Программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» 4 583kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «общественное здравоохранение... 1 105.8kb.
В X семестре Занятие №1 Лекция 1 367.4kb.
Программа вступительных экзаменационных испытаний в интернатуру/ординатуру... 1 67.26kb.
Рейтинговая оценка знаний студентов 5 курса стоматологического факультета... 1 103.52kb.
Министерство здравоохранения РФ 1 142.35kb.
Программа разработки в статистических исследованиях. Группировка... 31 1848.52kb.
Общественное здоровье 3 953.46kb.
Социально-гигиенические аспекты бесплодия у мужчин 14. 02. 03 Общественное... 1 331.68kb.
Оценка эффективности организации дополнительной диспансеризации граждан... 1 308.01kb.
Рейтинговая оценка знаний студентов 4 курса лечебного факультета... 1 189.62kb.
Календарно-тематический план по дисциплине Общественное здоровье... 1 50.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение - страница №1/1

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: 060502 «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кисловодский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Разработчики: Субботенко Ирина Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Григорян Тамара Мехаковна, преподаватель ФГОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздравсоцразвития России

СОДЕРЖАНИЕ





стр.




  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4




  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


13



  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»


    1. Область применения программы.

Примерная программа учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствие с ФГОС по специальности СПО 060502 «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Примерная программа учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» может быть использована в дополнительном образовании в области организации здравоохранения.



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» входит в состав раздела «Общепрофессиональные дисциплины» Профессионального цикла.



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

Обучающийся должен уметь:

– консультировать по вопросам правого взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;

– находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;

– анализировать показатели общественного здоровья населения;

– вести утвержденную медицинскую документацию;

– организовать работу массажиста.



Обучающийся должен знать:

– факторы, определяющие здоровье населения;

– показатели общественного здоровья населения, методику их анализа;

– первичные учетные и статистические документы, основные виды медицинской документации;

– правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения;

– основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения;

– систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;

– основы диспансеризации;

– социальную значимость заболеваний;

– законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;

– принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения и отделения массажа;

– принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины по специальности СПО 060502 «Медицинский массаж»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа,

самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.



  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы



Количество часов


Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе




теоретические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе




Составление глоссария

Изучение законодательных актов Правительства Российской Федерации.

Написание докладов и рефератов по тематике дисциплины.

Выполнение домашней работы по темам дисциплины.

Составление таблиц, схем и диаграмм по дисциплине.

Решение ситуационных задач.

Проведение бесед с разными группами населения по пропаганде здорового образа жизни, улучшению качества жизни.




2.2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1. Общественное здоровье: основные понятия, факторы риска, показатели оценки.

10




Тема 1.1. Основные понятия здоровья населения. Факторы, определяющие здоровье населения. Качество жизни, связанное со здоровьем.

Содержание учебного материала:

Здоровье – как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Медицинская статистка как раздел биостатистики. Группы индикаторов для определения оценки здоровья населения. Группы здоровья. Классификация факторов, определяющих состояние здоровья населения. Факторы риска, опасные для здоровья. Качество жизни – отражение уровня комфортности человека в обществе. Основные компоненты качества жизни. Методы оценки качества жизни.



2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

  2. Анализ показателей общественного здоровья.

2


Тема 1.2. Медико-социальные аспекты демографии

Содержание учебного материала:

Демография – наука, изучающая воспроизводство населения.

Медицинская демография. Два направления в статистическом воспроизводстве населения. Перепись населения. Типы возрастных типов населения. Основные причины изменения численности и структуры населения. Механическое движение населения. Естественное движение населения. Статистический учет рождений. Статистика живорожденности.

Статистические показатели рождаемости. Статистические показатели смертности. Детская смертность. Естественный прирост населения.


2

1


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

  2. Расчет статистических показателей.

1


Тема 1.3.

Заболеваемость населения. Индивидуальность. Физическое развитие.



Содержание учебного материала:

Заболеваемость населения – составляющая комплексной оценки здоровья населения. Источники информации о заболеваемости.

Учет заболеваемости. Формы учета заболеваемости. Технологии медицинских осмотров:

– предварительные медицинские осмотры;

– периодические медицинские осмотры;

– целевые медицинские осмотры.

Первичная заболеваемость. Общая заболеваемость. Международная статистическая классификация болезней. Индивидуальность как показатель общественного здоровья. Группы инвалидности. Физическое развитие – показатель уровня здоровья населения. Основные методы изучения физического развития человека. Антропоскопия, антропометрия, антропофизиометрия. Акселерация – ускорение физического развития детей и подростков.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

  2. Провести сравнительную характеристику причин инвалидности за последние 10 лет.

1


Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение организации труда медицинского работника.

3




Тема 2.1. Основные виды медицинской документации, регулирующей деятельность медработников.

Содержание учебного материала:

Первичные учетные и статистические документы. Правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения (в том числе – массажного). Перечень нормативных документов в деятельности медработника, медицинской сестры по массажу. Должностные инструкции медицинских работников, порядок разработки. Показатели деятельности лечебного учреждения.


2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

  2. Заполнение бланков учетно-отчетной документации.

1



Раздел 3. Правовые основы охраны здоровья граждан.


6




Тема 3.1. Система законодательства об охране здоровья граждан.


Содержание учебного материала:

Система законодательства об охране здоровья граждан. Основные нормативно-правовые акты. Права граждан в области охраны здоровья.

Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Принципы прав и свобод граждан. – Основы законодательства РФ об охране здоровья, Федеральные законы, регулирующие медицинскую деятельность: «О трансплантации органов и (или) такой человека», «О донорстве крови её компонентов», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О медицинском страховании граждан в РФ»

Нормативные документы по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.


2

1


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение нормативно-правовых документов.

  2. Составление глоссария правовых терминов.

1





Тема 3.2. Права граждан в области охраны здоровья. Правовое положение медицинских работников

Содержание учебного материала:

Медико-социальная помощь при заболевании и утрете трудоспособности.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Права пациента при обращении за медицинской помощью. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью. Документы на осуществление медицинской и фармацевтической деятельностью. Право на занятие частной медицинской практикой и народной медициной. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников. Гражданско-правовая ответственность при оказании медицинской помощи. Дисциплинарная ответственность медицинских работников.

Административная ответственность. Уголовная ответственность.


2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение нормативно-правовых документов.

  2. Подготовка рефератов на тему: «Права пациентов», «Социальные права медработников».

1


Раздел 4. Основы медицинского страхования в Российской Федерации.

5




Тема 4.1. Обязательное медицинское страхование. Добровольное медицинское страхование.

Содержание учебного материала:

Медицинское страхование как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Страховой риск и страховой случай. Понятие страхователи. Порядок заключения договора обязательного страхования. Права граждан в системе обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации (СМО) и территориальные фонды ОМС (ТФОМС), функции и задачи. Модели организации ОМС в Российской Федерации. Принципы ОМС. Добровольное медицинское страхование – часть личного страхования. Порядок заключения договора о добровольном медицинском страховании. Различия обязательного и добровольного медицинского страхования.



4


2


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

  2. Поиск информации в Интернет по вопросам медицинского страхования

1


Раздел. 5 Организационные основы здравоохранения в Российской федерации.

6




Тема 5.1. Система здравоохранения . Виды медицинской помощи.

Содержание учебного материала:

Охрана здоровья неотъемлемое условие развития общества.

Три системы здравоохранения. Основные принципы отечественного здравоохранения. Виды медицинской помощи. Принципы отечественного здравоохранения. Виды медицинской помощи. Принципы. Классификация медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь. Номенклатура учреждений здравоохранения.


4


2


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

  2. Составление классификации организаций здравоохранения.

2





Раздел 6. Экономические основы здравоохранения в Российской Федерации.

10




Тема 6.1. Общие положения. Источники финансирования здравоохранения. Программа государственных гарантий.

Содержание учебного материала:

Социальные и экономические составляющие здоровья. Экономика здравоохранения – наука, последующие действия объективных экономических законов. Источники финансирования здравоохранения.

Две формы оказания гражданам медицинской помощи. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи – основной документ определяющий виды и объемы медицинской помощи. Территориальные программы государственных гарантий. Нормативы объектов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

Основные принципы финансового планирования. Порядок предоставления платных медицинских услуг


2


1

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.



2


Тема 6.2. Принципы организации и оплаты труда в здравоохранении. Основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения

Содержание учебного материала:

Оплата труда – главный источник формирования денежных доходов работника. Составляющие фонда оплаты труда. Штатное расписание лечебного учреждения. Порядок определения должностных окладов. Тарифная ставка. Основные формы оплаты труда. Финансовые ресурсы здравоохранения. Материальные ресурсы здравоохранения. Бухгалтерский баланс. Активы и пассивы. Ликвидность активов.

Показатели стоимости и состояния основных средств. Показатели движения основных средств. Показатели использования основных средств. Финансовые результаты организации здравоохранения.

Финансовая устойчивость организации здравоохранения. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. Рынок медицинских товаров и услуг. Спрос. Виды спроса на рынке медицинских товаров и услуг

Покупательная способность населения. Медицинская услуга. Классификация медицинских услуг. Стандартные и индивидуальные медицинские услуги. Группы пациентов.

Цена. Цена спрос, цена предложения. Цена равновесия. Конкуренция. Конкурентные преимущества. Медицинский маркетинг. Реклама.



4


1


Самостоятельная работа:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

  2. Составление глоссария по изученной теме.

2





Раздел 7. Основы управления здравоохранения.

8




Тема 7.1. Основные положения. Принципы управления.


Содержание учебного материала:

Менеджмент – региональное управление современным производством.

Управление – это функция организованных систем различной природы.

Субъект управления. Объекты управления. Принципы управления: целенаправленность; правовой защиенности управленческого решения; оптимизации управления, достаточности в централизации и децентрализации управления; единоначинание делегирования полномочий.


2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

  2. Составление схемы функции управления.

1





Тема 7.2. Стили управления. Методы управления. Технология принятия управленческого решения.

Содержание учебного материала:

Стиль управления – способ осуществления управленческой деятельности.

Стили управления: авторитарный, либеральный, демократический. Методы управления – способы и приемы воздействия руководителя организации на коллектив. Методы управления: организационно-распорядительные; экономико-математические, социально-психологические; общественные, коллективные. Управленческое решение – директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления.

Классификация управленческих решений по признакам.


2

2





Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы.

  2. Составление кроссворда по теме.

1





Итоговое занятие

Тестирование

2






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» требует наличия учебного кабинета права и общественного здоровья и здравоохранения.



Оборудование учебного кабинета:

Оборудование учебного кабинета: наглядные средства обучения, таблицы, схемы, образцы документов, бланки учетно-отчетной документации.



3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий.

1. Медик В.А, Токмачев В.К., Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Москва Издательство «Медкнига» 2008

Москва ИКЦ «Академкнига» 2008 г.

2.Общественное здоровье и здравоохранение: учебник под редакцией В.А. Миняева, Н.И. Вишнекова, М: Медприс информ, 2003.

3.2.2. Перечень дополнительной литературы

1. Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика М.: ГЭОТАР-МЕ, 2008 г.

2. Герасименко Н.Ф., Максимов Б.Д. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья гражданам. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001 г.

3. Решетников А.В. Управление, экономика и социология обязательного медицинского страхования. В 3-х томах М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002 г.

3.2.3. Учебно-методические комплексы или учебно-методические пособия по разделам и темам дисциплины.

3.2.4. Сборники тестовых заданий и ситуационных задач.

3.2.5. Электронные образовательные ресурсы (дидактический материал на электронном носители, электронные дидактические материалы информационного, практического и контролирующего типов, электронные учебные пособия.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.





Результаты обучения

(освоенные умения и усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

– консультировать по вопросам правого взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;

– находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;

– анализировать показатели общественного здоровья населения;

– вести утвержденную медицинскую документацию;

– организовать работу массажиста.



  1. Тестовый контроль.

  2. Устный опрос.

  3. Деловая игра.

  4. Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

  5. Наблюдение и оценка выполнения самостоятельной работы.

Усвоенные знания:

– современное состояние факторы, определяющие здоровье населения;

– показатели общественного здоровья населения, методику их анализа;

– первичные учетные и статистические документы, основные виды медицинской документации;

– правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения;

– основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения;

– систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;

– основы диспансеризации;

– социальную значимость заболеваний;

– законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;

– принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения и отделения массажа;

– принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях.




  1. Устный опрос – фронтальный и индивидуальный.

  2. Тестирование с использованием информационных технологий.

  3. Деловая игра.

  4. Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.







Признак дурного тона — начинать заигрывать со вдовой, прежде чем она вернется домой с похорон. Сьюмас Макманус
ещё >>