУ, 2012. – 18 с.

В информационно-методических материалах раскрываются организация и содержание вступительных экзаменов, оценка двигательной подготовленности и знаний абитуриентов по физической культуре. Разработка предназначена абитуриентам факультета физической культуры, преподавателям образовательных учреждений, тренерам, родителям.


Составители: Н.А. Карпушко (отв. редактор), Н.С.Воробьев, С.Ф.Гриневич,

Н.В. Панфилова.
Ответственный за выпуск: С.Ф.Гриневич.
Программа обсуждалась на заседаниях: кафедры теории и медико-биологических основ физической культуры (протокол № 3 от 11 октября 2011 г.); Совета Института физической культуры и спорта ВлГУ (протокол № 3 от 21 декабря 2011 г.)
Рецензент: заслуженный учитель России Ю.А. Митюшин (средняя общеобразовательная школа № 26 г. Владимира)

Программа утверждена Ученым советом ВлГУ ___________ 2012 г.

Печатается по решению редакционно-издательского Совета ВлГУ
© Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2012.


Организация вступительных экзаменов
Специальность 050100.62 Педагогическое образование

по профилю: «Физическая культура»
Вступительные экзамены в институт физической культуры и спорта Владимирского государственного университета проводятся в следующей последовательности:
Дневное отделение

Квалификация бакалавр физической культуры:



  1. Физическая культура:

а) Физическая культура (практика)

Первый день – гимнастика - элементы акробатики; подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши), на низкой перекладине из виса лежа (девушки); наклон вперед из положения стоя.

Второй день – бег 100 м; метание мяча; бег 1000 м.

б) Физическая культура (теория - письменно).



  1. Обществознание (ЕГЭ) – профильный

  2. Русский язык (ЕГЭ).


Заочное отделение
Квалификация бакалавр физической культуры:

  1. Физическая культура:

а) Физическая культура (практика)

Первый день – гимнастика - элементы акробатики; подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши), на низкой перекладине из виса лежа (девушки); наклон вперед из положения стоя.

Второй день – бег 100 м; метание мяча; бег 1000 м.

б) Физическая культура (теория - письменно).



  1. Обществознание (ЕГЭ) – профильный

  2. Русский язык (ЕГЭ).

1. Физическая культура

а) Физическая культура (практика)
Первый день – гимнастика - элементы акробатики; подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши), на низкой перекладине из виса лежа (девушки); наклон вперед из положения стоя.



Вид

упражнений



Юноши/мужчины

Девушки/женщины

зачетные баллы

5

пять


4

четыре


3

три


5

пять


4

четыре


3

три


Возрастная группа до 30 лет

Гимнастика - элементы акробатики (баллы)

10 – 9,1

9,0 – 8,0

7,9 – 7,0

10 – 9,1

9,0 – 8,0

7,9 – 7,0

Подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши).

На низкой перекладине из виса лежа (девушки) - кол-во раз.



16

12

8

20

16

12

Наклон вперед из положения, стоя (см).

15

12

6

20

15

8

Возрастная группа 30 лет и старше

Гимнастика – элементы акробатики (баллы)

10 – 8,5

8,4 – 7,4

7,3 – 6,9

10 – 8,5

8,4 – 7,4

7,3 – 6,9

Подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши). На низкой перекладине из виса лежа (девушки) – кол-во раз.

12

9

6

16

12

8

Наклон вперед из положения, стоя (см).

12

8

5

15

11

6


Гимнастика - элементы акробатики (баллы)
Юноши/мужчины
И.п. – о.с. - старт пловца, кувырок вперед в упор присев – стойка на голове, опускание в упор присев – кувырок назад – перекат назад в стойку на лопатках, держать – перекат вперед в упор присев – встать, руки вверх – переворот боком в стойку ноги врозь, руки в стороны – прыжок вверх с поворотом на 360 о в доскок.
Девушки/женщины
И.п. – о.с. – шагом правой (левой) горизонтальное равновесие, руки в стороны, держать – выпад, сгибая правую (левую) – кувырок вперед в упор присев – кувырок вперед в сед, руки вверх – лечь на спину, «мост» - поворот кругом в упор присев – перекатом назад стойка на лопатках, держать – перекат вперед в сед, руки вверх, держать – наклон вперед, кувырок назад в упор присев – прыжок прогнувшись – о.с.
Акробатические элементы, соединения и их стоимость

Юноши/мужчины


Элементы и соединения

Стоимость

И.п. – о.с. (основная стойка) – старт пловца, кувырок вперед в упор присев

1 балл

- стойка на голове, опускание в упор присев

2 балла

- кувырок назад

1 балл

- перекат назад в стойку на лопатках, держать

1 балл

- перекат вперед в упор присев

0,5 балла

- встать, руки вверх

0,5 балла

- переворот боком в стойку ноги врозь, руки в стороны

2,5 балла

- прыжок вверх с поворотом на 360 о в доскок

1,5 балла


Девушки/женщины


Элементы и соединения

Стоимость

И.п. – о.с. – шагом правой (левой) горизонтальное равновесие, руки в стороны, держать

1 балл

- выпад, сгибая правую (левую)

0,5 балла

- кувырок вперед в упор присев

1 балл

- кувырок вперед в сед, руки вверх

1 балл

- лечь на спину, «мост»

1,5 балла

- поворот кругом в упор присев

1 балл

- перекатом назад стойка на лопатках, держать

1,5 балла

- перекат вперед в сед, руки вверх, держать

0,5 балла

- наклон вперед, кувырок назад в упор присев

1,5 балла

прыжок прогнувшись – о.с.

0,5 балла


Второй день – бег 100 м; метание мяча; бег 1000 м.

(нормативные требования по л/атлетическим упражнениям)





Тесты

Юноши/мужчины

Девушки/женщины

зачетные баллы

5

(пять)


4

(четыре)


3

(три)


5

(пять)


4

(четыре)


3

(три)


Возрастная группа до 30 лет

Бег 100 м (сек.)

13,0

14,0

14,7

15,5

16,5

17,5

Метание малого мяча (м)

55,0

50,0

45,0

35,0

30,0

25,0

Бег 1000 м (мин., сек.)

3.05,0

3.15,0

3.25,0

3.55,0

4.15,0

4.35,0

Возрастная группа 30 лет и старше

Бег 100 м (сек.)

13,5

14,5

15,0

16,0

17,0

17,5

Метание малого мяча (м)

50,0

45,0

40,0

30,0

25,0

20,0

Бег 1000 м (мин., сек.)

3.15,0

3.35,0

3.55,0

4.15,0

4.35,0

5.05,0


Итоговые экзаменационные баллы

Физическая культура (практика)


Экзаменационные баллы

Сумма зачетных баллов

60 баллов

30-28

50 баллов

27-25

45 баллов

24-22

40 баллов

21-19

30 баллов

18

Ноль баллов

17 и менее

Получение зачетных баллов 2 (два) в нормативных требованиях по экзаменационным упражнениям допускается, однако в сумму зачетных баллов они не включаются.


б) Физическая культура (теория - письменно)

Раздел 1 "Основы олимпийских знаний"



Олимпийские и другие общественные игры Древнего мира. Древняя Олимпия. Как рождался всемирный праздник. Время, условия и программа проведения Олимпийских игр Древней Греции. Ритуалы олимпийских и других общественных игр Древнего мира. Участники и победители Игр. Значение Олимпийских игр в общественной и культурной жизни Древней Греции.

Возникновение и первоначальное развитие современного олимпизма. Развитие международного спорта во второй половине XІX – начале XX вв. Олимпийский ренессанс. Создание Международного Олимпийского комитета (МОК) в 1894 г. Цели и задачи этой организации. Пьер де Кубертен – инициатор создания МОК и основатель современного олимпийского движения. А.Д. Бутовский – первый россиянин в МОК. Игры І Олимпиады (Афины 1896г.). Олимпийские игры до первой мировой войны. Участие России в международном спортивном и олимпийском движении.

Международное спортивное и олимпийское движение в первой половине XX в. Международная обстановка и её влияние на олимпийское движение. Расширение географии олимпийского движения. Совершенствование организации и проведения Игр. Неучастие СССР в олимпийском движении. П.Нурми (Финляндия), С.Хени (Норвегия), Дж.Оуэнс (США), Дж.Вейсмюлер (США) и другие выдающиеся спортсмены – многократные олимпийские чемпионы первой половины XX в. Олимпийский флаг, олимпийская эмблема, олимпийский девиз – составные части олимпийской символики, предложенной Пьером де Кубертеном. Разделение Олимпийских игр на Игры Олимпиад (летние) и Олимпийские зимние игры.

Международное спортивное и олимпийское движение во второй половине XX в. Создание в 1951 г. Олимпийского комитета СССР. Дебют советских спортсменов на Играх XV Олимпиады (1952 г.) и VІІ Олимпийских зимних играх (1956 г.). Особенности проведения Игр ХХІ Олимпиады в Монреале (1976 г.), XXІІ Олимпиады в Москве (1980 г.), XXІІІ Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984 г.). Олимпийские игры современности - от Калгари (XV Олимпийские зимние игры) и Сеула (Игры XXIV Олимпиады) до настоящего времени. Особенности подготовки и проведения Олимпийских игр. Итоги Олимпийских игр. Неофициальный командный зачет (НКЗ). Л.Латынина, В.Куц, В.Рудольф (США), В.Чаславска (Чехословакия), П.Астахова, В.Иванов, А.Медведь, В.Санеев, Л.Турищева, Н.Андрианов, М.Спитц (США), Н.Комэнеч (Румыния), К.Льюис (США), А.Карелин, В.Артемов, К.Отто (ГДР), А.Попов, В.Щербо (Белоруссия), Е. Канаева, А. Тищенко, Е. Исинбаева и другие выдающиеся спортсмены – многократные Олимпийские чемпионы второй половины XX – начала XXI вв. Создание Олимпийского комитета России (ОКР). Подготовка и участие российских спортсменов в Играх XXIX Олимпиады (Пекин, 2008 г.) и XXI Олимпийских зимних играх (Ванкувер, 2010 г.).
Литература


  1. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун; под общ. ред. В.В. Столбова перев. с венгр. - М.: Радуга, 1982. – 399 с.

  2. Лях, В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 237 с.

  3. Мифы Древней Греции / пересказ Г. Петникова. – М.: Эксмо, 2004. – 288с. ил.

  4. Новоскольцев, В.А. Пылающая эстафета / В.А. Новоскольцев. – 2-е изд., улуч. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 303 с.

  5. Оливова, В. Люди и игры: У истоков современного спорта / В. Оливоваперев. с чешск. – М.:Физкультура и спорт, 1985. – 240 с.

  6. Олимпийская энциклопедия / гл. ред. С.П. Павлов. - М.: Советская энциклопедия, 1980. – 415 с.

  7. Советский спорт (газета) /Подшивка за 2000-е гг.

  8. Спортивная жизнь России (журнал) / Подшивка за 2000-е гг.

  9. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России /рук. авторского коллектива В.С. Родиченко. – М.: Советский спорт,2007. – 136 с. (или любое другое издание)

  10. Физкультура и спорт (журнал) / Подшивка за 2000-е гг.

  11. Хавин, Б.Н. Всё об олимпийских играх / Б.Н. Хавин. - 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 607 с.

  12. Хачатурян, В. Древняя Греция: история, быт, нравы / В. Хачатурян – М.: Слово, 2002. – 48 с. ил.

  13. Штейнбах, В.Л. Герои олимпийских баталий / В.Л. Штейнбах. – 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 215 с.

  14. Штейнбах, В.Л. От Олимпии до Москвы (для среднего и старшего возраста) / В.Л. Штейнбах. – М.: Детская литература, 1978. – 223 с.

  15. Энциклопедический словарь юного спортсмена (для среднего и старшего школьного возраста). – М.: Педагогика, 1979. – 480 с.

  16. Энциклопедия для детей. Т. 20. Спорт / гл. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001. – 624 с. ил. (издание награждено премией Президента РФ в области образования за 2001г.)

Интернет-ресурсы




  1. Олимпийская хартия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. [МОК] – Лозанна, 2007. – Режим доступа: http:// www.olympic.ru/doc/Olimpiada-Hartiya-OK.doc

  2. Определена десятка лучших спортсменов России 2010 года по опросу, проведенному Федерацией спортивных журналистов России (ФСЖР) // Олимпийский вестник. – 2010. – Вып. 20 от 23 12.2010 [Электронный ресурс].- Режим доступа: // www.olympic.ru/bulletinOCR.asp?dat=23/12/2010&nomer=20%20(659)

  3. Олимпийский комитет России http://www.olympic.ru

  4. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» http://www.infosport.ru

Раздел 2 "Здоровый образ жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья). Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности".
Основные понятия здорового образа жизни. Понятие о здоровье и болезни. Здоровье человека и способы его сохранения. "Факторы риска" – их влияние на здоровье людей и продолжительность жизни. Здоровый образ жизни, его компоненты (среда, организм, поведение человека). Личная и общественная гигиена труда, отдыха, занятий двигательной активностью.

Оптимальный двигательный режим и рациональное питание. Роль и значение двигательной активности. Двигательный режим школьника-старшеклассника. Гиподинамия. Последствия гиподинамии. Современные системы оздоровительных упражнений. Сбалансированное питание. Принципы сбалансированного питания.

Медико-педагогические методы контроля за физическим состоянием занимающихся физическими упражнениями. Задачи и значение медико-педагогического контроля в сфере физической культуры и спорта. Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Оценка воздействия физических нагрузок по субъективному состоянию и по визуальным признакам утомления. Антропометрия. Методы оценки сердечно-сосудистой системы. Методика регистрации частоты сердечных сокращений в покое и после выполнения физических упражнений. Особенности медико-педагогического контроля в детско-юношеском спорте.

Профилактика заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата. Оказание первой медицинской помощи. Осанка. Средства и методы формирования правильной осанки. Профилактика нарушений осанки. Формирование свода стопы и профилактика плоскостопия. Предупреждение бытового и спортивного травматизма. Правила поведения в спортивном зале, на стадионе, в плавательном бассейне, на занятиях лыжной подготовкой, в туристическом походе. Значение первой медицинской помощи и правила её оказания.

Закаливание. Средства, методы и формы закаливания организма. Закаливание воздухом. Закаливание солнцем. Закаливание водой. Хождение босиком. Закаливание и двигательная активность.
Литература:


  1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. - 204 с.

  2. Богданов, Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни / Г.П. Богданов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 192 с.

  3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.:Медицина,1990. - 256 с.

  4. Колбанов, В.В. Валеология в школе / В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев. – СПб.: Союз, 1992. – 198 с.

  5. Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб: Союз, 1998. – 254 с.




  1. Роджерс, К. Человек (современному школьнику) / К. Роджерс, К. Хендерсон перев. с англ. Ю.В.Блажко, В.В. Лисецкой, А.В.Мухина, Е.А.Дорониной. – М.: Росмэн-Пресс, 2002. - 63 с., ил.

  2. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 184 с.

  3. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 174 с.

  4. Хрипкова, А.Г. Возрастная и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Педагогика, 1990. – 204 с.

  5. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия (Все, что необходимо знать о человеке, его происхождении, эволюции, анатомии и психологии) / Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо, 2004. – 256 с., ил.

  6. Энциклопедический словарь юного спортсмена (для среднего и старшего школьного возраста). – М.: Педагогика, 1979. – 480 с.

  7. Энциклопедия для детей. Т. 20. Спорт / гл. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001. – 624 с. ил. (издание награждено премией Президента РФ в области образования за 2001г.)



Раздел 3 "Теоретико-методические основы

физической культуры"
О роли и месте физической культуры и спорта в современном обществе. Правовые основы физической культуры и спорта. Конституция Российской Федерации о физической культуре и спорте. Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре. Физическая культура личности. Значение занятий физическими упражнениями. Физическая культура и спорт – одно из средств всестороннего и гармоничного развития личности. Физическая (телесная) культура - жизненно важная ценность личности и общества. Роль двигательной деятельности, физической активности в жизни человека. Биологические и социальные основания физической активности. Оздоровительная и развивающая роль физической культуры.

Основные формы и виды физических упражнений. Разнообразие средств двигательной деятельности. Физические упражнения – основные средства двигательной деятельности. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений. Урочные и неурочные формы занятий физическими упражнениями.

Базовые виды спорта школьной программы. Основы формирования специальных знаний и обучения двигательным действиям. Источники знаний. Периодические издания и современная литература по физической культуре и спорту. Специальные детские и юношеские издания (учебники и учебные пособия по предмету "Физическая культура", "Твой Олимпийский учебник", справочники, энциклопедии и т.д.).

Обучение двигательным действиям (умениям и навыкам) – как педагогический процесс. Значение двигательных умений и навыков в жизни человека. Совершенствование технико-тактических действий в базовых видах двигательной деятельности (на примере конкретных вида спорта школьной программы: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол, гимнастика с элементами акробатики, легкая атлетика, лыжная подготовка, элементы единоборств, плавание и др.)



Развитие физических качеств / двигательных способностей. Общие представления о физических качествах или двигательных способностях: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости. Теоретико-методические основы развития двигательных способностей. Специфические методические особенности развития конкретных двигательных способностей. Характеристика способов и приёмов оценки уровня их развития.

Требования к организации и проведению самостоятельных форм занятий. Самостоятельные формы занятий физическими упражнениями: утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные перерывы (физкультурные минуты и физкультурные паузы), индивидуальные комплексы физических упражнений профилактической, корригирующей и развивающей направленности, оздоровительный бег, гимнастика перед сном и т.д. Закономерности организации и содержательной направленности самостоятельных форм занятий физическими упражнениями. Нормы и правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности.
Литература:


  1. Бутин, И.М Физическая культура: 9-11 классы: учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьев. – М.: Владос, 2003. – 208 с. ил.

  2. Краткий справочник школьника (5-11 классы) / авт.-сост. П.И. Алтынов, П.А. Андреев, А.Б. Балгин. – М.: Дрофа, 2004. – 816 с. ил. (см. разделы «Биология», «Анатомия», «Физиология»).

  3. Лях, В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 237 с.: ил.

  4. Роджерс, К. Человек (современному школьнику) / К. Роджерс, К. Хендерсон перев. с англ. Ю.В. Блажко, В.В. Лисецкой, А.В. Мухина, Е.А. Дорониной. – М.: Росмэн-Пресс, 2002, - 63 с., ил.

  5. Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов / под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М.: Просвещение, 2005. – 154 с.

  6. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 184 с.

  7. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского – М.: СпортАкадемПресс, 2009. – 174 с.

  8. Школьник, Ю.К. Человек. Полная энциклопедия (Все, что необходимо знать о человеке, его происхождении, эволюции, анатомии и психологии) / Ю.К. Школьник. – М.: ЭКСМО, 2004. – 256 с., ил.

  9. Энциклопедический словарь юного спортсмена (для среднего и старшего школьного возраста). – М.: Педагогика, 1979. – 480 с.

  10. Энциклопедия для детей. Т. 20. Спорт / гл. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001. – 624 с. ил. (издание награждено премией Президента РФ в области образования за 2001г.)



Оценка знаний абитуриентов
Знания абитуриентов оцениваются по следующим показателям: правильность, полнота ответов, понимание основных терминов и закономерностей процесса физического воспитания, умение привести примеры из спортивной практики, логика ответов и их аргументированность. Экзаменационный вариант включает пять заданий (вопросов). Экзаменационные задания разные по степени сложности и соответственно оцениваются неодинаково.



Номера заданий

Зачетные баллы

Задание 1

от 0 до 3

Задание 2

от 0 до 1

Задание 3

от 0 до 2

Задание 4

от 0 до 3

Задание 5

от 0 до 1

По результатам выполнения экзаменационных заданий абитуриент набирает определенное число зачетных баллов, исходя из которых, выставляется экзаменационный балл.





Экзаменационные

баллы


Зачетные баллы

40

10 - 9

30

8 - 7

10

6 - 5

Ноль баллов

4 (четыре) и менее

Приложение


Контрольные задания для экзамена «Физическая культура (теория)»
(примерный образец)

Задание 1



Цель задания – оценить полноту и правильность ответов по основам специальных знаний сферы «Физическая культура и спорт». Материалы задания предлагаются из раздела: «Основы олимпийских знаний». Примерное содержание задания Охарактеризуйте первые Олимпийские игры современности - Афины (Греция) 1896 г.

План ответа





  1. Избрание Афин столицей первых современных Олимпийских игр.

  2. Подготовка Афин к проведению Олимпийских игр.

  3. Открытие и особенности проведения Олимпийских игр. Олимпийская статистика.

  4. Герои первых современных Олимпийских игр.



Ответ

В 1894г. на Парижском Атлетическом конгрессе было принято важное решение – первые современные Олимпийские игры должны состояться в 1896г. Участники конгресса справедливо решили, что столицей этих игр должна стать Греция – родина этих состязаний. Олимпийские игры зародились именно в Греции. Представитель Греции – Деметриус Викелас (литератор, поэт, переводчик) был участником названного конгресса. История распорядилась таким образом, что Д. Викелас был избран первым президентом Международного олимпийского комитета. Секретарем МОК был избран француз Пьер де Кубертен.

Фактически два года было дано Греции для подготовки Олимпийских игр. Организаторы Олимпийских игр столкнулись с целым рядом сложных проблем – экономического, организационного, информационного порядка. Опыта проведения современных Олимпийских игр не было. За короткое время в Афинах был построен уникальный стадион. Основной строительный материал, который использовали греки – белый мрамор. По форме беломраморный стадион в Афинах напоминал античный греческий стадион в Олимпии.

Первые современные Олимпийские игры прошли с 6 по 15 апреля 1896 г. в Афинах. Торжественная церемония открытия Олимпийских игр состоялась 6 апреля 1896г. На стадионе собралось 245 спортсменов, посланцев из 14 стран. Спортсмены России участия в этих играх не принимали. В программу Олимпийских игр вошло девять видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, плавание, борьба, стрельба, поднятие тяжестей, фехтование, велосипедные гонки, теннис). Женщины в первых современных Олимпийских играх, как и на играх в Древней Греции, участия не принимали.


Первым чемпионом современных Олимпийских игр стал американский спортсмен Джеймс Конноли (победитель в тройном прыжке). Героями Олимпийских игр также стали: спортсмен из Германии Карл Шуман, победившей в гимнастике (опорный прыжок) и в борьбе, американец Роберт Гаррета, завоевавший олимпийские медали в метании диска, в толкании ядра, а также в прыжках в длину и в высоту. Особых почестей был удостоен грек Спирос Луис – олимпийский чемпион, победивший в марафонском беге. Победа С. Луиса на марафонской дистанции была очень дорога грекам. Эта дистанция в программу Олимпийских игр была предложена в память об афинском войне Филипидисе, известившем о победе греков над персами еще в 490 г. до н.э.

Таким образом, Олимпийские игры как уникальное достояние цивилизации были возрождены в 1896 г. И сейчас Олимпийские игры или Игры Олимпиад (т.е. Олимпийские летние игры) проходят каждые четыре года в различных городах, странах и на различных континентах земли. С 1924 г. проходят Олимпийские зимние игры.



Задание 2

Цель задания – определить уровень знаний и информированности абитуриентов об основных событиях, датах и персоналиях сферы «Физическая культура и спорт». Материалы задания предлагаются из раздела: «Основы олимпийских знаний».


Примерное содержание заданияКогда спортсмены дореволюционной России впервые приняли участие в Олимпийских играх?

А) в 1900г.


Б) в 1904г.

В) в 1908г.

Г) в 1912г.

Ответ

Правильный вариант - В) в 1908г.



Задание 3



Цель задания – выявить понимание основных терминов и понятий сферы «Физическая культура и спорт». Материалы задания предлагаются из разделов: «Здоровый образ жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья). Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности», «Теоретико-методические основы физической культуры».

Примерное содержание заданияДайте определение понятию «Выносливость». Выносливость – что это такое?

Ответ

Выносливость – это способность человека противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности или способность выполнять продолжительное время требуемую работу без искажения заданных характеристик совершаемых двигательных действий.



Задание 4



Цель задания – выяснить знание основных средств, приемов и правил развития двигательных способностей, профилактики травматизма, личной гигиены, самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, двигательного режима, закаливания. Материалы задания предлагаются из разделов: «Здоровый образ жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья). Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности», «Теоретико-методические основы физической культуры»

Примерное содержание заданияКак правильно тренироваться? Назовите правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Ответ

Самостоятельные занятия физическими упражнениями (любыми видами двигательной активности) важнейшее и незаменимое средство формирования и сохранения своего здоровья. Заниматься физическими упражнениями следует систематически и регулярно. Лучше заниматься ежедневно. Такие занятия эффективно формируют и потребность, и привычку уделять внимание своему здоровью, двигательной активности, следить за осанкой, корректировать мышечную топографию, повышать физическую и интеллектуальную работоспособность. Перед тем как приступить к самостоятельным занятиям необходимо критично и объективно проанализировать собственные силы и возможности. Очень важно знать следующее: свою медицинскую группу, наличие тех или иных заболеваний, уровень физической подготовленности по данным тестирования в начале и в конце учебного года (лучше за несколько лет). Необходимо также учесть рекомендации врачей и специалистов физической культуры и спорта (школьного учителя физической культуры, тренера спортивной школы, методиста лечебной физической культуры или инструктора фитнес центра).



Начиная регулярные занятия физическими упражнениями важно усвоить основные правила самостоятельных физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий. Эти основные правила можно представить следующим образом:

  • Мобилизовать волю и набраться терпения. Терпение, терпение и еще раз терпение! Нельзя стремиться к достижению результатов в короткие сроки. Организм приспосабливается к физическим нагрузкам не сразу. Спешка может привести к травмам, перегрузке организма и переутомлению.

  • В занятия могут войти утренняя гимнастика, специальные тренировки, вечерние оздоровительные упражнения. Физические нагрузки должны соответствовать возможностям организма. Повышать нагрузки следует постепенно. При этом следует обязательно контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку.

  • Утренняя гимнастика (зарядка) выполняется до завтрака. В дни без тренировки ее можно усилить по длительности и нагрузке. Следует взять каждому человеку за правило - ни дня без утренней гимнастики! Хотя бы 10-15 мин. Лучше, если зарядка занимает 20-25 минут (100-120 упражнений).

  • Составляя планы тренировочных занятий необходимо включать задания для развития всех двигательных способностей (силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координации движений). Развивать двигательные способности нужно разносторонне. Качественная общая физическая подготовка позволит достичь высоких результатов и в избранных видах спорта.

  • Эффект и результат как оздоровительных, так и тренировочных занятий зависит от регулярности физических нагрузок. Перерывы в 3-4 дня сводят на нет положительный эффект предыдущих упражнений и целых занятий. Поэтому ни под каким предлогом и при любой занятости нельзя откладывать и переносить свои занятия. Необходимо найти время для выполнения запланированных комплексов упражнений.

  • Вечерние оздоровительные занятия снимают дневное напряжение, помогают нервной системе лучше восстановиться за ночь. Обычно это спокойная прогулка (оздоровительная ходьба) или очень медленная пробежка, дополняется несколькими гимнастическими упражнениями на расслабление, с потряхиванием и полным замедлением всех движений к моменту их окончания.

  • При занятиях всеми видами физических упражнений следует неукоснительно соблюдать основные принципы тренировки: 1) постепенное увеличение нагрузки и трудности упражнений, объема и интенсивности нагрузок; 2) рациональное сочетание нагрузок и отдыха между упражнениями, учитывая при этом индивидуальную переносимость нагрузок и уровень подготовленности к ним (нельзя при этом забывать, что отдых - это компонент физических нагрузок); 3) трудные упражнения требуют меньшего числа повторений, но большей паузы между повторениями; 4) в зависимости от задач тренировочного процесса, переносимости нагрузок и достигнутых результатов тренировочные нагрузки можно волнообразно повышать или понижать на протяжении одного занятия, в течение недели, месяца или более продолжительного времени. Во время тренировок не следует стремиться к максимальным нагрузкам. Особенно это касается величин максимального отягощения при развитии силы. Даже высококвалифицированные спортсмены предпочитают пользоваться непредельными отягощениями.

  • Тренировочные занятия всегда следует начинать с разминки (общие развивающие упражнения, специальные упражнения), а завершать занятия следует восстановительными процедурами (массаж, теплый душ, ванна и т.п.).

  • Рекомендуется менять места занятий физическими упражнениями. Это повышает интерес к занятиям. Чаще всего следует заниматься на открытом воздухе – в парке, в сквере, у водоема, в загородной зоне, в лесу. Занятия на свежем воздухе повышают оздоровительную эффективность физических упражнений. Весьма благоприятно сказывается на результатах занятий и их музыкальное сопровождение. Музыка создает хорошее настроение и поддерживает интерес к занятиям.

  • Тренировочный эффект будет более высоким, если занятия физическими упражнениями сопровождать закаливающими процедурами, соблюдать нормы личной и общественной гигиены, режим дня, правильно питаться, отказаться от вредных привычек.



Задание 5



Цель задания – определить степень соответствия содержания ответов поставленным вопросам. Материалы задания предлагаются из разделов: «Здоровый образ жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья). Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности», «Теоретико-методические основы физической культуры»

Примерное содержание заданияКак определить уровень развития физической подготовленности? С помощью какого контрольного упражнения (теста) можно определить уровень развития силы?
А) Бег 30 м (сек.).

Б) Бег 1000 м (мин.).

В) Наклон вперед из положения, стоя (см).

Г) Подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши) – кол-во раз; на низкой перекладине из виса лежа (девушки) – кол-во раз.

Д) Прыжок в длину с места (см).

Ответ

Правильный вариант - Г) Подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши) – кол-во раз; на низкой перекладине из виса лежа (девушки) – кол-во раз.








Даже чтобы бороться за права личности, необходимо создать коллектив. Тадеуш Котарбиньский
ещё >>