Программа по учебному предмету «краеведение» в 11 «Б» классе Программа разработана учителем Кириловой Г. Н - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по учебному предмету «История» в 5 «а», «б», «в» классах... 14 3228.64kb.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской... 1 258.9kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 3 384.11kb.
Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 04. (8 (9)-летний срок... 1 258.97kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Основы изобразительной... 3 483.64kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 02. Прикладное творчество... 3 439.04kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11 класса... 3 663.25kb.
Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана... 1 291.01kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в общеобразовательном... 1 301.25kb.
Программа по учебному предмету «Технологии ведения дома» 1 336.84kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 336.93kb.
Отчет о проведении первой Учредительной конференции районного школьного... 1 34.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по учебному предмету «краеведение» в 11 «Б» классе Программа разработана - страница №1/1

Рабочая программа

по учебному предмету

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

в 11 «Б» классе

Программа разработана учителем Кириловой Г.Н.

Рабочая программа разработана на основе региональной программы по предмету «Историко-культурное краеведение», автор М.И.Баранникова, Воронеж.-2012 г.



Количество часов в неделю 1, всего в год 35 ч
Пояснительная записка к программе предмета «Краеведение»

.

Регионализация образования является актуальным направлением развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Курс призван формировать гражданственность, патриотизм. Он дает возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно ориентированным и деятельностным подходами.



Программа реализует принципы:

1. Научности:

- содержание курса изложено в грудах воронежских ученых-краеведов;

3. Дифференциации и индивидуализации:



  • процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании., можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источники адресовать учащимся с учетом уровня их умений^ и навыков;

методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.

Образовательные задачи курса - формирование знаний:

  • об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;

  • об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;



  • о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

  • о проблемах и перспективах развития края;



  • о перспективах собственного существования в этом крае. Ценностные ориентиры, формируемые курсом:

  • гражданственность;

  • патриотизм;

  • толерантность;

  • интеллектуальная и творческая активность;

- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.

В конечном итоге - формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.



Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного.

Программа включает следующие разделы.



раздела

Наименование раздела







программа (34 ч)




Введение. Воронеж в 21 веке –центр Черноземья.

1

I

Палитра земли Воронежской( Изобразительное искусство)

9

II

Сокровища музыкальной шкатулки

11

III

От слез и смеха –польза(Театральное искусство в Воронежской области)

10

IV

Резерв

3











Первый и второй уроки ( введение и Воронеж в 21 веке продолжение раздела Архитектурный облик Воронежа ,начатый в первом курсе программы краеведение,(10 класс).

Содержание рабочей программы


Введение (1 ч.).

Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.

Направления краеведения: научное и школьное. Научное краевведение осуществляется научными обществами, университетами академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу i школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.

Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.

Источники краеведения: краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.

Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношен к деятельности предшествующих поколений и современников своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук (Д.С. Лихачев).


Раздел I. Изобразительное искусство

1.. У истоков воронежской живописи.

,Храмовое иозбразительное искусство. Иконописец Павел Родионв( город Острогожск). Появление светского начала в художественной культуре 18 веке . Воронежские художники 30-х гг. 19 века ( Ф.Ф.Чурнесов,П.Н. Орлоав. Е.Ф. Шевцов, С.П. Павлов. М.Б. Тулинов). Этнографические альбомы С.П. Павлова и их высокая оценка Академии художеств. Воронежские художники 0 выпускники Академии художеств в Петербурге ( П.В. Васильев, В.А. Корнеев и др.) Выставка работ учащихся Воронежских учебных заведений 18871-1872 гг. Выставки работ худлжников-передвижников( 1874-1899 гг.): И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, Г.Г.Мясоедова, В..Д.Поленова, И.Е. Репина, И.И. Левитана и др. Творчество острогожского художника Л.Г.Соловьева(иконопись, светская живопись,иллюстрация книг,мемуары,педагогическая деятельность. Рисовальная школа М.И. Пономарева. Мастера историческоц живописи : Н.Н. Ге, А. И. Рябущшкин, И.Н. Машков, И.А. Евсеев.

, 2. Эпоха знаменитостей.

1936 г.картинной галереи 1907г.,О.Н.Куликовская – сестра Николая 2, меценат Е.М. Ольденбургская. А.Е. Шварц, А.А.Кою, Н.П. Гаврилов - восстановили памятник Петру 1 в 1956г. Скульптор А.Трискорни, П.И. Бондаренко –бюст А.В. Кольцову. И.А. Шуклин, А.. Мещерякова, Б.С. Шамарин –восстановили памятник Е.С. Никитину

3. Развитие музейного дела в нач. 20 века..

Открытие Воронежского губерноского музея 1894 год. Вклад Митрофанова монастсыря, Кадетского корпуса, губернской земской управы в развитии музея. Музей –организатор выставок. Создание художественного музея и роль Л.Г. Соловьева. Художественные выставки 1917-18 гг.

4. Становление советского изобразительного искусства в крае.

Открытие свободных художественных мастерских 1919 и их деятельность по оформлению клубов.библиотек.Высшие художественно-технические мастерские. Поисмк новых путей в искусстве( Пролеткульт).В.Ф. Рындин знаковая фигура в мировой сценографии. Школа художника А.А. Бучкури. Выставка 1925г. АМАХРР. Офортная мастерская в г.Воронежже.

5. Изобразительное искусство в Воронежском крае в 309-90-е гг.20 века.

Создание товарищества « Художник» 1932- возникла Воронежская региональное отделение Союза Художников России. Открытие первой областной хуложественой выствки 1933 г.

Выставка работ А.А. Бучкури 1936 гг..Вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Военная художественная выставка 1944 г.( А.П. Васильев, О.А. Турбин, Х.В. Топорков, А.Г. Хазарова). Творчество М.И. Лихачева, Г.А. Гончарова, К.Н. Успенсккой , В.П. Криворучко. В.Ф. Буринов, Д.А. Колосов –воронежские скульпторы. Открытие детской художественной школы 1967 г. под рук. Е.М. Романовской..Художники- театралы –.

6. Урок систематизации знаний с элементами самостоятельной работы.

Презентация сообщений учащихся.

7.-8. Уроки экскурсии. В музей.

9. Урок –творческая мастерская.

Выполнение рисунков на тему «Мой город» Составление синквейнов.

Раздел 2. Сокровища музыкальной шкатулки

1. Истоки музыкальной т радиции в Воронежском крае.

Развитие светской музыки в воронежском крае в Петровскую эпоху. Петр 1 и Ф. Балатри. Е. Болховитинов исследователь русской музыки. Певческая школа в сло. Алексеевке, принадлежащей Шереметьевым. Значение открытия в 1787 г. театра в Воронеже для развития музыкального искусства в крае.

2-3. Воронежский театр- центр музыкальной культуры в 19 веке.

Роль А.А. Алябьева в муз.жизни Воронежа в конце пер. чет. 19 века. Воронежский театр –центр музыкального развития (водевиль, романс, концерты-дивертисменты,опера).С..Н.Шатилова –популириззатор творчесва Алябьева. И.В. Романус –композитор,дирижер,музыкальный критик.Благотворительная деятельность Е.Л.Бедрягги. Знаменитые артисты на сцене Воронежского театра ( П.Бантышев, Ю.ГГербер, Н.Афаннасьев,С.Шифыа. М.Щепкин. В.И.Живокини. А.Корбари. Росси, С.Гулаг-Артемовский и др.) Открытие воронежского отделения императорского Русского музыкального общества в 1868 г. и его деятиельность. Музыкальное училище 1911,вклад братьев Сомовых в его развитие.

4-5. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.

Гастроли Симфонического оркестра из Полтавы под рук. Д.Ахшарумова. Ансамбли народных инструментов в Первой мужской гимназии, Народном доме, в имении князей Барятинских в Анне. М.Е.Пятницкий –великий песенник Воронежского края.Легкий музыкальный жанр. Д.А.Кашшкин –основатель музыкального издательства. Музыкальные магазины Кастнера и Фукса. Авторы первых музыкальныз пособий ( М, Гамбург, В.Г. Ростропович, Г.И. Шухмин, П.И. Лучкин, М.А. Стахович..) Воронежские композиторы,писатели-музыковеды, педагоги. Гастроли знам енитых людей в Воронежском крае. О.Ф. Тидебель-просветитель музыки. Методическая деятельность А.Н. Буховцева.

6. Воронежский симфонический оркестр : Рождение и развитие

Развитие музыкального искусства в условиях победы Советской власти Создание симфонического оркестра (дирижер В.С. Терентьев) Воронежское отделение Русского музыкального общества. Воронежская государственная консерватория и ее преобразование в музыкальный техникум (1922 г.) Трудности гражданской войны. Свободный советский театр и Высшие театральные мастерские при нем. Мастера маринского театра на воронежской сцене. Балетная школа. Театральный техникум. Воронежские музыканты в тисках репрессий. Нововведения симфонического оркестра (конференции слушателей.. концерты по заявкам,декады музыки и т.д.)

7. Музыкальная культура в 30-е годы 20 века.

Открытие театра музыкальной комедии. И его репертуар. Создание в Воронеже.Ассоциации композиторов и музыковедов ЦЧО и Центрально-Черноземного отделения Союза Советских композиторов СССР(председатель Г.А.Сметанин,секретарь Масалитинов). Областной конкурс исполнителей 1937 г. Подготовка кадров музыкально-хореографического профиля(школа музыкальных воспитанников ,руководитель П.М. Сергеев), Областное хореографическое училище (рук. В.И. Пресняков).Открытие областной филармонии 1937 г. и ее филиалов в районах области. Первая науячно практическая конференция по музыкальному образованию 1941 г.

8. Музыка служит победе.

Трудные военные годы. Декада смотра искусств Воронежа симфонического оркестра. Парад 7 ноября 1941 г. Конкурс песен военной тематики. Сборник есен «Фронтовые пески Юго—Западного фронтиа» Эвакуация театра музыкомедии и его послевоенная деятельность. Создание воронежского народного хора 1943 г..художественый руководитель К.И. Массадлитинов, директор Г.б.Рогинская. Победа во Всесоюзном смотре в Москве и выступления по Центральному радио. Воронежские композиторы: В.А. Овчинников, М.И. Носырев, Д.Б. Выросткова, М.А. Зайчикова и др.

9. Современная профессиональная и любительская музыка

Открытие музыкального театра 1961 г. Статус «Государственного театра» 1968г. Народные заслуженные артисты театра. Воронежские гастрольно-концертное объединение «Филармония». Воронежское региональное отделение Российского музыкального общества «Клуб при свечах» Дома актеров. «Клуб любителей романсов. Воронежский музей старинных музыкальных инструментов. Мастерская «Акко».

10.-11. Урок-экскурсия или посещение театр а, филармонии.

Посещение музея МЕ. Пятницкого или посещение театра,филармонии с последующей беседой и выполнением творческой работы «Рядом с музой».

Раздел 3. Театральное искусство в Воронежской области

1. Начало театрального пути Воронежа.

Рождение Воронежского домашнего театра. Школа для подготовки актеров. Репертуар театра. Переезд театра во Владимирскую губернию. Прфессиональный Ворон ежский театр. Роль А.Элина,Б.Бобровского , Л.С. Кологривова. Кризис тетрап 1813г.

2-3. Воронежский театр в 19 веке.

Антрепризы О.И. Калиновского и П.Д. Соколова. Покровительство театру губернских властей. Популярность театральных постановок у воронежцев в 20-е гг. и падение интереса к театру. В 30—е гг. Великие актеры М.С.Щепкин и П.С. Мочалов на сцене Воронжскогоо театра. Эпоха «Островского в воронежском театре. 50-60 гг. Популярность летних антреприз в 70-е гг. Театр-цирк В.А. Костырева. «Звездные гапстроли «последней четверти 19 века.

4. Тетр в первой половине 20 века

Новые формы татрализованных предствлений. «Компразздник» 7 ноября 1917 года.Театры: Бошльшой советский, Малый театр, Свободный. Выступление В.В. Маяковского на сцене театра 1926 г. Театр кукол 1925.Актеры: А.В. Поляеов, Г.М. Васильев. Ленниниана на сцене Воронежского театра (пьеса Н.ФФ. Погодина «Человек с ружьем»). Открытие таетра музыкальной комедии 1931 г. Открытие 1982 г молодого театра (театра имюЛенинского Комсомола, а 1940 г Тетр Юного зрителя. Воссоздание театра кукол 1944г. Переименование драматического театра «государственный».

5.. Воронежкий театр во второй половине 20 века.

Декада искусства Воронежской обл в Москве 1958 и успех спектакля по пьесе В.А. Кораблинова «Песня о Кольцове» (режиссер Шишигин) Присвоение театру имени Кольцова А.В в 1959 г. и 1978 г. звпния «академического». Первая примьера на сцене нового театра «Вишневый сад». А.П. Чехова 2002 г. Открытиен 1961 г. музыкального тетра (лпера Евгений онегин П.И. Чайковского)

Возобневление деятельности ТЮЗа 1963 г. Камерный театр 1994 г. Тетр антреприза худ.рук. Кравцова.

6. Тетры городов Воронежской области.Летописцы театра.

Борисоглебский театр им. Н.Г.Чернышшевского,1914. Муниципальный театр в Россоши 2001г. Народные театральные коллективы. Фестиваль театрального искусства в с. Никольское, детский фестиваль «Синяя птица» 1993г.

7.-8. Посещение театра

Просмотр спектакля.

9-10. Урок творческая мастерская.

Обсуждение спектакля и написание эссе.Групповая сценическая работа

Резервное время. Повторитено-обобщщающие уроки. Интеллектуальные игры. « Не от ума гоРе,» Уроки развития умнний и навыков по разделам. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету Краеведение

Результат обучения. Учащиеся должны: знать:

- роль краеведения в изучении предмета и общества, фамилии ученых краеведов


  • исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

  • знаменитые персоналии истории и культуры;

  • содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

- алгоритм работы с различными типами заданий.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

- характеризовать события, процессы, явления;

- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;


  • осуществлять сравнение;

  • аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;



  • работать с картой, иллюстрацией, текстом;

  • осуществлять наблюдение;

  • применять знания в конкретной ситуации жизни;

  • определять цели и мотивы своей деятельности;

  • вести конструктивный диалог;

  • осуществлять презентацию творческой работы;

  • представлять результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию.

Кадендарно-тематическое планирование

№ урока (по историческому краеведению)

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Вводный урок. Воронеж в 20 веке







2

У истоков Воронежской живописи







3

Эпоха знаменитостей







4

Развитие музыкального дела в нач.20 века







5-6

Становление Советского изобразительного искусства в крае







7

Изобразительное искусство в Воронежском крае в 30-е 90-е гг. 20 века







8

Урок систематизации знаний с элементами самостоятельной работы







9-10

Урок-экскурсия в музей или выставочный зал







11

Урок творческая мастерская







12

Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае







13-14

Воронежский театр –центр музыкальной культуры в 19 веке.







15-16

Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа







17

,Воронежский симфонический оркестр.рождение и развитие







18

,Музыкальная культура в 30-е гг 20 века







19

,Музыка служит победе







20

,Современная профессиональная и любительская культура







21-22

Урок—экскурсия или посещение театра,филармонии







23

,Начало театрального пути Воронежа







24-25

Воронежский театр в 19 веке







26

Театр в пер. пол. 20 века







27

Воронежский театр во вт.. пол 20 века







28

,Тетры городов Воронежской области.Летописцы театра







29-30

Посещение театра







31

Урок творческая мастерская







32-33-34

Резервное время







Учебно-методическое обеспечение

Учебник для учащихся В. И. Панова «История Воронежского края»



УМК для учителя М. И. Баранникова «Историко-Культурное краеведение»




Если выпить на брудершафт цикуту, это, пожалуй, уже на всю жизнь. Станислав Ежи Лец
ещё >>