Программа «Психология организационно-управленческой деятельности» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Микро- и наноэлектронные приборы и системы для физических... 1 23.94kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 07. 2 «Психология управленческой... 1 30.92kb.
«психология развития» по направлению подготовки 030300. 68 Психология... 1 71.03kb.
«Дизайн» по профилю подготовки «Графический дизайн» 1 32.16kb.
Отчет по организационно управленческой практике обучающийся гр. 1 397.07kb.
Рабочей программы учебной дисциплины «психология управления» Направление... 1 36.65kb.
Психология и труд Психология труда 1 213.73kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 604.7kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 – общая... 1 314.95kb.
Программа «Педагогическая психология» 1 126.25kb.
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался 1 17.21kb.
Джон Стюарт Милль 1 171.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа «Психология организационно-управленческой деятельности» - страница №5/6


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Автобиографическая память – подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях.

Агглютинация – способ создания образов воображения, характеризующийся соединением несоединяемых качеств, свойств, частей отдельных предметов, результатом которого является создание необычного образа.

Адаптация (габитуация) снижение чувствительности к действию постороннего незначимого раздражителя.

Акцентуация характера – чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим (крайний вариант нормы).

Анализ – мыслительная операция, характеризующаяся мысленным разделением предмета, явления, ситуации на составляющие их элементы.

Анкетный опрос – метод психологического исследования, характеризующийся опосредованным характером взаимодействия между исследователем и исследуемым при помощи набора вопросов (анкеты).

Ассоцианизм (ассоциативная психология) – общее название для ряда концепций в психологии, представители которых считали ассоциацию главным или единственным механизмом работы сознания.

Ассоциация – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания, проявляющаяся в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого. Чем чаще в опыте возникает такая связь, тем прочнее становится ассоциация.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся дезорганизацией деятельности и поведения.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации, предполагающий установление доверительных отношений между респондентом и исследователем.

Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний неосознаваемых со стороны человека. Проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, установки): 2) механизмы и процессы подпорогового восприятия; 3) неосознаваемые механизмы творческих процессов; 4) неосознаваемые механизмы, обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов; 5) неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре.

Биодинамическая ткань – составляющая сознание, обобщенное выражение различных характеристик предметных действий и движений, без которых невозможно построение образа мира.

Бихевиоризм – психологическое направление, возникшее в начале 1910-х г.г. в США, представители которого считали предметом психологии поведение, под которым подразумевали совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения является схема «стимул – реакция». Бихевиористы отказались от интроспекции как метода психологического исследования и выступали за популяризацию объективного наблюдения и эксперимент.

Верхний порог ощущений – максимальная величина доболевой интенсивности воздействия.

Внимание – психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью психической деятельности на объекте (объектах) реальном иди идеальном, в ходе которого не происходит познание предмета, но улучшается функционирование познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, ощущения, воображения).

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики и личности человека от рождения до смерти.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воображение – познавательный процесс при помощи которого строятся новые образы действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта.

Восприятие – познавательный процесс, характеризующийся отражением объектов окружающего мира во всей совокупности их свойств и характеристик при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Воспроизведение – процесс актуализации информации хранящейся в памяти.

Воссоздающее воображение – вид воображения, основанный на создании образов объектов, имеющихся в действительности.

Вытеснение – механизм психологической защиты, предполагающий перевод психического содержания из сознательного и предсознательного в бессознательное.

Генетическая память – память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.

Генетическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики в онтогенезе.

Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

Гештальт – функциональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений.

Гештальтпсихология - психологическое направление, возникшее в начале ХХ в. в Германии, представители которого (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка) выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур- гештальтов.

Гиперболизация – способ создания образов воображения, характеризующийся увеличением или уменьшением предметов, изменением количества его частей.

Гуманистическая психология – направление психологии, возникшее на рубеже 50-60 – х г.г. ХХ в. в США. Предметом исследования психологии (по мнению А. Маслоу, Ш. Бюлер, Г. Олпорт) является целостный человек, рассматриваемый как уникальная и неповторимая личность, имеющая собственную программу развития, способная к самоактуализации (осуществлению своих потенциалов, способностей, талантов и пр.).

Дедукция - вид умозаключений, характеризующийся движением знания от общего положения к частным утверждениям.

Дежа вю эффект – наблюдается в тех случаях, когда человеку кажется, что он уже переживал ситуацию, которой на самом деле никогда не было в его опыте.

Действие - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, направленная на реализацию потребностей и преобразование внешнего мира и самого себя.

Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности.

Длительность – свойство ощущения, определяющееся функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Долговременная память – вид памяти, рассчитанный на длительное хранение информации и многократное ее воспроизведение при условии ее сохранения.

Доминанта (А.А. Ухтомский) – преобладающий очаг возбуждения в нервной системе, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью, который усиливает все сообразные ему процессы и подвергает торможению все остальные процессы в нервной системе, задавая тем самым определенное направление поведению человека или животного.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу формирования способностей.

Задача – цель в конкретных условиях.

Замещение – механизм психологической защиты, состоящий в переносе действия с недоступного объекта на доступный.

Заострение способ создания образов воображения, характеризующийся подчеркиванием каких-либо признаков объектов.

Запоминание произвольное – специальное действие, в основе которого лежит намерение человека запомнить информацию точно и на длительный период с целью последующего воспроизведения или узнавания.

Запоминание непроизвольное – запечатление информации без предварительного отбора материала, специальных волевых усилий и применения осознанного мнемических приемов.

Значение – единица сознания, представляющая собой обобщенное отражение наиболее существенных свойств мира.

Зоопсихология – отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных.

Избирательность – свойство восприятия, характеризующееся направленностью на выделение из большого количества окружающих человека предметов и явлений лишь некоторых, соответствующих его интересам и потребностям.

Имплицитная память – тип памяти, характеризующийся невозможностью произвольно и сознательно актуализировать опыт, выявляемый при помощи косвенных методов.

Импринтинг способность мгновенно запечатлевать в памяти биологически значимые объекты.

Индивид – человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств; человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.

Индивидуальность – человек, имеющий социально значимые отличия от других людей.

Индукция – вид умозаключений, характеризующийся движением знания от единичных утверждений к общим положениям.

Инстинкт – генетически закрепленные формы поведения и психического отражения, общие для всех представителей данного вида.

Интенсивность – свойство ощущения, определяющееся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Интервью – метод психологического исследования, характеризующийся непосредственным общением исследователя с респондентом при помощи заранее сформулированных вопросов (формализованное (стандартизированное) интервью), направленных на выявление интересующих интервьюера мнений испытуемого. Во время неформализованного (нестандартизированного) интервью исследователь руководствуется только общим планом интервью и может в соответствии с конкретной ситуацией исследования изменять формулировку вопросов или порядок их следования.

Интериоризация – переход внешнего практического действия во внутреннее психическое.

Интерференция – 1)ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия другого материала, с которым оперирует человек; 2) механизм забывания, заключающийся в том, что одно содержание памяти препятствует сохранению другого.

Историческая психология – исследует конкретно-исторические особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох.

Качества ума:

  1. Глубина мышления – это качество ума, проявляющееся в степени проникновения в сущность явления, процесса.

  2. Самостоятельность мышления – это качество ума, выражающееся в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачу собственными силами.

  3. Гибкость мышления – это качество ума, проявляющееся в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач.

  4. Критичность мышления – это качество ума, характеризующееся способностью человека правильно оценивать как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

  5. Быстрота мышления – это качество ума, проявляющееся в способности находить правильные. Обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.

Когнитивная психология – психологическое направление, возникшее на рубеже 50 – 60 г.г. ХХ в., провозгласившее предметом психологии познавательные процессы (процессы получения, переработки и хранения информации).

Константность – свойство восприятия, характеризующееся относительным постоянством свойств наблюдаемых объектов при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик проксимального стимула.

Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой или графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели с последующей их статистической обработкой.

Космическая психология – отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей в условиях подготовки и осуществления космических полетов.

Кратковременная память – промежуточное хранилище информации, характеризующееся ограниченной емкостью и использованием повторения как основного механизма удержания информации, обеспечивающее непосредственное ее использование или перевод в долговременную память.

Кривая забывания – эмпирически установленная зависимость количества сохраненного материала в памяти от времени (открыл Г. Эббингауз).



Личностный смысл – отражение мира в его значимости для человека.

Личность – 1) особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения; 2) особое качество человека, интегрирующее в единое целое различные психологические процессы человека и придающее его поведению последовательность и устойчивость.

Локус контроля – устойчивое свойство индивида, характеризующееся склонностью приписывать ответственность за результаты своей деятельности обстоятельствам или другим людям (внешний (экстернальный) локус контроля) или себе самому (внутренний (интернальный) локус контроля).

Медицинская психология – отрасль психологии, изучающая закономерности и явления психической жизни людей, связанные с применением медицинских манипуляций и пребыванием в медицинских учреждениях.

Метод – научно обоснованный способ организации исследовательской деятельности.

Методология – это совокупность методов и способов организации и построения теоретического и практического знания.

Модальность – свойство ощущения, обусловливающее его принадлежность к определенной сенсорной системе.

Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, заключающийся в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов.

Моделирование психологическое – организация и воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности.

Мотив – это 1) побуждение к деятельности, связанное с реализацией потребностей субъекта; 2) совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 3) материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности.

Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих определенную активность человека, т.е. система факторов, детерминирующих поведение.

Мотивировка – 1) вербальное объяснение собственного поведения; 2) рациональное объяснение субъектом причин собственных действий посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства.

Мышление – познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности установлением связей и отношений между предметами я явлениями.

Наблюдение – метод психологического исследования, заключающийся в фиксации чувственно воспринимаемой информации.

Навык – действие, сформированное путем повторений, характеризующееся высокой степенью освоения (автоматизмом) и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Надсознательное – 1) «надындивидуальные» образы поведения и способов познания, характерные для той или иной общности, которые, будучи усвоены субъектом в виде системы значений или смыслов, играют существенную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта; 2) результаты протекающего вне сознательного контроля творчества ученого или значимых для субъекта процессов осмысления его жизненного пути, которые приводят к внезапному решению творческой задачи.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, относительно не зависимых от текущих ситуаций, обуславливающих деятельность человека.

Настроение – достаточно продолжительное эмоциональное состояние не достигшее значительной интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекания психических процессов.

Научение – 1) спонтанное, неосознаваемое приобретение знаний, умений и навыков; 2) процесс и результат приобретения человеком (животным) индивидуального опыта, в ходе активного взаимоотношения организма со средой.

Незавершенного действия эффект (эффект Зейгарник Б.В.) – содержание незавершенных действий воспроизводится лучше, чем содержание завершенных действий.

Нейропсихология отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Нижний порог ощущений – минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения.

Объем – свойство внимания, отражающее количество элементов, которые могут одновременно удерживаться в фокусе внимания.

Обобщение – мыслительная операция, характеризующаяся мысленным соотнесением и выделением общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, определяющее диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Онтогенез (ontogenesis) - процесс индивидуального развития организма в течение всей жизни.

Оперативная память – вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

Операция – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.

Операция приспособительная – возникает в процессе непроизвольного подражания или приспособления (адаптации) к предметным условиям ситуации. Ее особенности – 1) непроизвольность; 2) изначальная неосознаваемость; 3) непластичность (ригидность).

Операция сознательная – в процессе многократного повторения какого-либо действия происходит его автоматизация. Ее особенности – 1) произвольно контролируется; 2) вторично неосознаваема, но может осознаваться при появлении затруднений в их осуществлении; 3) гибкость (лабильность).

Опрос – метод эмпирического (устного или письменного) сбора данных при непосредственном или опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, поэтому оно качественно отличается в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в простых и высокоорганизованных системах.

На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости, возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов.

В процессе развития органического мира такое допсихическое отражение (раздражимость) постепенно преобразовывалось в чувствительность как способность иметь ощущения как первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции действий в различных ситуациях.

На основе простейших форм отражения (раздражимости и чувствительности) формируются более сложные формы, включающие сенсорные и когнитивные образы реальности, позволяющие воспроизводить пространственно-временные и причинные связи, воспринимаемые из окружающего мира, и соответственно выстраивать наиболее адекватную модель поведения.



Отрицание – механизм психологической защиты, характеризующийся процессом игнорирования травмирующей человека информации на стадии ее восприятия.

Осмысленность – свойство восприятия, заключающееся в осознании, понимании воспринимаемых объектов, ситуаций.

Ощущение – познавательный процесс, характеризующийся отражением отдельных свойств, особенностей объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в запечатлении, сохранении, изменении и утрате прошлого опыта, который делает возможным его восстановление в сфере сознания и использование в деятельности.

Патопсихология – отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания подрастающего поколения. Изучает закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, опосредованной орудиями учения.

Переключение – свойство внимания, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому.

Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых не возможно развитие и существование живых организмов (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и др.).

Предвнимание (У. Найссер) – совокупность процессов и механизмов предварительного анализа стимуляции, позволяющих привлечь сфокусированное внимание или к выделенным в результате такого анализа, или к жизненно значимым объектам и событиям.

Предметность – отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации.

Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью.

Проактивное торможение (интерференция проактивная) – ухудшение сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного (интерферирующего) материала. (проявляется в формировании навыков).

Проекция – механизм психологической защиты, состоящий в том, что человек бессознательно приписывает другому лицу собственных чувства, желания, влечения, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, позволяющий человеку получить информацию о нахождении раздражителя в пространстве.

Психика – это особое свойство особым образом организованной материи (головного мозга), заключающееся в способности этой материи отражать объективный и независимый окружающий мир и на основе отраженного образа регулировать поведение человека.

Психоанализ – 1) теоретическое направление в психологии, основоположником которого является З. Фрейд, считавший предметом психологии бессознательное; 2) психотерапевтический метод, направленный на выявление особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; 3) методология исследования психики.

<< предыдущая страница   следующая страница >>



Если мир материален, значит — чего нет, того нет. Данил Рудый
ещё >>