Программа воспитания и обучения в детском саду - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду» 1 13.69kb.
2. 3 Образовательные программы, реализуемые в оу 1 188.98kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М. 1 259.19kb.
Обеспечение права семьи на оказание ей помощи 60 6979.95kb.
Дошкольное воспитание Программа воспитания и обучения в детском саду... 1 72.5kb.
Лето добрых дел 1 35.03kb.
Практикум для воспитателей по теме: «Компетентность в сфере экологии» 1 145.48kb.
Образовательный проект 1 173.98kb.
Планирование основных занятий на месяц для группе 1 88.54kb.
Инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение... 1 235.91kb.
Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., 1 1 244.83kb.
Заходим на сайт и нажимаем зарегистрироваться 1 18.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа воспитания и обучения в детском саду - страница №2/22


10

невной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опи­раясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально-ком­муникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные вза­имоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.



Трудовое воспитание

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средст­вом формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) инте­реса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементар­ной трудовой деятельности, трудолюбия.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и че­рез непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной на­правленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважи­тельное отношение к людям труда.

В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всесто­роннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает от­ветственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд де­тей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность, доставляя детям радость.

Художественная литература

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художествен­ной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В соответствии с этим списки художественной литературы в программе значительно обновлены: в них включены новые классические произведе­ния из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-твор­ческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия ли­тературных произведений.

Наряду с этим программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в список рекомендуемой литературы с учетом ре­гионального компонента содержания дошкольного образования и особен­ностей работы детского сада.

На занятиях по литературному чтению следует знакомить детей с геро­ями книг, писателями и поэтами, учить обмениваться мнениями друг с дру­гом по поводу прочитанного.

В процессе чтения следует привлекать внимание детей старшего до­школьного возраста к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.



11

Художественно-эстетическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художе­ственно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребен­ка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие вооб­ражения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части ду­ховной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:


  • развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобрази­тельное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

  • формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действи­тельности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

  • развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, ху­дожественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;

  • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной дея­тельности;

  • развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах ре­шение творческих задач;

  • приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового ис­кусства.

В разделе эстетического воспитания большое значение придается раз­витию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке, танцах, драматизациях, играх и т. д.

Досуговая деятельность в программе рассматривается как приоритет­ное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. Она осуществляется в процессе раз­влечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с худо­жественными материалами, что обеспечивает ему возможность совер­шенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер. В организации досуговой деятельности прини­мают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, если есть педагоги дополнительного об­разования, заведующая, а иногда и другие сотрудники. Такой подход к организации досуга детей в программе заложен впервые. Он опирается на научное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспита­ния и общего развития.

12

В программе впервые представлено описание эстетической предметно-развивающей среды, выделены направления работы по ее созданию во всех возрастных группах детского сада.



Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструи­рованию.

Основными задачами обучения детей конструированию являются раз­витие у них элементов конструкторской деятельности и творчества. Преду­смотрено овладение детьми в младших и средней группах умениями и на­выками работы с игровым строительным материалом, в старшем дошкольном возрасте — с бумагой, природным материалом и др.

В старшей и подготовительной к школе группах занятия по констру­ированию могут объединяться с занятиями по ручному труду, изобрази-тельной деятельности и др. В процессе таких занятий дети знакомятся со свойствами различных материалов, с инструментами, которые ис­пользуются для работы. Важно, чтобы дети не только овладели простей­шими навыками конструирования, но и почувствовали, что они изготав­ливают полезные и нужные вещи: игрушки, сувениры, подарки родителям, взрослым, сверстникам.

Игра

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осу­ществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая дея­тельность способствует физическому и психическому развитию каждо­го ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех ви­дов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.

Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.), рассматривавших иг­ру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детст­ве форму социализации ребенка.

В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходи­мыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвиж­ных игр с правилами, игр-драматизации, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.

Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний



13

возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший до­школьный возраст —от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных осо­бенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрены формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражают­ся достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к ис­пользованию в педагогическом процессе.

Первая группа

детей раннего возраста

(от рождения до одного года)

Возрастные особенности психического развития детей

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае знания особенностей его развития.

Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в после­дующем, темпом физического, психического и даже социального развития.

Средний вес (масса тела) при рождении 3200-3400 г. К пяти-шести ме­сяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рож­дении 50-52 см, к году малыш подрастает на 20-25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рожде­ния. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «науча­ется» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать и с аппетитом съе­дать полагающуюся ему норму питания в отведенное для этого по режиму дня время. Иначе говоря, уже в этот период закладывается основа здорово­го образа жизни.

В течение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами актив­ного бодрствования. Длительность каждого из них постепенно, но доста­точно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5-4 часов. Для сравнения напомним, что в последующие 6 лет она возрастает всего на 2-2,5 часа. Это свидетельствует о совершенствовании процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.

Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, воспри­ятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный беспомощен. Он не может даже подтянуться к источ­нику питания — материнской груди. А уже в 7-8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь иг­рушкой. К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка в первый год жизни особенно заметно проявляются при освоении основных движений. В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается зре-

15

ние и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать ру­ки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5 месяцев). И, нако­нец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе по­лугодие).



Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значи­тельно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш учится со­средоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их дви­жением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету. После 4,5-5 месяцев (как показали эксперименты) дети способны различать основ­ные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и му­зыку разного характера.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые зву­ки («гы, кхы»), в 4-5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом начинает лепетать, то есть произно­сить слоги, из которых позже образуются первые слова.

На примере первых предречевых реакций можно также проследить вза­


имосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в основе
развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоци­
онального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и
ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления». *

К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку фор­мируются основы понимания (до 30-50 слов), и ребенок начинает пользо­ваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ре­бенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. «Социализация» тоже идет по разным направлениям. Даже 2-3-месячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматрива­ют соседа. Малыши, особенно на втором полугодии, ярко проявляют разное отношение ко взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассмат­ривают, прежде чем подпустить к себе. Нельзя упускать и возможность формирования на первом году инициативных обращений (звуками, улыб­кой, движениями) к близким взрослым.

Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (ма­неж, комната): двигаться навстречу окликающему его взрослому, к заинте­ресовавшему предмету.

Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5-6 месяцев удерживает бутылочку, к концу года держит чашечку, когда пьет кефир, стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.



Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает ходь­бу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению от­дельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объ­яснения. В нужной ситуации может использовать простые слова (до 8-10). Испытывает потребность в эмоциональном и в объектно направленном об­щении со взрослым.

16

Задачи обучения и воспитания

Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие, поддерживать эмоционально-положительное состоя­ние каждого ребенка. Обеспечивать режим дня, соответствующий возрасту и физическому состоянию ребенка. Способствовать своевременному фор­мированию движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреж­дать усталость ребенка.

Формировать зрительные и слуховые ориентировки, расширять и обо­гащать сенсорный опыт детей. Развивать умение понимать речь взросло­го и осуществлять подготовительные этапы к овладению активной речью. Поощрять попытки включаться в процесс самообслуживания. Формиро­вать элементы нравственного поведения, поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, воспитывать у них доброжелательное отношение к близким людям.

Формировать предпосылки эстетического восприятия, пробуждать ин­терес к картинкам, музыке, пению, поддерживать активность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.

Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений, систематически и грамотно анализировать получен­ные результаты.

Организация жизни и воспитания детей

Первый год жизни детей делится на четыре качественно отличающихся друг от друга возрастных периода: от рождения до 2,5-3 месяцев; от 2,5-3 до 5-6 месяцев; от 5-6 до 9-10 месяцев; от 9-10 до 12 месяцев.

Примерный режим дня

Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитываю­щий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ребенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и в буд­ни, и в выходные дни.

Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успеш­ность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать

17

определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрство­вание (с 9-10 месяцев такая последовательность сохраняется частично).



Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток

Возраст

Кормление

Бодрствование

Дневной сон




количество

интервал, час.

длительность, час.

количество периодов

длительность, час.

1-3 мес. 3-5-6 мес. 5-6-9 мес. 9 мес-1 год

7 6 5 4-5

3

3,5 4 4-4,5



1-1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3

4

3-4 3 2



1,5-2 1,5-2 1,5-2 2-2,5

Примечание. Длительность ночного сна постоянна (10-11 часов). В первой группе раннего возра­ста дети живут по двум (иногда трем) режимам, что позволяет избегать скученности детей, предот­вращает возникновение конфликтных ситуаций, способствует повышению качества воспитатель­но-оздоровительной работы. Работа с небольшой подгруппой детей обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Примерный режим дня






От рождения до 2,5-3 мес.

От 2,5-3 до 5-6 мес.

От 5-6 до 9-10 мес.

От 9-10 до 12 мес.

Дома

Подъем по мере













пробуждения













Бодрствование

6.00-7.00

6.00-7.30

6.00-8.00

6.30-9.00

Кормление

6.00

6.00

6.00



В дошкольном учреждении

Прием детей





7.00-8.00

7.00-8.00

Сон на воздухе

7.00-9.00

7.30-9.30

8.00-10.00



Кормление

9.00

9.30

10.00

7.30

Бодрствование

9.00-10.00

9.30-11.00

10.00-12.00

7.30-9.00

Игры-занятия

9.30-9.40

10.00-10.30

10.30-11.30

8.00-8.40

Сон на воздухе

10.00-12.00

11.00-13.00

12.00-14.00

9.00-11.30

Кормление

12.00

13.00

14.00

11.30

Бодрствование

12.00-13.00

13.00-14.30

14.00-16.00

11.30-14.00

Игры-занятия

12.20-12.40

13.30-14.00

14.30-15.30

12.00-13.30

Сон на воздухе

13.00-15.00

14.30-16.30

16.00-18.00

14.00-16.00

Кормление

15.00

16.30

18.00

16.00

Уход детей домой





15.00-19.00

16.00-19.00

Дома

Бодрствование

15.00-16.00

16.30-18.00

18.00-20.00

16.00-20.00

Сон

16.00-18.00










<< предыдущая страница   следующая страница >>



Не требуйте от женщин правдивости, пока вы воспитываете их в уверенности, что главная цель их жизни — нравиться. Мария Эбнер-Эшенбах
ещё >>