Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе: фгос начального общего образования 2 поколения 2009г. - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Окружающий мир. Комплект 1 3 506.82kb.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии... 1 87.08kb.
Адаптированная образовательная программа 3 390.15kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 21 4446.37kb.
Анализ внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего... 1 92.11kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 41 10602.18kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 30 6378.92kb.
Окружающий мир 3 647.63kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на... 1 173.62kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на... 1 76.46kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на... 1 135.92kb.
Адрес: 171841, Тверская область, г. Удомля, пр. Энергетиков, 2 1 20.37kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе: фгос начального общего - страница №1/1

Крыловский район

_____________________________________________________________



(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Новосергиевской

муниципального образования Крыловский район

_____________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)
Утверждено

решение педсовета, протокол № 1

от « 22 » августа 2012 года

Председатель педсовета

______________

М.В.Айрапетян



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Окружающий мир»_________

указать предмет, курс, модуль


Ступень обучения (класс)_ начальное общее образование (1-4 классы)


Количество часов 237 часов
Составитель учитель начальных классов Луценко Анна Владимировна

Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе:

1.ФГОС начального общего образования 2 поколения 2009г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года);

2.Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение,2009 г.;

3. Допущенной Министерством образования и науки РФ авторской программы по окружающему миру авторов О.Н.Федотовой, Г. В.Трафимовой (УМК «Перспективная начальная школа»- М. : Академкнига\Учебник,2011 г);


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1- 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1.ФГОС начального общего образования 2 поколения 2009г;

2.Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.:Просвещение,2010;



  1. Допущенной Министерством образования и науки РФ авторской

программы по окружающему миру авторов О.Н.Федотовой, Г. В.Трафимовой (УМК «Перспективная начальная школа»- М. : Академкнига\Учебник,2011 г);

Содержание курса сопровождается учебно-методическим комплектом «Перспективная начальная школа»:



  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. (Учебник 1,2,3,4 класс) - М.:Академкнига/Учебник, 2011.

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Тетрадь для самостоятельной работы 1,2,3,4 класс) – М.:Академкнига/Учебник,2011 г.

  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Хрестоматия 1,2,3, класс) - М.:Академкнига/Учебник, 2011.

Содержание примерной программы по предмету «Окружающий мир»

рассчитано на 270 часов (2 часа в неделю). С введением регионального компонента курса «Кубановедение» в 1 классе предмет «Окружающий мир» реализуется за 33 часа (1 час в неделю). Раздел «Родной край – частица Родины» (15 часов) изучается в курсе кубановедения.

В связи с тем, что учебным планом образовательного учреждения на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах – по 68 часов (2 часа в неделю), то содержание рабочей программы рассчитано на 237 часов.

При составлении рабочей программы учтены требования к результатам усвоения образовательной программы начального общего образования и программы универсальных учебных действий МБОУ СОШ № 9 станицы Новосергиевской Крыловского района.



Цель и задачи курса:

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта началь
ного общего образования второго поколения:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни – с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации;

- последовательное формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной, справочной литературой;

- проведение фенологических наблюдение, физических опытов, простейших методов измерений;

- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Тематическое распределение количества часов по предмету «Окружающий мир».

п\п


Разделы, темы

Количество часов

Примерная

программа



Рабочая

программа



Рабочая программа по классам

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

I.

Человек и природа

178

155

23

40

52

40

II.

Человек и общество

75

67

7

24

12

24

III.

Правила безопасного поведения

17

15

3

4

4

4




Итого

270 часов

237 часов

33

68

68

68

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, до
полняя и углубляя их. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в рабочей программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

В первом классе дети учатся распознавать растения и животных своей местности, знакомятся с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой Кубани; изучают сезонную цикличность жизни природы. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе. Приоритетными задачами курса первого класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основные способы познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.

Важной содержательной линией, связанной со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми).

Во втором классе знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире; учащиеся уже осознают, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, также первичных умений «собирать »информацию самостоятельно устно (в беседах) и письменно (посредством переписки).

В третьем классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с простейшими измерительными приборами (лупа, микроскоп – как система увеличительных стекол, песочные часы, термометр, осадкометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус, план местности).

Содержание четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль отводится изучению истории России, стран и народов мира.

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Учащиеся приобретают знания о понятиях «государство», «гражданин», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга Кубани», «права и обязанности гражданина».

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного рая. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.

В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.



Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

Содержание примерной программы по предмету «Окружающий мир»

рассчитано на 270 часов (2 часа в неделю). В связи с введением регионального компонента курса «Кубановедение» в 1 классе предмет «Окружающий
мир» реализуется за 33 часа (1 час в неделю). Содержание курса включает раздел «Родной край – частица Родины» (15 часов) и изучается в курсе кубановедения.

В связи с тем, что учебным планом образовательного учреждения на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), 3-4 классы – по 68 часов (2 часа в неделю), то содержание рабочей программы рассчитано на 203 часа.


Ценностные ориентиры содержания предмета :

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;



  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

  • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

  • реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

В сфере личностных результатов освоения предмета «Окружающий мир» у выпускника будут сформированы:

-внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;


-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-воспитательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-развитие этических чувств-стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной историей;


Предметные и метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир»:

1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитании чувства гордости за национальные свершения, победы;

2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, ее истории;

3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4.освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей;

5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире, овладение основ практико - ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;


6. расширение и систематизация исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладение;

7. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте ценностей многонационального российского общества;

8. умения осуществлять сравнения, классификации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций



Личностные результаты:

  • толерантное отношение к людям;

  • мотивы выражающие потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

  • ценностно-смысловая ориентация; базовые историко-культурные представления и гражданская индентичность;

  • любовь к природе, выраженная в интересе к её природе, культуре, истории, верованиям.

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники приобретают фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получают возможность научиться соблюдать правила поведения в мире людей, правила здорового образа жизни, осваивают элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей среде.

Рабочая программа по «Окружающему миру» включает следующие разделы: пояснительную записку, тематическое распределение часов, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание материально – технического обеспечения образовательного процесса, календарно-тематическое планирование. Особенностью построения календарно – тематического планирования является новая особая структура учебников УМК «Перспективная начальная школа», которая позволяет реализовать принцип прочности и наглядности развивающего обучения.


Содержание
1 класс (33 часа)

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Населенный пункт, в котором живет ребенок: домашний адрес, главные достопримечательности населенного пункта.

Что такое окружающий мир. Как человек узнает мир. Органы чувств человека. Свойства объектов, получение знаний с помощью органов чувств. Предметы и признаки предметов (цвет, форма, сравнительный размер и др.)

Животные – живые организмы. Дикие и одомашненные животные.

Насекомые – часть живой природы.

Растения – живые организмы. Растения и их разнообразие. Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

Практическая работа: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Практическая работа: наблюдение за прорастанием семян, ростом растений способами распространения растений на новые места.


Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелётных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Труд людей осенью.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы ( короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Труд людей зимой.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц, весенние растения). Погода весной.

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.

Лекарственные растения. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Правила поведения в природе: охрана природных богатств.

Красная книга России.

Наблюдения, экскурсии: урок – экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед – вода, а тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок – экскурсия с целью различения деревьев, кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.

Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). Неживая и живая природа.


Название родной страны. Государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народа, населяющие Россию. Названия разных

народов. Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык – государственный язык нашей страны.

Государственная символика: флаг России, значение цветов флага; герб; гимн. Москва – столица России центр управления страной. Достопримечательности Москвы (Кремль, Красная площадь, Большой театр, стадион Лужники, метро).

Экскурсия в город (по достопримечательностям.)


2 класс (68 часов)
Правила поведения в школе: взаимоотношения между друзьями. Ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня.
Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Источники информации об окружающем нас мире. Обмен письмами как одно из средств информации: письмо экологов школьникам (природа живая и неживая (повторение).

Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник «Окружающий мир»: оглавление, иллюстрации, система значков – пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик, иллюстрированный словарик.

Общение со старшими сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение.

Практические работы, экскурсии: обучение учащихся работе с учебником, хрестоматией, тетрадью для самостоятельной работы из УМК по окружающему миру. Экскурсия на учебно – опытный пришкольный участок, экскурсия в школьную библиотеку «Книга – наши друзья».


Земля – планета. Общее представление о размерах и форме Земли. Вид Земли из космоса. Глобус – уменьшенная модель Земли. Понятия о полушариях. Ось вращения Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Созвездия. Планеты. Солнце – ближайшая звезда к планете Земля. Вращение Земли вокруг Солнца – причина смены времен года на нашей планете. Взаимосвязь между живой и неживой природы (на конкретных примерах).
Природа как важнейшее условие жизни на Земле. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времен суток, закат, ветер, дождь, гроза.

Условия жизни на планете Земля (свет, тепло, воздух, вода)

Общие представления о воздухе как о смеси газов (прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи).

Вода - источник жизни на Земле, свойства воды (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода – растворитель, текучесть воды).

Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачный, бесцветный). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса). Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды из разных источников (вода из- под крана, из колодца, из водоёма и лужи).

Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности). Разнообразие растений.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые ( на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных ( тепло, воздух, вода, пища).

Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Особенности питания разных животных (всеядные, хищные, растительноядные, зерноядные). Обмен информации между животными в природе. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей; бережное отношение человека к животным.


Природа – источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного животного мира.

Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги России.
Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Семья – самое близкое окружение человека и её состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Родной город, село. Главные достопримечательности населенного пункта. Москва – столица России. Государственная символика: флаг, значение цветов флага. Праздничные дни: 9 мая, День Конституции, день города.


3 класс (68 часов)
Режим дня. Чередование труда и отдыха в режиме дня.

Глобус как модель Земли.

Материки и океаны, их названия, расположение на карте и глобусе.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.

Географическая карта и план (общее знакомство).

Карта России. знакомство с важнейшей географической номенклатурой своей страны, района.

Ориентирование на местности, план местности. Компас.

Экскурсия.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.

Твердые тела, жидкости, газы.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха ( не виден, не имеет запаха, летуч; занимает форму любого сосуда; легко сжимается; является условием горения, благодаря содержанию в нем кислорода) значение воздуха для растений, животных, человека.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Вода, свойства воды, три состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов, человека. Круговорот воды в природе. Водоемы края.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.

Почва – единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы животные, микроорганизмы. Почвы родного края.. разрушение почв под воздействием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Экскурсия «Почвы родного края».

Природные сообщества: лес, луг, поле, болото. Взаимосвязь в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие сообществ.

Растения и животные природных сообществ нашего края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ нашего края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, возле болота). Человек – защитник природы.

Экскурсия (на луг, водоем, в лес).

Практическая работа: участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школы и др.)

Работа с гербариями природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Города России – Золотое кольцо России. Название городов Золотого кольца , расположение на карте, достопримечательности – памятники зодчества и живописи.

Санкт – Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт – Петербурга. План – карта города XYIII века. Достопримечательности Санкт –Петербурга ( памятник Петру I – «Медный всадник», Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Лента времени.

Наиболее важные и яркие события общественной жизни общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.


4 класс (68 часов)
Что такое история. Исторические источники. Наиболее важные и яркие исторические события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Понятие «честь страны».

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, знакомство с 2-3 природными зонами (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Зона арктических пустынь, зона тундры, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, раститель


ного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон.

Системы органов (опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах, обморожении, перегреве.

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.

И мя нашей страны – Россия или Российская Федерация. Субъект, в которой живет ребенок. Основной закон страны – Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть России. Президент России.

Отличия человека от животного. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Человек – создатель и носитель культуры.

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Средства связи: почта, телеграф, телефон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования



Содержание

учебного предмета, курса

Тематическое

планирование

Количество

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Взаимоотношения человека с другими людьми. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.


Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Правила поведения в школе: взаимоотношения между друзьями. Ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня.
















Познакомиться с учителем и одноклассниками.

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, обсудить их.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры).

Важнейшие природные объекты своей страны, района.

Растения, их многообразие. Условия, необходимые для жизни растений (свет, воздух, вода). Деревья, травы, кустарники.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).



Что такое окружающий мир. Предметы и признаки предметов (цвет, форма, сравнительный размер и др.)

Как человек узнает мир. Органы чувств человека. Свойства объектов, получение знаний с помощью органов чувств.

Населенный пункт, в котором живет ребенок: домашний адрес, главные достопримечательности населенного пункта.

Животные – живые организмы. Дикие и одомашненные животные.

Насекомые – часть живой природы.

Растения – живые организмы. Растения и их разнообразие. Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.



Практическая работа: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Практическая работа: наблюдение за прорастанием семян, ростом растений способами распространения растений на новые места.

Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Источники информации об окружающем нас мире. Обмен письмами как одно из средств информации: письмо экологов школьникам (природа живая и неживая (повторение).

Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник «Окружающий мир»: оглавление, иллюстрации, система значков – пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик, иллюстрированный словарик.

Общение со старшими сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение.

Практические работы, экскурсии: обучение учащихся работе с учебником, хрестоматией, тетрадью для самостоятельной работы из УМК по окружающему миру. Экскурсия на учебно – опытный пришкольный участок, экскурсия в школьную библиотеку «Книга – наши друзья».















Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные – дикорастущие растения.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Примеры явлений природы: смена времен года, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер дождь.

Времена года, их особенности (на основе их наблюдений). Смена времен года в родном крае.

Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы съедобные, ядовитые. Правила сбора грибов.

Роль животных в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, характеристика на основе наблюдений.


Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелётных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Труд людей осенью.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы ( короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Труд людей зимой.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц, весенние растения). Погода весной.

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.

Лекарственные растения. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Правила поведения в природе: охрана природных богатств.

Красная книга России.

Наблюдения, экскурсии: урок – экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед – вода, а тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок – экскурсия с целью различения деревьев, кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.














Пересказывать и понимать рассказы о природе.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

Лес, луг, водоемы – единство живого и неживого.

Взаимосвязи в природном сообществе.

Влияние человека на природное сообщество.

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны.




Природные сообщества: лес, луг, поле, болото. Взаимосвязь в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие сообществ.

Растения и животные природных сообществ нашего края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ нашего края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, возле болота). Человек – защитник природы.

Экскурсия (на луг, водоем, в лес).

Практическая работа: участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школы и др.)

Работа с гербариями природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
















Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, картой)

Ориентироваться на местности.

Сравнивать и различать день и ночь.

Объяснять вращение Земли.

Различать разные формы земной поверхности.

Находить на физической карте России горы, равнины, определять их названия.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика.

Конституция - Основной закон РФ.

Права ребенка.

Президент РФ – глава государства. Государственные праздники.

Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы.

Достопримечательности Санкт –Петербурга.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаю, особенности быта.


Название родной страны. Государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Названия разных народов. Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык – государственный язык нашей страны.

Государственная символика: флаг России, значение цветов флага; герб; гимн. Москва – столица России центр управления страной. Достопримечательности Москвы (Кремль, Красная площадь, Большой театр, стадион Лужники, метро).

Экскурсия в город (по достопримечательностям.)

Города России – Золотое кольцо России. Название городов Золотого кольца , расположение на карте, достопримечательности – памятники зодчества и живописи.

Санкт – Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт – Петербурга. План – карта города XYIII века. Достопримечательности Санкт –Петербурга ( памятник Петру I – «Медный всадник», Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

И мя нашей страны – Россия или Российская Федерация. Субъект, в которой живет ребенок. Основной закон страны – Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть России. Президент России.















Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов на карте России.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностями Москвы.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы.


Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного животного мира.

Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги России.


Природа – источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного животного мира.

Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги России.














Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по

сохранению природы и ее защите.




ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена. Правила первой помощи.

Системы органов (опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах, обморожении, перегреве.














Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Личная гигиена. Закаливание. Правила безопасного поведения дома и в общественных местах.

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.














Проводить групповые экскурсии.

Обсуждать в коллективе необходимые соблюдения правил здорового образа жизни.

Выявлять потенциально опасные ситуации сохранения жизни и здоровья человека.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях.

Анализировать ситуации во время экскурсии (безопасное поведение на дороге)

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Семья – самое близкое окружение человека и её состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Родословная.

Семья – самое близкое окружение человека и её состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Родной город, село. Главные достопримечательности населенного пункта. Москва – столица России. Государственная символика: флаг, значение цветов флага. Праздничные дни: 9 мая, День Конституции, день города.
















Готовить рассказы о семье.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных.


История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события в истории общественной и культурной жизни страны в разные периоды. Выдающиеся люди разных эпох.

Лента времени.

Наиболее важные и яркие события общественной жизни общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

Что такое история. Исторические источники. Наиболее важные и яркие исторические события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Понятие «честь страны».














Пересказать своими словами часть текста учебника и обсуждать его.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников).

Участвовать в практической работе с картой, с «лентой времени» и т.д.


Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами.

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.














Обсуждать особенности 2- 3 стран мира.

Моделировать ситуации, касающиеся отношений школьников к представителям других народов.

Человек – член общества. Культура общения. Человек – создатель и носитель культуры.

Отличия человека от животного. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Человек – создатель и носитель культуры.














Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников).

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей разного возраста.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Средства связи. Средства массовой информации.

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Средства связи: почта, телеграф, телефон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
















Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на 1 из предприятий города.

Моделировать правила пользования телефоном.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)













2.

Печатные пособия













3.

Технические средства обучения













4.

Экранно-звуковые пособия













5.

Игры и игрушки













6.

Оборудование класса






















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_________________________ Заместитель директора по УВР

(подпись руководителя МО

расшифровка подписи)

________________________________________

(расшифровка подписи)

Протокол заседания методического _________________________

объединения учителей ___________________ (дата)

от________________№______








У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда. Андрей Платонов
ещё >>