Программа утверждена на заседании ученого совета факультета управления - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа утверждена на заседании Учёного совета эколого-биологического... 1 38.66kb.
Программа обсуждена на заседании кафедры информатики " 29 " мая 2012г. 1 117.66kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 03 1 53.12kb.
Программа курса «механика сплошных сред» 1 18.83kb.
Учебная программа Глазов 2004 Утверждено на заседании Ученого совета... 1 110.39kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 01. 03. 03 «Физика... 1 94.69kb.
Социальная психология бренд-коммуникации 4 709.63kb.
Программа вступительных испытаний в магистратуру 1 131.83kb.
Штат кафедры «Аудит и контроль» 1 104.94kb.
И. о. Председателя Ученого совета Химического факультета Л. 1 94.41kb.
Программа составлена: Утверждена на заседании кафедры ст преподавателем 1 365.48kb.
Математические основы кибернетики 12 1815.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа утверждена на заседании ученого совета факультета управления - страница №1/3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления

Кафедра экономической теории и корпоративного управления

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_______________ Л.И. Быковская
«___» ____________ 2012 г.


Программа утверждена на заседании ученого совета факультета управления

Протокол № 3

от «14» ноября 2012 года

Председатель

_________________ Л.И. Бушуева


ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080507.65 «Менеджмент организации»

Сыктывкар 2012


Оборотная сторона титульного листа
Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта, с учетом требований учебного плана, рекомендаций Учебно-методического объединения по специальности (направлению) 080507.65 «Менеджмент организации»

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономической теории и корпоративного управления

протокол № 3 от « 14 » ноября 2012 г.

Заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления

д.э.н., профессор, академик РАЕН Шихвердиев А.П. _______________

Содержание программы:
Раздел 1. Ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки


Курс «Основы менеджмента»



1. Общая теория управления. Закономерность управления различными системами.

Кибернетика как общая теория управления. Основные элементы кибернетической модели. Основные особенности кибернетики как самостоятельной научной области. Черный ящик», как метод кибернетического моделирования.

Понятие управление системой. Субъект и объект управления. Управленческие команды и связь. Организация как кибернетическая система с управлением. Понятие система управления. Движущие силы управления. Управленческая связь. Отношения управления. Два типа отношений. Рычаги воздействия на объект управления (мотивация). Информационный подход кибернетики к процессам управления различными системами. Прямая и обратная связи в управлении. Основные группы функций системы управления: 1) функции принятия решений; 2) рутинные функции обработки информации; 3) функции обмена информацией.
2. Управление социально-экономическими системами (организациями)

Понятие организация и ее основные составляющие. Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Структура управления. Организационная структура аппарата управления. Внутренняя и внешняя среда. Организация как открытая система. Внешняя среда прямого воздействия (поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры) и внешняя среда косвенного воздействия (культура, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение). Жизненный цикл организаций.   Основные этапы жизненного цикла организации. Процесс управления организациями: с содержательной точки зрения и информационной. Успешная деятельность организаций.


3. Методологические основы менеджмента

Понятие методология. Методология как система, реализующая три основные функции:


1)получение, создание нового знания; 2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий; 3)организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Общие основы методологии менеджмента: диалектический подход; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма. Конкретные основы методологии менеджмента: экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие; системный подход, который является методологией общей теории систем; кибернетический подход; ситуационный подход; исследование операций;  прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем;  теория принятия решений;  теория организации;  психологи; социологи; социальная психология;  антропология;  юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право; и  многие другие.

Подсистема методов исследования. Основные общие методы проведения исследований в менеджменте: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.


4. Инфраструктура менеджмента

Понятие инфраструктура. Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) – как совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Составляющие инфраструктуры менеджмента (структура системы менеджмента): 1.1  – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; 1.2  – ресурсосбережение; 1.3  – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке; 1.4  – организационно-техничес-кое развитие производства; 1.5  – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды; 2.1 – методическое обеспечение; 2.2 – ресурсное обеспечение; 2.3 – информационное обеспечение; 2.4 – правовое обеспечение; 3.1 – стратегический маркетинг; 3.2 – НИОКР; 3.3 – организационно-технологическая подготовка производства; 3.4 – производство; 3.5 – тактический маркетинг; 3.6 – сервис выпущенных товаров; 4.1 – управление персоналом; 4.2 – разработка управленческого решения; 4.3 – оперативное управление реализацией решения.


5. Социофакторы и этика менеджмента

Менеджмент как социальное явление. Взаимосвязь менеджмента с социальными процессами и явлениями. Трансформация коммерческой стратегии фирмы в коммерческо-социально-политическую стратегию. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности. Сочетание этических и коммерческих (деловых) стандартов поведения менеджмента. Создание морального климата внутри организации. Юридическая и социальная ответственность


6. Интеграционные процессы в менеджменте. Моделирование ситуаций и разработка решений

Интеграция и дифференциация в менеджменте. Теория дифференциации и интеграции и их содержание. Матрица модели «дифференциация и интеграция».

Управленческое решение. Содержание основных этапов принятия и реализации решения. Моделирование проблемных ситуаций. Концептуальное моделирование;  математическое моделирование;  имитационное моделирование. Основные этапы построения математических моделей: Содержательное описание моделируемого объекта. 2. Формализация операций. 3. Проверка адекватности модели. 4. Корректировка модели. 5. Оптимизация модели.
7. Природа и состав функций менеджмента

Природа функций управления. Общие и конкретные функции. Существующие концепции на природу функций управления. Общие функции по этапам (стадиям) управления: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ.

Конкретные функции и их типовой состав:
перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; организация работ по стандартизации; учет и отчетность; экономический анализ; техническая подготовка производства; организация производства; управление технологическими процессами;
оперативное управление производством; метрологическое обеспечение;
технологический контроль и испытания; сбыт продукции; организация работы с кадрами; организация труда и заработной платы; материально-техническое снабжение;
капитальное строительство; финансовая деятельность.

Конкретные функции управления (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).


8. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Планирование – важнейшая функция менеджмента. Виды планирования: – общее;  стратегическое;  тактическое; оперативное планирование.

Основные функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: рас-пределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организа-ционное стратегическое предвидение.

Основные признаки стратегического планирования: цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии фирмы; носитель идеи планирования - высший менеджмент; проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования; горизонт планирования – длительные сроки; охват – глобальный, широкий спектр альтернатив; принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Стратегическое планирование и его основные этапы: анализ внешней и внутренней среды;  формулировка миссии и целей организации; разработка стратегии. Основные стратегии развития: стратегии концентрированного роста; стратегии интегрированного роста; стратегии диверсифицированного роста; стратегии сокращения.
Тактическое планирование. Корпоративная стратегия. Бизнес-стратегия. Функциональные стратегии.

Общие методы, применяемые для разработки планов: переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).


9. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента

Организационная структура управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Схема организационной структуры управления.

Основные типы организационных структур управления: линейная; функциональная; линейно-функциональная; матричная; дивизиональная; множественная.

Первичный элемент структуры управления - служебная должность. Должностные инструкции. Делегирование – Достоинства и Недостатки делегирования. Список действий при делегировании. Централизация и децентрализация управления.. Бюрократическая организационная структура и ее характерные черты.


Функциональную организационную структуру. Дивизиональная организационная структура. Адаптивные, органические структуры.
10. Мотивация деятельности в менеджменте

Мотивация человека к деятельности. Абрахам Маслоу (1908-1970) и его пирамида потребностей. Пути удовлетворения потребностей по А.Маслоу. Содержательные теории мотивации: теория мотивации Фредерика Герцберга и его двухфакторная модель. Теория потребностей Дэвида МакКлелланда .

Мотивация персонала с позиций процессуальных теорий: теории ожиданий в менеджменте; теории справедливости. Модель Портера-Лоулера.



Концепция партисипативного управления. Характеристики деятельности человека:
– усилие; старание; настойчивость; добросовестность; направленность.
11. Регулирование и контроль в системе менеджмента

Понятие: регулирование и контроль в менеджменте. Цель контроля. Объект контроля. Стадии контроля. Основные виды управленческого контроля: 1) предварительный; 2)текущий (оперативный); 3) заключительный.

Нормативы управленческого контроля: натуральные, затратные, капитальные, доходные, программные, нематериальные, целевые.

Контроллинг – новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента: причины возникновения, сущность, содержание.
12. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

Управление группами в организации. Взаимодействие работника и менеджера. Формирование и динамика групп в организации. Социальная роль работника и трудового коллектива. Пять этапов развития трудового коллектива. Управление неформальными организациями. Лидерство в системе менеджмента. Эффективное лидерство. Сила лидерского влияния. Власть и влияние в менеджменте. Виды власти в рамках эффективного лидерства (экспертная власть; власть пример; власть информации; принятие решения; вознаграждение и принуждение; власть над ресурсами; власть связей).


13. Управление человеком и управление группой

Человек и группа. Поведение человека и поведение группы. Характерные особенности группы (идентификация себя и своих действий с группой; взаимодействие между членами группы; распределение ролей и т.д.).



Типы групп: формальные и неформальные. Формальные группы и их специфические особенности. Неформальные группы особенности их создания .

Организации, добивающиеся успеха. Эффективное руководство. Лидерство – как тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.


14. Руководство: власть и партнерство

Руководство и руководитель. Понятие власть в менеджменте и виды власти. Классифицикация форм власти. Способы управленческого влияния. Влияние и власть.

Взаимодействие начальника и подчиненного. Баланс власти.

Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий). Дос-тоинства и недостатки делегирования. Перечень действий при делегировании.

Партнерство в менеджменте: сущность, понятие. Возрастающая роль партнерства в условиях новой экономики. Виды партнерства. Социальное партнерство в сфере труда и управления. Трудовой кодекс РФ о социальном партнерстве.

15. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера

Стиль управления как типичная манера и способ поведения менеджера. Классификации стилей менеджмента. Критерии классификация стилей управления: Критерий участия исполнителей в управлении; классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления; критерий преимущественной ориентации. Модель Блейка – Моутона и 5 основных стилей руководства.

Критерии оценки успеха стиля управления:
– воздействие на прибыль и издержки; реализация задач при разработке продукции; реализация задач организации; реализация задач в управлении персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Эффективность стилей управления. Поведение менеджера и его имидж. Формирование положительного имиджа организации и менеджмента организации.


16. Конфликтность в менеджменте

Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала организации. Конфликт – как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Управление конфликтом одна из важнейших функций руководителя.

Типы конфликтов. Пять уровней конфликтов в организации. Источники конфликта и пути их разрешения.. Стратегии поведения в конфликте:

1) уход от взаимодействия; 2) сглаживание; 3) борьба; 4) сотрудничество и решение проблемы; 5) поиск компромисса.

Структурные методы управления конфликтом внутри организации. Функциональные конфликты. Дисфункциональный конфликт.
17. Факторы эффективности менеджмента

Понятие эффективности в менеджменте. Составляющие успеха организации: способность к выживанию, результативность и эффективность, практическая реализация принятых решений.



Эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

Измерение эффективности в менеджменте и производительность. Основные показатели эффективности: 1. Доля затрат на управление в сумме общих затрат на производство и реализацию. 2. Экономическая эффективность управления как отношение прибыли предприятия к затратам на управление. 3. Отношение численности аппарата управления к численности производственного персонала. 4. Соотношение линейного и функционального персонала управления. 5. Финансовое положение предприятия (по ликвидности, по платежеспособности, по эффективности использования активов, по эффективности использования акционерного капитала, по прибыльности).


Вопросы:

  1. Общая теория управления. Закономерность управления различными системами.

  2. Управление социально-экономическими системами (организациями)

  3. Методологические основы менеджмента

  4. Инфраструктура менеджмента

  5. Социофакторы и этика менеджмента

  6. Интеграционные процессы в менеджменте. Моделирование ситуаций и разработка решений

  7. Природа и состав функций менеджмента

  8. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

  9. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента

  10. Мотивация деятельности в менеджменте

  11. Регулирование и контроль в системе менеджмента

  12. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

  13. Управление человеком и управление группой

  14. Руководство: власть и партнерство

  15. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера

  16. Конфликтность в менеджменте

  17. Факторы эффективности менеджмента


Основная литература


  1. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : [электронный учебник]. Рек. УМО / [Л. В. Плахова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева и др.] .— М. : КноРус, 2010 ;

  2. Пустынникова, Е. В. Основы менеджмента : учебное пособие для студ. вузов. Доп. УМО / Е. В. Пустынникова .— 2-е изд., стер. — М. : КноРус, 2011 .— 316 с.

  3. Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учебник для студ. вузов / В. Р. Веснин .— М. : Проспект, 2011 .— 306 с.

  4. Основы менеджмента : учебное пособие для студ. вузов. Доп. УМО / [Л. Л. Алехина, Т. М. Анурина, Б. А. Бочкарев и др.] .— 2-е изд., стер. — М. : КноРус, 2010 .— 486 с.

  5. Шихвердиев А.П., Серяков А.В. Социальная ответственность бизнеса: учебное пособие [электронный ресурс] http://koet.syktsu.ru / Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2011.


Дополнительная литература


  1. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л-. Разу. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. - 504 с.




  1. Якокка Ли. Карьера менеджера. Пер. с англ. М.: Филинъ, 2008.

  1. Электронная книга. Бизнес-пособие «Менеджмент» - Теория и практика менеджмента. – М.: ИД «Равновесие», 2004.
    Шихвердиев А.П., «Корпоративный менеджмент» // Учебное пособие [Электронный ресурс] http://koet.syktsu.ru Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2009. № рег.50200901048 ВНТИЦ.

  1. Шихвердиев А.П., Серяков А.В. Корпоративная социальная ответственность: теория и практика. Москва: ЭконИнформ, 2010.

  2. Шихвердиев А.П. Корпоративное управление: теория и практика. Москва: ЭконИнформ, 2010.

  3. Шихвердиев А.П. Частно-государственное партнерство: учебное пособие [электронный ресурс] http://koet.syktsu.ru / Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2011.

  4. Чарина, А. М. Основы менеджмента : учебное пособие. Утв. НМС. Ч.1 / А. М. Чарина, В. П. Чесноков .— Сыктывкар : КРАГСиУ, 2007 .— 145 с.

  5. Мескон, М. Х. Основы менеджмента : учебное пособие / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури .— 3-е изд. — М. : ООО "И.Д. Вильямс", 2008 .— 672 с.

  6. Исаев Р. А. Основы менеджмента   - М.: Дашков и Ко, 2010.
    Попов С. Г. Основы менеджмента: учебное пособие / С. Г. Попов .— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2006 .— 176 с. — Библиогр.: с. 172.

  7. Гончаров В. И. Основы менеджмента : учебное пособие / В. И. Гончаров .— Мн. : ООО "Современная школа", 2006 .— 281с.



Периодические издания - журналы

  1. Менеджмент в России и за рубежом.

  2. Проблемы теории и практики управления.

  3. Менеджмент и маркетинг в России и за рубежом

  4. Вопросы экономики

  5. Экономист

  6. Эко – Экономика и организация производства

  7. Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. «Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера» www.koet.syktsu.ru/vestnik/otredakcii.htm


Курс «Антикризисное управление»
1. Содержание и принципы диагностики объектов антикризисного управления

Принципы диагностики: объективность, конкретность, единство ситуационного и стратегического подходов, системность, профессионализм, единство количественного и качественного подходов. Технология и методы диагностики. Информационное обеспечение диагностики. Признаки банкротства.



2. Прогнозирование и предвидение кризисов.

Уровень развития отрасли, рыночная конъюнктура в конкретном секторе производства. Доступность сырья и длительность производственного цикла. Стадия жизненного цикла, на котором находится фирма, уровень ее специализации, качество выпускаемой продукции. Инновационные возможности.


3. Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций

Антикризисное регулирование как макроэкономическая категория. Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям. Привлечение инвесторов. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников. Оптимизация налогообложения. Активная подготовка и поддержка деятельности профессиональных управляющих.


4. Банкротство и ликвидация организаций (предприятий)

Банкротство предприятий как явление современной российской экономики. Основные положения Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятия". Суть реорганизации (внешнее управление). Санация и ее цель. Ликвидация предприятия и процедуры ее осуществления. Принципы системы банкротства.


5. Роль инновации в антикризисном управлении

Понятие инновационного потенциала. Виды инноваций. Содержание плана инновационной работы фирмы. Отечественный и зарубежный опыт инновационной деятельности. Инновация – ведущее средство антикризисного менеджмента.




следующая страница >>



Решиться обзавестись ребенком — дело нешуточное. Это значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела. Элизабет Стоун
ещё >>