Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Исследование социально-экономических... 1 412.42kb.
Программа дисциплины «социология политических процессов» 1 194.55kb.
2. методология исследования социально-экономических и политических... 1 206.96kb.
Программа дисциплины "Теории социально-политических трансформаций" 1 222.08kb.
Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» 1 234.8kb.
Программа дисциплины «Теории социально-политических трансформаций» 1 234.61kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история правовых и политических... 2 428.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений... 1 300.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Налоговое право зарубежных... 2 439.26kb.
Рабочая программа по дисциплине «Исследование операций и методы оптимизации»... 1 141.84kb.
Ноу впо «ИнЭУ» Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин 6 863.33kb.
Идейные рельефы в платформах российских политических партий 1 230.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических - страница №1/3




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100

Москва - 2012



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт Государственного управления и права

Кафедра государственного управления и политических технологий

У т в е р ж д а ю

проректор по организации

методической и учебно-воспитательной работы


(ученое звание, инициалы, фамилия)

__________________20_г.



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100

Москва – 2012



УДК

Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов». Для бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» - 081100 / Сост. Н.В.Блинова. М.: ГУУ, 2012.


С О С Т А В И Т Е Л Ь:

кандидат политических наук, доцент

Н.В.Блинова

О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий кафедрой

государственного управления и политических технологий,

доктор исторических наук, профессор

Н.А.Омельченко

О Б С У Ж Д Е Н А

на заседании кафедры

государственного управления и политических технологий

Протокол от 22 декабря 2011г. № 6

О Б С У Ж Д Е Н А И О Д О Б Р Е Н А

на заседании методического совета Института

Государственного и муниципального управления

Протокол от 12 января 2012г. № 1

ãН.В. Блинова, 2012


ãФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
Цель учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» является формирование у бакалавров системного представления о методологии и технологиях исследования социально-экономических и политических процессов (далее - СЭПП) и явлений в современной науке, а также выработка у обучающихся способности выбирать и использовать технологии и методики исследования, адекватные объектам государственно – политической и управленческой практики.

Основные задачи учебной дисциплины:

- раскрыть студентам теоретические подходы осмысления СЭПП;

- сформировать у бакалавров навыки научного анализа: международной и государственной политики (а), политической системы государства, ее компонентов и процессов (б), публичной сферы (в), социально-экономических процессов и явлений (г);

- обучить бакалавров прикладным методам и технологиям исследования СЭПП, которые активно используются в современной управленческой практике.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Исследование социально-экономических и политических процессов» относится к профессиональному циклу дисциплин ООП бакалавриата (Б3) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» и ориентирована на повышение профессиональной составляющей при подготовке бакалавров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, таких как: «История», «Социология», «Философия», «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Политология», «История мировых цивилизаций», «Государственное регулирование экономики», дисциплин математического и естественно-научного цикла бакалавриата, таких как: «Математика», «Информационные технологии в управлении», «Статистика», «Логика», «Основы математического моделирования социально-экономических процессов», а также таких профессиональных дисциплин, как: «Государствоведение», «Социология управления», «История государственного управления». Приобретенные в результате освоения указанных дисциплин знания закономерностей и этапов социального, исторического и экономического процессов, основных философских понятий и категорий, терминов и моделей микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики, основ экономико-математического анализа и моделирования, а также владение математическими, статистическими и количественными методами решения типовых управленческих задач, обеспечивают фундаментальную подготовленность обучающихся для освоения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Основы государственного и муниципального управления», «Принятие и исполнение государственных решений», «Государственная и муниципальная служба», «Этика государственной и муниципальной службы», «Политический менеджмент», «Стратегическое управление», «Государственное управление в зарубежных странах», «Теория и механизмы взаимодействия государства и гражданского общества», «Политические элиты и политическое лидерство в современной России», «Политическое развитие и политическая модернизация».


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):



    Наименование компетенции

    Код компетенции

знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

    ОК-4

    умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способен к критическому анализу своих возможностей

    ОК-14

владеет навыками самостоятельной, творческой работы; умеет организовать свой труд; способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации

    ОК-16

способен анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой

    ПК-20

умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций

    ПК-24

умеет моделировать административные процессы и процедуры в органах власти

ПК-25

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

  • категориальный аппарат курса;

  • основы методологии изучения СЭПП;

  • содержание общенаучных и конкретно-прикладных методов исследования СЭПП;

  • сущность, принципы, способы и диапазон применимости приемов и технологий научного исследования политических и социально-экономических институтов, явлений, отношений;

  • основные этапы прикладных исследований СЭПП и их содержание;

  • сущность и сферу применения основных приемов моделирования СЭПП.

Уметь:

- осуществлять эффективный поиск релевантной информации о СЭПП и профессионально работать с научными и методическими источниками;

- выявлять закономерности и частности в ходе научного осмысления зарубежных и отечественных явлений, отношений и процессов в политической и социально-экономической сфере;

- адекватно применять методы, методики и технологии научного исследования к объектам социально-экономической и политической реальности;

- делать адекватные выводы по результатам научного анализа СЭПП и на их основе принимать осознанные управленческие решения.

Владеть:


  • навыками научного исследования СЭПП;

  • методиками и технологиями формулирования и проверки научной теории, сбора и обработки информации о СЭПП, осмысления и интерпретации результатов исследования, моделирования СЭПП;

  • навыками работы с нормативно-правовыми, статистическими, публицистическими и иными источниками информации о состоянии объектов социально-экономической и политической сферы.


4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, цели и задачи изучения дисциплины, её онтологические и гносеологические стороны.

Суть научного подхода к действительности. Различия в методах естественных и гуманитарных наук. Общее и особенное в соотношении есте­ственных, социальных и исторических дисциплин. Теоретический и прикладной уровень дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов». Единство теоретической и социальной направленности исследований социально-экономических и политических процессов.

Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов», ее онтологическая и гносеологическая стороны.
Контрольные вопросы:


  1. Назовите основные задачи дисциплины?

  2. В чем заключается сущность научного подхода к изучению действительности?

  3. Что является объектом и предметом изучаемой дисциплины?

  4. Как проявляется единство теоретической и социальной направленности исследований социально-экономических и политических процессов?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю.В.Вертакова, О.В.Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е.П.Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/
Раздел 1. Методологические аспекты исследования социально-экономических и политических процессов.

Тема 2. Сущность и содержание социально-экономических и политических процессов.

Понятия «процесс», «социальный процесс», «социально-экономический процесс», «экономический процесс», «политический процесс». Их виды и типы. Классификация общественных процессов. Структура социально-экономических и политических процессов.

Методика социально-экономической структуризации современного общества. Уровень и качество жизни как интергальные индикаторы социально-экономического благополучия. Международная и российская методики измерения уровня жизни населения.

Уровень занятости или безработицы, уровень доходов, обеспеченность жильем и собственностью, качество услуг. Качество жизни и его составляющие: продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, уровень образования, культурный и интеллектуальный потенциал, среда обитания.

Средний класс и проблемы его самоидентификации и существования в современной России.

Проблема коррупции.



Контрольные вопросы:

  1. Приведите примеры процессов и явлений. В чем отличия?

  2. Приведите примеры социально-экономических и политических процессов. Как производится классификация общественных процессов?

  3. Какие типы и виды социально-экономических и политических процессов вы знаете?

  4. Какие социально-экономические и политические процессы, протекающие в современном обществе вы можете назвать?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Категории политической науки. Учебник / авт. конц. А.Ю. Мельвиль. - М.: РОССПЭН, 2004. – 344 с.

5) Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. – 145 с.

6) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/
Тема 3. Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов.

Понятие системы. Сущность системного подхода к исследованию социально-экономических и политических процессов. Деятельностный подход. Базовая модель активной системы. Внешняя среда и взаимодействие с ней активной системы. Модели жизненного цикла. Метод моделирования. Метод декомпозиции. Базовый конфигуратор представлений (функциональное, морфологическое, процессное). Категория «механизм» как причинно-следственная модель протекания (развития) социально-экономических и политических процессов. Логические основы системного анализа (характеристики, принципы и свойства).

Система управления. Системный подход к исследованиям в области управления. Последовательность этапов системного анализа.

Прикладное использование системной методо­логии к решению проблем управления: дерево целей, дерево решений, методика ПАТТЕРН, методика PERT (Program Evaluation and Review Technique). Имитационные модели для исследования динамики ресурсных потоков в сложных системах.



Контрольные вопросы:

  1. В каких случаях использование системного подхода является наиболее целесообразным?

  2. Опишите базовую модель активной системы.

  3. В чем заключается метод моделирования?

  4. Приведите примеры из практики управления, где используется системный подход.

  5. Назовите основные этапы системного анализа.

  6. Как построить дерево целей?

Рекомендуемая литература:

1) Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебно-методическое пособие. Издание второе, стереотипное / Под общ. ред. А.Н. Данчула. – М.: Изд-во РАГС, 2009.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.

5) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/


Тема 4. Идеологический аспект методологии социально-экономических и политических процессов.

Сущность политической идеологии. Роль политической идеологии в возникновении, развитии и осмыслении социально-политических явлений. Социально-политические функции идеологии. Сравнительная характеристика основных идеологических школ прошлого (либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности, национализм, фашизм, анархизм). Неоклассические идеологические концепции (реализм, неомарксизм, неолиберализм, неоконсерватизм). Постмодернизм в современной социально-политической науке. Современная тенденция деидеологизации социально-политической сферы. Формационная и цивилизационная парадигмы научного осмысления СЭПП.



Контрольные вопросы:

  1. Что такое «политическая идеология» и каковы ее социальные функции?

  2. Перечислите базовые идеологические концепции XIX-XXвв. и раскройте их содержание.

  3. Перечислите неоклассические идеологические концепции и дайте их сравнительную характеристику.

  4. Каково влияние постмодернизма на современную социально-политическую науку?

  5. Раскройте сущность формационной и цивилизационной парадигм в методологии общественных наук.

Рекомендуемая литература:

  1. Категории политической науки. Учебник / авт. конц. А.Ю. Мельвиль. - М.: РОССПЭН, 2004. – 344 с.

  2. Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

  3. Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 370 с.

  4. Арнольд В.И. Теория катастроф. - М., 1990.

  5. Даль Р. Демократия и ее критики. – М.: Инфра-М, 2004.

  6. Информационный портал о политической жизни России и зарубежья http://polit.ru/

  7. Официальный веб-сайт научного и культурно-просветительского журнала «Политические исследования» http://politstudies.ru/


Раздел 2. Методы и технологии исследования социально-экономических и политических процессов.

Тема 5. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования

Понятие научного исследования. Принципы исследования. Метод. Методика. Методология. Методология науки. Нормативный процесс научного исследования. Научная парадигма. Виды исследований.

Теория и ее структура. Эмпирическая основа, базис, логика теории, основное теоретическое знание. Идеализированный объект теории. Виды теорий: аксиоматические и гипотетико-дедуктивные.

Индукция и дедукция – интеллектуальные средства познания. Анализ и синтез. Основные общенаучные исследовательские методы. Теоретические методы (абстракция отождествления, реляционная абстракция, мысленный эксперимент). Метод моделирования. Эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Диалектический, процессный, ситуационный, функциональный, синергетический подход в исследовании социально-экономических процессов. Аналитические методы исследования. Использование систем дифференциальных уравнений для исследования динамики процессов. Стохастические процессы. Методы математической статистики. Регрессионные методы восстановления зависимостей. Статистические пакеты.

Социологические методы.

Экономико-математические методы исследования.

Экспертные методы и сфера их применения.



Контрольные вопросы:

  1. Что такое парадигма? Как соотносятся понятия «парадигма» и «на­учная картина мира»?

  2. Что такое принцип фальсификации?

  3. Можно ли считать принцип верификации главным признаком достоверности результатов, полученных общественными науками?

  4. Какой смысл имеет методологический подход в социальных ис­следованиях?

  5. В чем различие между прикладными и фундаментальными ис­следованиями?

  6. Перечислите основные методологические подходы в социальных исследованиях и дайте их общую характеристику?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ, 1999.

5) Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010 – 280 с.

6) Авторский Веб-сайт Новикова А.М. и Новикова Д.А. по вопросам методологии науки http://methodolog.ru/index.htm
Тема 6. Основные социально-экономические проблемы государства: анализ выявления и технологии решения.

Сущность государственной экономической политики и социально-экономической системы жизнедеятельности. Качество проводимой государством экономической политики: понятие, критерии. Ключевые социально-экономические индикаторы состояния современного государства и способы их научного осмысления.

Основные звенья социально-экономических преобразований. Долгосрочные проблемы страны: модернизация и догоняющее развитие, научно-технический прогресс. Среднесрочные проблемы: национальные долги, рост инвестиций, современные технологии, инновации, политика в области образования и науки. Срочные проблемы: текущий социально-экономический процесс и адаптация политической системы, связь экономического роста с совокупным спросом. Понятие финансовой стабилизации. Темпы инфляции, величина дефицита государственного бюджета.

Уровень золотовалютного резерва. Прирост денежной массы. Устойчивость национальной валюты. Экономические индикаторы и барометры, гарвардский барометр.

Демографический аспект социально-экономических процессов. Дифференциация доходов населения, уровень социальной декомпозиции, децильный коэффициент.

Малый и средний бизнес, роль государства в их развитии. Доходы населения: номинальные, реальные и реально использованные (конечные). Структура занятости населения. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.



Контрольные вопросы:

  1. Каковы функции и структура социально-экономической системы?

  2. Раскройте сущность, назовите цели и задачи государственной экономической политики.

  3. По каким параметрам оценивают проводимую в стране экономическую политику?

  4. Что такое «финансовая стабилизация» и какие показатели ее характеризуют.

  5. Что такое «уровень жизни населения» и какова методика его определения?

Рекомендуемая литература:

  1. Аттали В.Ж. Экономический анализ политической жизни. - М.,1972.

  2. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики.-М.,2001.

  3. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы./ Под ред. Акад. Львова. -М., 2002.

  4. Официальный веб-сайт института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН http://ecrin.ru/


Тема 7. Государственная политика как объект исследования. Особенности исследования политических процессов.

Понятие «политический процесс» как базовое понятие научного анализа политической действительности. Субъекты политических процессов. Категории «политическая деятельность» и «политические отношения». Политические процессы и политические институты.

Современные научные основы политической деятельности и политического управления. Политические технологии и эффективность политического управления обществом. Изменение социальной реальности и критерии политических и социально-экономических исследований. Традиционные подходы к анализу политики. Институциональный, юридический и историко-эволюционный подходы. Компаративный подход к исследованию политики.

Общегуманитарные и эмпирические методы получения и сбора информации о первичных политических фактах: моделирование политических ситуаций, элементы теории игр, экспертные оценки.

Политическое изменение - процессуальное управление обществом. Политическое развитие как способность управления реагировать на вызовы среды.

Контрольные вопросы:


  1. В чем состоит различие оценки, мониторинга, анализа государственной политики?

  2. Назовите основные типы и методы оценки результатов и последствий государственной политики.

  3. Раскройте сущность известных Вам методик оценки государственной политики.

  4. Какие технологии публичной оценки государственной политики Вы знаете?

  5. Каковы основы методики прогнозирования государственной политики?

Рекомендуемая литература:

1) Управления изменениями в системе государственной власти и госслужбы. Учеб. пособие / под ред. Н.И. Глазуновой, С.Ю. Старостина. – М.: ГУУ, 2003г. – 243 с.

2) Аттали В.Ж. Экономический анализ политической жизни. - М.,1972.

3) Политические технологии./ Под ред. М.Г. Анохина. - М., 1996.

4) Симонов К.В. Политический анализ. - М., 2002.

5) Официальный веб-сайт Института социологии РАН http://www.isras.ru/



следующая страница >>



Я неискренен — даже сейчас, когда говорю вам это. Жюль Ренар
ещё >>