Программа наименование дисциплины Утилизация и вторичная переработка материалов и изделий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа наименование дисциплины Утилизация и вторичная переработка... 1 193.72kb.
Программа учебной дисциплины «Физические, механические свойства материалов» 1 103.57kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Технология и оборудование производства... 3 472.64kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «технология монокристаллов... 1 242.31kb.
Методика определения гемолитического действия полимерных материалов... 1 51.18kb.
Переработка и комплексная утилизация отходов предприятий черной металлургии 1 84.03kb.
Пояснения по условиям оказания услуг 10916. "Переработка и утилизация... 1 124.3kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Вакуумно-плазменные процессы... 1 167.37kb.
Рабочая программа дисциплины «История политической мысли» 1 189.16kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Технология материалов твердотельной... 1 300.48kb.
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 05. 1 76.52kb.
Еще одним важнейшим пунктом оборонных дебатов в стране стал дележ... 1 51.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа наименование дисциплины Утилизация и вторичная переработка материалов и - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» им. Ивана Фёдорова

\УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова



«_____» ___________2012


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины __Утилизация и вторичная переработка материалов и изделий __________________________________________

(указывается наименование в соответствии с учебным планом)
По направлению подготовки 261700.62 – Технология полиграфического и упаковочного производства____________________________________

(указываются код и наименование направления подготовки)
По профилю подготовки 2. Технология и дизайн упаковочного производства

(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП)
Факультет _ФПТ____________________________

Кафедра Химии

Квалификация (степень) выпускника бакалавр




Москва — 2012

Разработчики: Рекус И.Г.

_доц._____________ канд. хим. наук________ ___Рекус И.Г._________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)




Рецензенты:

___________________ __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры химии

(дата) ____________ 201 г, протокол № .
Зав. кафедрой ________________/ /
Одобрена Советом факультета ФПТ

(дата) ____________ 201 г, протокол №


Председатель______________/ /



Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента



Гуманитарный и социальный

и экономический цикл










Математический и естественнонаучный цикл







Х

Профессиональный цикл











Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа




Очная


4

7

108

54

18




36




54

зачет

Очно-заочная































Заочная

































1. Цели и задачи дисциплины: Изучение проблем, связанных с влиянием на окружающую среду отходов упаковки и методов обращения с ними, а также теоретических основ их утилизации. При этом кроме получения конкретных знаний, необходимых для профессиональной подготовки, имеется в виду и цель формирования у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения. Дисциплина является естественнонаучной.

Задачи дисциплины:

  1. Изучение теоретических основ утилизации упаковки (состав, строение и химические свойства упаковочных материалов, механизмы протекания химических процессов);

  2. Овладение фундаментальными принципами и методами решения научно-технических задач;

  3. Формирование навыков по применению теоретических знаний для объяснения результатов обращения с отходами упаковки;

  4. Формирование у студентов основ естественнонаучной картины мира

  5. Ознакомление студентов с историей и логикой развития упаковки и ее утилизации.

_____________________________________________________________________________
2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б2. Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору студента». ФГОС по направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, получаемые при изучении дисциплин блока Б2, таких как химия, физика, физическая и коллоидная химия, органическая химия, экология, физикохимия полимеров.

_________________________________________________________________________

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



а) общенаучные (ОНК):

  1. готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии (ОНК–1);

  2. владение базовыми знаниями в области математики и естественных наук (ОНК-3);


б) социально-личностные и общекультурные (СЛК):

  1. способность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (СЛК-1)


в) научно-исследовательская деятельность:

  1. знание фундаментальных законов естествознания (ПК-22).

(указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

- теоретические основы взаимодействия использованной упаковки с окружающей средой;

- связь свойств отходов упаковки с их химическим строением;

- структуру отходов упаковки (промышленные, бытовые, смешанные);

- способы утилизации отходов упаковки;

- понятие о вторичном сырье и его свойствах;

- мировой опыт в области утилизации упаковки и охраны окружающей среды.екания химических процессов);еств и химических соединенийментов;

и исследования и исследования



Уметь:

- исследовать процессы, идущие в природных явлениях и проводимых в лабораторных условиях;

- выбирать эффективный способ утилизации использованной упаковки в зависимости от типа и свойства материала;

- разрабатывать новые технологические схемы переработки упаковки.



Владеть:

- основами теорий старения упаковочных материалов под воздействием различных факторов эксплуатации;

- навыками расчета технологических режимов;

- навыками расчета энергетических и материальных балансов основных процессов утилизации вторичного сырья;



- навыками пользования справочной литературы;

____________________________________________________________________
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ____3_______ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7










Аудиторные занятия (всего)

54

54










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)

-

-










Семинары (С)

-

-










Лабораторные работы (ЛР)

36

36










Самостоятельная работа (всего)

54

54










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-










Расчетно-графические работы

-

-










Реферат

-

-










Другие виды самостоятельной работы

-

-




























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет

зачет










Общая трудоемкость час

зач. ед.


108

108










3

3











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1


Раздел 1. Введение.




2

Раздел 2. Классификация отходов




3

Раздел 3. Основные пути устранения отходов




4

Раздел 4. Научные основы применения и переработки высокомолекулярных полимерных соединений (ВПС)




5

Раздел 5. Регенерация смешанных отходов




6

Раздел 6. Разлагаемые полимеры с регулируемым сроком службы




7

Раздел 7. Утилизация упаковки из различных полимерных материалов




8

Раздел 8. Утилизация упаковки из других материалов.




9

Раздел 9. Организационные мероприятия при утилизации упаковки в изделия на основе зарубежного опыта.





(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)

5.1.1. Содержание разделов программы

Раздел 1. Введение

Упаковка и окружающая среда (ОС). Экологическое воздействие упаковки на окружающую среду. Основные проблемы твердых бытовых отходов (ТБО) и организационные мероприятия по решению вопросов их утилизации. Основные пути утилизации тары и упаковки. Вторичная переработка – основной путь решения проблемы.



Раздел 2. Классификация отходов

Производственные отходы. Отходы промышленности и бытового потребления. Пути образования отходов. Отходы потребления от изношенной упаковки (ОПУ). Понятие о вторичном полимерном сырье. Перспективы использования ОПУ за рубежом и в РФ.

Понятие о твердых бытовых отходах (ТБО). Структура ТБО. Смешанные отходы. Пути разделения ТБО. Пути утилизации ТБО.

Раздел 3. Основные пути устранения отходов

Захоронение и закапывание в землю как пути уничтожения отходов. Регулируемые и нерегулируемые свалки. Сжигание отходов. Преимущества и недостатки методов борьбы с отходами. Воздействие на окружающую среду.

Утилизация отходов. Повторное использование и вторичная переработка. Основные достоинства и недостатки методов. Основные проблемы. Сбор, сортировка, мойка. Состояние и решение проблемы за рубежом и в РФ.

Раздел 4. Научные основы применения и переработки высокомолекулярных полимерных соединений (ВПС)

Структурно-химические особенности ВПС как результат процесса старения и деструкции полимерной упаковки и эксплуатации. Механохимическая деструкция. Роль фотоокислительной деструкции. Деструкция в агрессивных средах.



Раздел 5. Регенерация смешанных отходов

Пути образования смешанных отходов. Трудности вторичной переработки смешанных отходов. Способы разделения смешанных отходов.


Раздел 6. Разлагаемые полимеры с регулируемым сроком службы

Понятие о фоторазлагаемых, биоразлагаемых и водоразлагаемых полимерных материалах. Механизмы разложения. Виды активирующих добавок. Роль УФ излучения и микроорганизмов в разложении полимеров.

Использование природных полимеров (крахмал, лигнин и др.) в качестве активных добавок. Методы введения активных добавок в полимеры. Влияние на ОС. Создание разлагаемых полимеров как оптимальных путь их уничтожения. Преимущества и недостатки методов.

.

Раздел 7. Утилизация упаковки из различных полимерных материалов

Основные направления утилизации упаковки из наиболее распространенных полимерных материалов: полиэтилена высокого давления (ПЭВД), полиэтилена низкого давления (ПЭНД), полипропилена (ПП), полиэтилентерефталата (ПЭТФ), поливинилхлорида (ПВХ), полистирола (ПС) и др. Технологические особенности методов утилизации.

Раздел 8. Утилизация упаковки из других материалов

Утилизация тары и упаковки из бумаги, картона, стекла, бумаги, металла, дерева и т.д. Основы технологии получения упаковочных материалов и их переработки.



Раздел 9. Организационные мероприятия при утилизации упаковки в изделия на основе зарубежного опыта

Применение государственных программ. Организация системы сбора и сортировки ТБО. Системы стимулирования и воспитания населения. Применение экомаркировки.



Состояние утилизации ТБО в различных странах мира. Опыт Германии «Дуальная система», США, Канады, Японии и других стран. Принятие национальных программ по утилизации упаковки. Европейская директива по упаковке. Цели директивы ЕС. Международные документы в области упаковки.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1.

нет




























2.
































































5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин

СРС

Все-го

час.


1


Раздел 1. Введение.

1










2

3

2

Раздел 2. Классификация отходов

2










2

4

3

Раздел 3. Основные пути устранения отходов

2




4




8

14

4

Раздел 4. Научные основы применения и переработки высокомолекулярных полимерных соединений (ВПС)

2




2




6

10

5

Раздел 5. Регенерация смешанных отходов

2




2




4

8

6

Раздел 6. Разлагаемые полимеры с регулируемым сроком службы

2




2




4

8

7

Раздел 7. Утилизация упаковки из различных полимерных материалов

2




3




4

9

8

Раздел 8. Утилизация упаковки из других материалов.

2




2




4

8

9

Раздел 9. Организационные мероприятия при утилизации упаковки в изделия на основе зарубежного опыта.

2




2




4

8


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)




3

Л.Р. 1. Определение основных показателей качества почвы.

2



3

Л.Р. 2. Определение рН почвы.

2



3

Л.Р. 3. Определение количества алюминия в почве.

2



3

Л.Р. 4. Определение уровня загрязнения почвы населенного пункта и оценка степени опасности для здоровья населения.

2



3

Л.Р. 5. Оценка водной среды при ее контакте с различными видами отходов упаковки.

2



3

Л.Р. 6. Контроль загрязнения биотических компонентов природной среды.

4



4

Л.Р. 7. Повторное использование тары. Расчет оборачиваемости тары.

2



5

Л.Р. 8. Определение энергетической ценности вторичного сырья.

2



6

Л.Р. 9. Биоразлагаемые полимеры. Особенности старения, использования и разложения (Novon, Lean, Biopolimer и др.)

2



7

Л.Р. 10. Определение степени «изношенности» ВПС химико-аналитическими методами.

4



7

Л.Р. 11. Идентификация полимерных материалов под воздействием пламени и высокой температуры.

2



7

Л.Р. 12. Химические свойства целлюлозы.

2



8

Л.Р. 13. Коррозия металлической упаковки.

4



9

Л.Р. 14. Изучение «Дуальной системы» Германии по утилизации использованной упаковки.

2



9

Л.Р. 15. Изучение унифицированной экомаркировки.

2


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)


1.




Не предусмотрены




2.























8. Примерная тематика курсовых работ (проектов) не предусмотрены

_____________________________________________________________________________

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература



  1. Ф. Локс Упаковка и экология. Пер. с английского под ред. В.А. Наумова. – М., издательство СГУП, 1999.

  2. И.Г. Чехин Современные способы утилизации в СССР и за рубежом. – М., «Химия», 1990

  3. Т.И. Аксенова, В.В. Ананьев, Н.М. Дворецкая и др. Под ред. Э.Г. Розанцева Тара и упаковка. – М., МГУПБ, 1999.

  4. Клинков А.С., Беляев П.С., Соколов М.В., Шашков И.В. Утилизация полимерной тары и упаковки: Учебное пособие – Тамб. гос. техн. ун-т, 2008

____________________________________________________________________________

б) дополнительная литература



  1. Е.Г. Любешкина. Проблемы утилизации бытовых отходов пластмасс и пути ее решения/Экология промышленного производства. 1996, №1

  2. Журналы «Тара и упаковка» с 1992 г.

  3. Журналы «Пластические массы».

  4. Журналы «Твердые бытовые отходы».

  5. Журналы «Коммунальный комплекс России».

  6. Журналы «Экологические нормы, правила, информация».

  7. Журналы «Экология промышленного производства».

  8. «Тара и упаковка. Контейнеры» Экспресс информация.

  9. В.Е. Гуль. Экологические аспекты производства и применения ВМС: Учебное пособие – М., МГУПБ, 1998.

____________________________________________________________________________

в) программное обеспечение



  1. http://www.edu.ru/modules.php?page_id=6&name=Web_Links&l_op=viewlinkinfo&lid=9638

_____________________________________________________________________________

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы



  1. Мир химии. Все о химии. http://inchemistry.ru/?_openstat= =ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxMTEyNDgzOzQwOTE3OTg7eWFuZGV4LnJ1Omd1YXJhbnRlZQ.

  2. Алхимик. http://www.alhimik.ru/etcet/etcet01.html

  3. Химические ресурсы в интернете. http://www.primchem.narod.ru/sites.html.

  4. Справочные таблицы по химии. http://www.himhelp.ru/section23/section1/section7/.

____________________________________________________________________________
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лабораторные работы выполняются в специализированной лаборатории, оснащённой соответствующими приборами и оборудованием: средствами химического анализа, потенциометрии, аналитическими весами, мешалками и т п. Набор необходимого оборудования и реагентов обеспечивает возможность реализации лабораторных работ, предусмотренных программой. Для тестирования и самостоятельной подготовки используется компьютерный класс.



10.1. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов, используемых в учебном процессе:

- слайды и схемы;

- тесты для контроля усвоения материала по дисциплине;

- видеофильмы;

- программы для ЭВМ;

- плакаты по курсу «Утилизация упаковки»



11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).

Рекомендуемые образовательные технологии - лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, защита лабораторных работ. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой.

11.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины проводятся контрольные работы в соответствии с пройденным материалом.


Перечень вопросов для зачета:

Вопросы

к зачету по дисциплине «Утилизация и вторичная переработка материалов и изделий»

  1. Основные направления утилизации тары и упаковки.

  2. Пути и методы обращения с отходами.

  3. Захоронение как метод утилизации. Преимущества и недостатки.

  4. Сжигание как метод утилизации. Преимущества и недостатки.

  5. Переработка ТБО.

  6. Устройство и совершенствование полигонов ТБО.

  7. Производство и утилизация стеклянной тары. Влияние на окружающую среду.

  8. Производство и утилизация бумаги. Влияние на окружающую среду.

  9. Утилизация бумажной упаковки.

  10. Производство и утилизация пластиковой упаковки. Влияние на окружающую среду.

  11. Структурно-механические особенности полимерной упаковки.

  12. Основные направления рецикла пластиковой упаковки.

  13. Особенности утилизации пластиковой упаковки.

  14. Повторное использование тары из полимерных материалов.

  15. Сырьевой рецикл полимерной упаковки.

  16. Химический рецикл полимерной упаковки.

  17. Каталитический термолиз как метод переработки смеси полимеров.

  18. Утилизация полимерной упаковки путем химического разложения до мономеров.

  19. Производство и утилизация металлической упаковки. Влияние на окружающую среду.

  20. Виды коррозии металлической упаковки и основные принципы защиты от нее.

  21. Полимерные материалы с регулируемым сроком службы.

  22. Преимущества и недостатки упаковки из саморазлагающихся материалов.

  23. Основные технологические направления создания биоразлагаемых полимеров.

  24. Основные технологические направления создания фоторазлагаемых полимеров.

  25. Биоразлагаемые полимеры на основе природных материалов.

  26. Понятие об экологической маркировке.

  27. Законодательная основа тароупаковочного хозяйства за рубежом.

  28. Европейская директива об упаковке и упаковочных отходах №92/62/ЕС.

  29. Дуальная система Германии. Зеленая точка.

  30. Проблемы бытовых отходов в РФ.

  31. Расчет оборачиваемости тары.

  32. Оценка экономической эффективности использования возвратной и оборотной тары.

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

_____________________________________________________________________________




Цена свободы — это вечная бдительность. Джон Керран, а за ним многие
ещё >>