Программа по философии раздел философия, круг ее проблем и роль в жизни общества тема Исторические типы мировоззрения и философии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа дисциплины «Философия» Раздел История философии... 1 227.52kb.
Вопросы к экзамену по философии 1 60.72kb.
Методические рекомендации (для всех направлений и специальностей... 8 1393.7kb.
Семинарских занятий Тема Философия, ее роль в жизни общества и человека 3 476.63kb.
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по философии Екатеринбург... 1 89.18kb.
Вопросы для сдачи экзамена по Философии 1 24.5kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по философии 1 35.68kb.
Программа вступительных экзаменов (зачет) по философии в магистратуру... 1 85.57kb.
Доцент Рыбченко Т. В. Вопросы для подготовки к экзамену по философии... 1 39.33kb.
Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества. 1 312.8kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «Философии и методологии... 1 46.46kb.
Проблема бытия в философии 1 19.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по философии раздел философия, круг ее проблем и роль в жизни общества - страница №1/1

Программа по ФИЛОСОФИИ

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА..

Тема 1. Исторические типы мировоззрения и философии.

Мировоззрение: понятие и проблемы. Общественно-исторический характер мировоззрения. Культура и мировоззрение. Наука и мировоззрение. Структура мировоззрения. Дофилософские мировоззрения.

Особенности мифологического миропонимания. Религиозное мировоззрение. Взаимоотношение мифологии, религии, науки и философии. Анализ этимологии понятия «философия».

Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру.

Философия в системе культуры. Жизнепонимание – центральная задача философии. Специфика философских средств познания. Категории философии и категории культуры. Основные разделы философии. Источники философского знания.

История философии как диалектический процесс. Проблема типологизации философских учений и ее критерии.

Понятие классической и неклассической философии. Философия и наука. Философия и искусство. Традиционные и нетрадиционные определения философии. Теории конца философии.

Тема 2. Предмет философии.

Философствование как естественная склонность человека. Философия и здравый смысл. Утилитарный характер понимания философии как мудрости («просвещение масс») и как морали («утешение масс»). «Тайна философского творчества».

Проблема предмета философии . «Судить о философии – значит жить философским предметом» (И.А.Ильин). Философия и жизнь. Изменение представлений о предмете философии в ходе исторического развития. Натурфилософское понимание предмета философии. Аристотель о предмете философии. Эволюция представлений о предмете философии в средние века и в Новое время. Рождение классического естествознания и его влияние на понимание предмета, задач, методов и возможностей философии.

Взаимообусловленность определения философии и ее предмета. Особенности понимания предмета и смысла философии в основных направлениях философии ХХ века.

Тема 3. Основные вопрос философии.

Основной вопрос философии: его содержание, структура и роль в определении предмета философии. Гегель об основном вопросе философии и ее предмете. Л.Фейербах, Ф.Энгельс и В.И.Ленин об основном вопросе философии. Альтернативность философских идей: материализм и идеализм. Общечеловеческие корни идеализма.

Современные дискуссии о сущности основного вопроса философии.

Раздел 2. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ, СУБСТАНЦИИ, МАТЕРИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

Тема 1.Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия.

Категория бытия, ее смысл и специфика. Возникновение и внутренняя логика философской проблемы бытия. Причастность проблемы бытия сущности европейского философствования. Поэма Парменида – момент кристаллизации категории бытия и начало философии (Гегель). Бытие и небытие. Бытие и инобытие. Онтологические открытия Платона. Аристотель о соотношении бытия и мышления, бытия и небытия, об уровнях бытия. Бытие, существование, сущность. Бытие и действительность. Действительность и реальность. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.

Бытие Бога и средневековое мировоззрение. Бытие божественное и сотворенное.

Философия Нового времени. Философский смысл «смерти Бога» (Ф.Ницше). Деонтологизация философии. Проблема человеческой деятельности вместо проблемы бытия. «Бытие стало субъективностью» (М.Хайдеггер). Бытие и способность познания в философии Канта. Философия Гегеля: бытие и мышление как формы духовной деятельности. Определенность бытия по Л.Фейербаху. Сущность диалектико-материалистического понимания бытия. Бытие – реальный процесс жизнедеятельности людей.

Бытие и экзистенция. Проблема подлинного бытия и создание фундаментальной онтологии в философии ХХ века.

Тема 2. Субстанция.

Субстанция как самодостаточное, самодовлеющее бытие. Субстанция и субстрат. Субстанция – ключевая категория философии Нового времени . Понятие материальной и духовной субстанции. Противоречия дуализма в понимании субстанции (Р.Декарт). Мистический и натуралистический пантеизм о соотношении Бога, субстанции и природы. Спиноза о единой субстанции и ее атрибутах. И.Кант: деятельность трансцендентального субъекта на место субстанции прежнего рационализма. Субстанция-субъект (Гегель). Абстрактный труд как субстанция стоимости (К.Маркс). Методологическое значение категории субстанция. Субстанциональное единство бытия как единство сущности и существования, материального и духовного.

Категория субстанции в современной философии.

Тема 3. Материя, ее атрибуты и формы существования.

Дуализм, монизм, плюрализм в понимании материи. Соотношение понятий материального первоначала и материи. Материя как объективная реальность. Взаимодействие философии и естествознания в процессе формирования и развития категории материя. Фундаментальная роль этой категории в системе философского материализма. Гносеологическое и онтологическое определения материи. Социально организованная материя как целостная развивающаяся система: синергетика об особенностях самоорганизации в социальных системах.

Основные типы материальных систем в свете современной науки. Основные уровни организации косной и живой природы. Человекоразмерные материальные системы и их специфика.

Научная картина мира: социокультурные детерминанты и исторически преходящий ее характер. Классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира.

Понятие движения. Различные философские представления об атрибутивнолсти движения. Идея движения как модуса бытия и ее несостоятельность.

Диалектико-материалистическое понимание движения как способа существования материи. Движение – «изменение вообще» – методология определения. Абсолютность, противоречивость движения. Движение и покой. Движение и развитие. Диалектическое и метафизическое понимание развития.

Попытки опровержения материализма: аргументы энергетизма и концепции «тепловой смерти вселенной».

Формы движения материи: основные принципы классификации. Ограниченность редукционизма, механицизма и эмерджентизма при объяснении специфики высших форм движения материи.

Дискуссии о природе пространства и времени в истории философии. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени. Критика априористских и субъективных представлений о пространстве и времени.

Пространство и время в современной науке. Специфика пространства и времени в микро, макро и мега мире. Социальное пространство и социальное время. Время и развитие. Время и вечность. Противоречия конечного и бесконечного.

Историческое развитие представлений о единстве мира. Идея единства мира и идея развития.


Тема 4. Бытие человека..

Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Человеческая культура как способ выживания и совершенствования человека. Исходные характеристики человеческого бытия (биологическое и социальное в человеке).

Конечное и бесконечное в индивидуальном существовании. Бытие человека, бытие человеческого рода, бытие человеческой цивилизации.

Культура и цивилизация. Культура как способ очеловечивания бытия и самого человека. Идея деятельной сущности человека в философии.

Культура мышления. Способность «выдерживать напряжение противоречия» как отличительная особенность сознания человека. (Гегель).
Тема 5. Бытие сознания.

«Тайна» феномена сознания. Проблема сознания в истории философии. Сознание – знание человеком себя. Христианская идея одиночества души как предпосылка проблемы сознания. Сознание как восприятие, сознание как воображение, сознание как интеллектуальная деятельность. Проблема происхождения сознания. Предметно-практическая деятельность как решающий фактор генезиса и эволюции человека и его сознания в диалектическом материализме. Проблема отражения. Сознание как субъективный образ объективного мира, как знание, приобретенное совместно.

Сознание как предмет изучения философии и естествознания. Сознание как «парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть» (Мамардашвили М.К.).

Сознание, мозг, внешний мир – характер взаимосвязи. Сознание и самосознание. Рефлексия и деятельность. Структура сознания и роль в ней самосознания. Язык как знаковая реальность. Вербальное и авербальное мышление.

Материальное и идеальное. Проблема идеального. Природа и формы проявления бессознательного в историческом развитии.

Сознание в социокультурном измерении. Общественное сознание, его обусловленность общественным бытием. Соотношение понятий сознание, душа, дух.


Раздел 3. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.

Тема 1. Гносеология как раздел философии.

Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности. Цель и смысл познания. Его социокультурная обусловленность. Тенденция социологизации гносеологии в современный период. Предмет гносеологии и ее основные проблемы. Соотношение онтологии и гносеологии. Решение проблемы познания в рамках различных философских направлений и школ. Гносеология в контексте постнеклассической науки.

Познание и практика: единство и взаимодействие. Познание как отражение действительности в ходе практики. Субъект и объект познания. Объект познания как объект деятельности. Роль субъекта в познании. Гносеологический образ: проблема формирования. Образ и знак.

Познавательная деятельность в системе культуры. Познание как процесс получения и накопления знаний. Сознание, знание, познание – соотношение понятий. Многообразие способов постижения реальности и форм знания. Знание научное и ненаучное, явное и неявное, личное и личностное. Эзотерическое знание. Вера и знание. Наука и религия (история и современность).

Познание, отражение, творчество. Философское творчество как культурно-исторический феномен. Общение, формы коммуникации и социокультурные детерминанты творчества.

Тема 2. Диалектика процесса познания.

Чувственное и рациональное в познании. Основные чувственные формы отражения: ощущения, восприятия, представления. Мышление и его уровни: рассудок и разум. Основные формы мышления (понятия, суждения, умозаключения). Единство чувственных и логических форм познания. Критика сенсуализма и рационализма, эмпиризма и схоластического теоретизирования. Рациональность как ценность культуры. «Разные» рациональности. Проблема рациональности в «критическом рационализме». Роль и значение внерациональных форм познания: интуиции, воображения, фантазии, эмоции. Понятие «иррациональное» и два его аспекта.

Познание как диалектический процесс. Проблема развития знания и ее решение а разных философских направлениях. Концепция роста знания К.Поппера. Концепция научных революций Т.Куна. Генетическая эпистемология Ж.Пиаже. Эволюционная эпистемология С.Тулмина и И.Лакатоса.

Тема 3. Философское учение об истине.

Истина как предмет религии, науки, философии. Проблема истины в классической и неклассической философии. Истина как процесс. Диалектика абсолютного и относительного, субъективного и объективного в истине. Конкретность истины. Истина, оценка, ценность и их влияние на познавательный процесс. Истина как система знаний.

Истина и заблуждение. Формы заблуждений. Иллюзии и заблуждения. Социально-историческая природа и способы преодоления заблуждений.

Оценки истинности знаний и критерий истины. Роль практики в процессе познания истины: полярность позиций. Внеэмпирические критерии истины. Соотношение логического и практического критериев.

Истина, Добро, Красота. Свобода и познание истины. Проблема истины в русской религиозной философии.

Понимание, познание и обоснование истины. Понимание («реальное движение в смыслах») – ключевое понятие герменевтики. Понимание как диалог личностей, текстов, культур. Анализ проблемы истины в философской герменевтике (Гадамер) и философии науки (Тулмин, Лакатос, Фейерабенд). Теория корреспонденции в позитивизме и постпозитивизме. Прагматическая концепция истины и ее критериев.
Рекомендуемая литература:

1.Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. М., 1996.

2.Философия:учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1995.

3. Мотрошилова Н.В. Зарождение и развитие философских идей. М., 1991.



  1. 4. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

  2. 5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1990.

  3. 6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классичес кой западноевропейской философии. М., 1986.

  4. 7. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1989.

  5. 8. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

  6. 9. Яковлев В.П. Социальное время. Ростов –на-Дону. 1980.

  7. 10.Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

  8. 11.Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону, 1992.

  9. 12.Сучкова Г.Г. Время как проблема гносеологии. Ростов-на-Дону, 1988.

  10. 13.Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону, 1988.

  11. 14. Заблуждающийся разум? М., 1990.

  12. 15.Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

  13. 16. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  14. 17. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.





Самая трудная задача, стоящая перед парламентариями, — как извлечь деньги из налогоплательщиков, не трогая избирателей.
ещё >>