Программа стратегического развития - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основные положения программы стратегического развития рггу на 2012... 5 753.04kb.
Программа дисциплины «Методы Стратегического менеджмента» 3 629.38kb.
Отчет о реализации 15 1168.11kb.
Программа направлена на обеспечение благоприятных внешних условий... 4 710.36kb.
На 2013 год по реализации Стратегического плана развития городского... 1 15.82kb.
Перспективы развития стратегического партнерства Татарстана и Австрии... 1 21.26kb.
Отчет по научно-исследовательской работе: «Комплексная программа... 11 1760.57kb.
Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» 1 317.59kb.
Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» 3 467.79kb.
И. В. Мещерин Заместитель начальника Департамента стратегического... 1 163.42kb.
Программа стажировки российских государственных служащих по теме... 1 42.38kb.
Проблемы глобализации 1 63.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа стратегического развития - страница №2/12


Кадровый потенциал Самарского государственного университета.
Одной из важнейших проблем, которая занимает ключевое место в Университете, является совершенствование качественного состава на­учно-педагогического коллектива.

Самарский государственный университет за более чем 40 лет существования укомплектовал кафедры и научные подразделения кадрами высокой квалификации, которые на высоком научном уровне успешно реали­зуют образовательные программы на всех открытых специальностях.

Общее число научно-педагогических работников за последние остается стабильным и в настоящее время составляет 608 на конец 2009 года их численность составляла 616 человек. Средний возраст составляет 48 лет. Количество преподавателей возрастом до 30 лет составляет 81 человек и с конца 2009 года увеличилось на 6 человек; от 30 до 39 лет - 175 человек (на конец 2009 года - 177 человек). Число штатных докто­ров наук последние два года остается стабильным и составляет 100 человек. Количество штатных кандидатов наук, доцентов возросло с 361 до 378 человек. Число штатных преподавателей с ученой степенью возрастом до 30 лет - 32 человека (в 2009 - 37), с 30 до 39 лет - 137 человек (в 2009 году - 130). Среди преподавателей - 384 женщины. Доля научно-педагогических работников с учеными степенями и званиями несколько выросло (на 3,6 %) и составило 78,6 % от общего числа педагогических работников.

Для недопущения ухудшения ситуации с кадрами ППС в университете принимаются необходимые меры. Так велась целенаправленная работа по подготовке докторов наук из числа перспективных научно-педагогических работников. В частности, им оказывалась матери­альная и моральная поддержка: издание монографий, предоставление командировок в другие города для работы над диссертацией, тиражи­рование авторефератов и текстов диссертаций, в ряде случаев обеспечивалось целевое финансирование научно-исследовательских работ, связанных с выполнением кандидатских и докторских диссер­таций. В будущем будет совершенствоваться система экономического стимулирова­ния творческой активности профессоров и ведущих доцентов; путем финансовой поддержки исследовательских проек­тов на конкурсной основе Университет будет активи­зировать научную деятельность студентов, аспирантов, молодых пре­подавателей за счет средств от коммерческой деятельности и бюджетных средств, выделяемых в рамках государственного заказа на подготовку аспирантов.

В настоящее время в Университете имеется 8 советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций. Число научных специальностей и бюджетный прием в аспирантуру в настоящее время составляют 49 специальностей и 58 человек, соответственно.

Для удержания молодых преподавателей в Университете создаются малые инновационные предприятия, в настоящее время функционирует 2 МИП. Молодые преподаватели привлекаются к выполнению хозяйственных договоров с предприятиями Самарского региона.



Средняя зарплата профессорско-преподавательского состава Самарского государственного университета.





2009 год

2010 год

2011 год

(за 10 месяцев)



Средняя зарплата по всем категориям

21004

25808

24933

Ассистенты, преподаватели

10167

11919

11145

Старшие преподаватели

13711

16513

15340

Доценты

15514

26686

26072

Профессора

35628

43252

41032

Заведующие кафедрами

42329

49112

47431

Деканы

66632

67744

61024



Система управления Самарского государственного университета и распределение компетенций и ответственности.


    1. Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.

    2. Ученый Совет университета.

    3. Ректорат:

- ректор;

- президент;

- проректор по учебной работе;

- проректор по научной работе;

- проректор по информатизации;

- проректор по административно-хозяйственной работе;

- проректор по капитальному строительству, имущественным и

земельным отношениям;


- проректор по организационно-правовой деятельности и вопросам безопасности;

- главный бухгалтер;

- начальник управления научных исследований;

- начальник планово-финансового отдела;

- начальник отдела правового обеспечения;

- начальник отдела послевузовского профессионального образования;

- начальник отдела кадров;

- декан механико-математического факультета;

- декан физического факультета;

- декан биологического факультета;

- декан химического факультета;

- декан филологического факультета;

- декан исторического факультета;

- декан социологического факультета;

- декан факультета экономики и управления;

- декан психологического факультета;

- декан юридического факультета;

- декан факультета второго высшего образования;

- декан вечернего отделения;

- декан факультета довузовской подготовки;

- директор филиала СамГУ в г.о. Тольятти;

- помощник ректора;

- помощник ректора;

- руководитель профсоюзной организации сотрудников;

- руководитель профсоюзной организации студентов;
Управление базовыми факультетами.

1. Ученый Совет факультета.

2. Декан факультета.

3. Заместители декана по направлениям деятельности.

4. Заведующий кафедрой.

5. Заведующий межкафедральной лабораторией.

6. Заведующий лабораторией кафедры.
Управление общеуниверситетскими структурными подразделениями.

Под контролем ректора:

- отдел кадров;

- управление бухгалтерского учета и финансового контроля (УБУ и ФК);

расчетный отдел;

финансовый отдел;

материальный отдел;

касса;

- планово-финансовый отдел (ПФО);



- общий отдел;

группа распорядительных документов;

группа получения, обработки и отправки документации;

группа законченного делопроизводства и архивной документации;

машбюро;

- первый отдел;

- второй отдел;

- штаб гражданской обороны;

- Центр образовательных услуг и консалтинга;

- Центр международной деятельности и маркетинговых услуг;

- Центр обучения иностранных граждан;

- приемная комиссия;


Под контролем проректора по учебной работе:

- учебно-методическое управление;

учебный отдел;

методический отдел;

отдел контроля качества подготовки специалистов;

отдел учета и отчетности по контингенту студентов;

- Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов (ЦПК и ПС);

- факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних

специальных учебных заведений (ФПКП);

- учебный центр предаттестационной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов и руководящих работников предприятий и организаций, поднадзорных Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору;

- Центр содействия занятости студентов и трудоустройства

выпускников;

- общеуниверситетские кафедры;

- базовые факультеты;

- факультет довузовской подготовки;

подготовительные курсы;

- факультет второго высшего образования (специальный факультет).
Под контролем проректора по научной работе:

- управление научных исследований (УНИ);

отдел сопровождения НИР;

информационно-аналитический отдел;

служба стандартизации и метрологического обеспечения;

лаборатория «Теплоэнерготехника»;

НИИ социальных технологий;

Отдел НИРС;

Инновационный Центр;

учебно-научная лаборатория социокультурного прогнозирования и проектирования;

лаборатория стандартных образцов;

научно-практическая лаборатория подготовки юристов «Центр

международного права»;

- отдел послевузовского профессионального образования;

- отдел ученых степеней и ученых званий;

- Ботанический сад (структурное подразделение университета с правами юридического лица по доверенности);

отдел дендрологии;

отдел цветоводства;

отдел флоры;

отдел тропических и субтропических культур;

хозяйственный отдел;

- Научная библиотека;

- Управление информационно-издательской деятельностью

лаборатория электронных изданий;

участок оперативной печати;

редакция газеты «Самарский Университет»;

издательство «Самарский Университет»;

сектор периодических изданий;


Под контролем проректора по информатизации:

- информационно-вычислительный центр (ИВЦ);



сектор технического обслуживания ПЭВМ;

сектор программного обеспечения ПЭВМ;

сектор локальных сетей (ЛВС);

сектор обслуживания дисплейных классов;

сектор разработки и эксплуатации ИАИС;

сектор автоматизации библиотеки;

- информационно-аналитический центр «Университет-Интернет» (ИАЦ);

сектор WEB-технологий;

сектор телекоммуникаций;

узел Relarn;

учебный центр информационных технологий;

локальная академия Cisco Systems;

учебный центр D-Link;

академия Nexans;

- медиацентр;

- учебно-производственная лаборатория высокопроизводительных

вычислений;

- региональный учебный центр компьютерных измерительных технологий;

- центр платных услуг в области информационных технологий (ЦПУ ИТ);

- центр дистанционных образовательных технологий;


Под контролем проректора по административно-хозяйственной работе:

- административно-хозяйственное управление (АХУ);



отдел главного энергетика (ОГЭ);

ремонтно-эксплуатационный отдел (РЭО);

отдел материально-технического и транспортного обеспечения

(ОМТ и ТО);

хозрасчетный участок «Блок обслуживания»;

- спортивно-оздоровительный центр «Универсиада»;

- центр здорового питания (столовая);
Под контролем проректора по капитальному строительству, имущественным и земельным отношениям:
- отдел капитального строительства (ОКС);

- отдел собственности и имущественных отношений;


Под контролем проректора по организационно-правовой деятельности и вопросам безопасности:
- отдел правового обеспечения;

  • отдел охраны труда;

  • отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;

- общежития;

- отдел торгов и конкурсных процедур;


Финансовое положение Самарского государственного университета.


Доходы

Доходы и расходы за 2 последних года

2009

2010

План 2011

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

Доходы от платных образовательных услуг ВПО

258459

263988

270000

Послевузовская подготовка,ППО

4109

4033

4200

Дополнительное образование

19710

23527

24000

Услуги в области информационных технологий

2520

3087

3500

Научная деятельность, внебюджет

32784

33228

34000

Прочие, внебюджет

33939

38291

23785

Бюджет, образование

278147

260265

266848,2

Бюджет, налоги

21693

20615

26455,8

Бюджет, фундамент.научные исследования

10313

9645

9702,4

Бюджет, прикладные .научные исследования

2449

2352

2249,7

Бюджет,доп.финансирование,аренда

371

74

37

Итого

664494

659105

664778,1

Расходы, сводные










Оплата труда и начисления на оплату труда

374978,5

406430,6

410363,7

Услуги связи

5707,7

3749,3

4668

Транспортные услуги

4908,90

4649,4

3836,5

Коммунальные услуги

19 726,90

23495

24109,8

Арендная плата за пользование имуществом

11333,50

7814,8

5000

Услуги по содержанию имущества

23490,10

17914

20754

Прочие работы, услуги

87 005,40

77594,2

67478,3

Социальное обеспечение

4143,40

5842,2

8823,7

Прочие расходы

73762,9

56736,6

66594,1

Увеличение стоимости основных средств

27897,00

27112,7

27150

Увеличение стоимости материальных запасов

23079,30

25756

23000

Налог на прибыль

8460,4

2010,2

3000

Итого

664494

659105

664778,1

Выполнение перспективных планов 2012-2016г.г. зависят от многих причин, или факторов риска, среди которых есть внешние и внутренние риски, в том числе – экономические. В нашем планировании предполагается некоторая стабильность, (т.е. отсутствие внешних рисков) во взаимоотношениях с Учредителем, изменение налогового законодательства в пользу образовательных учреждений, отсутствие экономического кризиса, надежда на рост инвестиций в развитие инфраструктуры ВУЗа, постоянство субсидий на образовательные услуги (госзаказ), что зависит от обеспечения должного уровня качества образовательных услуг, достаточности контингента студентов 1 курса, соответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка, оптимальная цена образовательной услуги, имиджа ВУЗа достаточное развитие материальной базы, эффективность кадровой политики( все что называется внутренними рисками).

В условиях стабильности общества, изменения психологического климата в обществе в пользу образовательных учреждений, поиски потенциальных спонсоров и жертвователей, дадут дополнительные источники финансовой поддержки деятельности ВУЗа и формирования фондов целевого капитала
Маркетинг Самарского государственного университета.

Современный университет – это явление сложное и противоречивое. С одной стороны, в сфере образования существуют многовековые традиции, позволяющие лишь немногим высшим учебным заведениям обладать высоким статусом Университета. С другой, в контексте постоянно меняющегося общества практически не остается явлений, не испытывающих на себе трудности постоянных трансформаций. Самарский государственный университет не исключение. Он является одним из основных вузов города. Тем не менее, несмотря на высокий статус, традиции и формат классического университета, казалось бы, непоколебимый авторитет, СамГУ в последнее время испытывает определенные трудности. Вузу приходится работать в условиях жесткой конкуренции как другими государственными, так и с коммерческими вузами. Реформа высшей школы грозит ему лишением значительной доли государственного финансирования. В этом же ряду стоит сокращение числа студентов в связи с демографическим кризисом 90-х годов.

Самарский государственный университет активно занимается созданием своего имиджа и заботится о собственном престиже и известности, своей привлекательности для новых абитуриентов.

Стратегия маркетинговый деятельности СамГУ включает анализ сильных и слабых сторон вуза, возможностей и угроз рынка, конкурентов, их отличительных особенностей и на основе такого анализа формулирование собственных конкурентных преимуществ.



Цель маркетинговой политики СамГУ – обеспечение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг Самарской области.

1. Внешний маркетинг – нацелен на информирование и стимулирование потенциальных клиентов к потреблению предлагаемого продукта.

Внешний маркетинг СамГУ представлен следующими направлениями:

1) Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и динамики профессионального спроса:


  • инструменты реализации: анализ конкурентной среды, мониторинг ценовой политики, потребительских предпочтений, анализ статистических данных информационного центра

  • результаты деятельности: SWOT-анализ предлагаемого образовательного продукта;

2) Поддержка контактов с потребителями (абитуриенты, службы занятости, предприятия и организации и т.д.):

  • инструменты реализации: организация профориентационной работы, налаживание контактов с потенциальными работодателями, клиентами.

  • предложение услуг по дополнительному образованию, переподготовки и повышению квалификации;

  • результаты деятельности: увеличение и расширение целевой аудитории образовательных услуг СамГУ.

Стратегически важной задачей выступает расширение целевой аудитории за счет абитуриентов из других субъектов РФ;

3) Информационное и рекламное сопровождение деятельности СамГУ:



  • инструменты реализации: организация и координация мероприятий по созданию положительного имиджа вуза; информационное сопровождение приемной кампании и платных образовательных услуг;

  • результаты деятельности: участие в рекламно-выставочных мероприятиях; продвижение вуза в целом и его отдельных факультетов; стимулирование взаимодействия между факультетами; предоставление информации для абитуриентов; информирование потребителей о номенклатуре платных образовательных услуг; участие в комплексе мероприятий, способствующих продвижению услуг.

4) Разработка и формирование корпоративного имиджа СамГУ:

  • инструменты реализации: разработка фирменного стиля и рекламной продукции вуза; формирование корпоративной культуры СамГУ

  • результаты деятельности: фирменный стиль СамГУ (логотип, фирменные цвета и шрифт, визитная карточка, фирменный бланк и конверт, соган (девиз), веб-сайт); изготовление рекламной продукции и фирменных изделий, макеты рекламной графической продукции, воспроизводство общих ценностей и миссии СамГУ.

5) Трудоустройство студентов и выпускников СамГУ:

  • инструменты реализации: оптимизация деятельности Центра содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников СамГУ;

  • результаты деятельности: повышение привлекательности вуза, воспринимаемого в качестве гаранта трудоустройства; обеспечение трудовой занятости студентов и выпускников вуза.

6) Создание комфортной среды жизнедеятельности СамГУ:

  • инструменты реализации: обустройство внешнего и внутреннего пространства СамГУ;

  • результаты деятельности: поддержка положительного имиджа вуза.

2. Внутренний маркетинг – стимулирует сотрудников к более высокому обслуживанию потребителей, в качестве которых выступают не только студенты и их родители, но и сотрудники университета.

Внутренний маркетинг СамГУ представлен анализом факторов внутренней среды:

1) Исследования удовлетворенности потребителей предоставляемыми образовательными услугами;

2) Исследования удовлетворенности сотрудников СамГУ.

На базе полученных результатов разрабатывается комплекс управленческих мер по следующим направлениям:

1) Социальная политика в отношении внутренних потребителей:



  • инструменты реализации: а) система льгот для успешно успевающих студентов; б) социальная политика в отношении слабозащищенных студентов и сотрудников;

  • результаты деятельности: улучшение социально-психологического климата в СамГУ.

2) Формирование и развитие корпоративной культуры.

  • инструменты реализации: создание общего социокультурного и информационного пространства (проекты «Календарь», PR-отдел);

  • результаты деятельности: формирование групповых норм поведения, ценностей, убеждений, традиций, разделяемые сотрудниками организации и её руководством;

3) Создание комфортной среды жизнедеятельности СамГУ:

  • инструменты реализации: социальная адаптация внешнего и внутреннего пространства СамГУ (проект «Университет - наш дом»);

результаты деятельности: улучшение социально-психологического климата в СамГУ.

Сектором маркетинга Центра международной деятельности и маркетинговых услуг проведены исследования: «Изучение внедрения средств информатизации, созданию и использованию электронных ресурсов», «Изучение возможности преподавания сотрудниками кафедр СамГУ профильных предметов иностранным студентам на английском языке», «Ботанический сад Самарского государственного университета: оценка текущего состояния и перспективы развития», «Рынок образовательных услуг г. Самара: самарские вузы и их потенциальные абитуриенты» (в режиме мониторинга).

Самарский государственный университет в 2008 году в качестве координатора выиграл грант международной программы TEMPUS: Tempus SM_SCM – T062B06 IQATIE «Инновационные технологии обеспечения качества в международном образовании» Состав консорциум: Университет Генуи (Италия) – грантхолдер; Университет Ниццы София-Антиполис (Франция), Самарский государственный университет - координатор с российской стороны; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Иркутский государственный технический университет.

Основные направления международного сотрудничества СамГУ и основные партнеры в настоящее время:




Основные направления международного научного сотрудничества

Основные партнеры

Двустороннее кураторство обучения магистрантов и аспирантов

Баварский университет Юлия-Максимилиана г. Вюрцбурга, Германия

Совместные семинары и конференции по применению новых образовательных Интернет-технологий и технологий дистанционного обучения  

Институт масс-медийных средств г. Штутгарта, Германия

Организация стажировок

Институт  исследований стран Центральной, Восточной Европы и Балкан Болонского университета, Италия

Проведение совместной летней школы, видеоконференции

Шэньчжэньский университет, Китай

Обмен студентами

Ягеллонский университет, Польша

Организация стажировок

Университет Гоце Дельчев, Штипе, Македония

Организация стажировок

Белорусский государственный университет ,Белоруссия

Проведение конференций

Астонский университет, Великобритания


Участие Самарского государственного университета в международных программах.


Название программы

Страна

Участники

Программа Германской службы академических обменов (DAAD) для филологов-германистов

Германия

Студенты филологического факультета, Немецкая филология

Студенческий обмен с Ягеллонским университетом

Польша

Студенты филологического факультета

Ознакомительные поездки студенческих групп Германской службы академических обменов (DAAD)

Германия

Студенты социологического факультета

Ознакомительные поездки студенческих групп Германской службы академических обменов (DAAD)

Германия

Студенты исторического факультета, Международные отношения

Болонский университет

Италия

Студенты исторического факультета, Международные отношения

Белорусский государственный университет

Белоруссия

Студенты исторического факультета, Международные отношения

Университет Штата Огайо

США

Студенты исторического факультета, Международные отношения


Участие в федеральных целевых программах




Государственный контракт

Наименование целевой программы

Дата

Номер

1

02.09.2009

1338

Научные и научно-педагогические кадры инновационной России

2

20.07.2009

02.740.11.0365

Научные и научно-педагогические кадры инновационной России

3

07.07.2009

02.740.11.0275

Научные и научно-педагогические кадры инновационной России

4

29.03. 2010

02.740.11.0650

Научные и научно-педагогические кадры инновационной России

5

12.03.2010

02.740.11.5163

Научные и научно-педагогические кадры инновационной России

6

06.09.2010

14.740.11.0063

Научные и научно-педагогические кадры инновационной России

7

13.04. 2010

02.741.12.2173

Научные и научно-педагогические кадры инновационной России



Участие в региональных программах




Государственный контракт

Наименование целевой программы

Дата

Номер

1

29.09.2008

338

Проведение НИР и изысканий по подготовке к изданию Энциклопедии Самарской области. Постановление Правительства Самарской области от 13.09.2007 г. № 174

2

24.03.2010

40

Услуги по организации и сопровождению областного конкурса "Молодой ученый". Постановление Правительства Самарской области от 15.08.2007 г. №137

3

01.06.2010

125

Услуги по организации и сопровождению областного конкурса "Молодой ученый". Постановление Правительства Самарской области от 15.08.2007 г. №137

4

19.08.2010

185

Услуги по организации и сопровождению областного конкурса "Молодой ученый". Постановление Правительства Самарской области от 15.08.2007 г. №137

5

11.11.2010

235

Услуги по организации и сопровождению областного конкурса "Молодой ученый". Постановление Правительства Самарской области от 15.08.2007 г. №137

6

12.05.2010

2/10-СРРЦ

Пилотный проект Правительства Самарской области по дистанционному обучению государственных гражданских служащих


Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение.
Университету переданы в оперативное управление Ботанический сад, Спортивно-оздоровительный лагерь "Универсиада", а также следующие основные учебно-административные и социально-бытовые здания:



Наименование объекта недвижимого имущества

Адрес объекта недвижимого имущества

Площадь объекта недвижимого имущества (кв.м.)

1

Административный корпус

Российская Федерация, 443086, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Мичурина/Московское шоссе, д. 93

88,0

2

Учебное здание

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Потапова, д.64 угол ул. Кольцевая д.163

5885,7

3

Учебно-административное здание

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Академика Павлова, д. 1

5960,20

4

Учебно-административный (аудиторный) корпус

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Академика Павлова, д. 1Б

2816,70

5

Общежитие

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Волжская, д. 49

6446,10

6

Здание химико-биологического факультета

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Академика Павлова, д. 1

6653,0

7

Аудиторный корпус

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Академика Павлова, д. 1

2417,50

8

Биостанция

Российская Федерация, 145350, Самарская область, г. Жигулёвск, Бахилова поляна

118,9

9

Оранжерея

Российская Федерация, 443086, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Мичурина/Московское шоссе, д. 93

671,4

10

Санитарно-бытовой комплекс

Российская Федерация, 443031, Самарская область, г. Самара, Поляна им. Фрунзе 9 просека

69,0

11

Столовая

Российская Федерация, 443031, Самарская область, г. Самара, Поляна им. Фрунзе 9 просека

131,1

12

Общежитие

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Волжская, д. 49а

5876,70

13

Учебное здание

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Академика Павлова, д. 1

5993,9

14

Столовая

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул.Академика Павлова, д. 1А

1997,40

15

Учебный корпус "Б"

Российская Федерация, 443011, Самарская область, г. Самара, Академика Павлова

2417,5

В декабре 2011 года вводится в эксплуатацию университетский бассейн "Дельфин".

Состояние материально-технической базы Самарского государственного университета интегральным образом характеризуется следующими данными: стоимость основных средств – 819312,0 тыс. руб. (за 2010 год приобретено основных средств на 180454,0 тыс. руб.), стоимость машин и оборудования – 155177,0 тыс. руб. (в 2010 году приобретено машин и оборудования на 7727,0 тыс. руб.).

Научная библиотека СамГУ содержит около 1,5 млн. экземпляров учебных и научных изданий. Имеются основные реферативные и научные журналы, имеется подписка на журналы, рекомендованные ВАК РФ (318 журналов из них 280 журналов включенных в перечень ВАК).

Сотрудники университета, аспиранты, студенты имеют возможность работать с электронными ресурсами http:// www2.viniti.ru (Всероссийский институт научной и технической информации), http://diss.rsl.ru (Электронная библиотека диссертаций российской государственной библиотеки), http://elibrary.ru (Научная электронная библиотека), http://sciencedirect.com (База данных по научным журналам), http://www.sciencedirect.com (Полнотекстовые БД издательства «ELSEVIER» FREEDOM COLLECTION на платформе Science Direct (ГК № 18 от 18.03.2011 г), http://www.biblioclub.ru (ЭБС «Университетская библиотека ONLINE» (ГК 14.09.10 от 26.10.2010 г.), http://rsl.ru (Полнотекстовые ресурсы библиотеки диссертаций РГБ (ГК № 01–12–10 от 31.12.2010 г.). Доступ к электронному каталогу осуществляется через web-сайт научной библиотеки, а также через точки доступа профилирующих кафедр.

В целом материально-техническое обеспечение СамГУ позволяет начать выполнение всех проектов представленной Программы.
Раздел 3

«Сами по себе цели ценны, но всякая идея в конце концов

только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически»
Генри Форд

Цель Программы
Развитие Самарского государственного университета как образовательного, научно-исследовательского и инновационного учреждения мирового уровня на базе включения в кластерную стратегию развития производственной и социально-экономической сферы Самарского региона и интеграции в мировое образовательное пространство.
Стратегические задачи проекта
Задача 1
Научное, инновационное и кадровое обеспечение кластерной стратегии развития Самарского региона на базе интеграции фундаментальной науки, производства и бизнеса.
Описание задачи 1

Успехи Самарского региона в последние годы во многом объясняются выбранной кластерной стратегией развития. Наиболее мощные и перспективные конкурентоспособные кластеры Самарской области – авиационно-космический, автомобильный, нефтехимический. Именно эти высокотехнологичные кластеры являются точками стратегического роста региона.

Вместе с тем Самарская область является одним из ведущих аграрных регионов России. Особенностью самарского агропромышленного комплекса является наличие развитой пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и выпуск конкурентоспособной продукции, которая вместе с аграрным сектором образует агроиндустриальный кластер.

Наряду с существующими кластерами планируется активизировать на территории области развитие новых кластеров, среди них:

Транспортно-логистический, который должен решить задачу включения Самарской области в систему евроазиатских транспортных связей.

Туристско-рекреационный, формирование которого связано с развитой сетью гостиниц, баз отдыха, большого количества природных и культурных памятников, а также уникального природного комплекса Самарская Лука.

Кластер информационных технологий, в состав которого входят образовательные, проектные, промышленные организации, операторы связи. Особое значение в этой связи приобретают геоинформационные системы, тесно связанные с космическими технологиями.

Инновационно-внедренческий кластер, перспективы развития которого во многом определяется созданием таких мощных структур как технопарк "Жигулевская долина", призванный сократить путь от фундаментальной идеи до промышленной технологии.


Важнейшей социально-экономической задачей стратегического значения Самарского региона является развитие и вывод промышленных кластеров на более высокий уровень с целью повышения их конкурентоспособности на международных рынках производства и услуг. Мировые тренды показывают, что такое развитие возможно только на основе внедрения результатов фундаментальной науки в производство и управление. Самарский государственный университет является безусловным лидером по фундаментальным исследованиям, ведущим к NBIC-технологиям, и подготовке кадров с фундаментальным образованием в Самарской области, способных к инновационному стилю мышления, поэтому его участие в развитии кластерной политики региона является принципиальным, и во многом будет определять ее успешность.
Задача 2
Научно-методическое, технологическое и кадровое обеспечение прогнозирования, планирования, экспертизы и реализации программ социально-экономического развития Самарского региона и Российской Федерации.
Описание задачи 2
Самарская область – «Россия в одну треть величины» - на протяжении многих лет является регионом-модернистом, экспериментальной площадкой по проведению и социальных реформ. В регионе осуществляется целый ряд инновационных социальных программ, включая , например, программу «Модернизация общего образования Самарской области». СамГУ - единственный вуз Самарской области, в котором осуществляется подготовка социологов социальной сферы, где изучаются модели развития социальной сферы, ее эффективности, технологии разработки и реализации социальных программ, социологической и общественной экспертизы, а студенты, наряду с ролью социолога осваивают и ряд общественных ролей: прежде всего, общественного эксперта по реформированию социальной сферы региона. Кроме того, СамГУ является бесспорным лидером региона в подготовке юридических кадров и психологов. Таким образом, только в СамГУ качественный анализ социального программирования наряду с участием в данном программировании преподавателей и студентов посредством включением в реальный и систематический диалог с властью и обществом, отражающие требования новой социальной политики, будут обеспечены на высоком методическом уровне с привлечением кадрового состава преподавателей высшей квалификации и различных специальностей. На кафедре социологии социальной сферы и демографии работают специалисты, занимающиеся проблемами публичной социологии, социальной политики трансформирующегося российского общества, включая исследовательскую и общественную экспертную деятельность. Здесь получила развитие уникальная в контексте становления новой социальной политики специализация «Социология социальной сферы». Cогласно Бюджетному кодексу РФ, общественная экспертиза обязательный инструмент оценки эффективного расходования бюджетных средств, механизм диалога власти и общества в контексте преодоления неэффективной социальной политики. При этом в соответствии с новым законодательством региональные социальные программы – основа социальной политики. Однако развитие общественного диалога в стране с низким уровнем доверия – задача сложная. СамГУ - это специалисты высокой квалификации, общественные эксперты; место средоточения молодежи и мотиватор ее (ближайшего будущего региона) поведения; инструмент социальной политики и ее субъект, предполагается возможность и необходимость: 1) разработки и инновационной технологии экспертизы региональных социальных программ, базирующейся на стратегии диалога власти и общества;.2) механизма ее научного и организационно-методического обеспечения; 3) апробации данной модели; 4) подготовки специалистов социальной сферы, владеющих данной технологией как инструментом предупреждения неэффективного расходования бюджетных средств; 5) подключения (мотивации) широкой общественности к включению в диалог с властью и бизнесом в аспекте становления новой социальной политики, эффективного расходования бюджетных средств, в частности. Самарский государственный университет - единственный в Самарской области классический университет, где на высоком уровне проводятся фундаментальные исследования реформирования социальной сферы, осуществляется подготовка будущих социологов по уникальной специализации социологии социальной сферы, наряду с ежегодными курсами повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений социальной сферы. Поэтому более тесное включение СамГУ в подготовку кадров и научные исследования в интересах новой социальной политики, провозглашенной Правительством страны как приоритет, является актуальным.

Задача 3
Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательное пространство Самарского региона.
Описание задачи 3
Перед российской системой высшего образования кроме проблем, характерных для мировой системы образования, стоят проблемы, порожденные переживаемым Российской Федерацией этапом очередной модернизации. Проводимая в настоящее время модернизация принципиально отличается от предыдущих российских модернизаций. Модернизация, проведенная Петром I, касалась в основном системы управления и породила мощный слой чиновничества. Советская модернизация была направлена на развитие промышленных технологий и привела к возникновению научно-технической интеллигенции. Современная ситуация характеризуется тем, что количество задач, требующих нестандартных и нетривиальных решений постоянно возрастает, решение же типовых задач все больше осуществляется за счет компьютеров. Это ставит перед системой образования задачу развития креативности как универсальной компетентности личности. Креативность как сформированная компетентность обеспечивает человеку возможность самостоятельного целеполагания, опережающего самообучения, выбора средств для достижения поставленных целей, выработки критериев для оценки эффективности решения задач. Таким образом, продуктом новой модернизации должны быть люди с инновационным стилем мышления. Самарский государственный университет ставит перед собой задачу разработки и внедрения на основе фундаментальной науки образовательных технологий адекватных процессам модернизации, идущим в Российской Федерации и Самарском регионе как одном из наиболее динамично развивающемся.
Задача 4
Разработка и реализация программ взаимодействия культур, этносов и конфессий на базе фундаментального социогуманитарного знания, социального партнерства и противодействия экстремизму.

Описание задачи 4
В последние годы в российском обществе наблюдается резкое повышение социальной и национальной напряженности. Вспышки насилия в различных регионах страны, экстремистская пропаганда, создание этнических группировок становятся частым и повсеместным явлением современной жизни нашей страны. Ученые, политики, практики предлагают различные способы выхода из этой крайне сложной ситуации. Один из них разрабатывается в данном проекте. Стратегический ключ к решению важных политических, экономических, национальных и культурных проблем следует искать на региональном уровне. Именно в пограничных, фронтирных регионах России (к которым относится, в частности, и Южное Средневолжье) в течение ряда столетий происходило формирование единого этнокультурного и поликонфессионального пространства, вырабатывались механизмы предотвращения национальных конфликтов, на бытовом уровне складывались стереотипы толерантного и терпимого отношения к людям другой веры, культуры, этнической принадлежности. На современном этапе национальный вопрос становится первостепенным, и его положительное решение возможно только с учетом всех аспектов исторического и социокультурного опыта развития этнических процессов в той или иной стране, на той или иной территории.

Исследование данного феномена, выявление механизмов, препятствующих возникновению этноконфессиональных конфликтов, является одним из самых актуальных направлений в современной гуманитарной науке. Такие научные и научно-практические работы следует вести на междисциплинарном уровне, детально рассматривая весь комплекс правовых, экономических, этнодемографических, культурологических факторов.

Использование полученных результатов в практиках предотвращение конфликтов в современном разноэтничном обществе и его отдельных социальных группах позволит сформировать принципы толерантности и терпимости.
Мероприятия Программы
Мероприятие 1
Совершенствование, развитие и интеграция образовательного и научно-исследовательского процессов в Самарском государственном университете.
Мероприятие направлено на реализацию всех четырех стратегических задач Университета.
Результатами мероприятия будут:

развитие исследовательской инфраструктуры и материально-технической базы научных исследований;

развитие инновационной деятельности;

разработка конкурентоспособных образовательных программ;

создание системы подготовки элитных кадров высшей квалификации;

создание условий для мобильности студентов и преподавателей.


Мероприятие 2
Совершенствование и развитие инновационной деятельности в Самарском государственном университете.
Мероприятие направлено на решение всех четырех стратегических задач Университета.
Результатами мероприятия будут:

создание комплексных механизмов и условий для практического применения субъектами реального сектора экономики и управления Самарской области результатов интеллектуальной деятельности и внедрения инноваций, имеющихся в распоряжении Самарского государственного университета и привлекаемых со стороны;

обеспечение возможности эффективной организации и управления процессами трансфера инноваций (от идеи до промышленного образца или реализации в социально-экономической практике) в классическом многопрофильном университете;

полноценная реализация образовательного, научного и инновационного потенциала СамГУ посредством развития инновационных образовательных направлений, базы научных исследований и внедрения инноваций.


Мероприятие 3
Модернизация учебной инфраструктуры.
Мероприятие направлено на решение стратегической задачи 3.
Результатами мероприятия будут:

совершенствование и сертификация системы менеджмента качества;

развитие системы дистанционного обучения и формирование медиакомпетенций;

создание инновационных учебно-методических комплексов на основе достижений фундаментальной и прикладной науки по реализуемым и перспективным направлениям подготовки;

укрепление материально технической базы учебного процесса;

развитие дидактического потенциала сетевых технологий.


Проекты Программы


Проект 1.1.1
Создание Научно-образовательного центра лазерной физики и квантовых технологий Самарского государственного университета и Самарского филиала ФИАН им. П.Н.Лебедева.

Цель проекта и его описание.
Основной целью создания СамНОЦ является повышение качества подготовки специалистов в области лазерных и квантовых технологий, содействие переходу экономики Самарского региона на инновационный путь развития, формирование на базе СамГУ – СФ ФИАН инфраструктуры, обеспечивающей эффективную передачу знаний в области лазерно-плазменных, оптических и квантовых технологий от образовательных и академических учреждений предприятиям и организациям региона.

Работа Центра позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечение многоуровневой подготовки специалистов в области лазерно-плазменных, оптических и квантовых технологий;

  • проведение комплексных научно-исследовательских работ для получения новых знаний в области создания новых материалов и технологий, максимальная их коммерциализация и создание предпосылок для использования в народном хозяйстве;

  • создание науно-экспериментальной базы, на основе которой возможно проведение совместных фундаментальных и прикладных исследований в интересах предприятий авиационно-космического кластера Самарской области.

  • широкое привлечение ученых и специалистов предприятий и учреждений Самарской области для выполнения исследований в области лазерно-плазменных и оптических технологий;

  • формирование отношения ученых и специалистов к результатам своих исследований, как к интеллектуальной собственности;

  • формирование интереса молодежи к научной и инновационной деятельности путем активного привлечения молодых специалистов к научным исследованиям и практическому внедрению полученных результатов,

В дальнейшем, основываясь на передовых достижениях, предполагается получать поддержку и привлекать средства на проведение научно-исследовательских работ со стороны национальных и международных источников.


Задачи проекта.
Достижение сформулированных целей предусматривает решение разнообразных задач:

  • совершенствование учебных программ и процесса подготовки студентов в области оптики, квантовой механики, лазерной физики, физики твердого тела, физики плазмы, математики, иностранных языков:

  • выполнение партнерских программ, инвестиционных программ и проектов в области лазерно-плазменных, оптических и квантовых технологий;

  • накопление и передачу знаний в области лазерно-плазменных и оптических технологий;

  • помощь Самарским фирмам в выходе на внутренний Российский рынок и международные рынки товаров и услуг в области лазерно-плазменных, оптических и квантовых технологий;

  • экспертиза и помощь российским фирмам в разработке эффективных бизнес- моделей, организация экспериментальных производств с целью их проверки и внедрения.




<< предыдущая страница   следующая страница >>



То, чего я не говорил, я никогда не опровергаю. Брайан Малруни
ещё >>