Программа по истории изобразительного искусства срок реализации 7 лет Возраст обучающихся 9- 18 лет Составитель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа по шахматам срок реализации 11 лет Возраст... 11 1042.96kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эстрадное... 2 568.51kb.
Образовательная программа по классу духовых инструментов. (саксофон) 1 166.07kb.
Программа «патриот» Срок реализации программы: 5 лет Возраст учащихся... 1 56.92kb.
Рабочая программа курса искусство (мхк) Срок реализации программы... 10 1023.64kb.
Курсовая работа по возрастной психологии Студент 2 422.29kb.
Рабочая программа по истории изобразительного искусства для 1-4 классов 3 423.46kb.
Программа гражданско-патриотического воспитания Срок реализации:... 1 157.36kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Радиотехника»... 1 283.94kb.
Рослякова Татьяна Владимировна Направленность: туристско-краеведческая... 3 804.07kb.
Возраст детей: от 7,5 лет до 15 лет, Количество детей 1 17.25kb.
Программа составлена на основании паспорта научной специальности 24. 10 1433.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по истории изобразительного искусства срок реализации 7 лет Возраст обучающихся - страница №1/11





Управление культуры

Администрации Кировского муниципального района

МБОУДОД

«Детская художественная школа» п. Мга


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА
Срок реализации 7 лет

Возраст обучающихся 9- 18 лет


Составитель МЕЛЬНИКОВ

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ


Должность ДИРЕКТОР МБОУДОД «ДХШ» П. МГА


УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ


ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

«____»____________20__года

директор ДХШ п. Мга:

А. А. Мельников

УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ


ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

«____»____________20__года

директор ДХШ п. Мга:

А. А. Мельников

УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ


ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

«____»____________20__года

директор ДХШ п. Мга:

А. А. Мельников

УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ


ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

«____»____________20__года

директор ДХШ п. Мга:

А. А. Мельников

УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ


ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

«____»____________20__года

директор ДХШ п. Мга:

А. А. Мельников

УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ


ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

«____»____________20__года

директор ДХШ п. Мга:

А. А. Мельников

БЕСЕДЫ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Образовательная программа


ДХШ п. Мга
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Беседы об изобразительном искусстве» разработана для учащихся художественных школ и школ искусств как альтернатива программе «История изобразительного искусства». В название предмета заложен основной метод обучения – беседа, который формирует подход к принципам взаимодействия преподавателя и учащихся. Ученики в этом случае выступают в качестве собеседников. В данной программе сохранена концепция традиционного предмета «История изобразительного искусства», в основном сохранены образовательные элементы этой программы, но расширены более подробным изучением древней славянской культуры и региональным компонентом, что оправдано при ориентации на учащихся художественной специализации.

Беседы по истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.

Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формирование сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения, учатся преобразовывать действительность «по законам красоты».

Программа включает основные разделы из истории западноевропейского, русского искусства и искусства советского периода. История искусства Китая, Японии, Африки, Америки в программу не включена в связи с ограниченным количеством часов, отведённых на предмет. Однако преподавателю рекомендуется во время посещения музеев и выставок познакомить учащихся с искусством этих стран.

Одна из основных задач курса – постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивавших в борьбе идеалы своего времени.

Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача – развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих питомцев. Развивая художественное восприятие у учащихся, педагог должен воспитать у них отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения. Особо следует сформировать оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства, который предполагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с собственным жизненным опытом.

У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.

Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению этих задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, кино-урок, экскурсия и так далее), как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений и так далее), но основным принципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей её решения.

Большего развития требуют самостоятельные суждения учеников об увиденных произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения.

Настоящая программа определяет объём и содержание знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала: перестановки отдельных тем, сравнение произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства, рассмотрения единой линии развития одного из видов изобразительного искусства.

С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства, материал программы может быть расширен на факультативных занятиях.

Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельная работа учащихся как в рамках курса, так и вне него. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.

В процессе изучения истории изобразительного искусства большое место отводится внеклассным занятиям: проведению вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и так далее.

Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами общеобразовательной и художественной школы. Но межпредметные связи должны носить не иллюстративный характер, а отражать внутреннее единство и в то же время качественное своеобразие процессов, происходящих в природе, обществе и искусстве.

При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений на полиэкране, сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и так далее).

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1 КЛАСС
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ



№№

п/п

Наименование частей, разделов и тем

Количество часов








теория


1

___


2

Введение


Часть 1. История зарубежного изобразительного искусства
Раздел 1. Искусство древнего мира

Тема 1. Искусство первобытного общества

Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека. Космогонические представления древнего человека, отражённые в произведениях первобытного искусства.

Очаги первобытной культуры на территории России. Наскальные изображения на берегах Ангары, Ладожского озера. Капова пещера на Урале.

Памятники первобытной культуры на территории Европы и Африки. Пещеры Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании. Наскальная живопись Тассилин-Аджера в Африке.

Возникновение скульптуры. «Палеолитические Венеры».

Мегалитические сооружения: менгиры (СССР – Армения, Франция – Бретань); дольмены (Западная Европа, Северная Африка); кромлехи (Англия – Стоунхендж).




Тема 2. Искусство Древнего Египта
Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира.

Географические и исторические условия, в которых развивалось искусство Древнего Египта. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция искусства Древнего Египта и связь искусства с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез искусств в Древнем Египте.

Архитектура Древнего Египта и сила её воздействия. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида, скальная гробница (пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, усыпальница Ментухотепа 1 в Дейр-эль-Бахри). Основные принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле.

Развитие египетского скульптурного портрета: Большой сфинкс, Рахотеп и Нофрет, статуи фараона Хефрена, писца Каи, царевича Каапера, скульптурные портреты Сенусерта 111, царицы Нефертити, фараона Эхнатона, статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Канон в египетской скульптуре.

Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур (плита Нармера, «Зодчий Хесира», стела Хунена, «Плакальщицы»; росписи из Медума, Бени-Хасана и из гробницы Менены в Фивах).

Шедевры художественного ремесла из гробницы Тутанхамона.

Жизнь и сохранность памятников Древнего Египта в условиях современной цивилизации.


2

2


______


5



3



Тема 3. Искусство Древней Греции.
Исторические и социальные условия становления, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации. Этапы развития искусства Древней Греции. Гражданская сущность древнегреческого искусства. Единство духовной и физической красоты человека в классическом древнегреческом искусстве. Гуманистический характер древнегреческого искусства («человек – мера всех вещей»). Мифология Древней Греции.

Сложение и эволюция ордера как эстетической конструктивной системы. Три типа ордера. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ведущая роль экстерьера в древнегреческой архитектуре. Ансамбль Афинского Акрополя как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции. Значение Акрополя в жизни Афин. Современная международная кампания по спасению памятников Афинского Акрополя.

Эволюция древнегреческой скульптуры. Скульптура периода архаики и ранней классики: «Курос» (из Метрополитен музея в Нью-Йорке).«Кора» с акрополя в Афинах, фронтон храма на острове Эгине.

Искусство высокой классики. Ведущая роль демократических Афин. Высокий гуманизм и реализм искусства. Господство героических гражданских идеалов. Создание гармонического прекрасного образа свободного человека: Мирон – «Дискобол», Поликлет – «Дорифор». Соединение гуманистического идеала с совершенной пластической формой: Фидий – ансамбль Афинского Акрополя, скульптуры фронтонов Парфенона. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи.

Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре: Скопас – «Менада», Пракситель – «Гермес с Дионисом», Лисипп – «Апоксиомен», Леохар – «Аполлон Бельведерский».

Эллинизм. Возрождение монументального героического искусства: «Ника Самофракийская». Продолжение традиций высокой классики: Агесандр (?) – «Афродита Милосская».

Стремление к патетике, внешним эффектам, виртуозность исполнения в родосской школе: «Лаокоон». Пергамская школа: «Борьба Афины с гигантами».

Чернофигурная и краснофигурная вазопись и её сюжеты.

Очаги античной культуры на территории СССР.



7



4



Тема 4. Искусство Древнего Рима
Краткие сведения по истории республиканского Рима и Римской империи. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Применение греческого ордера в декоративных целях. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений в Древнем Риме (форумы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки, виадуки, триумфальные арки, театры, амфитеатры). Помпеянский дом.

Развитие художественных традиций Древней Греции в древнеримской монументальной живописи (росписи и мозаики в Помпеях). Фаюмские портреты.

Эволюция древнеримского скульптурного портрета, его реалистичность, психологизм (скульптурные портреты предков, статуя римлянина в тоге, статуя Августа их Прима Порта, конная статуя Марка Аврелия, портрет Каракаллы, портрет Филиппа Аравитянина). Повествовательность рельефа на колонне Траяна.

Значение искусства Древнего Рима.

Ученик должен:

  • Запомнить основные этапы развития искусства древнего мира;

  • Усвоить понятие «канон»;

  • Знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре (дорический, ионический, коринфский ордер);

  • Понимать образное содержание ордерной системы;

  • Понимать эмоциональную выразительность архитектурных сооружений Древнего Рима;

  • Знать черты, характерные для древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры.




2





Раздел 2

Искусство Византии
Эллинистические традиции в искусстве Византии. Стремление искусства Византии к воспроизведению целостной картины мира.

Архитектура Византии. Сложение типа крестово-купольного храма. Значение интерьера в архитектуре Византии. Введение естественного цвета в композиционную и идейную структуру декорации византийского храма. Храм

св. Софии (конструкция, интерьер).

Великолепие мозаичных ансамблей Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Канон в Византийской живописи как отражение незыблемости христианской идеи. Художественные ремёсла в Византии.



2



5


Раздел 3

Искусство Западной Европы Х – Х1V вв.
Тема 5. Романское искусство Х – Х11 вв.
Средневековое искусство – искусство эпохи феодальной формации. Сложность взаимодействия религии и искусства. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в феодальном обществе. Одухотворённость, глубина выражения чувств в произведениях средневекового искусства.

Ведущая роль архитектуры в синтезе искусств средневековья. Значение городов и монастырей как культурных центров.

Романский стиль. Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные и образно-художественные особенности романских сооружений. Выразительность скульптуры романских соборов.



2




6




Тема 6. Готическое искусство Х11 – Х1V вв.
Готика – искусство расцвета средневековых городов-коммун. Синтез искусств в готическом соборе (архитектура, скульптура, живопись, витражи, музыка, мистерия, декоративно-прикладное искусство). Конструктивные особенности готических соборов. Усиление роли скульптуры в архитектурном ансамбле. Внутренняя динамика, отражение жизненных наблюдений в готической скульптуре. Витражи.

Светские и реалистические тенденции в книжной миниатюре ХV в.

Искусство Франции: собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Шартре и Страсбурге, капелла Сент. Шапель. Искусство Германии: Кельнский собор, собор в Фрейбурге, скульптура из собора в Наумбурге.

Ученик должен:



  • Уметь различать памятники романские и готические;

  • Иметь понятие о синтезе искусств;

  • Знать о значении средневекового искусства в истории развития искусства.






2




7




Раздел 4

Искусство Западной Европы Х1V – ХХ вв.
Тема 7. Искусство эпохи Возрождения в Италии.
Основные черты эпохи Возрождения. Возрождение как «величайший прогрессивный переворот» (Ф. Энгельс). Борьба за новую культуру, за духовное раскрепощение личности. Формирование гуманистического мировоззрения в эпоху Возрождения. Периодизация искусства Возрождения.

Высокий авторитет искусства и художника в эпоху Возрождения. Создание гуманистического идеала. Борьба за реализм в искусстве. Теоретические и практические искания художников. Изучение античного наследия, перспективы, анатомии. Возникновение новой станковой формы живописи. Характер композиции в живописи Возрождения. Рисунок.

Раннее Возрождение. Реалистическая реформа Джотто и её распространение в итальянской живописи треченто. Росписи капеллы дель Арена в Падуе. Утверждение реальной ценности человека. Воспроизведение трёхмерного пространства, передача пластического объёма.

Новаторство в понимании объёма и пространства в архитектуре: творчество Брунеллески.

Новаторская сущность творчества Донателло: «Давид» и «Кондотьер Гаттамелата». Воплощение гуманистического идеала в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета в скульптуре.

Реалистические новаторские искания в живописи. Творчество Мазаччо – овладение средствами линейной и воздушной перспективы. Фрески капеллы Бранкаччи.

Пьеро делла Франческа. Фрески церкви Сан Франческо в Ареццо. Утончённость, хрупкость образов Боттичелли: «Весна», «Рождение Венеры».

Высокое Возрождение. Гармоническое сочетание научного и художественного подхода к трактовке действительности у великих мастеров Возрождения.

Значение Леонардо да Винчи как учёного, мыслителя и художника. Творческий путь Леонардо. Характерные черты: философское осмысление жизни, создание обобщённого типа человеческой красоты, синтетического образа природы: «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта». Одухотворённость и высокая земная человечность «мадонн». Философская широта и композиционное решение темы «Тайной вечери». Глубина портретов Леонардо: «Портрет Моны Лизы», «Автопортрет».

Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развитого совершенного человека. Эволюция излюбленного образа мадонны от «Мадонны Конестабиле» до «Сикстинской мадонны». Монументальные композиции Рафаэля. Значение творчества Рафаэля в развитии классического рисунка, композиции, портрета и монументальной живописи Высокого Возрождения.

Творчество Микеланджело как наиболее яркое пластическое выражение идеалов Высокого Возрождения и трагизма позднего периода эпохи. Высокий гражданский пафос. Философское отражение важнейших идейных и политических событий современности: «Пьета», «Давид», «Рабы». Ансамбль капеллы Медичи.

Величайший монументальный фресковый цикл – роспись Сикстинской капеллы. Архитектурные работы Микеланджело. Значение творчества Микеланджело.

Творчество Тициана. Особенности развития венецианской школы, сохранение ренессансных идеалов. Блистательный колорит Тициана, передача радости и гармонии бытия. Роль Тициана в развитии ренессансного портрета. Тема страдания и гибели героя в позднем творчестве Тициана как следствие

общего кризиса Возрождения.

Сравнение флорентийской и венецианской школ живописи.

Значение искусства Возрождения для дальнейшего развития мирового искусства.






7



8


Тема 8. Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе.

Гуманистические тенденции в разработке проблем духовной жизни и острый интерес к окружающей жизненной среде в искусстве Нидерландов и Германии в эпоху Возрождения. Реалистическая реформа Яна ван Эйка. Роль Питера Брейгеля («Мужицкого») в формировании демократической и социальной направленности крестьянского жанра и национального пейзажа. Иносказательность творчества Питера Брейгеля, за которой стоят злободневные проблемы современности.



Альбрехт Дюрер – один из крупнейших гуманистов Возрождения. Его роль в создании общенационального направления немецкого реализма. Типические характеры представителей эпохи Возрождения в портретном творчестве Ганса Гольбейна-младшего.

Сравнение искусства итальянского Возрождения с искусством северного Возрождения: темы и сюжеты; изобразительная система.





1




Повторение




2





ИТОГО ЗА ГОД:

34 у. ч.




ВСЕГО ЗА ГОД:

68 у. ч.

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


2 КЛАСС
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ



№№

п/п

Наименование частей, разделов и тем

Количество часов

ТЕОРИЯ



9


Тема 9. Искусство Италии ХV11 в.

Сложность формирования искусства ХV11 в., происходившего в условиях борьбы прогрессивных сил общества с силами феодально-католической реакции. Взаимосвязь науки и искусства. Развитие в ХV11 в. национальных художественных школ. Сложное взаимодействие различных художественных течений (академизма, барокко, классицизма) в процессе формирования стилистического единства искусства ХV11 в. Закрепление системы реалистических жанров в живописи Западной Европы ХV11 в.

Искусство барокко как реализация новых представлений о безграничности, постоянной изменчивости мира и его драматической сложности. Новые образные и пластические принципы в творчестве Л. Бернини. Рассудочность и эклектизм искусства А. Карраччи и «болонской академии». Демократизм и жизненная убедительность живописи Караваджо. Значение творчества Караваджо в развитии европейской живописи.


1




10



Тема 10. Искусство Испании ХV11 в.
Особенности исторического развития Испании.

Творчество Эль Греко. Трагический характер его образов. Расцвет испанской реалистической живописи. Народная основа творчества Хосе Риберы. Материальная достоверность и возвышенность художественных образов, созданных Ф. Сурбараном.

Творчество Диего Веласкеса – вершина испанской реалистической живописи. Композиционное и колористическое мастерство Веласкеса: «Завтрак», «Менины», «Пряхи». Портреты кисти Веласкеса. Историческая живопись: «Сдача Бреды».




1




11




Тема 11. Искусство Фландрии.
Реалистическая основа и огромная жизнеутверждающая сила творчества П. П. Рубенса. Разносторонняя одарённость Бубенса, его живописное мастерство. Стремление А. Ван Эйка воплотить в портретах идеал духовно утончённой личности. Реалистические традиции, жизнелюбие в живописи Я. Йорданса. Натюрморты

Ф. Снейдерса.



2



12



Тема 12. Искусство Голландии.
Демократизация голландской культуры в первой половине ХV11 в.

Ведущая роль станковой реалистической живописи в голландском искусстве. Воссоздание действительности, сочетающейся с острым чувством красоты, в пейзажах и натюрмортах голландских живописцев. Стремление воплотить поэзию повседневности, прелесть человеческих будней в произведениях бытового жанра.. «Малые голландцы». Значение творчества Франса Хальса в сложении голландской художественной школы.

Творчество Рембрандта ван Рейна – вершина реалистического искусства. Жизненный и творческий путь Рембрандта. Огромная духовная значительность и философская глубина искусства Рембрандта. Роль света как средства усиления эмоциональной выразительности в его картинах. Живописная фактура его полотен.. Глубина психологической характеристики, отражение всего жизненного пути человека, его духовной чистоты в поздних портретах. Высокое мастерство исполнения и глубина содержания в офортах Рембрандта.



4



13


Тема 13. Искусство Франции ХV11 в.
Значение абсолютной монархии для Франции Х11 в. Классицизм в искусстве Франции ХV11 в. Возвышенность, торжественность, нравственная чистота искусства Н. Пуссена. Л. Леннен и Ж. Де Латур – представители направления «живописи реального мира». Леннен – создатель крестьянского жанра во французской живописи. Утверждение простоты, жизненной правды и моральной ценности образов крестьян. Зарождение черт реализма во французском искусстве.

Господство классицизма как официального, придворного направления в архитектуре: Версаль, Лувр.





1




14


Тема 14. Искусство Франции ХV111 в.
Кризис абсолютизма во Франции. Основополагающее влияние философии просветителей. Сложение стиля рококо как ответвления угасающего барокко. Возникновение новой волны классицизма.

Острая реалистическая наблюдательность, передача психологической сложности и тонкости чувств в произведениях А. Ватто. Трепетность мазка, богатство тончайшей цветовой гаммы в картинах Ватто. Пасторальный жанр в творчестве Ф. Буше. Живые ощущения динамики жизни в творчестве О. Фрагонара.

Ж. Б. Шарден как живописец быта и выразитель этических идеалов третьего сословия. Появление нового героя: «Прачка». Утверждение художественной ценности обыкновенных предметов окружающего материального мира в натюрмортах Шардена. Связь реалистического творчества Ж. А. Гудона с идеологией просветительства.

Расцвет прикладного искусства. Общая характеристика мебели, декора. Особенности французского фарфора: Севрская королевская фабрика. Расцвет искусства гобелена: Королевская мануфактура.




1




15


Тема 15. Искусство эпохи Великой Французской буржуазной революции.
Значение Великой Французской буржуазной революции для развития европейской культуры Х1Х в. Ведущая роль Франции в западноевропейском искусстве.

Обращение искусства революционного классицизма (Ж. Л. Давид) к гражданским идеалам античности и непосредственной революционной действительности. Противоречивость творчества Д. Энгра.



1


16


Тема 16. Искусство Англии ХV111 – начала Х1Х в.
Промышленная революция в Англии.

Обличительный характер искусства У. Хогарта, сочетающийся с буржуазным морализированием. Создание высокого героического идеала человека своего времени в творчестве Д. Рейнольдса. Поэтичность, мечтательность, одухотворённость образов и виртуозность исполнения в портретах Т. Гейнсборо. Развитие реалистического пейзажа в Англии (Д. Констебль).




1



17



Тема 17. Искусство Испании конца ХV111 – начала Х1Х в.
Реакционный характер испанского абсолютизма.

Отражение героической борьбы и трагической судьбы испанского народа в творчестве Франсиско Гойи. Портреты Гойи. Цветовая и световая напряжённость полотен Гойи. Реалистическая сущность и фантастическая форма серии офортов «Каприччос».



1


18


Тема 18. Искусство революционного романтизма во Франции.
Основные черты прогрессивного революционного романтизма. Его роль в развитии европейского искусства Х1Х в. Борьба романтизма и классицизма.

Эмоциональное напряжение, динамика, реалистическое обобщение в произведениях Т. Жерико «Офицер конных егерей…», «Плот Медузы». Э. Делакруа – глава прогрессивного романтизма. Выражение пафоса революционной борьбы в картине "«вобода, ведущая народ"»(«28 июля 1830 г.»). Жанровое многообразие творчества Делакруа. Напряжённый контраст цвета в его произведениях.

Горельеф Ф. Рюда «Марсельеза» («Выступление добровольцев в 1792 г.») на триумфальной арке в Париже.



1



19.


Тема 19. Искусство реализма во Франции середины Х1Х в.
Значение французских революций 1830 и 1848 г. г. и возникновение критического реализма во Франции. Прогрессивная роль этого направления , его борьба с академическим и салонным искусством.

Раскрытие различных сторон критического реализма в графике и живописи О. Домье. Поиски нового положительного героя, образы тружеников, пролетариев-борцов: «Прачка», «Восстание». Высокое нравственное и гуманистическое значение творчества Ф. Милле. Тема крестьянского труда: «Сборщицы колосьев», «Сеятель».

Г. Курбе как глава реалистической школы. Активное участие художника в Парижской коммуне: «Автопортрет в тюрьме». Социальная и политическая заострённость творчества: «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане».

Становление реалистического пейзажа во Франции. Поэтическое видение природы в творчестве К. Коро. Колорит Коро. Валерная живопись. Проблема пленэра и Барбизонская школа (Ш. Добиньи).



1



20



Тема 20. Искусство импрессионизма
Создание новой живописной системы в западноевропейском искусстве Х1Х в. и взаимосвязь её с новым миропониманием. Борьба с салонным и академическим искусством.

Значение творчества Эдуарда Мане в развитии реалистических тенденций во Французском искусстве, в борьбе с салонным искусством: «Завтрак на траве», «Портрет Эмиля Золя». Актуальность и гражданственность графики и акварели Э. Мане: «Гражданская война», «Расстрел коммунаров».

Заострённость характеров в искусстве Эдгара Дега: «Гладильщицы белья». Композиционное мастерство Дега: «Скачки в Эпсоме», «Голубые танцовщицы». Характеристика основных особенностей творческого метода импрессионистов: темы и сюжеты в живописи; принципы композиции; живописная система импрессионистов. Объяснение термина «импрессионизм».

Клод Моне - вождь импрессионизма. Разработка пленэра и техники импрессионизма: «Бульвар Капуцинок в Париже». Серия картин: «Руанский собор».

Значение и обаяние образов О. Ренуара: «Обнажённая», «Портрет актрисы Жанны Самари».

Решение импрессионистами живописно-колористических проблем. Образы повседневной жизни – герои импрессионистов.

Творчество О. Родена. Реалистическая основа творчества и влияние импрессионизма. Патриотизм и гражданственность: «Граждане Кале». Стремление к философскому осмыслению действительности: «Мыслитель». Значение творчества Родена, его открытий для развития скульптуры ХХ в.

Влияние импрессионизма на развитие искусства других стран.



2



21.



Тема 21. Искусство постимпрессионизма.
Положение художника в буржуазном обществе. Усиление индивидуалистических исканий. Постимпрессионисты – предтечи современного западноевропейского искусства.

Трактовка пространства и формы предметов в произведениях Поля Сезанна. Значение цвета в моделировке формы.

Подчёркнутая эмоциональная выразительность, экспрессивность живописи Винсента Ван Гога: «Прогулка заключённых». Одушевлённость и очеловеченность природы в его произведениях. Роль цвета и фактуры. Письма Ван Гога – выдающийся документ внутренней творческой работы художника.

Уход Поля Гогена от буржуазной действительности в мир «детей природы». Обобщённо-декоративное понимание цвета Гогеном.



1




22



Тема 22. Характеристика основных направлений западноевропейского искусства ХХ в.
Особенности экономической, общественной и политической жизни стран Западной Европы начала ХХ в. Роль Октябрьской социалистической революции в изменении соотношения сил на мировой арене. Влияние русского искусства на развитие искусства зарубежных стран. Сложный и противоречивый характер искусства ХХ в.

Анри Матисс. Красочность, оптимизм, декоративность его творчества: «Танец». Натюрморты и портреты Матисса.

Распространение различных формалистических течений: кубизма, абстракционизма, сюрреализма и других направлений, их быстрая смена. Реалистическое искусство начала ХХ в.

Т. Стейнлен: развитие революционно-демократических тенденций во французской графике.. Демократизм, гуманизм и социальная направленность в творчестве Стейнлена.

К. Кольвиц – крупнейшая художница прогрессивного немецкого искусства. Революционный пафос искусства Кольвиц, правдивость и обострённое, живое восприятие современной действительности.

Пейзажи А. Марке.

Пабло Пикассо. Гуманизм лучших работ: «Старик нищий с мальчиком», «Девочка на шаре». Обличение античеловеческой сущности фашизма: «Герника». Графика: «Голубь мира», «Лицо мира».

Вторая мировая война. Участие всех пргрессивных деятелей культуры в борьбе с фашизмом.

Образование мирового социалистического содружества.

Борьба двух идеологий в искусстве ХХ в.

Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства – Ф. Мазерель (Бельгия), Рокуэл Кент (США), Ренатто Гуттузо (Италия), Х. Бидструп (Дания), Диего Ривера, Д. Сикейрос (Мексика), Фернан Леже,

А. Фужерон (Франция). Гуманизм, борьба за мир, стремление решать значительные социальные проблемы – основное содержание прогрессивного искусства ХХ в.

Общие проблемы современной архитектуры и скульптуры. Творчество Ле Корбюзье.

Работы А. Майоля. Герои К. Менье, Х. Мура.



2







Повторение по пройденным темам


Ученик должен:


  • Знать основные произведения великих мастеров эпохи Возрождения;

  • Знать творческий путь Леонардо да Винчи и Микеланджело;

  • Усвоить начала сравнительного анализа флорентийской и венецианской школ живописи;

  • Уметь выявлять элементы композиции и связывать их с содержанием произведения;

  • Понимать значение связи искусства эпохи Возрождения с развитием культуры этой эпохи;

  • Понимать значение искусства эпохи Возрождения для дальнейшего развития искусства;

  • Иметь представление об основных художественных школах европейского искусства ХV11 в.

  • Знать творческий путь П. Рубенса и Рембрандта ван Рейна;

  • Усвоить начала сравнительного анализа произведений П. Рубенса и Рембрандта ван Рейна;

  • Научиться понимать психологическую глубину произведений великих художников ХV11 в.;

  • Научиться выявлять поэтичность произведений «малых голландцев»;

  • Уметь выделять основные черты искусства барокко;

  • Научиться чувствовать образное своеобразие архитектуры классицизма;

  • Знать основные этапы развития европейского искусства Х1Х в.;

  • Знать об основных завоеваниях живописи второй половины Х1Х в.;

  • Научиться чувствовать в пейзаже состояние световоздушной среды, настроение, переходное состояние природы, выделяя элементы формы, которые использует художник для их передачи;

  • Иметь представление о некоторых художественных течениях и направлениях в искусстве ХХ в.

  • Уметь видеть противоречия в творчестве отдельных художников ХХ в.

  • Иметь представление о конструктивных и образных особенностях современной архитектуры;

  • Знать об общественных проблемах, к которым приковано внимание прогрессивных художников ХХ века.




1








23


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ РУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Раздел 5. Древнерусское искусство
Тема 23. Искусство древних славян.

Искусство Киевской Руси Х1 –Х11 вв.
Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Культовые сооружения: языческие святилища, идолы. Предметы быта, ювелирные изделия, украшения. Славянские художественные традиции в искусстве Древней Руси.

Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией.

Деревянное зодчество Древней Руси. Киевская София – символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция Киевской Софии -–главного собора Киевской Руси. Монументальность архитектурных памятников Чернигова Х1 – Х11 вв.

Мозаики и фрески Киевской Софии. Светские бытовые сюжеты в фресках башен собора. Мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря. Одухотворённая человечность, высокое мастерство исполнения иконы «Владимирская Богоматерь», её история.

Высокий уровень прикладного искусства и книжной миниатюры.

2

24


Тема 24. Искусство Владимиро-Суздальского

Княжества
Феодальная раздробленность Древней Руси в Х11 в. Сложение местных художественных школ. Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы.

Крепостные и дворцовые сооружения Владимира: Золотые ворота. Дворцовый ансамбль в Боголюбове.

Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор и Дмитриевский собор во Владимире. Символический смысл скульптурного декора Дмитриевского собора.

Монументальность, выразительность, высокое совершенство формы в русской иконописи Х11 в. Богоматерь Великая Панагия («Ярославская Оранта»).



Ущерб, нанесённый русской культуре монгольским нашествием.


2



25


Тема 25. Искусство Новгорода и Пскова Х1 – ХV в.
Своеобразие общественной жизни в Новгородской феодальной республике. Самобытные черты в архитектуре и живописи Пскова.

Лаконизм, суровая простота и богатырская мощь сооружений Новгорода в Х11 в., Новгородский кремль. Псковский кремль. Новгородская София. Развитие типа небольшого четырёхстолпного храма. Церковь Спаса на Нередице, Николы на Липне, Фёдора Стратилата на Ручье, Спаса Преображения на Ильине улице. Псковская звонница.

Фрески Спаса на Нередице. Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения – шедевр средневековой живописи. Внутренняя экспрессия и драматическая напряжённость образов Феофана Грека. Своеобразие новгородской школы иконописи. «Святой Георгий» («Чудо Георгия о змие»), ХV в., ГТГ; «Битва суздальцев с новгородцами».




2





26


Тема 26. Искусство Москвы Х1V – ХV вв.
Отражение роста самосознания русского народа, идеи создания централизованного государства в искусстве Московской Руси.

Перестройка Московского кремля и укрепление монастырей вокруг Москвы. Новый тип московского храма. Собор Успения Богоматери на городке в Звенигороде. Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Успенский собор (архитектор Аристотель Фиоваранти) – центральное сооружение Московского Кремля. Архангельский собор (архитектор Алевиз Новый), Благовещенский собор, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. Воплощение традиций владимирского, новгородского и псковского зодчества в постройках Московского Кремля.

Значение творчества Андрея Рублёва для древнерусской живописи. Мир душевного согласия и взаимной любви – мир произведений Рублёва. Одухотворённость и философская глубина его творчества. Иконостас Благовещенского собора в Москве и роспись Успенского собора во Владимире (совместно с Даниилом Чёрным).«Спас Звенигородский». Совершенство композиции и цветового строя «Троицы».

Творчество Дионисия. Фрески Ферапонтова монастыря.

Особенности изобразительной системы древнерусской живописи.

Книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство Московской Руси.





2



27


Тема 27. Искусство Москвы ХV1 – ХV11 вв.
Завершение образования единого централизованного государства. Возникновение книгопечатания и оживление культурной жизни. Разнообразие конструктивных решений и декора в русской архитектуре ХV1 – ХV11 вв. Создание шатровых храмов. Церковь Вознесения в Коломенском. Совершенство её форм и связь с окружающим пейзажем. Собор Василия Блаженного (Покрова «на рву»), возведённый Бармой и Посником. Его план, композиция, декоративное решение.

Семнадцатый век – время острых социальных конфликтов в России. Возрастающее значение светского начала в искусстве; жизнеутверждающий характер, декоративное великолепие русского искусства ХV11 в. Ростовский кремль. Теремной дворец Московского Кремля. «Крутицкий теремок». Дворец в селе Коломенском. Особенности русского деревянного зодчества. Церкви: Никольская в Панилове, Преображения в Кижах, Покрова в Филях, Знамения в Дубровицах. Барочные тенденции в русской архитектуре конца ХV11 в.

Новый характер изображения в иконах ХV11 века. Строгановская школа. Значение Симона Ушакова как художника переходного времени. Парсуна как отражение светских и реалистических тенденций в русской живописи ХV11 века.

Народная роспись по дереву. Народная картинка.



2






Повторение по пройденным темам:
Ученик должен:


  • Знать основные этапы развития древнерусского




2




искусства;

  • Иметь навыки анализа отличительных особенностей древнерусской архитектуры и живописи разных эпох, школ.










ВСЕГО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ЗА ГОД:



34

у. ч.


следующая страница >>



Если согрешили, то давайте подведем конституционное русло. Николай Рыжков, депутат Госд
ещё >>