Программа составлена на основании паспорта научной специальности 24. 00. 01 Теория и история культуры. Составители программы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 1 86.81kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 01 История Кузбасса 4 743.73kb.
Программа вступительного испытания по дисциплине " Экономическая... 1 90.95kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика... 3 437.83kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 05. 14. 12 «Техника... 1 110.17kb.
Программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной... 6 796.21kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 9 1307.28kb.
Учебная программа для специальности: 1-24 01 01 «Международное право» 1 372.67kb.
Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности... 1 300.2kb.
Гражданской авиации 1 113.14kb.
Учебная программа дисциплины обязательного компонента для специальности... 2 440.21kb.
Виппер б р введение в историческое изучение искусства 34 5192.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа составлена на основании паспорта научной специальности 24. 00. 01 Теория - страница №1/10

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет





УТВЕРЖДАЮ





Проректор по научной работе




________________А.Ф. Крутов




«____»_______________ 2011 г.


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

Теория и история культуры

по отрасли 24.00.00 – Культурология,

специальность 24.00.01 – Теория и история культуры

Самара 2011

Программа составлена на основании паспорта научной специальности 24.00.01 – Теория и история культуры.

Составители программы: Виктор Яковлевич Мачнев профессор, кандидат исторических наук

Программа кандидатского экзамена утверждена на заседании ученого совета социологического факультета

протокол № 1 от 22.09.2011 г.

Декан социологического факультета


«___»____________2011 г. ____________ В.Я. Мачнев

(подпись)
ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальности

24.00.01 – «Теория и история культуры»

по историческим наукам, культурологии

и искусствоведению


Ч А С Т Ь I.

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Р А З Д Е Л 1

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ
1.1 Первобытная культура как исторически первый

традиционный тип культуры
Науки, изучающие историю первобытной культуры. Особенности культурологического подхода к изучению культуры первобытного общества.

Социо-культурогенез: переход от биологической структуры животного к человеческой форме бытия. Формирование культуры как универсального механизма самоорганизации общественной жизни, генетически ненаследуемой памяти человечества, системы норм и запретов. Роль традиции в первобытной культуре.



Синкретическая целостность первобытной культуры. Практически-духовный характер жизнедеятельности первобытного общества. Художественная и эстетическая грани первобытной культуры. Формы и функции первобытной культуры.

Понятие традиционной культуры, ее временные и пространственные границы. Символический характер традиционного искусства, его место в системе культуры. Региональные варианты традиционной культуры.
1.2 Проблемы культурогенеза

и происхождения искусства
Сущность и содержание антропогенеза и социокультурогенеза. Ведущие теории происхождения человека и их критика. Вопрос о начале антропогенеза и прародине человека. Концепции культурогенеза.

Факторы антропогенеза и его нелинейно-вариативный характер. Фундаментальные отличия человеческого сообщества от сообщества млекопитающих. Роль культуры в становлении общества и человека.

Этапы антропогенеза и социокультурогенеза. «Неандертальская проблема» и особенности ее анализа. Становление человека современного антропологического типа. Кроманьонский человек и формирование родовой общины.

Проблема происхождения искусства: «технический» и интеллектуальный аспекты. Условность употребления понятия «первобытное искусство». Предназначенье образов искусства. Ведущие теории происхождения искусства. Функции первобытного искусства.

Неолитическая революция – завершающий этап социокультурогенеза.
1.3 Этапы развития первобытной культуры
История открытия и изучения памятников первобытной культуры. Археологическая и историческая периодизации древнейшей истории человечества и основные достижения каждого периода.

Верхний палеолит: климат, флора и фауна Места обитания и особенности хозяйственной деятельности верхнепалеолитических культур. «Закон переноса» как норма первобытного прогресса. Формирование родовой общины и ее характеристики. Особенности художественной деятельности эпохи верхнего палеолита и ее эволюция. Важнейшие памятники верхнепалеолитического искусства.

Культура эпохи мезолита. Дискуссионность термина «мезолит». Природно-географические условия, флора и фауна новой эпохи. Мезолитические орудия труда и формы производственной деятельности. Поиск новых основ культуры. Мезолитическое искусство: образы, сюжеты, достижения.

Культура неолита и энеолита. Неолитическая революция: переход к производящему хозяйству и изменение основ социальной жизни. Три пути выхода из первобытного состояния. Развитие сложных мифологических представлений. Условный характер неолитического искусства. Орнаментальный схематизм изображений. Возникновение сложной геометрической символики (крест, круг квадрат, свастика и т.д.). Истоки пиктограммы. Широкое развитие прикладного искусства. Зарождение архитектуры.

Развитие культуры в эпоху бронзы. Мегалитические сооружения эпохи: техническая и религиозно-культовая сторона проблемы.
Рекомендуемая литература


  1. Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. - М.-Л., 1966.

  2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  3. Бадер О.Н. Капова пещера. Палеолитическая живопись. - М., 1965.

  4. Вильчек В.М. Прощание с Марксом: Алгоритмы истории. М., 1993.

  5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

  6. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

  7. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. - М., 1964.

  8. Искусство народов Африки. Очерки художественной культуры с древности до наших дней. - М., 1975.

  9. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник./ Под ред. А.П. Чубовой. - 4-е изд. - М., 1980.

  10. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997.

  11. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

  12. Косырев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. – М., СПб., 2000.

  13. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995. Т. 1.

  14. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

  15. Ларичев В.Е. Прозрение. - М., 1990.

  16. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

  17. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976.

  18. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973 (серия Малая история искусств).

  19. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т., изд. 2-е. - М., 1988.

  20. Стеблин-Каменский М.И. Миф. - Л., 1976.

  21. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.

  22. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.

  23. Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. - М., 1969.

  24. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

  25. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1991.

  26. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. Сост. И.А. Химик. СПб., 1994.

  27. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. - М., 1996.

  28. Элиаде М. Космос и история. - М., 1987.

  29. Якушин Б.В. Гипотезы происхождения языка. М., 1984.

Р А З Д Е Л 2
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1.2 Культура Древнего Востока как исторический тип
Предпосылки возникновения цивилизации. Социокультурное своеобразие различных вариантов генезиса раннеклассовых обществ. Пространственно-временные границы древних цивилизаций. Хронология и основные этапы развития культуры древневосточного типа.

Общие черты в духовной культуре древних цивилизаций. Внеличностный характер архаического мировоззрения. От полисных и государственных религий к мировым. Развитие понятийно-логического мышления Автономизация рационального подхода к реальности от иррационального в математическом, медицинском, правовом знании Ближнего Востока.

Общее и особенное в образной концепции мира древневосточных культур и место в ней человека. Понятие «контекстуальной личности». Дифференциация форм художественной деятельности. Иерархия искусств в древних обществах и их функция. Культурные контакты Востока и Запада, взаимовлияние и взаимообогащение. Первые попытки универсализма; понятие «культурной вселенной».

Место писца в древневосточных культурах. Роль социальных факторов в появлении письма. Этапы возникновения письменности. Полифункциональность письменности. Когнитивные процессы и возникновение алфавита. Исторические условия формирования понятия числа и числовых систем. Истоки математического мышления.


2.2 Региональные варианты развития культуры

Древнего Востока: Месопотамия
Своеобразие экологии региона и ее влияние на формирование культуры. Проблема происхождения шумеров, особенности взаимодействия шумерской и аккадской цивилизаций. История возникновения цивилизаций Шумера и Аккада.

Мифология Шумера и Аккада. Астрологические и математические знания древних шумеров и аккадцев. Космогонические представления вавилонян. Возникновение клинописи. Основные темы шумерской, аккадской и старовавилонской литературы. Влияние древнемесопотамской словесности на литературу соседних стран, на Библию и через нее - на литературу Европы.

Специфика древнемесопотамской архитектуры: храмовое действо и синтез искусств.

Особенности создания образа человека и его эволюция в культуре Шумера, Аккада и Древнего Вавилона. Посвятительный характер храмовой скульптуры и ее идеологическая нагрузка.

Специфика хетто-митаннийской, сиро-финикийской и палестинской культурных традиций. Понятие «библейские земли» и его значение для исследования библейских текстов. Возникновение сборников литературных текстов Древней Палестины и формирование Ветхого Завета. Происхождение иудейского Писания, его структура, идеи. Основные жанры священных книг. Специфическое редактирование поэтических произведений Завета религиозной догматикой. Талмуд - ученые комментарии Писания. Влияние Танаха на распространение грамотности среди еврейского мужского населения. Сюжеты Ветхого Завета в мировой художественной культуре.

Культура Ассирии. Ассирийская держава и ее наследие в области политической теории и практики, военного дела, права, историософии.

Централизация власти и особенности художественной культуры Ассирии. Поликультурный характер ассирийской традиции. Первая библиотека и ее комплектация. Своеобразие ассирийской архитектуры. Светский характер придворного изобразительного искусства и особенности репрезентации правителя.



Культура Нового Вавилона. Теократическая форма государственной власти и особенности социальной структуры общества.

Совершенствование месопотамской системы письма. Ученые писцы и жрецы как основные хранители месопотамской культуры. Достижения вавилонской математической астрономии:

Религиозный и культовый характер искусства. Культ бога Мардука и храмовые празднества в его честь как ярчайшее проявление синтеза искусств. Вавилон Навуходоносора: реставрация храмов Эмах, Эсагилы, Нинурты; строительство моста через Евфрат и канала Либил-хигалла, дворцов в южной части города, «Дороги процессий»; украшение ворот Иштар. Т. н. «висячие сады» Семирамиды: мифы и реальность. Судьбы древней месопотамской культуры.
2.3 Древний Египет -региональный вариант культуры древневосточного типа
Древнеегипетская культура - классическая модель канонической культуры. История изучения культуры Древнего Египта. Особенности эколого-географического положения региона и его влияние на специфику древнеегипетской культуры.

Образ мира в культуре Древнего Египта. Своеобразие мифологии и религии. Пантеон. Иерархия египетских богов и их активное участие во всех сферах жизни древних египтян. Культ животных как часть культа природы. Архетипы растительного и животного мира в искусстве и мифологии древних египтян. Солярный культ.

Храм как образ вселенной. От мастабы к пирамиде. Храм и храмовое действо: мистерии Осириса и Исиды, празднества Амона-Ра, обряды мумификации и погребения. Расцвет храмового зодчества в эпоху Нового царства.

Влияние заупокойного культа на содержание и формы культуры. Особое отношение египтян к миру вещей; погребальный инвентарь и его аналогия с предметами быта.

Образ человека в культуре Древнего Египта. Компоненты сложной сущности человека и его место в мире. Возникновение скульптурного портрета. Египетская скульптура и ее эволюция от Древнего царства к Новому. Древнеегипетская концепция царственности и красоты.

Возникновение письменности. Статус писца в культуре Древнего Египта. Связь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства. Место науки в культуре. Духовные искания египтян и отражение их в лирической поэзии, эпосе, сказках.

Основные принципы древнеегипетского искусства. Древнеегипетский художественный канон. Статус художника в древнеегипетской культуре. Изобразительное искусство и литература о музыке, танцах, искусстве запаха.
2.4 Средний Восток – региональный вариант культуры древневосточного типа
Своеобразие социокультурного развития Древнего Ирана. Важнейшие факты истории Древнего Ирана. Священная книга персов «Авеста» и ее мировое значение. Зороастрийская религия и ее влияние на духовную жизнь Запада и Востока. Особый характер веротерпимости персидских царей. Процессы этнического смещения, синтез культур и религиозных представлений различных народов Персидской державы.

«Образцовые хозяйства» персидских царей – воплощение сути царской идеологии Ахеменидов.



Строительная деятельность Ахеменидов как проявление предначертанной им миссии по упорядочению мира. Имперский характер иранской архитектуры – дворцовой, культовой, мемориальной; богатство ее декоративно-пластического убранства (Пасагарды, Персеполь, Сузы). Синтез архитектуры и скульптуры, конструктивные особенности зодчества (колонны, каменное строительство, ападана, рельеф на цоколе). Амальгама различных культурных традиций народов персидской державы. Древнеперсидское искусство – результат органического синтеза иранских художественных традиций и технических приемов с эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими, давший заимствованным формам новые функции и значение.
Рекомендуемая литература


  1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. – М., 1976 (Серия «Малая история искусств»).

  2. Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.

  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3 изд-е. – Л., 1990.

  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.1. – М., 1996.

  5. Древние цивилизации. – М., 1989.

  6. Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. – М.,1992.

  7. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. – М., 1981.

  8. Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. – Прага, 1967.

  9. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. – М, 1983.

  10. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

  11. Лирика Древнего Египта. – М., 1965.

  12. Лирическая поэзия древнего Ближнего Востока. – М., 1983.

  13. Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. – М., 1977.

  14. Матье М.Э Древнеегипетские мифы. – Л., 1956.

  15. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – Л.- М., 1961.

  16. Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / сост. И.А. Химик. – СПб., 2004.

  17. Мифология древнего мира. – М., 1977.

  18. Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973 (БВЛ, т.1).

  19. Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Востока. – М., 1965.

  20. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.

  21. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. – М., 1984.

  22. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). – М.-Л., 1961.

  23. Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии.- М., 1995.

  24. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. – М., 1981.


Р А З Д Е Л 3
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА
3.1 Общая характеристика античной культуры
Понятие «античность». Место античности в истории человечества. Античный пантеизм. Телесно-пластический образ мира. Принцип калокагатии и его роль в формировании античной культуры. Особенности античного антропоморфизма и антропоцентризма. Особенности проявления личностного начала. Проблема соотношения безличного рока-судьбы и воли человека.

Аполлонически-дионисийская традиция в культуре античности. Влияние Элевсинских мистерий и орфического учения на религиозное сознание и этические представления греков. Агонистическое начало и его значение в социальной и культурной реальности античности. Возникновение «возвышенного досуга». Искусство как «techne», «ars»; искусство как мимезис. Формирование эстетического сознания. Сущность мусического воспитания и его значение.

Этапы развития античной культуры. От мифа к логосу и эпосу; формирование античного рацио. Общее и особенное в образной концепции мира и человека в культуре Древней Греции и культуре Древнего Рима. Культурные контакты античного мира. Первые попытки универсализма; понятие «культурной вселенной». Возникновение синтеза культур в эллинистическом мире и Римской империи.
3.2 Культура Эгейского мира
Древнегреческие мифы и легенды об острове Крит и пеласгах. Ведущие археологические открытия Эгейской культуры. Расшифровка древнегреческого письма.

Древнейшее население Эгейского мира. Гегемония Крита в Эгейском мире на рубеже III-II тыс. до н. э. и ее отголоски в греческих мифах. География торговой деятельности критян, продукция их экспорта и импорта. Исторические сведения о теократии и религии Крита. Скульптура, архитектура, фрески и керамика Крита как источник сведений о жизни и культуре островитян. Своеобразие художественного языка минойского периода. Вторжение ахейцев на Крит и начало ахейского владычества в Эгейском мире.

Формирование микенской культуры и ее периодизация. Особенности структуры микенского общества и его политические центры. Влияние критской культуры на микенскую знать. Своеобразие культуры Микен. Толосы, или «купольные гробницы» позднемикенской эпохи. Архитектура дворцов в Микенах и Тиринфе.

Территориальная экспансия ахейцев и их культурные контакты. Приход дорийских племен и гибель ахейского общества. Преемственность ахейской и дорийской культур.



3.3 Мифологическое начало в культуре античной Эллады
Этапы развития греческой мифологии.

Архаический период: переплетение догреческой и греческой мифологии. Микенское происхождение греческих мифов. Представления греков о первосилах мирозданья. Фитоморфные, зооморфные и миксантропические образы греческой мифологии. Титаны и титаниды. Битва богов с титанами и установление власти Зевса. Отзвуки борьбы с догреческими верованиями в мифах о титаномахии.

Классический (олимпийский) период развития греческой мифологии и его связь с повседневной жизнью и идеалами фессалийской аристократии. Браки Зевса как миссия по упорядочению мира. Антропоморфизм олимпийских богов. Образ героя в греческой мифологии и его эволюция от гомеровского периода к эллинизму. Границы между богами и героями. Смысл исканий героев Эллады и их воплощение в подвигах Геракла, Тезея, Персея, Ахилла, Аякса, Агамемнона, в странствиях Одиссея и Эдипа и т. д. Столкновение героя с судьбой: всесилие рока и свободный выбор человека. Культ героев; героизация павших на войне, основателей городов, а также основателей философских школ и выдающихся поэтов.

Отсутствие догматической кодификации греческого мифа и многообразие его античных интерпретаций. Образы богов и героев в древнегреческом искусстве. Мифы античной Эллады в истории художественной культуры. Использование античного мифа как средства воплощения идей своего времени.


3.4 Культура Древней Греции гомеровского периода и архаики
Эколого-географические условия формирования и развития древнегреческой цивилизации.

XI-VIII вв. - Темные века греческой истории. Отражение Темных веков в «Илиаде» и «Одиссее». Троянская война: эпос и история. Спор унитариев и аналитиков по так называемому «гомеровскому вопросу». Поэтика «Илиады» и «Одиссеи. Гомеровский эпос как квинтэссенция культурного самосознания древних греков. Образы богов и героев в «Илиаде» и «Одиссее». Реалии культуры протогеометрического и геометрического стилей. Древнейшие святилища и их архитектурное оформление. Декорирование дипилонской керамики. Рождение рисунка как самостоятельного вида искусства. Утверждение человека в качестве значимой темы художественной культуры IX- VIII вв. до н. э. Пластические фигурки людей и животных из глины и бронзы.

Период архаики. Успехи в социально-экономическом развитии Древней Греции VIII-VII вв. до н. э.. Полисное устройство общественной жизни Эллады. Активные контакты греков с другими народами и осмысление единства греческого мира. Формирование полисного патриотизма и единства эллинского мира. «Ориентализация» древнегреческой культуры. Иония - «первая родина мудрецов и поэтов». Зарождение философии. Философы милетской школы. Пифагор и начало интеллектуальной революции в Греции. Расцвет лирической поэзии. Письменное закрепление «канонического» варианта гомеровского эпоса. Рождение театра и театральной драматургии. Учреждение Великих Дионисий. Рост городов и расширение масштабов строительства. Разработка различных типов храмов и рождение ордерной системы. Своеобразие дорического и ионического стилей. Архитектурные сооружения Греции периода архаики. Сюжеты и формы храмовой скульптуры. Искусство вазовой росписи.
3.5 Культура Греции эпохи классики
Победа Эллады в греко-персидских войнах. Социально-экономические и политические предпосылки возвышения Афин как «центра просвещения Эллады».

V в. до н. э. - эпоха классики. Рациональное постижение мира как основа поиска идеальной нормы культуроформирующей деятельности. Разработка представлений о гармонии, мере, ритме, симметрии в сфере социального проектирования, в области философии, истории, искусства.

Теоретические и практические попытки создания «идеального города». Афины - зримое воплощение «образцового города». Фидий и реконструкция Афинского акрополя. Ордерная система, фронтонная композиция древнегреческого храмового зодчества как отражение идеи «божественной мерности». Поэтическое прославление разума человека и размышления о его границах в драматургии V в. до н. э. Понятие калокагатии и его художественные воплощения в скульптуре V века до н. э. Идея космической гармонии, аполлоническое и дионисийское начало в древнегреческой музыке.

IV в. до н. э. - время конфликтов и потрясений; кризис античного полиса. Завоевание Греции Македонией. Экспансия на Восток и походы Александра Македонского.

От классики к эллинизму. Разрушение «ментального равновесия» «золотого века» древнегреческой демократии; утрата чувства сбалансированности и устойчивости мирозданья. Рассогласование «божественной» и «человеческой» меры в софистике и обоснование Критием тирании. Агон Сократа и софистов. Скептицизм, стоицизм и эпикуреизм как отражение нарушения идеи классического равновесия. Проекты Платона и Аристотеля - социальные утопии IV в. до н. э. Поворот философской мысли от идеи демократии к образу единоличного правителя. Теоретическое обоснование всевластия сильной личности в трудах Ксенофонта и Исократа.

Распад универсальной целостности художественного восприятия мира.. Обретение искусством лирически преобразованного образа мира. Утрата гармонической ясности монументального искусства, нарастание интимно-лирических интонаций. Развитие искусства портрета. Исчезновение хоровой драмы. Ощущение трагических диссонансов эпохи в творчестве Еврипида.



следующая страница >>



Возвышенная любовь требует досуга. Андре Моруа
ещё >>