Программа учебной дисциплины «Макроэкономика» для студентов специальностей 080105. 65 «Финансы и кредит» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» для студентов... 1 177.1kb.
Программа дисциплины Макроэкономика для направления 080300. 6 386.05kb.
Рабочая программа по дисциплине «математика» для студентов, обучающихся... 5 782.04kb.
Программа составлена на основе: гос впо №181 по специальности 080105... 1 173.9kb.
Программа дисциплины Банковское право для специальности 080105. 1 86.37kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 3 529.64kb.
Программа дисциплины кроэкономика (продвинутый уровень Макроэкономика-3) 5 277.43kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей: 080507... 11 1092.51kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 246.37kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 11 916.56kb.
Программа дисциплины Анализ финансовых рынков  Направление подготовки... 5 493.03kb.
Алексея леонтьевича бызова 5 597.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа учебной дисциплины «Макроэкономика» для студентов специальностей 080105. - страница №1/1

Программа учебной дисциплины
« Макроэкономика »
для студентов специальностей 080105.65 «Финансы и кредит»,

080507.65 «Менеджмент организации»
Автор программы: заслуженный деятель науки Российской Федерации,

доктор экономических наук, профессор А.Д. Смирнов

Пояснительная записка.
Краткая характеристика учебной дисциплины
Курс “Макроэкономическая теория” входит в состав дисциплин необходимых для подготовки профессиональных экономистов и финансистов. Он читается в течение 48 часов для студентов, желающих получить степень магистра экономики или финансов. Курс соответствует международным стандартам. Для изучения курса требуется знание основ экономической теории и элементов математики.

Цели курса



Курс “Макроэкономическая теория” необходим для понимания процессов функционирования современной экономики, включая причины и факторы роста и падения производства, а также возможностей его регулирования рыночными средствами. Изучаются механизмы поведения рыночной экономики в кратко-, средне- и долгосрочном периодах и формирования агрегированного спроса и предложения на различных макроэкономических рынках. Раскрывается роль ожиданий как важнейшей компоненты принятия рациональных экономических решений.

Систематически рассматриваются инструменты регулирования конкурентной экономики, включая государственный бюджет и долг, ставку процента и обменный курс. Исследуется роль сбережений и инвестиций как факторов роста экономики, их воздействие на совокупное потребление и агрегированный спрос, денежное обращение и платежный баланс.

Особое внимание уделяется финансовым механизмам распределения ограниченных ресурсов между отраслевыми рынками и во времени. Разъясняется роль денег в современной экономике, смысл ставки процента как цены кредита, значение рынка денег в формировании агрегированного спроса. Изучаются взаимодействие денег и долгов, производства и инфляции: рассматриваются функции центрального банка и основы монетарной политики. В соответствующих разделах курса акцентируются причины глобального экономического кризиса и возможные макроэкономические средства его преодоления.

Одной из целей курса макроэкономической теории является обучение студентов приемам макроэкономического анализа. В частности, студентам предлагается возможность иметь в составе своих дипломных проектов так называемую «макроэкономическую компоненту». Это означает следующее.

В рамках выбранной темы проекта (эссе) студент выбирает некоторую систему макроэкономических факторов и показателей (ВВП, дефицит бюджета и/или платежного баланса, инфляция, ставка процента, обменные курсы валют, состояние рынков и т.д.), которые оказывают существенное влияние на динамику конкретного объекта.

В работе проводится качественный и количественный анализ полученной информации.

Выявляются фундаментальные факторы и краткосрочные шоки, влияющие на соответствующий экономический объект или процесс. На основе методологии макроэкономического моделирования дается оценка выявленным тенденциям. Если возможно, то составляется прогноз динамики соответствующей макроэкономической переменной или процесса.

Результаты макроэкономического раздела исследования используются для разработки систематической оценки воздействия макросреды на поведение выбранного объекта. По возможности, исследование проводится на основе некоторой макроэкономической модели, которая помогает повысить обоснованность финансовых расчетов.



Тематическое содержание учебной дисциплины.
Тема 1. Методология макроэкономического анализа.
Необходимость знания макроэкономических связей, структуры и зависимостей для современных экономистов и финансистов. Основные понятия макроэкономического анализа и моделирования. Макроэкономические переменные, индикаторы и индексы. Агрегирование и важнейшие макроэкономические рынки. Макроэкономика краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периодов. Экономические «циклы», подъемы и спады производства; их исследование, макроэкономический анализ и прогнозирование.
Тема 2. Агрегированный рынок товаров и услуг.
Экономические предпосылки краткосрочной модели Дж. М. Кейнса. Равновесие совокупного продукта или дохода на реальном рынке. Инвестиционный спрос и реальная ставка процента. Квазистатическое равновесие, макроэкономический мультипликатор и виды мультипликаторов. Государственный бюджет и его влияние на агрегированный спрос и совокупный доход. Сбалансированный бюджет. Фискальная политика: основные цели и инструменты. Инструменты регулирования экономических «циклов».
Тема 3. Агрегированный финансовый рынок.
Функции денег в конкурентной экономике. Модель финансового рынка Дж. М. Кейнса. Деньги и облигации, равновесие на финансовом рынке. Реальная и номинальная ставки процента. Спрос на деньги и его основные факторы. Предложение денег и денежная база. Основные денежные агрегаты. Денежный и банковский мультипликаторы. Монетарная политика и ее основные инструменты. Роль центрального банка в современной рыночной экономике. Монетарные факторы экономического кризиса, инструменты преодоления его негативных последствий.
Тема 4. Агрегированный спрос и равновесие на рынках товаров и денег.
Понятие реальных денег; деньги и цены. Агрегированный спрос и его регулирование в рыночной экономике. Кривая IS положений равновесия на рынке товаров и услуг. Кривая LM и равновесие на финансовом рынке. Модель Хикса-Хансена, основные экономические предпосылки ее существования и возможности применения. Макроэкономическая политика: фискальная и монетарная политики, их интерпретация в модели IS-LM. Особенности регулирования экономики для нулевых значений ставки процента.

Тема 5. Рынок труда и агрегированное предложение.
Макроэкономическая производственная функция. Спрос и предложение труда. Безработица и переговоры о номинальной заработной плате. Ставки номинальной и реальной заработной платы. «Естественная» безработица и равновесие на рынке труда. Возможности сокращения безработицы. Агрегированное предложение; роль ожиданий в экономике. Функция агрегированного предложения в краткосрочном и среднесрочном периодах.
Тема 6. Экономические циклы, инфляция и долг.
Макроэкономическое равновесие в кратко- и среднесрочном периоде. Нейтральность денег. Инфляция: ожидаемая и неожиданная инфляция, их эффекты. Инфляция спроса и инфляция предложения. Функция Филлипса: взаимодействие инфляции и безработицы. Понятие инфляции как чисто монетарного явления. Финансирование государственного долга и инфляция. «Цикличность» реального дохода и цен в современной рыночной экономике. Экономические кризисы и дефляция. Дефляция как «лечение» макроэкономического неравновесия.
Тема 7. Элементы теории экономического роста.
Факторы роста экономики в долгосрочном периоде. Неоклассическая производственная функция. Роль труда, капитала и технического прогресса. Расчет темпов технического прогресса. Основное уравнение экономического роста. Остаток Солоу. Сбережения и инвестиции в долгосрочном периоде. Стационарные состояния экономики. Благосостояние и капиталовооруженность. «Человеческий капитал» и его роль в долгосрочной перспективе. Возможности и политика экономического роста.
Тема 8. Открытая экономика и рынок валюты.
Платежный баланс и его состав. Торговый баланс и понятие «чистого экспорта». Реальный и номинальный обменный курс. Соотношение «внутреннего» и «внешнего» макроэкономического равновесия. Финансовый арбитраж на мировых рынках спот и форвард. Обменный курс и режимы обмена валют. Модель Манделла-Флеминга «открытой» экономики. Мобильность капитала, мировая и национальная ставки процента. Интервенции центрального банка на рынке валют. Фискальная и монетарная политики в открытой экономике. Монетарный подход к анализу платежного баланса в кратко- и долгосрочном периодах.
Формы контроля знаний, система оценки обучающихся

и структура итоговой оценки
итоговый контроль - письменный экзамен.
Для экзамена:

5-балльная шкала

10-балльная шкала




1

неудовлетворительно

2




3




4

удовлетворительно

5




6

хорошо

7




8

отлично

9




10


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:


  1. Основные понятия макроэкономического анализа и моделирования.

  2. Макроэкономические переменные, индикаторы и индексы.

  3. Макроэкономика краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периодов.

  4. Экономические предпосылки краткосрочной модели Дж. М. Кейнса.

  5. Инвестиционный спрос и реальная ставка процента.

  6. Квазистатическое равновесие, макроэкономический мультипликатор и виды мультипликаторов.

  7. Государственный бюджет и его влияние на агрегированный спрос и совокупный доход. Сбалансированный бюджет.

  8. Деньги и облигации, равновесие на финансовом рынке. Спрос на деньги и его основные факторы.

  9. Монетарные факторы экономического кризиса, инструменты преодоления его негативных последствий.

  10. Кривая IS положений равновесия на рынке товаров и услуг.

  11. Кривая LM и равновесие на финансовом рынке.

  12. Макроэкономическая производственная функция.

  13. Спрос и предложение труда.

  14. Безработица и переговоры о номинальной заработной плате.

  15. «Естественная» безработица и равновесие на рынке труда.

  16. Функция агрегированного предложения в краткосрочном и среднесрочном периодах.

  17. Макроэкономическое равновесие в кратко- и среднесрочном периоде.

  18. Инфляция: ожидаемая и неожиданная инфляция, их эффекты.

  19. Инфляция спроса и инфляция предложения.

  20. Функция Филлипса: взаимодействие инфляции и безработицы.

  21. Финансирование государственного долга и инфляция.

  22. «Цикличность» реального дохода и цен в современной рыночной экономике.

  23. Факторы роста экономики в долгосрочном периоде.

  24. Роль труда, капитала и технического прогресса.

  25. Основное уравнение экономического роста.

  26. Сбережения и инвестиции в долгосрочном периоде.

  27. «Человеческий капитал» и его роль в долгосрочной перспективе.

  28. Возможности и политика экономического роста.

  29. Платежный баланс.

  30. Торговый баланс и понятие «чистого экспорта».

  31. Соотношение «внутреннего» и «внешнего» макроэкономического равновесия.

  32. Финансовый арбитраж на мировых рынках спот и форвард.

  33. Обменный курс и режимы обмена валют.

  34. Мобильность капитала, мировая и национальная ставки процента.


Литература основная и дополнительная:



  1. Смирнов А.Д. A la` Minsky Model of Financial Crises// Journal of Finance,

2011 [статья]

  1. Blanchard, O. (2006) Macroeconomics. Prentice Hall, Upper Saddle River, NJ.




  1. Dornbusch, R., Fischer, S., Startz, R. (2000) Macroeconomics, McGraw Hill.




  1. Р. Дорнбуш, С. Фишер. Макроэкономика, Изд. Московского университета, Москва, 1997.




  1. М. Бурда, Ч. Виплош. Макроэкономика. Европейский текст (перевод). Судостроение, С-Петербург, 1998.




  1. Г. Мэнкью. Макроэкономика (перевод). Изд. Московского университета, Москва, 1994.




  1. А.Д. Смирнов. Лекции по макроэкономическому моделированию. Изд. ГУ ВШЭ, Москва, 2000.



Дополнительные сведения


Адреса сайтов, где есть электронные версии публикаций:

http://www.vopreco.ru/rus/archive.files/n10_2008.html
Материально техническое и информационное обеспечение дисциплины.

Перечень необходимых технических средств обучения:

  • Мультимедийный проектор

  • Доступ к интернет ресурсам











Тому, кто совершит преступление дважды, оно уже кажется дозволенным. Талмуд
ещё >>