Программа воспитания и обучения в детском саду - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду» 1 13.69kb.
2. 3 Образовательные программы, реализуемые в оу 1 188.98kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М. 1 259.19kb.
Обеспечение права семьи на оказание ей помощи 60 6979.95kb.
Дошкольное воспитание Программа воспитания и обучения в детском саду... 1 72.5kb.
Лето добрых дел 1 35.03kb.
Практикум для воспитателей по теме: «Компетентность в сфере экологии» 1 145.48kb.
Образовательный проект 1 173.98kb.
Планирование основных занятий на месяц для группе 1 88.54kb.
Инструментарий к диагностике по программе «Воспитание и обучение... 1 235.91kb.
Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., 1 1 244.83kb.
Заходим на сайт и нажимаем зарегистрироваться 1 18.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа воспитания и обучения в детском саду - страница №1/22

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ

И ОБУЧЕНИЯ

В ДЕТСКОМ

САДУ


Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Допущено


Министерством

образования и науки

Российской Федерации

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Москва

мозаика-Синтез



2005

Авторы-составители

А. В. Антонова, доктор педагогических наук; И. А. Лрапова-Пискарева; //. Е. Веракса, доктор психологических наук; В, В. Гербова, кандидат педаго­гических наук; О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М.Б. Зацепина, кандидат педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; В.Я7Лысова\, кандидат педагогических наук; Г.М. Лямина, кандидат педа­гогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

Рецензенты

К. Ю. Белая, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педа­гогики и методики дошкольного образования МИОО; Г. П. Новикова, веду­щий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО, доктор педагогических и психологических наук, профессор; О. А. Ми­ронова, заведующая государственным образовательным учреждением дет­ского сада № 552 СЗОУДО г. Москвы; Н. Ф. Губанова, ассистент Коломен­ского государственного педагогического института; Ю. С. Мухина, старший преподаватель ИПК и ПРНО Московской области.

Авторский коллектив благодарит за помощь в подборе произведений художественной литературы Я. П. Ильчук, главного библиотекаря Россий­ской государственной детской библиотеки.



Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Ва­сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мо­заика-Синтез, 2005. - 208 с.

Данная программа является доработанным и обновленным вариантом россий­ской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Ва­сильевой (М.: Просвещение, 1985).

Цель программы — всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

ISBN 5-86775-272-0 © М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др., 2005

© «Мозаика-Синтез», 2005

пояснительная записка

Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева), подготовленным с учетом новейших до­стижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Содержание первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно все­сторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что поз­волило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного об­разования прошлых лет в государственном программном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования в России.

Однако с момента первой публикации программы прошли десятилетия. Время внесло значительные коррективы в развитие отечественного дошколь­ного образования. Новые социально-экономические условия функционирова­ния дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения бо­лее прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, по­вышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учрежде­ний за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образо­вания потребовалась и существенная доработка содержания прежней «Программы воспитания и обучения в детском саду». Не секрет, что число дошкольных образовательных учреждений, продолжающих работать по этой программе, достаточно велико. Дошкольные работники, вынужденные считаться с реалиями нового времени, самостоятельно вносят в устоявший­ся документ задачи и содержание из других программ, созданных на иных концептуальных основах.

У педагогов возникают трудности в организации образовательного про­цесса; материалы одних разделов программы углубленно изучаются в ущерб другим; наблюдаются избыточное содержание дошкольного образо­вания и информационная перегрузка детей.



3

В этих условиях коллектив ученых под руководством доктора педагоги­ческих наук, профессора Т. С. Комаровой осуществил доработку «Програм­мы воспитания и обучения в детском саду», дополнив ее новым научно обоснованным и проверенным опытом содержанием и сохранив при этом конкретность и ясность изложения.

С позиций творческой педагогики учеными пересмотрен ряд принци­пов, лежащих в основе традиционной программы (обязательность усвоения знаний, проведения фронтальных занятий и др.), скорректированы отдель­ные ее положения с учетом ориентиров и требований к обновлению содер­жания дошкольного образования в России*.

В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного вос­питания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании само­ценности дошкольного периода детства в новом варианте программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечива­ющая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

С позиций гуманно-личностного отношения к ребенку в программе за­фиксирован отказ от формирования политико-идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечелове­ческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и пред­метный центризм в обучении.

Наряду с этим авторы-составители постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образова­ния, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов дет­ской творческой деятельности.

Доработанный документ сохранил свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях современных преобразований воспи­тание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуля-торных). При этом составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Они также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рам­ках данного варианта программы выступает как важнейший результат ус­пешности воспитания и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой со­временную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ре­бенка от рождения до 7 лет.



* См.: Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Методические рекомендации.— М., 1991. (Одобрены Министерством образования Российской Федерации.)

4

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в об­разовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционально­го воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приоб­щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Издание существенно дополнено и переработано; традиционное содер­жание программы трансформировано и обогащено необходимой развиваю­щей средой.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель­ная ценность, высокий художественный уровень используемых произведе­ний культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), воз­можность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Настоящее издание сохраняет преемственность с первоначальным вари­антом программы в обеспечении традиционных сторон дошкольного вос­питания: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудо­вого. Наряду с этим новый вариант программы представляет более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Ведущие цели обновленной программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельно­сти: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

В программе раскрыты закономерности и особенности развития малы­шей от рождения до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы для дошкольных групп.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:



  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном все­стороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отноше­ния ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, доб­рыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятель­ности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельнос­ти; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  • креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяю­щая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

5

L


  • координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной шко­лы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании об­разования ребенка дошкольного возраста.

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном уч­реждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культу­ры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ре­бенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образова­тельных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счаст­ливым детство каждого ребенка.

Физическое воспитание

В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образова­тельные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жиз­ни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнера­достного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое раз­витие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нрав­ственно-волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игро­вой деятельности и повседневной жизни детей.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические усло­вия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ре­бенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полно­ценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимна­стика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выра­ботке у детей правильной осанки.

Программа предусматривает расширение индивидуального двигатель­ного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигатель­ным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению пры­гать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются четко, ритмично, в определенном темпе выпол­нять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, а также под музыку.

Важными задачами программы является воспитание физических ка­честв (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), развитие коорди­нации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве,



6

формирование способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений.

В физическом воспитании большое место отводится физическим уп­ражнениям, которые проводятся в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обуче­ние детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса; игр в городки, кегли и др.). Для этих групп в программе также предусмотрено проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями с уче­том индивидуальных особенностей и уровня подготовки детей.

Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, спо­собствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осо­знавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к сво­ему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности детского сада, устоявшихся национальных традиций регио­на, профессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определенные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствую­щие укладу конкретного учреждения, а также спортивным традициям реги­она в целом.

Умственное воспитание

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, вообра­жения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элемен­тарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Программа стимулирует развитие любознательности.

Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное вос­питание, ориентировки в окружающем мире.

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех со­ставляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:


  • энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);

  • природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется ее законам);

  • воспитательная ценность знаний.

Каждый подраздел программы имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает:

• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение,


вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. п.);

7

• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата


трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере каса­ется всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т. п.

В ознакомлении с миром природы основная цель заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах ком­муникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современ­ным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:



  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действитель­ности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, жи­вотных, растений (земля, вода, воздух);




  • ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функци­ональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

  • формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем со­циальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, ба­бушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

  • формирование первоначальных представлений о макросоциальной сре­де (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о дея­тельности людей, явлениях общественной жизни;

  • формирование первоначальных представлений о явлениях природы, су­точных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

  • формирование экологических представлений, ценностных основ отно­шения к окружающему миру.

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень рече­вого развития, последовательность работы по овладению звуковой систе­мой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию то­го, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют опреде­ленное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать на­иболее подходящие по смыслу слова.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой груп­пы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами явля­ются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляци­онного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за вос­питателем некоторые простейшие слова.

В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становит-

8

ся средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено форми­рование правильного звукопроизношения, развитие элементов связной речи.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для ис­пользования детьми в устной речи распространенных предложений.

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков переска­зывания и составления небольших рассказов.

В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предло­жении (без грамматического определения их).

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диало­гической речи, формирование культуры общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, об­щаться с другими людьми.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель — содействие совершенст­вованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также опре­деление особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада.

В национальных дошкольных образовательных учреждениях, где рабо­та ведется на родном языке, детей с первой группы раннего возраста обуча­ют устной родной речи по программе, разработанной в республике, крае, области, а со средней и старшей групп — русской разговорной речи.

В тех дошкольных образовательных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку по образовательным программам, разра­ботанным в регионах.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель программы по эле­ментарной математике — формирование приемов умственной деятель­ности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Важно использовать материал программы для раз­вития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общать­ся друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.

Необходимым условием успешной реализации программы по элемен­тарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.



9

В рамках новой гуманистической концепции дошкольного воспитания «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено макси­мальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в процессе организации их учебной деятельности. Занятия рассматрива­ются в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Исключаются школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски, стереотипное выполнение всех заданий по инст­рукции взрослого, проведение большинства занятий, сидя за столами.

Занятия по программе носят преимущественно комплексный, пересека­ющийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. В младшем дошкольном возрасте они должны восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом про­цессе, интегрировать (объединять) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их ме­сто в образовательном процессе; сокращать количество регламентирован­ных занятий, заменяя их другими формами обучения.

Уточнение основных тем занятий в различных разделах программы, внесение определенных изменений и дополнений в их содержание могут проводиться с учетом национальных и региональных особенностей воспи­тания, а также развития художественной деятельности на основе местных народных промыслов.

Соотношение времени, отводимого на ознакомление детей с содержани­ем различных тем, определяется педагогом дошкольного образовательного учреждения с учетом условий его деятельности.



Нравственное воспитание

Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важ­нейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуще­ствляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания в новом варианте программы предусмотрена во всех ее разделах, начиная с младших групп.

Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку Родине, уважение к лю­дям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного по­ведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответст­венное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и тру­диться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В программе определены пути решения задач нравственного воспи­тания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоцио­нально-позитивное общение детей друг с другом, организация повсед-


следующая страница >>



Человек — единственное животное, знающее, что его ожидает смерть, и единственное, которое сомневается в ее окончательности. Уильям Эрнест Хокинг
ещё >>