Программа развития велосипедного спорта Мурманской области на 2012 2015 г г. г. Североморск 2011 г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа развития водно-моторного спорта в Тюменской области на... 1 350.87kb.
Программа развития велосипедного спорта в Воронежской области «Воронежский... 1 209.67kb.
Программа дисциплины «теория и методика велосипедного спорта» 6 784.37kb.
Паспорт целевой программы «Развития велосипедного спорта в Удмуртской... 1 130.32kb.
Закон Мурманской области от 07. 12. 2011 n 1438-01-змо(ред от 28. 1 60.91kb.
Программа развития велосипедного спорта в Воронежской области «Воронежский... 1 210.72kb.
Программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории... 1 32.39kb.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 2015 годы. 1 31.11kb.
Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области в 2011... 1 185.35kb.
Программа развития на 2010-2015 гг 7 1252.67kb.
Пояснительная записка к отчету о реализации 1 193.72kb.
Приказом Минспорта №559 от 24 июля 2012 г зарегистрированы спортивные... 1 21.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа развития велосипедного спорта Мурманской области на 2012 2015 г г. г. Североморск - страница №1/1

Принята

общим собранием Федерации

велоспорта Мурманской области

30 ноября 2011 года


Председатель Федерации
/А. М. Липин/


Программа

развития велосипедного спорта Мурманской области

на 2012 - 2015 г.г.

г. Североморск

2011 г.

Содержание:


  1. История велосипедного движения в Мурманской области

  2. Современное состояние велосипедного спорта в Мурманской области

  3. Направления развития велосипедного спорта в Мурманской области:

    1. Развитие массового велосипедного движения,

    2. Популяризация велосипеда как средства транспорта и оздоровления,

    3. Повышение спортивного мастерства,

    4. Пропаганда безопасности дорожного движения,

    5. Международное сотрудничество,

    6. Развитие велосипедной инфраструктуры и материальной базы.




  1. История велосипедного движения в Мурманской области

Для того, чтобы правильно оценить свои перспективы и наметить пути их реализации, необходимо сделать небольшой экскурс в историю того велодвижения, которое мы имеем на сегодняшний день.


По рассказам старожилов давным-давно в Никеле и в Мурманске проводились велосипедные гонки. В 1970-90х годах существовали сильные клубы велотуристов в Мурманске и Оленегорске. Традиции велотуризма в Мурманской области бережно сохраняются.
Велосипедный спорт появился в Мурманской области около 10 лет назад.
Всё началось с того, что в 1990 г. по инициативе нескольких любителей езды на велосипеде в Североморске был создан велоклуб «Пилигримы». В 1992 году клуб прошёл перерегистрацию как Североморская городская детская общественная организация. Первоначально клуб занимался подготовкой и проведением велопробегов по территории Мурманской области, а с 2000 года и по территории Скандинавских стран. Находясь в Финляндии, члены клуба впервые стали принимать участие в соревнованиях, которые организовывали там, в связи с нашим приездом, местные клубы. Постепенно рос интерес к велоспорту в других городах Мурманской области.
В 2004 году впервые была проведена групповая велогонка в г.Апатиты. В сентябре 2005 года в Апатитах был создан велоклуб «Апатит» на базе Кольского филиала Петрозаводского университета и велоклуб «Вираж» на базе Дома детского творчества.

28 сентября 2008 года была создана региональная общественная организация - Федерация велосипедного спорта Мурманской области. Ее председателем единогласно избран Анатолий Липин - руководитель североморского велоклуба «Пилигримы». В правление новой общественной организации вошли представители из Мурманска, Североморска, Кандалакши, Апатитов.



  1. Современное состояние велосипедного спорта в Мурманской области

У нас нет секций велоспорта в детско-юношеских спортивных школах, как в других Российских регионах, где задачей федераций является сохранить традиции и удержать достижения, завоеванные поколениями велосипедистов и тренеров в Советский период. Задачей нашей федерации является создавать то, чего не было. Это, безусловно, является непростой, но чрезвычайно важной задачей, необходимость и возможность решения которой подтверждается массовым развитием велоспорта во всём мире и на северных территориях наших соседей в Скандинавских странах в частности.


В настоящее время велоклуб «Пилигримы» и велоклуб «Вираж» - это 2 клуба в Мурманской области, где дети тренируются для того, чтобы участвовать в соревнованиях по велоспорту и показывать спортивные результаты. Дети занимаются под руководством тренеров, не имеющих образования по специализации «велоспорт». Для того, чтобы тренеры получали заработную плату, велоклубы «Пилигримы» и «Вираж» оформлены как кружки в местных учреждениях дополнительного образования.
Помимо этих 2-х клубов в соревнованиях по велоспорту участвуют дети, занимающиеся в родственных с велоспортом видах, с согласия, или при поддержке их тренеров. В Оленегорске это дети, занимающиеся в секции «конькобежный спорт», активно использующие велосипед в тренировочном процессе. В Никеле, Североморске и Мурманске дети, занимающиеся в секциях «лыжные гонки» в летний период также участвуют в велогонках. По сути дела, это весь детский велоспорт, который мы имеем на сегодняшний день.
Дважды в 2009 и в 2011 годах команда Мурманской области участвовала в чемпионате Северо-Западного Федерального округа по велоспорту на шоссе, который проходил в г. Великие Луки Псковской области в рамках спартакиады учащихся РФ. В 2009 году наша команда была представлена 6-ю мальчиками и 6-ю девочками, и была единственной командой, которая была укомплектована полностью. За счёт этого мы заняли в командном зачёте II-е место и привезли домой кубок, которым очень гордились. В индивидуальном зачёте, к сожалению, мы не смогли ничем похвастаться и отсчитывали свои места с конца. В 2011 году команда не была укомплектована полностью и не сумела занять места в призах. Индивидуально же мы выступили примерно так же, как и в 2009 году.
Взрослый велоспорт у нас держится на ветеранах и любителях из разных городов области. Это люди, которые отслеживают календарь федерации и стараются участвовать в велогонках календаря. Некоторые наши взрослые гонщики самостоятельно выезжают на соревнования в другие регионы: Петрозаводск, Москву, Лемболово, и даже на знаменитый веломарафон «Париж-Брест-Париж». Организационно ветераны и любители объединены в Североморском велоклубе «Пилигримы», велоклубе «Апатит» г. Апатиты, команде «Солнышко» г. Мурманска.

Положительным моментом в нашей работе является наличие велосипедного Интернет-портала «Нордбайк», который позволяет доводить нужную информацию до всех велосипедистов, общаться и обмениваться полезными сведениями.



Оценить состояние развития велоспорта в Мурманской области можно с помощью таблицы:


пп

Наименование
города, посёлка

Численность населения
(тыс. чел.)

Наличие спортивного велоклуба,
группы любителей велоспорта

 


пп

Наименование
города, посёлка

Численность населения
(тыс. чел.)

Наличие спортивного велоклуба,
группы любителей велоспорта

1

Мурманск

307,7

команда "Солнышко",
велоклуб "Нордбайк",
велотурклуб "Мурман"

 

13

Мурмаши

14,2

———

2

Апатиты

59,7

велоклуб "Апатит",
велоклуб "Вираж"

 

14

Снежногорск

12,7

———

3

Североморск

50,1

велоклуб "Пилигримы"

 

15

Заозёрск

11,2

———

4

Мончегорск

45,4

турклуб "Сариола",
отдельные спортсмены

 

16

Гаджиево

11,1

———

5

Кандалакша

35,7

отдельные спортсмены

 

17

Кола

10,4

велоклуб "KRC"

6

Кировск

28,6

отдельные спортсмены

 

18

Росляково

8,7

———

7

Оленегорск

22,0

спортклуб "Фаворит",
турклуб "Горняк"

 

19

Ревда

8,4

———

8

Ковдор

18,8

отдельные спортсмены

 

20

Зеленоборский

6,6

———

9

Полярный

17,3

———

 

21

Видяево

5,8

———

10

Заполярный

15,8

отдельные спортсмены

 

22

Умба

5,5

———

11

Полярные Зори

15,1

Energy SC

 

23

Сафоново

5,3

———

12

Никель

14,8

отдельные спортсмены

 

24

Молочный

5,2

———

Велобаза клуба «Пилигримы» у нас в области на сегодняшний день одна. Здесь хранятся и обслуживаются велосипеды, проходят специальные тренировки на велотренажёрах и роликовых велостанках, тренировки по ОФП с использованием тренажёров на различные группы мышц. В клубе 2 зала, раздевалки, душевые, 40 кв. метров зеркал, принудительная приточная и вытяжная вентиляция. Общая площадь клуба вместе со вспомогательными помещениями около 400 кв. метров. Клуб владеет помещением на основании договора аренды, заключенного с администрацией города без арендной платы и без ограничения срока. В клубе 60 велосипедов: 45 шоссейных и 15 горных. В клубе могут тренироваться и тренируются не только жители Североморска, но и Мурманска. Клуб выдаёт велосипеды в пользование ветеранам и любителям, проживающим в г. Мурманске.


В других городах области, таких как Кандалакша, Ковдор, Кола, Никель, Мончегорск, Оленегорск существуют отдельные группы энтузиастов велоспорта, однако на сегодняшний день они не объединены в клубы и не всегда тесно взаимодействуют и общаются друг с другом.
В уставе Федерация велоспорта Мурманской области (ФВСМО) определено, что мы занимаемся развитием всех видов велосипедного спорта, однако за прошедшие 3 года усилия федерации были сконцентрированы в основном на велоспорте-шоссе и на велоспорте - маунтинбайк.
Горный рельеф Мурманской области, Хибинские и Ловозерские тундры, горы в районе Кандалакши делают наш регион перспективным для развития маунтинбайка. Наибольшее развитие у нас получили такие дисциплины маунтинбайка как кросс-кантри и в меньшей степени гонки в гору. Скоростной спуск в основном культивируется в Кандалакше, где исторически сильны традиции санного спорта, и присущего им экстрима. По психологии и по сути скоростной спуск имеет мало общего с прочими дисциплинами маунтинбайка. Занимаются скоростным спуском люди особого склада, и на сегодняшний день они мало общаются с велосипедистами из других дисциплин.
Начиная с 2008 года в первые выходные июля в рамках Хибинского Фестиваля мультиспорта проводится 100-километровая приключенческая велогонка «Хибинская кругосветка». Сильнейшие кросс-кантрийщики с нетерпением ждут этих популярных соревнований.

Инновационным является проведение в Мурманской области соревнований по кросс-кантри в центре города. Четыре года мы проводим такие соревнования в г. Североморске и называем их «Североморск cross-city». Североморск расположен в нескольких уровнях, и сообщение между нижней и верхней частью города, осуществляется с помощью пешеходных трапов. Местами трасса велогонки проходит прямо по трапам, на которых устанавливаются на это время специально изготовленные для этого настилы. Настилы крепятся к имеющимся на трапах направляющим для перевозки по ним детских колясок. Всё это даёт возможность иметь трассу для кросс-кантри прямо в центре города. Трасса служит для тренировок, и детям, которые не тренируются в клубе, а просто выходят погулять с велосипедами, есть чем заняться.



Велоспорт - ВМХ и велоспорт-трек остались у нас пока не охваченными. В велоклубе «Пилигримы» спортсмены ВМХ получали помощь в ремонте велосипедов, но дальше этого дело не пошло.
Помимо этого в области ежегодно проводится 6-8 шоссейных веломарафонов «бревет» на 200, 400 и 600 км. И хотя это направление не является спортом, участие в марафонах, особенно на 200 км, интересно многим спортсменам, и является отличной тренировкой на выносливость.
Календарь ФВСМО включает в себя чемпионаты области по велоспорту на шоссе и велоспорту – маунтинбайк. Отдельные соревнования, проходящие в области, объединены в Кубок области по этим видам. Итоги Кубка подводятся на основании соответствующего Положения. Всё это способствует росту массовости и накала спортивной борьбы на наших соревнованиях.

С 2000 года в Североморске 4-6 раз за сезон по воскресеньям проводится велогонка в гору. Гонка проходит по центральным улицам города. Старт велогонки всегда в одно и то же время, в 12.00. Дистанция гонки – 1,5 км. Это делает гонку короткой по времени, и поэтому она вообще возможна, с учётом интенсивного автомобильного движения в городе. Конечно, проведение гонки требует усилий от ГИБДД, но к всеобщему удовлетворению дело делается. Трижды за всю истории велогонки участники показывали результат меньше 3-х минут. Двое из них – мурманчане. Гонка в гору является этапом кубка области по велоспорту на шоссе. С учётом того, что горный рельеф в нашей области преобладает, необходимо использовать это обстоятельство как важный природный ресурс для развития велоспорта, хотя для массового использования велосипеда как транспорта, горный рельеф, безусловно, является помехой.

Начиная с 2000 года, ежегодно проводится велопробег детей и молодёжи Баренцева региона по территории Финляндии, Швеции, Норвегии и Мурманской области. Протяжённость велопробега свыше 4000 км за 45 дней. Возможность участия в велопробеге является мощным стимулом для детей к занятиям велоспортом. Велопробег позволил завязать контакты с велосипедистами и организаторами спортивных соревнований из Скандинавских стран, что позволило, начиная с 2008 года, начать проведение чемпионата Баренцева региона по велоспорту на шоссе. Чемпионат проводится ежегодно. Место проведения чемпионата перемещается из одной страны в другую в соответствии с достигнутой договорённостью. В 2010 году чемпионат проходил в г. Апатиты с участием спортсменов из Финляндии и Норвегии. После этого по инициативе финской стороны велосипедный спорт был включён в программу Баренцева сотрудничества.

Находясь в Финляндии и Норвегии, мы видим, как организована работа по подготовке соревнований. Как проходят соревнования. Очень многое служит нам примером. Внушает уважение организация работы велосипедных и вообще спортивных клубов. Дети участвуют в соревнованиях чуть ли ни с момента, когда начинают ходить. Благодаря правильному подходу к развитию физической культуры и спорта, уровень участников даже в самых небольших населённых пунктах за границей бывает чрезвычайно высоким. Международное сотрудничество повышает мотивацию наших спортсменов к тренировкам, способствует в конечном итоге развитию велоспорта, как в Мурманской области, так и за рубежом.

В этом году в Североморске впервые был проведён массовый велозаезд детей младшего возраста (от 3 до 10 лет). Идея велозаезда родилась после того, как мы увидели подобное мероприятие на Тур де Андоррия в Норвегии. Детей в таких мероприятиях очень много. Видимо, это обусловлено тем, что внимание к детям вообще тем больше, чем они меньше. Поэтому родители и особенно бабушки и дедушки приводят детей, фотографируют их, радуются за них, болеют и переживают. С учётом того, что детский велозаезд проводился у нас сразу после основных соревнований «Североморск cross-city», болельщиков на этих соревнованиях получилось больше чем обычно. Одним словом, детские велозаезды проводить надо, и использовать их в привязке к основным соревнованиям для пропаганды велоспорта – дело весьма эффективное.


  1. Направления развития велосипедного спорта в Мурманской области

Для того чтобы добиться развития велоспорта в Мурманской области необходимо рассматривать велоспорт как вершину пирамиды, в основании которой лежит:


  1. использование велосипеда людьми как транспорта для поездок на работу, по магазинам, по делам;

  2. использование велосипеда как средства физической культуры, для прогулок в выходные дни и свободное время;

  3. использование велосипеда для путешествия во время отпусков, велотуризм.

Факторы, которые мешают существованию и развитию этих 3-х элементов:




  • горный рельеф, и расположение населённых пунктов Кольского полуострова (не всех) в нескольких уровнях с большими перепадами высот (Североморск, Мурманск, Кировск, Никель…);

  • относительно короткий велосипедный сезон, суровые климатические условия Заполярья;

  • отсутствие велодорожек и возможности проехать на велосипеде в нужное место без риска для жизни;

  • рост количества автомобилей на улицах городов;

  • неудобства, связанные с хранением велосипеда в квартире, закатыванием его на верхний этаж и выкатыванием на улицу;

  • трудности с покупкой подходящего велосипеда, отсутствие возможности взять велосипед на прокат;

  • трудности с ремонтом и обслуживанием велосипеда, отсутствие веломастерских;

  • отсутствие региональных или муниципальных программ, направленных на популяризацию велосипеда, поощрение людей к его использованию.

Факторы, сдерживающие развитие велоспорта:




  • традиция увозить детей с Севера на лето (летняя оздоровительная компания);

  • отсутствие дорог для тренировок и соревнований велосипедистов - шоссейников (плохое качество асфальта, загруженность дорог автотранспортом, отсутствие второстепенных объездных дорог);

  • отсутствие велосипедных клубов и оборудованных велосипедных баз;

  • недостаточное финансирование;

  • отсутствие тренеров, получивших образование по специальности «велоспорт» и дипломированных судей по велоспорту.

Тем не менее, наш опыт организации соревнований и общения с энтузиастами велосипедного спорта из различных городов Мурманской области заряжает нас оптимизмом и позволяет с уверенностью смотреть в будущее. Основными направлениями работы и конкретными делами федерации на период 2012 - 2015 г.г. мы считаем:




  1. Развитие массового велосипедного движения




  1. Детские велозаезды, школы юного велосипедиста, детские велосипедные лагеря, межшкольные соревнования, привлечение родителей детей к участию в их реализации.

  2. Массовые велозаезды жителей, посвящённые различным праздникам, велоэкскурсии, велопробеги выходного дня.

  3. Поддержка велотуризма.

Все мероприятия должны широко и на высоком уровне освещаться в средствах массовой информации.




  1. Популяризация велосипеда как средства транспорта и оздоровления




  1. Пресс-релизы перед началом велосипедного сезона, после подведения итогов велосипедного сезона, перед гонками и физкультурными мероприятиями, после их проведения.

  2. Публикация в Интернете протоколов и фотообзоров велосипедных мероприятий.

  3. Статьи об энтузиастах велосипедного движения, велотуристах, ветеранах велосипедного спорта, юных спортсменах.

  4. Фотовыставки, стенгазеты в школах, специализированные Интернет-сайты.

  5. Учёт количества и качества публикаций, телевизионных и радиорепортажей.




    1. Повышение спортивного мастерства




  1. Насыщенный календарь соревнований. Новые виды гонок.

  2. Тренировочный процесс в межсезонье.

  3. Распространение положительного опыта, в том числе международного (тренировки, питание, инвентарь).

  4. Совместные тренировки в зале на велотренажёрах и велостанках.

  5. Учебно-тренировочные сборы.

  6. Лекции по физиологии.

  7. Сотрудничество с областным физкультурным диспансером.

  8. Мониторинг здоровья велосипедистов.

  9. Соревнования по ОФП.

  10. Педаляж на велостанке.

  11. Зимние соревнования по кросс-кантри.

  12. Повышение уровня знаний тренеров, спортсменов, судей, организаторов соревнований, веломехаников. Использование для этого следующих форм работы:

  • лекции,

  • обучающие семинары,

  • курсы,

  • публикация статей на Интернет-портале Нордбайк.




    1. Пропаганда безопасности дорожного движения




  1. Мониторинг травматизма среди велосипедистов.

  2. Анализ ДТП с участием велосипедистов.

  3. Проведение обучающих занятий со школьниками и взрослыми велосипедистами. Сотрудничество с ГИБДД.

  4. Пропаганда правильного поведения на дорогах. Листовки, e-mail рассылки, плакаты в школах.




    1. Международное сотрудничество




  1. Участие в международных соревнованиях в рамках Баренцева сотрудничества.

  2. Чемпионат Баренцева региона по велоспорту.

  3. Кубок Баренцева региона по велоспорту.

  4. Расширение и развитие контактов с иностранными велосипедными клубами.




    1. Развитие велосипедной инфраструктуры и материальной базы.




  1. Велодорожки, веломаршруты, велокарты.

  2. Разработка и изготовление командной велоформы для сборной области и отдельных клубов.

  3. Велосипеды и велошлемы для детских велоклубов.

  4. Машина сопровождения для обеспечения велосипедных мероприятий.

  5. Оборудование для обеспечения безопасности дорожного движения во время проведения велогонок – мигалки на машины, складные стенды, предупреждающие о поведении велогонки.

  6. Современные интерактивные велостанки.

  7. Современная электронная система учёта времени при проведении велогонок.

Со сменой руководства Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) и назначением в июне 2010 г. на должность президента ФВСР Председателя Совета директоров Международной группы компаний "ИТЕРА" Игоря Викторовича Макарова произошли существенные изменения в политике ФВСР по отношению к регионам. Ведётся мониторинг состояния велоспорта в стране. Мы получаем письма, которые свидетельствуют о заинтересованности руководства ФВСР в развитии велоспорта в Мурманской области. Мы получаем бесплатно журналы «Provelo», которые содержат много полезной информации для всех, кто любит велоспорт. Курсы тренеров и судей, помощь в приобретении крайне необходимых нам автомобиля, велосипедов и велоформы – реальные пути возможного сотрудничества с Федерацией велосипедного спорта России.


В каждом населённом пункте Мурманской области нам необходимо знать настроение руководителей спортивных отделов местных администраций, их готовность и стремление проводить соревнования по велоспорту. Нужно постоянно менять и обогащать географию нашего календаря.
Работа по перечисленным направлениям позволит сделать велоспорт в Мурманской области по-настоящему массовым и любимым многими людьми.




Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, а выпускник университета может украсть целую железную дорогу. Теодор Рузвельт
ещё >>