Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Содержание программы Пояснительная записка Характеристика у - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность... 4 539.35kb.
Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. Слушание музыки москва... 2 1038.08kb.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) 16 1794.81kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) 7 1929.6kb.
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета 1 148.92kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Основы изобразительной... 3 483.64kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 02. Прикладное творчество... 3 439.04kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 337.56kb.
Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации... 4 643.53kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 493.17kb.
" ундервуд " 1 30.37kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Содержание - страница №1/1




Департамент культуры города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Москвы

«Московская городская детская музыкальная школа

имени И.О.Дунаевского»

Принято


На заседании Педагогического Совета

Протокол № 02 от 15 ноября 2013 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор______________ А.Н.Краси

Приказ №117 от 18.11.2013г.

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«Инструменты эстрадного оркестра»

«Бас-гитара»
Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Москва 2013




Содержание программы

1. Пояснительная записка



  • Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе

  • Цели и задачи учебного предмета

  • Место учебного предмета в структуре образовательной программы

  • Срок реализации программы

  • График учебного процесса

  • Оценка качества

  • Планируемые результаты

2. Структура и содержание учебного предмета

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ОУ на реализацию учебного предмета

  • Форма занятий

  • Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета

  • Распределение учебного материала по годам обучения

3. Формы и методы контроля

4. Методическое обеспечение программы учебного предмета

5. Список литературы
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» в области «Инструменты эстрадного оркестра» определяет содержание и организацию образовательного процесса в классе джазового фортепиано. Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» в области «Инструменты эстрадного оркестра» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» в области «Инструменты эстрадного оркестра» с учетом индивидуального развития детей.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательной программе.
Цель и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара")»
1. Выявление одаренных детей в области музыкального искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств по специальности «бас-гитара» музыкальной области «Инструменты эстрадного оркестра».

2. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

3. Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
Задачи:

1. Обучающие:



  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на инструментах эстрадного оркестра (фортепиано), позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

  • воспитание у детей культуры сольного музицирования;

  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства по специальности «Инструменты эстрадного оркестра» по классу бас-гитары.

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;




  1. Развивающие:

  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;

  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

3. Воспитательные:



  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

  • воспитание у учащихся уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;


Место учебного предмета в структуре образовательной программы. Учебный предмет «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» входит в обязательную часть предметной области ПО.01 Музыкальное исполнительство.

Учебный предмет «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:



в области музыкального исполнительства:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической, джазовой и эстрадной музыки;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- умения использовать специфические джазовые приемы в своей практической деятельности;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- освоение импровизационных технологий и принципов их организации;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;
Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа» (бас-гитара)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения учебной программы «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.


График учебного процесса
При реализации программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39 недель, в пятом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации учебной программы «Ансамбль» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в шестом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет 33 недели.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Изучение учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий.

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» обеспечивается учебно-методической документацией.

Реализация программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Оценка качества

Оценка качества реализации программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Оценка качества происходит на основании Положения об аттестации учащихся, утвержденного Педагогическим советом школы.

При приеме на обучение по программе учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти.
Планируемые результаты
Результаты освоения программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)» предметной области "Инструменты эстрадного оркестра" должны отражать:

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков на фортепиано, позволяющий использовать многообразные возможности музыкальных инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

знание в соответствии с программными требованиями исполнительского репертуара, включающего произведения зарубежных и отечественных композиторов разных исторических периодов, стилей и жанров классической и джазовой музыки;

знание художественно-исполнительских возможностей инструментов эстрадного оркестра;

знание профессиональной терминологии;

наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

наличие элементарных навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.


2. Структура и содержание учебного предмета

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)»:

Таблица 1




Срок обучения – 5 лет

6-й класс

Максимальная учебная нагрузка

1848

396

Количество

часов на аудиторные занятия



445,5

99

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

1402,5

297




  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, продолжительность урока 45 минут




  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа» (бас-гитара), на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2





Распределение по годам обучения




Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в нед.)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2,5

3

3

3

3

Общее количество

часов на аудиторные занятия по годам



66

82,5

99

99

99

99

Общее количество

часов на аудиторные

занятия


445,5

99

544,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

7,5

8

9

9

9

9

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам



247,5

264

297

297

297

297

Общее количество

часов на


внеаудиторные (самостоятельные) занятия

1402,5

297

1699,5

Максимальное количество часов на занятия в неделю

9,5

10,5

12

12

12

12

Общее максимальное количество часов по годам

313,5

346,5

396

396

396

396

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1848

396

2244


Распределение учебного материала по годам обучения

Таблица 3



Раздел учебного предмета

Дидактические единицы

Примерное содержание самостоятельной работы

Формы текущего контроля




1 класс







Формирование исполнительской техники

Правильная посадка; названия частей конструкции инструмента.

Основы музыкальной грамоты: звукоряд, метр, ритм, размер, скрипичный и басовый ключи, длительности нот, мажор, минор.

Названия и написание звуков открытых струн, умение находить их в нотном тексте. Исполнение их подряд и в группах по 4-8 повторений каждой из этих нот с метрономом (длительности - , темп 40-60). Настройка инструмента.

Изучение простого аккомпанемента баса.



Работа над техникой исполнения различных приемов игры.

Технический зачет в конце 1й четверти

Полугодовой зачёт в декабре.

Переводной зачет в конце года.

Репертуар

    1. несложных одноголосных мелодий или простых пьес. Исполнение мелодий различных по тесситуре и комбинациям струн. Гаммы, упражнения. 2-4 этюда.

Работа над пьесами.

2 класс

Формирование исполнительской техники

Игра мелодий и гамм в позиции до V лада,

упражнений на подвижность пальцев левой и правой рук,

гамм e-moll (натуральный и гармонический) и G-dur, a-moll (натуральный и гармонический) и C-dur – в одну октаву (на различных группах струн).

Исполнение гармонических оборотов T-D-T.

Во втором полугодии гаммы в две октавы, гармонические последовательности включают аккорды субдоминанты (T-S-D-T).

Линия баса в стилях поп, поп-рок.

Освоение техники звукоизвлечения медиатором (переменный и нисходящий удар), включающее правильную постановку кисти правой руки, относительно “машинки” 1 гитары, игра гамм e-moll, G-dur, a-moll в две октавы, темп = 100-120 в различной группировке, разными ритмическими рисунками (в первой позиции), чередование мелких и крупных длительностей, двухмерные и триольные пунктирные ритмы . Кварто-квинтовый круг.

Гармонические последовательности (каденции T-S-D-T) в тональностях пройденных гамм.



Исполнение гамм и упражнений с метрономом

Работа над аккомпанемен-

том в разных стилях с фонограммой.


Технический зачёт в конце 1й четверти

Полугодовой зачёт в декабре

Репертуар

Произведения гомофонно-гармонического склада (5-8 пьес или и этюдов). Взаимодействие в ансамбле с другими учениками, либо с педагогом.

Во втором полугодии - 4-7 этюдов, исполняемых различными видами техники, 4-8 пьес более крупного объема. Исполнение нескольких пьес в составе ансамбля в пройденных стилях.




Самостоятель

ный разбор нотного текста.


Переводной экзамен в конце года

3 класс

Формирование исполнительской техники

Освоение восходящего и нисходящего «легато» (в том числе с применением мизинца левой руки), натуральных флажолетов. Исполнение гамм F-dur, d-moll (нат. и гарм.), B-dur и G-moll (нат. и гарм.) в первых позициях (с открытыми струнами), A-dur и F-dur , темп = 120-140 различными ритмическими рисунками (чередование четвертей, восьмых, триолей), а также каденции в вышеуказанных тональностях. Интервальное строение основных видов трезвучий. Умение находить на грифе гитары звуки трезвучий ступеней мажорного лада в тональностях до 3-4 знаков при ключе.

Построение на гитаре трезвучий в тональности C-dur от каждой ступени мажорного лада с перемещением первого звука на разные ступени аккорда (аппликатуры из 3х струн). Пример: C, Dm, Em, F, G, Am, Hdim.

Хроматическая гамма. Исполнение мажорных, минорных и хроматической гамм, пентатоники мажорного и минорного наклонений в позициях до 12 лада, а также производных от них секвенций в тональностях C, F, G, A, B ( переменный удар, одиночный удар, переменное и одиночное «пиццикато» медиатором, «легато»). Темп исполнения гамм = 140-200.

Тональности C-dur, G-dur, F-dur: исполнение каденций.

Построение трезвучий, находящихся на каждой ступени мажорного лада, в тональностях F-dur, G-dur, D-dur, B-dur с перемещением первого звука на разные ступени аккорда. Чтение с листа гармонии сопровождения песен или мелодий, которая состоит из основных видов трезвучий.

Исполнение темы произведения и импровизационного соло наизусть Знакомство с ритмикой, фразировкой и другими особенностями исполнения стилей «босса-нова», «свинг».. Основы аккомпанемента в эстрадных-танцевальных стилях («полька», «бегин», «танго», «вальс»). Занятия под фонограмму «-1» и «+1».



Работа над техническими

приемами. Игра гамм и упражнений.

Технический зачёт в конце 1й четверти

Полугодовой зачет в декабре

Репертуар

4-6 пьес и этюдов классического направления.

4-6 эстрадно-джазовых произведения с ансамблем или концертмейстером.



Разбор нотного текста.

Работа над импровизацией с метрономом.

Переводной экзамен в конце года

4 класс

Развитие

исполнительской техники

Мажорные и минорные (гарм., мелод.) гаммы, пентатоники мажорного и минорного наклонений в позициях на всем грифе, в различных ритмических рисунках и группировках различными приемами. Секвенции.

Техника игры «слэпом». Натуральные и искусственные флажолеты.

Гаммы B-dur, g-moll (нат., гарм., мелод.) D-dur, h-moll (нат., гарм., мелод.), темп = 200, начиная с 1й, 3й и 5й ступеней гаммы. Интервальное строение основных видов септаккордов. Подбор удобных вариантов аппликатуры. Игра основных видов септаккордов от каждой ступени в тональностях C-dur, F-dur, G-dur (аппликатуры из 4х звуков на 1,2,3,4 струнах) с перемещением первого звука на разные ступени аккорда.

Исполнение гармонической последовательности ll-V-l с применением септаккордов в характерных для стиля «свинг» ритмических рисунках (тональности C-dur, F-dur, G-dur, B-dur, Es-dur, As-dur). Исполнение наизусть гармонической схемы «архаического» блюза в тональностях G-dur, C-dur и F-dur. Гармоническая последовательность l-Vl-ll-V, состоящая из септаккордов и исполние её в характерных для стиля «свинг» ритмических рисунках (тональности C-dur, F-dur, G-dur B-dur, Es-dur, As-dur). Исполнение наизусть гармонической схемы «классического» блюза в тональностях G-dur, C-dur, D-dur, E-dur и F-dur.

Знакомство с формами ААВА, 16ти тактный блюз.


Игра гамм и упражнений различными техническими приёмами с метрономом.

Технический зачёт в конце 1й четверти.

Полугодовой зачёт в декабре


Репертуар

4-6 пьес и этюдов классического направления.

4-6 эстрадно-джазовых произведений с концертмейстером или ансамблем.



Работа с нотным текстом.

Прослушивание записей известных бас гитаристов

Переводной экзамен в конце года.

5 класс

Развитие

исполнительской техники

Мажорные и минорные (мелод. и гарм.) гаммы в позициях на всем грифе, темп = 200, различными приемами («апояндо», «тирандо», переменный удар, одиночный удар, переменное и одиночное «пиццикато» медиатором, «теппинг», «легато», «свип»). Соединение позиции в 3 октавы. Освоение септаккордов с альтерированными ступенями.

Изучение основных ладов, используемых в импровизации.

Транскрибирование импровизации известных бас гитаристов.

Сочинение собственной импровизации.



Работа над техникой.

Прослушивание записей известных бас гитаристов.

Прослушивание исполнения экзаменационной программы в декабре,

в феврале,

в апреле.


Репертуар

4-6 пьес и этюдов классического направления.

4-6 эстрадно-джазовых произведений в пройденных стилях в ансамбле.



Прослушивание исполнения произведений известных бас гитаристов.

Выпускной экзамен

6 класс

Развитие исполнительской техники

Умение находить ноты септаккорда; формирование звуков в конфигурацию септаккорда с удобной аппликатурой и исполнение последовательностей l-Vl-ll-V и II-V-l в тональностях B-dur, Es-dur, As-dur. Исполнение гармонической схемы «современного» блюза» с использованием характерных басовых линий стиля «свинг» в тональностях B-dur, Es-dur и As-dur. Знакосмство с бразильскими и латино-американскими стилями. Подбор гармонии и создание фактуры аккомпанемента к несложной песне или мелодии посредством слухового анализа. Освоение приема «тремоло» медиатором, быстрого перебора струн (пальцами), искусственных флажолетов.

Прослушивание исполнения произведений известных бас гитаристов, слуховой анализ произведений.

Работа над исполнением гармонических схем произведений с метрономом.

Прослушивание исполнения экзаменационной программы в декабре,

в феврале,

в апреле.


Репертуар

4-6 произведений классического направления.

4-6 произведений эстрадно-джазового направления в пройденных стилях (свинг, блюз, фанк, госпел, кантри, рок, фьюжн, босса-нова) в ансамбле или с концермейстером.




Работа с нотным текстом.

Выпускной экзамен.

3.Формы и методы контроля, система оценок

Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Оценка качества реализации программы "Специальность и чтение с листа (бас-гитара)" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.


Требования к промежуточной аттестации

Таблица 4



Класс

Форма промежуточной аттестации/ Требования

Содержание промежуточной аттестации


1

Технический зачет

Этюд, две гаммы, аккорды, арпеджио.

Знание терминов.

Полугодовой зачёт

Классическая пьеса

Эстрадно-джазовая пьеса

Переводной экзамен

Классическая пьеса

Эстрадно-джазовая пьеса (аккомпанемент).

Гаммы C dur, a moll, G dur, e moll.

Ф. Симандл «Этюд».


И.С.Бах Менуэт

Дж. Леннон, П.Маккартни «Obladi, Oblada».
Бранд В. «Тишина»

Б.Карлетон «Джа-да».




2

Технический зачет

Этюд, две гаммы, аккорды, арпеджио.

Знание терминов.

Полугодовой зачёт

Классическая пьеса

Эстрадно-джазовая пьеса.



Гаммы C dur, a moll, G dur, e moll.

Ф. Симандл «Этюд».

И.С.Бах Менуэт

Дж. Леннон, П.Маккартни «Obladi, Oblada».





Переводной экзамен

Классическая пьеса

Эстрадно-джазовая пьеса (аккомпанемент).

Бранд В. «Тишина»

Б.Карлетон «Джа-да».




3

Технический зачёт

Гаммы, этюды.

Знание терминов.

Построение трезвучий T S D.
Полугодовой зачёт

1 классическая пьеса.

1 –эстрадно-джазовая.
Переводной экзамен

Классическая пьеса.

2 эстрадно-джазовые пьесы.

Гаммы, каденции, гармонические последовательности I-II-V-I, I-VI-II-V-I в

F/d, B/g, A.

Построение трезвучий в тональности.

Л.Морген «Этюд» (a-moll)


Бах И.-С. «Сарабанда» (a-moll)

Стрейхорн «Садись в поезд А».


П.И. Чайковский Полька.

Гершвин Ира и Дж. «Леди, будьте добры» Маккартни П., Леннон Дж «Пусть будет Так».



4

Технический зачёт

Гаммы, этюд.

Гармонические последовательности

Полугодовой зачёт

1 классическая пьеса

1 эстрадно-джазовая.
Переводной экзамен

1 классическая пьеса

2 эстрадно-джазовые пьесы.

Гаммы B/g, D/h.

Построение септаккордов от C, F, B, G, Es, As.

И.Стучевский «Этюд» (e-moll) оп. 100 №13

Гармонические последовательности

I-II-V-I, I-VI-II-V-I.
И.С.Бах «Менуэт»

Абрэу Л. «Тико-тико»

Й.Гайдн Анданте

Монтгомери У. «Дорожная песня»

Паркер Ч. «Конфирмация»

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Система оценок.

Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года.

При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать:


  1. Оценку, которую ученик получил на академическом концерте;

  2. Результаты текущего контроля успеваемости;

  3. Творческие достижения ученика за учебный год.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.


Требования к итоговой аттестации для 5 класса

Таблица 5



Форма итоговой аттестации/ Требования

Содержание итоговой аттестации


Выпускной экзамен:

1. Классический этюд.

2. Одноголосное (возможно полифоническое) произведение классической музыки (в сопровождении концертмейстера).

3.Пьеса из репертуара известных гитаристов блюза, включающая исполнение темы и соло импровизационного характера (возможно исполнение произведения рокового направления).

4.Пьеса из репертуара известных джазовых гитаристов, включающая исполнение темы и соло импровизационного характера.

5. Произведение в составе ансамбля.




Примерная программа:

Л.Морген «Этюд».

Бах И.-С. «Партита d-moll BWV 1004 - Жига»,
Мак-Шенн Д. «Исповедуя Блюз».

Хэггерд Б. «Что нового?»



Монк Т. «Голубой Монк».





Требования к итоговой аттестации для 6 класса

Таблица 6




Форма итоговой аттестации/ Требования

Содержание итоговой аттестации


  1. . 1. Классический этюд.

2. Одноголосное (возможно полифоническое) произведение классической музыки (в сопровождении концертмейстера).

3.Пьеса из репертуара известных композиторов блюза, включающая исполнение темы и соло импровизационного характера (возможно исполнение произведения рокового направления).

4.Пьеса из репертуара известных джазовых гитаристов, включающая исполнение темы и соло импровизационного характера.

5. Произведение в составе ансамбля.




И.Стручевский «Этюд».

Бах И.-С. «Соната e-moll BWV 1034»


Бранд В. «Дыхание блюза»

Хендрикс Дж. «Красный дом»

Жобим А. «Волна».




Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.



Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 7

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:



  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на академическом концерте или экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
4. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя.

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и

систематическими;

  • периодичность занятий - каждый день;

  • количество занятий в неделю - от 7,5 до 9 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.


Перечень учебной, учебно-методической, нотной и другой литературы

Учебно-методическая литература

  1. Хрестоматия гитариста эстрадного ансамбля. Выпуски 1 и 2 (Москва, Музыка, 1988 и 1989.)

  2. Л.Альмейда - "Классическая гитара в джазе" ("Музычна Украина, Киев,1987.)

  3. Мастера зарубежной эстрады, выпуск5 (гитаристы, Москва,"Музыка"1983 г.)

  4. Ю. В. Дмитриевский, С. Н. Колесник, В. А. Манилов - Гитара от блюза до Джаз- рока ("Музична Украина 1986 г.)

  5. В. А. Манилов "Джаз в ритме самбы" ("Музична Украина 1989 г.)

  6. В. А. Манилов, В. Молотков Учись аккомпанировать на гитаре ".

  7. В. Молотков. Джазовая импровизация на 6- ти струнной гитаре" (Киев, Музична Украина 1983 г.)

  8. В. Симоненко - Мелодии джаза. Антология. (Музична Украина 1984 г.)

  9. 150 американских джазовых тем. Выпуск 1 и 2. Составитель и редактор В. Кисилев 1993 г.

  10. Джаз в ритме самбы. Москва 1992 г. Издатель А. Торопов.

  11. Джазовые пьесы для шестиструнной гитары (Москва "Кифара" 1995 г.)

  12. Л. Альмейда. Классическая гитара в джазе (Музична Украина, Киев 1987)

  13. А. Кузнецов. Из практики джазового гитариста (АО "Аккорд" 1993 г.)

  14. Андреев Ю. Школа игры на бас-гитаре. — М.: Смолин К.О., 2004.

  15. Ариевич С. Практическое руководство игры на бас-гитаре. — М.: Музыка, 1983.

  16. Морген Л. Школа-самоучитель игры на бас-гитаре. — М.: Советский композитор, 1989.

  17. Чугунов Ю. Эволюция гармонического языка джаза. — М.: Муравей, 1997.

  18. Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок-, и поп-музыке. — М.: Мега-Сервис, 1997.

  19. Соболев А. Альбом джазового контрабасиста (бас-гитариста). Учебное пособие. — М.: Мега-Сервис, 1997.

  20. Чугунов Ю. Гармония в джазе. Издание 4-е. — М.: Современная музыка, 2001.

  21. Маркин Ю. Джазовая импровизация. Теоретико-практический курс. — М.: 1994.

  22. Соболев А. Басовая линия. Учебное пособие. — М.: Кифара, 2002.

  23. Симандл Ф. Школа игры на контрабасе.

  24. Раков Л. Школа контрабасиста.

Дополнительная

  1. Джазовые и популярные мелодии в транскрипции для классической гитары Джона Дьюарта Wise Publications 1982. London – New York – Sydney.

  2. С. Джоплин - Рэг-таймы в переложении для классической гитары (Editio Musica, Budapest 1981г.).

  3. Мастера зарубежной эстрады, выпуск 5 (Москва, Музыка, 1983).

  4. Blues, Country, Soul (VEB Music Leipzig 1976.).

  5. Баден Поуэлл – Song Book (Tonos Darmstadt)

  6. Бразильские мастера (TRO Hollis Music, INC).

  7. Латиноамериканская музыка для шестиструнной гитары (Москва, Музыка 1969, 1994.

  8. Гитара фламенко (Торопов, Москва, 1996.)

  9. Пако де Люсия - Андалузские мелодии, 1,2,3 (Москва, Торопов, 1991

  10. Под небом Парижа (А.Шумидуб, 1996.)

  11. Блюзы в переложении для шестиструнной гитары (Советский композитор, 1983.).

  12. Пьесы советских и современных зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано / Сост. Васильев Л. — М.: Музыка, 1978.

  13. Сборник пьес / Сост. Херсонский С.— М.: Гос. муз. изд-во, 1952.

  14. Хрестоматия для контрабасиста. Пьесы, произведения крупной формы. Вып. 2 / Сост. Раков Л., М.: Музыка, 1976.

  15. Шпиллер Л. Ритмико-стилистические этюды для бас-гитары. Ч. 1. — Лейпциг, 1938.

  16. Шпиллер Л. Ритмико-стилистические этюды для бас-гитары. Ч. 2. — Лейпциг.


Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность и чтение с листа (бас гитара)» должны иметь площадь не менее 6 кв.м и звукоизоляцию.

Класс должен быть оборудован необходимой аппаратурой. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.



1







Во времена политических кризисов для честного человека самое трудное не в том, чтобы исполнить свой долг, а в том, чтобы уяснить его себе. Луи де Бональд
ещё >>