Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 262.02kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 385.97kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 33.93kb.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»... 1 82.94kb.
Результаты тестирования за 2 полугодие по предмету «Основы религиозных... 1 70.25kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 113.21kb.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 6 1500.66kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 301.07kb.
Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия... 1 85.57kb.
Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 733.02kb.
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики». 2 425.14kb.
Духовно-просветительского центра с учащимися 2012-2013 учебный год 1 46.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной - страница №1/1

Рабочая программа по курсу « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры».
Педагога-психолога МБОУ СОШ №2 г. Петровска

Самарцевой Е.Ф
Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важноезначение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.



Используемые ресурсы:

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики», А.Я.Данилюк, «Просвещение», 2012.

Для реализации программного содержания используетсяучебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,

Интернет-ресурсы.


Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю (4 класс 17часов+ 5 класс17часов).

Всего 34 часа за год.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основные задачи учебного курса:


  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.



Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Календарно-тематическое планирование (34ч)



Тема

Дата

1.

Россия – наша Родина.




2.

Введение в православную духовную традицию.

Особенности восточного христианства. Культура и

религия.





3.

Священное писание.




4.

Священное писание и священное предание.




5.

Во что верят православные христиане.




6.

Что говорит о Боге и мире православная

культура.






7.

Что говорит о человеке православная культура.




8.

Христианское учение о спасении.




9.

Добро и зло в православной традиции.




10.

Христианская этика. Заповеди блаженства.




11.

Христианская этика. Золотое правило нравственности.

Любовь к ближнему.






12.

Христианская этика. Добродетели и страсти.

Отношение к труду.






13.

Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.






14.

Спаситель. Жертвенная любовь.




15.

Спаситель. Победа над смертью.




16.

Творческие работы учащихся.




17.

Подведение итогов.




18.

Православие в России.




19.

Православный храм.




20.

Православный храм и другие святыни.




21.

Православные таинства. Символический язык

православной культуры.






22.

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное

пение, прикладное искусство)






23.

Христианское искусство.




24.

Православный календарь, его символическое

значение.






25.

Православный календарь. Почитание святых.




26.

Православный календарь. Почитание святых.




27.

Православный календарь. Почитание святых.




28.

Православный календарь. Праздники.




29.

Христианская семья и её ценности.




30.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм

многоконфессионального народа России.






31.

Подготовка творческих проектов.




32.

Выступление обучающихся со своими творческими

работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моём городе, селе).






33.

Выступление обучающихся со своими творческими

работами: «Моё отношение к миру», «Моё

отношение к людям», «Моё отношение к России», «С

чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад

моей семьи в благополучие и процветание Отечества

( труд, ратный подвиг, творчество)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг».






34.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог

культур во имя гражданского мира и согласия»

( народное творчество, стихи, песни, кухня народов

России)






Примерные темы творческих работ:

  1. Темы сочинений: (урок № 16)



  • «Милосердные дела и героические поступки христиан».

  • «Величественные храмы».

  • «Прекрасные иконы».

  • «Молитвы христиан» о себе и других.

  • «Что такое этика»?

  • «Как я понимаю золотое правило этики?»

  • «Возможен ли подвиг в мирное время»?

  • «Как я понимаю православие».

  • «Православные святыни».

  • «Православные праздники».

  • «Экскурсия в православный храм».

«Значение православной культуры в жизни человека и общества»

  1. Примерные темы исследовательских работ для презентаций: (уроки 31-34)

  • Как христианство пришло на Русь?

  • Христианское отношение к природе.

  • Святые в отношении к животным.

  • Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей

  • Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

  • Христианская семья и её ценности.

  • Православный календарь, праздники.

  • Православный храм и другие святыни.

  • Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)





Нелюбимый всегда одинок в толпе. Жорж Санд
ещё >>