Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета мобу дод «Дворец детского творчества» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета... 6 1106.72kb.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета... 1 309.34kb.
Рабочая программа по курсу «история» Класс 7 2010 год 3 353.64kb.
Рабочая программа по курсу «история» Класс 8 2010 год 1 297.26kb.
Образовательная программа рассмотрена и принята на заседании Педагогического... 1 195.61kb.
Рабочая программа по русскому языку, 1 класс Герфорт Вера Александровна... 10 2924.35kb.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Лингвистика... 1 70.22kb.
Информатики и радиоэлектроники 1 146.37kb.
Программа курса «механика сплошных сред» 1 18.83kb.
Рабочая программа по учебной инженерно-геологической практики рассмотрена... 1 94.02kb.
Директор мобу «сош №2» С. И. Шестакова 1 251.04kb.
Выпуск №3 (13)  Делу – время, потехе – час  1 49.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета мобу дод «Дворец - страница №1/3

Городской округ «город Якутск»

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

от « 14 » октября 2010 г.

протокол № 15
Утверждаю:

Директор МОБУ ДОД

«Дворец детского творчества»

_п/п_____М.П. Колодезникова

Приказ от « 25 » октября 2010г.

01 - 08/113

Дополнительная образовательная программа

«ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА»

Срок реализации-3 года

Возраст- 5-14 год


Педагог дополнительного образования

Степанова Светлана Григорьевна

Якутск 2010г.


Пояснительная записка

Введение

Два мира есть у человека,

Один- который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил

Н.Заболоцкий

Эти слова известного поэта Н.Заболоцкого хочется предложить в качестве эпиграфа к интегрированной программе « Грани творчества».

Среди приоритетных направлений современного дополнительного образования- поиск новых педагогических путей развития индивидуальности человека через познание и освоение мира различными методами. Человек вступает в этот мир и с самых первых лет жизни настойчиво приобщается к художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие тысячелетия. Он учится постигать виды искусства, осмысливает информацию о нем, получает соответствующее художественно- эстетическое развитие.

Актуальность программы. Под эстетическим развитием разумеется развитие способности понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни, потребность участвовать в создании красоты.

Дети любят экспериментировать: играя пластилином, прикрепляя веточками, проволокой создают скульптурные композиции, а из вырезанных и склеенных рисунков умудряются творить невероятные изделия. При этом они получают огромное удовольствие. В этом с педагогической точки зрения можно увидеть многое: с игровой технологии до формирования компетентностей. Чтобы развивать творческий потенциал детей, необходимо создавать условия экспериментировать, работать с разными материалами, научить использовать разные техники изобразительного и прикладного творчества. Если дети попробуют изготавливать красивые предметы в разных техниках и с разными материалами - для них это будет интересный жизненный опыт, а также - момент новизны на каждом занятии. А такие моменты, в свою очередь, будут способствовать повышению интереса детей к творчеству.

Разработанная программа «Грани творчества» для детей 5-14 лет, формирует особую установку сознания, которая позволяет ребенку комплексно подходить к оценке и созданию окружающей среды в целом и любого ее компонента. Данная программа интегрирует три адаптированные программы, апробированных в течении 9 лет во Дворце детского творчества г. Якутска. Она направлена, во-первых, на освоение учащимися элементарных основ реалистичного рисунка, на овладение начальной техники живописного рисунка, во-вторых, на развитие художественного творчества через ручной труд.

Принципы построения программы:


  1. Художественно-эстетическая направленность.

Этот принцип подразумевает формирование у детей через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой. Содержание программы призвано также обеспечить расширение круга художественно - эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных возможностей личности.

  1. От общего к частному и от частного к общему. Единства эстетических и функциональных качеств в предмете, целесообразности конструкции, технологичности способов работы

  2. Целостность формирования творческого мышления.

Важно, чтобы в процессе выполнения конкретного изделия ребенок рассматривал его как часть целого, учитывая возможные эстетические социально - психологические и другие взаимосвязи конкретных тем и изделий.

Цель программы: формирование умения творчески подходить к решению любых проблем, раскрыть и развить заложенные в нем потенциальные способности через развитие способностей, умений и навыков по прикладному творчеству заложенных у детей.

Задачи:

Обучающие:

- формирование у детей навыков рисования, живописи;

- формирование политехнических умений и навыков при работе с разными материалами;

- развитие вариативного и образного мышления, творческих способностей детей;

- развитие способности к освоению и преобразованию окружающего мира;

- формирование эстетического восприятия окружающего мира.



Развивающие:

- развитие чувства цвета, формы, композиции, художественного вкуса;

- развитие руки, глазомера через формирование практических умений;

- совершенствование умений и навыков работы с наиболее распространенными инструментами, приспособлениями художественного и ручного труда при рисовании, при обработке различных материалов:



Воспитывающие:

- воспитание интереса к художественному, прикладному искусству;

- воспитание уважительного отношения к человеку-творцу;

- воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру.



Особенности возрастной группы детей

Программа рассчитана на 3 года. Возраст детей с 5- до 14 лет. Набор детей в группы- свободный. Наполняемость групп- 10-15 детей из ДОУ, не посещающих ДОУ, общеобразовательных школ города. Занятия проводятся 2 раза по 2 часа в неделю. Допускается посещение детей 1 раз в неделю по 2 часа. Дошкольники могут посещать занятия по рисованию, которые поводятся продолжительностью по 30 минут в форме

«Родители и дети».

Общее количество часов в учебный год - 116 часов.

Новизна программы заключается в интеграции нескольких направлений изобразительного и прикладного искусства в творческих проектах детей. что у детей пробуждается интерес к эстетическому разнообразию материальных, творчески создаваемых своими руками продуктов. Важно, что знание осваивается вместе с умением. Все это также способствует созданию ситуации успеха у детей, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание достичь хороших результатов. Чтобы добиться этих результатов, нужно как можно чаще использовать проектную деятельность. Она предоставляет преподавателю широкие возможности для изменения традиционных подходов.

Особенности программы

Данная программа отличается тем, что на 3 году обучения ориентируется на формирование и самореализацию творческой личности ребенка посредством выполнения авторских работ по своей индивидуальной программе.



Основные направления и содержание деятельности по данной программе.

Учебные занятия по данной программе включают в себя несколько направлений:

- рисование в разных техниках;

-художественно - конструкторская работа с бумагой;

- декорирование сувениров, предметов интерьера, быта;

- изготовление, дизайн, декорирование открыток;

- изготовление самодельных обучающих игр.

Рисование способствует художественному освоению реального мира. Развивать познавательную и творческую активность следует как можно раньше. Поэтому работа по изобразительной деятельности начинается с 5- летнего возраста. В этом возрасте дети активно и непосредственно выражают свое восприятие мира. Но иногда дети, не владея начальной техникой рисования, теряются и их рисунки сводятся к распространенным шаблонам. Эти шаблоны делают детские рисунки одинаковыми, лишенными своеобразия и самобытности. Нередко дети пользуются 2-3 красками и это лишает их рисунки красочности.

Работа по прикладному творчеству пробуждает интерес к эстетическому разнообразию материальных продуктов, создаваемых своими руками. Важно, что знания осваиваются вместе с умением. Все это также способствует созданию ситуации успеха у детей, он обретает уверенность в своих собственных силах.

Этапы реализации программы




Этапы


Возраст

Количество

детей


Уч. нагрузка

в неделю



Год обучения

Формы занятий

1

Начальный

(1 год обуч.)



5-7

10-12

4 часа

1

групповая

2

Основной

(2 год обуч. )



8-11

10-12

4 часа

2

групповая

3

Завершающий

( 3 год обуч.)



12-14


10

4часа

3

индивидуальная



Уровни освоения программы:

«Освоение» - формирование начальных знаний и умений в технике рисования, в ручном труде разными материалами.

«Творчество» - более углубленная работа по развитию техники рисования и ручного труда разными материалами, активация самостоятельных разработок, эскизов к творческим, проектным работам.

«Мастерство» - совершенствование и усложнение навыков рисования, ручного труда. Работа над творческими проектами к различным конкурсам, НПК.

При реализации образовательной программы уровни освоения программы могут

совпадать с этапами реализации. В некоторых случаях, исходя из возможностей ребенка, допускается изменение цикличности реализации программы.



Ожидаемые результаты.

По окончании 1 года обучения ребенок должен уметь:

- различать « теплые» и «холодные» цвета.

-правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

- соблюдать последовательность выполнения рисунка.

- творчески применять изобразительные средства

- знать понятия «горизонт», «фон», « размывка», «разбеливание», «разнотравье»,

«перспектива».

Дети должны иметь представление:

- о значении продуктивной практической деятельности человека.

- о социально - историческом и духовно- эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций.

У них должны быть сформированы знания и умения:

- культуры и организации труда, рациональной, эстетичной и безопасной работы;

- способов обработки материалов, понимание их утилитарно- конструктивного и декоративно- художественного смысла; использования соответствующих ручных инструментов;

Работы по простой технико-технологической документации ( эскизу, чертежу, схеме и

пр.)


По окончании 2 года обучения ребенок должен знать и уметь:

- чувствовать и оценивать красоту линий, форм, цветовых оттенков в окружающей реальности и в произведениях искусства.

-передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик.

- использовать размывку, разбеливание для изображения объема, формы предмета.

- творчески и разнообразно использовать приемы кистевой росписи (владение мазком)

-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, пространственного положения

Дети должны иметь представление о гармонии окружающей предметной среды и ее связи с миром природы.

У детей должны быть сформированы знания и умения:

- самостоятельного анализа конструкции изделия и его воссоздания по образцу; усовершенствования конструкции в соответствии с поставленной задачей;

- мысленного преобразования конструкции на плоскости или в объеме и ее практического воплощения;

- создания образа по ассоциации и с целью передачи определенной художественно- эстетической информации; воплощения образа в материале;

- творческого использования декоративных и конструктивных свойств формы, материала, цвета для решения проектно- художественной задачи.



К концу обучения по программе «Грани творчества » дети должны знать:

- термины «теплые», «холодные» цвета, «горизонт», «фон», «размывка»,

«разбеливание», «разнотравье», «перспектива»;

- термины, обозначающие технику изготовления объектов, их значение;

- свойство материалов, с которыми работает;

- названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними;

- приемы комбинирования в одном изделии различные материалы:

Должны уметь:

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- соблюдать последовательность выполнения рисунка;

- творчески применять изобразительные средства при декоративном рисовании;

- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик;

- творчески и разнообразно использовать приемы кистевой росписи (владение мазком);

- самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;

- пользоваться инструментами и материалами с соблюдением техники безопасности;

- заготавливать, обрабатывать, запаривать, разглаживать, окрашивать природный материал- соломку;

- самостоятельно создавать композиции из разных материалов, соблюдая последовательность изготовления и дизайнерское решение;

- комбинировать различные материалы, использовать разную технику;

- декорировать и оформлять выполненную работу.



Этапы педагогического контроля

1.По освоению программы:

Период программы

Контроль ЗУН

Формы контроля

1 год обучения


Овладение основными изобразительными навыками

Выполнение плоскостных работ в разной аппликационной технике

Рисование в разной технике (витраж, по ткани)


Выставка работ

Кроссворд

Выставка.

Проекты


Выставка

Ведение творческого портфолио



2 год обучения

Навыки работы в жанрах изобразительного творчества

Сравнение уровня освоения программы.

Качество выполнения творческих работ в технике « аппликация», « коллаж»,

«витраж».



Выставка работ

Аттестационное занятие с контрольными заданиями

Аттестация творческих работ.

Просмотр и оценка творческого портфолио.

Вернисаж


3 год обучения

Навыки работы в жанрах изобразительного творчества

Сочетание базовых умений и навыков с индивидуальным стилем художника.

Проектная работа по разным техникам работ. Защита проектов.


Выставка работ

Персональные выставки

Участие в конкурсах



2.По общему развитию обучающегося:


Период

Содержание и наблюдения

Материал исследования

1 год обучения

Развитие моторики руки;

Творческого воображения.

Новообразование личности:

Активность, сообразительность, навыки культуры поведения.



На материале рисунков

В ходе проведения кроссворда



2 год обучения

Развитие воображения и гибкого нестандартного мышления.

Умение выразить чувства и представления о мире.

Умения свободно фантазировать и направлять фантазию в творческие работы


В ходе выставки

В ходе аттестации



3 год обучения

Новообразование личности:

- уровень абстрактного мышления

-уровень формирования пространственного мышления


В ходе аттестации,

персональной выставки,

защите проектов



Результативность образовательной программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения

Критерии анализа и оценки рисования (Т.С. Комарова)

  1. Содержание выполненного изображения. Если изображение выполнено по замыслу, отметить его оригинальность, разнообразие, богатство, или, наоборот, бедность содержания.

  2. Передача формы. Форма простая, сложная, предана точно, немного искажена, вовсе не удалась.

  3. Строение предмета. Части предмета расположены верно, их местоположение немного искажено, не верно.

  4. Передача пропорций предмета в изображении.

  5. Композиция - вытянутое построение. Скученное изображение , нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения, симметричное (несимметричное), ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе: по всему листу, на полосе листа. Изображение нескольких моментов одного события на одном листе.

  6. Передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения(движение какой- либо части предмета или группы) Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно.

  7. Цвет. Передана реальная окраска предметов. Преобладают насыщенные цвета или пастельные, бледные, теплые или двух цветов. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски.

  8. Характер линий. Сильный, энергичный нажим. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными. Размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах.

  9. Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора.

  10. Уровень самостоятельности выполнения работы. Требовалась ли помощь родителя, педагога, обращался ли ребенок с вопросом, просьбой, есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами. Деталями.

  11. Эмоционально- эстетическое отношение к процессу создания изображения. Проявляет ли ребенок интерес к рисованию, насколько он устойчив. Насколько ярко (слабо или никак внешне) Эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности других детей. Какие виды изобразительной деятельности предпочитает, как объясняет свое предпочтение, как оценивает свои работы, детей

  12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

  13. Творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение, самостоятельность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.


Критерии оценки умений по прикладному творчеству

- авторство;

- новизна;

- оригинальность решения;

- качество исполнения;

- внесение элементов фантазии и изобразительности;

- эстетическое восприятие.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Контроль степени результативности реализации образовательной программы.

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля

Первый год обучения

Начальная техника рисования

Просмотр творческих папок

Тест Комаровой.

Участие на конкурсах


Второй год обучения

Рисование по разной технике

Просмотр творческих папок

Тест Комаровой.

Тест по теории рисования.

Участие на конкурсах



Первый год обучения


Прикладное творчество


Тест по технологии работы с соломкой.

Зачет


Просмотр творческих папок

Участие на конкурсах



Второй год обучения


Прикладное творчество

Тест по технологии работы с соломкой.

Зачет


Просмотр творческих папок

Защита индивидуальных творческих разработок настольных игр, художественно- конструкторских проектов.

Участие на конкурсах


Третий год обучения

Рисование

Прикладное творчество



Персональные выставки

Участие на конкурсах

Участие в НПК различных уровней.


следующая страница >>



Кто ничем не рискует, рискует всем. Джина Дейвис
ещё >>