Программа повышения квалификации старших вожатых Разработчик программы повышения квалификации - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа повышения квалификации педагогических работников 1 115.21kb.
Департамент образования и науки тюменской области «центр переподготовки... 1 35.1kb.
Модули повышения квалификации учителей и руководителей оу, рекомендованные... 1 58.27kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 151.33kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 244.06kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 165.24kb.
Программа модуля повышения квалификации по истории и культуре ислама 2 478.89kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 219.54kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 42.68kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 203.62kb.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама 1 158.67kb.
Программа «Социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей» 1 289.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа повышения квалификации старших вожатых Разработчик программы повышения - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЧР
РГБУ «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования


Утверждаю

И.о. ректора ____________Гурин А.В.

«___» ___________ 2013 г.


Программа

повышения квалификации старших вожатых

Разработчик программы повышения квалификации:

Составитель учебно-тематического плана программы повышения квалификации:


Елисеева Н.В. методист кафедры педагогики и психологии



Елисеева Н.В. методист кафедры

педагогики и психологии




Черкесск, 2013

Пояснительная записка

Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в новом Федеральном государственном стандарте образования, является воспитание всесторонне развитой личности, способной к адаптации в быстро меняющейся социальной среде. В связи с этим деятельность старшего вожатого и воспитателя группы продленного дня в ОУ становится особенно актуальной, ведь именно они призваны вовлекать учащихся в социальную деятельность и способствовать формированию таких важных качеств, как толерантность, инициативность и активная жизненная позиция.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, что система образования должна эффективнее интегрировать 3 основные свои составляющие: воспитание, развитие и обучение. Современный мир требует от педагогов новых форм работы с учащимися, разработки новых методик подачи материала. Именно вожатый может стать ключевым звеном в инновационной системе организации образовательного процесса, так как он в своей работе в различных формах моделирует жизненные ситуации, давая возможность учащемуся накопить позитивный жизненный опыт.

Программа повышения квалификации старших вожатых

Цель программы: выстраивание современной модели деятельности вожатого

Задачи:


  1. Создать условия для освоения современных технологий проектирования, реализации программ, проектов в рамках деятельности вожатого.

  2. Разработать модель программы деятельности вожатого в современном ОУ.

  3. Освоить позицию тьютора.

В процессе подготовки слушатели приобретают следующие знания:

- особенностей возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков;

- охраны жизни и здоровья детей;

- нормативно-правовых основ работы вожатого в РФ и за рубежом;

- педагогики временного детского коллектива;

- педагогических возможностей игры;

- особенностей воспитания детей других национальностей;

- традиций и культурного наследия России.



умения:

- диагностические (диагностика индивидуальных особенностей личности ребенка )

- организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в разновозрастной группе детей, координация собственной деятельности);

- проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми, определение стратегических, тактических и конкретных целей и задач, планирование собственной педагогический деятельности);

- конструктивные (разработка творческих воспитательных дел, подборка игр, разработка собственных социально-значимых проектов и программ);

- коммуникативные (индивидуальный подход к ребенку, сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми);

- аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, анализ собственной деятельности, корректирование деятельности);

- прикладные (оформление отрядного места, изготовление подарков и призов, костюмов и декораций, ведение собственных мастерских).



Содержание программы

Программа включает в себя два раздела:



Раздел 1. Базовая часть

- основы законодательства Российской Федерации в области образования



Раздел 2. профильная часть

- предметно-методическая деятельность

Содержание программы ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Для этого планируются разные формы обучения:

-работа в группах

-проектирование,

-освоение техники личностного общения

-диалогового взаимодействия

-коллективной мыследеятельности.

Виды и формы проведения занятий: лекции, лекции-диалоги, теоретические и практические семинары, педагогические мастерские, дискуссии, тренинги, консультации, моделирование проблемных ситуаций.

Формы итогового контроля: междисциплинарный экзамен, собеседование, решение педагогических ситуаций и другое, по окончании курсовой подготовки — защита единичных проектов.

Ожидаемые результаты:

- профессиональная готовность вожатых к реализации направлений своей деятельности в современной школе

Программа рассчитана на 144 часа.

Учебно-тематический план курсов повышения квалификации старших вожатых





Наименование темы

Всего

Лекц .

Семин.

Практ.

Зан.


Зачет

экзамен




Раздел 1. Базовая часть


















Основы законодательства Российской Федерации в области образования















1.

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.


4

4










2.

Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения

4

4










3.

О международном и государственном законодательстве по обеспечению прав ребенка в образовательном процессе

4

4










4.

Нормативно- правовые акты образовательно-воспитательного процесса


















Вариативная составляющая
















5.

Правовые основы деятельности старшего вожатого

2

2










6.

О порядке проведения аттестации педагогов, повышении квалификации и переподготовки педагогических кадров

2

2













Раздел 2. Профильная часть


















Предметно-методическая деятельность




















Модуль 1. Воспитательное пространство образовательного учреждения
















6

Особенности деятельности детских и молодежных общественных объединений в структуре образовательных учреждений

2

2










7

Роль старшего вожатого в реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта образования»



2

2










8

Компетентностный подход в работе старшего вожатого.

Лидерство в детском коллективе.



Модели ученического самоуправления

2

2




2




9

Коллективно-творческая деятельность


4

2




2




10

Воспитательное пространство образовательного учреждения

2







2




11

Инновационные игры как вид деятельности и метод воспитания.


4







4




12

Деятельность вожатого по здоровьесбережению в условиях перехода на новый образовательный стандарт.


4






4




13

Оформительский практикум.

4







4




14

Круглый стол «Профилактика преступлений экстремистской направленности»

4




4







15

Методика работы с детьми девиантного поведения. Профилактика употребления детьми наркотиков, алкоголя и табакокурения. Профилактика появления и распространения СПИДа в подростковой среде в условиях образовательного учреждения. Актуальные формы профилактической работы

4








4







Модуль 2. Стажировка слушателей на базе пилотных школ


36







36







Модуль 3. Информационные технологии

















16.

Дидактические возможности использования компьютерных технологий.


4







4




17.

Формирование ценностных ориентаций школьников при использовании регионального компонента

4







4




18.

Формирование навыков проектной деятельности путем решения проектных задач


4







4







Вариативная составляющая



















Модуль 4 Психолого-педагогические основы деятельности вожатых

4

4









19

Речь как инструмент педагогического воздействия.


4

4









20

Психическое здоровье и профилактика его нарушений у субъектов образовательно-воспитательного процесса


4

2




2




21

Логика эмоций или как помочь себе сохранить психическое здоровье с помощью РЭПТ.

2






2




22

Профилактика стрессов. Способы саморегуляции эмоционального состояния.

6

4




2




23

Нейропсихологические закономерности развития современных детей


4

4









24

Компьютерная зависимость. Как помочь ребенку не попасть в компьютерную зависимость

2

2










25

Интернет-зависимость. Сетевая наркомания.

4

2




2




26

Использование невербального канала общения для налаживания психо-эмоционального контакта с учащимися



4

4










27

Отклонения и компенсации в психическом развитии

6



4




2




28

Вербальная и невербальная агрессия подростка. Общение без агрессии.



















Государственная итоговая аттестация
















29.


Междисциплинарный экзамен


6









6







Итого:

144

56




88




Основы законодательства Российской Федерации в области образования

Тема 1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.

Основные направления модернизации образования в России.

Концептуальные положения ФГОС нового поколения.

Представление о новом качества школьного образования
Тема 2. Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения

Общие задачи воспитания и социализации школьников:

Формирование личностной культуры

Формирование социальной культуры

Формирование семейной культуры
Основные задачи внеурочной деятельности. Организационные модели внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);модель «школы полного дня»;оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно -образовательная модель.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности: организационное обеспечение, нормативное обеспечение, финансово-экономические условия, информационное обеспечение, научно-методическое обеспечение, материально-техническая база внеурочной деятельности, кадровые условия.

Тема 3. О международном и государственном законодательстве по обеспечению прав ребенка в образовательном процессе

Основные права детей:

-в сфере общих гражданских и политических прав;

-в области семейных отношений;

-в области социального обеспечения;

-в области жилищного права; и т.д.

Обеспечение права на образование в деятельности педагога.

Тема 4. Нормативно- правовые акты образовательно-воспитательного процесса

Дисциплинарная и административная ответственность учителя. Основные положения проекта образовательного кодекса и Закона об образовании. Документы, регламентирующие образовательную деятельность, нравственное и социальное развитие ребенка. Основные международные и государственные документы о защите интересов и прав ребенка

Тема 5. Правовые основы деятельности вожатого.

Правовые основы деятельности старшего вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к старшему вожатому. Должностные обязанности стршего вожатого Документация.

Тема 6. О порядке проведения аттестации педагогов, повышении квалификации и переподготовки педагогических кадров

Новые правила аттестации педагогических работников."Методика оценки уровня квалификации педагогических работников . Типовые характеристики педагога, соответствующего требованиям первой и высшей квалификационных категорий. Профессиональные компетенции педагогической деятельности. Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций.Возможные источники информации для заполнения экспертного листа. Лист самооценки педагогической деятельности учителя. Старые правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики. Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников Рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности. Структура портфолио профессиональной деятельности педагога.Тесты для аттестации на соответствие занимаемой должности

Литература

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785)

Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. № 189

Об организационных вопросах аттестации в связи с введением с 01 января года нового порядка аттестации от 13 января 2011 года (

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от 24 марта 2010 года №209. Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999 (

Методика оценки уровня квалификации педагогических работников

Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

Григорьев, Д. М. Внеурочная деятельность школьников / Д. М. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / сост. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Примерные программы внеурочной деятельности : начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.


Раздел 2.

Предметно-методическая деятельность

Тема 6.Особенности деятельности детских и молодежных общественных объединений в структуре образовательных учреждений

Состояние ,поддержка и пути развития детских общественных организаций в РФ и КЧР.

Детские объединения.

Тема 7. Роль старшего вожатого в реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта образования»

Управленческие аспекты деятельности вожатого.

Планирование. Постановка целей. Регулирование. Контроль. Технологии современного проектирования. Проекты в деятельности вожатого.

Тема 8. Компетентностный подход в работе старшего вожатого

Формирование коммуникативных компетенций, лидерских компетенций. компетенций здоровьесбережения, здоровьесохранения .Лидерство в детском коллективе. Организация эффективной работы лидеров. Педагогическое стимулирование лидерства. Методы убеждения. Методика поиска и поддержки талантов

Модели ученического самоуправления в образовательных учреждениях

Самоуправление в школьном коллективе - действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, школе. Цели самоуправленческой деятельности: содействие развитию ребенка. Организация эффективного функционирования детского коллектива, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Принципы самоуправления. Содержание, организация и структура самоуправления. Формы работы воспитателя с детьми (дискуссионные, игровые, состязательные, творческий труд, ролевой тренинг и т.д.).

Тема 9. Коллективно-творческая деятельность

Понятие, цели, задачи, методологическая основа, основные принципы системы И.П. Иванова, методические основы их реализации. Технология КТД.

Тема 10. Воспитательное пространство образовательного учреждения

Составление алгоритма мероприятия, проведение самоанализа, анализа, условия успешности.

Тема 11.Инновационные игры как средство воспитания

Воспитательный и обучающий потенциал игры. Классификация игр. Требования к игре. Народная игра как средство социально-нравственного воспитания младших школьников и подростков.

Тема 12. Деятельность вожатого по здоровьесбережению в условиях перехода на новый образовательный стандарт

-формирование здоровьесберегающей грамотности.

-здоровьесберегающий подход к учебному процессу.

-оздоровительная работа в учебное и внеучебное время

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, занятия спортом, изучение экологии. Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности

Тема 13. Оформительский практикум.

Оформительские навыки. Рекомендации по музыкальному оформлению отдельных мероприятий.

Тема 14. Круглый стол «Профилактика преступлений экстремистской направленности»

Тема 15.Методика работы с детьми девиантного поведения.

Значение профилактики правонарушений, проблемы преодоления трудностей в воспитании педагогически запущенных учащихся. Категории педагогически запущенных учащихся. Обусловленность педагогической запущенности, ее степень.

Факторы, способствующие появлению педагогической запущенности. Правовое воспитание и правовое обучение. Формы и методы работы, темы бесед и вечеров.

Тема 16.Дидактические возможности использования компьютерных технологий.

Презентация -аудиовизуальное средсво обучения. Виды презентаций. Восприятие цвета детьми. Контраст. Иллюстрация геометрических фигур и символов.

Основные принципы разработки презентаций на разных этапах.
Тема 17.Формирование навыков проектной деятельности путем решения проектных задач

Сущность метода проектов. Основные этапы любого проекта. Оценка выполненных проектов. Примеры учебных проектов. Формы продуктов проетной деятельности.Виды презентаций проектов.

Тема 18.Формирование ценностных ориентаций школьников при использовании регионального компонента Реализация регионального компонента в предметах общеобразовательной школы. Составляющие краеведческой работы в школе. Содержательные линии регионального компонента. Своеобразие этнокультурной ситуации в республике.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2 Конвенция о правах ребенка.

3. Рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

4.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

5. Григорьев, Д. М. Внеурочная деятельность школьников / Д. М. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
6. Стратегия воспитания в образовательной системе России /Под ред. проф. И.А.Зимней. – М., 2005. – 480 с.

7. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч. Т. 5. М., 1958.

8. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М, 1991.

9. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.

8. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2001.

9. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. М., 2003.

10. Писарева С.А. Современные научные исследования в области дополнительного образования: возможности использования в практике работы педагога. СПб, 2003.

11. Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. М., 2002.

12. Программа по организации работы со старшими вожатыми «Поддержка развития детского движения» , У., 2010 13. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. – М., 2002 г

14.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»"

15.Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей», Л.Н. Буйловой, Н.В. Кленовой, А.С. Постникова

16. Азбука старшего вожатого. Информационно-методические материалы по работе с детскими общественными организациями. / Краснодарский край 2001 г.

17. Федеральный закон «Об общественных объединениях».

18. Федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений».

19. Байбородова Л.В., Волохов А.В., Фришман И.И. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации. -М., 1999.

20.Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. М., 2002, 416 с.

21.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002.

22.Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры детей: учебно-методическое пособие .-М., 2001.

23.От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. Под редакцией Бруднова А.К. \\ М: ВЛАДОС, 2000.

24.Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.25.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

25.Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М., 2004,

26. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

27. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.

28.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.

29. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2,

1999г.


30.Педагогические игры. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», П 24 2005 – 128 с— (Деятельность классного руководителя).








Психолого-педагогические основы деятельности

Тема19. Речь как инструмент педагогического воздействия.

Речь как средство воздействия. Речь в структуре педагогического общения. Влияние речи педагога на успешность педагогического взаимодействия. Умение слушать как важнейший фактор коммуникативной культуры. Виды слушания. Качественные и количественные характеристики эффективного вербального воздействия педагога. Условия эффективного вербального поощрения учащихся. Характеристики позитивного и негативного вербального воздействия.

Тема 20. Проблема физического и психического насилия над детьми в образовательных учреждениях

Актуальность проблемы психического и физического насилия над детьми в образовательных учреждениях. Определение понятий «психическое насилие» и «физическое насилие». Законодательство Российской Федерации о наказании за применение физического и психического насилия по отношению к детям. Профилактика проявлений психического и физического насилия в образовательных учреждениях.

Тема 21. Логика эмоций, или как помочь себе сохранить психическое здоровье с помощью рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ)

В основе РЭПТ – ставка на разум и здравый смысл. Людей расстраивают не события, а то, как они их воспринимают. Поведение и чувства человека регулируются речью (словесными инструкциями). «Истины в последней инстанции»: внутренний монолог или диалог с самим собой – убеждения, которые определяют наши эмоции .Иррац иональные убеждения вызывают негативные эмоции.Как корректировать иррациональные убеждения, чтобы избавиться от эмоциональных расстройств. Преобразование иррациональных убеждений в рациональные путем диалога с собой. «Элегантное решение» проблемы жизненных неудач. Терапевтическая стратегия РЭПТ. Позитивное мышление.

Тема 22. Профилактика стрессов. Способы саморегуляции эмоционального состояния.

Краткая справка о состоянии здоровья современных школьников. Причины снижения показателей здоровья среди детей. Факторы ухудшения здоровья школьников.

Что такое стресс и в чем он выражается. Причины подверженности стрессу. Логика эмоций. Причины возникновения стресса у педагога. Причины школьного стресса у учащихся. Основные признаки стресса. Симптомы и последствия стресса у детей. Диагностика психологического состояния учителя. Как преодолеть стресс? Приемы антистрессовой защиты. Методы саморегуляции как эффективное средство сохранения психологического здоровья педагогов: аутогенная тренировка, БОС (биологическая обратная связь), медитация, йога. Упражнения на избавление от отрицательной энергии. Метод вербального самовнушения (настрои). Эффективные способы избавления от стресса. Как ослабить педагогический стресс?

Тема 23. Нейропсихологические закономерности развития современных детей

Индивидуальные различия в онтогенезе. Базовые понятия нейропсихологии.

Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. Развитие пространственных представлений в онтогенезе. Регуляторные уровни поведения.

Тема 24. Компьютерная зависимость. Как помочь ребенку не попасть в компьютерную зависимость .

Роль компьютеризации в научно-техническом процессе. Значение компьютера в обучении и развитии информационной культуры. Как помочь ребенку не попасть в компьютерную зависимость и не навредить его психическому здоровью? Степени компьютерной зависимости. Издержки семейного воспитания и зависимость. Причины возникновения компьютерной зависимости. Последствия неограниченного пребывания за компьютером. Правила техники безопасности при работе за компьютером. Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера? Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость? Психологическое сопровождение проблемы компьютерной зависимости. Влияние компьютерных игр на психику детей. Интернет-зависимость. Сетевая наркомания. Компьютер и здоровье. Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером

Тема 25. Интернет-зависимость. Сетевая наркомания.

Значение Интернета в жизни и деятельности человека. Психология Интернета и исследования, проводимые учеными. Особенности общения в Интернете. Негативное воздействие Интернета на психику людей. Понятие и критерии «Интернет-зависимости». Симптомы «сетевой наркомании» учащихся. Стадии формирования «Интернет-зависимости». Причины Интернет-зависимости. Лечение Интернет-зависимости. Прак тические советы родителям, как защитить детей от Интернета.

Тема 26. Использование невербального канала общения для налаживания психоэмоционального контакта с учащимися



  1. Язык тела. Конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов.

История изучения языка тела. Понятие о конгруентности. Восприимчивость, интуиция, предчувствия. Врождённые, генетические, приобретённые и культурно обусловленные сигналы. Возможность подделать язык телодвижений.

2. Основные коммуникационные жесты и их происхождение.

Универсальность жестов и выражения эмоций . Совокупность жестов. Значение контекста для толкования жестов. Факторы, оказывающие влияние на интерпретацию жестов. Положение в обществе и богатство жестикуляции.

3. Утилизация невербальных сигналов.

Использование языка тела для повышения результативности обучения. Снятие психо-эмоционального напряжения посредством невербальных сигналов. Язык тела как средство успешной коммуникации.

Тема 27. Отклонения и компенсации в психическом развитии

Отклонения в психическом развитии. Психическое недоразвитие. Аномалии психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, дефицитарное развитие, дисгармоническое развитие. Задержка психического развития и виды ЗПР. Психопатия и виды психопатических проявлении. Особенности проявления психопатии.

Тема 28. Вербальная и невербальная агрессия подростка. Общение без агрессии.

Понятия агрессии и агрессивности. Виды агрессий. Мотивы агрессивности. Характерологические особенности агрессивности детей и подростков. Речевая защита и речевая агрессия. Профилактика агрессивного поведения детей. Работа с родителями

Литература:



  1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 2000.

  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Мн., 2000.

  3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2001.

  4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. С. 265-320.

  5. Социальная психология: Хрестоматия. / Сост. Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 1999.

  6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

7. БрунерДЖ. Психология познания. -Спб-2006г

8. Божович Л.И. Личность и ее формирования в детском возрасте. М., 2010г

9. Диагностика умственного развития школьника / под ред. Л.А. Венгера.- М. 2008г

10. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов.- М.; 2005г.

11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. // Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. М., 1986..

12. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2000, 2002.

13. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.

14. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Изд-во «Ось-89», 1998. – 224 с.

15.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

16.Боровик О.В. Развитие воображения. – М., 2000.

17.Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. – М.: Знание, 1991. – 80 с. – С. 60-78. Серия «Педагогика и психология».

18.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.

19.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. – М., 1994.

20.Зак А.З. «Путешествие в Сообразилию», или Как помочь ребенку стать смышленым. «Поиск девятого». Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. – М.: НПО «Перспектива», 1993. – 112 с.

21.Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.: Книголюб, 2005. – 64 с.

Ильина М.В. Развитие невербального воображения. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.

22.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во «Ось-89», 1998. – 96 с.

23.Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К. Как развить внимание и память вашего ребенка. (Книга для детей и их родителей). – М.: Эйдос, 1993. – 112 с.

24.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с. (Часть 2. Коррекция нарушений в школьном возрасте. С. 417-472: Приемы развития внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения).

24.Руденкова Е.А. Психокоррекционная работа с детьми // Начальная школа (Журнал). – 1998. – № 5. – С. 87-88.

25.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

26.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. – Ярославль, 1996.

27.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

28.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

29. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.

30. А.Пиз "Язык телодвижений или как читать мысли по жестам";

31. П.Экман "Психология лжи";

32. П.Экман "Узнай лжеца по выражению лица".













































Призрак покойника часто пугает нас в облике своей вдовы. Станислав Ежи Лец
ещё >>